Рис. 16.4. Планировка кабинетов (а) и интерьер приемной-секретарской (б) : А -кабинет руководителя учреждения; Б-приемная-секретарская; В-кабинет заместителя руководителя; Г-кабинет начальника отдела; 1 -рабочий стол, 2-стол для приема посетителей, 3-стол для совещаний, 4-журнальный столик с креслами, 5-стул для посетителей, 6-тумба-приставка, 7-шкаф
Рис. 16.5. Планировка общих рабочих помещений : а- комнаты на 3 ... 10 рабочих мест, б-рабочие залы; 1, 2-конторский стол, 3 -стол для машинистки, 4, 5-стул, 6-тумба-приставка, 7-шкаф
Рис. 16.6. Планировка проектных залов : а-зал на 20 чел., б-зал на 41 чел., в-зал на 40 чел., г-зал на 30 чел.
Рис. 16.7. Гибкая планировка рабочего зала-этажа в здании Карштадт в Эссене (ФРГ) Гибкая планировка рабочих помещений в больших залах допускает трансформацию пространства в соответствии с меняющимися требованиями, обеспечивает универсальность его использования, а также сокращает пути движения, позволяет централизовать однотипные работы и рационально использовать конторскую технику. Конференц-залы административных зданий предназначены для проведения совещаний, конференций, семинаров, демонстрации специальных фильмов. Вместимость конференц-зала не превышает, как правило, 50% расчетной вме-стимости здания. Площадь зала без эстрады принимается по 0,7 м2 на одно место, а при оборудовании кресел пюпитрами-0,8 м2. Эстраду проектируют глубиной от 3 до 9 м. В конференц-залах желательно естественное освещение, однако необходимы шторы или ставни для окон. Конференц-зал может использоваться универсально - не только для заседаний, но и для выставок, вечеров, поэтому при вместимости до 400 мест рекомендуется делать горизонтальный пол. При конференц-залах необходимы кинопроекционная, комната для президиума и кулуары. Залы совещаний (рис. 16.8, а) предназначены для проведения переговоров, совещаний, заседаний за общим столом, за индивидуальными и групповыми столами. Площадь залов зависит от потребности и определяется из расчета на одного человека от 0,9 до 2,5 м2 в зависимости от характера расположения мест и мебели. Техническая библиотека (рис. 16.8, б) состоит из хранилища, читального зала, абонемента и служебного помещения. Небольшие библиотеки с фондами до 30 тыс. единиц хранения занимают
Рис. 16.8. Планировка залов совещаний {а) и технической библиотеки (б) : 1-стол президиума, 2-трибуна, 3-стол стенографисток, 4-читательские столы, 5-каталожные шкафы, 6-рабочий стол, 7-стеллажи, 8-кафедра выдачи и приема книг, 9-шкаф для документов одно помещение. Хранилище оборудуется стеллажами, расположенными перпендикулярно поверхности естественного освещения; для искусственного освещения применяют только лампы накаливания. Площадь хранилища закрытых фондов определяется из расчета 2,2...2,5 м2 на 1 тыс. единиц хранения. В читальном зале устанавливаются стеллажи открытого хранения и столы для чтения-индивидуальные (размером 900 х 600 мм) или двухместные (1500 х 600 мм), а также большой стол на 10... 15 человек для просмотра журналов. На одно читательское место необходимо 2...2,4 м2 площади. В зоне абонемента размещается кафедра выдачи и приема литературы, каталожные шкафы, шкаф для читательских формуляров. Площадь служебного помещения-4м2 на одного сотрудника библиотеки. Основным показателем, характеризующим величину административного здания, является вместимость, которая определяет строительный объем здания из расчета 35...90 м3 на одного сотрудника с учетом характера деятельности учреждения. Объемно-пространственные и планировочные решения административных зданий исключительно разнообразны. Это объясняется тем, что трудовые процессы, происходящие в различных административных зданиях, требуют небольших индивидуальных кабинетов и залов для десятков сотрудников; размещения обычной конторской мебели и специального оборудования, иногда громоздкого и сложного; естественного или только искусственного освещения; разных микроклиматических параметров. Административные здания часто являются носителями художественных образов большой общественной значимости; разнообразны их размеры и роль в архитектурном ансамбле.
Рис. 16.11. Планы этажей высотных зданий : . а... г -Комитет стандартов, Министерство химической промышленности, Министерство внешней торговли, Дом проектных организаций (Москва), д-Тур-Нобель в Париже, е-здание компании «Ай-Би-Эм» в Питтсбурге, .ж:-здание Маннесман в Дюссельдорфе, з-здание Инланд-Стиль в Чикаго
Рис. 16.12. Здание Ленгипрогора в Ленинграде (архит. А. Белоусов, инж. Л. Рейз,А. Майер, В. Иван-цевич): а-общий вид, б-план
Традиционной для административных зданий является коридорная планировка (рис. 16.9, 16.10, 16.11). Однако ее неизменяемость, жесткость часто становятся препятствием при изменении структуры и характера работы учреждения или его подразделений, не соответствует общественно необходимой гибкости управленческого аппарата. Поэтому характерной особенностью многих современных административных зданий является гибкая планировка, которая позволяет трансформировать внутреннее пространство и тем самым отвечать изменяющимся функциональным требованиям. Гибкая планировка предполагает такое решение, когда одно и то же пространство (например, в пределах этажа) может быть оставлено нерасчлененным, т.е. зальным помещением, или расчленено на отдельные пространства, составляющие набор помещений необходимых размеров. В зданиях с гибкой планировкой могут меняться не только расположение и размеры помещений, но и связи между ними (рис. 16.12). Гибкая планировка позволяет создавать универсальные административные здания, в которых можно размещать несколько организаций с разной структурой.
энергетика экономика газ ремонт тепло отопление Безопасность конструкция расчет |
По ориентации жилых помещений по странам света (см. § 40) различают жилые секции ограниченной, неограниченной и частично ограниченной ориентации. В секциях ограниченной ориентации окна квартиры выходят только на одну из продольных сторон здания. Такие секции можно применять лишь в тех случаях, когда продольная ось здания располагается примерно по меридиану, поэтому такие секции иногда называют меридиональными.
В секциях неограниченной ориентации окна каждой квартиры выходят на обе продольные стороны здания. Такие секции применяют при любом размещении здания на генеральном плане, включая и случай, когда продольная ось здания расположена примерно по направлению широт (широтные секции).
Если в секции только часть квартир имеет двустороннюю ориентацию, то ее называют секцией частично ограниченной ориентации. В таких секциях при широтном их расположении квартиры с односторонней ориентацией располагают так, чтобы их окна выходили на южную сторону.
В зависимости от числа квартир на этаже различают двух-, трех-, четырех- и многоквартирные секции.
В двухквартирных секциях (рис. 34 а) квартиры имеют двустороннюю ориентацию, что обеспечивает хорошие условия их инсоляции и сквозное проветривание. Такие секции имеют неограниченную ориентацию. В двухквартирных секциях целесообразно проектировать квартиры в 3 и более комнат, так как при небольшой площади квартир увеличивается относительная стоимость лестниц. Особенно целесообразны эти секции в южных районах, где необходимо сквозное проветривание.
В трехквартирных секциях (рис. 34, б) две квартиры, находящиеся по сторонам лестницы, имеют двустороннюю ориентацию, а третья, меньшая, квартира, напротив лестницы - одностороннюю. В таких секциях исключается северная ориентация третьей квартиры. Трехквартирные секции, как более экономичные по сравнению с двухквартирными, получили довольно широкое распространение.
Четырехквартирные секции бывают частично ограниченной ориентации (рис. 34, в), в кoторых только две квартиры ориентированы на две стороны, и ограниченной ориентации - меридиональные (рис. 34, г), в которых все четыре квартиры имеют одностороннюю ориентацию. Такие секции благодаря увеличению числа квартир в жилой площади, приходящихся на одну лестницу (или на один лифт в домах в 6 и более этажей), более экономичны, чем двух- и трехквартирные.
Поскольку стоимость вертикальных коммуникаций, приходящаяся на 1 м 2 жилой площади, повышается с увеличением этажности зданий, В домах повышенной этажности целесообразно увеличивать число квартир в секции до шести-восьми. Однако в этом случае-приходится расширять лестничные площадки и создавать тупиковые коридоры.
На рис. 35, а изображен план рядовой двухквартирной секции 5-этажного дома с трех-и четырехкомнатной квартирами неограниченной ориентации. Кухни и санитарные узлы сблокированы и расположены у входов в квартиру. В обеих квартирах имеется по одной проходной общей комнате. Поперечные несущие стены секции расположены с большим и малым шагом.
План трехквартирной секции частично ограниченной ориентации 5-этажного дома показан на рис. 35, б. В секции размещены три двухкомнатные квартиры. Планировка квартир компактна, комнаты расположены удобно, имеются встроенные шкафы и просторная кухня площадью 7,1 м 2 .
На рис. 35, в показан план четырехквартирной жилой секции 10-этажного крупнопанельного дома с двумя двухкомнатными и двумя трехкомнатными квартирами. Секция имеет широтную частично ограниченную ориентацию. Во всех квартирах предусмотрены эркеры, которые улучшают инсоляцию комнат и обогащают пластическую композицию фасада дома. В здании имеется два лифта: пассажирский грузоподъемностью 320 кг и грузопассажирский - 500 кг. Пожарная эвакуация жителей предусмотрена в соседние секции через лоджии.
План восьмиквартирной секции 16-этажного крупнопанельного дома с двумя однокомнатными. четырьмя двухкомнатными и двумя трехкомнатными квартирами изображен на рис. 35, а. Здание запроектировано с поперечными несущими стенами и единым продольным шагом 3,2 м. Для входа в квартиры лестничные площадки удлинены тупиковыми коридорами. Для пожарной эвакуации жителей можно использовать лоджии, расположенные на границе соседней секции.
На рис. 36 показаны типы улучшенной планировки квартир в 1, 2, 3, 4 и 5 комнат для строительства в период 1971-1975 гг. Чтобы обеспечить более комфортные условия проживания, в квартирах предусматривают удобные функциональные связи общих комнат я кухонь, спален и санитарных узлов.
В квартирах увеличены размеры кухонь, передних и ванных помещений. Ванные комнаты расположены в глубине квартиры около спален. При увеличении площади кухни она становится кухней-столовой, где свободно можно установить обеденный стол и разместить дополнительную мебель.
Площади общих жилых комнат предусмотрены в пределах от 15 до 22 м 2 , спальня родителей - не менее 12 м 2 , спальня для двоих детей - не менее 10 м 2 , а спальни на одного человека - не менее 8 м 2 . Квартиры оборудованы встроенными шкафами для одежды и белья, антресольными шкафами и всеми современными видами инженерного оборудования.
Для семей, состоящих из двух человек (молодоженов, бездетных пар, одиноких матерей или отцов с детьми), а также для одиночек целесообразнее и экономичнее строить дома гостиничного типа. Эти дома состоят из небольших одно- или двухкомнатных квартир и группы помещений общественно-бытового обслуживания; сюда входят помещения общественного питания, по уходу за детьми, для коллективного отдыха и занятий, а также домовые душевые, самодеятельные прачечные и мастерские.
Помещения коллективного обслуживания могут быть встроены в жилой корпус, примыкать к нему в виде пристройки или их размещают в отдельно стоящем здании, связанном с жильем крутым переходом.
Жилые дома гостиничного типа большей частью имеют коридорную систему планировки. На рис. 37 показан типовой проект жилого дома гостиничного типа. Дом имеет однокомнатные квартиры с выходом в общий коридор. В квартирах предусмотрен минимальный состав подсобных помещений, которые рассчитаны на ведение небольшого домашнего хозяйства. Душевые и постирочные запроектированы общего пользования и расположены в первом этаже. В первом же этаже расположены обеденный зал с кухней, детская комната, приемный пункт белья, ателье ремонта одежды, бюро обслуживания.
В условиях сложного рельефа или затесненного участка проектируют односекционные жилые дома обычно повышенной этажности (9, 12 и более этажей), называемые иногда домами башенного типа (рис. 38). В этих домах квартиры расположены вокруг одного узла коммуникаций (лестница, лифты).
В башенных домах обеспечиваются благоприятные санитарно-гигиенические условия квартир (угловое проветривание, хорошая освещенность и инсоляция), планировка квартир достаточно экономична (нет потерь на излишние подсобные площади). Односекционные дома башенного типа получили довольно большое распространение и потому, что они обладают большой градостроительной маневренностью по сравнению с протяженными секционными. Обычно эти дома возводят в реконструируемых кварталах, а также в сочетании с домами других типов (секционных) и часто меньшей этажности, что позволяет создать более живописный силуэт застройки.
На рис. 38 изображен план типового этажа 9-этажного крупнопанельного жилого дома башенного типа с тремя двухкомнатными и одной трехкомнатной квартирами.
Коридорные и галерейные дома
В коридорных домах квартиры обычно располагают с двух продольных сторон коридора. Коридорные жилые дома по сравнению с секционными более экономичны, так как в них меньше лестничных клеток и лифтов. К недостаткам этих домов относятся односторонняя ориентация квартир, снижающая градостроительную маневренность при застройке участка этими домами, отсутствие сквозного проветривания, меньшая изолированность квартир, чем в секционных домах.Ширину коридоров принимают 1,4 м при их длине до 40 м или 1,0 м при большей длине коридора.
На рис. 39 изображен план типового этажа 16-этажного каркасно-панельного жилого дома коридорного типа. На этаже расположены 1 однокомнатная квартира, 4 двухкомнатных и 3 трехкомнатных.
В южных районах для защиты квартир от перегрева целесообразно строить дома галерейного типа (рис. 40). В этих домах квартиры размещают по одну сторону открытой галереи, ширина которой должна быть не менее 1,2 м. Окна квартир в галерейных домах обращают на две стороны для обеспечения сквозного проветривания, что в условиях юга является обязательным, и градостроительной маневренности зданий. Кроме того, открытые галереи создают большую связь квартиры с природой и защищают их от перегрева. В каждой квартире между жилыми комнатами и галереей располагают кухню, санузел, переднюю. Таким приемом жилые помещения изолируются от шумной части дома - галереи.
Общежития
Кроме жилых комнат общежития должны иметь следующие подсобные помещения общего пользования: вестибюли, гардероб, кухни-кубовые, санитарные узлы, комнаты дневного пребывания, комнаты для чистки одежды и обуви, кладовые для хранения личных вещей, постирочные, служебные комнаты обслуживающего персонала и изоляторы.Число мест (кроватей) в жилой комнате должно быть пе более трех. Более распространены спальные комнаты на два-три человека. Комнат на одного-двух человек предусматривают меньше по экономическим соображениям.
Размеры жилых комнат в общежитиях в плане нужно принимать с учетом соблюдения минимальных расстояний: между длинными сторонами кроватей - 0,5 м, а между их изголовьями - 0,4 м, от наружных стен или печей до длинной стороны кроватей - 0,3 м, для центрального прохода между рядами кроватей - 1,1 м. Ширина жилой комнаты должна быть не менее 2,2 м.. Площадь комнат определяется из расчета 6 м 2 на одного человека.
В жилых комнатах предусматривают встроенные шкафы для платья и белья, из каждой жилой комнаты должен иметься самостоятельный выход в общий коридор непосредственно или через шлюз-переднюю. Двери из жилых комнат в коридор должны открываться внутрь комнат.
Площадь кухонь-кубовых на этажах следует принимать в зависимости от вместимости этажа.
Более распространена коридорная система планировки общежития с трехпролетной конструктивной схемой с двумя рядами внутренних колонн (рис. 41). Меньше строят в СССР общежитий секционной системы, в которых входы в жилые комнаты предусматривают из отдельного небольшого коридора-передней с выходом из него непосредственно в лестничную клетку.
В больших городах возможно строительство общежитий вместимостью на 1500 мест и более. Так, например, в Москве запроектировано 20-этажное здание общежития студентов Московского гидромелиоративного института вместимостью на 1800 человек.
Здание общежития состоит из трех объемов, расположенных под прямым углом (рис. 42). Повышенная этажность общежития обусловлена необходимостью разместить здание на небольшом участке.
Типовые этажи (с 3-го по 20-й) состоят из трех блоков, в каждом из которых будет проживать 32-34 студента. Принятое решение изолирует и разукрупняет жилые помещения и дает возможность уменьшить длину коридоров и лучше их осветить естественным светом.
Запроектировано два типа жилых ячеек. Основной тип (на пять человек) состоит из передней с нишей для верхней одежды, раздельного санитарного узла с душем и двумя жилыми комнатами на два-три человека. Второй тип - двухместная ячейка с теми же удобствами, предназначенная для семейных студентов или аспирантов.
В каждом жилом поэтажном блоке запроектирована кухня-столовая с электроплитами. Первые два этажа и цокольный этаж предназначены для помещений обслуживания.
Здание каркасного типа, модульный шаг колонн в поперечном направлении 6-2 - 6л,в продольном 6-3 м. Стены выполнены из навесных керамзитобетонных панелей. Авторы проекта И. Ловейко, Ю. Гайгаров, Е. Таранова.
Малоэтажные жилые дома усадебного типа
Большой удельный вес в общем жилом фонде имеют жилые дома усадебного типа, предназначенные главным образом для сельского населения. Основным типом сельского дома индивидуального строительства является одноэтажный одноквартирный дом с приусадебным участком. На рис. 43 изображен деревянный одноэтажный одноквартирный дом с печным отоплением, имеющий три комнаты, кухню, кладовую и веранду (уборная расположена во дворе).Объединение двух квартир в одном доме дает возможность снизить стоимость каждой квартиры на 5-6% и экономить 10-12% топлива по сравнению с одноквартирным.
На рис. 44 показан двухквартирный кирпичный дом с печным отоплением, водопроводом и канализацией.
Одноэтажные дома иногда проектируют с мансардой (рис. 45). Единица площади в доме мансардного типа дешевле, чем в одноэтажном доме такого же размера, на 12-13%. В практике государственного сельского строительства в настоящее время распространены каменные секционные жилые дома высотой до 4-5 этажей.
В секционных домах входы в квартиры устраивают из общих лестничных клеток, т. е. жильцы могут не иметь непосредственной связи со своими земельными участками. Поэтому в тех случаях, когда население дома заинтересовано в индивидуальных приусадебных участках, целесообразно строить многоквартирные блокированные дома, обычно двухэтажные (рис. 46). В этих зданиях экономичность я благоустройство удачно сочетаются с особенностями индивидуального дома, в котором каждая квартира имеет отдельный выход в обособленный земельный участок.
Художественные задачи проектирования жилых зданий. Внешний облик жилых домов должен выражать специфику их назначения, быть красивым, а все элементы здания - гармонично связанными. При этом следует учитывать художественные традиции населения, живущего в районе предполагаемого строительства, так как красота архитектуры у каждого народа имеет свои особенности. Примерами могут служить различные художественные приемы узбеков в народов Прибалтики.
Особенности архитектуры должны быть заложены уже в планировке зданий и поддержаны объемно-пространственными решениями как квартир, так и всего внешнего облика здания на основе национальных художественных традиций, включая излюбленные цветные сочетания. При этом следует всегда помнить, что в глубине этих традиций лежат такие существенные материальные факторы, как природно-климатические условия (температура, характер осадков), оказавшие большое влияние на бытовые традиции и художественное мышление.
К основным средствам архитектурной композиции современных типовых жилых домов, придающих разнообразие застройке жилых комплексов, относятся, кроме красивых пропорций, различные способы фактурной и цветовой отделки наружных стен в сочетании с разнообразными композиционными приемами решений окон, входов, балконов и лоджий.
Фасады зданий должны иметь соответствующий человеку масштаб и быть лиричными.
Ритмические членения плана и четкая взаимосвязь помещений квартир должны быть выражены во внешних формах здания - в ритме окон, балконов, лестничных клеток в т. п. Размеры, форму и распределение окон, оказывающих большое влияние на архитектурный облик здания, следует принимать в соответствии с художественными и практическими требованиями освещения и проветривания помещений. На фасаде здания не должно быть каких-либо случайно расположенных и функционально не оправданных элементов.
Цвет имеет большое значение и условиях типовой застройки жилых домов в любых районах. Средствами цвета можно в значительной степени разнообразить вид домов, придать нарядность и привлекательность всему жилому комплексу. В современных типовых жилых домах индустриального строительства обычно производят цветную покраску таких элементов зданий, как балконы, цветочницы под окнами, входы, контрастирующие с основным тоном стены. Большие плоскости фасадов обрабатывают по методу цветных контрастов. Например, торцы домов, выходящие на магистраль, окрашивают в яркий цвет, контрастирующий с основным светлым фоном фасадов.
Важным средством обеспечения живописности, художественного разнообразия ансамбля типовой застройки микрорайонов является искусство размещения зданий в кварталах путем сочетания зданий различной этажности и назначения, а также включение и ансамбль озеленения, водных бассейнов, использование природного ландшафта и учет градостроитель" вой ситуации.
Новое здание медицинского центра расположилось недалеко от Московского зоопарка и Краснопресненской высотки, на пересечении Красной Пресни и Малой Грузинской улицы, на месте фабрики-кухни, построенной во второй половине двадцатых годов архитектором Сергеем Курабцевым. Здание кухни, как и несколько небольших соседних строений, долгое время принадлежало городской больнице №32. Затем с 2006 года оно пустовало, постепенно ветшая, пока, после долгих переговоров заказчика «МЕДСИГРУП» с городскими властями, в ноябре 2013 года не было принято неоднозначное решение снести конструктивистский дом. Взамен построен новый современный, оборудованный по последнему слову техники частный медицинский центр. Заказчик обязался выделить долю под городскую больницу, а архитектуру новой постройки решить в духе советского конструктивизма - в память об утраченном объекте.
В качестве генпроектировщика пригласили компанию «КАПСТРОЙПРОЕКТ», которая занималась реализацией проекта, и разрабатывала его планировочную структуру. Авторов же архитектуры нового здания и, в частности, его фасадов выбрали на закрытом конкурсе, в котором участвовали не только российские, но и иностранные бюро. Карен Сапричян, руководитель мастерской «ГрандПроектСити», вместе с Александром Асадовым предложили на этом конкурсе компромиссный вариант, основанный на современной интерпретации мотивов позднего конструктивизма. «Мы стремились сохранить дух места, - рассказывает Карен Сапричян, - и проявить уважение к существующей городской среде Краснопресненского района, застройка которого активно формировалась в период 1930-1980-х годов. Сегодня самое заметное сооружение района - построенный в 1928 универмаг «Госторга» братьев Весниных. Кроме того, стилистика позднего конструктивизма показалась нам наиболее актуальной для медицинского учреждения: именно так решены, скажем, Кремлевская поликлиника на Воздвиженке или поликлиника РАО РЖД». Конкурс был выигран и авторы приступили к проектированию.
В первом варианте, предложенном архитекторами, аллюзии на поздний конструктивизм были достаточно сильны: скругленный эркер, выходящий на Красную Пресню, крупные окна и сдвоенные полуколонны, горизонтальные пояса-карнизы напоминали, в частности, здания Ивана Фомина. Городские власти проект одобрили. Заказчик, однако, не согласился с предложением, согласованным и даже получившим АГР: здание, связанное с качественной медициной нового тысячелетия, по его убеждению не должно было напоминать советскую архитектуру, а наоборот, принадлежать новому веку, указывая своим видом на новейшие технологии. Заказчик даже планировал реализовать другой проект, с полностью стеклянными фасадами.
Однако, как рассказывает Карен Сапричян, «благодаря твердой позиции главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова был выбран наш вариант, выполненный в духе московского конструктивизма». Архитектуру, однако, пришлось в значительной степени преобразовать в ответ на предпочтения МЕДСИГРУПП. Решение, способное удовлетворить всех - и город, и заказчика, и неравнодушных к происходящему жителей, и самих авторов - искали долго, несмотря на цейтнот: здание планировали построить (и в итоге построили) очень быстро - менее, чем за два года, с осени 2013 к лету 2015.
Второй и окончательный вариант, устроивший всех участников процесса, меньше напоминает об архитектурном авангарде и ранней неоклассике, зато архитекторы добавили аллюзий на «ажурный дом» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте. Та же бетонная сетка, выступающая из стеклянной, с металлическим каркасом, «внутренней» поверхности; только здесь стекла больше, перемычки расставлены шире, местами объединяя, как принято в наше время, по два этажа. То же преобладание вертикалей - но здесь они реже, плотнее, и покрыты не имитацией венецианского мрамора, как то было у Бурова, а тонким рустом. К слову, руст, рельефные лопатки, «слоистость» фасада с ребристыми, утопленными горизонталями, - становятся реакцией на городское окружение, попадая в резонанс с видимой отсюда в перспективе краснопресненской высоткой Посохина-Мндоянца.
Но главное - ажурные панели. Их рисунок обобщен и напоминает готическую паутину с абстрактной, подчиненной дугам, хотя и не вполне оторванной от растительных мотивов, пластикой.
Барельефы выполнены из скульптурной глины в натуральную величину: от 3,5 до 8 метров по авторским эскизам Карена Сапричяна. Формовали и изготавливали их также командой «ГрандПроектСити». «Вариантов рисунка - рассказывает автор, - было много: абстрактный, перекликающийся с оформлением порталов железнодорожных туннелей в Адлере, исполненных мною к Олимпиаде 2014; растительный, простой геометрический и другие». Ажурные рельефы, надо сказать, оказались почти идеальным решением проблемы сочетания исторического контекстуализма, в рамках которого хотели остаться архитекторы, и острой современности, на которой настаивал заказчик - как известно, мало что так актуально в архитектуре нашего времени, как умеренно-абстрактный орнамент. Иными словами, панели сделали здание одновременно и историчным, и современным. Для работ бюро Карена Сапричяна, архитектора-скульптора, это решение также очень характерно, можно сказать, что в данном случае особенность авторского почерка помогла быстро преодолеть целый узел противоречий, в то же время наделив здание узнаваемой «изюминкой».
В целом же архитектурное решение здесь построено на сочетании зеленоватого стекла - это фирменный цвет МЕДСИ по бренд-буку, что позволило авторам использовать «цвет» в качестве аргумента и во многом продвинуло процесс согласования с заказчиком, - со светлым, похожим на камень архитектурным стеклофибробетоном, образующим на фасадах рельефную сетку, которая на продольных фасадах объединяет визуально по два этажа, а на уличном торце изменяет свой ритм, очерчивая каждый этаж. По словам архитекторов, они сознательно варьировали различные архитектурные элементы, используя их «с разным нажимом»: более сдержанно во дворе и активнее «на важных визуальных точках» со стороны улиц, - все это призвано создать необходимый контраст и сформировать акценты в рамках некоторой общности приемов.
Один из заметных пластических приемов унаследован от первоначального варианта - это полукруглый эркер, обращенный в сторону высотки, повисающий внизу аккуратной консолью и намеренно не доведенный до уровня кровли - узнаваемая цитата. Угол со стороны перекрестка вторит выступу плавным скруглением.
Главный вход, расположенный посередине пластины здания со стороны Малой Грузинской, наоборот, подчеркнут легким уступом - фасад переламывается широким углом наподобие книги (вспоминаем Калининский проспект, он же Новый Арбат, или здание СЭВ, хотя здесь сходство менее буквально). В месте перелома фасад становится преимущественно стеклянным, а тонкие рельефные межэтажные карнизы левой и правой половины здания обрываются, встречаясь наподобие сведенных в замок пальцев руки - через одного. Таким образом, через различие ритма и чередование двухэтажных полос архитекторам удалось визуально разбить протяженное здание на два объема, как будто бы сросшихся «на шарнире» вестибюля. Со стороны двора в этом ключевом месте - уступ.
И кроме того, новое здание неплохо вписалось в ряд советских девятиэтажек на Красной Пресне - рост, цвет, все почти как родное.
Важную роль в создании индивидуального образа здания играет архитектурная подсветка, с помощью которой авторы выявляют структуру фасадов, подчеркивают индивидуальность пластических приемов. Ажурные прорезные панели получили особый «бонус» - RGB подсветку в полном световом спектре; она деликатно акцентирует вставки, не разрушая цельности фасадной ткани.
Комплекс на Пресне удалось построить очень быстро, невзирая на сложности участка и проблемы, связанные со сносом существующего дома. Строительство началось в 2014 году, а уже во второй половине 2015 центр обещают открыть для пациентов. Посетителям будут доступны все отделения - от терапии до аллергологии и иммунологии. Предусматривается также дневной стационар, операционный и диагностический блоки. Для столицы - это шаг вперед в развитии медицины, пусть и платной, а для городской среды - своего рода прививка, пример почти буквального, визуально отрефлексированного «срастания» воспоминаний о старом с идеями новизны.