Обязательными требованиями к искусственному освещению помещений образовательных организаций изложены в пункте 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно данному документу во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателям дискомфорности (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 ед. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.
Минимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусматривать раздельное включение линий светильников. Кроме того, для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения:
Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.
Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Управлением при проведении надзорных мероприятий проводится оценка уровня освещенности в детских учреждениях требованиям санитарного законодательства. В 2014 году проверки проведены в отношении 188 общеобразовательных учреждений. В ходе проверок в детских и подростковых учреждениях области проведено 11952 замера уровней искусственной освещенности. Удельный вес неудовлетворительных результатов замеров составил 7,8%, что связано в основном с неудовлетворительными замерами коэффициента пульсации – показателя качества искусственной освещенности в учебных помещениях. По результатам неудовлетворительных результатов выданы предписания по устранению недостатков и проведены мероприятия по улучшению освещенности в образовательных организациях.
Недостаточные уровни освещенности являются одной из причин формирования патологии органа зрения. В целом по данным результатов профилактических осмотров детского населения в организованных коллективах области в 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечается уменьшение выявляемости детей с понижением зрения на 3,4%.
Специалистами Управления в 2014 году по результатам контрольно – надзорных мероприятий в образовательных организациях области за нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности составлено 963 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.3.1186-03
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
2.4.1. Естественное освещение
2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать:
снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;
душевые и уборные персонала;
кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);
радиоузлы;
кинофотолаборатории;
книгохранилища;
бойлерные, насосные водопровода и канализации;
камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;
узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;
помещения для хранения дезсредств.
Светильники для образовательных кабинетов
Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.
Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.
Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция - аварийный блок.
Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый
2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).
Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).
2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.
2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.
2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.
2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.
2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 - 0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева - с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5.
Светильники для школьных коридоров и подсобных помещений
Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция - аварийный блок.
Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.
Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция - аварийный блок.
2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2x40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.
2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.
Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).
2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).
2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.
2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.
2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.
2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV - VII разрядов - 1,5 - 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I - IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.
2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.
Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм. Монтируется на вертикальную поверхность с помощью кронштейнов.
У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений ? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.
Требования к освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
для дверей, оконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
не закрашивать оконные стекла;
не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.
В настоящее время школа имеет огромное значение и занимает колоссальное место в нашей жизни и в жизни наших детей. Именно школа формирует большую часть личностных и социальных особенностей ребенка, Большую часть своего времени в течение дня ребенок проводит в стенах школы. Именно поэтому очень важно, чтобы не только обучение было высокого качества, но и сама обстановка в школе соответствовала нормам и способствовала развитию и физическому здоровью подрастающего поколения.
Освещение школьных помещений играет важную роль и оказывает значительное действие на физическое и психическое здоровье учеников и работников учебного заведения. Очень важно в процессе организации освещения школы, знать, что каждый светильник здесь выполняет свою функцию. Каждый сектор здания школы имеет свое назначение и требует индивидуального подхода к освещению. Обычно, здание школы по своему назначению делится на следующие секторы:
учебные классы (кабинеты);
коридоры;
столовая и кухонное помещение;
спортивный зал.
Кроме того, особого внимания требует территория вокруг школьного здания и аварийное освещение школьного здания.
Освещение учебных классов (кабинетов)
Самыми важными помещениями в школе являются учебные классы - кабинеты, в которых осуществляется непосредственно процесс обучения. Правильное освещение учебных классов способствует повышению умственной активности учащихся, концентрации внимания, и, как следствие, повышению успеваемости учащихся школы. Чаще всего для освещения учебных классов применяются встраиваемые или накладные люминесцентные светильники или светильники дневного света. Летом купить светильники для школы несколько проблематично, из-за повышенного спроса накануне нового учебного года, поэтому это нужно учесть заранее.
Вкупе с естественным освещением люминесцентные светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения, а также экономию электроэнергии. Расположение светильников в школьном классе зависит от многих параметров: геометрия помещения, яркость и угол рассеивания света светильников и т. д. особое внимание при освещении школьных классов необходимо уделить освещению школьной доски.
Основные требования к освещению школьной доски:
отсутствие эффекта ослепления;
обеспечение хорошего обозрения текста и графики из любой точки класса;
безопасное подсоединение к сети;
независимость от других электроприборов;
низкий уровень шума;
экономичность.
Чаще всего для освещения школьной доски используются люминесцентные светильники с длинными трубчатыми люминесцентными лампами. Крепится такой светильник, как правило, к стене над доской при помощи кронштейнов либо к потолку с помощью подвесов.
СВЕТОДИОДНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ШКОЛАХ
Эффективность любого рабочего процесса, в том числе и учебного, обусловлена рядом факторов, отвечающих за создание комфортных и благоприятных условий. Не последнюю роль среди них играет и организация освещения. По последним данным, светодиодное освещение в школах и других образовательных учреждениях не просто разрешено, а даже рекомендовано к использованию. Только в 2012 году было принято десять новых ГОСТов, регламентирующих эксплуатацию светодиодов в учебных заведениях, а в разработке находится еще несколько государственных проектов.
В чем заключается преимущество применения светодиодов в школах?
Применение светодиодного освещения в школах решает одновременно несколько принципиальных вопросов.
Во-первых, оно сокращает расходование государственных бюджетных средств и средств из личных фондов муниципальных образовательных учреждений. Поскольку светодиоды отличаются длительным эксплуатационным сроком, они не нуждаются в частом техническом обслуживании, а их полная замена предусматривается производителем не ранее, чем через 10 лет после монтажа.
Во-вторых, светодиодные лампы существенно снижают потребление электроэнергии без потери качества освещения более чем на 70%. А, как известно, расходы за электроэнергию в результате использования люминесцентных источников света значительны и увеличиваются еще больше в условиях короткого светового дня и посменного обучения школьников.
В-третьих, светодиоды экологичны и безопасны. Их применение не сказывается на состоянии здоровья учащихся, а утилизация не требует специализированных мер. К тому же прочные корпуса LED-устройств устойчивы к механическим и ударным нагрузкам.
Четвертая задача, с которой успешно справляется светодиодное освещение - создание безвредной и благоприятной здоровой атмосферы, увеличивающей продуктивность учебных процессов.
Рассмотрим на примере обычной средней школ в 30 классов. Замена
старых малоэффективных светильников на современное светодиодное оборудование сэкономить порядка 440 000 рублей в год только за счёт снижения эксплуатационных расходов.
А также учитывая высокую энергоэффективность, ежегодное повышение тарифов за электроэнергию - общая экономия составит более 1 млн. рублей.
Как светодиоды помогают учебе?
По медицинским исследованиям, зрительные нагрузки, которые испытывают школьники, приводят к быстрому утомлению, снижению концентрации внимания, ухудшают информационное восприятие, угнетают вегетативную систему, уменьшают КПД учащихся и, как следствие, результативность обучения. Многое в этом процессе определяет правильный, грамотно оборудованный искусственный свет. Поэтому неслучайно нормы естественного и искусственного освещения для образовательных учреждений регулируются СНиПом, СанПИНом и ГОСТами.
Освещение на основе светодиодов отличается равномерностью, лишенной пульсаций светового потока, бесшумностью работы приборов, отсутствием бликов и достаточной яркостью. Все это облегчает восприятие зрительного учебного материала, не вызывает нагрузок на зрительные центры, общей усталости и утомляемости, способствует концентрации внимания и, соответственно, улучшает качество усвоения учебной информации. Минимальная нагрузка на глаза очень важна в виду того, что ежегодно растет процент учащихся с различными нарушениями зрения и диагностируется даже у школьников младшего звена.
Светодиодное освещение - залог здорового поколения!
При проведении наблюдений, в одной из российских школ, отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН,за школьниками разных возрастных групп, обучающихся в кабинетах с люминесцентными лампами и светодиодными, медики отметили несколько интересных фактов. В помещениях, где было установлено светодиодное освещение, дети были более собранными и мотивированными к учебе. Более того, психологический фон также был более благоприятен. Наблюдалось меньше агрессии к окружающим, педагогу и личным неудачам. Ученики были более спокойными и уравновешенными.
Таким образом, полный переход учебных заведений на светодиодное освещение не только оправдан с точки зрения экономических, социальных и медицинских факторов, но и дает широкие перспективы для развития полноценного, здорового и образованного поколения.
В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям. Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.
Создание системы освещения в любом образовательном учреждении требует четкого соблюдения определенных норм и требований для того, чтобы уровень освещенности не оказывал на детей неблагоприятного эффекта, а они могли спокойно обучаться и получать новые знания. О том, как сделать освещение в школе правильным, причем во всех его разнообразных помещениях, расскажет эта сегодняшняя статья.
Особенности организации образовательных учреждений
Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.
Помещение школы
Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:
- пишут и читают;
- занимаются изобразительным искусством и трудов;
- занимаются спортом;
- отдыхают на переменках;
- кушают в столовой;
- проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.
Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).
Нормы уровня освещенности для школ
В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.
Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.
По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:
- учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
- коридора;
- столовой;
- спортзала;
- лабораторных кабинетов и т.д.
Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.
Естественный и искусственный тип освещения школы
В регламентирующей документации (СанПин и СНиП) прописаны нормы и требования для двух типов освещения:
- естественное;
- искусственное.
При этом максимальное значение при создании уровня освещенности для рабочего места школьника или целого помещения уделяется естественной подсветки.
Обратите внимание! Естественное освещение максимально оптимально для человеческого глаза. Поэтому для детей такой свет будем самым лучшим решением.
Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам. Конкретные нормы и требования, касательно естественного типа подсветки приведены в СанПин и СНиП. Причем большое значение здесь уделяется для подсветки рабочего места каждого школьника.
Естественное освещение школы
Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.
Обратите внимание! Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать. В отличие от него, естественное освещение изменяется только опосредованно, с помощью штор и жалюзи.
Искусственная подсветка школы
Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:
- для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);
- отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;
- равномерное распределение светового потока по площади помещения;
- свет должен быть рассеянным и без резких теней;
- быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).
Рассмотрим вариант создания искусственной подсветки в каждом типе школьного помещения.
Освещение в классных комнатах и кабинетах
Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место. При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения. В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.
Освещение класса
Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:
- освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
- расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
- равномерное освещение помещения;
- для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
- отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.
При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:
- полное исключение слепящего эффекта;
- создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
- независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
- экономичность светильников;
- минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.
Освещение возле доски
Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.
Освещение в школьных коридорах
По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.
Освещение в школьном коридоре
Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.
Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.
Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.
Освещение актового и спортивного зала
Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.
Освещение школьного спортзала
И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.
Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.
Освещение в актовом зале
Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.
Освещение школьной столовой
Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.
Освещение в школьной столовой
Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:
- накладные;
- подвесные;
- встраиваемые.
Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.
Заключение
В школе имеется много разнообразных помещений с определенными требованиями и нормами, применяемых к уровню освещенности. Все эти сложности обусловлены тем, что в классных комнатах, коридорах, кафетерии и спортивных залах нужно создать максимально комфортные и удобные условиях для пребывания в них людей. Кроме этого здесь нужно создать безопасные условия для передвижения. Все нормы и требования для школьных учреждений оговорены в СанПин и СНиП. Они помогут вам в правильной организации освещения любых школьных помещений.