Урбанизация - это сложный процесс увеличения доли городского населения и распространения городского образа жизни. До настоящего времени основным показателем урбанизации остается доля городского населения, хотя, по ряду причин, этот показатель нельзя считать универсальным. Обусловлено это тем, что в разных странах статус города (городского поселения) определяют по-разному. В качестве примера, можно отметить, что в Китае город должен иметь не менее 10 тыс. жителей, в России и Беларуси - не менее 6 тыс. жителей, а в странах Скандинавии для этого обычно достаточно 400 человек. Кроме того, наряду с количественными, в ряде стран существуют и качественные критерии статуса города (плотность населения в пределах данного поселения, доля занятых в несельскохозяйственной сфере и ряд других). Однако, до сих пор другого, более объективного, показателя не разработано, вследствие чего именно долей городского населения отражают уровень урбанизации.
Двадцатое столетие часто называют веком урбанизации. Обусловлено это тем, что в его начале в городах проживало лишь 10% населения Земли, к средине столетия этот показатель вырос до 30%, а в настоящее время составляет приблизительно 47% (2003 г.). Таким образом, сейчас наша планета остается преимущественно «сельской», главным образом, за счет развивающихся стран.
В большой совокупности причин урбанизации, в качестве основных можно выделить следующие:
· Развитие промышленного производства, которое преимущественно концентрируется в городах.
· Избыток рабочей силы в сельской местности, который в странах с разным уровнем экономического развития имеет неодинаковые причины. В государствах с развитой экономикой это связано с высоким уровнем механизации сельскохозяйственного производства. В результате, в этом секторе экономики здесь занято, как правило, не более 5% экономически активного населения. Под экономически активным населением понимается та его часть, которая в данный момент занята в материальном и нематериальном производстве. В развивающихся странах избыток рабочих рук в сельской местности (аграрное перенаселение) обусловлен высокой рождаемостью и естественным приростом.
· В большинстве случаев (причем, нередко с точки зрения людей), более благоприятные условия проживания в городских поселениях по сравнению с сельскими.
Источниками урбанизации являются:
Естественный прирост населения в городских поселениях; миграция из сельских поселений в городские поселения; преобразование сельских населенных пунктов в городские.
В зависимости от числа жителей города подразделяют следующим образом:
Малые - до 20 тыс. чел.;
Средние - от 20 до 100 тыс. чел.;
Большие - от 100 до 250 тыс. чел;
Крупные - от 250 до 500 тыс. чел.;
Крупнейшие - более 500 тыс. чел.
В группе крупнейших выделяют города-миллионеры, т.е. те, которые имеют 1 млн. и более жителей. В начале XX в. таких городов было лишь 10, а в настоящее время - более 400. При слиянии городов возникают агломерации, конурбации и мегаполисы (мегалополисы). Агломерация - это скопление городов с одним четко выраженным центром (по величине и выполняемым функциям). В конурбации таких центров два или более. Мегаполисы - это районы сплошной городской застройки (скопление агломераций, конурбаций и других городских поселений), простирающиеся на десятки и сотни километров. Чтобы сделать правильный выбор мебели из ценных пород дерева , нужно определится с конкретным назначением и условиями использования будущей мебели, а затем отправится в ближайший торговый центр и наглядно присмотрится к понравившейся модели.
В 1970-х гг. появилось, введенное ООН, понятие - «мегасити», под которым подразумеваются агломерации (конурбации) с численностью населения 10 и более миллионов человек. К настоящему времени таких образований насчитывают около 25. Назвать их точное количество, как и большинство показателей, характеризующих народонаселение, сложно, в связи с тем, что большинство из них носит оценочный характер и поэтому в разных статистических источниках часто существенно различается. Основываясь на данных ООН, в настоящее время самой крупной агломерацией является Токио (приблизительно 31 млн. чел.), далее следуют Нью-Йорк - Филадельфия (около 30 млн. чел.) и Мехико (около 21 млн. чел.). В их число входят также Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро в Южной Америке, Лос-Анджелес и Чикаго-Милуоки - в Северной, Сеул, Джакарта, Дели, Манила и Шанхай - в Азии, Париж и Лондон в Европе, Каир - в Африке и ряд других. В странах СНГ к «мегасити» относится только Москва (12 млн. чел.).
Наиболее крупными мегаполисами мира являются Токайдо на восточном побережье о-ва Хонсю в Японии от Токио до Осаки (около 60% населения страны и 2/3 ее промышленного производства); в США: Босват (Бостон - Вашингтон (с численностью населения около 50 млн. чел.), Сан-Сан (Сан-Франциско - Сан-Диего (около 20 млн. чел.).
Процесс урбанизации в экономически развитых странах в основном завершен, а в развивающихся, в силу вышеназванных причин, в настоящее время идет очень интенсивно. При этом он фактически утратил традиционные особенности миграции «село-город», при которых сельское население первоначально переселялось в малые и средние города, где легче адаптироваться к городским условиям жизни. Сейчас миграционные потоки из сельских поселений развивающихся стран в основном направлены в крупные и крупнейшие города, в которых легче найти работу. Это, наряду с процессом адаптации к условиям городской жизни, создает множество других проблем, поскольку далеко не всем работу удается найти. В большинстве случаев, именно это становится источником таких проблем, как преступность, наркомания, проституция и т.п. Эти проблемы возникают уже на фоне традиционных, связанных с нехваткой жилья, обеспечением продовольствием, энерго- и водоснабжением, канализацией, медицинским обслуживанием и т.д. Их наличие подтверждается тем, что по данным ООН, во многих крупных и крупнейших городах развивающихся стран до 40%, а иногда и более, населения проживает в трущобах. Что такое «условия жизни в трущобах» можно представить на примере Калькутты, где в трущобах плотность населения достигает 400000 чел/км².
Показатели урбанизации существенно колеблются по регионам и странам мира и, как правило, выше там, где преобладают развитые государства. Из частей света по уровню урбанизации в настоящее время приблизительно одинаковые показатели (на уровне 75%) имеют Америка, Европа и Австралия с Океанией. В то же время в Азии и Африке они равны приблизительно 38%. Среди стан мира абсолютный показатель урбанизации имеют Сингапур, Монако, Кувейт, Науру и Гваделупа (100%). Из других, по этому показателю, в основном, выделяются, как уже отмечалось, развитые страны, в частности, Бельгия (97 %), Исландия (94 %), Андорра (92%), Великобритания (90 %), Люксембург (88 %), Германия (86 %), Швеция (84 %) и др. Наряду с развитыми государствами, высоким уровнем урбанизации отличается и ряд развивающихся стран. В основном, это ведущие нефтедобывающие государства (Бахрейн - 87 %; Саудовская Аравия - 83 %; ОАЭ - 78 %; Ирак - 68 %; Иран - 66 % и др.), и большинство стран Южной Америки (Уругвай - 93 %; Аргентина - 89 %; Венесуэла и Чили - 87 %; Бразилия - 81 % и т.д.). Что касается этого региона, то сложившаяся ситуация с урбанизацией имеет здесь исторические корни, связанные с колонизацией материка. Обусловлены они тем, что представители первой волны колонизации, в основном, испанцы и португальцы, быстро поделили Южную Америку на крупные частные земельные владения (латифундии). В связи с этим, колонисты, прибывшие позже, вынуждены были «оседать», главным образом, в портовых городах. Республика Беларусь относится к высокоурбанизированным странам. В настоящее время в городах проживает 71% ее населения.
УРБАНИЗАЦИЯ (франц. Urbanisation, от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, выражающийся в преимущественном сосредоточении населения, экономики, культуры и т. д. в крупных городах, с одной стороны, с другой -распространение стандартов городской культуры и в целом образа жизни на сельскую местность. Интенсификация данного процесса тесно связана с индустриализацией. Урбанизация оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), его демографическую и социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др. Исторически урбанизация была обусловлена необходимостью и эффективностью концентрации различных форм и видов деятельности {материальной и духовной), общения, усиления взаимосвязей между различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Она способствовала преодолению культурной и социальной отсталости в сельских поселениях, становлению современной экономики и т. д.
Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения - шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия - рост преступности, наркомания, проституция и т.д.
Проблемы и последствия урбанизации в современном мире
Несмотря на различия в структуре и темпах развития экономик различных регионов (Западной Европы – Восточной Европы – Ближнее Зарубежье – Российская Федерация) можно выявить общие проблемы крупных Европейских агломераций.
Одна из острейших глобальных проблем современности в научной литературе идентифицируется с процессом урбанизации. Для такого подхода есть достаточно веские основания. Урбанизация создает сложнейший узел противоречий, совокупность которых как раз и служит веским аргументом для рассмотрения ее под углом зрения глобалистики. Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой - приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психической нагрузки на живые организмы.
58.Миграции населения: внутренние и внешние, их причины.
Большое воздействие на размещение, численность и состав населения оказывают миграции, т. е. переселение людей из одного места проживания в другое. Причины миграции могут быть вынужденными, экономическими, политическими, национальными, религиозными. Выезд людей из своей страны на постоянное место жительства называется эмиграцией, а въезд в другую страну - иммиграцией.
Внешние миграции населения возникли в глубокой древности и продолжались в средние века. Очагом массовой эмиграции стал Старый Свет. С начала XIX в. до второй мировой войны из Европы выехало около 60 млн чел. в связи с возрастающей там безработицей. Большая часть осела там, где развивалось хозяйство и были свободные земли, - в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, в странах Южной Америки и ЮАР.
После второй мировой войны Центральная Европа превратилась в очаг иммиграции, в место притяжения рабочей силы из стран Южной Европы, Северной Африки, Турции, Индии, Пакистана. Таким образом, широкое распространение получила трудовая миграция. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока также стали центром притока рабочей силы из Египта, Йемена, Иордании, Сирии и др. Важным центром трудовой иммиграции остаются США, куда приезжает рабочая сила из стран Латинской Америки, Азии.
Во второй половине XX в. появилась новая форма внешних миграций, которая получила наименование «утечка умов». Сущность ее заключается в переманивании высококвалифицированных иностранных ученых и специалистов. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем основными поставщиками таких иммигрантов стали развивающиеся страны. В конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с политическим я экономическим кризисом усилилась «утечка умов» из России, Украины.
К внутренним миграциям относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит источником быстрого роста городов, особенно это характерно для развивающихся стран. Для крупных государств с большими контрастами в плотности населения типична миграция, связанная с освоением новых территорий (США, Канада, Австралия, Россия, Бразилия, Китай).
В последние годы нарастают миграционные потоки беженцев. Они характерны для районов межнациональных конфликтов, военных действий.
59.Основные виды современных внутренних миграций . Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. Регулярные, ежедневные или еженедельные, перемещения населения от места жительства к месту работы или учебы (и обратно) за пределы своего населенного пункта представляют собоймаятниковую миграцию.
Этот вид миграции играет, как минимум, двоякую роль. С одной стороны, маятниковые мигранты и количественно, и качественно влияют на трудовые ресурсы и трудовой потенциал поселений - центров притяжения мигрантов, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда (спрос на трудовые ресурсы превышает предложение труда) или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция способствует удовлетворению потребности в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а зачастую и количественно, ограничен выбор рабочих мест.
Маятниковая миграция характерна для многих развитых стран, где она затрагивает значительную часть городского и сельского населения.
60.Раскройте особенности внешних миграций. Что такое «утечка мозгов», приведите примеры.
Внешняя миграция - вид перемещения населения, при котором пересекаются государственные границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства и временного обоснования (обычно для работы). Она может быть постоянной и временной, даже сезонной, срок которой лимитируется контрактом или другими условиями найма (например, для уборки урожая). Как частный случай выделяют реэмиграцию - возвращение эмигрантов на родину (на постоянное место жительства).
Иммиграция населения
Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.
Выделяют два вида внешней миграции:
Трудовую эмиграцию, то есть выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;
Трудовую иммиграцию, то есть приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.
В современной трудовой миграции выделяют также следующие ее формы:
1) по направлениям:
Миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
Миграция между промышленно развитыми странами; - миграция между развивающимися странами;
Миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
Миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны
2) по территориальному охвату:
Межконтинентальная;
Внутриконтинентальная, которая в свою очередь делится:
a) на миграцию между государствами;
б) на миграцию между макрорегионами;
3) по времени:
Безвозвратная – связана с изменением постоянного места жительства;
Временная, включающая в себя:
а) краткосрочную миграцию (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного постоянного места жительства);
б) долгосрочную (более 1 года);
Сезонная;
4) по степени законности:
Легальная – нахождение в стране на законных основаниях;
Нелегальная – незаконное пресечение границы;
5) по мотивам:
Добровольная – обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;
Вынужденная – вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;
Принудительная – насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).
6) нужно выделить и такой вид миграции как «утечка мозгов» -– международная миграция высококвалифицированных кадров (учёных, редких специалистов, иногда “звёзд” искусства, спорта).
61.Дайте определение понятию «эмиграция», в каких районах мира
она преобладает.
Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства и временного обоснования (обычно для работы). Она может быть постоянной и временной, даже сезонной, срок которой лимитируется контрактом или другими условиями найма (например, для уборки урожая).
Эмиграция, лат., выселение из родной страны навсегда, с прекращением всех к ней отношений; вызывается перенаселенностью страны; направляется в страны, открывающие эмигрантам надежды на улучшение их материального благосостояния, ныне всего более в Соединенные Штаты Сев. Америки, Бразилию, Аргентину и др. страны Америки, Австралию, южную Африку. Современные государства не ставят препятствий Эмиграции, но в видах ограждения эмигрантов от эксплуатации подвергают регламентации пароходные предприятия, занимающиеся перевозкой эмигрантов. По величине Эмиграции первое место принадлежит ныне Италии, откуда эмигрирует ежегодно около 280 тыс. чел.; следующее место принадлежит Великобритании (260 т.), Венгрии (100 т.), Австрии (120 т.), Германии (36 т.), Испании (50 т.), Португалии (24 т.), Швеции (40 т.), Норвегии (20 т.), Франции (10 т.). В России Эмиграцию заменяют переселения (см.) в Сибирь, эмигрируют же из западных окраин евреи и поляки (рост Э. из России в 1900-90 тыс., в 1906-250 тыс.); из Финляндии около 7,5 т. ежегодно. Государства, в которых происходят иммиграция (вселение), до последнего времени относились к эмигрантам весьма благоприятно, иногда издавались законы о предоставлении эмигрантам разных льгот по приобретению земель, по свободе в течение нескольких лет от налогов с целью привлечения поселенцев на пустующие земли. Но с конца XIX в. Северо-Американских Соединенных Штатов стали принимать меры к ограничению въезда неимущих европейцев и к воспрещению ввоза китайских и японских рабочих (кули), сильно понижавших заработную плату местных рабочих. |
62.Дайте определение понятию «иммиграция», в каких районах мира она преобладает.
Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное место жительства граждан другой страны. Также как и эмиграция, процесс иммиграции населения обусловливается целым рядом причин: социально-экономическими (поиск страны с более благоприятными условиями работы, более высоким жизненным уровнем и т.д.); политическими (бегство от политического, национального преследования, религиозные и расовые притеснения, репатриация и т.д.); военными (депортация, эвакуация, реэвакуация) и другими, например, природно-климатическими, этническими, демографическими и т.п.
Иммиграция населения,
въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран. Иммиграция населения определяется рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.), военными (захват чужих земель и их военная колонизация) и политическими (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).
Иммиграция населения играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция населения приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности.
Иммиграция населения характерна для всех исторических эпох. Огромное влияние на формирование населения Евразии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (4-7 вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7-8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11-17 вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина 15 - середина 17 вв.) положила начало широкому развитию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие части света, прежде всего в Америку и Австралию. В 20 в. темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и приобретают в целом ряде случаев иной аспект: огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства - Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д. В то же время всё ещё остаются значительными переселения по причинам экономического характера. Широкий размах после 2-й мировой войны 1939-45 получила иммиграция рабочей силы в развитые страны Западной Европы (число иммигрантов достигает 8 млн. человек, в том числе во Франции - 3,4 млн., ФРГ - 2 млн., Швейцарии - 1 млн., или 16% населения страны, и т.д.). Страны, поставляющие иммигрантов: Испания, Италия, Португалия, Греция, Турция, страны Северной Африки (см. Эмиграция населения). С. И. Брук.
63.Раскройте особенности современной международной экономиче-
ской интеграции и ее видов.
64.Важнейшие региональные интеграционные объединения.
65.Важнейшие отраслевые интеграционные объединения.
66.Раскройте особенности современной международной транспорт-
ной системы.
67.Сухопутные виды международного транспорта.
68. Водные виды международного транспорта
69.Авиационный международный транспорт.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Распределение жителей по населенным пунктам. Современные процессы роста, состава и размещения населения. Понятие и предпосылки урбанизации. Демографические аспекты развития процесса урбанизации в различных странах. Внутренняя миграция населения.
контрольная работа , добавлен 07.02.2011
Соотношение городского и сельского населения. Современный процесс урбанизации. Формы сельского расселения. Уровень урбанизации в регионах мира. Города как двигатели экономического и социального развития, место высокой концентрации творческих людей и идей.
контрольная работа , добавлен 16.03.2016
Понятие мировой экономики. Классификация стран в мировой экономике. Роль развивающихся государств в международном товарообмене. Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран.
контрольная работа , добавлен 20.01.2009
Понятие развивающихся стран, их место в мире и социально-экономическая структура. Особенности модели "социалистической ориентации", государственно-капиталистического и частнокапиталистического варианта экономического развития развивающихся стран.
курсовая работа , добавлен 15.12.2010
Место группы развивающихся стран в мировом хозяйстве. Классификация развивающихся стран. Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве. Особенности экономики развивающихся стран. Проблемы, перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.
курсовая работа , добавлен 18.12.2008
Роль развивающихся стран в современных-мирохозяйственных процессах. Особенности развития национальных экономик развивающихся стран. Новые индустриальные страны, со средним уровнем развития, наименее развитые. Внешнеэкономические связи.
реферат , добавлен 29.09.2006
Общая характеристика развивающихся стран мира. Проблемы развивающихся стран. Причины и последствия отсталости. Безработица как проблема развивающихся стран. Роль теневого сектора экономики. Основные направления развития. Пути выхода из кризиса.
контрольная работа , добавлен 18.05.2015
Усиление роли бывших колониальных и зависимых территорий - нынешних развивающихся стран. Место развивающихся стран в мировой экономике и международном разделении труда, их классификация и характеристика. Социально-экономическое развитие и дифференциация.
контрольная работа , добавлен 09.04.2009
Понятие и последствия урбанизации
1. Урбанизация.
2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов.
3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.
4. Применение улучшенных и альтернативных видов топлива.
5. Альтернативные виды транспорта.
6. Загрязнение воды в городах.
7. Влияние урбанизации на животных.
Заключение.
Список литературы
1. Урбанизация
Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs - город) – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.
В 3 – 1 тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. Усиление процесса урбанизации в XIX веке вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д.
На современном этапе урбанизации наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах. Особое место в этом процессе занимает рост городов – «миллионеров».
Процесс урбанизации имеет 2 стороны, или «фазы». В первой «фазе» происходит накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создает условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти достижения осваиваются другими, не центральными городами, и сельскими поселениями, что, в свою очередь, дает новый импульс для наращивания потенциала главных центров.
Процесс урбанизации носит стихийный характер. В больших городах становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб и т.д.
Важную роль играет процесс урбанизации в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.
Урбанизация, «городские отношения» стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в обществе. В эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, обшей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.
Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д.
Особую роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. Природа становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.
2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов
1. Увеличение плотности населения.
2. В крупных городах на 15 % снижается инсоляция (количество солнечной энергии).
3. Увеличивается количество осадков.
4. Увеличивается количество тумана (на 30 % летом и на 100 % зимой).
5. Увеличивается заболеваемость инфекционными заболеваниями.
6. Увеличивается заболеваемость онкологическими заболеваниями.
7. Накопление твердых отходов.
8. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.
9. Загрязнение воды в городах.
10. Сокращение численности животных, растений.
3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах
Проблема чистоты атмосферы не нова. Она возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на угле, а затем на нефти. В течение практически двух столетий задымление воздуха носило местный характер. Дым и копоть сравнительно редких заводских, фабричных и паровозных труб почти полностью рассеивались на большом пространстве. Однако быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в ХХ веке привел к такому увеличению объемов и токсичности выбросов, которые уже не могут «растворены» в атмосфере до безвредных для природной среды и человека концентраций.
Крупные города являются центрами промышленности, в которых широко используется автомобильный транспорт. А как известно, и промышленность, и автомобили выбрасывают в атмосферу города газы, резко ухудшающие экологическую обстановку.
Основными причинами сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта, являются:
· отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;
· выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;
· слабый контроль за качеством реализуемого моторного топлива;
· недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;
· въезд на территорию городов большегрузного транспорта;
· отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей среды на транспорте.
В Москве, где живет около 9 млн. человек, в 2001 году зарегистрировано 2,7 млн. автомобилей. За год в воздух столицы выбрасывается более 2 млн. тонн загрязняющих химических веществ, по 205 кг на каждого москвича. В 1999 году 90 % этих выбросов создавал автомобильный транспорт. Сейчас в городе запрещено использовать этилированный бензин (содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец: 0,41 – 0,82 г/л), создающий особо вредные выбросы (соединения свинца), внедряется экологический сертификат на каждый автомобиль, нейтрализаторы выхлопных газов.
В 1995 году в 150 российских городах опасные автомобильные выбросы превалировали над промышленными. Автотранспорт ежегодно выбрасывал в атмосферу 16,6 млн. тонн загрязняющих веществ – это 40% всех опасных выбросов на территории страны. В 1994 году экологический ущерб России от воздействия транспортно-дорожного комплекса составил 4,8 млрд. долларов. В 1997 году Минздрав РФ сообщил, что 50 млн. россиян проживали в условиях десятикратного превышения ПДК вредных веществ в воздухе, половина которого исходит от автотранспорта.
Во многих странах ужесточаются требования к выхлопным газам автомобилей. За последние 20 лет европейские нормы по оксидам углерода снижены в 20 раз, по углеводородам и оксидам азота – в 17 раз.
Ведутся работы по снижению количества топлива, сжигаемого в двигателях автомобилей, переводу автомобилей на газ и спирт с целью уменьшения вредных выбросов, созданию электромобилей, работающих без выхлопных газов. Однако на зарядку аккумуляторов таких автомобилей требуется затратить электрическую энергию, получаемую на тепловых или атомных электростанциях при соответствующем загрязнении окружающей среды.
В 2000 году мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд. единиц, из которых 83-85 % приходится на легковые автомобили, а 15-17 % – на грузовые автомобили и автобусы. Из общего числа легковых автомашин примерно 40 % сосредоточено в США, 10 % - в Японии и 20 % - в четырех европейских странах: ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. На каждую 1000 жителей в 2001 году в среднем приходилось: в США – 534 автомобиля, Франции – 454, в Великобритании – 322, в России – 167 автомашин.
Если поставить все существующие сегодня в мире автомобили бампер к бамперу, они составят ленту в 4 млн. км, которой 100 раз можно обмотать земной шар по экватору.
Загрязнением атмосферы обусловлено до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров. Если исключить из рассмотрения двуокись углерода СО 2 , то в нашей стране в 1994 году 30 % выбросов в атмосферу приходилось на двуокись серы, 10 % - на окислы азота, 25 % - на пыль. Пыль – это сложная смесь частиц, многие из них токсичны (включают мышьяк, ртуть, свинец, медь и прочие вредные металлы), вызывают аллергию, ослабление иммунитета, болезни дыхательных путей. В год в мире выбросы пыли оцениваются в 175 млн. тонн. Твердые и жидкие частицы, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, называются аэрозолями. Они воспринимаются в виде дыма (аэрозоль с твердыми частицами), тумана (аэрозоль с жидкими частицами), мглы или дымки. Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические и цементные заводы, промышленные отвалы, взрывные работы.
В 1991 году, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, 70 % городских жителей Земли дышали воздухом, который вреден для здоровья из-за высокого уровня смога, двуокиси серы, окиси азота и других загрязнений. Смог – это густой туман, возникающий в результате выбросов в атмосферу двуокиси азота, озона, углеводородов и других веществ, вступающих в реакции под действием солнечного света (фотохимический смог). Его возникновению способствуют определенные метеорологические условия: отсутствие ветра и дождя, а также температурная инверсия. Во время смога ухудшается самочувствие людей, резко увеличивается число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, возникают эпидемии гриппа.
Урбанизация - э то исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных городах и урбанизированных районах.
Она обусловлена глубокими структурными сдвигами в экономике и социальной сфере и связана обычно со средоточением населения в крупных центрах.
Повышение роли городов в жизни общества сопутствовало человеку на протяжении всей его истории, но только в Х1Х веке начинается заметная концентрация населения в городах. В начале ХХ века она ещё больше усиливается, но особенно возрастают масштабы урбанизации после второй мировой войны. С 50-х годов процесс приобретает и новые качественные особенности (появление новых форм расселения, агломерирование, субурбанизация и др.)
Процесс субурбанизации многогранный. Он включает самые разные проблемы и аспекты городского развития: социальные, экономические, демографические, этические, экологические и т.д.
Урбанизация- процесс глобальный, т.е. охватывающий весь земной шар или в той или иной степени затронуты все континенты и страны современного мира, но содержание её может различаться в странах с неодинаковыми условиями социально - экономического развития. Урбанизация как глобальный социально - экономический процесс обладает рядом общих (универсальных) черт. Среди них выделяются:
1) рост городского населения;
2) увеличение его концентрации в крупных городах и агломерациях;
3) непрерывное расширение городских территорий;
4) резкое возрастание экономических последствий в хозяйственной деятельности в пределах урбанизированных территорий.
Процесс современной урбанизации характеризуется значительным повышением роли социальных факторов: мобильность, усиление контактов между городским и сельским населением и распространение образа жизни горожан в сельской местности.
Экологические последствия урбанизации .
Расширение масштабов и интенсификация деятельности, увеличение объема и разнообразия вовлекаемого в нее природного материала в условиях стихийного характера урбанизации оказались чреватыми для человечества множеством негативных последствий. Наиболее отчетливо и многообразно экологические последствия проявились в пределах урбанизированных территорий.
Их необходимо рассматривать с двух сторон: последствия внутри урбанизированных территорий и влияние урбанизированных территорий на окружающие территории. Накапливающийся фактический материал может свидетельствовать о «повинности» урбанизации в негативных экологических последствиях. Однако уже сейчас в оценке экологической ситуации в городах происходит пересмотр некоторых традиционных представлений. В частности, урбанизация вовсе не обязательно ведет к уничтожению естественной среды, особенно при разумном управлении этим процессом. Считалось, что нужно бороться с высокой концентрацией населения, приводить его рассредоточение, но опыт субурбанизации показал, что, снижая уровень «давления» на среду на отдельных участках путем рассредоточения населения, мы приходим к достаточно сильному изменению среды на обширных территориях.
В городах и городских агломерациях сконцентрированы различные виды деятельности человека и разнообразные формы социально-экономической активности. В них фокусируется антропогенное воздействие на среду. Поэтому вероятность проявления различных экологических проблем здесь значительно больше, чем на не урабанизационных территориях. Научно – техническая революция, намного усилив антропогенное воздействие на природу, одновременно представляет определенные возможности для ликвидации и предотвращения экологических последствий современного «технократического» мира особенно на урбанизированных территориях.
Особо следует остановиться на влиянии урбанизации на экологию человека. Урбанизация способствует возникновению экологических факторов, которые влияют на здоровье человека: различные формы генетического, биологического, психологического утомления, что приводит к снижению адаптивных свойств, распространению хронической патологии преждевременному старению. Еще больше опасностей таятся в новых элементах, связанных с научно-техническим прогрессом. Выявляется эволюционно – историческая неготовность организации человека к взаимодействию с новыми, ранее неизвестными явлениями естественно – природной и искусственной (антропогенной) среды.
В общих чертах формирующийся город влияет на человеческую популяцию по ряду направлений, что находит свое отражение, как в биологических, так и в психологических характеристиках человеческих популяций.
К ним относятся:
1) характер пищевой обеспеченности людей в условиях города и влияние специфической диеты на ростовые процессы, и уровень физического развития населения;
2) изменение характера брачных связей и вытекающее из этого изменение генетической структуры городских популяций (перемешивание);
3) резкая напряжённость медико - географической обстановки и дестабилизация эпидемиологической обстановки;
4) смена психологических стереотипов в результате изменения визуально - фиксируемых форм окружающего мира: природа, животные, люди.
Современные города, отмечает Одум, в плане потребления энергии являются горячими своеобразными точками, поскольку гектар городской территории потребляет энергии в 1000 раз больше, чем сельской. Жизнеобеспечение населения города в 1млн. чел. площадью 260 кв. км. требует только для производства продуктов питания сельскохозяйственных площадей примерно 8000 кв. км. Это один из факторов возникновения экологических проблем в городах.
Среди других факторов основное внимание уделяется изменению состава воздуха, воды, почв, масштабы изменения которых, зависят от функционирования транспорта, других видов хозяйственной деятельности. Наибольшая концентрация загрязняющих веществ отмечается в городах в сравнении с сельской местностью. Загрязнение воздуха зависит от людности города. Энергопотребление и энергопроизводство (ТЭС) определяет количество выбросов оксида углерода, также окислов серы и азота. К другим негативным факторам, обусловленным функционированием городов, относятся промышленные и бытовые стоки, например, площадь пруда-накопителя Большой Лиман соизмерима с площадью г. Волжского.
Изменение режима атмосферной циркуляции: направление ветра, уменьшение его скорости (до 40%); температура дорог, а также крыш домов горячее в 2-3 раза; подтопление городских территорий; насыщенность их тяжелыми металлами. Этот список можно продолжать ещё долго.