Выступления Лютера начались, как известно, с протеста против продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за грехи, согласно которому жертва Христова, сколь ни велика она по своему значению, не освобождает кающегося от необходимости давать от себя Богу дополнительное удовлетворение за грехи. По римско-католическому учению, человек приносит это удовлетворение Божественному правосудию своими страданиями как делами благочестия в земной жизни, так и муками в чистилище. «Смысл папских индульгенций и состоит в освобождении человека от этой необходимости приносить дополнительное удовлетворение Богу. Деньги, которые платил римо-католик за индульгенцию, играли в конечном счете роль эквивалента меры такого удовлетворения. Дело мало менялось от того, что сами по себе деньги не считались средством удовлетворения Богу, а являлись лишь средством приобретения гарантий на соответствующее удовлетворение из сокровищницы заслуг.
Выступив против продажи индульгенций, Лютер должен был отвергнуть и их доктринальную базу - католическое учение о дополнительном удовлетворении, требуемом от кающегося. Он со всей решительностью заявил, что Христос уже уплатил за человеческий род весь долг и что никакого удовлетворения более не требуется. В "Апологии Аугсбургского исповедания" прямо говорится: "Учение о человеческом удовлетворении - дьявольское".
Отвергнув учение о дополнительном удовлетворении, Лютер, естественно, отверг и все то, что римо-католики считают средствами принесения такого удовлетворения, в том числе и необходимость для оправдания добрых дел, и провозгласил основой протестантской сотериологии свое учение об оправдании (или спасении) одной верой (sola fide).
131. Таким образом, Лютер так же, как и католики, видит основной путь спасения грешников от наказания не в стремлении к нравственному очищению и святости, а лишь к уходу от наказания. Отличает его учение от римско-католического лишь утверждение, что раз Христос уже сполна уплатил за человеческие грехи, то освободил этим пребывающих в вере от всякой необходимости искупать их благочестивыми поступками.
Здесь необходимо подробно остановиться на рассуждениях Лютера, которыми он опровергает учение католицизма об удовлетворении Богу за грехи и необходимость совершения для этого добрых дел.
В "Шмалькальденских членах" имеется по этому вопросу такое, кстати, очень характерное для людей, воспитанных на римо-католицизме, рассуждение: "Удовлетворение за грехи невозможно, потому что никто не знает, сколько бы он должен был сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех". Иначе говоря, человек, не знающий требуемой от него нормы, может сделать добра больше, чем надо для удовлетворения, и все же оставаться неуверенным в своем спасении. По учению Лютера, в системе взаимоотношений между человеком и Богом такой неопределенности не должно быть: при соблюдении известных условий христианин должен быть совершенно спокойным за свое спасение. Нетрудно видеть, что и Лютер, и римско-католические богословы исходят из одних и тех же предпосылок, носящих чисто юридический характер.
Лютера возмущает в римско-католической сотериологии не юридизм, не сама идея платы за грехи, а, во-первых, непоследовательность учения (удовлетворение из двух источников - принесенное Христом и приносимое человеком) и, во-вторых, то обстоятельство, что римско-католическая система вынуждает человека постоянно беспокоиться о покаянии и удовлетворении.
В "Формуле согласия" лютеране так и заявляют: "Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения".
Самому Лютеру в монашеский период его жизни пришлось много страдать от постоянной неуверенности в том, достаточны ли его подвиги для удовлетворения Богу (на индульгенции Лютер, по-видимому, и тогда не возлагал надежды). Вступив на путь реформации, Лютер постарался внести полную определенность в этот вопрос: Христос уплатил все и от человека ничего не требуется, - таково главное положение лютеранской сотериологии. В подтверждение были привлечены тексты Священного Писания, в которых говорится о спасении как о даре милости Божией.
132. Так сложилось лютеранское учение об оправдании одной верой, которое является краеугольным камнем лютеранства. "Мы оправдываемся не через какие-нибудь свои заслуги, а через веру во Христа" ("Аугсбургское исповедание"). "Через веру в Него, а не чрез наши заслуги, не чрез наше раскаяние, не чрез нашу любовь" ("Апология"). "Христову же заслугу мы усвояем не делами или деньгами, но через веру по благодати" ("Шмалькальденские члены").
"Такое мнение Лютера исходит из понимания им веры как ^ уверенности христианина в своем личном спасении. Для спасения надо не просто верить во Христа и в совершенное им дело, а в то, что "мне... подается без моей заслуги прощение грехов" ("Апология"). Вера - "не знание того, что Бог существует, что есть ад и т. п., но уверенность в том, что мне грехи прощены ради Христа" (там же).
Однако вера эта - тоже не заслуга человека. Она "дар Божий". "Вера не есть человеческая мысль, которую я сам мог бы произвести, но Божественная сила в сердце". Таким образом, вера мыслится лютеранами как нечто пассивно усвояемое человеком.
У Лютера можно найти сравнения человека с "соляным столбом" и "чурбаном". Человек даже хуже чурбана, потому что упрям и враждебен. Преимущество его, однако, в том, что он сохранил способность верить. "Формула согласия" утверждает, что в человеке после грехопадения "не осталось и искры Божественных сил".
Однако провести последовательно и до конца мысль о полной пассивности человека в деле своего спасения лютеране не в состоянии. Мысль эта никак не вяжется с евангельским учением, которое очень далеко от того, чтобы изображать человека "соляным столбом". Лютеране не отрицают Священного Писания Нового Завета, и поэтому все же не могут полностью отвергать значение добрых дел. В "Аугсбургском исповедании" говорится, что "нужно делать добрые дела", что "закон должен быть исполняем".
Итак, добрые дела совершенно не нужны для спасения, но все же их надо творить, так как без них нет настоящей веры, а следовательно нет и спасения. Нельзя сказать, чтобы в освещении этого вопроса у лютеран царила четкая последовательность суждений. Ясно тут лишь то, что учение Лютера не так легко примирить с евангельским.
Важными положениями лютеранской сотериологии является процесс обращения человека ко Христу и нравственные последствия для него принятой лютеранством сущности самого оправдания, выраженного в учении о пронунциации.
133. Сущность самого оправдания в лютеранском вероучении состоит в "объявлении" грешника праведным ("невменении" и "пронунциации"), после которого грешник становится праведником в силу того удовлетворения, которое принес Христос. Грязный объявляется чистым. Бог перестает гневаться на грешника, потому что за грехи его Он получил полное удовлетворение. Перемена происходит, таким образом, не в человеке, а в отношении к нему Бога. В человеке перемена лишь в том, что раньше он подлежал наказанию и был в страхе, а после пронунциации он - "радостное, ликующее дитя Божие".
Но восстанавливается ли человек таким путем в своем нравственном достоинстве после обращения ко Христу?
Наиболее подробно процесс обращения человека-грешника к Богу в свете лютеранского учения об оправдании изложен в "Формуле согласия".
"Обращение, - говорится в "Формуле согласия", - ни сполна, ни наполовину, ни на какую-либо малейшую и ничтожную часть не принадлежит самому человеку, но совершенно и вполне производится Божественным действием". Человек лишь покоряется этому действию, но не соучаствует в деле своего спасения. "Осуждаем, - говорится там же, - учение синергистов, что человек... только... полумертв... что свободная воля... может своими собственными силами принимать Бога и в некоторой, хотя слабой и ничтожной, степени действовать с Ним, содействовать и помогать его воздействию".
Как же примирить это положение лютеранства с проповедью евангельской, которая зовет человека к активности, к борьбе с грехом, к покаянию? "Формула согласия" призывы к покаянию считает не евангельскими в подлинном смысле слова, а ветхозаветными, поскольку Евангелие учит о том, что Сын Божий "уплатил за все наши грехи". "Нельзя поэтому из Евангелия в собственном смысле выводить проповедь покаяния". "Формула согласия", по сути дела, корректирует Евангелие, когда утверждает:
"В таком смысле из Евангелия устраняются все призывы к покаянию и передаются в область Закона". Они (эти призывы евангельские) "не являются евангельскими в собственном смысле".
134. Таким образом, главным моментом в процессе обращения является не покаяние, а вера в том понимании, в котором она дана в учении Лютера. "Именно через веру в Евангелие, или обетование о Христе, были оправданы все патриархи и все святые от начала мира, а не ради их покаяния или сокрушения или же дел ("Апология").
Сущность лютеранского учения об оправдании и пронунциации излагается в "Шмалькальденских членах" следующим образом: "Бог ради нашего Ходатая Христа нас благоволил считать за совершенно праведных и святых. Хотя грех в нашей плоти еще не удален и не умерщвлен, но Он не хочет ведать его и не наказывает за него". "Благодаря вере во Христа не считается за грех и недостаток все то, что в наших делах есть греховного и нечистого". "Человек совершенно по своей личности и по своим делам объявляется и считается оправданным и святым".
Но разве достойно Бога зло объявлять добром, греховное принимать за святое? Разве о таком "оправдании" учили апостолы? У лютеран снова возникает необходимость примирения своего учения о пронунциации с новозаветным учением. Писания Нового Завета говорят об обновлении жизни, о совлечении ветхого человека. Совершенно отвергнуть нравственное евангельское учение лютеране не могут. "Апология" повторяет это учение, когда говорит, что вера "обновляет сердце, мысль и волю и делает из нас иных людей и новую тварь". Но тогда "зачем нужно учение о пронунциации? Здесь та же противоречивость: с одной стороны, тенденция представить дело спасения человека совершающимся вне человека и помимо его, с другой - невозможность провести эту точку зрения до конца, не впадая в резкое противоречие со Священным Писанием. В результате лютеране не отвергают нравственную сторону оправдания полностью, а лишь отодвигают ее на второй план. "Формула согласия" исходя из того, что полное нравственное обновление недостижимо в этой жизни, противопоставляет ему как нечто достигаемое в земной жизни без особого труда полное оправдание человека и рисует это оправдание как акт юридический, происходящий в Боге, а не в человеке. "В оправдании нам усваивается праведность Христова, без того, что мы сами в своей нравственной природе стали праведными". Последние слова показывают, что речь тут не о фактическом усвоении человеком праведности Христовой, а лишь о юридическом вменении ее человеку.
135. Человек, уверовавший в свое спасение, перестает беспокоиться о своей последней участи, делается "радостным, ликующим чадом Божиим". Из всего вышесказанного следует, что радость эта и ликование вызываются у него чувством безнаказанности; он Уверен, что Бог не будет считать за грех и недостаток всего, что в его делах есть греховного и нечистого.
В учении Лютера о пронунциации и в самой постановке вопроса о необходимости добрых дел сказывается иная религиозная психология, иная градация ценностей, иное понимание главной цели. Последовательно развивая отдельные мысли Лютера об оправдании, можно было бы прийти к самым странным выводам. Но, надо сказать, сам Лютер старался, насколько возможно, избегать выводов, которые были бы в слишком очевидном противоречии со Священным Писанием. Вообще же о протестантах, об их практическом отношении к вопросам оправдания можно сказать то же, что уже было сказано о римо-католиках: душой и сердцем они часто бывают ближе к Православию, чем их официальное учение.
Коренное отличие учения Лютера об оправдании одной верой от Православия заключается в различном толковании евангельского учения.
Лютер исходит в своем учении главным образом из тех мест посланий апостола Павла, где говорится, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28), а делами закона не оправдывается никакая плоть (Гал. 2, 16). Иными словами - вера противопоставляется здесь делам закона.
136. Апостол Павел говорит это против тех, кто думал, что человек может спастись без Христа, своими собственными усилиями. Апостол Павел хочет сказать, что спасение совершается Христом и что дела человека сами по себе не спасают. (Если бы человек мог сам совершать свое спасение, незачем было бы приходить на землю Христу). И когда "Формула согласия" говорит, что "честь оправдания принадлежит не нашим жалким делам, а Христу", православные признают правильность этой мысли. Дела не являются "заслугой" человека перед Богом, он не приобретает своими делами права на спасение. В этом смысле дела не являются юридическим основанием спасения. Спасение - не плата за дела, оно дар Божий. Но этим даром пользуются не все. Когда апостол Павел говорит об оправдавшихся верой, он приводит в пример ветхозаветных праведников, согласно сказанному: "праведник верою жив будет". Праведность эта была несовершенна и сама по себе недостаточна для спасения, но она составляет нравственное условие спасения и этим объясняется, почему дар спасения получают не все. Идя к Богу, человек не пассивен, он соучаствует всем своим существом в Кресте Христовом, чтобы и совоскреснуть со Христом. Это апостольское учение не следует забывать.
Человек черпает во Христе силы для своего обновления. Мистически соединяясь со Христом в теле церковном, человек становится участником новой жизни. Не "объявляется" только праведником, но становится действительным участником праведности Христовой, сего Нового Адама, обновителя человеческой природы. Церковь и апостол Павел далеки от того, чтобы принижать человека, представлять его исполненным рабской радости о том, что грехи его уже не наказуются. Христос вознес человека, посадил его в Своем лице одесную величествия Божия. Бог стал человеком, чтобы человека возвысить до обожения. Таково церковное учение. Лютеранское одностороннее подчеркивание, что спасение - дар, и одновременное отрицание активности человека могут привести к фатализму.
Глубокий анализ протестантского учения о спасении дал в своем классическом труде "Православное учение о спасении" (29) архиепископ Финляндский Сергий (1867-1943), впоследствии патриарх Московский и всея Руси.
В результате внимательного изучения писаний святых отцов и сопоставления святоотеческого учения о спасении с учениями инославными (римско-католическим и протестантскими) архиепископ Сергий пришел к выводу, что именно в понимании спасения лежит основа вероисповедных расхождений и что в этом вопросе "разность Православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе". И далее: "Православие и инославие противоположны между собой так же, как... себялюбие... и жизнь по Христу" Предо мною, - говорит высокопреосвященный автор о результатах своего исследования, - встали два совершенно отличных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое и нравственное, христианское". В правовом мировоззрении отношения Бога и человека "подобны отношениям царя к подчиненному и совсем не похожи на нравственный союз"; Бог для человека представляется "только средством к достижению благополучия". Нравственное же мировоззрение полагает высшее благо человека в святости и источник этой святости видит в Боге. Спасение, говоря общепринятым языком, есть избавление человека от греха, проклятия и смерти. Это определение одинаково может принять и православный, и последователь правового мировоззрения. Но весь вопрос в том, что каждый из них считает в спасении 137наиболее важным и существенным. Себялюбец на первом месте поставит, конечно, последствия греха для благополучия человека... Спасение он объяснит себе как избавление от страдания, причиненного грехом". Самые последствия греха он объяснит себе тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому и спасение он понимает только как перемену гнева Божия на милость, представляет себе в виде действия, совершающегося только в Божественном сознании и не касающегося души человека... Так как все внимание греховного человека устремлено к тому, чтобы не страдать, чтобы получить безбедную жизнь в самоуслаждении, то он и не думает много о том, каким путем достигается эта возможность... Добра он не любит, труда над собой ради святости не понимает и боится жертвовать любезным грехом - ему тяжело и неприятно... Между тем, для православного сознания грех сам по себе, помимо всяких своих гибельных последствий, составляет величайшее зло... Отсюда очевидно, что и в понятии спасения православный на первое место поставит освобождение от греха... Злом является грех; от него жаждали избавиться люди Ветхого Завета; свободу от него проповедовал Христос с апостолами Своими в Новом". В труде архиепископа Сергия приводится ряд текстов из отеческих писаний, свидетельствующих о том, что и отцы Церкви не могли "понимать спасение иначе, как спасение прежде всего от грехов.
138. "Если в этом сущность спасения, тогда и самый способ его становится для нас определенным. Если думать только о том, чтобы избавить человека от страдания, тогда совершенно безразлично, свободно ли или не свободно со стороны человека это избавление: все дело в благодушии человека. Но если человека нужно сделать праведным, нужно освободить именно от греха, тогда совсем не безразлично, будет ли человек только страдательным (пассивным - Д. О.) предметом для действия сверхъестественной силы, или сам будет участвовать в своем избавлении. Поэтому-то в Священном Писании и в творениях отцов Церкви замечается постоянное стремление убедить человека совершать свое спасение, потому что без собственных усилий никто спастись не может. То несомненно, что "человек ничего без Бога" (Тихон Задонский)... И что, следовательно, спасение может быть приписано только милости Божией. Однако "человека Бог украсил даром свободы" (Григорий Нисский)... И что, следовательно, спасение может быть приписано только милости Божией. Однако "человека Бог украсил даром свободы" (Григорий Нисский)... Непроизвольная святость не может быть святостью... Спасение не может быть каким-нибудь внешне судебным или физическим событием, а необходимо есть действие нравственное... Благодать хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно внутри свободы и сознания...".
Приведенные аргументы исключают лютеранское учение о полной пассивности человека в деле спасения, а также лютеранские толкования условий оправдания и его сущности.
По протестантскому учению выходит, что Бог все время был разгневан на человека, все время не мог ему простить того оскорбления, какое человек нанес Ему грехом. Потом, вдруг, видя веру человека в Иисуса Христа, Бог примиряется с человеком и не считает его более Своим врагом; хотя человек и после этого может еще грешить, но уже безнаказанно". Православное учение понимает отношение Бога к человеку иначе. "Главное в оправдании, - говорит архиепископ Сергий, - не пронунциация протестантов, а обращение человека от греха к жизни по Богу, нравственный переворот..." "Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 4).
"Освобождаясь от грехов в Крещении, человек делается участником праведности Христовой. Протестанты и это превратили в совершенно внешнее судебное происшествие. По их представлению, Бог, не находя в человеке ничего, за что бы ему следовало воздать награду в вечной жизни, вменяет ему заслугу... какую совершил Иисус Христос. Основанием же вменения служит просто то, что Бог видит со стороны человека желание присвоить эту заслугу себе (вера как орудие, instrumentum усвоения заслуги Христовой)..." Между тем, по православному учению, "человек спасается не тем, что он желает присвоить себе то, что сделал Христос, а тем, что он находится в самом теснейшем единении со Христом, как ветвь с виноградной лозой... это единение, с одной стороны, дает человеку силы, укрепляет его решимость соблюдать волю Христа, а с другой, требует и от него усердия (иначе нечего укреплять, если нет решимости)... Действенность таинства стоит в зависимости от степени свободного участия в нем самого человека".
Таковы главные мысли труда архиепископа Сергия.
139. Как мог Лютер, человек, одаренный высокими стремлениями, непримиримый борец с недостатками римского католицизма, удовлетвориться столь несовершенным богословским истолкованием дела Христова? Причину следует видеть, во-первых, в том, что Лютер, потеряв веру в Церковь, поставил личные соображения выше мысли церковной, во-вторых, в том, что воспитавшая Лютера Римско-католическая Церковь сама не сберегла наследия апостольской церковности во всей чистоте.
Лютер правильно подметил непоследовательность римско-католического учения об оправдании: если Крови Христовой достаточно для удовлетворения за грехи всего мира, нелогично требовать от людей какого-то дополнительного удовлетворения. Но Лютер не заметил главного недостатка этого учения, который состоит в слишком свободном оперировании в сотериологии аналогиями с такими человеческими понятиями, как гнев оскорбленного, необходимость удовлетворения и т. п. Справедливость Божия - это вовсе не то, что наша человеческая справедливость, обеспечивающая человеческие интересы. Она исходит из иных критериев - Нравственных. Не отец удаляется от блудного сына - это сын уходит на сторону далече. Не Бог враждует с грешником - это грешник враждует с Богом. Как сказано в каноне Октоиха:
"Ты врага суща мя зело возлюбил еси". "Вот стою у дверей и стучу..." Человек сам должен открыть дверь. Перемена должна произойти в человеке, а не в абстрактной сфере юридических взаимоотношений. Христос к нам пришел, чтобы соединиться с нами. Мы не в стороне от Креста Его, мы не пассивные наблюдатели своего спасения. Крест Христов входит в жизнь христианина и вместе с ним закваска иной жизни. Это сфера нравственная. Кости сухие человечества воскресают вместе с Поправшим смертию смерть. В "надгробных песнях" Великой Субботы мысли и чувства Церкви обращены к рождению новой жизни из "двоерасленного" Зерна, которое приняли недра земли в погребении Спасителя. Участниками этой жизни во Христе становятся спасаемые. В этой жизни, по мысли Церкви, и состоит спасение; не может быть спасения без избавления от мертвых дел.
Аморальности в лютеранской среде, конечно, не наблюдается, напротив, можно говорить о своеобразном благочестии, достаточно жестком лютеранском благочестии. Однако что было разрушено с самого начала и чего нет у лютеран и по сей день - понятия внутренней борьбы со грехом, аскезы, ибо если человек спасен, внутренняя борьба по преодолению тех или иных страстей и пороков, по сути дела, не может найти оправдания, ее и нет. При всем благочестии, пуританстве тех или иных протестантских направлений, аскетика как таковая в протестантстве отсутствует во всех его направлениях.
140. И, наконец, завершая этот раздел, можно еще раз обратиться к авторитетному догматическому документу - "Окружному посланию Восточных патриархов" (1723). В нем пространно изложено церковное учение о западных заблуждениях, которые накопились к XVII-XVIII вв. В частности, о делах и вере там говорится так: "Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовью, то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе". Ни теоретическая вера лютеран, ни созерцательная ее сторона, ни самый факт уверенности в собственном спасении этого спасения не даруют. Его дает лишь вера, которую можно назвать живой или, как она именуется в послании, споспешествуемая любовью, то есть та, которая воплощается в реальной, устремленной к праведности, жизни во Христе церковного человека.
У каждой протестантской конфессии имеются свои обряды, однако главным считается воспитание "внутреннего религиозного чувства".
Лютеранство
Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи.
В ходе Реформации было создано учение о спасении только верой. Представление о спасении только через веру развилось преимущественно из своеобразного толкования посланий ап. Павла, столь почитаемого Лютером.
Что же представляет собой эта спасающая вера, которая делает человека "сосудом для усвоения заслуг Христа". Вера - это не личная заслуга человека и не плод его внутреннего становления, она не принадлежит ему, а нисходит свыше как особый дар Бога. Лютер писал об этом: "вера не есть человеческая мысль, которую я сам мог бы произвести, но божественная сила в сердце".
"Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание его содержания, на независимости личных суждений в вопросах веры и морали, и, в конечном счете, на свободе совести".
Из семи таинств, признаваемых как в православии, так и в католичестве, лютеранство сохранило практически только два: крещение и Евхаристию.
Черты таинства сохраняет также покаяние, остальные признаны обрядами.
Только крещение и Евхаристия имеют неоспоримое Божественное происхождение, так как основаны на ясных свидетельствах Свщ. Писания.
Лютеранское вероучение воспринимает таинство не как способ действия благодати в мире, а как знак общения человека с Христом.
Лютеранское крещение не освобождает человеческую природу от самого первородного греха, но лишь от наказания за грех, это не возрождение от греха, а амнистия.
Лютеранское таинство покаяния есть продолжающееся действие крещения, и бытие его законно потому, что цель его - отпущение грехов через веру во Христа, оно оживляет эту веру, делает ее реальной в жизни человека.
Лютеранское понимание Евхаристии покоится на двух основных отличиях - отрицании пресуществления хлеба и вина Евхаристии в Тело и Кровь Христовы и отрицании значения Евхаристии как жертвы.
Кальвинизм
Колыбелью Реформации, несомненно, была и остается Германия, но свидетельством ее объективного вызревания в недрах католического средневековья, стало появление второго мощного очага церковного протеста в Швейцарии. Он возник одновременно с началом германского движения, но практически независимо от него. Вскоре различия в истолковании общих начал Реформации стали столь существенными, что уже в 1529 г. произошло разделение германской и швейцарской ветвей Реформации, которое закрепило самостоятельное существование группы протестантских течений, известных под общим названием Реформатских церквей.
В целом, реформатство или, как его часто называют, кальвинизм отличает от лютеранства большая последовательность и жесткость взглядов.
Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший современник отцов Реформации. Его основным сочинением является знаменитый труд "Наставления в христианской вере".
Переходя к рассмотрению особенностей реформатского вероучения, необходимо, прежде всего, указать то общее начало, которое органически связывает его с лютеранством и с идеологией Реформации в целом, а именно - утверждение спасения верой.
Главной особенностью кальвинизма является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей к спасению, других к погибели. Это позволяет окончательно уничтожить всякую возможность заслуги человека в деле спасения, он всецело принадлежит воле Божей. Кстати, "в мировом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой появление и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности, господства, подчинения и т.д., - то есть совершенно не зависящими от воли людей силами".
Исходя из представления о безусловном предопределении, Кальвин отверг всеобщность крестной жертвы и евангельского благовести, ибо Господь претерпел смерть на кресте не за всех, а лишь за тех, кого Сам избрал к вечной жизни. Это положение разрушает основной догмат христианства - веру в искупление всех, совершенное Богочеловеком.
В учении о Церкви реформатство последовательно развивает свой основной принцип. Истинная Церковь есть сообщество истинно избранных, то есть предопределенных к спасению. Но швейцарская Реформация окончательно упраздняет всякие черты иерархического устройства, которые еще сохранил Лютер. "Неприязнь к структурному единообразию стала отличительным признаком протестантизма, который формировался в условиях раскола единой для европейских стран церкви и угасания наднациональной Священной Римской империи".
Реформатская традиция признает только два таинства - крещение и Евхаристию.
В понимании крещения Кальвин близок Лютеру, он считает это таинство божественным знаком приятия верующего в благодатный союз с Богом, печатью его усыновления Христу.
Единственным источником христианского знания Реформатская церковь признает Свщ. Писание.
Особого внимания заслуживает принцип мирского аскетизма, который развился на почве учения о безусловном предопределении. Принцип мирского аскетизма обязывал человека к умножению своего благосостояния, которое, в свою очередь, воспринималось не как личное достояние человека, а как дар свыше, как знак благоволения Божия к человеку.
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..............3
2. Лютеранство…………………………………………….…...............4
3. Кальвинизм….……………………………………………………….6
4. Англиканство………………………………………………………...9
5. Цвинглианство………………………………….............................11
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.
Дробление протестантских конфессий происходило и происходит практически непрерывно. Основными направлениями в протестантизме считаются лютеранство, англиканство, кальвинизм и цвинглианство.
Первоначально лютеранами называли всех протестантов (в Российской империи это именование существовало фактически до революции). Самоназванием лютеран долгое время было: евангелические христиане.
Идеология кальвинизма, широко распространившись, оказала существенное влияние на историю человечества. Она способствовала формированию тираноборческой тенденции XVII-XIX вв. и участвовала в формировании США.
Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII. Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии.
В отличие от других протестантских течений, цвинглианство сформировалось отдельно от лютеранства, распространившись в Швейцарии и южной Германии в XVI веке. К концу XVI - началу XVII века цвинглианство сливается с кальвинизмом.
Лютеранство
Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в ряде европейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, а затем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран и около 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскому союзу, образованному в 1947 году.
- «Большой катехизис» Лютера (1529);
- «Малый катехизис» Лютера (1529);
- «Аугсбургское исповедание» (1530);
- «Апология Аугсбургского исповедания»;
- «Шмалькальденские артикулы» (1536);
- «Формула согласия» (1580).
Очень важное значение среди них принадлежит «Аугсбургскому исповеданию», составленному в 1530 году. В нем излагаются основные догматические представления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению.
В 1536 году Лютером были написаны так называемые «Шмалькальденские артикулы» или пункты. Кратко повторяя содержание «Аугсбургского исповедания» и «Апологии…», это небольшое сочинение дополняет его учением о троичности Божественных Лиц и о Лице Иисуса Христа.
Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.
Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания причисляет к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Помимо этого лютеране практикуют обряды, которые не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.
Кальвинизм
Колыбелью Реформации, несомненно, была и остается Германия, но свидетельством ее объективного вызревания в недрах католического средневековья, пораженного внутренним кризисом, стало появление второго мощного очага церковного протеста в Швейцарии. Он возник одновременно с началом германского движения, но практически независимо от него. Вскоре различия в истолковании общих начал Реформации стали столь существенными, что уже в 1529 году произошло разделение германской и швейцарской ветвей Рефорамции, которое закрепило самостоятельное существование группы протестантских течений, известных под общим названием Реформатских церквей.
В настоящее время значительные Реформатские церкви существуют в Англии, Венгрии, Нидерландах, Румынии, Франции, Германии, Словакии, США, Швейцарии, а также в ряде стран третьего мира. Наиболее представительной международной организацией является «Всемирный альянс Реформатских церквей», который в 1875 году объединил в своих рядах около 40 млн. представителей основных течений реформатства.
В целом, реформатство или, как его часто называют, кальвинизм отличает от лютеранства большая последовательность и жесткость взглядов. Возможно, именно это обстоятельство способствовало широкому распространению реформатства, ибо его резкие, мрачные, но логически выверенные богословские формы совпадали с религиозным характером средневековья, с одной стороны, а, с другой - удовлетворяли ту жажду рассудочности в делах веры, которую воспитала еще католическая традиция.
Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший современник отцов Реформации. Его основным сочинением является знаменитый труд «Наставления в христианской вере». В Женеве Кальвин также проявил себя как крупный общественный деятель, он стал почти единовластным правителем города и многое сделал для преобразования его жизни в соответствии с нормами реформатского вероучения, не останавливаясь при этом перед физической расправой со своими противниками. Его влияние, как в Швейцарии, так и в Европе было столь велико, что в свое время он заслужил название «женевского папы».
Символических книг реформатства достаточно много и не все они пользуются одинаковым авторитетом. Наибольшим признанием пользуется, прежде всего, «Первый катехизис», написанный Ж. Кальвином в 1536 году на основе его «Наставлений в христианской вере». Он излагает учение об источниках христианского знания, о Боге и Его свойствах, о человеке и грехопадении, о Церкви и таинствах. Общеавторитетными вероизложениями также считаются «Женевский катехизис» и «Женевское соглашение» (последний труд отличает наиболее последовательное изложение учения о предопределении). Широким признанием в реформатской традиции пользуется также «Галликанское исповедание», и «Гейдельбергский катехизис».
Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину - кальвинистское богословие - характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.
Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.).
Страница 32 из 47
Протестантские церкви и секты
Протестантизм возник в XVI веке как обширное движение в западном христианстве, распаространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании.
Лютеранство и кальвинизм континентальной Европе и англиканство в Британии стали первыми достижениями протестанства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений - пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и пр.
Главная задача Реформации состояла в том, чтобы сформулировать религиозную концепцию, которая была бы жизненно важной и социально значимой в изменившихся общественных условиях.
Лютеранство - одно из основных течений в протестантизме, основывающееся на учении немецкого священника и монаха Лютера. Суть учения состоит в том, что содержание вероучения целиком дается в Священном Писании, поэтому в Священном Предании нет нужды; один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в духовенстве, а есть «священство всех верных» в церковной общине; человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере в Христа - оправдывается только верой без благочестивых дел; сотрудничества человека в деле спасения нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к Богопознанию. Отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа. В таинствах лютеране признают реальное присутствие Христа. В лютеранстве существуют различные течения, в частности, многие лютеране считают, что роль личных усилий человека в своем спасении значительна. Со временем лютеране пришли и к тому, что необходима критическая библеистика, выявившая несводимость многогранность библейского содержания к лютеранской доктрине.
Лютеранство - церковь северонемецких княжеств - сейчас распространено широко в Европе и США. Признает авторитет Никейского символа веры. Сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан и два таинства: крещение и евхаристию.
Кальвинизм - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Кальвина. Восприняв основныеположения лютеранства, кальвин видоизменил их следующим образом: Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего, происходящего в мире его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля. Человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства. Заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам. Бог предопределяет к спасению или к погибели, и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна. Вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей вечности. Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Святого Духа. Таинства кальвинисты толкуют символически - как свидетельство благодати. Государство, с точки зрения кальвинистов, должно быть теократически подчинено Церкви.
Кальвинизм - в настоящее время швейцарская реформаторская церковь. В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственный источник вероучения - Библия. Крещение и евхаристия - не таинства, а символические обряды.
Англиканство - протестантская церковь Англии. Ее главой был объявлен английский король. Вскоре была утверждена англиканская литургия и свой символ веры (“39 статей”). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам англиканская церковь ближе к католической церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Король назначает епископов, глава англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Священнослужители могут состоять в браке, в последнее время к священству допускаются и женщины.
КАЛЬВИНИЗМ — направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.
Вероучение, церк. устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры . Вероучительные принципы К. кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. документах.
К. подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К. восходит к позднеср.-век. волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее: т.о., К. разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения; человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. тексты, К. также считает знаком избранности успех в делах.
Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. признает крещение и Евхаристию; в отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. хлеб и вино только как видимые символы дух. присутствия Христа.
К. утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. сведения о первоначальном христианстве, К. признает как установленные Богом 4 чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации ) есть один пастырь и неск. старейшин, они образуют руководящий орган — сессию , или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.
Богослужение в К. отличается простотой. Отсутствие литург. облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. конгрегациях могут различаться.
История. Первым воплощением принципов К. стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. рел. органом города, но и своего рода судом в области обществ. нравов: с самого начала своего существования К. тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. стран, и гл. очагом распространения идей К.
В течение XVI в. происходило постепенное слияние К. с др. протест. течением — цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры. В результате К. распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию; за их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. цвинглианские элементы. Напр., мн. реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. присутствие Христа.
В Германии К. в XVI в. получил распространение в отд. районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. наряду с католическими и лютеранскими.
В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами; в дальнейшем, однако, рел. политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. нашел отклик у мн. представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. реформы в 1560-е (Контрреформация).
Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562-98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.
Требование рел. прав для нидерл. кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566-1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560-1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении: согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл. и англ. кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.
Реформатские Церкви европ. стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: неск. соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. ассамблею — высший церк. орган нац. масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. руководстве.
В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI-XVII вв. К. оказал влияние на церк. реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; др. часть (индепенденты , или конгрегационалисты ) стремилась к независимости отд. конгрегаций, не надеясь на реформу нац. масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. революции (1641-60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн. пуританам вступить в нее, а с другой — признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров ), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII-XVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство) , представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. общины конгрегационалистов остаются независимыми; их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.
Мн. кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.
В XVII-XVIII вв. внутри К. возникла т.н. теология завета (нем. F öderaltheologie, англ. covenant theology) . Развивая библ. понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит. выводам: если первоначальный К. предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора .
История К. характеризуется многочисл. расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX-XX вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. протест. конфессиями — лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.
В наст. время в мире насчитывается ок. 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.
В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. стран.
Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. и голланд. купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голланд., англ. и немецко-франц. реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 — на побережье Чёрного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.). В адм. отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. конфессиями. В условиях депортации немцев мн. реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церк. общины, существующие в ряде городов России, в наст. время не объединены общей церк. структурой.
На 1.01.2003 в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских рел. организаций.
Лит-ра: Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994; Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма. Grand Rapids, 1995; Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717-1927). СПб., 2001; Meeter H.H. Calvinism: An Interpretation of Its Basic Ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J.T. The History and Character of Calvinism. NY., 1954; Marburg Revisited: A Reexamination of Lutheran and Reformed Traditions. Minneapolis, 1966; McKenzie J.L. et al. Reconsiderations: Roman Catholic, Presbyterian and Reformed Theological Conversations. NY., 1967; International Calvinism. Ox., 1991; Encyclopedia of the Reformed Faith. Louisville, 1992; The Calvinism in Europe 1540-1620. C., 1994.
А. Горелов, К. Челлини