Многие люди поднялись к вершинам славы и известности за счет их предполагаемого знания магии и тайных знаний. Для некоторых укладка паркета, это что-то тайное и непостижимой, но некоторые, благодаря их таланту, стали богатыми и знаменитыми, другие - стали жертвами насильственной смерти.
Люди, в нижеприведенном списке, происходили из разных слоев общества и из разных периодов истории.Кто-то располагал дружественным характером, а кто-то жутким. Но у них у всех была одна общая черта и мир до сих пор помнит этих людей, как ведьм и колдунов.
10. Молл Дайер
Молл Дайер - женщина, жившая в 17-ом столетии в графстве Св.Марии, Мэриленд. Многое о ней покрыто тайной, но всем было известно, что она являлась странной женщиной. Целительница травами и изгой, выживавшая благодаря великодушию других, она, в конечном счете, была обвинена в колдовстве и ее избушку подожгли в холодную ночь. Но она сбежала в лес, и в течение нескольких дней ее никто не видел….пока местный мальчик не нашел ее тело.
Молл Дайер умерла от холода на большой скале, в коленопреклонном положении, с поднятой рукой, проклиная мужчин, которые на нее напали. Ее колени оставили след на камне. Жители деревни быстро выяснили, что потревожили не ту женщину. Проклятие Молл Дайер пало на город, и в течение нескольких столетий, вызывало холодные зимы и эпидемии.
Камень Молл Дайер стал местом поклонения
Ее призрак, часто сопровождаемый различными странными животными, был замечен много раз, и до сих пор говорят, что он преследует это место. Ее жуткая репутации, в конечном счете, стала источником вдохновения для фильма «Ведьма из Блэр». Хотя Молл Дайер - влиятельная народная фигура в американском колдовстве, надежных исторических свидетельств о ее существовании, не найдено.
9. Лори Кэбот
Лори Кэбот была популярной колдуньей в Соединенных Штатов. Калифорнийская девочка с легендарной историей танцовщицы, ее пристальный интерес к колдовским искусствам привел ее в Новую Англию. После нескольких лет изучения ведьминского ремесла, она открыла магазин в Салеме, Массачусетс, в историческом эпицентре охоты на ведьм. Первоначально она опасалась объявлять себя ведьмой.
Но когда ее черная кошка застряла на дереве и просидела на нем в течение многих дней, а пожарная команда отказалось спасать ее, она была вынуждена сказать, что кошка нужна ей для ритуалов. Год был 1970ый и слово "ведьма" было как клеймо в Салеме. Кошка была немедленно спасена чрезвычайно кроткими и вежливыми пожарными.
Кабот стала национальной знаменитостью. Она создала шабаш ведьм и открыла магазин колдовства, которые моментально стали популярными. Магазин, который, впоследствии, переместился в интернет, стал излюбленным местом для туристов. Кабот стала одной из высококлассных ведьм в мире. Даже губернатор Массачусетса, Майкл Дукакис, объявил ее официальной «Ведьмой Салема» за ее положительное влияние и хорошую работу в обществе.
Кабот утверждает, что любое злое проклятие, посланное ведьмой, возвратится к ней и злой умысел не исполнится. Согласно ее словам, колдовство - это всё вместе и магия и астрология и чувство природы.
8. Джордж Пикинджилл
Джордж Пикинджилл звучит так, как будто он сошел со страниц романа ужасов. Высокий, пугающий человек 19-ого столетия с враждебным поведением и длинными, острыми ногтями. Он был известным хитрым человеком, который практиковал народное колдовство. Старый Джордж, как всего его называли, был сельскохозяйственным рабочим, который утверждал, что он наследственный ведьмак.
Его волшебная родословная могла быть прослежена полностью вплоть до 11-ого века, к ведьме Джулии Пикинджилл, которая была своего рода волшебной помощницей местного лорда. Пикинджилл был мерзким, несимпатичным человеком, который часто терроризировал других сельских жителей за деньги и пиво. Однако, его уважали так же, как боялись. Как говорили, Джордж был квалифицированным целителем и иногда улаживал споры между сельскими жителями.
В тайных кругах Пикинджилл был суперзвездой — по существу Алистер Кроули своего времени. Он был признан помощником древнего рогатого бога, частым союзником Сатанистов и обладал основной властью в колдовских искусствах. Даже его адвокат разыскивался другими ведьмами.
Однако, эта власть была несколько подпорчена фактом, что Пикинджилл был чем-то вроде фанатика (он мог одобрить шабаш ведьм, если его участники могли доказать, что они имели чистое происхождение), и что-то вроде женофоба (вся работа на его шабашах была сделана женщинами, которые также должны были подчиняться некоторым, довольно сомнительным, условиям).
7. Анжела де ла Барте
Анжела де ла Барте была дворянкой и печально известной ведьмой, которая жила в 13-ом столетии. Она была сожжена на костре инквизицией, за ряд совершенных зверских дел. Ее преступления ограничивались не только сексуальной связью с демоном, рождением демона змеи и волка, обвиненным в исчезновении детей, но и тем, что она вообще была неприятным человеком.
В действительности, конечно, Анжела была, возможно, психически нездоровой женщиной, и главное ее преступление состояло в поддержке религиозной секты гностического христианства, которую отрицала Католическая церковь. Ее необычное поведение привело к обвинениям в колдовстве, которое в свою очередь привело к ужасной смерти. В те времена такая участь была довольно распространенной.
6. Маг Абрамелин
Подлинная история, о такой личности 15 века, как маг Абрмелин, была утеряна. Тем не менее, его наследие продолжает жить в виде тысяч последователей и подражателей. Абрамелин был сильным колдуном, который описывается у Авраама Вюрцбурга, учеником мага, который убедил Абрамелина передать ему свои секреты. Авраам сделал кропотливую работу по магической системе Абрамелина, включающую в себя сложные процессы по командованию над духами, злыми и добрыми.
Система была основана на магических символах, которые могли активироваться только в определенное время и с использованием определенных ритуалов.
В 1900 году, рукопись была напечатана в виде книги под названием «Книга священной магии Абрамелина». Книга мгновенно стала хитом в оккультном сообществе, и произвела непосредственное влияние на пресловутых практиков, в том числе, таких как Алистер Кроули.
5. Элис Кителер
В течение долгого времени, Ирландия не напрягалась по поводу колдовства, нежели чем континентальная Европа. В конечном счете, охота на ведьм, прибыла и туда. Одна из первых и самых известных жертв была дама Элис Кителер, богатая ростовщица, чьи мужья имели неприятную привычку умирать и оставлять ей все. Четвертый муж начал чувствовать себя больным, а дети начали вонять, как крысы - именно тогда, когда они увидели, что отец собирается все оставить Кителер.
В 1324 году, церковь признала даму Кителер в заговоре с тайным еретическим обществом. Она была не только первой ирландской женщиной, которую обвинили в колдовстве, но и той, которая имела отношения с инкубом. Власти пытались посадить Элис несколько раз, но у нее было много союзников и она, всякий раз, избегала приговора.
В конечном счете, Кителер исчезла, оставив своего сына и слугу. Как говорят, она сбежала в Англию, где прожила в роскоши до конца своих дней. Действительно ли она проявляла себя в темных искусствах или нет, но ее помнят по сий день, как первую ведьму Ирландии.
4. Тэмсин Блайт
Известная фигура 19-ого века в Корнуолле, Англии, Тэмсин Блайт была глубокоуважаемой знахаркой и природной ведьмой. Термин природная ведьма пришел из того факта, что европейские деревни были окружены оградой или лесом, и выступали в качестве символа границы между этим миром и другим. Блайт, как говорили, была особенно хороша в устранении заклятий и проклятий, а также в целительстве. Она могла входить в транс и предсказывать будущее.
Так или иначе, у нее также был арсенал плохих фетишей, и ее репутации была запятнана мужем, Джеймсом Томасом, таким же магом, как и она. Хотя Томас и был уважаемым магом, но он часто выпивал и начинал хулиганить, за что все его не любили. В конечном итоге, Тэмсин рассталась с ним, но они сошлись опять в конце ее жизни.
Проклятия Тэмсин Блайт были эффективными на практике, из-за ее репутации и уважения. Тэмсин прокляла сапожника, который не исправил ее обувь - она не собиралась за это платить - в результате чего, сказала, что он останется без работы. Когда об этом прошел слушок, никто не стал вести дела с этим мужчиной, в результате чего, он был вынужден покинуть свое место.
3. Элифас Леви
Альфонс Луи Констант был известен под именем Элифас Леви Зэхед. Он потребовал, данное от рождения имя, перевести на иврит. Альфонс был человеком ответственным за мистические искусства, так как они известны сегодня. В течение 19-ого столетия Элифас Леви исследовал множество вероучений - от Христианства до Иудаизма, чтобы соединить убеждения, такие как Таро и письма исторических алхимиков — в странный гибрид, который стал известным как "Оккультизм".
Подготовленный теолог, который почти стал священником, Леви, всегда был больше ученый, чем практикующий маг. Однако, он был чрезвычайно харизматичен и имел обширные знания во многих областях колдовства. Он написал много книг по ритуальной магии. Леви был особенно известен его работой «Бафомет», сатанинским божеством, которому предположительно поклонялись рыцари ордена тамплиеров.
Он считал эту фигуру представлением "абсолюта”. Элифас нарисовал известную картину «Бафомет» как крылатую, женскую фигуру с головой козы. Одна из первых картин, о которой подумает любой, когда упомянут оккультизм.
2. Рэймонд Баклэнд
Рэймонд Баклэнд, "Отец американского Викканства» был глубоко впечатлен современным Гарднерианским Викканством. Он взял учение Джеральда Гарднера в «Новом Мире» и, в конечном счете, усовершенствовал его в собственной вариации под названием «Сикс-Викка».
Ветеран колдовства, Бэкланд был вовлечен в шабаши ведьм с 60-ых, обычно как лидер. Он - священник виканнов и уважаемый эксперт во всех неоязыческих вещах. До его отставки из активного колдовства в 1992, он провел десятилетия, как самый узнаваемый и передовой эксперт магического ремесла. В наши дни он живет в сельском штате Огайо, где он пишет книги о колдовстве и продолжает практиковать уединенную версию своего магического ремесла.
1. Агнес Уотерхаус
Агнес Уотерхаус, обычно известная как Мать Уотерхаус, была одной из самых известных ведьм, которых когда-либо знала Англия. Преступления, в которых она обвинялась, были довольно отвратительны — Мать Уотерхаус и две другие ведьмы предстали перед судом за развлечение с дьяволом, проклянания людей, и даже за нанесение телесных увечий и многократные смертельные случаи из-за их черной магии.
Удивительно то, что церковь нечего не делала по отношению к Агнес. Она была первой английской ведьмой, приговоренной к смерти светским судом. В ее свидетельских показаниях Агнес открыто призналась, что практиковала темные искусства и поклонение дьяволу.
У Агнес была кошка, которую она назвала сатаной, которую она, как утверждала, посылала, чтобы убить домашний скот ее врагов, либо, при случае, и самих врагов. Она была грешницей и заявляла, что сатана сказал ей - она умрет, повешенной или саженной заживо, и Агнес нечего не могла с этим сделать. Мать Уотерхаус была действительно приговорена к повешению, несмотря на то, что две других ведьмы, столкнувшиеся с подобными обвинениями, были отпущены (одна была признана невиновной, другая - приговорена к году тюремного заключения — хотя более поздние обвинения привели к ее смерти).
Ее сатанинская бравада после приговора куда-то испарилась. На ее пути к виселице Уотерхаус сделала одно последнее признание — она когда-то не убила человека, потому что его твердая вера в Бога препятствовала тому, чтобы сатана тронул его. Она пошла на свою смерть, молясь относительно Божьего прощения.
Охота на ведьм достигла особого размаха в Западной Европе в конце XV — середине XVII веков. Костры, на которых сжигали людей, обвиненных в связях с Дьяволом, вспыхивали то во Франции, то в Англии, то в Скандинавии, а больше всего их было на территории Германии.
Самое массовое сожжение «ведьм» в Европе произошло в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге, находящемся на северной окраине горного массива Гарц, примерно в 60 км к юго-западу от Магдебурга. По постановлению епархиального суда Кведлинбурга в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. Всех их обвиняли в колдовстве. Причем, жертв могло быть больше: в последний момент 4 девушки были помилованы.
2 Фульда
В Германии был особо известен своими жестокими расправами над ведьмами Бальтазар фон Дернбах, аббат города Фульды. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин. Несмотря на то, что Мерга была довольно состоятельной женщиной, печальной участи ей избежать не удалось. Под пытками из нее было выбито признание в убийстве ее второго мужа и его детей, к тому же Мерга призналась в участии в ведьминских шабашах и в том, что отцом ребенка, которым она была беременна на тот момент, был сам Дьявол. Мергу Бин сожгли.
После этого Дернбах вошел во вкус и следующие три года гонялся за ведьмами по всему Гессену, в результате чего казнили еще более 250 человек. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году.
В 2008 году на старом кладбище Фульды была установлена мемориальная табличка, посвященная примерно 270 жертвам охоты на ведьм. Надпись на ней гласит: «Ваша история также является нашей историей».
3 Бамберг
Преследование ведьм в Германии было особенно жестоким на тех территориях, правителями которых, как светскими, так и духовными, были епископы, — Трир, Страсбург, Бреслау, а также Вюрцбург и Бамберг. Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (1623−1631), который сжег 900 ведьм, и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (1623−1633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам.
Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (1609−1622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. 1617 год был особенно тяжел — 102 казненных. Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 30−40 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. С 1626 по 1630 годы процессы отличались особенной жестокостью и полным пренебрежением ко всяческим законам.
Вице-канцлер Бамберга, доктор Георг Хаан, добился относительного успеха во временном обуздании ведовских процессов. Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году — и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».
Террор прекратился к лету 1631 года, частично из-за смерти викарного епископа Фернера, частично из-за угроз шведского короля Густава, который занял Лейпциг еще в сентябре и теперь грозил войной, и лишь частично из-за протестов императора. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году.
4 Вюрцбург
Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга. Особенной страстью в охоте на ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет.
Сохранился датированный 16 февраля 1629 года список 29 массовых казней в Вюрцбурге, общим числом 157 жертв. В списке мужчин было почти столько же, сколько и женщин, многие из них были богатыми и высокопоставленными людьми, присутствовали и дети.
Примерно в это же время юного родственника епископа Вюрцбургского обезглавили по обвинению в ведовстве. Юноша был единственным наследником своего могущественного родича, если бы он остался в живых, то унаследовал бы значительное состояние. Эрнест фон Эренберг был образцовым студентом с блестящими перспективами, но, как о нем говорили, забросил вдруг свои занятия и связался с женщиной старше себя. Иезуиты расспросили его и пришли к выводу, что он знаком со всеми пороками, включая и посещения шабашей. Эрнесту вынесли обвинение, а потом судили и нашли виновным. Вскоре юношу казнили.
После этой казни с епископом произошли какие-то изменения, потому что он учредил поминальную службу по всем жертвам ведовских процессов, и истерия пошла на убыль.
5 Бери-Сент-Эдмундс
В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.
Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.
6 Мор
В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу.
Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Похожие обвинения посыпались одно за другим.
К маю 1669 года король Карл XI назначил комиссию, которая должна была привести обвиняемых к покаянию посредством молитв, без тюремного заключения и пыток. Но молитвы только способствовали разрастанию массовой истерии, и когда королевская комиссия собралась впервые 13 августа 1669 года, 3000 человек пришли послушать проповедь и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Двадцать три сознались без принуждения. Кроме того, на костер попали и 15 детей. Вину еще 36 детей в возрасте от 9 до 15 лет определили как не столь серьезную, и в качестве наказания они должны были всего лишь пройти сквозь строй.
25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.
Михаил Ихонский
| Июл 9, 2018Колдовские ритуалы сопровождали людей всю их историю. С древнейших времен необъяснимые природные явления списывались на потусторонние силы, вступить в контакт с которыми могли только колдуны или ведьмы.
До распространения христианства к колдовству в Европе относились в основном спокойно. Языческие обряды германских, кельтских и славянских племен имели в своей основе магические ритуалы. Римская империя предпочитала не замечать магов и колдунов, пока те не причиняли своими действиями вред населению или государству. Все изменилось с распространением христианства в Европе.
Ересь катаров и война с колдовством
В ранние годы Церковь, конечно, осуждала занятия колдовством. Но полубезумные шаманы, прятавшиеся по лесам, мало могли навредить новой религии, и она их игнорировала.
Поворот в отношениях с ведьмами произошел в XII – XIII вв во время первых ересей. Возникшее на юге Франции течение катаров переманивало прихожан, уменьшая доходы Церкви, чем и привлекло внимание папского престола.
Жители региона были объявлены колдунами и ведьмами. Начался кровавый крестовый поход.
Понимая, что подобные ереси будут возникать постоянно, Церковь объявила масштабную войну ведьмам. Для противодействия колдунам была создана инквизиция.
Преследование ведьм началось
Почти сто лет инквизиторы боролись за чистоту веры достаточно гуманными способами. Проводились суды и расследования. Выносились приговоры. Иногда даже оправдательные.
Крупномасштабное преследование колдунов, а также обвинение в колдовстве и связях с дьяволом всех неугодных, началось при папе Иоанне XXII. Священнослужитель сразу по восшествии на престол сжег епископа из родного города.
Иоанн был по-настоящему одержим идеей уничтожить всех ведьм. Папские легаты отправлялись на юг Франции, в Швейцарию, Германию и север Италии. Число смертных приговоров в это время резко возрастает. Появляется обвинение в «еретическом колдовстве».
Как люди представляли себе ведьм
Врага надо было персонифицировать. Так как все обвинения в колдовстве в целом были ложными, то в категорию ведьм и колдунов попадали самые разные люди под самыми разными предлогами. Существовали обвинения в одержимости, нанесении порчи колдовством, сглазом и т.д.
Именно тогда сформировался классический образ ведьмы на метле; колдуньи, меняющей внешний вид и творящей зло людям.
Костры горят по всей Европе
В 60-х годах XV в уже вся Европа ловила ведьм. С особенным усердием колдунов уничтожали в Германии. Здесь даже были выпущены книги, посвященные борьбе со Злом: «Булла о ведовстве» и .
Обвиняемых арестовывали по любому поводу. Стоило соседу заглядеться на чужую усадьбу, как ее хозяин по доносу отправлялся в застенки инквизиции. Доносы распространились повсеместно. Чаще других страдали женщины, которые могли быть схвачены за косой взгляд, неправильное движение и даже за свою красоту.
Поначалу процессы вели инквизиторы. Существовало даже специальное уложение с перечнем действий, которые подпадали под определение колдовских. Однако достаточно быстро слушания по делу ведьм стали проводиться в мирских судах.
Если инквизиторский суд нередко оправдывал обвиняемых, то обычные суды наказывали почти всех.
Испытание ведьм
Особенно циничным видится поиск дьявольских отметок на теле обвиняемого и проводимые испытания ведьм.
За ведьмину отметину могли принять любую родинку, родимое пятно или дефект кожи. Все зависело от того, чего хотел судья: наказать или пощадить. В поисках отметок женщин подвергали жестоким пыткам и стригли налысо.
Распространенным испытанием было «испытание водой». Связанную женщину бросали в реку. Считалось, что вода, будучи материей чистой, сама определит ведьма перед ней или нет. Если женщина тонула, то она признавалась невиновной, так как «вода приняла ее».
Если же несчастная жертва всплывала, то она объявлялась виновной в колдовстве.
Казни, применяемые инквизиторами
Перед тем, как отправить жертву на костер, ее пытали, выбивая признание в злом умысле и колдовстве.
Казнь ведьмы через сожжение было публичным зрелищем, на которое собирался весь город. Часто мероприятия проводились в дни ярмарок и других народных гуляний.
Очень редко для казни использовали отсечение головы, утопление или повешение. Считалось, что смерть на костре является «чистой» по причине своей «бескровности», и таким образом церковники как бы прощали свою жертву и давали ей шанс на вечную жизнь.
Конец охоты на ведьм
Конец охоты на ведьм связан с развитием наук, возникновением протестантизма и Тридцатилетней войной, жестокость которой заставила европейцев по-новому взглянуть на собственную жизнь и церковные догматы.
Последняя ведьма в Европе умерла в 1782 году в Швейцарии. Ей отрубили голову.
Всего за время инквизиции было казнено примерно 100 000 человек, 20 000 из которых погибли в Германии.
Все мы слышали, что в XV-XVII веках Западная Европа пережила страшный период своей истории, названный историками «Охота на ведьм». В католических и протестантских государствах Европы, а также в американских колониях Англии в этот период массово преследовались и подвергались казням женщины, считавшиеся ведьмами.
К клану ведьм в период Средневековья причисляли женщин, обладавших непонятными для большинства обывателей знаниями и умениями. Ведьмы умели «вредить», лишая домашний скот способности давать молоко, мясо, сало, шерсть, а птицу – нести яйца. Ведьмы, якобы, отбирали у крестьян урожаи и отравляли продукты питания, насылали на людей страшные болезни, вызывали засухи или наводнения.
С одной стороны, их уважали и боялись. С другой же стороны, таких женщин считали сговорившимися с дьяволом, участвовавшими в шабашах и совокуплявшимися с демонами-мужчинами.
Именно за такие «проступки» «продвинутые» женщины того времени преследовались инквизицией по любому доносу и навету, и безжалостно уничтожались, предварительно подвергаясь жесточайшим пыткам.
Вспомним несколько наиболее ярко запечатлевшихся в истории средневековой Европы судебных процессов, совершившихся над ведьмами.
1. Бриджет Бишоп «Салемские ведьмы»
Этот процесс происходил в 1692 году в Новой Англии. Тогда, в результате действий инквизиции было повешено 19 человек, один подвергся раздавливанию камнями и еще около 200 были посажены в тюрьму. Поводом процесса стала болезнь дочери и племянницы пастора Салема. Местный доктор поставил диагноз – воздействие ведьм.Что делать? Искать ведьм! И их нашли. Сначала пожилую женщину Бриджет Бишоп, владелицу нескольких местных таверн, «без суда и следствия» признали виновной и повесили. А затем еще более семидесяти «ведьм» были лишены жизни.
2. Агнесса Сэмпсон
А эти страшные события случились в Шотландии. Якобы несколько женщин-ведьм, друживших с самим дьяволом и занимавшихся черной магией, с помощью колдовских чар пытались потопить королевский корабль.Просто был сильный шторм, обычный в тех местах, и корабль был «на волоске» от погибели, но чудом спасся. А король Шотландии, будучи человеком суеверным, посчитал это делом рук настоящих колдуний. И в Шотландии началась охота на ведьм...
Опять-таки, «свидетели» жутких ведьмовских ритуалов под страшными пытками дали показания против ведьм и первой была схвачена весьма уважаемая в городе дама, повитуха по имени Агнесса Сэмпсон. Ее жутко пытали, надев «ведьмину узду». В конце концов, она все рассказала, во всем призналась и выдала ещё пять своих сообщниц. Конечно же, Агнесса была приговорена к смерти, удушена и сожжена на костре.
3. Анна Колдингс
Среди пяти сообщниц, названных Агнессой Сэмпсон, первой значилась Анна Колдингс. Ее также обвинили в колдовстве, применили серию страшных пыток, во время которых женщина призналась в своем участии в ритуале по вызову бури на море, назвала еще пять сообщниц и была заживо сожжена на костре. Почему-то история помнит Анну Колдингс под именем Матери Дьявола.4. Каэль Мерри
Как то в нидерландском городке Рурмонд все пошло «не так»: массово начали болеть и умирать дети, странно вел себя домашний скот, коровье молоко перестало сбиваться в масло, оно быстро скисало и пропадало. Конечно же, все это было приписано рукам местной ведьмы - датчанки Каэль Мерри.Испанские судьи очень хотели пытать Каэль, но местный суд пожалел Мери, оставив ее в живых, и просто вынес решение об ее экстрадиции, говоря современным языком. Мерри покинула Голландию, но это ее не спасло. Испанцы не оставили своей попытки наказать ведьму, их наемник выследил Мери, и утопил ее в реке Маас.
5. Энтьен Джиллис
Повивальную бабку Энтьен Джиллис, жительницу Нидерландов, обвинили в колдовстве, в убийстве еще не рожденных детей и новорожденных младенцев. Ее страшно пытали. И ей пришлось сделать признания в том, что и с Дьяволом она спала, и нерожденных детей убивала, и на младенцев охотилась. К тому же, Энтьен указала еще на нескольких колдуний, на прощанье послала проклятье всему городу и приняла казнь в виде повешения.В целом, в этом процессе лишились жизни 63 ведьмы. Им всем пришлось признаться в своих преступлениях, руководимых самим Дьяволом. Данный процесс вошел в историю как процесс, в котором было умерщвлено наибольшее количество ведьм.
В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». Помните 🙂 , — по всем городским площадям Европы полыхают костры, на них горят еретики и ведьмы, а в мрачных застенках инквизиции
томятся великие ученые и деятели искусства… Однако, распространенность какого-либо мнения вовсе не означает его истинности, и представляя средние века в столь мрачных тонах, мы самым серьезным образом заблуждаемся.
М ассовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. Увы, именно во времена Ренессанса человекоубийство стало в Западной Европе привычным и повседневным. Печально знаменитая «охота на ведьм » расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году. Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве.
Что привело к массовому помешательству, приведшему к охоте на ведьм , сложно сказать. Скорее всего, причина была в безудержном падения морали после прокатившихся по Европе войн и эпидемий чумы.
Считается, что массовыми сожжениями ведьм «заправляли» слуги Инквизиции, то есть невежественные фанатики и мракобесы. Однако, это тоже заблуждение. В 1610 году в городе Логроньо, на одном из процессов, инквизитор иезуит Алонсо де Салазар так горячо доказывал, что ведьм и демонов не существует, что был поддержан архиепископом Толедо Великим инквизитором Бернардо де Сандовалем, а затем и Высшим советом.
С этого момента, по решению Инквизиции, в католических странах «охота на ведьм » была прекращена, тогда как там, где победила Реформация, сжигание несчастных продолжалось, и самое активное участие в этих процессах принимали вовсе не священники, а юристы, ученые и университетские профессора.
Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм » и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». В Соединенных Штатах Америки их сжигали вплоть до XVIII века, причём судьями были профессора Гарвардского университета.
Современный историк Ф. Донован добавляет: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм , зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах — Италии, Испании и Ирландии — было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».
Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм
в течение трёх веков, с XV по XVIII. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твёрдостью Инквизиции… Я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции и Англии, и сравнительной терпимостью Инквизиции».
Не соответствует действительности и широко распространенное мнение, что именно инквизицией было устроено самое массовое сожжение ведьм. Ничего подобного. Это тоже заблуждение. В данном случае Инквизиции приписывается преступление, совершенное протестантами. В 1589 году по постановлению епархиального суда в саксонском городе Кведлинбург в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. К тому времени Саксония к католическому лагерю не принадлежала, так как в ходе Реформации от него откололась.
Добавим, что самые ужасные массовые казни в эпоху «охоты на ведьм » были совершены именно протестантскими церковными судами. И это не удивительно, ведь виднейшие деятели протестантизма, такие как Лютер, Кальвин и Бакстер, были фанатичными преследователями ведьм.
Следует еще понимать и то, что даже, когда речь идет о преследовании ведьм католиками, это вовсе не означает участия в этих черных делах Инквизиции. Например, инквизиторам в разного рода изданиях ставят в вину чудовищную охоту на ведьм в германских землях в 17 столетии. Однако они здесь не причем. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг. были сожжены около 1500 человек по обвинению в колдовстве, действительно были католическими, но в этих землях не существовало инквизиционных трибуналов. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции.
Несколько лет назад католическая церковь в лице самого Папы принесла извинения за преступления Инквизиции. Однако напомним, что в коллективном помешательстве, охватившем Западную Европу времен Ренессанса, виновна не только и не столько Инквизиция, сколько невежество и религиозный фанатизм, тех, кто, казалось бы, должен был им противостоять. Что же, это далеко не единственный парадокс в истории человечества.