В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения. Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать. у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.
Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при . Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.
Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.
При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.
Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.
Основные цели занятий:
- развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
- обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
- становление навыков построения правильных предложений;
- обучение звукобуквенному анализу слов;
- определение количества звуков в слове.
Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.
Примеры упражнений
Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.
Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:
- запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
- написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
- игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
- Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
- Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).
Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ); - коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.
Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.
Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.
Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.
В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
Упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников.
Цель: Дифференциация гласных звуков.
1.Вставьте пропущенные гласные в слоги и слова:
«а» или «я» «О» или «Ё» «у» или «ю» «ы» или «и»
1) м….. б… к…. ш…
к…. р… т…. г….
н… д… в… д…
т… л…. ц.. ф…
2) м…т в…л к..ст к…т
м…л в…л пь…т б..л
м.. л м…л бь..ют б..л
в….л г….л д…л заб..л
б….л п..дм…л ст..к н..ть
вз…л зав..л пл..н..л н..ть
Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков.
2.Составить из данных слогов слова:
та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. Ве, ка, шал - ……….
лод, хо-…………. Ту, ар, тро-……. Ле,ви, чок,со - ………
мо, гра, та- ……… би, рать,за-……. Пи,кра,ва-……………
чик, бор,за-……… до,про,во,вод-…… лен,дарь,ка-………….
Цель: Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных .
ШЛ_ПАЛ_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ
К_МЕНЬМ_ТАТ_ЩИТК_ША
Т_ НЕТКР_ СИТЬГЛ_ 3СТ_ РЫЙ
Цель: Дифференциация гласных букв У - Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления.
4. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю
Кат…ша кормит к…р.
К…ры кл…ют зерна.
Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку.
Л…ба и Л…ша г…ля…т.
Я вста… рано …тром.
Ил…ша рис…ет ваз… .
Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].
Я увидел в зоопарке … Папа купил…
В пруду плавает… По траве ползёт...
Цель: Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
5.
Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…
6.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]
В январе ударили сильные… В цирке выступают …
Папа принес…Мы засолили на зиму …
Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
7.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.
Приблудный
Юля , Ира, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.
Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия.
9 .Вставьте в слова пропущенные буквы.
а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.
б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.
в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает
10.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.
В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу.
Аля надела шар… и …арежки. У …арюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ые …арежки.
11. Распределите слова в 3 столбика. В первый слова,в которых 1 гласный звук, во второй слова,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных звука.
Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица.
Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с , проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии
- Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
- Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
- Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.
Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить . Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди , страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Какой врач лечит дисграфию?
Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Итог
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.
Фото дисграфии
Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.
Фото предоставлено пользователем Alla Max.
Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!
Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком результат будет скорым.
Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий. Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых - найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны. Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.
Скачать и распечатать задания
Корректирующие упражнения для детей с дисграфией
«Пишем вслух»
Пожалуй, это самое важное упражнение.
Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).
Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
Упражнение «Корректурная правка»
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.
«Вглядись и разберись»
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот »...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом «и»".
Чтение "Вверх ногами"
Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием - чтение по отражению текста в зеркале.
"Пропущенные буквы"
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.
Лабиринты
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты
Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени.
Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.
Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.
После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения. Подобные нарушения выступают серьезным препятствием для овладения грамоты ребенком, поэтому коррекция дисграфии является тем необходимым шагом, который должны предпринять родители как можно раньше.
Коррекция дисграфии у младших школьников
Довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия. Обычно дисграфия проявляется пропусками букв и слогов. Это свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет на слух гласные или некоторые согласные звуки.
Если родители замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо незамедлительно начинать лечение патологии. Коррекция дисграфии у младших школьников предполагает, в первую очередь, работу с детским психологом и логопедом. Психолог должен помочь ребенку преодолеть сложности в отношениях в семье и в школе, а логопед разрабатывает план лечения болезни. Он строится в соответствии с механизмом и формой нарушения письма. Если же говорить об общих способах коррекции дисграфии у младших школьников, то среди них можно выделить следующие наиболее эффективные:
- Устранение нарушений в звукопроизношении и фонематических процессах;
- Работа над обогащением словарного запаса у младшего школьника;
- Акцент на формирование грамматической стороны речи;
- Развитие аналитико-синтетической деятельности;
- Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия;
- Занятия, развивающие память и мышление;
- Развитие двигательной сферы;
- Занятия для улучшения связной речи;
- Письменные упражнения для закрепления полученных навыков.
Кроме того, при коррекции дисграфии у младших школьников нередко назначаются курсы медикаментозной терапии и некоторые виды реабилитационного лечения. Среди последних чаще всего используются физиотерапия, гидротерапия и массажные процедуры.
Коррекция оптической дисграфии
Специалисты различают несколько видов дисграфии:
- Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
- Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
- Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
- Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
- Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.
Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.
Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:
- Расширение объема зрительной памяти ребенка;
- Овладение графической символизацией;
- Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
- Развитие слухового анализа и синтеза;
- Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
- Формирование временных и пространственных представлений;
- Формирование графомоторных навыков;
- Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.
Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию.
Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.
Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:
- В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
- В окружающем мире;
- На листе бумаги.
- В слогах;
- В словах;
- В словосочетаниях;
- В предложениях;
- В тексте.
Коррекция дисграфии и дислексии
Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:
- Диагностический;
- Подготовительный;
- Коррекционный;
- Оценочный.
Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.
Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.
Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.
Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.
Видео с YouTube по теме статьи: