Предмет: Полезные привычки
Урок на тему « Гигиена полости рта»
Класс: второй
Цель: формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами.
Задачи: развитее полезных для здоровья привычек, воспитание у детей сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, расширение кругозора, развитие умения аргументировать свою точку зрения, слушать товарищей.
Оборудование: плакаты, картинки с изображением полезных продуктов, замок, макет, зубная щетка, паста, зубная нить, зубочистки, Су-Джок
Ход урока
1. Орг. Момент
Прозвенел звонок,
Значит, начался урок!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво!
2. Проблемная ситуация
Добро пожаловать в школу полезных привычек! А какие полезные привычки вы знаете?
Вбегает Старуха Шапокляк и начинает прятаться в классе.
Учитель: здравствуйте, бабушка! Вы что-то потеряли? Или вас кто-то напугал?
С.Ш.: Напугал, напугал! Еще чего не хватало! Я не за себя, я за Лариску переживаю! Ну, вы знаете ее - это помощница моя по мелким пакостям. Так вот: сидим мы на дереве, грызем грецкие орехи, а скорлупу в прохожих кидаем. И тут моя Лариска как закричит, как запищит!
Учитель: Что же такое случилось?
С.Ш.: Да у нее, почему-то зубы разболелись! Три дня мне покоя не давала, все пищала, да плакала! Даже ночью мне спать не давала! Жалко мне ее стало, я и позвонила в справочную, да и узнала, что делать! Подсказали мне отвезти ее к этому……… ну как он там называется????? К зубастику?........ нет…….К зубологу…….нет! ну подскажите же мне! А……. точно, к стоматологу! Вот пришли мы туда, посадили ее в кресло и тут что-то как зажужжит! Вот я и убежала! А теперь переживаю за нее – подруга все-таки!
Учитель: не переживайте, уважаемая! Ничего страшного там не происходит! Полечат вашей Лариске зубы и отпустят!
С.Ш.: Ну, ладно, ладно, убедили! Вот только я не могу понять, чего это Ларискины зубы вдруг заболеть решили.
Учитель: А мы сегодня в нашей школе полезных привычек как раз и будем говорить про зубы. Оставайтесь и все поймете.
С.Ш.: Уговорили, посижу уж тут!
3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.
Итак! Тема нашего урока ……..Ой! А на доске, где я написала тему, висит замок!
Чтобы его открыть мы должны проверить готовность к уроку.
Упражнение для снятия напряжения (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот – ух! 3 раза)
Открывается тема урока «Гигиена полости рта»
Отгадайте мою загадку
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб- всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю! (губы, рот, зубы)
У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки)
Вот видите, почти все в классе испытали эту неприятную боль. Поэтому мы сегодня познакомимся с причинами, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики. Девизом нашего урока будут слова (прочтем их хором)
Здоровые зубы - гарантия здоровья!
Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов? (ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, если пища будет плохо пережевана, то и пищеварительная система будет страдать, например: болеть живот)
Не на все зубы приятно смотреть. Почему?
Здоровые зубы - это красивая улыбка, правильная речь!
4. Повторение пройденного материала. Разгадывание кроссворда.
1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов
2. Часть зуба, которую мы видим
3. Сердце зуба.
4. Зубная кость
5. Невидимая часть зуба
7. Зубовед, дантист
5. Работа над темой урока
Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?
У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.
Отчего же образуется кислота?
МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА
Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.
А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!
Из всего этого сформулируем первое правило:
-Соблюдать правила употребления сладкой пищи!
Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?
Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.
Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.
Каротином он богат и полезен для ребят
Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)
Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.
А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?
Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка)
Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)
-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья !- говорят наши зубы!
Физминутка:
---«Шапка- размышлений» (Упражнение для улучшения внимания). Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, крутим мочки ушей. 3 раза)
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Зубную пасту мы берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Упражнения с Су-Джоком
Третье правило:
Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)
-Чистить зубы два раза в день!
Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год.
Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой!) А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту)
Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)
Существуют ли правила чистки зубов?
Четвертое правило звучит так:
-Соблюдать правильную технику чистки зубов!
Мы чистим, чистим зубы и весело живем
А тем, кто их не чистит, мы песенку поем:
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Снизу – вверх, сверху - вниз, чистить зубы не ленись!
6. Практическая работа
С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху-вниз, затем нижние - движением снизу вверх с внешней и внутренней стороны. Аналогично чистим коренные зубы. Движение вперед – назад, только когда чистим коренные сверху.
Как поел. Почисти зубки!
Делай так два раза в сутки
Предпочти конфетам фрукты.
Очень важные продукты,
Чтобы зуб не беспокоил
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
7. Итог
Вам понравился урок? Что вам показалось особенно интересным?
С.Ш.: А я свое придумала правило: Нельзя грызть грецкие орехи!
В конце нашего урока давайте составим памятку для Шапокляк. Какие правила, мы можем оформить в виде рисунков? (работа в группах)
Выставка работ.
Д.З. найти или придумать загадки о зубах, сочинить сказку.
Зачастую даже взрослые чистят зубы не так тщательно, как это необходимо, что же говорить о детях. Как правило, ребенок чистит зубы только по напоминанию, делает это наспех, у него много других дел и нет времени на неинтересные занятия.
Если малышам родители еще могут сами почистить зубы, то дети постарше такого, конечно, уже не позволят. Визуально оценить качество каждой чистки зубов родители не могут, а уже через три дня налет твердеет и практически не поддается удалению в домашних условиях.
Что входит в урок?
Во время урока гигиены врач:
- Обучит малыша и вас правилам эффективного ухода за зубами и полостью рта
- Расскажет о средствах гигиены - флоссах, щетках и других приспособлениях, а также пастах, гелях, ополаскивателях
- Осмотрит полость рта ребенка на наличие проявлений стоматологических заболеваний
- Оценит существующий уровень гигиены
- В игровой форме расскажет малышу о стоматологических инструментах и оборудовании, даст попробовать все самому
- Установит контакт с ребенком для психологической адаптации к возможному лечению в дальнейшем.
Недостаточная гигиена, а также увеличение в меню современных детей простых углеводов, сладких напитков и напитков с высоким содержанием кислот, ведет к быстрому увеличению риска развития кариеса уже с самого раннего возраста.
- Стоматологи-гигиенисты детской поликлиники Калининграда «Эдкарик» имеют опыт консультации детей различных возрастов, поэтому консультация профессионала будет интересна и малышам, и подросткам.
- Малышей детский врач-гигиенист в игровой форме познакомит с основами гигиены и расскажет, почему так важно регулярно чистить зубки. Врач научит ребенка не пропускать отдельные участки полости рта, уделять внимание деснам, внутренней и жевательной поверхности зубов, правильно направлять зубную щетку. Чистка зубов превратится для малыша в игру, и он будет проще соблюдать правила дома.
- Стоматолог расскажет родителям об основных принципах выбора детской зубной пасты и о профилактических мероприятиях, которые позволят сохранить здоровье зубов Вашего ребенка.
Не стоит полагать, что консультация по гигиене нужна только малышам, а дети постарше уже «все знают». Рост числа стоматологических заболеваний, вызванных недостаточной гигиеной, свидетельствует о необходимости проведения таких консультаций для пациентов любого возраста.
Безусловно, игровые методы не дадут желаемого эффекта с детьми постарше. Но у этого возраста есть свои преимущества. Школьникам можно аргументированно объяснить, почему так важно чистить зубы. Свою роль играет и авторитет врача как внешнего эксперта и просто постороннего человека, его убедительный рассказ о возможных проблемах с зубами, возникающих при недостаточной гигиене. Школьникам особенно интересны наглядные эксперименты с использованием специальных безвредных препаратов, окрашивающих налет на зубах в контрастный цвет.
После обучения стоматолог может дополнительно провести профессиональную чистку зубов ребенка, чтобы он сам оценил, как здорово иметь абсолютно чистые зубы.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и десен (парадантоз), мерами их профилактики.
- Повторить основные правила по уходу за зубами.
- Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: схемы, муляж «Зубы и зубная щетка», плакат «Строение зуба», видеофильм, валеологический самоанализ на парте, зубные пасты, практикум «Чистка зубов» раздаточный материал.
I . Организационный момент.
(Готовность класса к уроку)
а) - Здравствуйте, ребята.
Стоматологи ежегодно удаляют около четырёх тонн детских зубов .
Как нам не попасть в этот список ?
У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).
Вот видите, все в классе испытали эту неприятную боль.
Поэтому мы сегодня на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и десен, узнаем причины, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики.
Запись темы в тетрадь.
б)
Девизом нашего факультативного занятия будут являться слова (прочтем
их хором)
Здоровые зубы - гарантия здоровья
Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов.
(ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, а, следовательно, обеспечивают нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта);
- Если пища плохо пережевана, то и пищеварительная система будет от этого страдать (например: болеть живот).
- Не на всякие зубы приятно смотреть. Почему?
- Здоровые зубы - это красивая и обворожительная улыбка, правильная речь.
II . Работа над новым материалом.
а) - Рассмотрим строение зубов (плакат на доске (карточки на парте (Приложение 3 )). Вот из чего состоит зуб.
- Эмаль - твердое покрытие (в организме нет ничего более твердого).
- Дентин - еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью.
- Под дентином - расположена пульпа - мягка ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.
- У зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти.
- Основание зуба со всех сторон окружено десной.
б) Заболевание зубов и десен.
Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят.
Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.
(таблица «Заболевание зубов. Кариес») Если воспаляется десна, и другие т.е. мягкие ткани - это заболевание называется парадонтит. Он может возникнуть, если не лечить кариес, а так же - от механического повреждения десны (например, грубой пищи, зубной щеткой).
Запись в тетрадь.
Кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.
Парадонтит - воспаление тканей вокруг зуба.
(если кариес не лечить может произойти воспаление тканей вокруг зуба (парадонтит).
Скажите, от чего же разрушаются зубы?
(ответы: - Не соблюдение гигиенических правил ухода за зубами).
Какие основные правила ухода за зубами вы знаете?
(ответ: - чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды, не есть холодного - горячего или наоборот, не грызть твердые предметы, посещать стоматолога и т.д.)
в) Беседа со школьным стоматологом.
(врач стоматолог может быть приглашён; проводит беседу или конкурс …)
Вопрос после просмотра.
На какие группы делятся зубные пасты? (гигиенические и лечебно-профилактические).
Для чего используют гигиенические (для снятия налета, механическое очищение).
Лечебно-профилактические содержат экстракты трав, лекарственных растений, витамины, (они лечат и проводят профилактику.
(перед занятием учитель предлагает принести пасты или коробки от паст)
На столе пасты, выберите лечебно-профилактические.
- Почему, вы считаете, что это лечебно-профилактические? (читают, что входит в состав) они лечат и проводят профилактику.
- Очень хорошо! (А какими пастами вы пользуетесь дома?) (называют).
- Рассмотрите внимательно дома состав ваших паст и определите к какой группе они относятся? гигиенические или лечебно-профилактические.
- В нашем районе в воде мало фтора.Какой можно сделать вывод?(лучше пользоваться лечебно - профилактическими пастами, содержащими фтор.)
г) Практическое занятие.
Одним из основных правил ухода за полостью рта является правильная чистка зубов. (Приложение 4)
Сейчас мы проведем с вами практическое занятие по чистке зубов.
У меня на столе макет. (Дима будет проводить показ на манекене, а вы для этого будете использовать расческу и зубную щетку).
Мальков читает последовательность вслух, все выполняют действия (не торопитесь).
Молодцы! Еще раз (закончили).
III. Итог урока.
- Итак с чем мы познакомились на уроке? Сегодня мы познакомились с основными заболеваниями зубов и десен и повторили основные правила гигиены полости рта.
- Выполним самоанализ.
- Если вы выполняете то или иное правил напротив поставь знак «+», если нет «-».
- Сопоставь количество «плюсов» и «минусов».
- Если «+» больше, значит ты правильно ухаживаешь за зубами, если меньше, то вы должны сделать для себя вывод, что нужно еще дополнить для сохранения здоровых и крепких зубов.
IV . Все материалы которые есть на парте, вклейте в тетрадь по теме «Гигиена полости рта. Заболевание зубов и десен». Спасибо! До свидания!
Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стоматолога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи - к внедрению методов первичной профилактики стоматологической патологии. К основным методам профилактики относятся: общий рациональный режим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагогического убеждения.
Основополагающим принципом системы профилактики стоматологических заболеваний является принцип возрастного подхода к реализации всех мероприятий.
Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе со школьным врачом-стоматологом подбирает для каждого учащегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стаканы) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утверждает директор (завуч) школы.
Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7-9 лет (1-3 класс), 10-14 лет (4-7 класс), 15-17 лет (8-11 класс).
В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старший классах обучение рекомендуется проводить отдельно у мальчиков и девочек.
Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходимы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за применением навыка, поощрение знаний и действий.
В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе место и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать.
При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как общую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов.
При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на тренажерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у раковины - в кабинете стоматолога.
При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучением детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществляется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур.
Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одновременно с обучением элементам действий, составляющих навык.
Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта:
1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки.
2. Прополоскать рот водой.
3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана.
4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки.
5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чис
тить 1-2 минуты и сделать при этом щеткой 100-150 движений.
6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе - пос
ле обеда).
Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхности эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосредственно у края десны).
1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти слева направо.
2. Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних.
3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по
верхности.
4. При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее
трудно очищаемые участки, например, межзубные промежутки были
полностью перекрыты щеткой.
5. Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной
зубной щетки, ее движения по вертикали должны иметь лишь одно на
правление: от десны к линии смыкания зубов и должны начинаться с
поверхности десны.
Типы движений зубной щетки
1. Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На
щечной стороне зубного ряда щетина устанавливается так, что рабочая
часть прилегает к зубам горизонтально, захватывая несколько зубов.
На задней поверхности зубов возможна только установка щетки под
углом 45-90 градусов.
2. Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных ря
дов в
продольном и поперечном направлении.
Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по поверхности зубов.
Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верхних правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 движений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутренней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах должно быть сделано не менее 300 движений.
Для закрепления и совершенствования навыка необходима систематическая проверка у школьников техники чистки зубов.
После демонстрации методики чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры.
Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета:
а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного
налета и с последующей чисткой зубов;
б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная
чистка.
Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников проводится при проведении профилактических мероприятий. Каждая проверка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррекцией методики чистки зубов у каждого школьника.
ЛИТЕРАТУРА
/. Букреева Н.М., Гаккель Л.В. Гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний в условиях школы. - Ленинград. 1986. - 70 с.
2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А.
Система организации гигиеничес
кого воспитания населения при проведении первичной профилактики кариеса зу
бов у детей //Стоматология, 1986. - № 1. - с. 67-71.
3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 239 с.
4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А.
Санитарно-просветительная ра
бота в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей организованных
коллективов (методические указания). - Омск, 1982. - 11с.
5. Удовицкая Е.В., Парпалей Е.А., Савчук Н.О.
Организация обучения школь
ников гигиеническому уходу за полостью рта. - Киев, 1987. - 26 с.
15.1.5. Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей
Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распространенность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в решении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит снизить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.
Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии - цель санитарно-просветительной работы среди родителей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является.
Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два направления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, агитация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.
Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекомендуется организовать встречу перед родительским собранием в классе или
Группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лекция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо озаботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15-25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, иллюстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кинофильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной печати с отражением вопросов предупреждения стоматологических заболеваний, а также распространение среди родителей и учащихся памяток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информацию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержание рекомендаций должны соответствовать культурному уровню населения и условиям жизни в регионе.
Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспитания должна проводиться по следующим разделам:
1. Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре
бенка.
2. Болезни полости рта и здоровье детей.
3. Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.
4. Роль качественного питания в предупреждении болезней полос
ти рта.
5. Профилактическое значение личной гигиены.
6. Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и
здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.
7. Гигиеническое воспитание школьников.
Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стоматолог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитателей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем группам и классам. План беседы рекомендуется следующий: а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин); б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин); в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин); г) выяв-
ление и устранение вредных привычек (10 мин); д) гигиена полости рта (10 мин); е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин).
В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соответствующие возрасту детей, с родителями которых проводится работа. Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый вопрос: с родителями детей ясельной группы (1--2 года) - о необходимости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели патологическую беременность; с родителями детей первой младшей группы - о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте; второй младшей группы - о значении активного жевания и способах формирования этого навыка; средней группы - о психологической подготовке детей к необходимости посещать стоматолога; старшей группы - о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания; подготовительной группы - о сущности кариеса зубов, принципах его предупреждения и лечения.
Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной печати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показательное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в художественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фонограмм, организовать тематические игры, театрализованные встречи, выступление в печати, по радио и телевидению.
Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приобретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (листовок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигиеническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное обновление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей.
Приводим примерный текст беседы для родителей дошкольных учреждений.
ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА
Кариес - самая распространенная болезнь человека. До 98% населения страдают заболеваниями зубов и десен.
Заболевания зубов приводят к ревматизму, хроническому тонзиллиту, болезням сердца, желудка, почек, легких. Поэтому меры предупреждения кариеса и его осложнений являются очень важными.
Взрослые должны помочь ребенку правильно осуществлять меры профилактики кариеса. Необходимо зубы чистить 2 раза в день: утром и вечером перед сном. Зубная щетка должна быть с маленькой головкой из искусственной щетины. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щеткой двум и более лицам. После пользования зубную щетку рекомендуется тщательно вымыть с мылом и хранить в стакане или чашке. В специально закрытых футлярах хранить щетку можно только временно, например, при поездках.
Новую щетку перед употреблением надо тщательно вымыть, а затем густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку нецелесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетина может выпасть. Менять зубную щетку надо 4 раза в течение года.
Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с 2-х летнего возраста. При этом его необходимо научить правильно пользоваться одной зубной щеткой и лишь затем применять зубную пасту. Необходимо также приучать ребенка полоскать рот после каждого приема пищи.
Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следует признать чистку зубов утром после сна и вечером после приема пищи, с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда, полдника и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегулярный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное воздействие пищевых остатков и микробов сохраняется. Относительно высоким является вызывающее кариес действие твердых легкоусвояемых углеводов, застревающих в бороздках зубов и межзубных пространствах. При плохой гигиене полости рта в этих же участках, а также в области шеек зубов скапливается мягкий налет, в составе которого содержатся микроорганизмы. Углеводы под действием микрофлоры полости рта превращаются в кислоты, разрушающие эмаль зубов. Возникает кариес зубов.
Между тем, было бы неправильно думать, что детям совсем не надо давать сласти, сахар. Сласти служат специфическим легким пи-
щевым раздражителем, который нормализует тонус нервной системы детей. Однако такое положительное влияние сластей на нервную систему отмечается только тогда, когда их употребляют в меру - не более 15-20% общего суточного количества углеводов в день. Мед, варенье, конфеты и другие сласти, которые содержат 60% Сахаров, рекомендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10-12 раз должно превышать количество сластей. Если после приема легкоусвояемых углеводов полость рта ополаскивают водой, то во рту остается очень незначительное количество сахара. Особенно вреден прием углеводов в качестве последнего блюда, сладкой липкой пищи (печенье, липкие конфеты), так как здесь особенно длительно сохраняются углеводы в полости рта. Сильным, вызывающим кариес действием может быть прием углеводов в качестве последнего блюда на ночь, так как образующиеся кислоты длительно воздействуют на зубы. Причем создающееся во время приема высокое содержание не является само по себе вызывающим кариес фактором, такую опасность создают именно остатки углеводов после приема пищи. Следует помнить также, что для развития кариеса важным является не абсолютное количество углеводов принятых, а частота их приема. Рекомендуется прием углеводов только в завтрак и обед.
К моменту прорезывания зубов эмаль зуба имеет еще неполноценный состав. Прорезывание постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадает по времени с выпадением временных зубов. В 6 лет появляется первый постоянный зуб. Родители должны знать, что на время полного прорезывания зуба в диете ребенка необходимо исключить сласти (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кондитерские изделия), заменять их молочными продуктами, фруктами, овощами. Чтобы повысить устойчивость эмали зубов к действию факторов, вызывающих кариес, каждый ребенок должен придерживаться следующих правил:
1. Правильно чистить зубы дважды в день утром и вечером.
2. Не употреблять много сластей и мучных изделий, особенно в ка
честве последнего блюда на ночь.
3. После каждого приема пищи и сластей полоскать рот водой
(лучше щелочной минеральной).
4. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной
соли 2-3 раза в день. ■
5. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.
6. Энергично и много жевать, не отказываться от жестких овощей
и фруктов.
7. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, пооче
редно слабо и крепко сжимая зубы, закрывая и открывая рот легко и с
большой силой.
8. Закаливать свой организм и заниматься гимнастикой.
9. Посещать стоматолога 2 раза в год даже при отсутствии жалоб.
Чистить зубы следует не менее 3-5 минут по часам, разделив
каждую половину челюсти на три участка. Движения щетки должны идти от десны к зубу вертикально. Вначале очищают поверхность зуба со стороны губы, затем со стороны языка, в конце - жевательную поверхность. Жевательные поверхности зубов необходимо чистить горизонтальными движениями; язычные и щечные - снизу вверх на нижней и сверху вниз на верхней челюстях. Центральные зубы нужно чистить при сомкнутых челюстях вертикальными движениями.
Детям со здоровой слизистой оболочкой десны можно рекомендовать для ухода специальные детские гигиенические пасты «Артек», «Чебурашка», «Ягодка», «Мойдодыр», «Детская» и ряд других. Употребление зубных порошков для ухода за зубами детей не рекомендуется, т.к. они больше стирают твердые ткани зуба, которые у детей менее прочны, чем у взрослых.
При множественном поражении зубов кариесом у детей наиболее целесообразно применять пасту «Жемчуг», содержащую специальные противокариозные вещества, и фторсодержащие пасты.
Дети должны знать десять правил чистки зубов (текст адаптирован для старшего дошкольника):
1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба,
головку с щетиной редкими кустиками.
2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.
3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - исполь
зовать и пасту.
4. Зубной порошок лучше не применять, т.к. им можно поперх
нуться.
5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями
щетки в одном направлении: вверху - сверху вниз, внизу - снизу
вверх по 5 раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева
к дальним зубам справа, сначала вверху, потом внизу, а дальше - зад
нюю поверхность зубов в том же порядке.
6. Затем надо почистить жевательную поверхность сначала верх
них, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам
справа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 раз у двух
зубов.
7. В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зуб
ным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, затем слева
направо.
8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить голов
кой кверху в стакан.
9. Чистить зубы надо дважды в день - после сна или завтрака и
перед сном.
10. Новую щетку иметь весной, осенью, летом и зимой.
Правильная регулярная чистка зубов должна стать гигиенической
привычкой на всю жизнь.
Правильное питание - употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, хорошее пережевывание, употребление жесткой пищи, регулярный уход за зубами способствует предупреждению заболеваний зубов и десен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И.
Первичная профилактика ос
новных стоматологических заболеваний. Учебно-методическое пособие. - М.,
1986. - 74 с.
2. Леонтьев В.К., Магид ЕВ.. Сунцов В.Г. и др.
Гигиена полости рта и ее ле
чебно-профилактическое значение. - Волгоград, 1987. - 19 с.
3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А,
Санитарно-просветительная рабо
та в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей в организованных
коллективах (Методические указания). - Омск, 1982. - 11с.
4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 237 с.
5. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М.
Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей. - Киев, 1987. - 152 с.
6. Санитарно-просветительные беседы по стоматологии для населения (мето
дические указания для студентов под редакцией профессора В.И.Карницкого). -
Омск, 1982. - 116 с.
ЗАНЯТИЕ.
НАШИ ЗУБЫ И УХОД ЗА НИМИ.
Цель: Способствовать формированию бережного отношения школьников к собственному здоровью, в частности, к здоровью зубов.
Задачи:
1. Дать понятие о значении зубов в жизни организма, их распределении в челюсти; 2 . Способствовать формированию понимания правильного ухода за зубами и убеждения детей в необходимости выполнения этих правил;
3. Побудить учеников выполнять правила личной гигиены;
4. Утверждение у детей веры в то, что при выполнении гигиенических правил и каждый может иметь здоровые зубы.
Оборудование:
1. Схемы: «Как чистить зубы», «Давайте посчитаем наши зубы», «Так растет зуб», «Это полезно, это вредно»;
2. карточки для учащихся;
3. плакаты: «Если зубы вдруг могли бы говорить, то они б нас тут же начали учить: ты нас чисти, чисти, чисти, чисти, не спеши, и снаружи, и внутри нас почеши», «О здоровье суди не по годам, а по зубам», «Крепкие зубы –здоровью любы», «Красивые зубы – красивая улыбка»;
4. мультфильм: «Птичка Тари».
Возраст обучающихся:
8 - 10 летХод занятия:
Вступление: Обычно дети очень боятся зубного врача, но если ты правильно ухаживаешь за зубами, то тебе боятся нечего - ведь у тебя здоровые зубы .
Действующие Лица: Королева «Зубная щетка», учащиеся класса.
К.З.Щ. Здравствуйте, дети! Я Королева Зубная щетка. Отгадайте мою загадку и вы сразу поймете о чем наше занятие.
Тридцать два веселых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Д. Зубы.
К.З.Щ. Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зубах, зачем нам нужны зубы, как ухаживать за зубками, отчего они начинают болеть. Ребята, а что вы знаете о зубах и какую важную роль они выполняют?
Д. Они измельчают пищу.
- Без зубов невозможно нормальное пищеварение. Пища зубами размельчается, разжевывается. Зубы способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо.
К.З.Щ. Посмотрите в зеркало на свои зубки. У человека 32 зуба. Все ли ваши зубки одинаковые?
Д. Нет
К.З.Щ. Правильно. Они разные. Спереди у вас острые резцы и ими легко перегрызть морковку, их 8.За ними - четыре крепких клыка. Они помогают нам откусить чего-нибудь твердого или вязкого. А – позади - 8 и 12 больших коренных зубов. Их задача - перетирать пищу. У детей всего - на всего 20 зубов. Да и те молочные. Примерно в 6 месяцев у детей появляются первые молочные зубы, которые к 12 годам выпадут, а вместо них вырастут новые, постоянные. Поэтому раз в жизни каждый человек меняет свои зубы на новые. Давайте посмотрим отчего выпадают молочные зубы.
К.З.Щ. раздает детям таблички со схемой «Так растет зуб».
Д. Все первые зубы у детей называются молочными, каждый такой зуб располагается сверху над своим собратом, который зовется постоянным
К.З.Щ. Сначала взрослый или постоянный зуб совсем маленький. Но проходит время, и он начинает расти. А потом выталкивает своего молочного собрата наружу. Поэтому, когда молочные зубы сменяются на постоянные, мы должны особенно заботливо к ним относиться.
К.З.Щ. А теперь давайте посмотрим мультфильм про крокодила у которого болели зубы (просмотр мультфильма «Птичка тари»).
Почему у крокодила заболели зубы?
Д. Он не чистил зубы.
К.З.Щ. Правильно, он не любил свои зубы и не чистил их. Вот они и заболели. А вы любите свои зубки?
Д. Да!
К.З.Щ. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить зубы красивыми и здоровыми?
Д. (ответы детей)
К.З.Щ. Давайте поиграем в игру «Полезно-вредно».
Я буду называть продукты, а вы будете поднимать руки вверх и хлопать в ладошки если продукт полезный для зубов и приседать если продукт вреден.
И так внимание! (дети стоят и образуют полукруг, воспитатель называет продукты: морковь, конфеты, яблоко, торт, молоко, орехи, репа, шоколад, рыба, мороженое.
Молодцы! (на доске вывешивается таблица с вредными и полезными продуктами)
К.З.Щ. Почему эти продукты полезны? (указывает на полезные продукты)
Д. Они богаты витаминами и укрепляют зубы.
К.З.Щ. Про полезные продукты мы узнали, а теперь порадуйте меня и поднимите руки кто чистит зубки?
Сколько раз надо чистить зубы?
Д. Чистить зубы надо два раза в день - утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот теплой водой.
У каждого человека должна быть своя зубная щетка. Щетка не только чистит зубы, но и делает массаж.
К.З.Щ. Давайте поучимся чистить зубки. (Вызывает детей к макету «челюсти»).
Все действия комментирует.
Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз (все движения дети повторяют), нижние - снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной, но и с внутренней стороны. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. В заключение зубы смыкаются, и весь зубной ряд чистится круговыми движениями. Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не менее трех минут. Пользоваться нужно только своей зубной щеткой и следить, чтобы она была всегда чистой.
Жесткая щетинка,
Гладенькая спинка.
Кто со мной не знается,
Тот от боли мается.
Обобщение:
К.З.Щ. Народная мудрость гласит: «Здоровые зубы - здоровью любы. Давайте будем беречь свои зубы. Я дарю вам зубные щетки. Пусть они помогают вашим зубкам быть здоровыми.
На следующем занятии мы с вами узнаем:
Какие бывают зубные пасты;
Какие бывают зубные щетки;
Как не бояться зубного врача;
Как помочь зубику если он заболел
Из каких же частей состоит каждый зуб?
Самые главные враги зубов – это микробы и вредные бактерии! Они появляются на зубах после еды и очень быстро размножаются, огромное количество микробов и бактерий начнут разрушать их и возникнет…. кариес
Ой-ой-ой! Больно!!! Что нужно делать, чтобы зубы не болели?
1 . Обязательно чистить зубы два раза в день утром и вечером! И не меньше 3 минут! И важно это делать правильно!!!
2. Полоскать рот после еды! 3. Пользоваться зубными нитями и зубочистками 4. И обязательно посещать стоматолога не реже двух раз в год!
Правильное питание – залог здоровья зубов Лучше друзья зубов – фтор и кальций. Кальцием богаты рыба, грецкие орехи и миндаль, фасоль и соя, изюм, курага и другие сухофрукты, зеленые овощи (капуста, салат, огородные травы, особенно петрушка)
Спасибо за внимание!!!