Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове. Возвращение поэзии ясности, вещности. Вызов традиции. 2.Отношение к миру. Стремление создать картину идеального мира. Понимание мира как совокупности простых предметов. Одержимость идеей разрушения старого мира. 3.Отношение к слову. Понимание слова как послания, элемента тайнописи. Стремление придать слову определённое, точное значение. Интерес к словесным деформациям, неологизмы. 4.Особеннос- ти формы. Господство намёков и иносказания, музыкальность. Конкретная Образность, прекрасная ясность Разговорная интонация, пафос эпатажа.
Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).
Серебряный век русской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.
Массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция гражданская война
(о т фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.
Символизм(symbolo-знак) Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок.(В.Брюсов). Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. Младосимволисты: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.
Акмеизм(akme-ясность) Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.
Футуризм(futurum-будущее) Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.Хлебников И.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.
1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). Литературное течение Представители и литературные манифесты Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ
Литератур- ное течение Представители и литературные манифесты Цель творчестваОтношение к мируОтношение к слову СИМВОЛИЗМ Д..Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок, К.Бальмонт и др. Манифест: Д.Мережковский « О причинах упадка и новых течениях современной литературы» (1912г.) - создание картины идеального мира, существующего по законам красоты. Уход от реальности. Идея двоемирия: Реальный мир, примитивный и ложный; ирреальный мир, совершенный и вечный. Использование слов-символов. Символ – «окно в бесконечность». АКМЕИЗМ Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. Манифест: ст. Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913г.) - творчество; -- воспеть красоту земного мира, вернуть вкус к жизни; Провозгласили самоценность реальной жизни, призывали «возлюбить землю». Возвратили слову прямое, первоначальное значение. ФУТУРИЗМ В.Маяковский, В.Хлебников, И. Северянин, Д. Бурлюк Манифесты: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». - создание сверхискусства, способного преображать и обновлять мир. Объявили войну серой, будничной жизни. Призывали к разрушению старого мира во имя обновления жизни. Ненависть к существующему до них языку; словоновшество и словотворчество. «Заумный язык».
Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс». В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.
Русский символизм заявляет о себе в первой половине 1890-х годов. Отправными точками его истории обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это: «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году. Эти три брошюры (последняя книжка вышла в 1895 году) были созданы двумя авторами (часто выступающими в рамках этого издания как переводчики): Валерием Брюсовым (как главный редактор и автор манифестаций и под масками нескольких псевдонимов) и его студенческим товарищем – А. Л. Миропольским.
Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты», или аргонавтизм.
В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Иванова, – знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А.Р. Минцлова, которую посещали А.А. Блок, Н.А. Бердяев, А.В. Луначарский, А.А. Ахматова, «мирискуссники» и спиритуалисты, анархисты и философы. Знаменитая и загадочная квартира: о ней рассказывают легенды, исследователи изучают здесь проходившие собрания тайных сообществ (Гафизиты, теософы и др.), жандармы устраивали здесь обыски и слежки, в этой квртире впервые публично прочитали свои стихи большинство знаменитых поэтов эпохи, здесь в течение нескольких лет одновременно жили сразу трое совершенно уникальных литераторов, чьи произведения нередко представляют увлекательные загадки для комментаторов и предлагают читателям неожиданные языковые модели – это неизменная «Диотима» салона, супруга Иванова, Л.Д. Зиновьева-Аннибал, композитор Кузмин (автор романсов сначала, позднее – романов и поэтических книг), и, конечно, хозяин. Самого хозяина квартиры, автора книги «Дионис и дионисийство», называли «русским Ницше». При несомненной значимости и глубине влияния в культуре, Вяч. Иванов остается «полузнакомым континентом»; отчасти это связано с его длительными пребываниями за границей, а отчасти – со сложностью его поэтических текстов, кроме всего, требующих от читателя редко встречаемой эрудиции.
В Москве 1900-х годов авторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания – «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт, Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы – Фёдор Сологуб, А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма.
Символизм был многосторонним явлением культуры, и охватывал не только литературу но и музыку, театр, и изобразительное искусство. Основные мотивы этого течения просматриваются в творчестве таких выдающихся композиторов как Александр Скрябин, Игорь Стравинский и др. Художественный журнал «Мир искусства» под руководством С.П. Дягилева становится не только ярчайшим журналом об искусстве в России, но и мощнейшим средством продвижения русской культуры в Европе посредством организации международных выставок и публикации репродукций произведений русского искусства в европейской прессе. Этот журнал базировался на творчестве основоположников – группы молодых художников: А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского. Кроме названных, с этим журналом в разное время сотрудничали В. Борисов-Мусатов, М. Врубель и другие.
Акмеизм (от греч. – острие, вершина, высшая степень чего-либо, расцвет) – литературное направление 1910-х гг., возникшее в ответ на кризис символизма как его «преодоление» и как альтернатива современного ему футуризму (позднейшее осмысление неоднократно объединяло эти два течения в понятии постсимволизма). Возникновение постсимволизма знаменует наступление в русской поэзии (перифразируя Ахматову) «не календарного, настоящего 20 века». Историко-литературный парадокс акмеизма (в т. ч. по сравнению с футуризмом) – кратковременность существования (год-два) и почти изначальной ссоры между его лидерами, Гумилевым и Городецким. Попытки позднейшего возрождения, предпринятые Гумилевым («второй» и «третий» «Цех поэтов») были малопродуктивны. При этом акмеизм, в отличие от др. течений, насчитывал только 6 участников: Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, И.И. Нарбут. Питательной средой и сочувственным окружением акмеистов были «Цех поэтов» и журналы «Гиперборей» и «Аполлон», однако никто из остальных участников «Цеха» и журналов акмеистом не был, как не были ими такие ученики, как Г. Иванов или Г. Адамович.
Теоретически А. заявил о себе в декларациях 1913 в «Аполлоне»: «Наследие символизма и акмеизм» Гумилева и «Некоторые течения в современной русской поэзии» Городецкого. Сам термин фигурирует и в более ранней переписке акмеистов (1912), происхождение его окружено легендами и мистификациями, но менее изв. термина «адамизм».
Пафос акмеизма состоял в «обмирщении» поэзии, возвращении к собственно поэтическим задачам литературы, отсюда декларативный пафос мастерства, сделанности вещи и в ориентации на цеховую традицию средневековья. Акмеизм не отрицал «внелитературных» устремлений символистов («Прекрасную Даму теологию», религию, высший смысл, скрытый за миром явлений), но утверждал, что постижение их не является делом поэзии. Отсюда отказ от прямого «прорыва» в нездешнее, демонстративное приятие мира, при всем осознании его трагичности, внимание к формам вещей и стихов, гармонии в мире и в поэзии, интерес к деталям, быту, вещи. Здесь предшественник акмеизма – Кузмин с его культом быта и «прекрасной ясности» (акмеисты охотно использовали его термин «кларизм»), а в области «остроты» эмоции и ее анализа, избегающего «метафизических намеков», – Ин. Анненский. Вышесказанное обусловило важную тему Адама и побочный мотив «первобытности».
Футуризм (лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.
Автор слова и основоположник направления – итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
Главные художественные принципы – скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение – так называемый принцип симультанности.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.
Футуризм – одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова, ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, и, наконец, «ничевоков».
Символизм - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860-1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.
В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства - не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ - выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».
Символистов принято делить на две группы, или течения:
1) «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб
и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;
2) «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).
Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Символисты считали, что искусство - это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.
Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя - в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.
Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).
Акмеизм (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) - модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов.
Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстетическая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акмеизма».
Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.
Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго - около двух лет (1913-1914) - и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направления.
Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. clarus - ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.
Футуризм - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.
В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.
Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:
1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых
и другие);
2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);
3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);
4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).
Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантастики и лирики.
Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
Билет № 16
1. Сравнение, эпитет, метафора.
2. Повествовательное и художественное время в литературном произведении.
3. Литературные направления и творческий метод. Символизм.
1. Сравнение, эпитет, метафора.
В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, оборот, образ) - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора , олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
Формой творительного падежа существительных.
Например: Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова) Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин) Но глаза синее дня. (С. Есенин) Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин) Вольнее младость. (А. С. Пушкин) Правда дороже золота. (Пословица) Светлее солнца тронный зал. М. Цветаева)
Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.
Например: Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет Глазами синими, как лед. (Д. Самойлов) Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной. (А. Яшин) И стоят за дубровыми сетками Словно нечисть лесная, пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке, Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское, Узором стелется в дали. (В. Брюсов)
За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,
Обронили пух. (А. Прокофьев)
При помощи слов подобный, похожий, это.
Например: На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова);
При помощи сравнительных придаточных предложений.
Например: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет, С полуночи моросит, Словно занавес кисейный За окошками висит. (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь, Как будто сотни белых крыл Бесшумно понеслись. (В. Тушнова) Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)
Акмеизм и футуризм: модернистское течение в русской поэзии
Другие сочинения по теме:
- Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по...
- Это самое отечественное движение в развитии русской литературы. Если пришлось бы обязательно искать западное движение, больше всего напоминающее первые шаги...
- Какой период в истории русской поэзии называют «серебряным веком»? В конце XIX ст. в русской поэзии, как и в западной...
- На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции....
- «О библиотеке поэта» М. Горький поставил ряд серьезных вопросов, касающихся характера буржуазной поэзии: «Почему с начала XIX века буржуазия —...
- Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей,...
- Николай Гумилев расстрелян большевиками. Александр Блок рано умер в голодном и холодном Петербурге, не имея возможности выехать из страны на...
- Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания,...
- Акмеизм — это направление, которое зародилось в русской поэзии в 1910 г. как альтернативный символизму в момент его кризиса. Это...
- «Цех» кардинально повлиял на формирование эстетического вкуса посещавших его поэтов. Когда тот же Мандельштам ретроспективно объявлял литературной школой акмеизм, то...
- Если акмеизм, по большому счету, сознавал себя продолжателем культурных традиций, заложенных в русскую поэзию символизмом, то футуризм, который появляется одновременно...
- Велимир Хлебников (1885-1922). Неоценимый взнос в развитие идей футуризма внес выдающийся русский поэт Велимир Хлебников. Хлебников — хляби созвучий мятежной,...
- Сочинение доклад о творчесве и жизненном пути Н. А. Некрасова. Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)....
- В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни — Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор,...
- Заметка обзор о творчестве писателя. Отец будущего поэта — юрист Александр Львович Блок, талантливый, наделенный острым, скептическим умом, был красивым...
- Внимание современников, по словам Пушкина, «не смеявшихся со времен Фонвизина», было обращено Гоголем к забытому жанру комедии. Бездумные водевили и...
- Николай Степанович Гумилев родился в 1886 году в Кронштадте в семье корабельного врача. В 1906 году он окончил Николаевскую Царскосельскую...
В литературе XIX века главенствующую роль играл реализм – художественный метод, для которого характерно стремление к непосредственной достоверности изображения, созданию как можно более правдивого образа действительности. Реализм предполагает подробное и четкое описание лиц и предметов, изображение определенного реального места действия, воспроизведение особенностей быта и нравов.
На рубеже XIX-XX реализм по-прежнему популярен, в русле реалистического метода творят такие известные и получившие признание авторы, как Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Короленко , а также молодые писатели Иван Бунин и Александр Куприн . Однако в реализме того времени появляются и новые тенденции , получившие название неоромантических . Писатели-неоромантики отвергали «прозаическое существование» обывателей и воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необычайной, часто экзотической обстановке. Именно неоромантические произведения, созданные в 90-х годах, принесли известность молодому Максиму Горькому, хотя более поздние его сочинения написаны скорее в рамках традиционного реализма.
В это же время в обществе стали распространяться настроения, получившие название декадентства (от франц. decadence - разложение): безнадежность, ощущение упадка, тоски, предчувствие конца, любование красотой увядания и смерти. Эти настроения оказали большое влияние на многих поэтов и прозаиков.
Влияние декадентства заметно в творчестве писателя Леонида Андреева , в реалистических произведениях которого все сильнее и сильнее стали звучать пессимистические мотивы, неверие в разум человека, в возможность переустройства жизни к лучшему, опровержение всего, на что надеются и во что верят люди.
Основой эстетической доктрины символизма было убеждение, что сущность мира, сверхвременная и идеальная, находится за пределами чувственного восприятия человека. По мнению символистов, образы истинного мира, постигаемого интуитивно, не могли быть переданы иначе как через символы. Символистам свойственно обращение к религиозно-мистическим идеям, к образам античного и средневекового искусства. Также они стремились выдвинуть на первый план изображение индивидуальной скрытой жизни человеческой души с ее смутными порывами, неопределенной тоской, страхами и волнениями. Поэты-символисты обогатили поэтический язык множеством новых ярких и смелых образов, выразительных и красивых сочетаний слов и расширили область искусства изображением тончайших оттенков чувств, мимолетных впечатлений, настроений и переживаний.
Принято различать «старших» и «младших» символистов . «Старшие» (Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус ), пришедшие в литературу в 90-е годы, находясь в большей степени под воздействием декадентства, проповедовали камерность, культ красоты уходящего времени, свободное самовыражение поэта. «Младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов ) на первый план выдвигали философские и религиозные искания; они мучительно переживали проблему личности и истории в их таинственной связи с сутью вселенского мирового процесса. Внутренний мир личности мыслился ими как показатель общего трагического состояния мира, обреченного на гибель, и одновременно вместилище пророческих ощущений близкого обновления.
По мере осмысления опыта Революции 1905-07 гг., в которой символисты увидели начало осуществления своих катастрофических предчувствий, выявилась неодинаковость в концепциях исторического развития России и идеологических симпатиях у разных поэтов-символистов. Это предрешило кризис и, впоследствии, распад символистского движения.
В 1911 году возникло новое литературное направление, получившее название акмеизм. Название было образовано от греческого слова «акме» (высшая степень чего-либо, цвет, цветущая сила), так как поэты-акмеисты считали свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Ранняя группа акмеистов, объединившаяся в кружок «Цех поэтов», состояла из Сергея Городецкого , Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Нарбута, Анны Ахматовой и др. Во время расцвета группы ее литературным органом являлся журнал «Аполлон»; также они издавали альманахи «Цеха поэтов» и (в 1912-13 годах) - журнал «Гиперборей».
Уважая все достижения символизма, акмеисты тем не менее возражали против насыщения литературы мистикой, теософией и оккультизмом; они стремились освободить поэзию от этих непонятностей и вернуть ей ясность и доступность. Они декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира» и в своих стихах описывали звуки, формы, краски предметов и явлений природы, перипетии человеческих отношений. При этом акмеисты отнюдь не пытались воссоздавать реальную действительность – они просто любовались вещами как таковыми, не подвергая их критике и не размышляя об их сути. Отсюда склонность акмеистов к эстетизму и отрицание ими какой бы то ни было общественной идеологии.
Почти одновременно с акмеизмом появилось еще одно литературное направление – футуризм (от лат. futurum – будущее), практически сразу распавшееся на несколько группировок. Общей основой движения футуристов было стихийное ощущение неизбежности крушения старого мира и стремление предвосхитить и осознать через искусство рождение мира нового. Футуристы разрушали сложившуюся систему жанров и литературных стилей, разрабатывали свою систему стихосложения, настаивали на неограниченном словотворчестве вплоть до изобретения новых диалектов. Литература футуризма была также связана с изобразительным искусством: часто организовывались совместные выступления поэтов и живописцев новой формации.
Ведущая группа русских футуристов носила название "Гилея"; впрочем, ее участники – Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Алексей Крученых - называли себя также «будетлянами» и «кубофутуристами». Их принципы были оглашены в манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912). Манифест был нарочито эпатажным; в частности, скандальную известность получило высказанное там требование «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности». Кубофутуристы предлагали переделку мира, которую следовало начать с переделки языка. Это вело к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, к пренебрежению грамматическими законами. Кроме того, кубофутуристы резко изменили предмет поэзии и стали воспевать то, что раньше считалось антиэстетическим, антипоэтическим – и это привнесло в поэзию вульгарную лексику, прозаизмы городского быта, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа.
Другая группа, носящая название «Ассоциация эгофутуристов», была основана поэтами Игорем Северяниным, Георгием Ивановым. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
К течению футуризма также относились такие группировки, как «Мезонин поэзии» (в состав которой входил Борис Лавренев), «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак) и ряд футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве, Тбилиси.
Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Николай Клюев, Петр Орешин ). Крестьяне по происхождению, они посвящали свое творчество зарисовкам картин деревенской жизни, поэтизации крестьянского быта, традиций.
В поэзии того времени были также яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению, - например, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева .