Основным оборудованием класса является парта. Неправильно устроенная или не соответствующая росту парта может быть причиной ухудшения зрения, искривления позвоночника.
Наиболее распространена парта Эрисмана. Парты могут быть одноместными и двухместными, деревянными или на металлической основе (рис. 27).
Рис. 27. Основные элементы парты и их размеры:
А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е -боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.
Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.
Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.
Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7- 1/8 часть роста.
Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см (рис. 28).
Рис. 28. Дистанция сиденья парты:
А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительна
Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°. При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.
В настоящее время разработаны и разрабатываются новые модели парт (легкие, светлой окраски).
Путем сравнения величины отдельных частей стола и стула с соответствующими размерами тела учащегося устанавливают, соответствует ли стол и стул сидящему за ним.
Парта или стол и стул каждого номера служит для определенной ростовой группы. Ученические столы и стулья изготавливаются пяти групп:
А для учащихся, имеющих рост до 130 см;
Б » » » » от 131 до 145 см;
В » » » » » 146 » 160 »;
Г » » » » » 161 » 175 »;
Д » » » » более 176 см.
Каждая парта или ученический стол со стулом должны иметь маркировку: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера стола в числителе и поста учащихся в знаменателе. Например, Г/161-175.
Кроме того, на обеих внешних боковых сторонах ученического стола должна быть нанесена дополнительная цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы (кольца) шириной 20 мм.
На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, а цветовая - на ножках с обеих сторон стула.
Для ученических столов и стульев установлена следующая цветовая маркировка:
для группы А - желтая » Б - красная
» В - голубая
» Г - зеленая
» Д - белая
Согласно новому ГОСТ на школьную мебель, ученические столы и стулья изготовляют двух типов: I тип - с постоянными параметрами и II - с регулируемыми параметрами, причем ученические столы могут быть одно-и двухместными. Рабочая поверхность столов должна быть отделана прозрачными лаками или эмульсиями и другими материалами, отвечающими гигиеническим требованиям, иметь светлую окраску, ровный тон и цвет, допускать мытье теплой водой (60°) с применением моющих средств.
Классные доски длиной 3-3,5 м и шириной 1,2 м располагаются обычно посередине передней стенки класса.
Нижний край доски должен немного возвышаться над партами.
В начальной школе доску укрепляют на уровне 80-85 см от пола, а в средних и старших классах - 90- 95 см. По нижнему краю доски делают лоток для предупреждения загрязнения пола меловой пылью. По верхнему краю доски прикрепляют крючки для развешивания таблиц. Над досками должно быть добавочное местное освещение.
Поверхность доски должна быть ровной, гладкой, матовой. Для покрытия классных досок используют линолеум, пластмассу, резину. Цвет доски для кабинетов черчения рекомендуется черный, а в остальных случаях - темно-зеленый, коричневый.
5. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).
6. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.
7. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.
8. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.
9. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.
10. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.
11. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.
12. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.
13. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.
14. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон*. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.
15. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.
16. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая – от 1151 до 1300 мм, желтая – от 1301 до 1450 мм, красная – от 1451 до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.
7.2. Требования к организации ученического рабочего места
Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:
– голова держится прямо или слегка наклонена вперед;
– корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);
– руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;
– ноги согнуты под прямым или несколько большим (100 –110º) углом с опорой на пол или подножку парты;
– расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.
Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1
Таблица 7.2.1
Примерное распределение парт разных номеров в начальных классах, %
В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3 рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.
Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы
1150–1300 мм составляет 750 мм, 1301–1450 мм – 850 мм и 1451–1600 мм – 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7–10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.
7.3. Требования к учебным доскам
Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80–90 см.
Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения – 7 лет. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.
Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии
с таблицей 8.1*. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели.
Таблица 8.1
Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее 8.30.
В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре – октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября – четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.
Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.
Продолжительность урока во 2– 4 классах составляет не более 45 минут.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник – четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) – 15–20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока – динамическую паузу (обязательную для учащихся первых классов), представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе (в случае плохой погоды в помещении) длительностью не менее 40 минут. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия рекомендуется строить таким образом: первые 20–25 минут самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10–15 минут организуют игры средней подвижности.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при положительных результатах гигиенической экспертизы, которую необходимо проводить в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Структура урока должна быть дробной – включать несколько видов деятельности, но не более шести. Оптимальная плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общей продолжительности урока в процентах) составляет не менее 60% и не более 80%.
Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте
7–8 лет – не более 10 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в 1 классе составляет не более 4–5 минут; во 2–3 классах – не более 5–7 минут; в 4 классе – не более 10 минут. Продолжительность непрерывной работы с деревом, проволокой в начальных классах не должна превышать 4–5 минут.
Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальных классах не проводят.
Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см 3 .
Безопасность предметов для детского творчества должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7–10 лет не должна превышать 20 минут.
Изображение на экране должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.
При использовании других аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе определяют в соответствии с таблицей 8.2.
Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.
К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.
При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.
Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф.Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.
Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.
Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.
Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.
С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.
Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.
Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).
За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.
Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н.Н. Карташихина:
Порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.
Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.
Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:
Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.
Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.
Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.
Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.
Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку (рис. 1). Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за конторками).
Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.
Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические" и "Стулья ученические"
2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.
2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.
2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее - заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
Документ
Обсуждение
спасибо.
нашла для себя: "2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. "
Написать письмо или не написать?...
О том, что учитель не выпускает детей на перемены?...
Комментировать статью "Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений"
У нас в классе за последние два года с момента установки доски 13 человек принесли справки от окулиста, что им надо сидеть на первой парте. Я на полном серьезе уже думаю ездить в любую школу, только бы без интерактивной доски...
Обсуждение
москва 2 доски интерактивная и обычная, регулярно используют обе, как были 3 ряда очкариков так и осталось, т е фактически с первого класса половина класса с проблемным зрением
а как интерактивная доска на зрение влияет? типо мельче,чем на обычной?
у нас с 1 кл, сейчас в 4 (Москва)
Когда ведется ремонт квартир, также проводится установка электросчетчика. Такое оборудование следует монтировать в местах, легко доступных для обслуживания, свободных, температурой не менее 0ºС и до +40ºC. Электросчетчики общепромышленного исполнения разрешено монтировать в помещениях, где отсутствует повышенная влажность. Согласно правилам разрешен монтаж электросчетчиков в неотапливаемых коридорах и помещениях распределительного оборудования подстанций и электростанций, в...
Публикация новостей автоматизации – один из приоритетов нашего портала. M2MRussiaNews на ежедневной основе публикует актуальные новости и другие материалы в таких областях как промышленная автоматизация, автоматизация зданий, управление технологическими процессами, контрольно-измерительные приборы, а также электротехника. Автоматизация - одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека...
Только причем здесь первые парты? По поводу проверки записи дз... ИМХО, по наблюдениям, в средней школе уже учителя этим совсем не занимаются. близорукость - это когда не видишь вдаль чем ближе к доске тем виднее СДВГ от расстояния до доски вроде бы не зависит...
Обсуждение
У меня сын СДВГ 5 класс справку дает невролог на ней написано только первая парта.Справку получили после новогодних каникул,учитель пересмотрел справки всех сидящих на 1 парте- у одного справки не было моего и посадили,отвлекаться меньше стал,но и конечно пьет препараты назначенные тем же неврологом.
У нас в коррекционный класс переводят. Или родители забирают таких детей и переводят в частные школы.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, смогут получить жилье вместо земельных участков. Закон предлагает гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия предоставить право выбора альтернативных мер социальной поддержки по обеспечению бесплатно жилыми помещениями взамен предоставления земельных участков. Согласно документу, органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о состоянии таких граждан...
Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...
Обсуждение
Завтра в 11.00 во Дворце пионеров на Образовательном форуме ожидаются Ливанов, Калина, Хайкин и еще несколько известных в образовании фамилий. Приглашаются родители и законные представители детей (не обязательно посещающих Дворец). Вся информация - на официальном сайте Дворца.
Не стоит рассчитывать, что до сентября еще далеко, и вы успеете приобрести школьную форму к первому числу. Если ребенок идет в школу, родители должны позаботиться о выборе школьной формы заранее, чтобы не покупать ее в последний день и снабдить малыша действительно удобной и практичной одеждой. Еще недавно школьники могли позволить себе прийти в школу едва ли не в джинсах, однако уже в предстоящем году ситуация должна измениться. В мае 2014 года был принят закон, теперь школа имеет право...
Уважаемые мамы и милые детки Ростова!!! Если Вы ещё не нашли детский сад, то приглашаем деток от 1,5 лет в новый детский досуговый центр «Страна чудес». Наш садик находится СЖМ, пер. Грузинский (Нариманова/Нагибина). Уютное помещение, современное оборудование, трех разовое + два перекуса питание. Домашняя, теплая и комфортная обстановка, большое количество развивающих игр, для детей развивающие занятия: развитие речи, развитие мелкой моторики, лепка из солёного теста, рисование пальчиковыми...
Наши домработницы – используют современные знания по уборке помещений, знают ассортимент моющих средств, аккуратные и ответственные. Обязанности домработницы: Полная уборка помещения. Стирка и глажка. Уход за верхней одеждой и обувью. Мелкие хозяйственные поручения (оплата коммунальных платежей, счетов, закупка продуктов, лекарственных препаратов, химчистка, и т.д.). Приготовление пищи Мытье окон. Уход за домашними животными (по договоренности). [ссылка-1] *** Тема...
Кого-то из детей (сидящих на первой парте) просили прочитать условие. Потом класс записывал задачу: решение и ответ. Те, кто видят доску, могут по ходу записи как-то себя проверить, перечитать условие, что-то уточнить для себя.
Обсуждение
Интересно, это только в нашей школе детей постоянно, минимум раз в месяц, всех пересаживают? А нам говорили, это теперь такие правила для всех школ... В итоге каждый успевает посидеть и на первой парте, и на последней. Правда, ни рост, ни зрение при этом не учитывается, кроме самых клинических случаев. Хулиганское поведение при этом тоже учитывать не положено, поэтому один гнусный мальчик из класса дочери периодически оказывается не прямо перед учителем, где та может его контролировать, а посреди класса и умудряется мешать и пакостить всем вокруг сидящим... А в остальном неплохой вариант...
Перечитала еще раз.
Не спросили ни разу...
В карте написано "сидеть не дальше 3 парты"...
Кто-то уже написал, что вам не повезло с учительницей.
Тут много "звоночков": задание на интерактивной доске, то есть используется, как пассивный экран? Но при этом дети читают решение, кто-то записывает его со слов. Все наоборот. Задание есть в учебнике.
И как ни странно(((, решения для детей нужно писать на обычной доске. Самое главное, что хороший учитель должен видеть глаза каждого ребенка, дирижировать классом, дать слово каждому. На открытом уроке показать родителю не интерактивную доску, а в данном случае - порадовать каждого родителя участием каждого ребенка в уроке.
8 декабря Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1058 проводит День Открытых дверей посвященный Дню Рождения школы Программа праздничных мероприятий: Регистрация гостей школы - 10.30 Встреча родителей и гостей школы с администрацией - 11.00 - 11.45 В программе: "Реализация основной образовательной программы Начального общего образования (НОО)" "Система дополнительного образования школы 1 ступени" "Порядок приёма детей в первый класс в 2013...
Особенно в первом классе совершенно не нужны. Ставить везде должны не за ваш счет. У нас есть. Нам директор на собрании сказала,что департамент купил эти доски. слушайте,но это такая дрянь.....я сидела на собрании на 4 парте,зрение у меня хорошее,светило солнце и я...
Обсуждение
в нашей совершенно дворовой школе (ЮЗАО) интерактивные доски поставил департамент. родители ничего не платили
То, что доски закуплены,а департамент отказался их оплачивать - точно неправда.
Либо их закупили и Департамент оплатил,
либо их планировали закупить и не закупили.
Интерактивных досок в этом году много закупили, возможно, вашей школе не досталось (а соседней досталось) - вот и хочет директор за счет родителей купить.
Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...
Каким же должно быть помещение для малыша. Оно обязательно должно соответствовать определенным требованиям. Вот наиболее полный список этих требований [ссылка-1]
ВНИМАНИЕ!!! Родителям будущих первоклассников. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа "Школа Здоровья" № 1058 приглашает родителей первоклассников 2012 - 2013 учебного года принять участие в неделе «Будущий первоклассник» с 12 марта по 17 марта 2012 года Программа недели: Убедительная просьба к родителям и гостям школы при себе иметь сменную обувь или бахилы. От себя добавлю некоторый подробности, поскольку мы идем в эту школу))...
не имеют права собирать на стулья с партами, нам на это деньги дают-это во первых, в школе где я работаю в этом году тоже набрали вместо трех классов четыре, но классная комната По сумме которую Вам озвучили конечно похоже что это мебель и доски для двух классов.
Обсуждение
не имеют права собирать на стулья с партами, нам на это деньги дают-это во первых, в школе где я работаю в этом году тоже набрали вместо трех классов четыре, но классная комната есть кабинет музыки для них выделили, значит там есть парты и стулья, доска тоже. возникает вопрос: куда в вашей школе собираются посадить детей? потому что если есть сам класс то он оборудован, или для них построят новые кабинеты? звоните в управление образования на мебель деньги выделяются. и потом каждый ребенок для школы стоит определенную сумму денег, эти деньги делятся на зарплату учителям 90-95%, остальные 10-5% идут на материальные расходы: коммуналка и основные средства-учебники и мебель, при чем мебель мы имеем право приобретать только для учеников. Еще момент один, сейчас первоклассники уже идут по ФГОСу, а для них дополнительные деньги на оборудование классов и учебники идут. По сумме которую Вам озвучили конечно похоже что это мебель и доски для двух классов. Про закон: на сколько я знаю наоборот отменили территориальность школ, кто успел то и попал в школу, у нас отказывали районным, потому что уже перебор по 30-32 ребенка на класс. В ту школу где у меня дочь учиться, вообще приходили в ночь с 31 марта на 1 апреля очередь занимали, чтоб записаться.
Муж уже начинает нервничать и сам собирается идти к ней на разборки с 2 предложениями - или мы пишем коллективную жалобу в комитет образования о том, что директор деньги на парты собрала, а парты не купила, или она нам выдает документы на оплаченную мебель и доверенность на право действовать от ее имени, и мы с юристом идем к ее поставщику и предлагаем ему или деньги вернуть, или парты привести, или в суд идти, который нам присудит еще и неустойку.
Ведь парты покупать за счет родителей, подсудное дело. Ремонт - это другое дело. А вот именно мебель, даже пылесосы и обогреватели должны встать на баланс школы. Сейчас вот доску купили в Витале.
Обсуждение
Мое мнение - не покупайте такие регулируемые парты. Крайне неудобные они. У нас почему-то централизованно решили, что в 1 классе они д.б. на минимальной позиции, т.к. дети "маленькие". Моя дочка - очень высокая - чувствует себя неудобно за такой партой, так мало того - под парту не лезут ноги, поэтому она ободрала всю юбку и наставила себе синяков. Думаю, не одна она такая. Но почему-то поднимать не дают. Мол, если поднимать парты, то всем сразу. Если ваш ребенок крошечный, то ему будет удобно за ними, если большой, то зачем ему вообще такая регулируемая парта? Он может сидеть и за нормальной. В параллельном классе купили как раз такие, нормальные. Я с завистью смотрю на их класс. А у нас, как детсадовская группа какая-то.
То есть ты сидишь сегодня на первой парте, на след. неделе - на второй и так далее. Когда весь ряд "отсидишь" переходишь на другой ряд. Если у девочки проблема со зрением, ей нужно сидеть на определенном расстоянии от доски.
Обсуждение
Ну не знаююю. У нас на последнюю парту обычно отличников сажают, потому что за ними приглядывать не надо и поведение у них лучше. Так было в мое время да и теперь случается. Но вообще в классе у нас другая система - все дети менятся каждую неделю. То есть ты сидишь сегодня на первой парте, на след. неделе - на второй и так далее. Когда весь ряд "отсидишь" переходишь на другой ряд. То есть ребенок и справа сидит и слева и впереди и сзади. Исключение составляют (не подумайте что дети с плохим зрением!!!).... только двоешники, которых сажают на первые парты:))
Мою сажали в началке нарочно на последнюю парту, чтобы она не портила уроки-она опережала класс на годы. :-)
Там ей давли задания индивидуальные и поднятыми руками" готово" она никого не раздражала.А потом ей там читать разрешали, когда она, например, контрольную за 10 минут решала, а до звонка еще..
Но все равно ей это осточертело-всех меняли метами, у а у нее всегда последняя парта. И теперь, взрослой, она предпочитает первые парты или серединки.
Даша-то сама как относится? Если ей трудно и неприятно, я бы пошла.А если нормально и ротация постоянная происходит в классе, то оставила бы как есть.