Кадетская школа Липецкой области
Классный час
Учимся оказывать первую медицинскую помощь.
43 взвод
Мязина Е.Л.
Цель: - рассказать учащимся, что необходимо делать при порезах, ссадинах, ожогах, носовом кровотечении;
Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ссадинах, ожогах;
Воспитывать в детях доброту, внимание и заботу к людям.
Оборудование: аптечка, компьютер, проектор.
Дорогие ребята!
(Слайд 2) Взрослые всегда волнуются за вас, когда вы остаётесь без них дома или выходите одни на улицу. Забота ваших родителей и педагогов часто кажется вам излишней. Но беспокойство взрослых вовсе не следует воспринимать только как опеку старших над маленькими. Взрослые остро чувствуют свою ответственность за вашу жизнь и здоровье, и тревоги их не напрасны. К сожалению, несчастные случаи довольно часто происходят не только с детьми, но и с очень осторожными взрослыми. Вот почему вам нужно не только быть всегда внимательными, но и суметь не растеряться в неожиданных обстоятельствах и помочь тем, кто попал в беду.
(Слай 3) Твои родители часто напоминают тебе о том, чего делать нельзя. Ты только и слышишь со всех сторон каждый день: «Не горбись!», «Вымой руки!», «Не сиди долго перед компьютером!», «Отодвинься от телевизора подальше!», «Не грызи ногти!» А задумывался ли ты когда-нибудь, почему так настойчиво твои любящие родственники изо дня в день повторяют подобные советы и запреты? (Ответы детей)
(Слайд 4) Когда с нами случается беда, очень часто мы зависим от того, кто в этот момент находится с нами рядом. Постарайтесь запомнить, как необходимо поступить в различных ситуациях, когда может потребоваться ваша помощь. И совсем не исключено, что эти знания когда-нибудь помогут вам спасти чью-то жизнь.
Если произошёл несчастный случай с тобой или с тем, кто находится с тобой рядом, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, - вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого-нибудь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно.
Помни главное: все твои действия должны быть обдуманными, быстрыми и спокойными.
Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии «Гигиена здоровья!» (Ответ детей)
(Слайд 5) Сегодня мы поговорим о том, как оказать помощь себе самому и своим друзьям. Все вы, и мальчишки и девчонки, любите бегать, прыгать, догонять друг друга. И иногда ваши игры заканчиваются ссадинами, порезами и другими травмами. Вы узнаете, что необходимо сделать, если вы порезались, упали, ушиблись и т. д.
(Слайд 6) Иллюстрация «Резаная рана».
(Слайд 7) Иллюстрация «Ссадина».
(Слайд 8 -9) Что необходимо предпринять при резаной ране и ссадине.
Порезы и ссадины
Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.
Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.
Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.
Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу - может быть, понадобится накладывать швы.
Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.
(Слайд 10) Иллюстрация «Ожог».
(Слайд 11) Что необходимо предпринять, если ты получил ожог.
Ожоги
Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи после длительного пребывания на солнце. Ожоги можно получить при неосторожном обращении с огнём, с различными химическими веществами, с электрическими приборами. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже самые незначительные ожоги очень болезненны, вызывают покраснение и отёк кожи.
Место ожога необходимо охладить под струёй воды.
С не сильными ожогами - ожогами первой степени - не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной мазью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то лучше обратиться к врачу - в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция.
(Слайд 12) Иллюстрация «Носовое кровотечение».
(Слайд 13 – 14) Что необходимо предпринять при носовом кровотечении.
Кровотечение из носа
Кровотечение из носа, вызванное ударом, ушибом или перегревом, обычно прекращается уже через несколько минут.
Помни, что человек, у которого идёт из носа кровь, должен находиться в положении сидя.
Если кровотечение не прекращается, выполни такие несложные действия:
Ноздрю, из которой идёт кровь, плотно заткни ватным тампоном. Если под рукой не окажется ваты, используй для этого бумажную салфетку или кусок туалетной бумаги;
*после того как ватный тампон введён в ноздрю, плотно зажми нос пальцами и держи в таком положении не менее 1 О минут;
*на переносицу желательно положить кусочек льда или мокрый носовой платок;
*чтобы кровь не затекала в гортань, голову нужно слегка наклонить вперед;
После остановки кровотечения ватный тампон следует оставить в носу ещё на несколько часов;
Если кровотечение не удаётся остановить, обратись в травматологический пункт или вызови врача скорой помощи.
Ребята, что необходимо, для оказания первой помощи? (Ответы детей)
(Слайд 15 – 18) Домашняя аптечка
В каждом доме должны быть средства первой помощи. Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.
Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка?
(У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)
Вот что необходимо иметь в домашней аптечке:
- стерильный перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;
- марлевые бинты и лейкопластырь - используют для при крепления перевязочного пакета к ране;
- вата - ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;
- бактерицидный лейкопластырь - наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;
- небольшой пинцет - им можно вытаскивать занозы;
- раствор перекиси водорода - используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;
- йод - применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;
- мазь, содержащая антибиотик - применяется для снятия воспалений на коже;
- палочки с накрученной на них ватой - применяются для смазывания и протирания;
- эластичный бинт - накладывается на запястье или голеностоп при растяжении связок;
- флакон одеколона или спирта - п рименяется для удаления загрязнений с кожи. Помни, ЧТО ЛИТЬ СПИРТ на открытую рану нельзя -можно получить сильный ожог;
- пузырь для льда - прикладывается на ушибленное место;
- большая клеёнка - используется для различных процедур (например, для приготовления компрессов). Клеёнку подкладывают под больного, чтобы во время процедуры не намочить постель;
- термометр - используется для измерения температуры тела;
- таблетки фурацилина - применяются для приготовления обеззараживающего раствора, который используется для обработки различных ран;
- перманганат калия (марганцовка) - используется для приготовления дезинфицирующего раствора;
- питьевая сода - раствор питьевой соды помогает при изжоге и несварении желудка;
- таблетки активированного угля - применяются при пищевых отравлениях;
- болеутоляющие лекарства (анальгетики) - используются при головной или зубной боли.
(Слайд 19) Закрепление.
А сейчас мы попробуем практически оказать первую медицинскую помощь друг другу. Вы разделитесь на группы. I ряд – I группа – у вас порез руки. II ряд – II группа – у вас ссадина на коленке. III ряд – III группа – у вас ожог руки. В группе все вы вместе обсуждаете, что необходимо сделать при порезе, ссадине, ожоге. Затем от группы выбираете двух человек. Один пострадавший, а другой – оказывающий помощь. И каждая группа оказывает помощь пострадавшему.
(Слайд 20) Итог
Понравился ли вам сегодняшний час общения?
Что нового вы узнали?
Где сможете применить полученные знания?
Домашнее задание.
Придя сегодня домой, проверьте, есть ли у вас дома аптечка и что в ней находится. Нарисуйте или запишите на листочке содержимое вашей домашней аптечки.
Подводя итог урока, мне хочется сказать вам, ребята, и неважно, станете ли вы профессиональными спасателями или выберете другую профессию, но знания и навыки, полученные вами в классе МЧС помогут вам с честью выйти из любой ситуации.
Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна
Должность: преподаватель, классный руководитель
Место работы: ГПОУ «Ижемский политехнический техникум», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.
Классный час
Тема | Оказание первой медицинской помощи |
||
Цель урока | выработать необходимые знания для оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. |
||
Задачи урока | Образовательные: Обеспечить усвоение основных правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. Развивающие: сформировать навыки работы с информацией; развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях; учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы; развивать умение работать в группах. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности; формировать ответственное отношение к своему здоровью; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе. |
||
Планируемые результаты | Научиться использовать полученные знания в сложившейся экстренной ситуации. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки доврачебной помощи). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. |
||
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube. |
||
План классного часа | Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Изучение нового материала. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Итоги классного часа. Рефлексия. |
||
Методы обучения | Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа. |
||
Формы обучения | Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
|
сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение; планировать шаги действий при попадании в экстренную ситуацию. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. | испытывать чувства сострадания и ответственности по отношению к безопасности и жизни другого человека. |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
Ребята, я рада Вас видеть.
Давайте определим вместе с Вами, чему будет посвящен сегодня наш классный час. В этом нам поможет кроссенс. (слайд 1)
Справка: Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но главным является центральный квадрат. Мы его используем для формулировки темы и цели урока.
Ребята называют, что изображено на рисунках и тему классного часа. (слайд 2)
Изучение нового материала.
первым делом обязательно сообщите кому-либо из взрос-лых о несчастном случае;
если нужно - кричите, громко зовите на помощь;
как можно скорее вызовите скорую медицинскую помощь;
если в результате несчастного случая человек потерял сознание - не пытайтесь перемещать его: это может ухуд-шить его состояние;
чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегните его воротник, развяжи галстук, ослабьте туго затянутый пояс.
(слайды 4 - 13)
Потеря сознания | Наиболее частая причина — коллапс, обморок — быстрое снижение артериального давления и уменьшение поступления крови к головному мозгу. В основе коллапса: испуг, переутомление, резкое изменение положение тела. Первая помощь. Создать телу пострадавшего безопасное положение: положить ноги выше головы, если пострадавший без сознания, или посадить. Дать понюхать раздражающее вещество — нашатырный спирт, одеколон с резким запахом, лук. Дать холодное питье. |
Укусы насекомых | Причина: контакт с насекомыми. Первая помощь. В стакане воды растворить столовую ложку поваренной соли, смочить раствором несколько слоев мягкой ткани и приложить к месту укуса. Некоторые насекомые не месте укуса оставляют не только ранку. Там может находиться как само насекомое, так и его жало. Не пытайтесь его удалить самостоятельно, предоставьте это медработнику. |
Боль в животе | Причина: ушибы, сопровождающиеся скрытым повреждением внутренних органов, нарушение функции органов пищеварения, генитальных органов, почек, мочевыводящих путей. Первая помощь. Немедленно вызвать врача или организовать эвакуацию в медицинское учреждение. До встречи с врачом создать покой, не давать есть и пить. Можно прикладывать холод, если известно, что причина болей травмы. |
Отравления | Причина: употребление в пищу ядовитых продуктов. Первая помощь. Во всех, за исключением отравлений кислотами и щелочами, давать пить в больших количествах теплую воду и попытаться вызвать рвоту. В случае отравления кислотами и щелочами воду пить нельзя! Немедленно вызвать врача или эвакуировать. Если есть остатки продуктов, которые предположительно могли стать причиной отравления, их необходимо собрать в чистую стеклянную посуду и предъявить медикам. |
Судороги | Причина: самые различные заболевания, потеря жидкости и солей в условиях горячего сухого воздуха. Первая помощь. Если судороги, непроизвольные мышечные подергивания, развились как следствие перегрева в горячем сухом воздухе, то пострадавшего переносят в прохладное помещение или в тень, дают прохладное подсоленное питье. Питье дают в металлической посуде, так как пострадавший может откусить край фарфоровой или стеклянной посуды. Во всех остальных случаях больному просто нужно создать покой до контакта с врачом. При судорогах лицевых мышц возникает угроза повреждения языка. Больной может его перекусить. В этом случае, если есть возможность, между зубами вставляют какой-нибудь деревянный предмет. Не пытайтесь вставить его насильно — можно сломать зубы! И будьте осторожнее при судорогах — человек может откусить вам палец. |
Первая помощь. Рана и прилегающие участки кожи промываются раствором перекиси водорода. Мелкие инородные тела удаляются пинцетом, иглой, зажимом, пальцами. При сильных кровотечениях - тугая повязка или жгут. |
|
Кровотечение из носа | Причина: травма, врожденная хрупкость сосудов носа. Первая помощь. Посадите пострадавшего. Немного наклоните вперед его голову. Ни в коем случае не запрокидывайте голову назад, при сильном кровотечении существует возможность захлебнуться. Не пытайтесь немедленно остановить кровь, если она вытекает по капле. Небольшая кровопотеря не повредит, а кровотечение может остановиться самостоятельно. Ноздрю, из которой идет кровь, заткните ватным тампоном. Зажмите пальцами ноздри и держите не менее 10 мин. Свободной рукой придержите голову. Если кровотечение не остановится, обратитесь к врачу. |
Переломы | Симптомы. В момент травмы ощущается резкая боль, усиливающаяся при попытке движения, характерный звук. При осмотре - припухлость (кровоизлияние), искривление или укорочение конечностей. Часто патологическая подвижность в месте перелома. При открытом переломе костные отломки выступают из раны. Первая помощь. Обездвижить поврежденную конечность или участок. Для транспортировки пострадавшему нужно обязательно сделать шину, чтобы предотвратить движения сломанных костей. Если у пострадавшего открытый перелом (кровоточащее повреждение с обломком кости) - необходимо продезинфицировать рану (йодом, зеленкой, спиртом) и сделать давящую повязку или жгут, и ни в коем случае не пытаться исправить положение поврежденной кости. |
Солнечный удар | Причина: действие прямых солнечных лучей на мозговые оболочки при условии пребывания на открытом воздухе в солнечный день без головного убора. Симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, потеря сознания. Первая помощь. Отнести пострадавшего в прохладное помещение или в тень, положить на голову холод, дать прохладное питье, можно дать понюхать нашатырный спирт. Если через полчаса состояние больного не улучшится — обратитесь к врачу. |
Утопление | Причины: несчастный случай на водном транспорте, невнимание взрослых во время купания детей, игры на воде. Симптомы: отсутствие сознания, дыхания и пульса, наличие жидкости в дыхательных путях. Первая помощь. Проверить проходимость дыхательных путей — во рту может быть ил, водоросли и пр. Перевернуть пострадавшего вниз головой, если это взрослый — положить животом на свое колено и два три раза интенсивно сдавить грудную клетку, если ребенок — поднять за ноги и встряхнуть, таким образом вы освободите дыхательные пути от воды. |
Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
Следующую часть нашего классного часа мы проведем в другой форме.
Ребята, Вам предстоит поработать в командах. И для каждой команды я выбрала обучающий видеоматериал, но это совсем не значит, что кто-то работает, а кто-то отдыхает.
1 команде - «Оказание первой помощи при поражении электрическим током»
2 команде - «Оказание первой помощи при ожогах»
3 команде - «Оказание первой помощи при обморожениях»
Всем Вам необходимо внимательно просмотреть предложенный материал. По окончанию просмотра, задайте другим командам 3 вопроса (время на совещание в командах 3 минуты). Ребята, учтите, что задавая вопросы, Вам необходимо самим хорошо усвоить материал, т. к. при даче неправильных или неточных ответов Вам надо будет поправить ответ или дать верный.
Итоги классного часа. Рефлексия. (слайд 14)
Запомните! (слайд 15)
Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму.
Надеюсь, что этот час Вы провели с пользой для себя и своего здоровья. Спасибо за активную работу. До новых встреч.
Для появления вопроса, нажмите на соответствующий номер вопроса;
При нажатии на блок с формулировкой вопроса, сам блок исчезает и в сетке появляется ответ на этот вопрос;
Остальные аналогично;
Для разгадывания кроссворда желательно следовать по порядку номеров вопросов, но так же есть возможность разгадывать в свободном порядке только необходимо получение правильного ответа, иначе для того, чтобы блок с вопросом исчез, на него необходимо нажать при наведении курсора левой кнопкой мыши, и правильный ответ появиться автоматически.
Классный час «Походная аптечка – надежный друг. Оказание первой помощи».
5-6 класс.
Цели: расширить круг знаний и умений обучающихся по оказанию первой медицинской помощи, воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, профилактика травматизма.
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Практическое задание в группах.
Напишите список того, что должно быть в вашей аптечке.(перевязочный материал: бинт стерильный и нестерильный, лейкопластырь бактерицидный, вата, йод, зеленка, перекись водорода, раствор марганцовки, кровоостанавливающий жгут, активированный уголь, жаропонижающие средства, термометр, сердечные средства, нашатырный спирт, регидрон, валидол, обезболивающие средства).
Вопрос. Какие виды травм вы знаете? Где и как их можно получить?
Практическое задание.
Вам предложена ситуация с травмой. Выберите, какие действия нужно совершать при данной травме, а какие нет. Для выполнения этого задания на доску учитель вывешивает карточки с написанными на них действиями. Ученик, выполняющий данное задание, должен убрать лишние карточки, пояснив, почему при данном виде травмы нельзя выполнять эти действия.А) ссадина, порез.
Нужно: промыть рану чистой водой, обработать перекисью водорода, йодом, зеленкой, наложить повязку или пластырь.
Нельзя: обрабатывать рану
крепким раствором марганцовки, это может вызвать ожог тканей кожи.Б) отморожение.
Нужно: дать теплое питье, укутать отмороженные участки ватой и марлей, полиэтиленом, укутать шарфами, платками и др., согревать медленно, постепенно.
Нельзя: растирать отмороженные участки кожи, согревать быстро.
В) укус пчелы.
Нужно: удалить жало, приложить к ранке холод, дать противоаллергические препараты.
Нельзя: использовать для охлаждения сырую землю, песок или глину.
Г) тепловой или солнечный удар.
Нужно: смочить лицо холодной водой, уложить в тень, дать пить подсоленную воду.
Нельзя: протирать лицо нашатырным спиртом.
Д) удар током.
Нужно: освободить пострадавшего от действия электрического тока, сделать искусственное дыхание, вызвать скорую помощь
Нельзя: трогать пострадавшего голыми руками, наносить лекарства на места ожогов током.
Е) перелом, вывих.
Нужно: зафиксировать конечность, наложить шину, дать обезболивающее.
Нельзя: проверять подвижность костных обломков, вправлять вывих или перелом.
Стадия рефлексии.
Что нового вы узнали на уроке? Было ли вам интересно? Для чего нужны нам полученные сегодня сведения?
промыть рану чистой водой
обработать перекисью водорода, йодом, зеленкой, наложить повязку или пластырь
обрабатывать рану крепким раствором марганцовки
дать теплое питье
укутывать отмороженные участки ватой, марлей, полиэтиленом, шарфами, платками
согревать медленно, постепенно.
растирать отмороженные участки кожи
согревать быстро
удалить жало
приложить к ранке холод
дать препараты от аллергии
использовать для охлаждения сырую землю, песок или глину
смочить лицо холодной водой
уложить в тень
давать пить подсоленную воду
протирать лицо нашатырным спиртом
освободить пострадавшего от действия тока
делать искусственное дыхание
вызвать скорую помощь
трогать пострадавшего голыми руками
нанести лекарства на места ожогов током
зафиксировать конечность
наложить шину
дать обезболивающее
проверить подвижность костных обломков
вправить вывих или перелом
Цели: познакомить учащихся в игровой форме с видами отравлений и способами их избежания; рассказать о приемах первой помощи при отравлениях.
Оборудование: конверт с призами («грибами»); декорации: туча, дерево, пустая банка из-под краски, кисточка; магнитофон; маски зайца, лисы и др.; конверт с заданиями; зерно.
I. Инсценировка.
Действующие лица : Лиса-врач, Галка, Ворон, Заяц, Медведь.
Действие 1
Ворон обрабатывает ядом зерно.
Ворон. Пусть попробуют теперь эти прожорливые черви мое зерно!
Прилетела Галка.
Галка. Какое аппетитное зерно, попробую-ка я его немного, надеюсь, Ворон не обидится. (Клюет зерно.)
Ворон (в зал). Ну, надо же, не гусеницы, так Галка покушается на мое зерно. Но это будет ей уроком. Не скажу, что оно протравлено.
Прибегает Заяц.
Заяц (удивленно). Ворон, почему ты так весел?
Ворон с гордостью отвечает ему на ухо. Заяц ужасается.
Заяц. Бедная Галка! Как тебе не стыдно, Ворон!
Действие 2
Входит Лиса-врач. Ворон, увидев Лису, улетел.
Заяц. Здравствуй, Лиса! Я узнал, что Галка съела протравленное зерно, и я думаю, что она отравилась. Бежим скорее к ней! (Поспешно идут к Галке.)
Лиса. Здравствуй, Галка! Мы подозреваем, что ты могла отравиться зерном. Нет ли у тебя головокружения, потемнения в глазах, слабости?
Галка. Да, есть (хватается за голову, садится).
Заяц. Давай я отведу тебя в больницу. (Уходят.)
Лиса (в зал). Ребята, протравленное зерно ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Но если уж кто-нибудь из вас случайно попробует протравленное зерно, то, как пострадавшему, нужно срочно дать большое количество жидкости, чтобы яды вышли из организма с выделениями. И сразу после этого необходимо обратиться к врачу, добраться до больницы (по возможности).
Видели, что стало с Галкой?! Сейчас ей помогут, но ведь мог быть и летальный исход. Самое главное, ребята, что при отравлении протравленным зерном возникают внешне не выраженные нарушения в ряде систем организма. (Заболит печень, пострадавший почувствует головокружение и слабость.)
Действие 3
Медведь ходит по поляне и ищет грибы, Ворон сидит на дереве. Наконец Медведь находит два гриба: опенок и бледную поганку.
Ворон. Эти два гриба совершенно одинаковые, ешь любой. Я бы съел тот, что слева (показывает на бледную поганку).
Медведь вздыхает и ест бледную поганку, затем уходит. Ворон смеется.
Действие 4
Через некоторое время (10 часов) Медведь приходит к Лисе в больницу, хватаясь за живот.
Лиса. Что с тобой, Медведь?
Медведь. Ох, Лиса, мне так больно, не знаю, что со мной происходит, но только сейчас я чувствую ужасную боль.
Лиса. Где?
Медведь. Здесь (показывает на подложечную область). Еще у меня тошнота, рвота неукротимая. Мне так плохо!
Лиса. А что ты ел?
Медведь. Да ничего особенного, грибочек один съел. Такой белый, с тонкой ножкой.
Лиса (показывает в книжке на бледную поганку). Этот?
Медведь. Да.
Лиса. О, господи! Ты съел бледную поганку, Медведь! Тебя необходимо доставить в инфекционную больницу.
Действие 5
Лиса вызывает Зайца и приказывает ему доставить Медведя в больницу. Через некоторое время Лиса навещает Медведя в больнице.
Лиса. Ну, как дела?
Медведь. Ох, Лиса, сейчас лучше. Я пил очень много жидкости.
Лиса. Верно, так и надо. При отравлении бледной поганкой, да и вообще грибами, нужно пить много жидкости, чтобы удалить яд из организма, а также желательно вызвать рвоту, то есть промыть желудок.
Сейчас я подарю тебе книгу, чтобы ты впредь не собирал ядовитые грибы, такие как строчки, бледная поганка, мухомор.
Ребята, а вы знаете, какие грибы являются ядовитыми?
Описание некоторых ядовитых грибов
Строчки - грибы, растущие весной (апрель). Следует заметить, что после кипения (15 минут) и удаления отвара они становятся безвредными. В строчках есть гельвеоловая кислота, способная вызвать тяжелое отравление. Инкубационный период 8-10 часов. Основные симптомы отравления: общее плохое состояние, тошнота, рвота, боли в животе. Далее развитие желтухи.
Бледная поганка - объединяет группу особо ядовитых грибов. Инкубационный период 10-12 часов. При отравлении грибами этой группы возникает бурное развитие желудочно-кишечных нарушений, неукротимая рвота, понос, обезвоживание организма, сильная боль в подложечной области, увеличение печени, желтуха, коматозное состояние, во время чего и наступает летальный исход.
Мухомор - гриб, содержащий мускарин, отличается яркой окраской шляпки, чем привлекает внимание детей. Отравление наступает через 1-4 часа. Симптомы: слюнотечение, рвота, понос, сужение зрачков, галлюцинации, бред и судороги. При отравлении мухомором смерть наступает редко.
Профилактика отравления грибами
1. Разъяснение населению в районах сбора грибов ядовитых свойств несъедобных грибов.
2. Сортировка грибов при засолке.
Действие 6
Лиса окрашивает стены, а форточки и двери забыла открыть.
Лиса (пошатнувшись). Ох, кружится голова, тошнит, темнеет в глазах. Что со мной, ребята? (Падает.)
Входит Медведь, подхватывает Лису и уносит ее как бы на свежий воздух, сажает на стул.
Медведь. Видите, ребята, к чему привела невнимательность. Лиса отравилась, надышавшись запахами краски. Нужно было сразу открыть окна. Желательно после окрашивания покинуть помещение. Пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух.
Действие 7
Ворон угощает Зайца салатом с истекшим сроком годности. Через некоторое время Заяц приходит к Лисе.
Заяц. Ой, Лиса, у меня сильно болит желудок, тошнит и слабость...
Лиса. Что ты ел?
Заяц. Салат съел у Ворона. Правда, сам он его не ел.
Лиса. Значит, салат просрочен. Сейчас я сделаю тебе промывание.
Ребята, перед употреблением консервов посмотрите дату изготовления и срок годности. Если же таких дат нет, не употребляйте эти консервы! Если вы все же отравились, нужно сделать немедленное промывание. Можно выпить крепкий чай.
Итак, ребята, вы усвоили признаки некоторых опасных отравлений и теперь знаете, как избежать отравления. А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем.
II. Игры.
1. «Составь слова».
Из букв слова «подосиновик» (другая команда - «подберезовик») составьте новые слова.
2. «Рисование».
Капитаны команд должны нарисовать левой рукой мухомор. Выигрывает тот, у кого лучше получится.
3. «Придумай рассказ».
Придумайте историю о том, как вы или кто-то отравился, и расскажите, что вы предприняли в данной ситуации.
4. «Найди ошибку».
Учащимся раздаются карточки со словами, в которых допущены ошибки. Учащиеся должны обнаружить эти ошибки и исправить их. (Например: мухамор, падберезовик, апята.)
Классный час.
Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях. Общие советы и рекомендации .
Цели занятия:
Образовательная:
Обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим.
Развивающая: Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности обучающихся.
Воспитательная: Воспитать бережное отношение к жизни человека, сострадание и соучастие.
Ход занятия.
1.Постановка темы беседы.
Представьте вы стали случайным очевидцем происшествия, какие ваши действия?
Предположите, на какую тему будет наша беседа?
Сегодня мы поговорим об оказании первой помощи при травмах и несчастных случаях, об общих советах и рекомендациях. Цель нашего занятия - познакомимся с основными видами травм и научимся оказывать первую помощь при травмах. Несмотря на то, что вы еще не достаточно взрослые, вы должны быть соучастными к чужой беде.
Когда с нами случается беда, очень часто мы зависим от того, кто в этот момент находится с нами рядом. Постарайся запомнить, как необходимо поступить в различных ситуациях, когда может потребоваться твоя помощь. И совсем не исключено, что эти знания когда-нибудь помогут тебе
спасти чью-то жизнь.
Если произошёл несчастный случай с тобой или с тем, кто находится с тобой рядом, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, - вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого-нибудь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда
тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно. Гlомни - главное: все твои действия должны быть обдуманными, быстрыми и спокойными.
Слайд 5-6
2.Работа над темой занятия.
Сначала запомни несколько общих рекомендаций:
первым делом обязательно сообщи кому-либо из взрослых о несчастном случае;
если нужно - кричи, громко зови на помощь;
как можно скорее вызови скорую медицинскую помощь
сам или попроси об этом кого-нибудь;
если в результате несчастного случая человек потерял сознание - не пытайся перемещать его: это может ухудшить его состояние. Пострадавшему лучше всего лежать на спине так, чтобы ноги были немного выше, чем туловище. Его голова должна оставаться слегка запрокинутой;
чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегни его воротник, развяжи галстук, ослабь туго затянутый пояс.
Порезы и ссадины.
Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.
Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.
Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.
Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу - может быть, понадобится накладывать швы.
Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.
Ушибы.
При падениях или ударах можно получить различные ушибы. При лёгких ушибах происходит подкожное кровоизлияние и на коже появляются синяки. Обыкновенный синяк (синего или даже чёрного цвета) проходит за несколько недель. Сначала он постепенно желтеет, а потом исчезает совсем. При сильном ушибе на коже появляется вздутие - гематома.
Если ушиб лёгкий, то облегчить боль и предотвратить образование синяка можно, наложив ватный тампон, смоченный в растворе перекиси водорода.
Если после ушиба гематома увеличивается, сильно прижми ладонь к месту ушиба и продолжай надавливать на ушибленное место 10-15 минут.
Приложи лёд или холодный компресс к месту ушиба - это поможет остановить подкожное кровотечение. Лёд можно держать не более 15 минут, чтобы не вызвать переохлаждение кожи.
Если гематома не прошла через несколько дней после ушиба и до неё больно дотрагиваться, необходимо обратиться к врачу.
При ушибах конечностей (рук или ног) необходимо сразу уменьшить приток крови к ним, подняв руку или ногу вверх.
Ожоги.
Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи после длительного пребывания на солнце. Ожоги можно получить при неосторожном обращении с огнём, С различными химическими веществами, с электрическими приборами. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже
самые незначительные ожоги очень болезненны, вызывают покраснение и отёк кожи.
Место ожога необходимо охладить под струёй воды.
С несильными ожогами - ожогами первой степени не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной мазью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то
лучше обратиться к врачу - в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция.
Ожоги второй степени затрагивают не только кожу, но и подкожные ткани. Получившего такой ожог необходимо госпитализировать. До приезда врача пострадавшего нужно поместить в холодную ванну на 10-15 минут. Затем обожжённый участок, ничем не смазывая, накрыть чистой салфеткой, носовым платком, марлей или полотенцем.
Ожоги третьей степени - очень тяжёлые. Первая помощь должна быть такой же, как и при ожоге первой степени. Сначала надо подставить обожжённое место под холодную проточную воду. Если к этому месту прилипла одежда, не пытайся снять её самостоятельно. Человеку, получившему такой ожог, необходимо много пить, чтобы у него не было шока. И ни в коем случае не смазывай место ожога никакими мазями! Ожоги третьей степени опасны для жизни - пострадавшего необходимо как можно скорее до ставить в больницу.
При ожогах глаз необходимо широко открыть их и промывать под струёй холодной проточной воды в течение не скольких минут. Затем нужно немедленно обратиться к врачу.
Поражение электрическим током.
Не дотрагивайся до человека, поражённого электрическим током до тех пор, пока он находится в контакте с электричеством. Если ты прикоснёшься к нему, то и сам получишь удар током.
Если несчастье случилось в помещении, немедленно выключи электричество.
Если электрический провод всё ещё соприкасается с телом пострадавшего, возьми сухую палку или деревянную рукоятку швабры и её концом отбрось от него провод.
Вызови врача скорой медицинской помощи - поражение электрическим током может иметь очень тяжёлые последствия.
Если КТО-ТО тонет.
Увидев тонущего человека, громко позови на помощь.
Самостоятельно оказывать помощь тонущему человеку можно только в том случае, если ты умеешь хорошо плавать и обучен технике спасания. Помни, что утопающий цепко хватается за всё, что находится рядом с ним, и может утащить тебя под воду.
При спасении утопающего подплывать к нему следует сзади. Ilравильнее всего хватать его за волосы или подмышки. Переверни утопающего вверх лицом и плыви к берегу, не давая ему схватить себя.
После того как утопающий вытащен на берег, необходимо. прежде всего удалить попавшую в его дыхательные пути воду, освободить полость рта от водорослей и не допустить переохлаждения. Сними с пострадавшего мокрую одежду, укрой его одеялом, полотенцем или сухой одеждой. Разотри его конечности сухими руками.
Вызови врача скорой помощи.
Попадание ИНОРОДНЫХ тел в глаза, УШИ ИЛИ НОС.
Инородные тела - это всё, что не принадлежит твоему телу. В глаза, уши и нос могут попасть частички пыли, осколки стекла и другие мелкие предметы.
Если инородное тело попало в глаз, нельзя тереть глаза пальцами или пытаться вынуть его кончиком носового платка - можно повредить нежную оболочку глазного яблока.
Нельзя использовать вату и острые предметы.
Попытайся, оттянув веко, промыть глаз под струёй чистой воды.
Если инородное тело попало в глаз и его не удаётся вынуть самостоятельно более двух часов, необходимо обратиться к врачу-травматологу. Нельзя оставлять инородное тело в глазу на ночь - может возникнуть сильное воспаление, которое потом придётся долго лечить.
При попадании в глаза химического вещества пострадавший может ощущать жжение в глазах, слезотечение, боль, отёчность век и даже ослабление зрения. Если в глаза попало химическое вещество, их надо промывать большим количеством чистой воды 30 минут. Для этого пострадавшему необходимо наклониться над сосудом с водой и промывать глаза, открывая и закрывая их.
Иногда инородные тела попадают в нос. Маленькие дети часто засовывают в ноздри - неизвестно зачем мелкие предметы, или же случайно в нос залетит какая – нибудь мошка. Нельзя извлекать инородное тело при по мощи каких-либо предметов - можно протолкнуть его ещё глубже. Самый простой способ удалить инородное тело из ноздри - заставить человека сильно чихнуть (например, пощекотать внутри другой ноздри травинкой или понюхать молотый перец).Кровотечение из носа.
Кровотечение из носа, вызванное ударом, ушибом или перегревом, обычно прекращается уже через несколько минут. Помни, что человек, у которого идёт из носа кровь, должен находиться в положении сидя.
Если кровотечение не прекращается, выполни такие не сложные действия:
ноздрю, из которой идёт кровь, плотно заткни ватным тампоном. Если под рукой не окажется ваты, используй для этого бумажную салфетку или кусок туалетной бумаги;
после того как ватный тампон введён в ноздрю, плотно зажми нос пальцами и держи в таком положении не менее 10 минут!
на переносицу желательно положить кусочек льда или мокрый носовой платок;
чтобы кровь не затекала в гортань, голову нужно слегка наклонить вперёд;
После остановки кровотечения ватный тампон следует оставить в носу ещё на несколько часов;
если кровотечение не удаётся остановить, обратись в травматологический пункт или вызови врача скорой помощи.
Укусы насекомых
.
Чаще всего людей кусают комары, клещи, осы и пчёлы. В момент укуса жалящих насекомых (ос или пчёл) возникает жгучая боль, а вскоре на месте укуса появляется отёк. Такие укусы очень опасны для людей, склонных к аллергии. Но если тебя покусали обыкновенные комары, Паниковать
не стоит. И хотя места комариных укусов сильно чешутся и даже болят, в большинстве случаев такие укусы не опасны. Что же делать, если тебя покусали насекомые?
Не расчёсывай место укуса. При расчёсывании в ранку может попасть инфекция.
Если тебя ужалила оса или пчела, нужно обязательно извлечь оставшийся кончик жала.
Если аллергия на укусы насекомых, необходимо срочно вызвать скорую помощь или в течение получаса доставить пострадавшего в больницу.
При укусе клеща необходимо как можно скорее промыть место укуса водой с мылом и капнуть сверху скипидаром. От этого клещ либо погибнет, либо выползет наружу. Можно смазать место укуса вазелином или растительным маслом.
Обязательно обратись к врачу, если тебя укусил клещ!
Укусы животных
.
Любое животное, с которым общается человек, может его укусить. Такое поведение животного может быть вызвано разными причинами: может быть, животное чем-то напугано, рассержено или его не вовремя потревожили. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову дразнить крупных хищников, но даже укус маленькой белочки может быть опасным , у этих зверьков бывает бешенство, да и просто через укус они могут занести инфекцию в кровь. По этой причине обязательно сообщай взрослым, если какое-либо животное. Все любят собак, поэтому дети и взрослые бывают укушенными чаще всего именно этими животными. И не всегда кусаются бездомные и злобные собаки.
Обычно детей кусают вполне дружелюбные домашние!
Запомни!
Нельзя игнорировать даже самые незначительные укусы!
Не стремись к немедленной остановке кровотечения, так как кровотечение способствует выведению слюны животного!
В течение 10-15 минут промывай ранку проточной водой!
Несколько раз обработай большой участок кожи вокруг места укуса дезинфицирующим раствором (спиртовой раствор йода, спирт, раствор марганцовки).
Забинтуй обработанную ранку стерильным бинтом.
Обязательно сообщи о происшествии родителям или взрослым.
Собаку, которая тебя укусила, желательно найти и убедиться, что она не больна бешенством. Бешенство
- опасное заболевание, которым может заразиться человек.
Ты обязательно должен показаться врачу - даже в том случае, если укусившая тебя собака совершенно здорова.
Обморожение.
Меры, которые следует принимать при обморожении:
пострадавшего необходимо доставить в тёплое - но не жарко натопленное - помещение;
согревать пострадавшего надо постепенно. Ему необходимо есть тёплую пищу и пить тёплые напитки - это поможет повысить общую температуру его тела;
обмороженные части тела нельзя массировать или растирать снегом, так как при этом усиливается охлаждение, а льдинки ранят кожу, что способствует занесению инфекции;
нельзя помещать обмороженные участки тела ни под горячую, ни под холодную воду;
если кожа на обмороженном участке тела потрескалась, нужно наложить на неё чистую повязку;
если обмороженные участки тела сильно болят, можно принять болеутоляющие таблетки;
если самочувствие пострадавшего не улучшается, следует вызвать врача.
Тепловой удар.
Наш организм защищает себя от жары - происходит сильное потоотделение. Вот почему в жаркую погоду мы всегда потеем. Но когда человек долго находится на солнце, интенсивное потоотделение выводит из его организма слишком много соли и жидкости, а это приводит к перегреву и повышению температуры тела. Сильный перегрев на солнце называется тепловым ударом. Больше всего тепловым ударам подвержены дети и люди пожилого возраста.
Вот как можно помочь человеку, получившему тепловой удар - пострадавшего необходимо перенести в прохладное место или в помещение;
чтобы снизить температуру тела, пострадавшего желательно поместить в ванну с прохладной водой, а затем за вернуть в холодную влажную простыню. Также можно охладить его мокрыми полотенцами. Прежде всего, необходимо охлаждать голову и область сердца;
пострадавшего следует уложить в постель, дать ему много прохладного питья или какую-либо солёную еду - ведь с сильными потовыми выделениями из его организма вы шло много соли. Можно выпить полстакана подсоленной воды (одна чайная ложка на литр воды);
если получивший тепловой удар потерял сознание, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.
3.Рефлексия (разбор ситуаций по выбору учителя)
Какие бывают травмы?
Какие основные правила запомнили?
Нарисуйте листовку – памятку на тему «Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях»