Знаковые системы формировались на протяжении всей истории человечества. Это было необходимо не только для того, чтобы накопленные здания могли передаваться из поколения в поколение - по мнению многих антропологов, наука о знаках первоначально зародилась как средство общения между людьми.
Что такое семиотика?
Семиотика представляет собой отрасль знания, которая изучает знаки и знаковые системы. Она возникла на стыке нескольких дисциплин - психологии, биологии, кибернетики, литературы, а также социологии. В составе семиотики выделают три обширные области синтактика, семантика, прагматика. Синтактика изучает законы, по которым устроены различные виды знаковых систем, способы устройства, при помощи которых соотносятся различные элементы языка. Предметом изучения семантики является смысл - соотношение между самим знаком и его значением. Прагматика изучает отношения между тем, кто пользуется языком, и самой знаковой системой. Знак - это определенный материальный предмет (а также событие или феномен), который объективно используется для замены другого предмета, его свойства или соотношения между предметами.
Вторичные моделирующие системы
Помимо основных классов знаковых систем, существуют также вторичные моделирующие системы. Иначе их называют «кодами культуры». К этой категории относятся все типы культурных текстов (исключая естественный язык), общественная деятельность, различные модели поведения, традиции, мифы, религиозные поверья. Культурные коды формируются таким же образом, как и естественный язык. Функционируют они по принципу соглашения между членами общества. Соглашения, или коды, известны каждому члену группы.
Развитие психики и овладение знаковой системой
Овладение различными видами знаковых систем - это также критически важный фактор для развития высших психических функций. Семиотические системы позволяют индивиду овладевать общественной культурой, исторически сложившимися приемлемыми способами поведения, социальным опытом. При этом происходит и развитие самосознания. Начинаясь с элементарных ощущений, со временем оно формируется в ряд навыков самовосприятия, составления о себе определенного мнения, личной логики.
Кодирование и декодирование информации
В психологии различные примеры знаковых систем чаще всего изучаются в контексте их соотнесения с познавательными процессами. Большое внимание уделяется нейрофизиологическим особенностям. Но нередко речь как способ передачи информации, обмена знаниями оставляется учеными в стороне. До сих пор для исследователей представляет загадку процесс кодирования с помощью знаковых систем визуальных образов. Мысленный образ кодируется в мозгу говорящего в слова. В мозгу слушающего он декодируется. Те трансформации, которые происходят при этом, остаются неисследованными.
Языковые знаковые системы: примеры
В настоящее время лингвистика является динамично развивающейся отраслью познания. Лингвистический метод применяется во многих науках - к примеру, в этнографии и психоанализе. Всего существует шесть типов знаковых систем. Это естественные системы, системы записи, вербальные системы. остановимся на каждом типе более подробно.
Иконические системы
Примером иконических знаковых систем служат архитектура, балет, музыка, невербальный вид коммуникации. Они обычно имеют достаточно сильное эмоциональное насыщение, полны образных компонентов, которые являются частью знака. Изучение различных примеров знаковых систем показывает: ученый должен не только использовать объективные методы, но и самостоятельно моделировать разнообразные примеры эмоций, коммуникативных ситуаций.
Естественные знаки
Встречаются в природе и в повседневной жизни. Обычно это определенные вещи или природные феномены, которые указывают на другие предметы. Иначе их еще называют знаками-признаками. Примером знаковых систем, относящихся к естественным, могут быть приметы о погоде, следы зверей. Классической иллюстрацией этой семиотической системы является знак дыма, который свидетельствует о пожаре.
Функциональные знаки
Этот тип знаков также относится к знакам-признакам. Однако, в отличие от естественных, связь функционального знака с тем предметом, который он обозначает, обусловлена определенной функцией, деятельностью людей. К примеру, домашний интерьер в рамках семиотики представляет собой текст, свидетельствующий об уровне благосостояния хозяев дома. Набор книг на книжной полке предоставляет зрителю информацию о вкусах владельца библиотеки, уровне его умственного и нравственного развития. Также функциональным знаком часто могут выступать действия. Например, классный учитель водит пальцем по списку учеников в журнале. Это действие также является функциональным знаком - оно обозначает, что скоро кто-то будет вызван к доске.
Ковенциональные знаки
Этот иначе называется условным. Название «конвенциональный» происходит от латинского conventio - «соглашение». Условные знаки служат для того, чтобы обозначать предметы и явления окружающего мира «по условию». Сами они, как правило, имеют очень мало общего с тем, что обозначают. Примеры знаковых систем, относящихся к конвенциональным: сигнал светофора, индексы, картографические знаки, символы (гербы, эмблемы).
Вербальные (речевые) знаковые системы
К этой категории относятся все человеческие языки. Каждый язык имеет исторически сложившуюся основу (так называемый «семиотический базис»). Основной особенностью человеческих языков является то, что каждый из них есть полиструктурной и многоуровневой системой. Система эта способна практически к неограниченному развитию. Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.
Знаковые системы
Эта семиотическая категория включает в себя знаковые системы, которые возникают на основе предыдущих групп - вербальных, танца, музыки. Знаковые системы записи являются вторичными по отношению к этим группам. Они возникли с появлением письменности. Без систем записи когнитивная эволюция человека была бы невозможной.
Семиотические опыты в истории
Древнегреческий ученый Платон делил все звуки на категории быстрых, громадных, тонких и округлых. М. В. Ломоносов придерживался мнения, что частое повторение в письменной или устной речи буквы «А» способствует изображению величия, глубины и высоты. Буквы «Е» и «Ю» помогают изобразить ласку, небольшие предметы, нежность. Эти взгляды были изложены в его работе «Краткое руководство к красноречию».
Исследователем И. Н. Гореловым был проведен любопытный опыт. Испытуемых просили охарактеризовать названных «мамлына» и «жаваруга». Все из участников эксперимента сочли «мамлыну» добрым, кротким и округлым по форме существом. «Жаваруга» была отнесена к категории диких, колючих и злых.
Язык волапюк
На планете существует огромное количество языков, немало и мертвых языков - тех, что вышли из обихода. Несмотря на это, все же находятся те, кто с энтузиазмом изобретает новые. Примеры искусственных знаковых систем - это известный язык эсперанто, предшествовавший ему волапюк, универсалглот, лингва католика, сольресоль и многие другие. Одним из самых сложных является ифкуиль, созданный на основе древних символов. Искусственные языки создавались персоналиями, занятыми в разных сферах. Не всегда это были те, кто работал в профессиях знаковой системы.
Один из самых странных искусственных языков - это волапюк. Идея его изобретения впервые пришла в голову немецкому священнику по имени Мартин Шлейер. Богослужитель утверждал, что мысль о создании искусственного языка была предложена ему самим Господом во сне. Целью создания волапюка было упрощение коммуникации - Шлейер пытался создать простой и универсальный язык. За основу он взял европейские языки - латинский, английский и немецкий. Слова священник пытался создавать всего лишь из одного слога.
Поначалу общественность не проявляла особого интереса к этому искусственному языку. Однако вскоре было создано сообщество, которое начало распространять информацию о новом языке. В итоге на пике своей популярности он насчитывал более ста тысяч носителей.
Язык волапюк многим европейцам казался достаточно странным. Содержащиеся в нем корни слов из разных европейских наречий делали его узнаваемым, однако достаточно смешным. До сегодняшнего времени слово «волапюк» означает бессмыслицу, тарабарщину. Несмотря на был популярен вплоть до того времени, когда в Германии к власти пришли нацисты.
Эсперанто и другие языки
Однако, когда говорят об искусственных языках, в первую очередь вспоминают о языке под названием эсперанто. Создан он был в конце XIX века и процветает до настоящего времени - его носителями являются сотни тысяч человек во всем мире.
Эсперанто не случайно обрел популярность - это очень простой язык, в котором содержится всего лишь 16 правил грамматики. Примечательно, что в них нет ни одного исключения. Слова эсперанто содержат корни различных европейских языков, а также славянские. Особенно он понятен американцам.
Со временем для того, чтобы фраза «искусственные языки» не носила негативного оттенка, их стали называть «плановыми». Непосредственно статус языков получают только те, что имеют достаточное число носителей. Если на искусственном языке говорит только его создатель и пара приятелей, то он называется «лингвопроектом».
К слову, эсперанто, несмотря на широкое распространение, не был первым из плановых языков. Первый был создан аббатисой по имени Назывался он Lingua Ignota («неведомая речь»). Аббатиса утверждала, что он был ниспослан ей с небес. В этом языке была своя письменность и словарь, в котором расшифровывались тысячи понятий. Искусственные языки создавались и в странах Востока. Например, «бала-ибалан». Его изобрел шейх Мухиеддин, используя в качестве основы персидский, арабский и турецкий.
Двоичная система
Большинство искусственных языков создавались на основе существующих, поэтому двоичная знаковая система, использующая цифры, не относится к средству общения. В ней, как известно, информация записывается при помощи двух цифр - 0 и 1. Когда-то существовали компьютеры и с более сложной системой - троичной. Но двоичная - самая удобная для цифровой техники. В двоичной знаковой системе 1 и 0 обозначают наличие или отсутствие сигнала.
Сольресоль: необычная идея музыканта
В начале девятнадцатого века музыкант Франсуа Сюдр из Франции поделился с обществом необычной идеей: он изобрел искусственный язык, называвшийся сольресоль. Его слова, которых было более двух с половиной тысяч, записывались при помощи нот. В это трудно поверить, однако затея, которая поначалу была просто музыкальной интеллектуальной игрой, стала популярна. Язык сольресоль обрел известность среди современников, ведь ноты являются международными символами.
Отдельное место в МСС занимают знаки, даже целые знаковые
Знак представляет собой материально-идеальную сущность, с помощью которой познается то новое, что лежит за пределами его внешней формы.
Знаковая система рассматривается как совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи в определенной сфере человеческой деятельности. Наукой, занимающейся знаковыми свойствами и знаковыми системами является семиотика, основанная Чарльзом Сендерсом Пирсом (1839-1914). По мнению ученого "знак это некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В, для некоторой интерпретирующей мысли С".
По оценкам американских психологов существует около 700 000 знаков. Для сравнения - полный английский словарь насчитывает не более 600 000 слов.
Человек живет в двух мирах - мире вещей и мире знаков, и весь мир знаков - первая мишень для манипуляции (рис. 19.1). Подготовка же к манипуляции заключается в том, чтобы создать новые идеи, желания, цели, а не только разрушить определенные представления и идеи. Главная задача - вызвать путаницу в мыслях, сделать их нелогичными, несвязанными, приму-
сиги человека подвергнуть сомнению устойчивые жизненные истины. А это и делает человека беззащитным перед манипуляцией.
Знаковые отношения включают себя:
o дело, что выступает в качестве знака;
o указания на нечто иное;
o интерпретацию (толкование).
По Ч. С. Пирсом существуют такие виды знаков:
♦ А вроде В: культовые знаки (географические карты, схемы, чертежи)
♦ А подобное (смежно) до В: индексы (след от ступни, стекло с отверстием от пули, указания пальцем на что-то, знаки дорожного движения);
♦ А условно вроде В: символы (слова, предложения, математические знаки).
Различают следующие виды знаковых систем:
1.1. Первичные - образованные предметами, явлениями, свойствами окружающей действительности.
1.2. Вторичные - отражение внешней действительности с помощью сознания.
2. Искусственные / естественные.
3.1. Детерминированы - элементы взаимодействуют строго определенным и однозначным образом.
3.2. Вероятностные - нежесткий порядок следования элементов.
4.1. Одномерные - сложенные однородными элементами.
4.2. Многомерные - сложенные неоднородными элементами.
5.1. Динамические - подвижные.
5.2. Статические - неподвижны.
Существуют пять основных вариантов знаковых систем:
0-й уровень: Структурная - знаковая система, изначально присущая любой материи. Передает через структуру объекта информацию о ее свойствах. Безусловная.
1-й уровень: Сенсорная - знаковая система, изначально присуща "живой" материи. Тактильное, химическое, радиационное, гравитационное восприятия. Однозначная система оценки (температура воды выше 20 ° С приемлема, виза 45 ° С - опасная для жизни), адекватное восприятие раздражителей, завязка на безусловные рефлексы (развитая начиная с одноклеточных).
2-й уровень: мимическая - знаковая система, изначально характерна для внутригруппового общения, позволяет адекватную передачу информации. В нее входят: мимика, жесты, различные виды специализированной сигнализации (запах, электро- и т.д.), принятые внутри данной группы. Довольно однозначна.
3-й уровень: Вербальная - знаковая система, оперирующая абстрактными понятиями (слова, цифры, указывающие на информационный объект, но не изображают его). Она чрезмерна, построенная на системе указателей, причем каждый указатель строится структурно (языки, математика).
4-й уровень: Этическая - знаковая система, являющаяся производной по отношению к первым четырем знаковых систем. Позволяет передавать информацию о "эмоциональное", "образное" окраски события. Наличие (развитость) ее характерно как проявление высшей нервной деятельности. Данная знаковая систем оперирует образными понятиями - моделями реальных объектов. Каждая модель неоднозначна, приближены к реальному объекту с заданной точностью, несет в себе информацию о структуре объекта, о семантике его отношений с информационной средой. Информационным носителем для нее более низкие уровни (что характерно и для всех уровней знаковых систем - все они могут пользоваться другими уровнями).
Иерархия знаковых систем базируется на двух принципах разделения: тип знаковой системы и ее базовый знак. Она имеет вид, приведенный на рисунке 19.2.
Рассмотрим основные составляющие знаковых систем.
1. Тишина (техника молчания).
Молчание также информацией. На размышления, сознание и подсознание человека влияют чередование звука и тишины с определенным ритмом, интенсивностью (как у Ф. Ницше "большие события происходят в тишине»). Техника молчание "тихой", более или менее подсознательной коммуникацией среди посвященных с помощью умалчивания.
2. Язык слов.
Язык - вторичная естественная вероятностная многомерная динамическая знаковая система.
"Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше. Этот вывод доказан множеством исследований, как теорема.
Первичной функцией слова на заре человечества было внушение, подчинение не через разум, а через чувства (песни, сказки). Эта гипотеза, высказанная Борисом Федоровичем поршневым (1905-1972), находит все больше подтверждений. Например, у человека горе, жизненный беспорядок, она ищет совета у других людей, которые совсем не знают ее проблем, но могут утешить словами-внушениями: "не грусти", "возьми себя в руки", "все образуется" и т. Д. Эти слова имеют целебное действие. Именно слова, а не содержание. Внушаемость посредством слова плюс глубинное свойство психики, возникшие гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это также прослеживается в процессе развития ребенка, когда главной линией поведения ребенка являются: "Мама не велела".
"Язык есть дом бытия. В жилище языка живет человек...", - писал немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) в "Письме о гуманизме". В новое время, в новом обществе Запада естественный язык стала заменяться искусственной, специально созданной. Слова стали рациональными, потеряли вековые корни, превратились в безличный, бездуховной инструмент. Как:
Биржевой делец - "Брокер
Наемный убийца - "Киллер Руководитель -" Лидер
Часто употребляемое слово гуманизм может означать долю, конкретное представление о человеке, с подавлением и даже уничтожением всех тех, кто не вписывается в эту теорию - на идеях Просвещения уничтожали индейцев; еще один яркий пример - работорговля: по 1701-1810 гг. в Америку было продано 6200000. африканцев, а в трюмах кораблей погибло в 10 раз больше. Но в 1811-1870 гг. Вся просвещенная Европа проклинала Россию за нарушение прав человека - крепостное право, а параллельно "гуманные" европейцы завезли в Америку и продали еще 1900000. Африканцев, хотя российские военные моряки некоторых работорговцев успели поймать и повесить за это.
Еще одним примером использования языка слов является роман-антиутопия "1984" Джорджа Оруэлла - фантастический описание тоталитарного режима, главным средством подавления в котором был "новояз" - специально изобретена язык, меняет содержание знакомых слов. Как показывает история, 1985г. Стал для СССР годом внедрения "новояза".
В этом ракурсе стоит остановиться на вопросе свойств языкового знака. Так, он имеет относительно условный н Связь с реальными вещами и со свойствами этих вещей. Звуковой сторону знака относительно условно связан с содержательным. Способен вступать в линейные отношения в составе сложного знака, а также в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи. Связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителя языка. Обладает стойкостью в силу традиции, необходима обществу. Сменный во времени в силу изменения условий его применения. Звуковой и содержательную сторону во их изменении относительный - в пределах закономерности языковой системы - независимые друг от друга. Один знак языка обязательно связан ли сопоставим с другими знаками. Знаковая система языка сращена с системой сознания с через нее связана и соотнесена с системой социальной жизни людей.
Функциями языковых знаков являются: отличительная, конструктивная и Классифицирующая. По отношению к объектам и элементов сознания: номинативная (название объекта), дейктивна (указания на объект), экспрессивная (выражение состояния сознания), сигнификативный (обозначение понятия), моделирующая (создание знакового аналога ситуации), прагматическая (влияние на человека).
3. Язык цифр.
Числе имеет много значений, укоренено во многих культурах мира. Число, как слово, изначально связано с вещью. Пифагорейцы считали, что вещи "подражают числа". Никола Кузанский говорил: "Там, где речь математики потерпит неудачу, человеческий дух уже ничего не сможет понять и познать". Через число только и может быть понят мир. Сила убеждения чисел огромна!
Язык цифр кажется максимально бесстрастным, поэтому не может лгать. Сила убеждения чисел большая, она дает свободу тем, кто владеет числами, и делает очень зависимыми тех, кто их "потребляет". Такое положение дел означает замену качеств (ценностей) их количественным суррогатом (ценой), что снимет проблему выбора, а займет ее проблемой подсчета, что составляет смысл тоталитарной власти технократии.
Кроме того, число имеет свойство застревать в мозгу, особенно, если связано математической формуле или уравнением (здравый смысл при этом бессилен).
4. Феромоны - "рацион запахов".
Идея использования запахов как средства обмена информацией была "позаимствована" у насекомых (запах как главный информационный канал о ее состоянии).
Знаковая система запахов, значение которого часто скрывается вне сознания, вызывает значительное влияние на поведение (например, духи, содержащие информацию о тончайшие человеческие отношения).
Слова о запахах действуют особого психическую сферу - воображение, и под влиянием слов человек вроде чувствует тот или иной запах. Сигнал запахов - "запах крови", "запахло жареным" - потенциально опасна, неприкрытая участок фронта нашей обороны против МСС
5. Язык зрительных образов.
Еще в более чем 100 лет назад Ле Бон определил: "Толпа думает образами, и образ, вызванный в ее воображении, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым... Толпа, со способен думать только образами, восприимчив только к образам. Только образы могут увлечь ее или зародить в ней ужас и стать двигателями ее поступков ".
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с сообщением, что открыто ссылается, манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал пробудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Этот скрытый влияние опирается на "неявное знание", которым владеет адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение.
Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения нужным руслом, но так, что человек не заметил скрытого воздействия.
Особое место занимают зрительные образы и ейдосферне восприятия, удостоверяющих властные технологии нашего тысячелетия. В сочетании с текстом и числами зрительные образы дают многократный кооперативный эффект, ведь сочетаются два разных типа восприятия, входящих в резонанс и взаимно "расшатывают" друг друга (семантическое, "убеждения", и эстетическое, "захват"). Примером этого также есть театр (в одном сообщении объединены различные типы знаков - текст, звук, голоса, свет, пластика движений, - а это длительное время поддерживает интерес и внимание человека).
6. Демократия шума.
Технология, которая используется для невозможным зарождение собственных групп элиты (интеллигенции) в массе управляемых, - для этого ее полностью оставляют без тишины. Ведь элита очень ценит тишину и, конечно, имеет экономические возможности организовать собственную жизнь вне "демократией шума". Создается такое звуковое (и шумовое) оформление окружающего пространства, что средний человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связанную мнение. Это - важное условие ее беззащитности против манипуляции сознанием.
7. Акусфера (мир звуковых форм).
Акустическая сфера - это мир звуковых форм. Влияет не на разум, а на чувства. Восприятие слова очень зависит от того, каким голосом оно произнесено (командным, ласковым, капризным): "Язык является цветение уст".
М. Хайдеггер подчеркивал: "Чтобы раскрылось бытия в свой своей таинственной явленности, тот, кто слушает, должен свободно отдать себя власти ее слышимого образа".
С помощью этих знаков можно разрушить психологические защиты, отключить здравый смысл и подготовить сознание человека к манипуляции.
Знаковые системы формировались на протяжении всей истории человечества. Это было необходимо не только для того, чтобы накопленные здания могли передаваться из поколения в поколение - по мнению многих антропологов, наука о знаках первоначально зародилась как средство общения между людьми.
Что такое семиотика?
Семиотика представляет собой отрасль знания, которая изучает знаки и знаковые системы. Она возникла на стыке нескольких дисциплин – психологии, биологии, кибернетики, литературы, а также социологии. В составе семиотики выделают три обширные области знания. Это синтактика, семантика, прагматика. Синтактика изучает законы, по которым устроены различные виды знаковых систем, способы устройства, при помощи которых соотносятся различные элементы языка. Предметом изучения семантики является смысл – соотношение между самим знаком и его значением. Прагматика изучает отношения между тем, кто пользуется языком, и самой знаковой системой. Знак – это определенный материальный предмет (а также событие или феномен), который объективно используется для замены другого предмета, его свойства или соотношения между предметами.
Вторичные моделирующие системы
Помимо основных классов знаковых систем, существуют также вторичные моделирующие системы. Иначе их называют «кодами культуры». К этой категории относятся все типы культурных текстов (исключая естественный язык), общественная деятельность, различные модели поведения, традиции, мифы, религиозные поверья. Культурные коды формируются таким же образом, как и естественный язык. Функционируют они по принципу соглашения между членами общества. Соглашения, или коды, известны каждому члену группы.
Развитие психики и овладение знаковой системой
Овладение различными видами знаковых систем – это также критически важный фактор для развития высших психических функций. Семиотические системы позволяют индивиду овладевать общественной культурой, исторически сложившимися приемлемыми способами поведения, социальным опытом. При этом происходит и развитие самосознания. Начинаясь с элементарных ощущений, со временем оно формируется в ряд навыков самовосприятия, составления о себе определенного мнения, личной логики.
Кодирование и декодирование информации
В психологии различные примеры знаковых систем чаще всего изучаются в контексте их соотнесения с познавательными процессами. Большое внимание уделяется нейрофизиологическим особенностям. Но нередко речь как способ передачи информации, обмена знаниями оставляется учеными в стороне. До сих пор для исследователей представляет загадку процесс кодирования с помощью знаковых систем визуальных образов. Мысленный образ кодируется в мозгу говорящего в слова. В мозгу слушающего он декодируется. Те трансформации, которые происходят при этом, остаются неисследованными.
Языковые знаковые системы: примеры
В настоящее время лингвистика является динамично развивающейся отраслью познания. Лингвистический метод применяется во многих науках – к примеру, в этнографии и психоанализе. Всего существует шесть типов знаковых систем. Это естественные системы, иконические, конвенциональные, системы записи, вербальные системы. остановимся на каждом типе более подробно.
Иконические системы
Примером иконических знаковых систем служат архитектура, балет, музыка, невербальный вид коммуникации. Они обычно имеют достаточно сильное эмоциональное насыщение, полны образных компонентов, которые являются частью знака. Изучение различных примеров знаковых систем показывает: ученый должен не только использовать объективные методы, но и самостоятельно моделировать разнообразные примеры эмоций, коммуникативных ситуаций.
Естественные знаки
Эти знаки встречаются в природе и в повседневной жизни. Обычно это определенные вещи или природные феномены, которые указывают на другие предметы. Иначе их еще называют знаками-признаками. Примером знаковых систем, относящихся к естественным, могут быть приметы о погоде, следы зверей. Классической иллюстрацией этой семиотической системы является знак дыма, который свидетельствует о пожаре.
Функциональные знаки
Этот тип знаков также относится к знакам-признакам. Однако, в отличие от естественных, связь функционального знака с тем предметом, который он обозначает, обусловлена определенной функцией, деятельностью людей. К примеру, домашний интерьер в рамках семиотики представляет собой текст, свидетельствующий об уровне благосостояния хозяев дома. Набор книг на книжной полке предоставляет зрителю информацию о вкусах владельца библиотеки, уровне его умственного и нравственного развития. Также функциональным знаком часто могут выступать действия. Например, классный учитель водит пальцем по списку учеников в журнале. Это действие также является функциональным знаком – оно обозначает, что скоро кто-то будет вызван к доске.
Ковенциональные знаки
Этот пример знаковой системы иначе называется условным. Название «конвенциональный» происходит от латинского conventio – «соглашение». Условные знаки служат для того, чтобы обозначать предметы и явления окружающего мира «по условию». Сами они, как правило, имеют очень мало общего с тем, что обозначают. Примеры знаковых систем, относящихся к конвенциональным: сигнал светофора, индексы, картографические знаки, символы (гербы, эмблемы).
Вербальные (речевые) знаковые системы
К этой категории относятся все человеческие языки. Каждый язык имеет исторически сложившуюся основу (так называемый «семиотический базис»). Основной особенностью человеческих языков является то, что каждый из них есть полиструктурной и многоуровневой системой. Система эта способна практически к неограниченному развитию. Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.
Знаковые системы
Эта семиотическая категория включает в себя знаковые системы, которые возникают на основе предыдущих групп – вербальных, танца, музыки. Знаковые системы записи являются вторичными по отношению к этим группам. Они возникли с появлением письменности. Без систем записи когнитивная эволюция человека была бы невозможной.
Семиотические опыты в истории
Древнегреческий ученый Платон делил все звуки на категории быстрых, громадных, тонких и округлых. М. В. Ломоносов придерживался мнения, что частое повторение в письменной или устной речи буквы «А» способствует изображению величия, глубины и высоты. Буквы «Е» и «Ю» помогают изобразить ласку, небольшие предметы, нежность. Эти взгляды были изложены в его работе «Краткое руководство к красноречию».
Исследователем И. Н. Гореловым был проведен любопытный опыт. Испытуемых просили охарактеризовать фантастических животных, названных «мамлына» и «жаваруга». Все из участников эксперимента сочли «мамлыну» добрым, кротким и округлым по форме существом. «Жаваруга» была отнесена к категории диких, колючих и злых.
Язык волапюк
На планете существует огромное количество языков, немало и мертвых языков – тех, что вышли из обихода. Несмотря на это, все же находятся те, кто с энтузиазмом изобретает новые. Примеры искусственных знаковых систем – это известный язык эсперанто, предшествовавший ему волапюк, универсалглот, лингва католика, сольресоль и многие другие. Одним из самых сложных является ифкуиль, созданный на основе древних символов. Искусственные языки создавались персоналиями, занятыми в разных сферах. Не всегда это были те, кто работал в профессиях знаковой системы.
Один из самых странных искусственных языков – это волапюк. Идея его изобретения впервые пришла в голову немецкому священнику по имени Мартин Шлейер. Богослужитель утверждал, что мысль о создании искусственного языка была предложена ему самим Господом во сне. Целью создания волапюка было упрощение коммуникации – Шлейер пытался создать простой и универсальный язык. За основу он взял европейские языки – латинский, английский и немецкий. Слова священник пытался создавать всего лишь из одного слога.
Поначалу общественность не проявляла особого интереса к этому искусственному языку. Однако вскоре было создано сообщество, которое начало распространять информацию о новом языке. В итоге на пике своей популярности он насчитывал более ста тысяч носителей.
Язык волапюк многим европейцам казался достаточно странным. Содержащиеся в нем корни слов из разных европейских наречий делали его узнаваемым, однако достаточно смешным. До сегодняшнего времени слово «волапюк» означает бессмыслицу, тарабарщину. Несмотря на это, волапюк был популярен вплоть до того времени, когда в Германии к власти пришли нацисты.
Эсперанто и другие языки
Однако, когда говорят об искусственных языках, в первую очередь вспоминают о языке под названием эсперанто. Создан он был в конце XIX века и процветает до настоящего времени – его носителями являются сотни тысяч человек во всем мире.
Эсперанто не случайно обрел популярность – это очень простой язык, в котором содержится всего лишь 16 правил грамматики. Примечательно, что в них нет ни одного исключения. Слова эсперанто содержат корни различных европейских языков, а также славянские. Особенно он понятен американцам.
Со временем для того, чтобы фраза «искусственные языки» не носила негативного оттенка, их стали называть «плановыми». Непосредственно статус языков получают только те, что имеют достаточное число носителей. Если на искусственном языке говорит только его создатель и пара приятелей, то он называется «лингвопроектом».
К слову, эсперанто, несмотря на широкое распространение, не был первым из плановых языков. Первый был создан аббатисой по имени Хильдегарда Бингенская. Назывался он Lingua Ignota («неведомая речь»). Аббатиса утверждала, что он был ниспослан ей с небес. В этом языке была своя письменность и словарь, в котором расшифровывались тысячи понятий. Искусственные языки создавались и в странах Востока. Например, «бала-ибалан». Его изобрел шейх Мухиеддин, используя в качестве основы персидский, арабский и турецкий.
Двоичная система
Большинство искусственных языков создавались на основе существующих, поэтому двоичная знаковая система, использующая цифры, не относится к средству общения. В ней, как известно, информация записывается при помощи двух цифр – 0 и 1. Когда-то существовали компьютеры и с более сложной системой – троичной. Но двоичная – самая удобная для цифровой техники. В двоичной знаковой системе 1 и 0 обозначают наличие или отсутствие сигнала.
Сольресоль: необычная идея музыканта
В начале девятнадцатого века музыкант Франсуа Сюдр из Франции поделился с обществом необычной идеей: он изобрел искусственный язык, называвшийся сольресоль. Его слова, которых было более двух с половиной тысяч, записывались при помощи нот. В это трудно поверить, однако затея, которая поначалу была просто музыкальной интеллектуальной игрой, стала популярна. Язык сольресоль обрел известность среди современников, ведь ноты являются международными символами.
ñ Знак - материально-идеальная сущность, посредством которой узнается что-то новое, лежащее за пределами его внешней формы.
ñ Знаковая система - совокупность знаков, образующих единство на основании внутренних отношений между ними и используемых в определенной сфере человеческой деятельности.
ñ Семиотика - наука о знаковых свойствах и знаковых системах. Основатель - Чарльз Сэндерс Пирс (1839-1914).
Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой , или семиологией (от др.греч. sema – знак). Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии. В общей семиотике выделяются три раздела :
ñ синтактика - изучение объективных законов устройства знаковых систем, а также отношения между элементами языка, правилами их образования и сочетания;
ñ семантика - изучение смыслов, т.е. отношений между знаками и значениями, правилами обозначения и понимания;
ñ прагматика - изучение отношения субъектов, использующих знаковую систему, к этой системе, иными словами, отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка.
Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов. В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится и передается с помошью знаков, в совокупности составляющих текст. При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система. Языки культуры называют моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.
Знаковые отношения:
ñ вещь, выступающая в качестве знака;
ñ указание на нечто другое;
ñ интерпретация (толкование).
О Ч.С.Пирс: «Знак есть некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В для некоторой интерпретирующей мысли С».
Виды знаков (по Ч.Пирсу):
ñ А сходно с В: иконические знаки (географические карты, схемы, чертежи);
ñ А связано (смежно) с В: индексы (след ноги, стекло с отверстием от пули, указание пальцем на что-л., знаки уличного движения, в языке: местоимения - этот, тот, частицы - вот, наречия - здесь);
ñ А условно связано с В: символы (слова, предложения, математические знаки).
Классификация знаков в семиотике: 2 типа
Иконические знаки - знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет, который им хотят обозначить. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.
Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой иомоши», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы .
Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.
Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.
Символы - знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вешам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны - символические знаки достоинства государств.
Символы имеют не только конвенциональный, но и икониче- ский характер. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия), религиозные (крест, иконы), мифологические (Гея - Земля, Кронос - время и т.д.), идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги), нравственные (белый цвет - чистота), художественные (произведения искусства).
«Было выделено пять типов знаковых систем:
Естественные знаковые системы;
- образные знаковые системы;
- языковые знаковые системы;
- системы записи;
- кодовые системы.
Именно в такой последовательности, по нашему мнению, эти системы кодирования реальной жизни появляются в онтогенетическом развитии человечества и в филогенезе отдельного индивидуума. Такая же последовательность систем сохраняется и в организации процесса обучения, хотя и в несколько смазанном виде. Появление систем в этом порядке объясняется несколькими факторами, из которых наиболее важный - тип базисного знака той или иной системы.
В основе всех прочих особенностей знаковых систем (основные характеристики систем будут упомянуты ниже) лежат степень абстракции базисного знака и его «удалённости» от обозначаемого.
Из пяти типов систем четыре являются первичными и предназначены для непосредственного кодирования действительности; системы записи являются вторичным кодом, предназначенным для кодирования знаковых систем. В системах записи опять-таки свои базисные знаки, отличающиеся от знаков кодируемой системы, и свои операционные правила. Следующие за ними кодовые системы не могут существовать без соответствующей символики, которая одновременно служит и для их записи. В этом случае не различаются первичные и вторичные системы. Каждый тип знаковых систем развивается в широком диапазоне конкретных знаковых кодов, в которых тот же базисный знак модифицируется и получает различное семиотическое наполнение. От системы к системе того же типа можно проследить всё большую «отстранённость» знака от обозначаемого и, кроме того, разный семиотический заряд знака. От последнего обстоятельства зависит появление тех или иных конкретных систем среди различных их модификаций. Развитие это можно показать на истории систем определённого типа (история наук, искусств и т. д.) […]
Анализ такого же плана можно провести и в филогенетическом аспекте. Весь этот многоплановый анализ приводит нас к выводу, что знаковые системы реализовывали заложенный в человеке потенциал развития. Человек должен был понять и использовать окружающую среду и свои собственные интеллектуальные возможности. Он делал это с помощью знаковых систем. Иерархия знаковых систем отражает культурное развитие человечества: без овладения предыдущей ступенью невозможно было забраться на следующую, а забравшись на следующую ступень, человек по-новому мог пользоваться предыдущей... Я старался показать, что в определённых точках развития предыдущего типа систем уже возникали начатки нового; с этого момента начиналось параллельное развитие как старой, так и зародившейся новой системы. […]
Каждому типу систем соответствует свой базисный знак:
Естественным (натуральным) системам соответствует знак в виде материального реального предмета или явления;
- образным системам соответствует образ;
- языковым системам - слово;
- системам записи - буква или иной аналогичный символ;
- кодовым системам - символ.
Я также попытался дифференцировать термины, которые бы означали, как каждый тип знака отражает действительность:
Естественный знак - указывает;
- образ - отражает;
- слово - описывает;
- буква - фиксирует;
- символ - кодирует.
Знаки, построенные в указанной иерархии, явно отличаются друг от друга по степени их близости к обозначаемому и следовательно по степени их абстрактности. Мною была выведена закономерность, которая постоянно помогала при конкретном анализе систем: чем более «отделён», «отстранён» знак от обозначаемого, тем более он «привязан» к системе и зависит от неё. В более абстрактных знаках обнаруживается естественная тяга к большей формализации систем этих знаков и наоборот. Формализация же выражается во многих характеристиках систем, как-то: наличие в них метаязыков, систем записи, соотношение в них различных логик и пр.
Двойная принадлежность семиотического знака - его связь с обозначаемым и его принадлежность к определённой знаковой системе и зависимость от неё, - с нашей точки зрения, важнейшая характеристика знака.
Сформулированная выше закономерность отражает зависимость между человеком, кодом и внекодовой реальностью. Имеется, однако, и другая сторона вопроса. В нашей схеме (человек - реальность - орудия человека) не два, а три элемента, каждое кодирование действительности проводится через наш мозг. Что происходит в мозгу при нашей непосредственной встрече с действительностью, нам пока неизвестно. Известно лишь, как наши восприятия выливаются наружу через кодовые системы. Несомненно, что формы отражения действительности в различных знаках оказывают обратное влияние на работу мозга, и по ним можно изучать само наше мышление. В самих же знаках одного и того же типа обнаруживается разный мыслительный потенциал или, как я назвал его, разный квантовый заряд.
Это пока не более, чем констатация факта, так как я не могу сделать из этого вывода практические приложения, как я это делаю из первой знаковой закономерности. Но вывод этот идёт в русле гениальной гипотезы Кондильяка и де Соссюра , которые давным-давно заявили, что наше мышление, по-видимому, синкретично, в то время как язык (а я добавляю - и другие знаковые системы) дискретны.
У нас как у вида просто нет иных физиологических возможностей, кроме тех, которые подают дискретные сигналы. Тем не менее, эти сигналы имеют разный «умственный» заряд. Когда я строил континуум для знаков образных систем, это явственно ощущалось. Естественные предметы в качестве образов - «иконы» - конвенциональные образы (разной степени конвенциональное) по-разному на нас воздействуют. По-видимому, только на этом типе систем и можно проверить нашу гипотезу, потому что образные системы сильно влияют не только на рацио, но также и на эмоциональную сферу. От знака к знаку в этих системах увеличивается его «эмоциональный заряд» и изменяется семиотический потенциал. Очевидно, проблема эта требует серьезной доработки и экспериментального подтверждения».
Абрам Соломоник, Философия знаковых систем и язык, Минск, «МЕТ», 2002 г., с. 131-133.