Название:
Африканский Союз, АС, AU
Флаг/Герб:
Статус:
общеконтинентальная политическая и социально-экономическая организация
Структурные подразделения:
Ассамблея глав государств и правительств,
Комиссия Африканского Союза,
Всеафриканский парламент,
Африканский валютный фонд,
Африканский центральный банк,
Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп)
Деятельность:
Экономическая интеграция,
содействие развитию интеграционных процессов
Официальные языки:
Страны-участницы:
Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Замбия, Западная Сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские острова, Конго (Браззавиль), Конго (Дем. Република), Кот-д’Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦAР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, ЮАР
История:
Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa’s Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).
Современный мир является многополюсным сообществом. Широко известно такое стран Европы, как Евросоюз. По аналогии с этим сообществом создали своё территориальное образование - Африканский союз.
Дата создание организации
Дата возникновения организации до сих пор однозначно не установлена. признаёт днем рождения союза 9 июля 2002 года. Сами участники объединения считают датой основания 26 мая 2001 года. Почему возникло такое разночтение?
Постановление об образовании Африканского союза было принято в сентябре 1999 года на чрезвычайной встрече глав африканских государств в Ливии (в городе Сирте). На следующий год они одобрили акт об учреждении АС на саммите в городе Ломе (Того) и провозгласили о создании союза. В мае 2001 года пятьдесят одна страна Африки ратифицировала акт об образовании АС. Так появилась первая дата.
37-я Ассамблея ОАЕ в июле этого же года в городе Лусаке (столица Замбии) утвердила базовые документы, характеризующие законодательную основу и устройство новой организации. Устанавливающая хартия пришла на смену Уставу ОАЕ, который остался правовой основой весь переходный период от АОЕ к АС (продолжавшийся год). 9 июля 2002 года впервые открылся саммит АС, который проходил в городе Дурбане (Южно-Африканская Республика). На нём выбрали Табо Мбеки президента ЮАР первым президентом Африканского Союза. Европейцы считают эту дату началом истории Африканского союза.
Причины образования союза
Африканский союз является крупнейшей организацией государств Африканского континента. Причины его возникновения выросли из экономических и политических изменений, произошедших в мире после образования первого межгосударственного объединения стран Африки.
После достижения независимости семнадцатью странами Африки в 1960 году, получившем название «год Африки», их главы приняли решение действовать сообща для решения появившихся проблем. В далёком 1963 году страны объединили свои усилия в рамках Организации африканского единства. Первоочередными целями политического межгосударственного объединения стали: охрана национальной независимости и целостности территории государств, развитие сотрудничества между странами союза, решение территориальных споров, взаимодействие во всех сферах жизни, направленность на международное сотрудничество.
К началу двадцатого века большая часть поставленных целей была выполнена. Из-за кардинальных изменений в рамках международного сотрудничества перед африканскими странами встали новые задачи. На базе ОАЕ решено было создать правопреемницу с новыми целями. Сегодняшнее экономическое положение стран Африки требует поиска новейших эффективных механизмов разрешения возникающих проблем.
Главное отличие
Образованный союз африканских стран разработал и приступил к реализации экономической программы НЕПАД (по первым буквам английского названия New Partnership for Africa s Development) - «Новое партнёрство для развития Африки». Программа подразумевает дальнесрочное развитие государств на основе интеграции между собой и равноправного сотрудничества со странами мирового сообщества.
Переход союза от приоритета политических целей на экономические основы, как показывает история, благотворно повлияет на решение существующих проблем африканских стран. Это относится к главному отличию ОАЕ и АС. Экономическое взаимодействие государств планируется без попыток изменений действующего политико-административного деления.
Цель организации
Первоочередной целью выбрана экономическая интеграция стран Африки. Экономическое и политическое сотрудничество, вкупе с укреплением солидарности на международном уровне, направлено на достижение цели защиты суверенитета и создание оптимальных условий жизни народов Африки.
Основные задачи
Для достижения поставленных целей выделены основные направления деятельности, сформулированные как задачи Африканского союза. На первом месте находится развитие и укрепление интеграции стран Африки в социально-экономической и политической сферах. Для её выполнения требуется реализация второй задачи: защитить интересы населения континента, продвигая их на международный уровень. Из первых двух вытекает следующая задача, без достижения которой невозможно выполнение предыдущих: обеспечение мира всех стран континента и их безопасности. И финальная задача: содействие формированию демократических институтов и защиты прав человека.
Государства - члены союза
На сегодняшний день в Африканский союз входят пятьдесят четыре государства. Если учесть, что на Африканском континенте расположилось пятьдесят пять стран и пять непризнанных и самопровозглашенных государств, то это практически все страны Африки. Принципиально в союз африканских государств не вступает Королевство Марокко, объясняя свой отказ неправомерным решением союза о вхождении в его состав Западной Сахары. Марокко считает эту территорию своей.
Страны в состав Африканского союза входили не одновременно. Большинство их были основателями Организации африканского единства в 1963 году. После преобразования ОАЕ они все перешли в Африканский союз. В 1963 году двадцать пятого мая союз включал страны: Алжир, Бенин (до 1975 года Дагомея), Буркина-Фасо (до 1984 года Верхняя Вольта), Бурунди, Габон, Гана, Гвинея, Демократическая Египет, Камерун, Конго, Кот-д"Ивуар (до 1986 года называлась Берег Слоновой Кости), Мадагаскар, Либерия, Мавритания, Мали, Ливия, Марокко (вышла из союза в 1984 году), Нигер, Руанда, Сенегал, Уганда, Сомали, Сьерра-Леоне, Того, Нигерия, Тунис, Центральноафриканская Судан, Эфиопия. В декабре тринадцатого числа этого же года в ОАЕ вошла страна Кения.
Увеличение союза до размеров континента
В 1964 году в ОАЕ вошла Танзания - 16 января, Малави - 13 июля, Замбия - 16 декабря. Гамбия присоединилась в октябре 1965 года, Ботсвана - 31 октября 1966 года. 1968 год пополнил ряды организации ещё тремя странами: Маврикий, Свазиленд - 24 сентября 1968, - 12 октября. Ботсвана, Лесото, Гвинея-Бисау вступили в объединение 19 октября 1973 года. А 1975 году присоединились Ангола - 11 февраля, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи Кабо-Верде, Коморы 18 июля. 29 июня 1976 г. союз дополнили Сейшелы. Джибути примкнули к остальным государствам 27 июня 1977 г., Зимбабве (страна нищих миллионеров, как её называют) - в 1980 году, Западная Сахара - 22 февраля 1982 года. Девяностые годы вновь привели к увеличению числа членов Организации Африканского единства: Намибия вошла в 1990 году, 24 мая 1993 года членом стала Эритрея, 6 июня 1994 года - Южно-Африканская Республика. Последним государством, получившим членство уже в Африканском союзе 28 июля 2011 года, стал
Разнообразие стран-участников
В АС входят страны, по своему социально-экономическому развитию стоящие на разных ступенях развития. Охарактеризуем некоторые из них.
Страна Нигерия не уступает другим странам Африки первое место по численности населения. При этом она находится лишь на четырнадцатом месте по площади своей территории. С 2014 года государство превратилось в передового производителя нефти на континенте.
Гвинея-Бисау - одно из беднейших государств мира, занимает место среди первой пятёрки. Богатые залежи нефти, бокситов и фосфатов не разрабатываются. Основное занятие населения - рыболовство и выращивание риса.
К беднейшим относится и страна Сенегал. Разработка месторождений золота, нефти, железной руды и меди ведётся слабо. Государство выживает на средства гуманитарной помощи, поступающие из-за рубежа.
Камерун - страна противоположностей. С одной стороны, это государство со значительными запасами нефти, занимающее одиннадцатое место среди нефтедобывающих стран Африки. Это позволяет назвать страну самообеспечиваемым государством. С другой стороны, половина населения ее находится за чертой бедности.
Основополагающие принципы
Актуальность вооружённых конфликтов между странами привела к формированию базового принципа АС. Транснациональные корпорации и местная элита заинтересованы в получении права владения и распоряжения залежами различных полезных ископаемых на территории государств континента. Для недопущения возможных вооружённых конфликтов принято правило признания государственных границ членов союза, которые они установили на время достижения ими независимости.
Союз взял на себя право на прямое вмешательство в дела государств-членов организации, если решение принимается двумя третями от всех членов Ассамблеи глав государств и правительств. Такое решение и последующий ввод войск АС возможен в случае проявления геноцида против отдельных народов, совершения преступлений против человечества и военных преступлений.
Традиции и новаторство
Новый принцип заключается в том, что главы правительств, пришедших нелегальным путём к власти, к работе в АС не допускаются. Для стран-нарушителей предусмотрен ряд санкций, начиная от лишения голоса на Ассамблее и заканчивая прекращением экономического взаимодействия. Меры направлены на увеличение ответственности руководителей государств.
На международной арене АС придерживается принципа сотрудничества и неприсоединения, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций.
Структура органов власти
Ассамблея глав государств и правительств стоит во главе высших органов власти Африканского союза и созывается один раз в год. В исполнительной власти главенствует Комиссия АС. Для выборов председателя АС и председателя Комиссии АС проводятся выборы один раз в год. В ОАЕ сложилась своеобразная традиция: место председателя Африканского союза занимает глава государства, в котором проходил саммит. Структура органов власти предполагает выбор Всеафриканского парламента (ВАП).
Судебную власть возглавляет Суд союза, для которого местом размещения стала страна Нигерия. Для решения общесоюзных проблем создан Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк. По мере необходимости Ассамблея имеет право организовывать специализированные технические комитеты для решения назревших вопросов. Так возник союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры. В 2010 году сформировались войска, заменившие созданные первоначально региональные многонациональные войска.
Комиссия Африканского союза насчитывает восемь членов. Женщины составляют из них подавляющее большинство (пятеро из восьми). Положение о ВАП рекомендует вводить двух женщин среди пяти обязательных депутатов от каждой страны-участника союза.
Руководящий центр и Администрация Африканского Союза находятся в Эфиопии в городе Аддис-Абебе.
Перспективы развития Африканского союза
Двадцать первый век стремится избегать непредвиденных ситуаций, уделяя всё большее внимание формированию и развитию надгосударственных структур. Сегодня международные межправительственные организации превращаются в центры направления усилий по решению глобальных проблем современности. Интеграция стран Африки, которые в своём большинстве относятся к категории беднейших, призвана объединить усилия на ликвидацию причин порождения нищенствующего состояния.
АС заменяет собой две существующие до него международные ОАЕ и АЭС (Африканское экономическое сообщество). Деятельность АЭС, рассчитанная на тридцать четыре года (начиная с 1976 года) не смогла справиться с негативными последствиями глобализации. Исправить положение призван АС.
Африканский союз (АС)
Исторической предшественницей АС считается Организация африканского единства (ОАЕ). Устав ОАЕ разрабатывался в условиях разделенной Африки по группам государств (франкоязычные страны, страны Восточной и Центральной Африки и т.д.) и был одобрен 25 мая 1963 г. в результате выработки единого компромиссного текста из двух так называемых Касабланского и Лагосского проектов. ОАЕ была создана в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.
Важным событием эволюции ОАЕ стала четвертая внеочередная встреча на высшем уровне Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, состоявшаяся 9 сентября 1999 г. в ливийском городе Сирте, на которой была принята Сир- тийская декларация. Главным содержанием этой Декларации было предложение о создании Межафриканского союза. В апреле 2000 г. юристы и парламентарии провели рабочую встречу в Эфиопии, а в конце мая того же года – в столице Ливии (г. Триполи). В результате этих встреч был подготовлен доклад, который затем был обнародован на первой встрече министров ОАЕ по рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением Сиртийской декларации.
В июле 2000 г. в столице Того (г. Ломе) был принят Учредительный акт о создании АС. В учредительном акте АС была предусмотрена реализация мероприятий на переходный период – в течение еще одного года действовал Устав ОАЕ "с тем, чтобы обеспечить принятие ОАЕ/АС необходимых мер, связанных с передачей дел Африканскому союзу, и решения всех возникающих в связи с этим процессом вопросов" (п. 1 ст. 33). Создание АС и замена им ОАЕ придали новый импульс процессу укрепления прежде всего экономической основы интеграции, начало которому было положено подписанием Договора о создании Африканского экономического сообщества (АЭС), так называемый Договор Абуджи (Абуджа – столица Нигерии). Таким образом, АС стал играть более заметную роль как в политической, так и в экономической области, точно так же, как и Европейский союз.
Высшим органом АС является Ассамблея, которая состоит из глав государств и правительств или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не менее двух раз в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия:
- – она определяет общую политику АС; рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами АС;
- – рассматривает вопрос о членстве в организации; учреждает новые органы АС;
- – осуществляет контроль за реализацией политики и решений АС, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
- – принимает бюджет АС;
- – дает указания Исполнительному совету по поводу урегулирования конфликтов и других чрезвычайных ситуаций и восстановления мира;
- – назначает и снимает с должности судей Суда АС;
- – назначает председателя комиссии и его заместителей, комиссара комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.
Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.
С целью укрепления дальнейших интеграционных процессов в 2004 г. был создан Панафриканский парламент, который призван стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в г. Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 54 государств – членов АС.
Исполнительный совет АС состоит из министров иностранных дел или других министров – государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи Исполнительного совета в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайные сессии. Исполнительный совет занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществлением политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несет перед ней ответственность.
Сфера деятельности и ответственности Исполнительного совета включает: внешнюю торговлю; энергетику, промышленность и природные ресурсы; продовольствие, сельскохозяйственные продукты, животноводство и лесную промышленность; водные ресурсы и ирригацию; защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; транспорт и коммуникации; страхование; образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов; науку и технологии; гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы; социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; учреждение системы африканских премий, медалей и призов.
Решения Исполнительного совета, как и Ассамблеи, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.
Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом: Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов; Комитет валютных и финансовых дел; Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов; Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды; Комитет транспорта, коммуникаций и туризма; Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов; Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.
В рамках АС действуют и другие органы:
- – Африканский суд;
- – Комиссия АС;
- – Комитет постоянных представителей;
- – Экономический, социальный и культурный совет;
- – Совет мира и безопасности.
Планируется создать Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк.
В рамках АС также функционирует африканская система защиты прав человека, которая базируется на следующих международных правовых актах:
- – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протоколы к ней – Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г.;
- – Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.;
- – Африканская культурная хартия 1976 г.;
- – Хартия африканского культурного возрождения 2006 г. (призвана заменить Хартию 1976 г.);
- – Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.;
- – Африканская хартия молодежи 2006 г.;
- – Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.
Африканская система защиты прав человека включает в себя и организационные правозащитные структуры:
- – Африканскую комиссию по правам человека и народов;
- – Африканский суд по правам человека и народов;
- – Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка .
В рамках Африканской комиссии по правам человека и народов функционируют специальные процедуры по защите прав человека.
Секретариат АС и Комиссия АС расположены в АддисАбебе (Эфиопия).
Организация исламского сотрудничества (ОИС) – международная организация, объединяющая 57 государств мира (в том числе шесть членов СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по религиозному признаку и являющаяся второй после ООН по численному составу. Российская Федерация является наблюдателем в этой организации с 30 июня 2005 г. Это, по существу, межрегиональное объединение. ОИС до 28 июня 2011 г. именовалась как Организация Исламская конференция (ОИК), но решением участников 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК, проходившем в Астане 28–30 июня 2011 г., переименована в ОИС.
Организация была основана в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в г. Рабат с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. ОИС является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной исламской международной организацией. Цели создания ОИС : сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.
Руководящие органы ОИС.
- – встреча королей, глав государств и правительств (саммит);
- – конференция министров иностранных дел;
- – генеральный секретариат;
- – вспомогательные органы.
Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года.
Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции.
Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИС. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У Генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу секретариата.
В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, но науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.
При ОИС действует ряд автономных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово- промышленная палата; Организация исламских столиц;
Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судовладельцев; Исламский центр развития торговли; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.
В рамках ОИС ведется работа по созданию региональной системы защиты прав человека.
Так, в июне 2005 г. в ОИС была принята Конвенция о правах детей в исламе, а в июне 2011 г. на 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС, проходившей в Астане, была принята резолюция 2/38-LEG о создании Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС, приложением к которой стал Статут Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС. В состав комиссии войдут 18 экспертов. В полномочия комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб, она будет проводить исследования по приоритетным вопросам защиты прав человека и координировать усилия по обмену правозащитной информацией между государствами – членами ОИК.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональная организация, объединяющая 10 стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. АСЕАН была учреждена 8 августа 1967 г. на основании Бангкокской декларации. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
Целями АСЕАН указанная Декларация объявляла: укрепление мира и региональной стабильности; ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран региона.
Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г., когда были подписаны три документа:
- – Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии;
- – Декларация о согласии;
- – Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН.
С этого момента АСЕАН обрела организационные структуры для осуществления своей деятельности, принципы своей деятельности и программу действия.
В 1984 г. Бруней стал шестым членом АСЕАН. В 1995 г. в АСЕАН вступил Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, а в 1999 г. – Камбоджа. Ассоциация превратилась из первоначально субрегиональной организации в региональное объединение всех государств Юго-Восточной Азии (кроме Восточного Тимора).
В 2003 г. была принята вторая Декларация согласия, основу которой составляла концепция "Видение АСЕАН 2020". В этом документе АСЕАН объявила о своих планах создать к 2020 г. Сообщество АСЕАН, которое будет иметь три опоры: Сообщество безопасности, Экономическое Сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам (принятием в 2007 г. Декларации Себу этот срок был перенесен на 2015 г.).
На реализацию этой задачи нацелена Вьентьянская программа действий, принятая на 10-м саммите АСЕАН в 2004 г. В качестве приоритетных направлений деятельности Ассоциации на перспективу Программа определяет достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее членов.
Переломное событие в истории АСЕАН произошло в 2008 г., когда вступил в силу ее Устав. С принятием Устава АСЕАН стала полноправным субъектом международного права (ст. 3). Заметно укрепляется структура руководящих органов Ассоциации. В соответствии с ст. 7 Устава Саммит АСЕАН, проводимый на уровне глав государств и правительств государств-членов, является высшим политическим органом АСЕАН. Саммиты рассматривают и разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющим сферу интересов государств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение Саммита Координационным советом АСЕАН, советами Сообщества АСЕАН и министерскими органами АСЕАН.
Координационный совет АСЕАН согласно ст. 8 Устава состоит из министров иностранных дел АСЕАН и проводит свои заседания как минимум два раза в год. К функциям Координационного совета АСЕАН относятся: подготовка Саммитов АСЕАН; координация исполнения соглашений и решений Саммита АСЕАН: согласование позиции с советами Сообщества АСЕАН с целью укрепления политических связей, эффективности и взаимодействия между ними; передача докладов советов Сообщества АСЕАН на рассмотрение
Саммита АСЕАН; рассмотрение ежегодных докладов Генерального секретаря о работе АСЕАН; утверждение назначения и снятия с должности заместителей Генерального секретаря по рекомендации Генерального секретаря; осуществление иной деятельности, предусмотренной Уставом или предписанной поручениями Саммита АСЕАН. На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три совета на уровне руководителей профильных министерств и ведомств, которые должны докладывать главам стран АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый совет Сообщества АСЕАН должен обеспечивать исполнение решений Саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других советов Сообщества (ст. 9).
Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра. Его кандидатура утверждается решением Саммита АСЕАН по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Согласно ст. 11 Устава АСЕАН он наделен не только функциями главного должностного лица, но и полномочиями представлять АСЕАН на международной арене.
Под руководством Генерального секретаря работает Секретариат, аппарат которого укреплен квалифицированными специалистами. Они должны работать исключительно в интересах АСЕАН. В и. 8 ст. 11 Устава АСЕАН специально подчеркивается, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны не запрашивать и не получать инструкции от любого правительства или иного внешнего субъекта вне рамок АСЕАН.
Государства-члены обязуются уважать исключительный характер ответственности Генерального секретаря и членов персонала Секретариата и не пытаться воздействовать на них при выполнении ими своих обязанностей.
В соответствии со ст. 13 Устава АСЕАН каждое государство-член АСЕАН учредило Национальный секретариат АСЕАН, который должен служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене. А также оно должно направить Постоянного представителя в ранге посла для представительства в АСЕАН в Джакарте (Индонезия), из числа которых создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (ст. 12).
В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который уполномочен выносить решения. Стороны в споре также могут запрашивать Председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Согласно ст. 26 Устава АСЕАН, если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит направлению на рассмотрение Саммитом АСЕАН.
В ст. 21 Устава АСЕАН закреплен новый порядок принятия и исполнения решений по экономическим вопросам (принцип консенсуса). Но если консенсус окажется невозможным, то действует формула гибкого участия, включая формулу "АСЕАН Минус X", если об этом будет достигнута договоренность.
Статья 14 Устава АСЕАН предусматривает создание органа по правам человека, который "должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН".
Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г., а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены комиссии. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН – первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – субрегиональная межправительственная организация, которая была основана в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический состав – четвертая часть населения планеты. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 г. Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом ШОС.
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.
Совет глав правительств государств – членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.
Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств – членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.
Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются СГГ сроком на три года.
Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. 7 июня 2001 г. в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. ШОС не является и не намерена становиться военным блоком, однако растущая опасность "терроризма, экстремизма и сепаратизма" делают необходимым привлечение вооруженных сил. Основными целями ШОС являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участниками; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
- См.: Абашидзе А. X., Солнцев А. М. Юбилей африканской системы по правам человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 22-25.
Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ – крупнейшее политическое объединение государств африканского континента – стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.
Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г.Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г.Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9–10 июля 2002 в г.Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки . Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa"s Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС располагается в г.Аддис-Абебе (Эфиопия).
Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.
Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.
Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д"Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, – яркое тому подтверждение.
В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также комплекс мер по обеспечению выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с государством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых положений должно способствовать повышению политической ответственности африканских лидеров.
Высший орган Африканского союза – Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп). Первоначально в АС были сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска начали оформляться в 2010.
Штаб квартира ВАП размещается в Мидранде, ЮАР.
Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) – женщины. Положение о Всеафриканском парламенте предусматривает введение в состав представительства от каждой африканской страны (по пять депутатов) двух женщин.
В названиях как самой организации («Африканский союз»), так и ее высшего исполнительного органа («Комиссия АС») отчетливо видна определенная аналогия со структурами Европейского союза. Это свидетельствует о твердом намерении лидеров африканских государств в интеграционном процессе учитывать успешный опыт ЕС и существующих объединений Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
АС призван заменить не только ОАЕ, но и Африканское экономическое сообщество (АЭС), которое должно было противостоять негативным аспектам глобализации путем содействия социально-экономическому развитию Африки. Определение принципов, целей и стратегии развития АЭС длилось с 1976 по 1989. Процесс достижения экономической интеграции в рамках АЭС был рассчитан на 34 года и предусматривал шесть этапов. Сама организация была создана в 1991, но ее деятельность не принесла существенных практических результатов.
Второй саммит АС состоялся 9–12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей, рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003–2004 был избран президент Мозамбика Жоаким Чиссано, а председателем Комиссии АС – бывший президент Мали Альф Умар Конаре.
Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР Табо Мбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против пандемии СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.
С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г.Мапуту.
Серьезной проблемой для руководства АС является нехватка финансовых средств. В октябре 2003 задолженность по уплате членских взносов 11-ти стран-членов организации составила 44 млн. долл. США, и они были лишены права выступать на заседаниях Союза. Такое положение дел ставит АС в зависимость от внешнего финансирования, ограничивает свободу действий и непосредственно отражается на его способности осуществлять миротворческие миссии. Например, после отказа африканских лидеров осудить политику президента Зимбабве Роберта Мугабе Европейский Союз заморозил выделение 250 млн. евро, предназначенных для миротворческой деятельности АС.
Дата инаугурации Всеафриканского парламента (ВАП) в столице Эфиопии г.Аддис-Абебе, назначенное на 31 января 2004, перенесена на 18 марта 2004 (протокол, определяющий его полномочия, функции и состав, хотя и принят единогласно членами АС, до сих пор не вступил в силу – не был ратифицирован половиной стран-членов).
Процесс формирования структур АС привлекал внимание международных организаций. На саммите в Мапуту присутствовали генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Еврокомиссии Романо Проди и исполнительный директор Международного валютного фонда Херст Келер. Главы некоторых государств Африки восприняли как проявление неуважения к континенту в целом и к АС в частности тот факт, что президент США Джордж Буш, совершая поездку по ряду африканских стран непосредственно накануне и в дни проведения саммита Африканского союза (7–12 июля 2003), не посетил Мозамбик.
Россия поддерживает стремление африканских государств к достижению единства. В посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина председателям АС президенту ЮАР Т.Мбеки и президенту Мозамбика Ж.Чиссано подчеркивалась готовность российского руководства к сотрудничеству с Африканским союзом.
Африканский союз в качестве преемника ОАЕ только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС еще не полностью сформированы и определены. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.
Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, большинство зарубежных и отечественных исследователей считают, что его создание открыло новую главу в истории африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.
Африканский союз в 2012 впервые возглавила женщина – министр внутренних дел ЮАР Нкосазана Диамини-Зума. Она сменила на посту своего предшественника, уроженца Габона Жана Пинга.
Любовь Прокопенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА
Мы, Главы африканских государств и правительств, собравшиеся в городе Аддис-Абебе, Эфиопия,
убежденные в том, что все народы обладают неотъемлемым правом решать свою судьбу,
сознавая, что свобода, равенство, справедливость и достоинство являются важнейшими задачами осуществления законных стремлений африканских народов,
сознавая, что нашей ответственностью является поставить естественные ресурсы и людские резервы континента на службу общему прогрессу наших народов во всех сферах человеческой деятельности,
вдохновляемые общей решимостью укреплять взаимопонимание и сотрудничество между нашими государствами, отвечающие стремлению наших народов к братству и солидарности в широком объединении, преодолевающем этнические и национальные различия,
убежденные в том, что для того, чтобы превратить эту решимость в динамическую силу, поставленную на службу прогрессу человечества, необходимо создать и поддерживать условия мира и безопасности,
полные решимости защищать и укреплять добытые дорогой ценой независимость и суверенитет, а также территориальную целостность наших государств и вести борьбу против неоколониализма во всех его формах,
преданные делу всеобщего прогресса Африки,
убежденные в том, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, верность принципам которой мы подтверждаем, создают прочную основу для мирного и плодотворного сотрудничества между государствами,
желая видеть все африканские государства объединенными отныне во имя обеспечения благосостояния их народов,
полные решимости укрепить связи между нашими государствами путем создания и укрепления общих институтов,
согласились о создании настоящего Устава.
1. Высокие Договаривающиеся Стороны принятием настоящего Устава учреждают организацию под названием «Организация Африканского единства».
2. Эта Организация будет состоять из африканских континентальных государств, Мадагаскара и других островов, окружающих Африку.
1. Организация имеет следующие цели:
а) укреплять единство и солидарность африканских государств;
б) координировать и укреплять сотрудничество между ними и их усилия, направленные на создание лучших условий существования для народов Африки;
в) защищать их суверенитет, территориальную целостность и независимость;
г) уничтожить все виды колониализма в Африке;
д) поощрять международное сотрудничество в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека.
2. Для достижения этих целей государства – члены Организации будут координировать и согласовывать свою общую политику, в особенности в следующих областях:
а) в области политики и дипломатии;
б) в области экономики, транспорта и связи;
в) в области образования и культуры;
г) в области здравоохранения, санитарии и питания;
д) в области науки и техники;
е) в области обороны и безопасности.
ПРИНЦИПЫ
Для достижения целей, изложенных в статье 2, государства-члены торжественно подтверждают и провозглашают верность следующим принципам:
1) суверенное равенство всех государств-членов;
2) невмешательство во внутренние дела государств;
3) уважение суверенитета и территориальной целостности каждого государства и его неотъемлемого права на независимое существование;
4) мирное урегулирование спорных вопросов путем переговоров, посредничества, примирения или арбитража;
5) безоговорочное осуждение всех форм убийств по политическим мотивам, а также подрывной деятельности со стороны соседних государств или любых других государств;
6) абсолютная приверженность делу полного освобождения африканских территорий, все еще находящихся в зависимости;
7) подтверждение политики неприсоединения в отношении всех блоков.
Членом Организации может стать каждое независимое и суверенное африканское государство.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
Все государства-члены пользуются равными правами и имеют равные обязанности.
Государства-члены обязуются тщательно соблюдать принципы, перечисленные в статье 3 настоящего Устава.
Организация будет добиваться достижения своих целей через посредство следующих основных органов:
1. Ассамблея глав государств и правительств;
2. Совет министров;
3. Генеральный секретариат;
4. Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.
АССАМБЛЕЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ
Ассамблея глав государств и правительств является высшим органом Организации.
Она обсуждает в соответствии с положениями настоящего Устава вопросы, представляющие общий интерес для всей Африки, с целью координации и согласования общей политики Организации. Кроме того, она может пересматривать структуру, функции и действия всех органов и любых специализированных учреждений, которые могут быть созданы в соответствии с настоящим Уставом.
Ассамблея состоит из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей и собирается минимум один раз в год. По просьбе любого государства-члена и с согласия двух третей государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию.
2. Все резолюции принимаются большинством в две трети голосов государств-членов Организации.
3. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов. Решение о том, является вопрос процедурным или нет, принимается простым большинством всех государств – членов Организации.
4. Две трети всех государств-членов составляют кворум на любом заседании Ассамблеи.
Ассамблея сама устанавливает собственные правила процедуры.
СОВЕТ МИНИСТРОВ
1. Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов.
2. Совет министров собирается минимум дважды в год. По просьбе любого государства и с согласия двух третей всех государств-членов Совет министров собирается на чрезвычайную сессию.
Совет министров ответственен перед Ассамблеей глав государств и правительств. На него возложена обязанность подготовки сессий Ассамблеи.
Совет министров занимается решением всех вопросов, переданных ему Ассамблеей. Ему поручено выполнять решения Ассамблеи глав государств и правительств.
Он осуществляет межафриканское сотрудничество согласно директивам Ассамблеи глав государств и правительств и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 настоящего Устава.
2. Все резолюции принимаются простым большинством голосов членов Совета министров.
3. Две трети всех членов Совета министров составляют кворум на любом заседании Совета.
Совет министров сам устанавливает собственные правила процедуры.
Административный генеральный секретарь Организации назначается Ассамблеей глав государств и правительств. Он руководит работой Секретариата.
Ассамблея глав государств и правительств назначает одного или нескольких заместителей Генерального секретаря.
Функции и условия работы Административного генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря и других сотрудников Секретариата определяются положениями настоящего Устава и регламентом, одобренным Ассамблеей глав государств и правительств.
1. При исполнении своих обязанностей Административный генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.
2. Каждый член Организации обязуется уважать исключительный характер обязанностей Административного генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.
КОМИССИЯ ПО ПОСРЕДНИЧЕСТВУ, ПРИМИРЕНИЮ И АРБИТРАЖУ
Государства-члены обязуются разрешать споры между собой мирными средствами. Для этой цели они создают Комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой будут определены отдельным протоколом, подлежащим одобрению Ассамблеи глав государств и правительств. Этот протокол рассматривается как составная часть настоящего Устава.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМИССИИ
Ассамблея создает такие специализированные комиссии, какие сочтет нужными, включая следующие:
1. Комиссия по экономическим и социальным вопросам;
2. Комиссия по вопросам образования и культуры;
3. Комиссия по вопросам здравоохранения, санитарии и питания;
4. Комиссия по вопросам обороны;
5. Комиссия по вопросам науки, техники и исследований.
Каждая из упомянутых в статье 20 специализированных комиссий состоит из соответствующих министров или любых других министров, или полномочных представителей, назначаемых для этой цели их правительствами.
Каждая специализированная комиссия функционирует в соответствии с положениями настоящего Устава и Правилами процедуры, одобренными Советом министров.
Бюджет Организации, подготовленный Административным генеральным секретарем, утверждается Советом министров.
Бюджет обеспечивается взносами государств-членов в соответствии со шкалой, установленной для Организации Объединенных наций. Однако взнос любого государства-члена не будет превышать 20% обычного годового бюджета организации. Государства-члены обязуются вносить взносы регулярно.
ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ УСТАВА
1. Настоящий Устав открыт для подписания всеми независимыми и суверенными африканскими государствами. Он должен быть ратифицирован государствами, подписавшими его, в соответствии с их конституционными процедурами.
2. Оригинал документа, составленный, по возможности, на африканских языках, а также на английском и французском, все тексты которого являются аутентичными, передается на хранение правительству Эфиопии, которое передаст заверенные копии его всем независимым и суверенным африканским государствам.
3. Ратификационные грамоты депонируются правительством Эфиопии, которое нотифицирует о каждом случае депонирования все государства, подписавшие Устав.
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
Настоящий Устав вступает в силу немедленно после получения правительством Эфиопии ратификационных грамот от двух третей государств, подписавших Устав.
РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА
Настоящий Устав, должным образом ратифицированный, будет зарегистрирован в Секретариате Организации
Объединенных Наций через правительство Эфиопии в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
ТОЛКОВАНИЕ УСТАВА
Любой вопрос, касающийся толкования настоящего Устава, должен решаться большинством в две трети голосов Ассамблеи глав государств и правительств Организации.
ВСТУПЛЕНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ
1. Всякое независимое и суверенное африканское государство может в любой момент уведомить Административного генерального секретаря о своем намерении вступить в Организацию или присоединиться к настоящему Уставу.
2. Административный генеральный секретарь по получении такого уведомления препровождает его копию всем государствам-членам. Вопрос о приеме решается простым большинством голосов государств-членов. Решение каждого государства-члена передается Административному генеральному секретарю, который сообщает заинтересованному государству о решении после получения требуемого большинства голосов.
РАЗНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Рабочими языками Организации и всех ее органов являются, если это возможно, африканские языки, а также английский и французский языки.
Административный генеральный секретарь уполномочен принимать от имени Организации дары и другие пожертвования при условии одобрения Совета министров.
Совет министров решает вопрос о привилегиях и иммунитетах, предоставляемых персоналу Секретариата на территориях государств-членов.
ОТКАЗ ОТ ЧЛЕНСТВА
Любое государство, которое пожелает выйти из Организации, письменно уведомляет об этом Административного генерального секретаря. Спустя год со дня такого уведомления, если оно не взято назад, Устав перестает применяться к данному государству, которое, таким образом, перестает принадлежать к Организации.
ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР
Настоящий Устав может быть изменен или пересмотрен, если какое-либо государство-член направит Административному генеральному секретарю письменную просьбу об этом. Проект поправки передается на рассмотрение Ассамблеи после того, как все государства-члены будут должным образом уведомлены о нем, и по истечении годичного срока. Поправка вступает в силу только по одобрении ее по меньшей мере двумя третями государств-членов.
С верой в это мы, Главы африканских государств и правительств, подписали настоящий Устав.
Организация африканского единства. История создания и деятельности. Сборник документов . М., 1970
Год образования -2002
Число членов -53
Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия)
Рабочие языки - английский, арабский, испанский, французский, португальский, суахили.
Африканский Союз - правопреемник Организации Африканского Единства (ОАЕ), созданной в Аддис-Абебе в 1963 г. Двумя важнейшими задачами ОАЕ являлись укрепление солидарности и сотрудничества африканских стран и изживание негативных последствий колониализма. Одной из важнейших норм, выработанных во взаимоотношениях африканских стран еще в начальный период существования ОАЕ, стал принцип нерушимости границ, не допускающий кардинального пересмотра политической карты Африки.
Инициатором преобразования ОАЕ в более тесное интеграционное объединение АС выступил лидер Ливии Муамар Каддафи. Эта программа стала реализовываться после встречи глав африканских государств в ливийском городе Сирт в 1999 г., а 9 июля 2002 г. ОАЕ официально трансформировалась в АС.
Население Африканского Союза составляет примерно 900 млн человек, территория около 30 млн км 2 . Членами союза являются 52 независимых государства Африки и самопровозглашенная на территории Западной Сахары Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). В 1984 г. в знак протеста против принятия в ОАЕ САДР из организации вышло Королевство Марокко, считающее Западную Сахару частью своей территории. Марокко продолжает сторониться и Африканского Союза. Председатель АС избирается сроком на год из глав африканских государств. В январе 2008 г. на саммите в Аддис-Абебе председателем Африканского Союза был избран президент Танзании Джакая Киквете.
В названиях как самой организации, так и ее органов и подразделений, явно угадываются аналогии с устройством Европейского Союза. Высший орган союза - Ассамблея глав государств и правительств. К участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Высший исполнительный орган - Комиссия АС. С 2004 г. работает Всеафриканский парламент (по 5 депутатов от каждой страны, независимо от численности их населения), его сессии проходят в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР) Мидранд. Планируется создание Африканского суда. В будущем у АС появятся единые вооруженные силы.
Важное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что приоритетом организации провозглашается экономическая интеграция. Органами АС разработана экономическая программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), в которой определяется стратегия развития экономики государств континента. Озабоченность лидеров государств вызывает крайне низкий уровень экономических связей между африканскими странами: на долю межафриканской торговли приходится менее 5% общего товарооборота континента. Внешнеторговые связи африканских государств с развитыми странами Европы и Америки несравнимо интенсивнее их торгового обмена друг с другом. В странах АС предусматривается введение единой валюты афро (намечено на 2023 г.).
Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций всех стран Африки, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. АС участвует в миротворческих операциях в суданском Дарфуре, Сомали, на Коморах.
Процесс интеграции не идет гладко. Затягивается создание Африканского суда и введение единой валюты (изначально ее частичный ввод планировался на 2004 г.). Очень большие сомнения высказываются относительно проекта создания зоны свободной торговли и свободного перемещения населения по примеру Шенгенской зоны в Европе. Внутри АС имеются серьезные противоречия между странами Северной и Тропической Африки, между англоязычными и франкоязычными странами, между региональными лидерами (ЮАР, Нигерия, Египет и др.), стремящимися не упустить свои лидирующие позиции, и рядовыми государствами.
Перспективы. В перспективе в Африканский Союз возможно возвращение Марокко при условии урегулирования конфликта в Западной Сахаре.