1.Фамилия, имя, возраст Иванов Иван, 7 лет
2.Школа - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
3.Домашний адрес ул. Гайдара 24-16
4.Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2017
5.Успеваемость / к моменту обследования/ не аттестован
6.Жалобы учителей и родителей Со слов учителя: на уроке малоактивен, стесняется говорить.
Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
7.Заключение психиатра без патологии
8.Состояние слуха без патологии
9.Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2 – 2,5 годам, фразы к 4 – 5 годам. Речь непонятна окружающим.
10.Состояние артикуляционного аппарата /строение, подвижность/ Строение – N
Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую
11.Общая характеристика речи / запись беседы, самостоятельных связных высказываний/
В беседе о семье: мама – (Ирина), не знаю (отчества); папа (), не знаю (отчества); Бран зовут (Игорь); На работе (про маму);Кем работает папа (не знаю);
а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика)
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг(вода),графин(бутылка),шофер (вместо машиниста),часовщик, крановщик(не знает),почтовиха(вместо почтальон), стеклещик (стекольщик),мащина(вместо слова транспорт), ботинки(вместо обувь); смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона - ворота
б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов
Карандаши вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу. На деревьев появились первые листочки.
Мн.ч. Им.п. – деревы, глазы, крыли …
Мн.ч. Род.п. – тетрадов, вороткнов, осёл…
Варенье яблочный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.
в) Произношение и различение звуков
1) произношение звуков: отсутствие, искажение , замена и смешение отдельных звуков
2) различение оппозиционных звуков: тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица)
па-ба-ба (N) та-да-да (N) га-ка-ка (N)
за-за-за (жа-жа-за) ча-ча-ча (тя-ча-тя) ча-ча-ча (ча-ща-ча)
ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-тя (тя-ча-тя)
ща-ща-ща (ща-ча-ча) ща-ща-ща (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра)
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры)
лигуливат (регулирует), тлансп, штампат (транспорт) , мещанел (милиционер),
зелено-зелено…(железнодорожный), скоровод (экскурсовод), писиный (апельсиновый)
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа
12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова
Плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук;? – «П»; 2-й звук? – «А»; 3-й звук? – «Ф». назови последний звук? – «А»; назови 1-й звук? – «Т!; назови 3-й звук? – «А».
13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся.
Воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М -
Печатает отдельные слова типа МАК, МАМА-
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами)
-знает некоторые буквы А, П, М, Т
-знает все буквы, но не читает
-читает по слогам, медленно, монотонно
-пропускает гласные, не дочитывает слова
-искажает слоговую структуру слова
-путает некоторые буквы
б) ошибки при чтении
лист (листья), на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели)
сердитый ветер кужил (кружил) их…(по) воздуху.
в) понимание прочитанного
1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов
2) основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом
3)испытывает некоторые затруднения
15.Проявление заикания: не заикается
16.Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)
Внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
17.Заключение логопеда
ОНР – III уровня.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопункта)
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы
Выводы:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.
Связная речь
Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ:
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»
Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()
У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
Пора тебе, чиж, петь.
Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)
Вывод:
- Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.
Рассказ по серии картин
Вывод:
- Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.
Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________
Учитель-логопед_______________________________________________________________
Речевая карта
(образец заполнения на ребенка с ОНР)
1 . Фамилия, имя, возраст: ________________________________________________
- Школа ____________________________, класс ____________________
- Домашний адрес ___________________________________ телефон __________
- Дата зачисления на логопедический пункт _______________
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года
- Жалобы учителя или родителей (законных представителей): Со слов учителя : на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери : говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
- Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
- Состояние слуха проверяется при необходимости .
- Данные о ходе развития речи : Со слов матери : слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: !Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).
а) словарный запас : (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.
Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…
Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.
в) произношение и различение звуков:
- произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
- различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за),
ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
- воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):
лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
г) темп и внятность речи
: речь невнятная, замедленного темпа.- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
- Чтение :
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами). Варианты:
- знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
- знает все буквы, но не читает;
- читает слоги и односложные слова;
- читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитанные слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении : лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
- с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
- основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
- испытывает некоторые затруднения.
- Проявление заикания : не заикается .
А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т. п.);
б) сформированность языковых средств;
в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)
г) адаптация к условиям общения.
- Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту):
внимание неустойчивое, пониженнная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.17. Заключение учителя-логопеда. Варианты: 1 ) НВОНР; 2) ОНР II – III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи
(отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________
Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)__
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________
Крик: был, нет___________________________________________________________
Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________
_______________________________________________________________________
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________
_______________________________________________________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________
Выписка из родильного дома на______день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________
Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9-10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания:
до 1 года _______________________________________________________________
после 1 года_____________________________________________________________
до 3 лет ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_________________________________________
Данные о развитии речи
Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________
_______________________________________________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________
_______________________________________________________________________
Состояние неречевых психических функций
Исследование восприятия
Зрительное восприятие
Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.
Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее - все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).
Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.
Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3-4 изображения, перечеркнутые разными линиями - горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.
Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.
Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.
Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.
Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.
Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.
Слуховое восприятие
При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.
Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.
Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен - дудочка, барабан - гармонь, бубен - погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.
Пространственный праксис
При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.
Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.
Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.
При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.
Конструктивный праксис
Логопед использует приемы:
Складывание пирамидки;
Складывание доски Сегена;
Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.
Складывание фигурок из 2-4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.
Динамический праксис
Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.
Кулак - ребро - ладонь.
Исследование моторики
Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Пройти по начерченной на полу линии;
Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
Попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;
Ударять ладонью по мячу об пол;
Повернуться туловищем вправо - влево.
Ручная моторика.
© сжать кулаки - разжать;
© похлопать в ладоши;
© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;
© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.
Пальчиковая моторика.
~ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
~ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
~ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
~ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
~ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;
~ завязать бантик.
Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.
Исследование зрительной памяти
Задание: запомнить и найти 3-4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.
Ребенку предлагается запомнить 3-4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.
Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, просит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.
Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.
Состояние интеллекта
Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.
Исследование импрессивной речи
Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.
Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.
Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».
Понимание различных грамматических форм:
~ конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;
~ предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;
~ дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;
~ дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.
Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
Исследование пассивного словаря
Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.
Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок» и т. д..
Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:
входит - выходит открывает - закрывает
подходит - отходит стоит - идёт
длинный - короткий широкий - узкий
влетает – вылетает
большой - маленький
высокий - низкий
Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).
Исследование экспрессивной речи
Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.
Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) картинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.
Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.
Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ - вытянуть вперед - улыбнуться - губы хоботком и подвигать ими вправо - влево. Для языка - открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот. Для мягкого неба - широко открыть рот - покашлять с открытым ртом - закрыть рот.
У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ - выдвинуть губы вперед - покой. Для языка - показать широкий язык или показать узкий язык.
Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:
~ фонетически резко различающихся: [Р] - [С], [Л] - [П],
~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],
Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.
Исследование активного словаря
Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Обследование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает глагольный словарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.
Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.
Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ..., кузнечик - ..., змея - .... лошадка - ..., собака - ..., корова - ..., самолет - ... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:
входит - ... закрывает - ...
встает - ... поднимается - ...
ползет - ... бежит - ...
улетает - ... ложится - ...
плачет - ...
Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.
Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.
Состояние атрибутивного словаря. Задание. Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др.
Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.
Отметить: точность употребления слов, дать характеристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.
Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).
Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:
пуговица простокваша лекарство
помидоры сквозняк телевизор
сковорода температура свисток
скворечник милиционер аквариум
Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».
Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.
Исследование грамматического строя речи
Исследование способностей словоизменения
Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к... (карандашу). Я беру в руки... (карандаш). Я рисую домик... (карандашом). Я мечтаю о красном... (карандаше)».
Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:
стол - столы ухо - уши
лист - листья пень - пни
кукла - куклы рот - рты
глаз - глаза стул - стулья
дерево - деревья рукав - рукава
окно - окна воробей - воробьи
Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:
шар - шара - шаров
мяч - ... - ...
дерево - ... - ...
окно - окна - окон
дом- ... - ...
шапка - ... - ...
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
шар - голубой
чашка - голубая
платье - голубое
машина - ...
ведро - ...
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.
Исследование способности словообразования
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.
стол - столик ложка - ложечка
кукла - куколка ковер - коврик
окно - окошечко кровать - кроватка
Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:
шуба из меха - (меховая) стаканчик из бумаги - (бумажный)
мяч из резины - (резиновый) кувшин из стекла - (стеклянный) платье из шелка - (шелковое) замок из железа - (железный) платок из шерсти - (шерстяной) кофточка из кружев - (кружевная)
Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить -...; бежать - ...; летать -....
Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит -... столом. Мяч упал - ... пол. Птичка слетела - ... ветки. Игрушки висят - ... елке».
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».
Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).
Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].
Фонематические представления
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз
Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Домашний телефон ___
Откуда поступил___
Сведения о родителях :
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___
Национальный язык ___ Двуязычие___
Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___
Заключение ПМПК___
Дата заполнения речевой карты___
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___
Перенесенные заболевания :
До года___ После года___
Ушибы, травмы головы___
Судороги при высокой температуре___
Раннее развитие
Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с (в норме : с 6 мес.) ___
Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с (в норме : с 10 - 11 мес.) ___
Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с (в норме : с 2,5 - 3 мес.) ___
Первые зубы появились в (в норме : 6 - 8 мес.) ___
Количество зубов к году (в норме : 8 зубов) ___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )
Невролог___
Речевой анамнез
Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в (в норме : с 4-6 мес.) ___ ___
Первые слова (в норме : около года)___
Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту___
Занимались ли с логопедом ___
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___
Определение направления звука___
Восприятие и воспроизведение ритма___
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___
Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___
Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).
Выполнение упражнений :
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).
Кинестетическая основа движений :
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___
Кинетическая основа движений :
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___
Навыки работы с карандашом :
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___
Манипуляции с предметами :
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)
Выполнение упражнений :
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___
Движения нижней челюсти :
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
Движения губ :
Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___
Движения языка :
«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___
Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
2. Понимание различных форм словоизменения.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
Понимание предложений (по предложенным картинкам )
Понимание текста, сказка «Колобок» ___
4. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
мышка - мишка ___ почка - бочка ___
катушка - кадушка ___ корка - горка___
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи :
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель : ___
Овощи : ___
Фрукты :___
Птицы : ___
Назвать части тела и части предметов (по картинкам )
Нос ___ рукав___
рот___ воротник___
шея___ пуговица___
живот___ кабина машины___
грудь___ руль___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .
Стул, стол, шкаф___
Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___
Ответить на вопросы :
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают) ___
Как передвигается змея? (ползает) ___
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___
Как передвигается человек? (ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Назвать предъявленные цвета.
Красный ___ ___ Голубой
Оранжевый ___ ___ Синий ___
Желтый ___ ___ Белый ___ ___
Зеленый ___ Чёрный ___
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .
Солнце какое? (круглое) ___
Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___
Огурец какой? (овальный) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .
Рот - рты___ Лев - львы ___
Река - реки___ Ухо - уши ___
Кольцо - кольца___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )
Шаров ___ Берёз ___
Ключей ___ Окон ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .
Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .
Где сидит снегирь? (на дереве) ___
Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___
Где едет машина? (по дороге) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .
Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___
Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .
Самолет ___Микстура ___
Скворец Парашютист ___
Фотограф Погремушка ___
Сестренка развешивает простыни. ___
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ___
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___
произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .
с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j
Изолирован
т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’
Изолирован
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___
Продолжительность речевого выдоха ___
6. Особенности динамической стороны речи.
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
Ритм (нормальный, дисритмия) ___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___
Употребление основных видов интонации ___
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па ___
да-та-да ___ та-да-та ___
га-ка-га ка-га-ка ___
за-са-за са-за-са ___ _
та-тя-та ___ тя-та-тя ___
Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ___
Осень ___ озеро __
Улей ___ уши___
Иглы искры ___
Логопедическое заключение
Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___