Гипноз известен с незапамятных времен. Человечество идет с ним рука об руку, то проникаясь интересом, то забывая о нем. Удивительно то, что, несмотря на многолетнюю историю и постоянное соприкосновение, о гипнозе всегда говорят как о таинственном явлении психики, которое до сих пор не поддается разгадке, и его отдельные детали до сих пор не могут объединить в одну цельную картину. По-видимому, не хватает еще многих кусочков мозаики, чтобы гипноз стал понятным и от этого еще более близким.
Возможно, гипноз даже старше человека, поскольку мы знаем, что гипнотические явления встречаются и в животном мире: например, ныне живущие современники динозавров, крокодилы, так же могут впадать в состояние транса. Хотя, возможно, делают это без всякой цели.
Гипноз человека интересен именно своей целенаправленностью. Он позволяет либо уменьшить защитные силы человека и подчинить его влиянию другого, либо, наоборот, пробудить в нем такие силы, доступ к которым в бодрствующем состоянии был маловероятен. В сохранившихся письменных источниках самых древних цивилизаций мы находим упоминания о применении гипноза. Но еще задолго до появления письменности шаманы использовали состояние транса для разных целей: для приобретения уверенности в удачной охоте, для исцеления больных, в обрядах, связанных с защитой от злых духов, и т. д. Наскальные рисунки, запечатлевшие шаманские ритуалы, могут свидетельствовать об особом состоянии сознания, в котором находится человек, беседующий с духами предков, привлекающий животных, разгоняющий тучи, а главное, верящий во все то, что он делает. Безусловная вера заражает, и соплеменники шамана наверняка действительно становились Удачливее, здоровее, сильнее. Из века в век шаманы совершенствовали свое искусство, находили новые приемы, передавали полученные знания из поколения в поколение. Постепенно у разных народов образовывались отдельные касты - касты жрецов, которые славились своей закрытостью, богатством накопленных знаний, умением воздействовать на людей и находить доступ к таким слоям психики человека, что, казалось, им действительно помогают боги. И чем больше была сумма знаний, накопленных жрецами, тем больше они были заинтересованы в их передаче. Изобретение письменности облегчило этот процесс. Шумерские клинописные таблички содержат первые свидетельства о том, что шумерским жрецам был известен гипноз: они умели лечить людей во сне, различали стадии гипноза, создавали внушения, больше похожие на молитвы. И неудивительно: люди в то время гораздо больше верили в силу богов, чем в собственную силу. Обращаясь к богам, они так сильно верили в то, что диалог возможен, что боги «посылали» им собственный ответ, который и становился исцелением, решением проблем. Обряды, ритуальные действия завораживали человека, и он верил, что благодаря жрецу напрямую общается с богом (некой высшей силой, духами предков), говорит ему о своих бедах и получает небесную благодать. Использование лечебного сна упоминается практически во всех культурах. Обязательным условием эффективного приема лекарств было произнесение заклинания, которое, по сути, являлось просьбой к богам об усилении действия лекарства.
До наших дней дошел так называемый «папирус Эберса» - первый памятник египетской культуры, посвященный медицине. В нем, помимо описания лечения различных болезней, приводятся и обязательные слова, которыми надо сопровождать прием целебных средств. Больной должен был обращаться к Изиде, к Тору, прося их ниспослать ему возможность исцеления. И, разумеется, чем более истово человек молил об этом, тем больше у него было шансов исцелиться. И, казалось, что только боги помогают человеку, а не его жгучая заинтересованность в выздоровлении.
С древнеегипетских жрецов началось прорицание судьбы и предсказание будущего с фиксацией взгляда на прозрачном
кристалле. То, чем мастерски владел легендарный граф Калиостро, в Древнем Египте начиналось так: жрец замирал на месте, впиваясь взглядом в кристалл, и цепенел. Через некоторое время на неподвижном лице начинали шевелиться только губы, рассказывая о событиях будущего, о том, что ждет отдельного человека или предстоит целому народу. В других случаях специально обученный жрец в этом состоянии выводил письмена, и казалось, что его рукой управляет кто-то другой. Затем эти знаки трактовались как зашифрованные послания бога.
Велика роль гипноза и самогипноза в индийской культуре, которая основана на соединении собственного сознания с философско-мистическим пониманием мира, единении с ним и уходе из мира реального. Один из известных специалистов по гипнозу Брейер высказывал мнение, что из Индии гипноз попал в Японию, где у него тоже нашлось много сторонников, и состояние, в которое вводил себя один из основателей японской религии, было не чем иным, как гипнотическим состоянием.
В Древней Греции толпы народа стекались к храму бога Ас-клепия, паломники шли со всех сторон по тропинкам и дорогам, под палящим солнцем и под дождем, взбирались на возвышенность, где стоял храм, и верили, что вот оно - жилище бога, который обеспечит им здоровье. Благочестиво склоняясь перед величием бога, они входили в храм, на стенах которого висели таблички с рассказами о чудесных исцелениях. Суровые жрецы проводили длительные обряды, сопровождавшиеся молитвами, призывами к богу, воодушевленным экстазом. Усталые паломники спали в специально отведенном помещении храма, где во сне могли слышать голос бога, который разговаривал с ними, оказывал им свою помощь и поддержку.
В храме Аполлона в Дельфах на вопросы паломников отвечала пифия. Она тоже находилась в состоянии транса. Изможденная постом, возможно, опоенная специальными сильнодействующими зельями, она выкрикивала бессвязные слова, которые записывались и затем интерпретировались служителями храма. Пифия не замечала никого и ничего, и это только уси-
ливало благоговение вопрошающих. Они видели перед собой изможденную девушку, но в ней бушевали какие-то неведомые силы, которые, казалось, приходили откуда-то с небес, словно молнии. Как будто сам Аполлон вкладывал силы в прорицательницу.
Сила гипноза всегда была неразрывно связана с исцелением. И неудивительно, что исцеления происходили даже там, где, казалось бы, не было непосредственного транса. Например, когда император Веспасиан или царь Пирр исцеляли своих подданных наложением ноги. Вера участников этого действа была настолько велика, что подобное вмешательство, несмотря на всю его курьезность, вызывало невероятный эффект.
Слова Иисуса Христа из Священного Писания:" «По вере Вашей да будет Вам», говорят об особенной роли самовнушения и доверия в том результате, которого человек хочет достичь.
Библия содержит описания многих случаев внушения и необычных состояний сознания, однако эти явления традиционно трактуются как вмешательства сверхъестественной силы, умаляя роль людей, участвовавших в этом. Гипноз как бы остается за пределами науки, поскольку никому и в голову не приходит изучать божественные силы.
В ранних христианских сектах использовали гипноз как составляющую часть религиозного экстаза. Египетские гностики, молясь с закрытыми глазами, испытывали необычные чувства, их посещали различные видения, разумеется, в первую очередь появлялись боги. Известно течение омфалопсихиков, которые молились, уставив неподвижный взгляд в собственный пупок. Сейчас известно, что фиксация взгляда на одной точке, чем бы она ни была - блестящим предметом или собственным пупком, приводит к появлению состояния транса. Среди обрядов монтанистов - христианской секты первых веков нашей эры были молитвы, во время которых они держали указательный палец у носа и рта. Разумеется, длительное пребывание в подобном состоянии тоже приводило к трансу и самогипнозу.
Десятилетия сменялись десятилетиями, уходили века, а многое оставалось неизменным, и то, что упоминалось еще в папирусе Эберса - наложение рук на голову больного для его исцеления, в средние века стало прерогативой коронованных особ. И французские, и английские короли начали соперничать в том, кто лучше может исцелять своих подданных. Такой дар передавался вместе с короной как одна из святынь, например, во Франции это продолжалось от царствования Франциска I до Карла X.
Часто целительскими способностями обладали не только коронованные особы, но и представители «социальных низов»- сумасшедших нищих, например, русские юродивые или персидские дервиши, которые считались «божественными» людьми.
Идея о том, что окружающий мир управляет человеком, была распространена с незапамятных времен. Средневековая наука стала искать доказательства этой теории. Величайший ученый XVI века Парацельс создал учение о том, что звезды влияют на человека. Он утверждал, что человек составляет единое целое с природой, и от звезд и других небесных тел исходит особая сила, которая способна приходить к человеку и пробуждать его силу. В дальнейшем сам Парацельс и другие ученые предположили, что подобная сила может переходить от одного человека к другому. Более того, за этим теоретическим постулатом стоял конкретный способ лечения, дошедший до нашего времени: излечение с помощью магнита, который должен давать человеку силы и вбирать из него болезни. Парацельс был не только ученым, но и величайшим врачом своего времени. И несмотря на то, что сегодня такой способ лечения может вызывать лишь улыбку, он с блеском применял его в собственной практике, и множество людей было вылечено таким образом. Они не знали, что сочетают силу магнита, или магнетизм, с самовнушением.
Живший несколько десятилетий спустя ученый ван Хель-монт утверждал, что люди обладают силой, с помощью которой они могут оказывать магнетическое влияние на других, прежде всего на больных. Чуть позже шотландец Максвелл, основываясь на идее магнетизма, создал особую форму магнетического лечения, которая, по-видимому, также основана на идее самовнушения. Так как идея магнетического лечения состоит в том, что магнетические лучи исходят из тела человека и доходят к другому, Максвелл предположил, что подобным свойством могут обладать все выделения человека. А поскольку экскременты легче собирать, чем магнетические лучи, то их ис пользование, то есть прием внутрь, растирание и другие спосо бы контролировать гораздо проще. И таким образом челове ческие выделения могут использоваться для самолечения лечения других людей.
Следует упомянуть еще об одном событии, которое произошло в середине XVII века. Иезуитский священник А. Кир-хер описал новое, совершенно необычное явление: он брал петуха со связанными ногами, резко переворачивал его, слегка фиксировал ладонями и устремлял его взгляд на линию, проведенную на поверхности, после чего убирал руки, и птица оставалась недвижимой в этом положении достаточно долго. Объяснения этому опыту не было, но он положил начало тому, что еще долгие годы будет называться животным магнетизмом, хотя никакого магнита здесь нет и в помине.
Здесь история гипноза как будто замирает перед решающим прыжком, который сразу выведет гипноз из области теоретических изысканий, научных трактатов, написанных на малопонятном латинском языке, в бытовую сферу, сферу разговоров, обсуждения, возвеличивания, интереса, потому что на горизонте появляется венский врач Антуан Месмер. Годы становления Месмера проходят в Вене, где он сначала изучает теологию, а затем становится доктором философии. Именно в Вене, он изучает медицину, а затем защищает докторскую диссертацию о влиянии движения планет на людей. В этой работе он развил основные идеи Парацельса о возможности влияния планет на людей и людей друг на друга, о существования флюида, который циркулирует в органах и питает их. Он объяснял, что разные люди обладают разной степенью магнетической силы, ее может быть избыток или недостаток, при этом магнетический флюид может передаваться на расстояние. Дальнейшее развитие теории привело к созданию идей магнетического лечения, которое стало называться магнетизмом или месмеризмом. Вначале Месмер лечил прикосновением, но в ходе собственных опытов пришел к выводу, что целебное воздействие может быть опосредованным -передаваться и различными предметами из дерева, стекла, железа, эбонита. Венская научная общественность негативно отнеслась к идеям Месмера и его способу лечения. Месмер подвергался осуждению и даже преследованию, его обвиняли в шарлатанстве, и в 1778 году он перебрался в Париж, где организовал клинику для лечения месмеризмом. Падкая на все новое парижская знать с интересом откликнулась на опыты Месмера. Лечиться у него стало модно, и на сеансах появлялись представители элиты, вплоть до членов королевской семьи. Лечение было зрелищным, экстравагантным. Среди его пациентов была даже Мария Антуанетта. Наиболее значимым эффектом Месмер считал даже не усыпление больного, а прохождение его через «исцеляющий кризис». Для этого он использовал особое устройство, которое называл «бакэ». По описанию одного из членов правительственной комиссии, Бейли, это был сложный аппарат, представлявший собой дубовый ящик, наполненный бутылями с намагнетизированной водой, в отверстиях из него торчали железные стержни. Пациенты должны были держать эти намагниченные стержни в руках, и магнетическая энергия из чана переходила в них. Под специально подобранную музыку Месмер выходил и заряжал чан своей магнетической энергией. И люди, державшие в руках стержни и ожидавшие чуда, своим ожиданием доводили себя до целительного кризиса, часто сопровождавшегося конвульсиями. Пациент мог терять сознание, погружаться в сон, после которого часто испытывал облегчение.
Слава Месмера принесла ему как безусловных почитателей, так и врагов. Две высокопоставленные комиссии, одна из которых была организована Академией наук, а другая - королем Франции, провели самостоятельное исследование этой проблемы и вынесли вердикты, отрицающие существование животного магнетизма в принципе и подобный способ лечения людей в частности. Описанные эффекты комиссия приписывала воспаленному воображению пациентов, а не реально существующему физическому факту. Более того, комиссия, докладчиком в которой был Бейли, зафиксировала определенные чувственно-эротические переживания, особенно у женщин, и обвинила Месмера в"подрыве основ нравственности. За свою жизнь Месмер обвинялся и в шарлатанстве, и в корыстолюбии, и во многом другом. Однако современники пишут о том, что и в Вене, и в Париже Месмер всегда оказывал бесплатную помощь беднякам, что он сам глубоко верил в те теории, которые предлагал, верил в присущую лично ему способность переносить магнетический флюид и передавать его страждущим людям. Месмер пытался продолжать свое лечение, но начавшаяся Французская революция вынудила его уехать в Швейцарию, где он продолжал свои занятия до глубокой старости.
Однако идеи Месмера взбудоражили научную общественность. У него нашлось много последователей. Некоторые из них пытались заработать деньги, используя популярность месмеризма, другие изучали его метод. Одним из самых известных последователей Месмера был маркиз де Пюисегюр, который не нуждался в деньгах, но был безусловно заинтересован в изучении магнетизма. Он лечил крестьян в своем родовом имении и постепенно пришел к выводу, что целительный кризис вовсе не обязателен, а состояние транса, в котором находится пациент, помогает проводить внушение, которое способствует изменениям. Пюисегюр открыл глубокую стадию гипноза, находясь в которой, человек мог говорить, писать, вспоминать. При этом, выйдя из транса, он ничего не помнил о происходившем только что. Эту стадию гипноза маркиз назвал сомнамбулизмом, вернее, искусственным сомнамбулизмом.
Другие магнетизеры описывали сверхъестественные явления: ясновидения, прорицания, переноса чувств и др. И несмотря на то, что эти сообщения опровергались исследователями, тем не менее они подогревали интерес к гипнозу.
В XVIII веке Францию начали сотрясать революционные катаклизмы, и на время исследования месмеризма и магнетизма прекратились. Но зерна магнетизма дали свои ростки сначала в Германии, а затем в Англии. Германия на первых порах достаточно холодно отнеслась к опытам Месмера и не приняла идеи животного магнетизма, однако энтузиасты, развивавшие новое учение, появились сначала в Бремене и землях Верхнего Рейна, а затем во всей Германии и соседних странах. И только Вена категорически отрицала явление магнетизма. Серьезным доводом в пользу его признания стала тяжелая болезнь Фридриха II. К заболевшему властителю со всех сторон съезжались лекари всех мастей, в том числе и практикующие магнетизм. Согласие великого монарха на магнетическое лечение весьма способствовало его признанию, и постепенно германское общество, в том числе и ученые мужи, начали воспринимать магнетизм вполне серьезно. В Берлине это учение стало пользоваться таким уважением, что даже студентов-богословов обучали основам теории и практики магнетического лечения. По некоторым предположениям, эта идея принадлежала еще Месмеру, который видел в магнетизме инструмент для усиления могущества духовенства и церкви.
Первый серьезный удар по теории магнетизма был нанесен аббатом Фариа, который начал изучать его в Индии, а затем наблюдал за опытами маркиза де Пюисегюр. В обнародованных им 1819 году результатах опытов он доказал: для того чтобы вызвать магнетические явления, не требуется никакой посторонней силы, а причина возникновения необычного состояния сознания кроется в собственных способностях человека. Он определил термин «животный магнетизм» как концентрацию на определенном состоянии, то есть транс. Такая концентрация и является основой магнетических феноменов, опирающихся на индивидуальные свойства личности. Придавая большое значение личности магнетизера и его контакту с больным, аббат Фариа изобрел собственный способ гипнотизации: он садился напротив пациента, долго и внимательно смотрел ему в глаза, добиваясь контроля над ним, а затем резко говорил: «Спать!» Если этого было недостаточно, аббат предлагал пациенту фиксировать внимание на распятии, которое он держал в руках, до тех пор, пока пациент не погрузится в глубокий транс.
Фариа большое внимание уделял пропаганде гипноза и организовал курсы для обучения магнетическим явлениям, проводил показательные выступления, так что его можно назвать основателем «эстрадного гипноза». Однако это и подвело его, когда один специально нанятый актер очень хорошо притворялся спящим и делал вид, что подчиняется требованиям Фариа, так что аббат не сумел обнаружить обмана. В результате зрители обвинили в обмане самого Фариа.
В Англии изучение гипноза связано с именем Джеймса Бреда, который в 40-х годах XIX века трижды посетил сеансы известного французского гипнотизера Лафонтена. И то, что вначале он принял за шарлатанство, затем заинтересовало его, поскольку он обнаружил, что опыты, которые демонстрировал Лафонтен, проводились с неподготовленными людьми, и значит, то, что Бред видел своими глазами, является истиной. Вначале Бред пробовал загипнотизировать членов своей семьи, затем собственных пациентов, а потом увлекся новой теорией и стал применять ее в собственной практике. Бред просил своих пациентов фиксировать внимание на блестящем предмете, расположенном перед глазами, пристально вглядываться в него, а затем предлагал внушение и описывал, что они будут чувствовать. Это приводило к тому, что пациент погружался в транс, и давало возможность последующих манипуляций с ним.
Бред описывает обнаруженное им состояние как естественное явление и в противовес месмеризму и магнетизму дает ему новое название - гипнотизм, подчеркивая таким образом его сходство со сном. С этого момента идеи магнетизма начинают угасать, сменяясь положениями гипнотизма. За достаточно короткое время магнетизм становится инструментом ненаучных кругов, гадалок, целителей, ясновидящих. Идеи магнетического флюида как некоего состояния окружающего мира уходят из научной среды, по-видимому, навсегда.
Состояние, которое Бред назвал гипнотизмом, активно изучалось и использовалось в первую очередь в лечебных целях, особенно для обезболивания при различных операциях. Ведь многие пациенты хирургов умирали не от операций или осложнений после них, а именно из-за сильных болей во время хирургического вмешательства. Однако этому направлению гипнологии через короткое время суждено было сойти на нет, поскольку был изобретен наркоз. Анестетики оказались гораздо эффективнее и надежнее, и гипноз быстро потерял главенствующее положение в этой области, вытесненный закисью азота, хлороформом и эфиром.
Однако даже утратив приоритет как способ обезболивания, гипноз тем не менее оставался в поле внимания врачей, и серьезные научные исследования и статьи о гипнотизме стали частыми явлениями в научных изданиях, что, безусловно, увеличивало популярность гипноза в профессиональных кругах. Молодые врачи, читая эти статьи, вводили гипнотические приемы в ряд применяемых ими способов лечения, что привело к новой волне развития гипноза.
Идею Бреда о главенствующей роли внушения в создании и развитии гипнотического состояния подхватил Амбруаз Льебо - молодой врач, обосновавшийся в маленькой деревушке под Нанси. В молодости он практиковал пассы в некоторых случаях лечения, а после получения медицинского образования вновь заинтересовался гипнозом. Льебо начинает ежедневно практиковать гипноз, и хотя опубликованная им книга успеха не имеет, его работа привлекает внимание известного профессора Ипполита Бернгейма. Льебо излечил даму, страдающую ишиасом, которой в течение нескольких лет безуспешно пытался помочь Бернгейм, и профессор отправился к молодому врачу с намерением разоблачить антинаучность его метода. Но, понаблюдав в течение нескольких дней за тем, что делает Льебо, Бернгейм изменил свою точку зрения и пригласил Льебо приехать в клинику в Нанси, которая становится одним из основных центров изучения гипноза на ближайшие годы.
Основными фигурами вновь созданной нансийской школы становятся выдающийся практик Льебо и блестящий оратор, пропагандист и ученый Бернгейм. Льебо трудится не покладая рук. Бывали дни, когда он принимал более сотни пациентов, с которыми проводил гипнотические наведения. Нансийская школа опирается прежде всего на суггестию, которая применяется в лечении различных нарушений. Однако неожиданно Льебо возвращается к идеям магнетизма и признает наряду с психологическим воздействием непосредственное физическое воздействие одного человека на другого. Он не дает теоретического обоснования этому феномену, но описывает явление воздействия здорового человека с сильной и спокойной психикой на ослабленного взрослого или ребенка. Льебо настаивал на дальнейшем продолжении исследования гипноза.
Взглядам школы Бернгейма начинает противостоять другая школа, главой которой становится профессор Шарко, возглавляющий неврологическую клинику Сальпетриер в Париже. Школа Шарко рассматривала гипноз как патологическое явление, родственное истерическому неврозу. Следует заметить, что в силу обстоятельств Шарко проводил исследования гипнотизма на заведомо больных пациентках своей клиники, что, по-видимому, и привело к идее о болезненной природе гипноза.
Шарко стал не только изучать, но и популяризировать гипноз. Каждый вторник в его клинике проходили лекции, на которых не только рассказывалось о природе гипноза и феноменах, которые он вызывает, но и проводились демонстрации гипнотических проявлений, особенно телесных и психических, которые индуцировались чаще всего у истеричных больных. Как правило, в ходе этих опытов гипнотическое состояние достигалось с помощью резкого и неожиданного воздействия на пациента. Это был либо резкий удар гонга, либо яркая вспышка света. Гораздо реже гипнотическое состояние достигалось с помощью длительного повторения незначительных раздражителей.
В своих исследованиях Шарко выделял три стадии гипноза и определял комплексы признаков, характерных для каждой стадии. Он утверждал, что в гипнотизме исцеляет вера больного в собственное исцеление и в могущество врача.
Дискуссия, развернувшаяся между двумя школами, вызвала новую волну исследований в этой области, и в конце концов закончилась победой школы Бернгейма. На склоне лет даже Шарко признал важность внушения в гипнотической практике. Постепенно интерес к гипнозу вновь начал угасать, популярность приобретало новое течение психотерапии - психоанализом. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, в свое время разделявший идеи Сальпетриера, а затем обучавшийся у Бернгейма, неприязненно относился к гипнозу. Это, по-видимому, сыграло неблагоприятную роль в развитии гипноза, хотя первое время после создания теории психоанализа гипноз принял на вооружение некоторые его положения. В дальнейшем психоанализ почти полностью вытеснил гипноз, лишь немногие специалисты продолжали им заниматься.
И только во второй половине XX века гипноз вновь начинает интересовать специалистов и исследователей. У пациентов уже не было возможности годами ходить к психоаналитику, и гипноз становится одним из методов краткосрочной психотерапии. Новый виток популярности гипноза связан в первую очередь с именем американского врача Милтона Эриксо-на, который наряду с привычными приемами классического гипноза создал новый подход, который был назван по его имени эриксоновским (или эриксонианским) гипнозом. Несмотря на то, что М. Эриксон умер уже более 20 лет назад, его метод продолжает завоевывать популярность, поскольку эриксонов-ский гипноз позволяет воздействовать даже на людей негипна-бельных, то есть формально гипнозу не поддающихся.
История гипноза в России также полна скандалов, взлетов и падений. В конце XIX века стали необычайно популярны сеансы заезжего гипнотизера Гензена. Достаточно сказать, что за участие в таком сеансе, проводившемся на частной квартире, необходимо было заплатить астрономическую по тем временам сумму в 200 рублей. Ведущие ученые в области неврологии и психиатрии, побывавшие на таких сеансах, дали отрицательную оценку и самому Гензену, и тому, что он делал. А известный профессор Мержеевский предложил Медицинскому совету запретить публичные сеансы гипнотизма, и его предложение было принято. При этом Медицинский совет разрешил врачам применять гипноз для исцеления, но лишь в присутствии другого врача и с согласия больного. Это требование сильно затормозило распространение гипноза в России, так как, по мнению Бехтерева, пациент не мог понять, почему он должен оплачивать сразу двух врачей, хотя и одного вполне достаточно. Не говоря уже о том, что в те времена в сельской местности даже одного врача найти было трудно.
Кроме того, этим постановлением врачи, применявшие гипноз, фактически рисковали своим положением и добрым именем, что также отвратило от гипноза передовую медицинскую общественность. Поэтому гипноз стали использовать не серьезные врачи, а шарлатаны, те, кому нечего терять. Постановление действовало более 20 лет и было отменено только после специального обсуждения этого вопроса психиатрическими обществами России. Доклад, сделанный на Медицинском совете Бехтеревым, убедил авторитетных лиц в медицинской сфере пересмотреть отношение к гипнозу. Бехтерев становится одним из главных исследователей и пропагандистов гипноза и применения его в лечебной практике. Он считал гипноз разновидностью естественного сна и видел разницу лишь в процессе самостоятельного засыпания в первом случае и усыпления - в другом. По его мнению, ожидание, предшествующее гипнозу, усиливает внушаемость пациента. Бехтерев утверждал, что гипноз - это не что иное, как «биологическое состояние тормозного характера, сопровождающееся подавлением личных рефлексов». В гипнозе он различал психологические и физические факторы, и если физические факторы играли роль в возникновении гипнотического состояния, как, например, монотонный раздражитель, то психологическим факторам, в частности, внушению, он придавал особое значение в реализации идеи гипноза. На трудах Бехтерева основаны различные терапевтические подходы, в частности, лечение неврозов и зависимостей. Фактически Бехтерев впервые в России предложил коллективную гипно-суггестивную терапию алкоголизма, основывая ее именно на своей теории.
Важную роль в понимании феномена гипноза сыграли исследования Ивана Петровича Павлова, который рассматривал гипноз как частичный сон, который распространяется в первую очередь по коре больших полушарий головного мозга и разъединяет их функции. Под разъединением функций он понимал такое состояние пациента, когда тот мог слышать обращенную к нему речь и в то же время не был способен изменить положение своего тела, при этом он «создавал» какие-то чувственные восприятия, не характерные для того помещения, в котором находился. Павлов отмечал, что при внушенном сне можно затормаживать и растормаживать деятельность определенных анализаторов и функций человека. Например, можно заставить человека почувствовать несуществующий вкус или, например, предложить голове пробудиться, в то время как все тело продолжает находиться в гипнотическом состоянии." Он говорил о том, что в гипнозе есть определенные фазы, которые фактически являются промежуточными состояниями между бодрствованием и сном, хотя не рассматривал гипноз как остановку на одной из подобных фаз. Более того, Павлов отмечал, что подобные фазы могут возникать и в бодрствующем мозге в определенных ситуациях: при утомлении, истощении, неврозах и т. д. В отличие от гипнотического сна он называл такие явления гипнотическим состоянием. В теории Павлова предпринята попытка объяснить гипноз с точки зрения физиологии.
Фактически именно авторитет Павлова позволил сохранить гипноз в медицинской сфере, когда в Советском Союзе начались гонения на психоанализ и родственные ему виды психотерапии. Поскольку было официально признано главенствование физиологической павловской концепции в советской медицине, то гипноз, теоретически опиравшийся на эту концепцию, остался чуть ли не единственной техникой психотерапии, хоть в какой-то мере используемой врачами.
Даже в настоящий момент, несмотря на появление в постперестроечное время новых видов психотерапии, гипноз в России сохраняет ведущее положение - не только потому, что многие врачи-психотерапевты, прошедшие усовершенствование в классических Московской и Харьковской школах, владеют гипнозом, но и потому, что значительное число пациентов воспринимают гипноз как панацею от всех болезней и проблем. При этом речь идет именно о классическом гипнозе, который предусматривает доминирование психотерапевта над клиентом и то, что врач берет на себя ответственность за исцеление больного.
Культуральные особенности нашего народа безусловно следует учитывать и использовать в психотерапевтической практике. Но это обстоятельство ни в коем случае не исключает применение любых других видов психотерапии, которыми владеет специалист. Однако следует отметить, что и эмоционально-стрессовая терапия по Рожнову, и кодирование по Довженко, и некоторые другие отечественные методы основаны именно на гипнозе и его свойствах.
Рассуждая , люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное.
Древнейшие памятники письменности многих народов упоминают о чудотворной сущности божественного вмешательства во время сна. За тысячи лет до нашей эры жрецы Древнего Египта, Греции и Индии умели вызывать святой сон, предназначенный для лечения людей, страдающих от различных болезней и расстройств.
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако, в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри» были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.
Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхъестественными силами. В древних египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.
Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида, который представляет собой излучение небесных тел.
Парацельс (так называл себя Теофаст Гогенгейм) писал: «Имеется одна жизненная субстанция в природе, на которой основаны все вещи. Она называется Археусом, или жизненной силой, которая есть синоним астрального света или духовного воздуха древних... Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь...»
Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные понятия месмеризма следующие:
- для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров;
- месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта;
- для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться легко;
- на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия;
- магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т. д.
Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.
Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал в свое время Бред, написавший в 40-х годах прошлого столетия исследование о гипнотизме, затем французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим внушением больных и тоже писавший об этом методе.
Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале врачам всего мира явления гипноза на истеричных. Он рассматривал гипноз как особое нервное состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться основоположниками учения о гипнозе.
Опровергая мнение Шарко, говорит о том, что гипнозу в той или иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар, когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление, совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз, как мы уже знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире.
Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность месмеристов.
Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В 1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение. Конечно, это было далеко от действительности.
На 4-м съезде общества русских врачей в Москве, где выступил В. Я. Данилевский с докладом «О терапевтическом применении гипнотизма», выступил психиатр А.А. Токарский (1859 - 1901 гг.). Это выступление и вся последующая деятельность Токарского была направлена на научное представление о гипнозе. Он считал, что применение гипноза в принципе доступно каждому человеку, но успех в этом деле может быть достигнут лишь при хорошем знании техники гипнотизации и глубоком знакомстве с этими явлениями.
Изучая особенности гипнотического состояния человека, приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий, которые соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля – сонливость, гипотаксия и сомнамбулизм. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения, проводимого больному в гипнозе или наяву.
Основа стратегии И.М. Сеченова и – рефлекторный принцип. Он лежит в основе объяснения того, каким образом организм приобретает (и утрачивает) прижизненные акты, форму и структуры поведения. С позиций нервизма решаются проблемы решений работы различных отделов мозга и разных уровней его организаций – от молекулярного и нейронного до поведения целостного организма, анализируется взаимодействие между процессами в коре головного мозга и в подкорковых структурах. Учение о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, И.М. Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга – высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного.
Многие гипнотизеры считали, что гипноз похож по своей физиологической природе на естественный сон человека, но сон имеет две фазы – медленную и быструю, или, как иногда говорят, есть два вида естественного сна - пассивный и активный. Размышляя над этим, Д.В. Кандыба выдвинул гипотезу, что и гипнозов должно быть два: «пассивный - это тот, который описывал Бернгейм, и «активный» - существование которого Кандыба вначале предположил теоретически. В 1984 году он создает новый вид транса и называет его СК – «Состояние Кандыбы», в которое он включает и гипнотические, и медитационные, и наркотические состояния, и состояния влюбленности и творческой эйфории, и состояния, рождаемые действием музыки, танца и т.п. СК – специфическое состояние организма, характеризующееся высокой избирательной психофизиологической управляемостью с элементами автоматизма. СК соединило все виды транса, представив их в едином процессе и единой психотехнологии.
Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения.
В. Бехтерев.
Использование таких удивительных и еще недостаточно изученных состояний психики человека, как внушаемость или гипноз, уходит своими корнями в доисторическое прошлое. Внушение в бодрствующем состоянии или особенно в состоянии гипноза применяли жрецы и шаманы, вожди и полководцы, целители и мистификаторы. В одном из древних египетских источников о способах врачевания - содержится описание 900 прописей целительных трав и снадобий, но самым примечательным является начало папируса, звучащее примерно так: «Слова следует произносить четко и произносить часто, как только возможно, прикладывая лекарство к больным членам, для того чтобы уничтожить поразившие их страдания..."». Во всем тексте папируса проводится мысль о необходимости сопровождать принятие каждого лечебного средства обращением к богам и духам. Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний. Использовали древние жрецы внушение и в состоянии гипноза. В греческом храме, посвященном богу-врачевателю Асклепию, имелось даже специальное помещение - абатон, где паломники, пройдя предварительные сложные процедуры богослужения, погружались в искусственный сон, во время которого слышали голос Асклепия. Характерно, что на стенах храма, составленных из огромных каменных плит, были вырезаны надписи с подробным описанием чудесных исцелений, свершившихся в храме. Этот прием, усиливающий суггестию, применяют и в наши дни многие психотерапевты. Одним из наиболее искусных древних психотерапевтов, можно назвать Иисуса Христа. Удивительно, но и сам Иисус понимает силу внушения и самовнушения. Он говорит людям, идущим к нему за исцелением такие слова: «По вере вашей да будет вам». Широко распространено внушение и самовнушение в странах Востока и особенно в Индии. Можно услышать о том, как йог Харид посредством самовнушения погрузил себя в состояние, близкое к анабиозу, и пробыл в таком состоянии в деревянном ящике без пищи и воды в течение 40 дней.
Велика в Индии вера в могущественную чудотворную силу заклинаний. В тайной книге брахманов «Атхарваведы» собраны заклинания. При этом брахман раскачивается в такт заклинанию и сжигает на огне определенное количество листьев целебного растения, заклинание оказывает исцеляющее воздействие, если произносится 70 раз. Царь Пирр и император Веспасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки. Таким образом, стихийно было накоплено множество психотерапевтических приемов, но проблема заключалась в их научной интерпретации. Учение о гипнозе неразрывно связано с именем венского врача Франца Антона Месмера. Он был один из образованнейших людей своего времени, имел три диплома: доктора медицины, права и философии. Месмер музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом и был дружен с его отцом, Леопольдом Моцартом. Редко, в свободное от науки и музыки время, Месмер практиковал как врач, используя в качестве лечебного средства магнит, введенный в практику Парацельсом. Месмер неожиданно для себя обнаружил интересный лечебный эффект, что выздоровление у определенной категории больных наступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своей рукой. Из этого он делаетвывод о том, что целебная сила заключается не в магните, как утверждал Парацельс, а в руках целителя. Собственное открытие ставит Месмера в тупик, но как добросовестный ученый он стал искать этому явлению объяснение.
В результате чего, он создал теорию, сущность которой сводилась к тому, что вся вселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией -- магнетическим флюидом, и отдельные, особо одаренные личности, к ним Месмер причислял и себя, обладают способностью накапливать в себе магнетические флюиды, а затем непосредственно или через специальные приспособления передавать их другим людям. Для лечения больных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками, в крышке каждого чана были сделаны отверстия, из которых наружу выходили подвижные железные стержни. Больные располагались вокруг чанов, брались за стержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. А сам Месмер выходил в лиловой одежде и намагничивал чаны, прикасаясь к ним хрустальным жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка, больные доводили себя до состояния кризиса, во время которого плакали, кричали, корчились в судорогах, потом их переносили в специальный зал, где они засыпали, а очнувшись от сна, чувствовали себя освобожденными от страданий.
Месмера нельзя назвать шарлатаном, он был глубоко уверен в правильности своей теории, которую считал физиологической и рационалистической. Он был убежден, что существование флюида так же реально и материально, как, например, действие металлического магнита. Однако Месмер утверждал, что открытый им «животный магнетизм» сильно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что кроме флюидов на больного воздействуют еще какие-то силы. Отсюда все эти ритуалы с камзолом, музыкой и жезлом. Не следует забывать, что в 18 веке, веке энциклопедистов, процветало суеверие, вера в колдовство и в то время еще сжигали колдуний на кострах. В 1774 г. месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на заседании Французской академии и Королевского медицинского общества, в котором принимали участие такие видные ученые, как Лавуазье, Франклин, Жюсье, Байли. Приговор комиссии экспертов был суров и категоричен, а «Животный магнетизм» осужден. Целебное действие, а его отрицать было невозможно, приписывалось не флюидам, существование которых ставилось под сомнение, а воображению. Воображение без магнетизма вызывает конвульсии, говорилось в заключении, а магнетизм без воображения не вызывает ничего. Осуждена была не только теория Месмера, но и сам его метод лечения, который, по мнению академиков, отрицательно влияет на нравственные устои общества. В 1776 г. Месмер переезжает в Париж, добивается аудиенции у короля Франции Людовика и заручается поддержкой королевы Марии-Антуанетты.
На научный Олимп начинает оказываться давление, но Академия остается непреклонной в своем решении. Во время французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где и умер в забвении и безвестности в 1815 г. Но семена, посеянные им, позже дали всходы. В 1882 г. Французская академия под влиянием работ Шарко признала метод лечения гипнозом научно обоснованным, то есть одобрила, по существу, то, что сто лет назад решительно отвергла. В 1818 г. поклонник Месмера Шостенье де Пьюисегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадию гипноза -- сомнамбулизм. Магнетизируя больного, Пьюисегюр убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова или приказа. Выходит, что флюиды здесь не при чем, а главный действующий фактор - внушение. Однако началом научного изучения гипноза следует все-таки считать исследования английского хирурга Джеймса Брейда. Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера Шарля Лафонтена, внука знаменитого баснописца, Брейд обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека.
Брейд решает сам продолжить опыты по «магнетизации», но применяет при этом свой оригинальный подход. Он предлагает пациенту фиксировать взор на каком-нибудь предмете, например на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли все ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейд назвал гипнозом. Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз, как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедленного дыхания. Для объяснения механизма гипноза Брейд использовал гипотезу о моноидеизме, о состоянии охваченности одной единственной мыслью. Это состояние, он полагал, возникает у загипнотизированного в результате сосредоточения взора и мысли на одном предмете. Теоретическое объяснение Брейдом гипноза в наше время представляется наивным, но практические наблюдения, сделанные им, не потеряли своей актуальности. Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации, «гипнабельность», неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента. Он обратил внимание, что глубина гипноза у различных людей может быть различной, а иногда меняется на протяжении одного и того же сеанса. Брейд убедился в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовал этот эффект как метод лечения истерических параличей, припадков. Но главной заслугой является то, что он был первым, кто взглянул на гипноз как на явление земное, материальное, вызванное естественными, физиологическими причинами.
После смерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию. Точнее, во Франции образовались два центра по изучению гипноза: первый во главе с всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко, а второй в Нанси во главе с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Бернгеймом. Поводом для новой волны интереса к гипнозу во Франции послужил тот факт, что Шарко была поручена проверка эффективности вошедшей в моду металлотерапии. Так, французский исследователь Бюрк заметил, что больная, в состоянии сомнамбулизма дотрагивающаяся до медной ручки двери, впадала в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 г. Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих явлений, в ее состав вошел и Шарко. Комиссия подтвердила факты, полученные Бюрком, но не сумела дать им убедительного теоретического объяснения. Работая в комиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. В ту пору его интересовал механизм возникновения неврозов и особенно истерии. И тот факт, что многие симптомы истерии в состоянии гипноза буквально на глазах исчезали или, наоборот, проявлялись, привели ученого к выводу о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом. Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации. Пациента вводили в полузатененный зал, вдруг раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркий свет, и пациент впадал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубины гипноза: каталепсию, летаргию и сомнамбулизм. Но главной заслугой Шарко является, пожалуй, то, что он привлек к гипнозу внимание мировой научной общественности. Под его влиянием изучением гипноза занимались видные ученые и неврологи Парижа.
Представители нансийской школы считали, что гипноз -- это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному внушению. Широко известно утверждение нансийцев, что гипноза нет, есть только внушение. И в то же время они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза. Между парижской и нансийской школами гипнологов развернулась длительная и острая научная дискуссия. В конечном итоге на первом Международном конгрессе физиологической психологии, состоявшемся в Париже в 1889 г., нансийцы одержали победу. Следует отметить, что ошибок не избежала ни та, ни другая школа. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм отождествляя понятия гипноз и внушение, отрицали самостоятельность гипноза и существование его вне сферы вербального воздействия. С современных позиций следует признать, что, хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, но это отличающиеся друг от друга явления хотя бы уже потому, что в гипноз можно погрузить не только человека, но и животных, в то время как восприятие словесного внушения присуще только человеку. Было бы неверно думать, что изучением гипноза в 19 веке занимались исключительно в Англии и Франции. Большой вклад в исследование гипноза внес шведский психотерапевт Отто Веттерстранд, опубликовавший книгу «Гипнотизм и его применение в медицине», в которой он описывает особенности лечения гипнозом соматических заболеваний, болезни сердца, желудка, астмы, и впервые ставит вопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.
Немалую роль в развитии учения о гипнозе сыграли и труды немецких врачей Левенфельда и Молля. Одновременно с работами Шарко и Бернгейма, професеор физиологии Харьковского университета Даншевский в многочисленных экспериментах показал возможности гипнотического воздействия на животных. Он проводил исследовании на самых различных представителях животного мира: лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах, крокодилах, речных раках, морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах, рыбах и птицах. А в 1891 г. выступил с докладом на 4 съезде Обшества русских врачей в Москве, где убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, нанеся тем самым ощутимый удар по нансийской школе. На этом же съезде с докладом «Терапевтические приемы гипнотизма» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский. Страстный сторонник внедрения гипноза в лечебную практику, он говорил в своем докладе что смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами, можно только сказать, что невежды его достаточно понянчили и захватали руками. Прошло больше ста лет, но эти слова актуальны и сейчас. В начале 80-х гг. 19 века Токарский впервые начал читать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультете Московского университета. Известно о благосклонном отношении Токарского к народным целителям и служителям церкви, использовавшим методы прямого и косвенного внушения в лечебных целях. В 70--80-х гг. в селе Нахабино священник Сергий Пермский исцелял хронических алкоголиков. Он брал с них «зарок» не пить спиртного и при этом заставлял целовать крест и Библию, в проповеди, предшествующей ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновь начавший пить после «боговдохновленного зарока», совершает тяжкий грех.
Таким образом он излечил около 30000 человек, которые создали общины «чаепитников». Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев. Родился Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали в семье станового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическую академию. При этом не обошлось без курьеза, выяснилось, что этому огромному, похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет. Двери академии захлопнулись, но Бехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет. Способности и работоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателем академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-за чего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова, в те годы, ассистента И.Ф. Циона. В 1878 г. Бехтерев окончил академию и был оставлен в должности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял Мержеевский, ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии Балинского. В 24 года Бехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в 27 лет командируется за границу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получает официальное приглашение, подписанное министром народного просвещения, занять кафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характер ученого, прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.
Все требования Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется в Сальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатока мозга» Мейнерта и осенью приезжает в Казань. Там Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением. В 1893 г. в возрасте 36 лет Бехтерев назначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был отличным клиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом, относился скептически. Возможно, этому способствовал нездоровый гипнотический бум, который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России к середине 80-х гг. 19 века. Мержеевский добился решения Медицинского совета об осторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которому прибегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача. Заняв кафедру, Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом. Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложили выступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни, а позже, в 1903 году, эта речь была издана отдельной книгой: «Внушение и его роль в общественной жизни». Некоторые положения, высказанные Бехтеревым в этой книге, актуальны и в наши дни. Прежде всего, он четко разграничивает такие понятия, как убеждение, внушение, гипноз. Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь достижением нашего Я. Внушение, сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Гипноз, по Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом.
Внушения могут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера. Команда действует не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известной идеи. Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенно невольному и безотчетному подражанию. Сначала идеологическая обработка, потом строевая муштра, развивающая пассивную подчиняемость, потом приказ и солдат идёт исполнять его. Таков механизм поведения солдат на войне. Внушение, действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики. Пути передачи психического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем пути передачи мыслей посредством убеждения. Поэтому внушение представляет собой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение.
Внушение, обычно, сочетается с взаимовнушением и самовнушением, которые могут привести к психическим эпидемиям. Их характер определяется господствующими в данный период воззрениями. Так, для 16 века были характерны «эпидемии» колдовства, для17 века - бесноватость и одержимость, для 19 века - мании величия и преследования. Во времена Бехтерева верили в спиритов, в духов, не утихала деятельность мистификаторов и шарлатанов. Внушенные идеи Бехтерев называл «психическими микробами». Он говорил, что не подлежит сомнению, что психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения новых эпидемически распространяющихся учений. Всю свою сознательную и плодотворную жизнь ученый способствовал внедрению в практику медицины гипносуггестивной терапии. И когда в декабре 1927 году Бехтереву, в ту пору признанному лидеру отечественной невропатологии и психиатрии, предложили выступить на 1 Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных алкоголизмом. Триада условий, определяющих сущность и эффективность этого метода лечения, триада Бехтерева, не утратила своей актуальности и в наши дни. Она включает: разъяснительную беседу рационального плана; внушение в гипнозе; обучение участников группы формулам самовнушения. Этот доклад Бехтерев сделал за 30 ч до смерти.
История отечественной психотерапии, естественно, не ограничивается именами Данилевского, Токарского, Бехтерева. Большой вклад в развитие патогенетической психотерапии внес Мясишев, активизирующей терапии - Консторум, психосоматической терапии - Платонов, эмоционально-стрессовой терапии - Рожнов. За каждым из этих имен стоят десятки учеников. Отечественная психотерапия немыслима и без таких имен, как Рыбаков, Хорошко, Подъяпольский, Яроцкий, Лазурских, Нарбут, Неткачев, Гиляровский, Кутании, Стрельчук и многие другие. История отечественной психотерапии по существу является историей развития учения о гипнозе и внушении. Недирективные методы психотерапии, в том числе и психоанализ Зигмунда Фрейда, нашедшие в России благодатную почву в начале 20 века, были осуждены как метафизические, чуждые материалистическому мировоззрению, и на них было наложено табу. Следует отметить, что сам Фрейд сыграл отрицательную роль в истории развития гипнологии, совершив ту же ошибку, что и ортодоксальные гипнологи по отношению к психоанализу. Фрейд сначала интересовался гипнозом и ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме.
В 1910 году с кафедры Кларковского университета в Америке он говорил, что вскоре гипноз стал для него неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство. Только когда вы исключите гипноз, вы сможете заменить сопротивление и вытеснение и получите действительно правильное представление о патогенном процессе. Быстрое распространение идей психоанализа на Западе и авторитет Фрейда сыграли в этом свою роль. Интерес к гипносуггестивной терапии в странах Запада заметно снизился и только в последние десятилетия начал возрождаться снова. Решением Британской медицинской ассоциации в 1955 году гипноз был полностью реабилитирован в Англии.
В 1958 году Американская медицинская ассоциация официально включила гипноз в медицинскую терапию. В 1955 году во Франции была издана Медико-хирургическая энциклопедия, в которой гипнозу, посвящена отдельная глава. Однако лишь в 1965 году, после 65-летнего перерыва, в Париже состоялся 3 Международный конгресс по гипнозу. Это не значит, что психотерапия на Западе полностью ориентирована на внушение и гипноз, но время и здравый смысл способствуют все большему сближению директивных и недирективных методов психотерапии.
История гипноза — это одновременно и история человечества. Изменённые состояния использовались людьми с древних времён. Люди на протяжении всей истории общаются с богами, духами умерших, природой и т.д.. Эти состояния всегда описывались по разному. Но суть их оставалось одной и той же– пообщаться с так называемыми мудрыми сущностями и найти ответы на какие-либо мучающие человека вопросы. В наше время психологи понимают, что общаясь с духами, человек, просто напросто погружался в глубины своего бессознательного и общался с различными слоями своей же личности, таким образом, находя необходимые ответы. Но не каждый человек так хорошо знаком с техниками вхождения в изменённые состояния сознания. Для вхождения в такие состояния нужен проводник, который сможет безопасно ввести человека в это состояние, а так же в нужный момент вывести из него. Такими проводниками в древние времена были шаманы, жрецы, т.п..
Как становится ясно, гипноз существует примерно столько же, сколько существует человек. Но гипноз отнюдь не всегда был объектом научного изучения. История гипноза — это сложный многоэтапный процесс, основные ступени которого будут описаны ниже.
Период шаманов
Как упоминалось выше – древние шаманы владели гипнозом. Они интуитивно использовали трансовое состояние в целях терапевтического вмешательства. Транс помогал создать связь, соединяющую шамана, страдающего человека и божественную исцеляющую силу, которая снисходила на нуждающегося в ней человека. Некоторые элементы шаманского транса используются в наше время современными терапевтами.
Каждый шаман проходил инициацию, прежде чем заступить на свою мистическую должность. Инициация, это своего рода переход из одного состояния в другое. Это особый ритуал, пройдя который, человек награждался определенными качествами, которыми не обладал раньше. В качестве примера инициации можно привести вступление мальчика во взрослую жизнь. Такому мальчику приходилось проходить различные задания, которые ему назначались значимыми для него людьми. Также приходят на ум, знакомые многим из голливудских кинофильмов, сцены, когда группа людей, желающих вступить в студенческое сообщество, проходят разные подчас абсурдные испытания. Эти испытания вряд ли помогают людям в них участвующим разрешить какие-либо душевные неурядицы, но зато это помогает им начать считать себя теми, кто заслужил право называться членом сообщества.
Многие церковные ритуалы также являются инициациями. Самый распространённый из них – крещение. Понятно, что всё это основано на хорошо построенном внушении.
И это далеко не полный список всех видов данного ритуала.
Гипноз шаманов до сих пор имеет место быть в некоторых частях света, таких как: Южная Америка, Африка, Сибирь.
Месмерианский период
В 1760 году в Париж приехал молодой австрийский учёный для того, чтобы разработать новый метод лечения, который он называл животным магнетизмом. Франц Месмер покинул Вену и переехал в Париж с целью выдвинуть перед научным сообществом Франции свою теорию. В своей научной теории он говорил о том, что есть особая субстанция – флюид, которая циркулирует во всей вселенной и в том числе в человеке. Когда циркуляция потока флюида гармонична, состояние здоровья хорошее, а если циркуляция по каким-то причинам нарушается, то нарушается и здоровье. Когда к Месмеру приходили клиенты, он проделывал, так называемые магнетические пассы (особые движения руками) и тем самым гармонизировал потоки флюида.
Сейчас психологам понятно, что ключевую роль в этом методе играл авторитет врача и его умение делать нужные внушения. Это помогало клиентам начинать верить в возможность своего полного выздоровление. Этакий эффект плацебо. Но для того, чтобы возник такой эффекта, необходимо было ввести клиента в особое состояние сознания, в котором он становился более открытым для позитивных изменений.
В настоящее время методами Месмера практически никто не пользуется, но его работа послужила толчком для развития дальнейших теорий.
Роль Джеймса Брейда
Джеймс Брэйд был тем человеком, который дал гипнозу имя. Он назвал рассматриваемый феномен именем греческого бога сна Гипноса .
Брейд считал, что гипнотизируемые впадают в особый нервный сон. Будучи хирургом-офтальмологом, он решил, что этот сон может быть вызван утомляемостью глаз, поэтому он просил пациентов фиксировать свой взгляд на блестящих предметах. Брейд настоятельно подчеркивал, что причины этого сна лежат не в личности того, кто усыпляет, а в самом пациенте, в своеобразном состоянии его нервной системы, в его способности к самовнушению, в умении вызвать такое особое состояние своей нервной системы. Брейд указывал, что это особое состояние возникает совершенно закономерно в результате сосредоточенности взора и внимания, а также полного расслабления мышц находящегося в покое тела пациента и непроизвольно наступающего замедления дыхания. Стоит подчеркнуть, что все эти процессы сопровождались словесными внушениями терапевта.
В состоянии гипноза пациенты Брейда могли, посредством внушения, терять чувствительность отдельных частей тела, что подтверждалось отсутствием реакции пациента на прокол руки медицинской иглой.
Подобные опыты подтолкнули некоторых учёных к проведению операций под гипнозом без каких либо обезболивающих средств. Многие из них добились успехов на это поприще.
Вклад Жана-Мартена Шарко
В дальнейшем изучению вопросов, связанных с гипнозом были посвящены работы Шарко в Париже. В то время Шарко был невропатологом с мировым именем, а труды о нервных болезнях представляли целую эпоху в науке. Транс у своих пациентов Шарко вызывал посредством внезапных, коротких, сильных раздражений органов зрения, слуха и осязания. При этом словесным внушениям он придавал второстепенное значение. Свои исследования Шарко проводил на двенадцати пациентах больных истерией и внешнее сходство гипнотических явлений с истерическими привели его к неправильным выводам о том, что в гипноз можно ввести только истерических больных.
Согласно взглядам Шарко, гипнотическое состояние является ничем иным, как искусственным или экспериментально вызванным нервным состоянием, искусственным неврозом, способы вызывания которого могут быть физическими и психическими.
Взгляды Бернгейма
У Ипполита Бернгейма, живущего в Нанси, сложилась другая точка зрения на это явление. По его мнению, в основе гипноза лежала свойственная нормальной человеческой психике внушаемость. Гипноз же – это внушённый сон, который может быть вызван у большинства здоровых людей путём словесного внушения, и который может иметь различную глубину. Школа Бернгейма впервые показала, что в транс можно ввести человека и в бодрствующем состоянии. Однажды он бросил крылатую фразу: «Гипноза нет, есть только внушение!»
Поскольку Шарко изучал явление гипноза у больных истерией, а Бернгейм – у здоровых людей, то эти исследователи пришли к различным теоретическим выводам. В итоге разгорелся спор между Парижской и Нансийской школами. Они спорили о том кто первым начал изучать гипноз и применять его в лечебной практике. Но по сути обе эти школы сделали определённый вклад для введения гипноза в науку и во врачебную практику в частности.
Бехтерев и Павлов
В.М. Бехтерев считал, что способами воздействия одних лиц на поведение других являются: прямой приказ, личный пример, убеждение и внушение. В отличии от убеждения, которое действует на другое лицо силой неопровержимых доказательств и логических умозаключений, внушение не требует вообще никаких доказательств и не нуждается в логике. Внушение, как подчеркивал Бехтерев, в отличии от убеждения, проникает в психическую сферу без активного внимания, входя без особой переработки и укрепляясь там, как всякий предмет пассивного восприятия.
Павлов отмечает, что внушаемость основана на легком переходе в тормозное состояние корковых клеток. При этом – «основной механизм внушаемости, есть разорванность нормальной более или менее объединённой работы всей коры». Она обусловлена отсутствием обычных влияний со стороны остальных частей коры. Именно поэтому внушаемость не поддаётся их контролю и влиянию. Внушаемость характеризуется повышенной восприимчивостью второй сигнальной системы коры головного мозга.
Глава первая. История гипноза
Гипноз, несмотря на всю свою загадочность, известен человечеству очень и очень давно: его практиковали еще в глубокой древности жрецы государства Шумер, о чем сохранились письменные свидетельства. В античном мире гипнотический транс играл довольно-таки важную роль, ведь на его основе строилась практически полностью система пророчеств, которым в те времена придавалось большое значение. Достаточно вспомнить мифы, чтобы понять, как часто обращались люди к оракулам. Между тем, использовались гипнотические техники не только посвященными, то есть жрецами богов и оракулами-предсказателями. Историкам известно, в частности, что древнеримского философа Апулея, знаменитого своими произведениями, современники уличали в том, что он гипнотизирует своих рабов, чтобы постараться получить от них предсказание будущих событий.
Транс, внушение, гипнотический сон – все это названия и стороны одного явления, психические феномены, известные с тех времен, когда человечество жило в условиях родоплеменного строя. Шаманы и колдуны всего мира до сих пор практикуют гипнотические состояния, достигая состояния транса различными способами. Кто-то использует для концентрации ритмические удары и традиционные инструменты, другие прибегают к помощи психотропных веществ, которые содержатся в различных растениях или грибах. В оккультизме без транса не обходится почти ни один обряд. Возможно, именно благодаря таким способам применения гипноза и создался вокруг этого феномена флёр таинственности.
В научной же традиции открывателем гипноза и первым в мировой истории психотерапевтом, работавшим с прямым воздействием на сознание, принято считать доктора Месмера. Практически все современные методы, которые используются в психотерапии вместе с гипнотическим воздействием, а также весомая часть психологических техник, связанных с внушаемостью, восходят именно к его трудам и работам, а также основываются на его опытах и экспериментах.
Франц Антуа?н Месмер родился в восемнадцатом веке, он являлся уроженцем города Вены. В 1780 году во время пребывания в Париже он впервые в мире выступил с подробной лекцией, где описал свою теорию «животного магнетизма» – так он называл гипноз. Согласно ей, при помощи магнетических пассов и других специальных приемов гипнотизер в состоянии пробуждать некие флюиды. Эти флюиды, по его убеждениям, изначально находятся во всяком живом существе. А в человеке этих флюидов особенно много. Поэтому ими можно научиться управлять, чтобы с их помощью оказывать целительное воздействие либо же внушение.
Доктор Месмер был для современников и остается для потомков личностью поистине легендарной. Его слава была в чем-то сродни славе графа Калиостро. В точности такие же невероятные слухи ходили вокруг его имени. Современники именовали Ме?смера и волшебником, и чернокнижником и даже приписывали ему связь с дьяволом. Стоит сказать, что фантастическая слава была вполне им заслуженна. Дела Месмера поражали воображение. Он поочередно внушал людям, что те находятся во льдах на севере или на пляже под палящим солнцем – и участники его экспериментов при этом то замерзали, то страдали от жары, обливаясь потом. Он обезболивал методом работы с сознанием вплоть до полной анестезии и абсолютного устранения боли, он первый задолго до других известных личностей начал заряжать воду и различные предметы, передавать с их помощью определенные установки. Как итог – его известность и популярность была такой, что современные звезды кино могут только позавидовать: стоило ему всего лишь показаться на улице, как буквально толпы больных бросались к нему с единственной целью – только дотронуться до его одежды. Люди верили, что он может помочь. Естественно, это касалось не только бедных горожан. Понятно, насколько серьезное недовольство и раздражение такая известность и влиятельность вызывали в определенных кругах.
Наконец число обратившихся к нему пациентов во много раз превысило все, даже самые фантастические, возможности Месмера, и тогда он пошел на беспрецедентный шаг. Великий гипнотизер заявил, что «зарядил» луну и люди могут исцеляться, просто глядя на нее. После этого случая, уже вышедшего за грани разумного, Парижская академия наук, изучившая эксперименты Месмера, объявила великого «магнетизера» обычным шарлатаном и жуликом. По мнению научного сообщества, результатам опытов не нашлось никакого – ни научного, ни хотя бы просто рационального – объяснения.
Несмотря на дискредитацию Месмера, его дело продолжил ученик – маркиз де Пюисегюр. Именно ему принадлежит заслуга научного открытия таких сложных явлений, как постгипнотическое внушение и сомнамбулизм. Занимался вопросами гипнотического транса и аббат Фариа? (тот самый, о котором говорил в своем знаменитом романе "Граф Монте-Кристо" Дюма-отец). Очевидной заслугой этого исследователя является то, что он первый открыл закономерность: без целенаправленного внушения никакой гипноз невозможен. Помимо прочего, именно он опробовал и разработал известный теперь всем гипнотизерам прием, который дает возможность специалисту по проведению гипноза и погружению в транс усыпить пациента и в этом состоянии производить эффективное внушение во сне. Фариа был арестован по обвинению в участии в политическом заговоре, после чего 17 лет провел в замке Иф. Именно об этом периоде его жизни упоминается в романе Дюма. В течение всего срока тюремного заключения он продолжал развивать свои идеи и совершенствовался в самовнушении. Сразу после выхода на свободу Фариа продолжил дело Месмера, он сам проводил в Париже сеансы "магнетизма" как тогда называли гипноз. Однако церковь запретила ему вести подобную деятельность, Фариа подчинился и признал, что занимался греховным делом. Тем не менее, уже на исходе своей жизни Фариа все же написал книгу «О причинах ясного сна, или Исследование природы человека», в которой почти полностью изложил свои открытия и взгляды.
В начале двадцатого века был открыт совершенно новый подход к проблеме; его нашел Иоганн Шульц, который фактически сделал довольно-таки успешную попытку применить теорию и практику индийских йогов, известную с древних времен, в европейской науке. Оригинальный сплав того и другого, созданный Шульцем, в итоге превратился в аутогенную тренировку – современный метод, без которого на сегодня психотерапию представить просто невозможно. Эта методика применяется и в быту, и в других областях, она широко распространена и дает результаты.
В России первооткрывателем в области изучения явлений гипнотического транса стал ученый с мировым именем Иван Павлов. С точки зрения его исследований, в коре головного мозга существуют процессы возбуждения и торможения. В состоянии бодрствования доминирует процесс возбуждения, а в состоянии сна, соответственно, торможения. Гипноз же, в соответствии с теорией Павлова, создает очаг возбуждения в коре, которая в целом находится в состоянии торможения. Получается, что вся кора спит. В этом случае мозг не может правильно осмыслить команду гипнотизера, которая поступает через очаг возбуждения. Таким образом человек подчиняется команде. Ограничения павловского понимания гипноза связаны с тем, что, согласно его теории, гипноз – это всегда сон.
Однако довольно скоро было установлено, что далеко не все зафиксированные явления, связанные с гипнотизмом, можно однозначно объяснить, используя лишь понятия возбуждения и торможения. Как бы то ни было, все прочие теории объясняли природу гипноза еще хуже. То есть не объясняли почти ничего.
Сегодня однозначно подтвердилось, что учение Павлова на самом деле раскрыло природу очень многих процессов, связанных с состоянием гипноза. Исследования продолжали и другие видные ученые, работы Сеченова и многих других специалистов существенно помогли разобраться в природе такого явления, как гипноз. На Западе науки, посвященные особенностям работы психики, развивалась гораздо более активно, и перечислять всех ученых, которые многое сделали для развития и исследования гипноза, было бы слишком долго и утомительно.
Благодаря обширным исследованиям можно смело говорить о том, что на сегодня мы знаем о гипнозе и внушении очень много. Более того, мы умеем применять его на практике, и применять успешно. Однако многое остается для нас загадкой. Это связано с тем, что до сих пор существуют непреодолимые преграды для любой научной теории, которая пытается объяснить весь комплекс явлений гипноза и внушаемости, так как эти явления неизменно уводят нас в сферы паранормального, того, что академическая наука пока не признает фактом. А техническая сторона исследований на данный момент все еще несовершенна. Кроме того, ставить эксперименты на человеке и человеческой психике не всегда этично, это запрещается и является незаконным. Так что в том, что касается гипноза, часто приходится полагаться только на опыт отдельных гипнотизеров.
Однако систематизировать существующие знания и изучить что-либо о гипнозе нужно и полезно.
Из книги Счастье, когда тебя понимают, или Стрелы убедительности автора Власова Нелли Макаровна Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон АлисияСекреты сценического гипноза Многие боятся гипноза, но не знают почему. Часто подобные предубеждения основываются на том, что люди видят на сцене. Им кажется, что под гипнозом они будут совершать разные глупости и кудахтать, как курицы.В сценическом гипнозе есть масса
Из книги «Чёрные буйволы бизнеса» автора Соколов ДенисГлава первая Дешевле оболванить конкурента, чем c ним бороться Давайте представим, что у вас есть станок, который лучше всего в мире обрабатывает дерево. Скажите, выгодно ли вам продавать свой станок и чертежи по его изготовлению той стране, у которой много дерева?
Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.Защита от гипноза На всех уровнях существования мы сталкиваемся с разнообразными формами насилия, то есть воздействия материальных, душевных или духовных сил, направленных на предотвращение или устранение какого-либо состояния. Особенно опасно применение силы и
Из книги Психотехники влияния. Секретные методики спецслужб автора Лерой Дэвид Из книги Гипноз. Как использовать и противостоять автора Филин АлександрГлава третья. Виды гипноза Вообще гипноз бывает очень и очень разным, но все его виды можно условно поделить на два типа: скрытые и
Из книги Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса автора Уильямсон МарианнаГлава четвертая. Тайны гипноза 4.1. Может ли гипноз полностью устранять боль? Первоначально гипноз применялся в медицине именно в качестве обезболивающего, хотя в то время слово «гипноз» не употреблялось. Именовалось гипнотическое воздействие магнетизмом, а первые
Из книги Капитализм без эгоизма автора Ланнон Лиза4.2. Можно ли с помощью гипноза раскрыть творческие способности? Раз гипноз прямая дорога к подсознанию, значит, и способности свои можно значительно развить с его помощью. С одной важной оговоркой – нужно обладать или определенными задатками или иметь навыки
Из книги Мечта на миллион автора Берязева Наталья Александровна5.2. Что лечат с помощью гипноза? Гипноз, без сомнения, эффективный метод, помогающий усилить основную терапию. В психиатрии гипноз помогает добиться выдающихся результатов. Но, во-первых, одной психиатрией сферы использования гипнотического воздействия не
Из книги Библия личных финансов автора Евстегнеев Александр Николаевич Из книги Апгрейд мышления: Взгляд на бизнес с высоты 10 000 метров автора Кордок Ричард Паркс Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон ЮэлльГлава первая Пинок судьбы Ситуация! Все и сразу. Уволили с работы. Восемнадцать лет я сидела и ничего не делала. Самой было уже стыдно. Да и надоело до чертиков. И клиентам моим надоела. Думала много раз, надо заканчивать эту тягомотину. А тут бах! Вы уволены. Получите,
Из книги автора Из книги автораГлава первая Почему вечно так получается, что чем важнее дело, тем скорее ты ухитряешься сделать все не так? Том знал, что выехал в аэропорт слишком поздно. Опять закопался: еще один телефонный звонок, судорожные поиски бумаг, относящихся к проекту, последняя чашечка кофе...