Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности - это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.
Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.
Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.
Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?
Происхождение способностей и их структура
Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.
Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.
Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.
Задатки – природная основа способностей
Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.
- Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
- К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
- Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, - необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.
Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.
Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.
Социальный фактор
Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной . И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.
- Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
- Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое .
- Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.
Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.
Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.
Что такое склонности
К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.
- Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
- Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.
Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.
Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.
Виды способностей
В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.
- Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
- Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.
А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.
К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.
А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.
Уровни развития способностей
Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.
- Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
- Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа , нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.
Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.
Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.
англ. abilities, aptitudes, capabilities) - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплое). С. можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В. Д. Шадриков.)
Теплов разделял С. и задатки С. - врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития С. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что С, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства н. с.
Существует 2 варианта классификации С: 1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные). Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что они "задействованы" в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Специальные С. не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования (см. Тесты способностей, Тесты специальных способностей).
Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С, от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а др. индивидуально-психологическими особенностями.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория "интеллектуального климата" семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая).
Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. В современной психологии С. можно выделить след. предметные области: 1) психогенетика С, 2) психофизиология С, 3) общая психология С, 4) дифференциальная психология С. и психодиагностика С., 5) С. и деятельность, развитие С, 6) социальная психология С, 7) "обыденная психология" С. ("имплицитные теории", фолк-психология). Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. (В. Н. Дружинин.)
СПОСОБНОСТЬ
определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу и индивидуально варьирующие. Подчеркиванием связи способностей с успешным осуществлением деятельности круг индивидуально-варьируемых особенностей ограничивается лишь теми, что обеспечивают эффективный результат деятельности. Итак, в число способностей не попадают свойства темперамента и характера. А слово готовность еще раз ограничивает круг обсуждаемых свойств, оставляя за его пределами навыки, умения и знания.
Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоей деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.
Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей (-> сенситивность возрастная). Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты (-> тест достижений; тест интеллекта; тест креативности).
Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:
1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (-> интеллект);
2) специальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности (-> способность специальная).
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства процессов нервных, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.
В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики: конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности асимметрии межполушарной мозга головного и пр. Именно это своеобразие индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе овладения знаниями и умениями.
Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, нужных для успешного выполнения соответственной деятельности. Личность как носитель определенных качеств имеет потенции для развития способностей. Эти потенции превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря коей достигается успех деятельности. Способности очень динамичны, подвижны; взаимодействие разных качеств психических при выполнении различных видов деятельности может выявлять и формировать новые - для данной личности - способности.
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоей деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может реализоваться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую способность.
Как показатели способностей могут рассматриваться:
1) темп продвижения в овладении деятельностью;
2) широта переноса формирующихся психических качеств;
3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
Способность
Качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той ли иной деятельностью. К примеру, мы можем обладать спортивными, интеллектуальными, математическими способностями и так далее.
Способности
Специфика. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности.
В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные.
СПОСОБНОСТЬ
Качества, возможность, умение, опыт, мастерство, талант и др., которые позволяют совершать определенные действия в заданное время Суть в том, что человек должен выполнить задачу сейчас, дальнейшие упражнения не нужны. Таким образом, различение проводится между способностью и годностью. Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определенного уровня развития способности. Примером тестов, определяющих способности, являются тесты на выявление уровня интеллекта.
Способности
свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Среди общих способностей различают интеллект, обучаемость, креативность.
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстроту и легкость их приобретения.
СПОСОБНОСТИ
1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой-л. деятельности. Наиболее общая С. человека – чувствительность. 2. Под С. в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. Формирование С. предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития способов деятельности. Т. е. С. человека определяются не только деятельностью его мозга, наследующими анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но, прежде всего, степенью достигнутого человечеством исторического развития. Для конфликтологии С. важны не столько сами по себе, сколько в их соответствии уровню притязаний личности и адекватности их представленности в Я-концепции человека. Прямое влияние на поведение человека оказывают его С. понять интересы оппонента, часто скрытую суть конфликта, его отсроченные негативные последствия, пожертвовать чем-то ради др. человека или интересов дела и др.
Способность
1. природная одаренность. Предполагается, что одаренность не может быть приобретенной даже посредством умелого обучения. В тестировании одаренностью считается показатель JQ, неизменно, то есть в регулярных и на протяжении многих лет тестированиях превышающий 120%; 2. умение что-либо делать (в отличие от готовности, которая представляет потенциал, возможность это делать); 3. в когнитивистике – объем информации, которую данная система может обрабатывать;
Способности
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности можно классифицировать на: 1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); 2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом; d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся. Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одаренность (см.Одаренные дети). Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества. В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одаренности некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая. - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.) См. также Одаренные дети
Отличное определение
Неполное определение ↓
А вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.
Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.
Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:
- Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
- Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
- Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.
Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.
Структура
Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы - общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.
Уровни
Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности - это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.
Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.
Психология и педагогика
Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?
Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.
- Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
- Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами - «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
- Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).
Изучение таланта
Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки - философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.
Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.
Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.
Направления
В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое - психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).
Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.
Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».
Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.
Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.
Способности
Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования - это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.
Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.
Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.
А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология - очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.
Виды
Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.
Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.
Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.
Состав дарований
Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования. Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности. К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.
Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.
Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций. С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.
Основы способностей
Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.
А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.
Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.
Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:
- Общечеловеческие умения - в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества - аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
- Общие дарования - «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
- Специальные умения - продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.
Одарённость
Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» - высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.
Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они - воплощение задатков.
Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.
Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения - это простота.
И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.
Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.
Б. М. Теплов
А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.
Он - блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности. Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга - основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.
Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.
Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:
- репродуктивный;
- творческий;
- реконструктивный.
Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. способность задаток психологический социальный
Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.
Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.
Другое важное условие их становления - социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей. Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.
Советский психолог А.В. Петровский образно сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развиваться: подобно тому, как брошенное зерно -- это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т.п.), так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда.
Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Выделяют следующие уровни способностей : репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности. Рассмотрим каждую из названных групп способностей в отдельности.
Природно обусловленные -- такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.
Социально обусловленными или приобретенными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие. Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности. Однако вопрос о зависимости их развития от организма или среды до сих пор остается открытым. Замечено, что при прочих равных условиях такие способности быстрее и лучше развиваются у одних людей, чем у других, что, по-видимому, свидетельствует о существовании врожденных задатков к развитию этих способностей. Вместе с тем, эти задатки до сих пор не изучены.
Общими обычно называют способности, которые могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные способности человека.
Специальными называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей. Это, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и многие другие способности.
Предметными называют способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).
Коммуникативные -- это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.
Концепции способностей человека:
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях.
1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. Она утверждает, что способности -- биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий. Следует сказать, что применявшаяся ими методика исследования не
выдерживает научной критики, а выводы являются классово тенденциозными. В свое время В.Г . Белинский справедливо писал, что природа действует слепо и не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен из народа, то только потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду, обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и
поруганный. В новейшее время приверженцы концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых близнецов. Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых. Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.
2. В противоположность первой концепции способностей вторая находит, что способности всецело определяются средой и воспитанием. Так, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого -- только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной. Буржуазные идеологи и из этой концепции делают реакционные выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности зависят от среды, то дети рабочих, развивающиеся в тяжелой социальной среде с низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности. На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И, наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей.
3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.
Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. К. Маркс указывал, что "человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечении". Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика понятия "способности". Классификация и виды способностей человека. Формирование и развитие одаренности, таланта, гениальности. Организация экспериментального изучения психологических способностей будущих педагогов. Анализ результатов.
курсовая работа , добавлен 27.01.2016
Понятие индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности к обучению, творчеству, предметной деятельности. Задатки как предпосылки способностей, их становление.
курсовая работа , добавлен 06.03.2014
Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.
реферат , добавлен 01.12.2010
Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.
реферат , добавлен 27.11.2010
Общая характеристика способностей, их классификация. Развитие способностей, их исследование и измерение. Интеллектуальные способности: конвергентные и дивергентные. Проблемы в изучении интеллектуальных способностей. Обучаемость, познавательные стили.
реферат , добавлен 23.04.2010
Природа человеческих способностей, их классификация и структура. Зависимость развития способностей от обучения, условия их формирования и развития. Качественные и количественные характеристики способностей человека. Коэффициент умственной одаренности.
курсовая работа , добавлен 09.11.2010
Теории способностей, западная традиция их изучения. Френология - учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Концепция способностей Ф. Гальтона и В. Вундта. Показатели и критерии развития способностей.
курсовая работа , добавлен 28.07.2012
Классификация, структура, уровни развития и проявления способностей (талант, гениальность). Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека. Развитие способностей у детей в процессе обучения и воспитания, индивидуальные различия.
реферат , добавлен 08.05.2011
Понятие способностей, их структура, условия проявления, формирование и развитие, качественные и количественные особенности. Единство способностей и умений, знаний, навыков. Математические способности школьников. Свойства педагогических способностей.
контрольная работа , добавлен 30.11.2011
Способности, как индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, этапы их формирования. Сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, мыслительные, коммуникативные способности. Механизм развития творческих способностей младших школьников.