Традиционный костюм этнографической группы цыган-кэлдэраров исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды.
Мужской традиционный костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкой. На его формирование оказала влияние венгерская национальная одежда . Мужской цыганский костюм к настоящему времени давно уже утратил этнический колорит и ничем не отличается от современного городского костюма. Но многие еще вспоминают о мужских цыганских поясах, кожаных или тканых, вышитых бисером, иногда украшенных металлическими или золотыми бляшками, сапогах с высокими голенищами, широких рубахах навыпуск.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается. К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.
Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала.
Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.
Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Эти жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари еще можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы. Поверх кос надевается косынка дикло - традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручиваются. Праздничные дикло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а в прошлом к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты.
Традиционными для цыганских женщин считаются украшения из золота.
В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Будучи необходимой деталью костюма, он выполнял и другие функции. Из широкого платка могли устроить небольшую палатку для рожающей женщины, в большой шерстяной платок пеленали новорожденного.
В цветовом решении костюма предпочтение отдается ярким расцветкам, богато орнаментированным цветовым узорам. До настоящего времени существуют и определенные цветовые запреты. Молодухе, недавно вышедшей замуж, до года не разрешается носить одежду желтого цвета. Нежелательным для женского костюма считается и черный цвет.
Несколько отличался традиционный костюм невесты. Раньше традиционный цыганский костюм у невесты лишь дополнялся венком из восковых белых цветов с фатой, к венку часто прикрепляли разноцветные ленты и цветы из бантов. Сегодня цыганскую невесту, так же как и у всех невест, одевают в белое платье с фатой.
Женский костюм молдавских цыган продолжает сохранять традиционный вид. Женщин именно этой группы цыган и сегодня можно отличить по костюму от русских цыган и др. До настоящего времени традиционный костюм изготавливается самими цыганками, часть вещей, как и раньше, шьется на руках. Однако его сегодня носят лишь замужние женщины. Девушкам разрешается носить обычную одежду.
Цыгане - весёлый и кочующий народ, который свято чтит свои традиции. Песни, пляски - это то, без чего его нельзя себе представить. Поэтому и неудивительно, если вы решили в качестве выбрать образ цыгана.
Как выглядит наряд?
Сейчас можно купить различные готовые костюмы, в том числе и цыганские. Но если вы хотите попробовать себя в роли дизайнера и швеи, тогда вам будет весьма полезна следующая информация. Костюм цыгана для мальчика состоит из таких деталей, как:
- штаны;
- рубаха;
- головной убор;
- обувь;
- дополнения к образу.
Можно на примере взрослых костюмов посмотреть, как выглядит один из вариантов цыганского образа.
Штаны
Для начала хочется отметить одну - это возможность перешить или использовать имеющиеся в гардеробе вещи. Итак, если у ребёнка найдутся тёмного цвета штаны, то можете их использовать. Если же нет, то придётся пошить самостоятельно. В таком случае лучше выбирать атлас или шёлк, ведь нам необходимо создать праздничный и нарядный костюм цыгана. Правильно снимите мерки с ребёнка и приступайте к пошиву.
В готовом виде штаны должны быть широкими и свободными. В идеале нужно использовать чёрную ткань, но за неимением таковой - тёмно-коричневая или серая тоже подойдёт. По желанию можно украсить низ штанин золотой фурнитурой или тесьмой.
Есть ещё один вариант брюк - это широкие бриджи, длиной до колен. Внизу штанин можно создать эффект рваной ткани. Но при выборе такого варианта необходима особенная обувь, о которой мы расскажем дальше.
Если вы не хотите создавать костюм цыгана слишком ярким и блестящим, тогда выбирайте ткань без блеска и шика, это может быть лён или хлопок.
Верх костюма
Эта часть костюма представляет собой рубаху с широкими рукавами. Если вы решили пошить костюм цыгана своими руками, то советуем придерживаться основного правила - использовать одинаковый материал. Если ваши штаны пошиты из атласа, то для рубахи используйте тот же материал, только другого цвета.
Как вы можете видеть на фото, рубашка этого костюма не похожа на то, что привыкли носить мы. Поэтому использование имеющейся одежды тут не подходит.
Рубаха шьётся без пуговиц, только несколько сверху, и то не обязательно. Можно сделать V-образный вырез, что будет смотреться весьма эффектно.
С тканью разобрались, теперь переходим к выбору цвета. Как уже говорилось выше, костюм цыгана не имеет чётких правил и границ. Это касается цветовой гаммы рубах, поэтому смело выбирайте красный, жёлтый, зелёный и другие яркие цвета.
Хочется также отметить, что цыгана по желанию можно дополнить жилеткой. Пошить её мы советуем из того же материала, что и весь наряд. А вот цветовую гамму соблюдать при этом необязательно. То есть жилетка может контрастно отличаться от цвета штанов и рубашки. В результате получается интересный и яркий костюм цыгана. Фото такого варианта можно посмотреть ниже.
Головной убор
Для большей гармонии образа практически всегда используют косынку. Она может покрывать полностью всю голову либо же выглядеть как повязка. Если после пошива костюма у вас остались лоскутки ткани, то можете их использовать в качестве повязки.
Цвет этого аксессуара не имеет принципиальной разницы. Можете использовать яркие оттенки, которые сочетаются с общим фоном костюма.
Но и это ещё не всё, в качестве уникального головного убора часто используют шляпу. Причём её надевают непосредственно на повязку или косынку. Хочется отметить, что такое смелое решение делает костюм цыгана интересней.
Теперь отметим, что головной убор не является обязательной частью образа. Поэтому если у вас нет возможности или желания его использовать, то вполне можно обойтись без него. На следующем фото можете посмотреть пример того, как может выглядеть костюм цыгана без головного убора.
Обувь
Вы думаете, что ни один карнавальный костюм не может обойтись без обуви? Ошибаетесь, костюм цыгана как раз такой. Цыгане - народ небогатый, который любит свободу. Поэтому они часто бывают босоногими. Но мы говорим о детских костюмах, а значит, должны помнить о безопасности малышей. Такой вариант уместен, если костюм надевается на пляже. В детских лагерях часто устраивают карнавалы, вот для такого случая подойдёт босоногий костюм цыгана.
Для другого же варианта выбирают туфли или ботинки чёрного цвета. Подойдут любые, имеющиеся в наличии. А теперь поговорим об обуви, которая выбирается под бриджи. Мы уже говорили, что вместо брюк можно сшить бриджи, которые имеют рваный низ. Так вот под них лучше всего подходят высокие сапоги, тёмного цвета.
Хотя сапоги отлично сочетаются и с брюками, но не всегда удобно их надевать из-за большого количества ткани. В общем, как видите, выбрать обувь под костюм цыгана не составит труда.
Дополнения
К одним из основных дополнений костюма можно отнести пояс. Практически в каждой вариации костюма можно увидеть, что брюки и рубашка соединяются при помощи пояса. Для того чтобы его изготовить, ничего особенного не нужно. Длинная плотная ткани - и есть пояс, который нам необходим. Но опять хочется сделать акцент на том, что его лучше шить из той же ткани, что и весь костюм.
Цвет пояса можно сочетать с косынкой, а можно, напротив, сделать контрастным на фоне костюма. Он должен быть достаточно широким и завязываться набок, чтобы концы оставались свободными.
Как мы уже говорили, цыгане - народ музыкальный, вот и можно выбрать в качестве дополнения к костюму небольшой инструмент. Это может быть бубен или сопилка.
Для выступлений.
А недавно задумалась, почему такой тип костюма — пышная юбка с воланами, блуза с широкими рукавами, золотые украшения — считается эталоном? Ведь все мы знаем, цыганки должны быть одеты в пестрые, очень пышные юбки, с обязательной розой в прическе и множеством золотых украшений. Мужчины - в красных рубахах, с кольцом в ухе и обязательно с медведем. Откуда пошло это представление? Стала читать, интересоваться, и вот какую информацию о цыганском костюме я нашла. Мне это кажется интересным. Надеюсь, и вам тоже.
Цыгане - древний народ, выходцы из Индии. Считается, что в Индии они относились к одной из низших каст, и это стало одной из причин их исхода оттуда. Далее цыгане расселились по всему миру. Изо всех стран и мест, где они жили, они вбирали культуру местного населения. Это сказывалось и на одежде. Цыгане всегда были бедны, поэтому их одежда была добыта у местного населения, или куплена по дешевке, или попросту украдена.
Есть у всех цыган общие черты и традиции, которые присущи всем группам.
Первое - это понятие «скверны». Считается, что вся нижняя часть половозрелой женщины нечиста. Поэтому цыганки всегда закрывают ноги, хотя могут ходить с практически обнаженной грудью, совершенно этого не смущаясь. Все, что соприкасается с ногами женщин - нечисто: юбка, обувь, пол и т.п. Кстати, интересный факт, некоторые группы цыган считают, что женщина осквернит весь дом, если поднимется на второй этаж. Поэтому они либо живут в невысоких домах, либо не разрешают взрослым женщинам подниматься на второй этаж. Но не все группы цыган думают так. Некоторые считают, что перекрытия хорошо предохраняют от скверны.
Кстати, слышала такую историю. В одном цыганском поселении как-то раз с утра один цыган увидел на своей машине женские туфли. Или кто-то подшутил, или решил осквернить его машину, неизвестно. Но, машину продали на следующий же день.
Возвращаясь к скверне, скажу то, что некоторые цыганки дополняют свой костюм фартуком, чтобы юбкой не осквернять вещи, до которых будут касаться другие люди.
Также заметной особенностью цыганок можно назвать то, что они носят своих детей на спине. Это стало необходимостью в их кочевой жизни, когда ребенка везде нужно было брать с собой.
Также все мы знаем огромную любовь цыган к украшениям, особенно золотым. Но это очень легко объясняется. Если, к примеру, европейский человек заработал много денег, он купит себе хороший дом, землю. А у цыган с древних времен постоянного дома не было и становиться оседлыми у них желания (или возможности) не было. Поэтому на заработанные деньги они покупали украшения и одевали все на себя, чтобы не потерялось.
Также интересно то, что цыганки ходят босые. Эта привычка у них зародилась еще в Индии.
Изменения костюма цыган можно разделить на периоды
1. Византийский период.
В XII – XVII в.в. цыгане, впервые появившись в Европе, выглядели очень необычно. Они долгое время прожили в Византии, и это наложило отпечаток на их костюм. Они носили нижнюю длинную рубаху и плащ.
Мужчины носили длинные бороды и серьги в ушах, что было в диковинку в Европе в то время. На головах у женщин были тюрбаны, одеты они были в длинные просторные рубахи у сверху носили покрывало, в которое заворачивали младенцев.
Цвета одежды были достаточно темными, серыми, коричневыми. Это можно объяснить как тем, что цветные красивые ткани в те времена стоили дорого, так и тем, что цыгане носили свою одежду подолгу, она выцветала и пачкалась, приобретая мрачный оттенок.
2. Период адаптированного костюма XVII — сер. XIX в.
В XVII веке по всей Европе были приняты антицыганские законы. Поэтому цыгане стали стараться одеваться в европейские платья, которые носились в стране, где они находились.
В этот период шли заимствования одежды, обстановки у жителей мест, где находились цыгане. В России, например, цыганки одевали кокошники, сарафаны, в их домах появились иконы и самовары. В Европейских странах происходило то же самое. Цыганки смело одевали лифы со шнуровкой, капоры и корсажи.
В это время у румынских и венгерских цыган начинают проявляться признаки костюма, который мы сейчас считаем традиционным.
Особенно хочется выделить такую группу цыган, как кэлдэрары (или котляры). Это цыганская этническая группа, которая сформировалась на территории Румынии.Именно они и создали «настоящий цыганский костюм ».
Их вклад в появление всем нам знакомого цыганского костюма можно выделить в отдельный период:
3. Считается, что котляры синтезировали в костюме все лучшее, что было у западных и восточных цыган.
Обязательными атрибутами костюма цыганки стали юбка, косынка и фартук.
Юбка длиной до щиколотки собиралась на талии в складки. Спереди обычно делали разрез, чтобы женщина могла одевать юбку не через голову, чтобы не осквернить верхнюю часть тела. Для той же цели служил и фартук. Также цыганка обязательно носила косынку, которую умела завязать множеством разных способов. А под фартуком женщины носили небольшие передники с карманом, куда складывали деньги и предметы туалета.
Цыганская тяга к золоту и украшениям теперь нашла свой выход. В это время у цыган появились деньги, что сразу отразилось на наряде цыганок. Они стали вплетать в волосы золотые монетки и украшать шею монистами. Монистами украшали себя только замужние женщины, молодые девушки могли позволить себе носить лишь одну монетку на шее.
Кстати, кэлдэрарки впервые увидели оборку на юбке у испанских цыганок и сразу же ввели ее в свой костюм. Правда, испанские цыганки предпочитали делать несколько тонких оборочек, а кэлдэрарки пришивали одну широкую. Красивый расширяющийся книзу рукав был тоже позаимствован у испанских цыганок.
Мужской костюм котляров тоже был достаточно интересным. Видно, что на него оказал большое влияние венгерский национальный костюм. Куртка с большими серебряными пуговицами, жилетка и штаны украшены красивыми аппликациями, высокие сапоги, головной убор, кожаный пояс. Также к костюму прилагался платок, прикрепленный для красоты к пиджаку, посох и трубка.
4. Последний период развития цыганского костюма.
XX век практически полностью уничтожил все национальные костюмы, оставив им место на сцене, в музеях и частных коллекциях.С чем у вас ассоциируются цыгане? Золото, огонь, карты таро, повозки, запряженные лошадьми, сладкий запах ягод, переплетаемый с горьковатым ароматом табака, закаты, звон монисто, пышные юбки, развивающиеся по ветру... Кажется, что мы знаем об этом народе все, но на деле нам не известно и доли тысячных. Они всегда были какой-то загадкой, тайной, магией. Даже национальный костюм цыганки представляет собой целый набор традиций, обычаев и отголосков истории...
Вспомните самые известные национальные костюмы женщин и попробуйте уловить, на кого цыганки походят более всего?
Затрудняетесь? А так?
Думаю, ответ очевиден-Индия! Любовь к цвету, изобилие украшений, темные волосы- сходство действительно есть.
Начать следует с того, что цыгане происходили именно из индийцев, а, точнее, из их низших каст. Это объясняет то, что, в большинстве своем, цыгане бывали нищими кочевниками, не имеющими дома и денег.
Именно индийский костюм является осиновой цыганского, но только основой. Дело в том, что этот кочевой народ имеет достаточно интересную особенность приспосабливаться к культуре и обычаям той страны, в которой они проживают. Их национальная одежда предельно разнообразна: от той или иной страны цыгане брали что-то и привносили в свой костюм. Это заметно в сравнении:
финские цыгане
испанские цыгане
русские цыгане
румынские цыгане и т.д.
Закрытые ноги и голая грудь
"Пэкэлимос"-это система табу, прямым образом отражающаяся на костюме цыганок. Она предполагает то, что "низ" женщины является "не чистым", поэтому тело от талии и ниже должно быть прикрыто в обязательном порядке. При этом, грудь может быть практически открыта (вспомните глубокое декольте цыганских женщин), но ноги, должны оборачиваться хотя бы старой тряпкой. Пэкэлимос имеет языческие корни, и, несмотря на то, что вера цыган поменялась, этот обычай соблюдается до сих пор.
Стоит отметить, что в былые времена случаи, когда женщины носили юбки по колено, так же бывали. Правда, это решение было вынужденным: им или просто не хватало денег на банальный лоскут ткани, или из соображений чисто бытовых- длинный подол попросту мешал.
Фартук присутствовал практики на каждой цыганской юбке, но совсем не для того, чтобы уберечь ее от грязи. Так низ женщины считался "грязным", прикасаться к нему строго запрещалось (даже если цыганка проходила над чем-то: например, перешагивала через скамью, ее тут же выбрасывали, так как считали отныне так же нечистой, испорченной), нельзя было соприкасаться даже с юбкой женщины. Так как избежать этого очень сложно: например, цыганка могла задеть тяжелое блюдо о платье, когда несла его к столу-женщины носили фартуки.
Каждая вторая статья о цыганах начинается с напоминания, как выглядят цыганки: пёстрые юбки, мониста и платки. Журналисты, писатели, художники и режиссёры фильмов настолько уверены, что цыганский костюм им хорошо известен, что помещают в одной и той же юбки в розах и воланах цыганок в средневековую Европу и современную Индию, наполеоновские времена и эпоху мушкетёров. Кто же носит розы и оборки? И что носят остальные?
На самом деле, национальный цыганский костюм различался от страны к стране и менялся от эпохи к эпохе, пока не принял несколько более или менее определённых форм. В основном, цыганки считают традиционной одеждой ту, которую носили последний раз перед тем, как перешли на то, что можно просто купить и надеть.
Николай Бессонов, «Котлярка». Котляры - племя цыган, вышедшее из Румынии
То, что в сознании большинства людей - универсальный народный цыганский костюм, начали шить кочевые цыганки Румынии в конце девятнадцатого века. После того, как в Румынии отменили крепостное право по расовому признаку и цыгане получили свободу. Это широкая юбка, с воланами или, чаще, без, и просторная блузка с воротом, открывающим шею, а у замужних ещё и платок, повязанный узлом на затылке, и огромный фартук, повязанный, словно ещё одна верхняя юбка.
Цыганки-котлярки, XIX и XX века
Кочевые румынские цыгане стали разъезжать по ближайшим странам, и вскоре их фасон подхватили многие восточноевропейские цыганки. Включая российских. Дольше всего сопротивлялись новой моде, возможно, наши хоры. Ведь у них уже был сложившийся костюм: казакин у мужчин, шаль поверх обычного платья у женщин (иногда ещё и тюрбан на голове из второй шали). Однако зрителям хотелось больше яркости, экзотики, кочевого вида, и хоровым цыганам пришлось отказаться от тех нарядов, которые они носили поколениями. Но, конечно, не от шалей по плечам!
Хоровые русские цыганки, акварель князя Гагарина
Юбка с оборками, блуза с открытой шеей стали основой для эстрадного костюма. Сегодня мы видим в нём танцовщиц в театрах "Ромэн" и "Романс" и ресторанных ансамблях. В жизни его никто не носит уже очень давно.
Надо добавить, что особая любовь к розам не случайна: розу цыгане считали цыганкой среди цветов.
Николай Бессонов, «Цыганский танец»
Аркадий Пластов, «Цыганка»
Фото Евгения Доманского. Котляры дольше всех носили народный костюм
Совсем немного от России на север и запад, и у цыганок уже другой традиционный костюм. Цыганкам Финляндии, как и саамкам, правительство платит за работу живыми музейными экспонатами, если они соглашаются всегда и везде ходить в народном костюме. Надеть его разок и забросить не получится. Свои же соплеменницы ревниво следят, в современной ты одежде или традиционной. Если ты не получаешь деньги за ношение костюма, тебе не дадут в нём ходить; но если получаешь, за обычную, купленную в магазине юбку ты получишь нагоняй.
Йоаким Эскельдсен, цыганская пара в Финляндии
В качестве национальной финские цыганки признают ту одежду, в которой появились в Финляндии когда-то. Точнее, её парадный вариант: бархатную юбку на фижмах, с серебряной тесьмой или белыми кружевами, и бархатную же кофту к ней. Чаще всего костюм шьётся из чёрной ткани, иногда - из тёмно-синей, сдержано-зелёной или бордовой. Чтобы ходить и сидеть в такой юбке непринуждённо, требуется некоторая сноровка. Летом в нём довольно жарко, так что многие меняют кофту на кружевную белую блузку, зато зимой никто не запрещает накинуть короткую дублёнку или просто пуховик.
Йоаким Эскельдсен, цыгане Финляндии в национальных костюмах
В балканских странах (Болгарии, Греции, Сербии, Македонии) и Турции цыганки очень часто носили пёстрые шаровары. А также шаровары с юбкой, шаровары из юбки и, намного реже, юбку без шаровар. Платок на голове повязывался так, чтобы одним углом свисать по спине. От мусульманских соседей цыганки (даже мусульманки) отличались тем, что никогда не закрывали лиц и в целом одежда у них была легче, в меньше слоёв, чем у соседок. Могли быть также спокойно открыты руки до локтя, шея. Волосы почти обязательно выглядывали из-под платка. Цыганками в славянских странах очень ценились местные рубашки с вышивкой.
Греческая цыганка с ребёнком
Носить шаровары или нет - был выбор, не связанный с религией. Православные балканские цыганки тоже спокойно их надевали. И танцевали танец живота!
Цыганская девушка, Греция, открытка начала XX века
Немецкие, французские, венгерские цыганки отличались тем, что зачастую носили довольно короткие юбки - не по нашим, конечно, меркам, а по сравнению с немками и другими европейками. Юбка изначально могла быть длинной, но по мере того, как обтрёпывался подол, его просто отрывали, чтобы выглядел приличнее.
Многие знают яркий национальный костюм испанских цыганок: юбки в горох с оборками и длинным хвостом, блузы с пышными рукавами, кружевная шаль. Правда, ассоциируется он обычно только с танцем фламенко... который как раз традиционно исполняли именно испанские цыгане. Такой вид национальный наряд тоже принял довольно поздно, до второй половины девятнадцатого века хитаны одевались куда проще и скромнее. Зачастую их одежда ограничивалась юбкой с относительно коротким подолом и блузкой, открывающей шею. Но тогда и петь-танцевать их звали намного реже, в ярком народном костюме не было необходимости.
Энтони Рени, испанские цыгане во Франции
Интересно выглядит традиционный костюм английских цыганок. Он удивительно похож на... костюм, в котором едет по лесу английская Красная Шапочка! Цыганки Англии любили красные накидки с капюшоном (впрочем, других цветов накидки тоже бывали, например, встречались зелёные). Кроме того, они постоянно и везде ходили вне таборов с корзинками, продавая разную мелочь, вроде картинок на стену или самодельных прищепок, а путь предпочитали срезать через лес. Часто головной убор у цыганки был тоже яркого цвета, жёлтого или чёрного. Такая яркость была нужна для того, чтобы потенциальные покупатели (и любители гадания) увидели цыганку издалека.
Английские цыгане. Джордж Элгар Хикс
Что касается остальной одежды, то английские цыганки предпочитали носить примерно то же, что местные, разве что могли спокойно ходить без кофты, в одной сорочке на теле. Юбкам они обдирали при надобности подол точно так же, как их сёстры на континенте.
Цыганка или девушка, изображающая цыганку. Автор неизвестен
Наконец, нельзя пропустить мимо глаз одежду, в которой цыганки Европы проходили довольно долго, покинув Византию. Это сочетание рубахи, плаща через плечо и тюрбана или ленты на голове. Подол рубахи любили декорировать полосами тесьмы. Отдельные детали этого костюма сохранялись у разных цыган ещё очень долго - вспомните тюрбаны русских цыганок, например.
Картина Караваджо, для которой он буквально взял цыганку на улице в Италии
В наше время в своих народных костюмах, вариациях на тему того самого в оборках и цветах, ходят некоторые румынские цыганки, цыганки-чокэнари и бразильские цыганки. Только, в отличие от финских, им за это никто не платит, конечно.