Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.
Три основных цвета.
Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.
Насыщенность и яркость цвета.
Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.
Гармония контрастных цветов.
В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.
Гармония родственных цветов.
Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.
Гармония родственно-контрастных цветов.
Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.
Хроматические и ахроматические цвета.
Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.
Тёплые и холодные цвета.
Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…
Я тот самый чайник, о котором говорится в заголовке: в художественную школу не ходила, колористике не обучалась. Но чайником я оказалась дотошным, и пока самостоятельно не разобралась в азах этой науки, к написанию статьи не приступала.
А началось всё с того, что я выучилась на стилиста-имиджмейкера. В ходе обучения (причем у разных педагогов) постоянно всплывала тема цветовой гармонии. Но информация все время была не структурированной, либо структурированной слабо. Учителя предлагали просто заучить цветовые комбинации и пропорции, но мне такой подход совсем не близок - если есть объективные закономерности, алгоритмы, то я постараюсь их изучить и понять. Только в таком случае я смогу эти знания применять в реальной жизни.
Перед тем, как я взялась за эту работу, я честно перелопатила интернет. Блогеры только цитируют авторов книг, без попыток разъяснить обывателю, что к чему. (Я и сама так делала вот ).
Изучала цветоведение я по книге Йоханесса Иттена «Искусство Цвета». В книге всего 95 страниц, однако над каждой я сидела по несколько дней - настолько глубоки и многомерны рассуждения автора. Йоханесс Иттен - художник и крупнейший исследователь цвета XX века. Именно он является создателем цветового круга - главного инструмента цветового конструирования. Вообще, очень рекомендую эту книгу приобрести в домашнюю библиотеку - пригодится и вам, и вашим детям.
ФИЗИКА ЦВЕТА
Помните, из школы:»Каждый охотник желает знать где сидит фазан?». С помощью этой забавной фразы нас учили последовательности цветов в радуге. А почему именно такая последовательность именно этих цветов особо никому не разъяснялось.
Объяснения мы найдём прочитав про опыт сэра Исаака Ньютона, который тот провел в 1676 году. Почтенный учёный с помощью трехгранной призмы разложил солнечный свет на спектр и получил эту цветовую последовательность.
Далее он проделал множество других опытов с призмой и солнечным светом. Нам с вами интересен опыт, по получению дополнительных цветов. Если с помощью призмы собрать все цвета, кроме зеленого, то на экране мы увидим красный. А если собрать все, кроме фиолетового, то получим жёлтый. А вот если мы объединим красный с зеленым, а фиолетовый с желтым, то в результате получится солнечный цвет. Такие пары цветов называются дополнительными. Это очень важно знать, если желаете разобраться с цветовой гармонией.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Изложенная выше информация, конечно, полезная, но она не позволяет просто структурировать положения колористики и наглядно их продемонстрировать. Исследователь Йоханесс Иттен много лет изучал цвет, прежде чем вывел формулу своего знаменитого цветового круга. С этого момента и далее я буду постоянно обращать ваше внимание на цветовой круг, т.к. он и выступил тем самым наглядным цветовым конструктором, который просто объясняет принципы цветовой гармонии.
Очень важно понять, как он этот круг сочинил. Ниже пишу алгоритм, читайте внимательно.
1. Иттен взял три основных цвета: жёлтый, красный и синий, равномерно закрасил этими цветами равносторонний треугольник.
Скептики спросят: «А почему именно эти цвета он взял за основу?». Отличный вопрос, спасибо! Он их выбрал, потому что любой человек с нормальным зрением способен определить, к примеру, желтый, без красного или синего оттенка. Тоже самое с красным и синим. А вот с другими цветами начинается свистопляска.
2.Далее он стал смешивать цвета друг с другом: желтый с красным, красный с синим, синий с желтым. Получились соответственно оранжевый, фиолетовый и зеленый. Тааак, чтобы вписать в модель эти цвета, Иттен циркулем очертил окружность вокруг треугольника, и на его основе выстроил правильный шестиугольник. Получившиеся пустые треугольники он заполнил новыми цветами.
3. Вокруг этого круга он начертил еще один, побольше, и разделил его на 12 одинаковых секторов. Шесть секторов он заполнил, согласно логике. Посмотрите на картинку: вершины треугольников четко указывают каким цветом необходимо заполнить каждый сектор.
4. Чтобы заполнить оставшиеся 6 секторов, Иттен стал смешивать соседние цвета: желтый с оранжевым, оранжевый с красным, красный с фиолетовым и т.д. Получившимися цветами он заполнил пустые сектора.
Итак, если мы посмотрим на получившийся цветовой круг, то увидим, что дополнительные цвета (это те, которые в тандеме образуют солнечный свет, помните?) находятся друг напротив друга. А 2 главных трехцветия: красный-синий-желтый и зеленый-оранжевый- фиолетовый образуют равносторонние треугольники (приглядитесь, они ровно через 3 сектора располагаются!).
Поздравляю, если вы поняли, как устроен цветовой круг, то вам не составит труда понять, как им пользоваться, чтобы определять гармоничные цветовые сочетания.
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Обычно, когда людей спрашиваешь, какие сочетания цветов являются гармоничными, они называют либо миксы схожих цветов (фиолетовый-синий-голубой), либо пастельную гамму (розовый-голубой- бежевый).
Иттен много лет изучал, как люди относятся к цветам и сделал вывод, что для разных людей под словосочетанием «цветовая гармония» подразумевается совершенно разные сочетания цветов. (Кстати, он тут тоже вывел кое-какие закономерности, он же является основоположников теории цветотипирования «Времен Года», но сегодня не об этом). Его такие результаты совершенно не устроили, он пытался найти некие объективные законы, по которым абсолютно все люди с нормальным зрением будут воспринимать некоторые сочетания цветов как гармоничные.
И он их нашел! (Не без помощи Гёте, Герига, Румфорда и Оствальда, разумеется, но об этом,как вы понимаете, тоже не в этой статье).
Мы с вами, то есть люди, так устроены, что во всём любим порядок. И утверждение «Гармония = порядок» справедливо.
Расскажу тут вам о нескольких опытах, которые привели к очень важному умозаключению касательно гармонии, о котором я напишу чуть ниже. (Просто пока вы к этому ещё не готовы).
Опыт №1:
Посмотрите на красный квадрат на белом фоне. Теперь зажмурьтесь. Какой цвет будет перед глазами?
Правильно, зелёный. Когда я была маленькой, мама часто тренировала мое зрение с помощью такого упражнения: Я должна была секунд 15 смотреть на лампочку, на которой был нарисован черный круг. Потом мне нужно было перевести взгляд на стену. И я видела какой круг на обоях? Правильно белый. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Для достижения равновесия глазу требуется дополнительный цвет. Круто, да?
Опыт №2
:Посмотрите на серый квадрат на желтом фоне. Смотрите долго, секунд 30.
Вам не кажется, что он не просто серый?
А теперь посмотрите на этот же самый квадрат на зеленом фоне.
Какой оттенок у него,м?
Если вы все правильно делали и у вас нормальное зрение, то соответственно увидели фиолетовый на первой картинке и красный на второй. Это явление называется симультанным контрастом. Чистые цвета имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет!
Больше никаких опытов я вас не заставлю проводить, но расскажу об удивительных результатах опытов одержимых физиологов. В общем, искался цвет, на восприятие которого мы тратим ровно столько сил, сколько требуется для их восстановления. И им оказался…средний серый цвет! Именно он даёт ощущение равновесия, которое так необходимо нашему зрению. Иттен провел множество опытов и выяснил, что если смешать дополнительные цвета (на бумаге), то получится тот самый средний серый. Он же получится, если смешать красный с синим и желтым. Кроме того, если смешать другие цвета, которые образованы смешением красного, синего и желтого цвета в надлежащих пропорциях, то мы тоже получим тот самый средний цвет.
Друзья, примите мои поздравления! Мы добрались до последнего параграфа!
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Итак, на основание всех рассуждений и умозаключений, сделанных в предыдущем параграфе, Иттен сделал вывод, что все цвета, которые соединяются в цветовом круге с помощью равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников, образуют гармоничные цветовые сочетания.
Собственно, всё. У меня есть реальный цветовой круг, и когда мне требуется придумать, с чем его сочетать, я начинаю умозрительно рисовать геометрические фигуры с вершиной в желаемом цвете. Но можно и по картинке в телефоне.
Давайте рассмотрим конкретный пример.
ПРИМЕР.
У меня есть пальто оранжевого цвета. Какие возможны варианты цветовых сочетаний?
1). Сочетание двух цветов.
Берем из цветового круга цвет, диаметрально противоположный оранжевому. получается синий.
2)Сочетание трех цветов.
Здесь есть различные варианты:
а. Равносторонний треугольник: Оранжевый, зелёный и фиолетовый:
b. Равнобедренный треугольник: желтый, оранжевый и красный.
с. Еще один равнобедренный треугольник: оранжевый, желто-зелёный и красно-фиолетовый.
d. Следующий равнобедренный треугольник: оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зелёный.
e. Так, и остался самый махонький равнобедренный треугольничек, с соседними цветами: оранжевый, желто-оранжевый, красно-оранжевый.
3). Сочетание 4-х цветов.
а. Квадрат состоит из оранжевого, синего, красно-фиолетового и желто-зеленого.
.
b. Прямоугольник получится из оранжевого, красного, зеленого и синего.
c. Можно еще сделать 2 прямоугольника: оранжевый, оранжево-желтый, синий, сине-фиолетовый и оранжевый, оранжево-красный, синий и сине-зелёный. Я даже не буду стараться и подбирать картинки, потому что сочетания получатся для глаза обычного человека аналогичными.
Ну, как-то так, товарищи. Как вы видите, с цветом тоже можно на «ты», без помощи интернета. Лично у меня теперь всегда есть уверенность, когда я формирую интерьер или костюмный ансамбль в разных цветах.
Конечно, в этой статье написано далеко не все про цвет. В ней я затронула только тему цветовых созвучий. А вот про характеристики цвета, про ахроматы, про цветовые контрасты и цветовой шар поговорим как-нибудь попозже.
А теперь упражнение для закрепления навыка. Для желающих. Ниже я выложила множество картинок с гармоничными (и не очень) сочетаниями цветов, с обязательным присутствием оранжевого. Ваша задача на картинки посмотреть, уловить свои эмоции и определить фигуры, которые лежат в основе этих созвучий.
И это, как его. С Наступающим!
Как известно, все цвета которые мы видим, можно разделить на ахроматические (белый, черный, оттенки серого - цветовых волн нет, есть лишь освещение.) и хроматические (цвета спектра, цветовые волны, которые воспринимает наш глаз). Цветовые волны плавно переходят друг в друга, создавая цветовой континуум - неперывное плавное изменение цвета.
Эти два направления не существуют отдельно, хроматические цвета (весь континуум) смешиваются с ахроматическими, что дает всю гамму оттенков
, которые видит наш глаз. Наиболее удачно вся гамма представлена в трехмерном "Дереве" Манселла.
Примеси разных ахроматических цветов формируют разные тоновые направления.
Если смешать чистый цвет с белым, получатся светлые
цвета, с черным - темные
.
Если говорить о цвете как о цветовых волнах, то серый цвет - это смешение цвета с его противоположностью (т.е. например, оранжевого с синим), две волны "гасят" друг друга и насыщенность цвета теряется. Поэтому мягкие цвета (смешанные с серым пигментом, с противоположной волной, на самом деле) смотрятся "сложными, нюансными". Итак, смесь с серым дает "мягкие
цвета".
Если говорить о художественной цветовой гармонии, то не все хроматические цвета континуума хорошо смотрятся друг с другом, они сочетаются с определенной ритмичностью. Цвета с золотистым подтоном считаются теплыми , цвета с синим - холодными . Существуют и нейтральные по температурной характеристике цвета, находящиеся в континууме между двумя оттенками.
Итого, мы имеем 6 характеристик цвета, 3 пары дихотомий
.
Дихотомия - это шкала. Это не столько выбор или - или, сколько нахождение на этой шкале. Например, оба цвета могут быть теплыми, но один - ярко выраженным теплым, а другой - ближе к нейтральным.
Общепризнанные характеристики цвета это:
Светлота: светлый
(с белой примесью) или темный
(с черной примесью).
Яркость (насыщенность): яркий
(почти без примесей, насыщенный пигмент) или мягкий
(маловыраженный пигмент, приближенность к серому, серая примесь)
Цветовой тон (место цвета в континууме). Сюда относится как раз деление цветов на теплые
(с золотистым подтоном) или холодные
(с синим подтоном)
Любой цвет описывается всеми тремя характеристиками, однако, выражены они с разной интенсивностью
. Это и обеспечивает разнообразие оттенков. Та характеристика, которая выражена больше всего, сильнее всего влияет на восприятие цвета, остальные характеристики вносят коррективы. Если сочетать все цветовые характеристики, получится 48 вариантов - 48 переходящих друг в друга колоритов
. Как они переходят друг в друга я вам уже рассказывала. Это абсолютно уникальная авторская разработка, так что, думаю, вопросы, по какой системе я работаю, отпадут - я работаю по СВОЕЙ системе "Color Harmony",построенной целиком и полностью на теории цвета, засчет чего она точнее большинства других цветовых теорий, если не всех.
На эти ячейки с размытыми границами можно разделить все цвета континуума. Однако, в практическом использовании 48 палитр - это много, слишком много цветов будет повторяться. Поэтому лучше всего сократить количество палитр до 12. почему до 12? сейчас объясню. Как я сказала, больше всего на восприятие цвета и его сочетаемость с другими влияет ведущая характеристика, самая ярковыраженная. Значит, у нас есть 6 направлений - яркие колориты, мягкие, светлые, темные, теплые, холодные. У ярких цветов в первую очередь видно чистоту цвета, у мягких - серую примесь или "сложность" цвета, у темных - глубину, темноту, у светлых - разбеленность, воздушность, у теплых - золото, теплоту, у холодных - льдистость, синеву.
Сравните холодный мягкий колорит и мягкий холодный. В первом случае в глаза бросается синева, холод. во втором - сложность, серая примесь.
Нам важна также и температурная характеристика - поскольку именно при несовпадении температурного подтона кожа оптически реагирует неприятными эффектами (пожелтением, бледностью, покраснением, цветными тенями) - это оптика. Волны накладываются друг на друга и дают неестественный цвет.
Поэтому те направления, где температурная характеристика не первая, стоит разделить еще на две подгруппы.
Получаются яркий теплый, яркий холодный, мягкий теплый, мягкий холодный, светлый теплый, светлый холодный, темный теплый, темный холодный.
В случае с колоритами, где температураня характеристика ведущая, важна яркость - чистые цвета или сложные. Поэтому они разделяются таким образом: теплый яркий и теплый мягкий, холодный яркий и холодный мягкий.
Получается 12 колоритов, и упрощенно цветовой глобус будет выглядеть так:
Некоторые системы колоритов используют старые "сезонные" названия колоритов, что ни на что не влияет кроме терминологии.
Каждый человек попадает в один колорит из 12, но с определенными поправками и индивидуальными переходами. Все цвета внешности человека обладают одинаковым набором характеристик , не бывает такого, что кожа холодная, а глаза, теплые, все раскрашено из одной палитры, а то бы цвета вашей внешности не были гармоничны. Это закон природы=)
Все цвета внутри основного колорита человеку подходят, и в дополнение к ним подходят некоторые цвета соседних колоритов, которые просто добавляются в индивидуальную палитру. У разных людей эти "добавки" отличаются.
И представляю сами 12 колоритов, которые вам, в принципе, уже знакомы.
Я буду называть их по характеристикам, хотя сезонные названия пока пусть остаются для соотнесения терминологии=)
И маленький бонус - палитры теперь имеют координаты Pantone (Картинки в крупном разрешении можно будет скачать с гугл диска https://drive.google.com/file/d/0B2SlBFbzV-EYOHZYSFlRa19YY1E/edit?usp=sharing , перепост картинок в других местах приветствуется, но только в случае ссылки на нас=)), кроме того, я несколько дополнила некоторые палитры. Цвета pantone очень часто у меня запрашивают. Хотя в бытовом использовании клиентам легче использовать классические 12 tone типа таких.
И.. представляю 12 колоритов.Каждый из них вызывает некоторые ассциации, я их тоже приведу, но только этими ассоциациями колорит не ограничивается - они лишь дадут прочувствовать "дух" цветов, составляющих палитру. Но в любом частном случае цвета могут нести разные ассоциации(!) в зависимости от их использования. Но я надеюсь, мне удасться показать все колориты с их лучшей стороны=) После названия каждой палитры будут ссылки на мой pinterest, куда я постепенно будут собирать цвета и ассоциации, это поможет вам представить цвета "в действии".
Яркий холодный колорит. ("Яркая зима") "Impressive" palette - "впечатляющая"
.Ведущая характеристика - яркость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным.Часто контрастный по светлоте. Цвета чистые, либо без явных примесей,либо с голубоватой примесью.
Общее впечатление от палитры - яркость, броскость, хотя при этом проблеживается и некоторая сдержанность, обусловленная синим подтоном.
Палитра напоминает зимний пейзаж в светлый день своими цветовыми контрастами чистых цветов, белого, черного, красного и холодного зеленого, либо тропические острова с яркими птицами, цветами, бирюзовой водой, синим небом и изумрудной зеленью.
Яркий теплый колорит. ("Яркая весна"). Creative Palette - "Творческая" палитра.
www.pinterest.com/shahrazade/ch-bright-a nd-warm/
Ведущая характеристика - яркость. Дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным колоритом. Цвета чистые, либо без явных примесей, либо с яркой золотистой примесью.
Палитра ассоциируется с миром Южной Азии, с яркими одеждами жителей этого региона, цветовыми всплесками в их манере сочетать цвета, с жизнерадостными красками тропической природы.
Мягкий холодный колорит ("Мягкое лето") - Mysterious Palette - Загадочная палитра
Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным. Цвета смягченные, с серой примесью или серовато - синей.
Палитра ассоциируется с сумерками, туманом, лесом перед дождем, создает впечатление тайны, недосказанности, загадки. Цвета очень сложные и нюансные.
Мягкий теплый колорит ("Мягкая осень") - "Sensual Palette" - "Чувственная " палитра
Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и довольно темным колоритом. Цвета смягченные, с сероватой примесью или со смягченной охристой.
Палитра ассоциируется с земной чувственной женственностью, со временем перед закатом, когда солнце окрашивает все в мягкие золотистые тона, с дарами средиземноморской природы - зеленью и золотом полей, с виноградом, корицей, оливками, инжиром.
Темный холодный колорит ("Темная зима") "Luxorious Palette" - "Шикарная" палитра
Ведущая характеристика - темный, дополнительная- нейтрально - холодный. Может быть как довольно яркой, так и слегка смягченной. Цвета глубокие с черной примесью или с темно-синей.
Ассоциируется с роскошью королевских дворов, с бархатом глубоких бордовых, пурпурных,сиреневых, синих оттенков, с рубинами, изумрудами, нефритом и малахитом, а также с темной ночью и глубиной темно-синего неба.
Темный теплый колорит ("Темная Осень") - "Exotic Palette" - "Экзотическая" Палитра
Ведущая характеристика - темный, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно мягкой, так и довольно яркой. Цвета глубокие, с черной или темной охристой примесью.
Ассоциируется с красками Ближнего Востока - с богатой обстановкой Марокканских интерьеров, золотом естественных огней, теплом специй, чувственной сложностью цветов, богатыми красками южной природы.
Светлый холодный колорит ("Светлое лето") - "Innocent Palette" ("Невинная" палитра)
Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как довольно ярким, так и довольно мягким. Цвета светлые, пастельные, с белой или светло - голубой примесью.
Палитра ассоциируется с нежностью, свежестью, детством, а также с отдыхом на море, со светло - бирюзовой водой, светлой зеленью, желтовато - белым песком, нежными цветами и беззаботностью.
Светлый теплый колорит ("Светлая весна") - "Tender Palette" - "Нежная" палитра.
Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно яркой, так и довольно мягкой. Цвета светлые, жизнерадостные, с белой или светлой золотистой примесью.
Палитра ассоциируется с юностью, радостью, цветением фруктовых деревьев, все цвета пронизаны нежным золотом и напоминают о возрождении природы.
Теплый яркий колорит ("Теплая весна") - "Lively Palette" - "Жизнерадостная" палитра
Ведущая характеристика - теплый, дополнительная - яркий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным ярким золотым подтоном.
Палитра ассоциируется с лугом в разгар весны с многоцветьем ярких цветов- сиреневых, желтых, красных, фиолетовых, с золотым цветом солнца и синевой весеннего неба.
Теплый мягкий колорит ("Теплая осень") - "Spicy palette" - "Палитра пряностей"
http://www.pinterest.com/shahrazade/ch-warm-and-soft/
Ведущая характеристика теплый, дополнительная- мягкий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным охристым подтоном.
Палитра ассоциируется со специями - перцем, куркумой, говоздикой, шафраном, горчицей и с осенней природой, глубокой синевой воды и теплыми красками листвы.
Холодный яркий колорит ("Холодная зима") - "Noble Palette", "Благородная" палитра
Ведущая характеристика - холодный, дополнительная - яркий. Может быть как довольно темной, так и довольно светлой. Цвета с ярко- голубым подтоном.
Палитра ассоциируется с миром Снежной Королевы - с льдистой роскошью, отстраненностью и некоторой драматичностью, это палитра драгоценных камней.
Холодный мягкий колорит - ("холодное лето") - "Еlegant Palette" - "Элегантная" палитра.
Ведущая характеристика холодный, дополнительная - мягкий, может быть как довольно светлым, так и довольно темным. Цвета с мягким синим подтоном.
Палитра ассоциируется с элегантностью, со сдержанными красками северного лета с синевой прохладной воды, синевато- зеленой летней листвой и оттенками ягод.
Вся информация этой статьи - интеллектуальная собственность автора, поэтому перепост - только с указанием на источник.=)
Path to Your Charm Project 2014 , Color Harmony 2014
три основных цвета: синий, красный, жёлтый
средняя (50%);
слабая (min);
сильная, спектральная (max).
Три степени насыщенности:
затемненные, зачерненные;
высветленные, выбеленные;
средние (50%)
Три светлотности тона:
Три площади цветового пятна (количество цвета):
Три направления цветового пятна за счет объединения тождественных по цветовым характеристикам пятен:
вертикальное, горизонтальное, диогональное;
вертикальное, диогональное, круговое;
диогональное, горизонтальное, круговое;
вертикальное, горизонтальное, круговое;
вертикальное, горизонтальное, круговое.
Композиционные возможности всех видов хроматических гармоний
Цветовая гармония – сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее единое органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.
Цветовая систематизация – приведение множества цветов к системе, связывающей определенный цвет с определенной точкой плоскости или пространства с целью кодировки и гармонизации.
Виды цветовых гармоний
ахроматические + цвет
однотоновая (монохромная) гармония
гармония родственных цветов
контраст основных цветов
контраст дополнительных цветов
родственно-контрастные
Основн ы е цвет а – три цвета: желтый, красный и синий, которые вместе с их дополнительными цветами образуют спектральные цвета.
Например, многим кажется, что самый резкий контраст существует между белым и черным цветом. Это не так. В ряду цветов, находящихся в контрастных отношениях, пара белый и черный цвет занимает далеко не первое место. Вот этот ряд: 1 - желтый и черный цвета, 2 - зеленый и белый, 3 - красный и белый, 4 - синий и белый, 5 - белый и черный (!), 6 - красный и желтый и т. д. В конце него стоит наименее контрастное яркостное отношение красного и зеленого цвета.
Г а мма – в изобразительном и декоративном искусстве целостность цветовых оттенков, получаемая за счет выделения одного цвета в качестве основного и частично проникающего во все остальные цвета, например, холодная гамма, красная гамма, серебристая и т.д
Валёр – тональный нюансв искусстве живописи, графики или росписи; минимальное, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте («писать валёрами»); валёры достигаются техникой лессировки.
Отт е нок – небольшое различие, нюанс в цвете или тоне; ахроматический оттенок – нюанс светлоты, то же, что валёр.
Использование пространственных свойств цвета
В цвете есть силы, способные выявлять глубину. Пространственное воздействие цвета зависит от:
контраста светлого и темного
насыщенности цвета
площади его распространения
Когда шесть цветов - желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном фоне один возле другого без интервалов, то совершен но явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым.При использовании белого фона впечатление глубины меняется - фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым е качестве «близкого и родственного».Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет. 3десь сталкиваемся с относительностью цветового воздействия.
Возможность цвета выявлять глубину пространства – шесть основных цветов на черном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сечения. Принцип золотого сечения основан на том, что самый маленький отрезок относится к самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то это означает, что АС относится к СВ как СВ к АВ. В области цвета это означает следующее: если мы поместим оранжевый цвет между желтым и красным, каждый из которых имеет свою степень глубины, то разница глубины между желто-оранжевым и оранжево-красным будет соответствовать отношениям «меньшего» к «большему». То же отношение «меньшего» к «большему» существует между желто-красно-оранжевым и красно-оранжево-синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся желто-красный и красно-фиолетовый цвет, как и желто-зеленый и зелено-синий.
Желтый, красно-оранжевый и синий на черном фоне имеют следующую картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как черный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперед, красно-оранжевый остается почти на месте, а желтый только слегка выдвигается вперед. Отношения глубин между желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим, соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед.
Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину.
Если встречается контраст светлого и темного , то ощущение глубины или усиливается благодаря цвету, или нейтрализуется, или же будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так: красно-оранжевый выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь. Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще сильнее. Если слегка осветлить сине-зеленый, то он произведет то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлен еще сильнее, то выступит вперед, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.
Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по свет лоте, но блеклыми цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и темного или холодного и теплого, впечатление глубины снова изменяется.
Контраст размеров цветовых пятен играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое желтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и желтый цвет в этом случае выступает вперед. Если мы будем увеличивать площадь, занятую желтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда желтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Желтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперед.
Если бы мы захотели рассмотреть все возможные варианты с точки зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в правильном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. 3десь можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и поставленные им цели.
Для того чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, нужно желтый, красно-оранжевый и синий расположить на черном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном случае - слева направо и в другом - справа налево. Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить, сравнивая, например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и горизонтальных их положениях, пересечениях и наложениях, используя для этого белый и черный фон. Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспечить живописную глубину, то для этого нужно упражнять свое видение в восприятии возможностей цвета в построении пространства. «Не устраивайте окон, не делайте дыр в картине», - говорил Коро, призывая живописцев быть внимательными к общей целостности пространства. Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Как правило, пространство картины строится за счет двух, трех и большего количества планов. Но наиболее распространенный вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах. Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.
Для художника гармония цвета – это особое наслаждение. Он может рождать в его воображении целую гамму чувств, эмоций и образов. Именно поэтому многие художники коллекционируют красивые по цвету фотографии.
В сети существует множество сайтов, которые позволяют составить подобные цветовые палитры фото. Вот некоторые из них.
Хозяйка этого прекрасного сайта Jessica, собирает гармоничные цветовые сочетания, иллюстрированные фотографией с этими цветами.
И настолько тонкие и “вкусные” эти оттенки, настолько разные, что воображение сразу подстегивается эмоциями, рожденными цветом. Хочется творить свои картины, используя эту цветовую подсказку.
Сайт Design Seeds имеет удобный поиск по цветовым оттенкам и по сюжетам.
Зима, весна, минералы, суккуленты, флора и фауна..
Вот так выглядит страничка поиска, всё интуитивно понятно.
2. DeGraeve
Хороший Генератор, позволяющий составить цветовую палитру любой фотографии из Интернет. Для этого достаточно вставить url адрес фото и нажать кнопку “Color-Palette-ify!”
Генератор составляет две цветовых шкалы – основные натуральные цвета фото и их более насыщенные аналоги.
Минус данного генератора, что не всякий пользователь знает, как найти адрес url…
Больше полезных материалов:
На этом сайте можно загрузить свое фото и так же получить основные его цвета в двух шкалах:
Минус здесь в том, что не видно исходного фото.
Жмем на кнопку “Select Image”
и выбираем фото на своем компьютере. Загружаем и получаем вот такую схему, где можно выбрать количество оттенков. Максимальное их количество – 8.
Уже удобней, правда? И цвета более натуральные и гармоничные.
Выбираем файл на компьютере и жмем “Create palette”
.
Получаем вот такую схему с пятнадцатью оттенками:
Хорошая игрушка, не правда ли?
Если вы еще плохо понимаете цвет, то вполне можно использовать для подбора оттенка для картины. В отделенном от пейзажа виде он более понятен.
Но являются ли данные цвета гармоничными?
Как подобрать гармоничные цветовые сочетания?
На эти вопросы дадут ответ другие генераторы цвета.
Они подбирают цвета по цветовым схемам.
Мышкой выберите цвет на цветовом колесе. Справа вы увидите схему монохромной гармонии.
Выше колеса есть кнопки выбора других цветовых схем.
Чтобы получить результат в виде шкалы, нажмите на кнопку color tables внизу справа.
7.SessionsCollege
Еще один подобный генератор, но с меньшим количеством цветов в результатах.
Выбираем цвет на цветовом круге.
Выбираем количество цветов для сочетания и схему.
Данные генераторы сделаны для создателей сайтов и блогов.
Они позволяют быстро найти гармоничные по цвету оттенки и, скопировав их цифровое название, использовать.
Для художника же подобные сайты могут стать “игрушкой” для развития чувства цветовых гармоний и для вдохновения.
Если же вы хотите более фундаментальных знаний в понимании гармонии цвета для живописи:
- как подбирать гармоничные
- как смешивать нужные, как выражать цветом нужный образ
то всему этому можно научиться в курсе
Вот так мы изучаем там цветовые гармонии на практике:
Ведь в живописи все несколько сложнее и многогранней, чем в дизайне…
Буду благодарна вам за комментарии к статье. А если вы проходили мой курс по цветоведению, поделитесь своими впечатлениями и успехами!