В советское время дизайнеров называли художниками-оформителями. Название сменилось, а суть осталась. Дизайнер - тот человек, который просто оформляет конкретную бизнес-идею, слова и цифры в приемлемую визуальную форму. И все. Кто-то делает это лучше, кто-то - хуже. Но конечный результат всегда зависит от чёткости постановки задач. Не зря ведь говорят «Без внятного ТЗ - результат ХЗ». Дизайнер Ника Александрова даёт советы о том, как составить понятное техническое задание для дизайнера.
1. Опишите свой бизнес в деталях
Только сам клиент знает свой собственный бизнес-проект лучше всех. Только у него есть доступ ко всей информации о ценах, сроках, условиях. Очень обидно «придумывать бизнес» вместо клиента. Дизайнер может посоветовать, но не более - это просто не его задача. Соберите максимум информации, чтобы дизайнеру было из чего рисовать красивую инфографику или дополнительные интересные штуки.
2. Аргументируйте
Когда я вижу странное цветовое сочетание или нагромождение информации в ТЗ, то каждый раз спрашиваю: «Зачем?». Ответ часто такой: «Ну вот хочется. Сделай просто и все».
Мне не жалко, но лучше объяснять почему вы хотите именно это и именно так. Может просто клиент боится, что его вывеску не будет видно на фоне здания? Я сделаю вывеску красной, а она сольется с соседней. А если бы нарисовали белую, то всё выглядело бы лучше. Если дизайнер знает, в чем истинная проблема, ему будет проще её решить.
3. Набросайте примеров
Сделать высококлассный проект можно в рамках любого бюджета. Это реально. Надо просто чётко задать дизайнеру вектор проекта.
Соберите несколько картинок по теме проекта, чтобы дизайнер знал что вам нравится. Вот крутой сайт , где можно посмотреть и собрать примеры того, каким бы вам хотелось видеть свой проект.
Увидели интересную деталь? Сохраните картинку в копилку. Увидели интересную конструкцию, цветовые сочетания, шрифты, интересную форму визитки? Правой кнопочкой мышки «жмяк» - сохранить картинку. На выходе получится папка с подборкой, из которой уже можно набрать примеров для постановки задачи дизайнеру.
Это не про плагиат, а про вдохновение и визуальные образы. Такой способ реально повышает уровень дизайна на проекте. Проверено на личном опыте.
4. Начинайте с формата
В основном клиенты начинают разговор с содержания. А лучше начинать его с формы. Потому что пока читаешь задание, сразу начинаешь представлять, как это будет выглядеть. Что вы хотите сделать - билборд или книгу, открытку или баннер на сайт? Скажите об этом в самом начале постановки задачи дизайнеру.
5. Подберите цветовое решение
Подбор цвета злит обычно обе стороны. У меня в голове зеленый цвет - это салатовый ближе к желтому. Многие, представляя себе зеленый, видят скорее изумрудный цвет. У всех разные цвета в голове - это факт. А что видите вы, когда думаете про зеленый цвет?
Если хотите конструктивно обсудить цвета с дизайнером, подберите гамму в интернете. Например здесь - http://color.romanuke.com /
Все вопросы на тему «размыто-зеленых» и «задумчиво-лиловых» решаются этим же способом.
6. Определитесь со шрифтами
Есть несколько тысяч разных шрифтов, но их типов гораздо меньше. Клиент не обязан знать чем антиква отличается от гротеска, но есть выход:
https://www.google.com/fo nts/ .Там есть возможность ввести конкретное слово и посмотреть как оно будет выглядеть в конкретном исполнении. Если вы пришлете пару ссылок на шрифты с засечками или без засечек, сразу станет яснее, что вы имели в виду, когда говорили о «современном» или «брутальном» шрифте.
7. Учитываем реальные сроки
Есть вагон технических требований, особенностей, технологий и прочей мути, которую обязан знать профессиональный дизайнер. И после согласования ему надо будет все эти манипуляции с макетом проделать, чтобы подготовить макет к печати. Это занимает время, и иногда много. Об этом часто забывают и в итоге могут случиться серьезные накладки по срокам. Нужно уточнять сроки, за которые человек сдаст проект в работу после итогового согласования.
Как понять, что все идет как надо и первоначальное задание было составлено хорошо?
Очень просто: нет большого количества правок. Это до 5 итераций, которые по времени не занимают больше 2-3 часов каждая (хотя, конечно, на больших проектах это время может быть и значительно больше). Когда на почту прилетает тридцатый по счету вариант правок, то становится ясно, что либо где-то неправильно составили ТЗ, либо людей, влияющих на принятие решения о дизайне, многовато.
Об авторе:
Ника Александрова,
дизайнер
Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа.
Карима Рашида, 50 заповедей
Введение
Дизайнер профессия творческая, и, как любому творческому человеку, дизайнеру претит всякая бюрократия. И все же дизайнер не вольный художник и ему надо как-то упорядочивать свой производственный процесс. В этом упорядочивании помогает ему главный и, к счастью, единственный документ, с которым сталкивается дизайнер в процессе работы над заказом — техническое задание (в дальнейшем ТЗ).
Наверно для любой солидной дизайн-студии (дизайн-отдела, рекламного агентства), в которой сложились гармоничные взаимоотношения «менеджер-дизайнер», вещи, про которые будет говориться в этой статье, покажутся очевидными и даже банальными. Но вот лично по своему опыту могу сказать, что ни в одной из 4 контор абсолютно разного профиля, в которых я работал (РА по наружной рекламе, оперативная полиграфия, РА полного цикла, дизайн студия), не было ни грамотного взаимодействия между менеджером и дизайнером, ни выработанной годами схемы оформления ТЗ. В двух конторах документация по проекту отсутствовала как таковая, в двух других форма ТЗ находилась в зачаточном состоянии, а количество менеджеров способных оформлять даже примитивное ТЗ стремилось к нулю…
Таким образом, я бесконечно рад за тех дизайнеров, у которых не стоит такой проблемы, и не рекомендую им тратить время на чтение. Тем же, у кого как у меня, что называется, «наболело», предлагаю ознакомиться с моими соображениями по поводу ТЗ для дизайнера.
Что такое ТЗ
В нашем случае, ТЗ — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования, предъявляемые к проекту, а также сведения относящиеся к деятельности заказчика или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.
У ТЗ четыре основные функции:
- Организационная
- Информационная
- Коммуникационная
- Юридическая
Организационная функция ТЗ
Работа только тогда будет эффективной, когда в пространстве окружающем эту работу будет порядок. Порядок есть стержень, на который нанизан весь рабочий процесс. В работе дизайнера достаточно одного стержня — ТЗ. С помощью него можно упорядочить всю работу и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.
Зачем держать всю информацию в голове, где она может легко потеряться, когда можно ее положить рядом на столе в аккуратную стопочку и вытягивать оттуда небольшими порциями? Из вашего жизненного пространства тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного десятки — мегабайт электронного мусора. Работа превратиться в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, вам больше не потребуется тратить усилия на вторичные для дизайнера вещи, и все свое время вы сможете посвятить тому, что не требует упорядочивания — творчеству.
Информационная функция ТЗ
Основное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту — его структурированность. Вы точно знаете, что из ТЗ вы почерпнете именно ту информацию, которая вас как дизайнера интересует, именно в той форме, в которой вам ее будет легче всего воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.
Еще один плюс — грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Речь идет о небольших заказах, для которых вербальные контакты клиента и дизайнера не обязательны. Дизайнер, оградивший себя от изматывающего общения по мелочам, высвободит значительное количество времени, которое пригодится для более важных дел.
Чтобы ТЗ в полной мере выполняло свою информационную миссию, оно должно быть ориентировано на конкретную задачу. К счастью или к сожалению, но работа дизайнера не так разнообразна как кажется на первый взгляд (вспомните, сколько строчек в вашем прайс-листе?) и поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. Последовательность действий при разработке, к примеру, логотипа и в России и в Африке одинакова. Информация, необходимая для его разработки, также требуется всегда одна и та же. А если входные данные типовые, значит их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Поэтому, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ, что обеспечит релевантность информации.
Коммуникационная функция ТЗ
В статье подробно описывался процесс утверждения проекта у заказчика. Там же упоминалось о роли ТЗ в этом процессе. Действительно, ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Любую дизайнерскую задачу можно решить по-разному, и чем меньше информации на руках у дизайнера, тем более свободен он в выборе решения, тем больше шансов сделать то, что клиент совершенно не приемлет. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру «почувствовать клиента» и сделать работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.
Юридическая функция ТЗ
Клиенты имеют нехорошее свойство — страдать кратковременной потерей памяти. Иногда они просто забывают о своих первоначальных требованиях к макету, и в процессе работы или, что хуже, утверждения выставляют новые требования. «Строить» клиента, или плясать под его дудку — личное дело каждого, но ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет вам возможность переложить расходы по переделке макета в кошелек клиента. Так как расходы зачастую бывают довольно существенными, уже само наличие ТЗ сделает ваш сон намного крепче, а наличие подписи клиента на этом ТЗ избавит вас от потери нервных клеток, которые, как известно, восстанавливаются, но медленно.
Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.
Кто виноват?
После всего вышесказанного, я думаю, мало у кого остались сомнения, что ТЗ «есть благость великая». Но ситуация-то от этого лучше не становится. Для того чтобы ТЗ вошло (в полноценном виде!) в производственный процесс каждого дизайнера, надо, как это испокон веков делается у нас на Руси, определить виноватых и начать с ними бороться. Виноватых у нас два — это (сюрприз!) дизайнеры и менеджеры. А точнее отсутствие инициативы у первых и врожденная лень вторых.
Менеджеров понять можно. Легче подойти к дизайнеру, когда тебе (менеджеру) это удобно, оторвать его (дизайнера) от работы, по быстрому «ввести в курс дела», чем сидеть и аккуратно фиксировать на бумаге полученную от клиента информацию. Очень легко при отсутствии документации в случае какого-то ЧП, сказать «Ну я же тебе говорил(а)!!!» и оставить дизайнера крайним.
Весело опять же: сидишь, восьмую кружку с чаем в себя вливаешь, ждешь, когда рабочий день закончится, а тут прибегает дизайнер и давай тебя о чем-то расспрашивать, и сразу становится так тепло на душе, и сразу понимаешь, как ты нужен людям. Нет, менеджеров определенно понять можно, дизайнерам же прощения нет.
Что делать?
Как любил говаривать Ганди, «если хочешь, чтоб мир менялся, меняй его сам». Проявите инициативу — сделайте формы ТЗ для основных видов услуг, оказываемых вашей конторой и раздайте их менеджерам. После того как новые формы ТЗ вольются в производственный процесс (а на это потребуется некоторое время):
- Отказывайтесь принимать заказы без ТЗ
- Отказывайтесь принимать заказы без аккуратно оформленного ТЗ
Хорошее средство от лени — вставленный начальством пистон. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций на этой почве (а они неизбежны), не бойтесь раздувать их до «высшего» уровня. В большинстве случаев, начальство будет на вашей стороне, ибо безграмотное оформление заказа есть невыполнение должностных инструкций со стороны менеджеров, грозящее конторе убытками.
В случае, когда такого документа как ТЗ в конторе в принципе не существует, необходимо первым делом поднять вопрос на планерке о его введении. Честно говоря, не представляю себе ситуацию, когда начальство может сказать что-то против нововведения, при таком количестве очевидных плюсов.
Кто должен оформлять ТЗ?
Все зависит от вида деятельности фирмы, который определяет поток заказов и их размер. Если поток заказов большой, а сами заказы маленькие (оперативная полиграфия, типография и т. д.), то оформлением заказов должен заниматься менеджер. Если идет работа на vip-клиента, поток небольшой, а проекты солидные (крупная дизайн-студия, брэндинговое агентство), то однозначно общаться с клиентом и соответственно заполнять ТЗ должен дизайнер или арт-директор. Это крайние случаи, а в жизни есть куча промежуточных ситуаций, поэтому должностные инструкции менеджеров и дизайнеров должны формироваться в зависимости от уровня услуг оказываемых фирмой на данном этапе ее развития. Возможна гибридная ситуация, когда оформлением ТЗ могут заниматься как дизайнеры, так и менеджеры.
Электронные ТЗ
Все что описано выше — это идеальная ситуация, когда с заказчиком общаются, что называется, с глазу на глаз. Однако существуют еще такие способы получения заказов, как электронная почта и скайп (вообще любые мессенджеры).
Оформления заказов через скайп надо всячески избегать. Такая форма общения расслабляет клиента, и поток информации от него становится свободным, неуправляемым и вневременным. Если общение с заказчиком происходит в электронном виде, старайтесь перемещать его в плоскость почты. Письмо — это почти документ и отношение к нему соответствующее.
У электронной почты в свою очередь есть свои тонкости: чтобы задания от клиента не поступали в виде письма «на деревню дедушки», а имели определенную структуру, менеджер или сам дизайнер должен на стадии оформления заказа выслать клиенту форму ТЗ. Такая форма, прежде всего, сэкономит время самому клиенту, т.к. ему не надо будет задумываться о содержании и объеме информации, которую он должен предоставить. Клиент просто заполнит некую анкету и отошлет ее обратно. Перед дизайнером же стоит задача составить форму таким образом, чтобы у человека на том конце не возникло никаких трудностей с заполнением.
В обязанности человека отвечающего за прием заказа должна входить проверка поступающих от клиентов форм. Если по ТЗ нет никаких вопросов, оно распечатывается, подписывается и передается дизайнеру.
Приложения и дополнительные материалы по проекту
Многие проекты не обходятся без дополнительных информационных материалов, которые должны каким-то образом систематизироваться. Бумажные материалы должны подкалываться к ТЗ, а их наличие упоминаться в соответствующем разделе. Местоположение электронных материалов, необходимых для проекта, также должно описываться в соответствующем разделе ТЗ.
Пример технического задания
Ниже в качестве примера приведена форма ТЗ на разработку логотипа, которой я пользуюсь. Данная форма является моей разработкой, поэтому вы можете ее использовать, не боясь нарушить чьи-либо авторские права: дорабатывать, править и создавать на ее основе формы для других видов услуг.
Форма (как и вся статья) не претендует на полноту, а является лишь образцом, цель которого — показать основные разделы ТЗ, необходимые для получения исчерпывающей информации по проекту.
Техническое задание на разработку логотипа
Служебная информация
- Дата оформления заказа
- ФИО оформляющего заказ
- Подпись
- ФИО представителя Компании
- Должность представителя Компании
- Координаты представителя Компании
- Подпись
- Deadline
Приложения
- Адрес Интернет сайта Компании
— другие ссылки - Брэндбук или элементы фирменного стиля, использующиеся в настоящий момент
— имена приложенных файлов - Приложениях к ТЗ
— отметки о бумажных приложениях
— имена файлов электронных приложений
Эти два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом ТЗ. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения.
Информация о Компании
- Название
- Род деятельности
- Конкурентные преимущества
- Потребители
- Партнеры, поставщики
- Конкуренты
- Цели и задачи (перспективы развития Компании в обозримом будущем)
- Дополнительная информация о Компании (не вошедшая по каким-то причинам в предыдущие пункты)
Информация о продукте (услугах)
- Название
- Описание
- Конкурентные преимущества
— уникальное торговое предложение - Ценовой сегмент рынка
- Целевая аудитория
- Конкуренты
- Дополнительная информация
Разделы необходимы для составления общей картины о клиенте. Они должны присутствовать, если к вам обращается новый клиент или старый клиент с новым продуктом.
Информация о существующем фирменном стиле
- Логотип
— пометка о прилагаемом файле - Фирменные цвета
— в Pantone или CMYK - Фирменные шрифты
шрифтов - Графические элементы, образы, персонажи
— пометка о прилагаемых файлах - Модульная сетка
— пометка о прилагаемых файлах - Другие элементы фирменного стиля
— пометка о прилагаемых файлах
Как и прошлый раздел, этот должен присутствовать, если к вам обращается новый клиент или вы уже длительное время не работали со старым. Но в данном виде работ он еще и необходим, если логотип не разрабатывается с нуля: в случае редизайна или корректировки фирменного стиля.
Информация по дизайну логотипа
- Название
- Строка статуса в логотипе
- Пожелания по цветовому решению
- Пожелания по стилистике дизайна (классический, модернистский, гранжевый, юмористический и т.д.)
- Примеры удачных логотипов (по мнению клиента)
- Использование логотипа (отметить наиболее частые области использования)
— Деловая документация
— Полиграфия
— Интернет
— Наружная реклама
— Транспорт
— ТВ
— Упаковка
— Другое__________ - Дополнительная информация полезная для разработки логотипа
Ядро ТЗ. Все пункты крайне желательно заполнить. Реально необходим только один — название.
Заключение
Дизайн — это порядок. Дизайнер только тогда будет носителем этого порядка, когда порядок будет у него в голове. Если в голове у дизайнера хаос и бардак, вызванный неграмотной организацией производственного процесса, это во многом скажется на результате работы. Поэтому прежде чем браться за глобальное улучшение окружающего пространства — начните с себя.
С проблемой составления технического задания для дизайнера сталкиваются практически все. Заказывая дизайн рекламного объявления, сайта, каталога и т.д. От того насколько правильно составлено техническое задание, зависит скорость выполнения работы и совпадение конечного результата с желаниями заказчика. Опыт нашего агентства показывает, что клиенту бывает трудно составить техническое задание для дизайнера самостоятельно. Поэтому менеджеры и дизайнеры РА «Медиа-сервис», как правило, помогают заказчику правильно составить техническое задание.
Для чего нужно составлять техническое задание?
- Для предоставления всей информации, необходимой для разработки дизайна и её структуризации
- Для понимания целей, идей и задач заказчика, для задания нужного напрвления в работе дизайнера
- Составляя техническое задание в письменном виде, в отличии от задания на словах, заказчик наглядно видит все ли он донес до дизайнера или что то упустил
- Техническое задание является приложением к договору, тем самым определяя отношения между заказчиком и исполнителем
Мы верстали каталог продукции для компании «Троя» (ведущая московская компания по оптовой продаже плитки и керамогранита), верстка 123 страниц заняла 3 месяца, так как у заказчика отсутствовал исходный материал в начале работы над версткой каталога. Постоянное дополнение исходных материалов/данных удлиняет процесс верстки. А также качество исходного материала оказывает влияние на скорость верстки каталога.
В чем основная проблема при составлении технического задания для дизайнера?
При первом приближении заказчик не может четко выразить то, что держит в уме. «Сделайте нам что-нибудь красивое в двух-трех вариантах». У заказчика в голове картинка сюрреалиста, а у дизайнера зимний пейзаж русской деревни.
Предложенный вариант
Утвержденный вариант
Когда мы разрабатывали дизайн буклета страховой компании «Восхождение», заказчик изъявил желание, чтобы доминировали синий, голубой и белый цвета. Наши дизайнеры предложили клиенту дизайн буклета, на котором было изображено голубое небо и летящие вверх белые голуби. Заказчик не утвердил этот проект дизайна буклета, так как оказалось, что когда человек берет в руки этот буклет, у него уже наступил страховой случай и ему не до голубей.
Конечно, собрать и изложить всю информацию бывает сложно, но потратив на это немного времени вы сэкономите в дальнейшем. Избежав лишних переделок, и соответственно лишних трат денег и времени. В этом вам помогут удобные формы (брифы), а в некоторых ситуациях можно обратиться к помощи менеджеров.
- Напишите все и сразу
- Прочитайте сами. Отредактируйте и дополните.
- Укажите сразу разделы, заголовки, слоганы, акции
- Определитесь! Вы полагаетесь на креативность и профессионализм дизайнера или вы хотите, чтобы они в точности воплотили в жизнь, придуманную вами картинку
- Если у вас уже сложилось представление как должен выглядеть дизайн, то угадать, что вы держите в уме невозможно, если вы не опишите это в техническом задании
- Определите «направление движения». Опишите цель, предпочтения по цветовой гамме, настроение, эмоциональный фон
- Если у вас есть фирменный стиль, а еще лучше бренд-бук (правила использования фирменного стиля), то обязательно приложите его к техническому заданию
- В техническом задании также следует указать (приложить) технические требования, где и какими способами будет воспроизводиться изготовленный макет, точные размеры и т.д.
Чем более подробно написано техническое задание для дизайнера, тем лучше результат вы получите. Выберите один канал для коммуникаций. Чем больше комментариев и дополнений от вас дизайнер будет получать по ICQ, телефону, e-mail, тем сложнее ему это собрать воедино. Если дизайнер занят не только вашим заказом и отвлекся на другой, не имея письменных указаний, вполне может быть что вы получите гибрид, то что просили вы и часть того на что дизайнер отвлекся. На некоторое время вы становитесь единой командой с дизайнером. Поэтому успех этой совместной деятельности зависит как от дизайнера, так и от вас! А единственный документ, помогающий грамотно организовать это взаимодействие - это техническое задание.
Исходя из договора разработки дизайна сайта, исполнитель обязан выполнить работы по разработке дизайна определённого заранее вида и характеристик, таких как, например, виды (web, 3D, выставочный, графический, промышленный, ландшафтный и т.д.). Также исполнитель обязуется выполнить работу в установленный договором срок.
Для упрощения взаимодействия между заказчиком и исполнителем составляется подробное техническое задание.
Техническое задание (ТЗ) определяется как документ, который используют стороны договора для определения порядка и условий выполнения работ, а также целей, задач, принципов и предписаний по выполнению всех стадий создания объекта дизайна, ожидаемых результатов и сроков выполнения работ.
Создание ТЗ является сложной и трудоемкой работой.
Как правило, обязанность по составлению технического задания ложится на заказчика.
Содержание технического задания по договору на разработку дизайна
Техническое задание на разработку дизайна составляется в произвольной форме .
Например, при разработке 3D-дизайна в техническом задании должны указываться следующие сведения:
- требования к разработке (объект, цель создания, степень проработки и стиль изображений, перечень изображений, размер и количество изображений, которые должны быть выполнены и иная информация);
- перечень обязательной информации (основная задача при разработке 3D -дизайна, рекламная идея, конкуренты, прилагаемые материалы, целевая аудитория (потребитель), понравившиеся примеры и иная информация).
В ТЗ должны содержаться сведения о договоре (номер и дата составления), сведения о заказчике и исполнителе, номер ТЗ как приложения.
Техническое задание на дизайн составляется в нескольких экземплярах равных сторонам договора и заверяется подписями заказчика и исполнителя.
Об этом позже будет отдельная статья - подписывайтесь в соцсетях, чтобы не пропустить. Понятно, что в интернет-магазине основная цель - покупка. Но есть промежуточные цели: выбор товара, добавление в корзину, просмотр определенных страниц, просмотр или клик баннера акции и др.
Целевая аудитория
На каких покупателей ориентирован магазин. Как минимум нужно указать пол и возраст.
Например, если у вас магазин женской одежды для полных, то скажите об этом дизайнеру, постарайтесь точно очертить целевую аудиторию, желательно уточнить, почему вы считаете что ваша целевая аудитория именно эта.
Для разработки правильного дизайна важно знание аудитории. Согласитесь, подача материала в интернет-магазине одежды для 40-50 летних пышек и толстушек из молодежной аудитории должна отличаться, так же как и стиль одежды для них.
Доступ в Я.Метрику, Google Analitics или LiveInternet
Этот пункт желателен, если вы переделываете дизайн у уже работающего магазина. Данные из этих систем аналитики многое могут сказать опытному дизайнеру. Если у вас работающий магазин, на нем установлена какая-то система аналитики, не упускайте возможность — сделайте к ней доступ дизайнеру. Как давать гостевой доступ к счетчикам , я писал в отдельной статье.
Контент для каждой страницы
Самый объемный пункт при написании технического задания к дизайну. Желательно чтобы присутствовало содержимое для каждой страницы из «Списка страниц, которые должны быть разработаны дизайнером». Если в этом списке 50 страниц — для каждой должен быть свой контент. Либо если не контент, то описание что на странице будет размещено.
Контент, который вы отправляете дизайнеру, должен быть чистовиком! Не черновиком не тестовым, не для пробы, не временным, не скопированным у конкурентов, не «вставьте пока так, а позже доделаем». Чистовиком!
Если у вас не готов контент, значит, заказывать дизайн рано!
Не контент должен подгоняться под дизайн, а наоборот, правильный дизайн усиливает сказанное.
Информацию для каждой страницы можно вставить в отдельные файлы или все в один. Главное, чтобы дизайнеру было легко понять, что к какой странице относится. Обязательно картинки отдельно от текста.
Иногда заказчик присылает дизайнеру кучу неструктурированных файлов, среди которых винегрет из картинок, архивов, текстов, презентаций и pdf`ок. Заказчику самому лень разбираться в них, и он надеется, что разберется дизайнер. Это неправильно и неуважительно.
Если вы затрудняетесь сказать, что должно быть на системных страницах таких как «404 (страница не найдена)» и других подобных, то оставьте их стандартными, такими, как их выдает CMS или подсмотрите у конкурентов (о заимствовании сказано ниже). Можно честно написать в ТЗ что эти страницы нужны, но вы затрудняетесь дать им содержимое, и полагаетесь на его усмотрение (это только для системных страниц допустимо, для остальных заказчик должен собрать и прислать контент).
Давать что-то на усмотрение дизайнера можно только в том случае если вы ему доверяете.
Часто заказчик сначала говорит, что полагается на мнение дизайнера, а когда видит результат, у него появляются идеи, он начинает требовать корректировки, хотя ранее писал, что не знает как сделать правильно — это порядком бесит, не надо так.
Пример описания товара
При составлении ТЗ, нужно дать дизайнеру описание, как товар будет представлен на карточке товара. Какие у него будут характеристики, параметры, описание.
Не забудьте указать, какие из перечисленных параметров покупатель может выбирать. Например, для одежды обычно выбирается цвет и размер.
Понятно, что не у каждого товара одновременно будут присутствовать все перечисленное, но, как вы понимаете, дизайнер должен нарисовать универсальную карточку товара, чтобы учесть в ней место для всей информации.
Перечислю некоторые параметры и характеристики, наиболее часто встречающиеся при описании товара:
- Название. Максимально длинное, которое может быть у вашей продукции. Это нужно чтобы дизайнер предусмотрел место под самый длинный заголовок товара, тогда короткий точно войдет и с длинным проблем не возникнет.
- Описание. Будет ли у товара текстовое описание, помимо перечисления параметров и характеристик. Если да, то в ТЗ для дизайнера обязательно нужно предоставить такое описание, чтобы он мог использовать его в макете. Не забудьте указать какой максимальный объем текста будет у описания. Это важно чтобы дизайнер решил как расположить текст и предусмотрел как будет выглядеть короткое или длинное описание.
- Фото. Если планируется иллюстрировать некоторые товары несколькими фотографиями, то нужно обязательно сказать что у каких-то товаров фото будет всего одно, у других больше, но не более Х штук (где Х максимальное количество фоток, которые будут у вас для товара, в пределах разумного конечно. Обычно бывает не больше 5-6 шт.).
- Видео. Если иногда будет видео, прямо скажите что видео будет только у части товаров, но его наличие нужно предусмотреть в карточке товара.
- Бренд. Напишите, как бренд будет показан на карточке. Будет ли это текст или картинка-логотип. Будет ли ссылка с бренда на страницу всех товаров этого бренда. Кроме того, лого у брендов бывают разные, у одних вертикальные, у других горизонтальные, третьи по высоте и ширине одинаковые, иногда вы не сможете / забудете найти лого для бренда. При разработке дизайна все эти вещи нужно учесть, чтобы не было ситуации, когда дизайнер предусмотрел только один вариант (например, горизонтальный логотип) и загруженный логотип бренда (вертикальный) непредвиденно растянул дизайн страницы. Опытный дизайнер такие вещи учитывает, но нелишни будет ему об этом дополнительно напомнить, написав в ТЗ.
- Размер. Размеры обычно бывают, например, у обуви или одежды. Если это одежда и обувь нужно указать какие размерные сетки используются. Для обуви это может быть европейская, американская, российская. Обязательно укажите максимальный список размеров для одного товара. Если у вас не бывает детских размеров и супербольших размеров и минимальный размер начинается с 38-го а заканчивается 44-м, то обязательно скажите об этом дизайнеру. Зная, что у вас в магазине у товара одновременно не будет больше 6 разных размеров, дизайнер сможет, например, вместо универсального решения — выпадающего dropdown-списка — использовать более наглядные radiobuttons без боязни что дизайн поломается. Либо, наоборот, предусмотрит возможность без опасения «поломать» страницу добавлять много размеров для одного товара.
- Цвет. Сказанное выше для «размера» применимо и для параметра «цвет». Точно так же нужно дать дизайнеру примеры цветов, высказать пожелания по способу отображения выбора цветов в карточке товара. Совет: дважды подумайте прежде чем делать выбор цвета не текстом, когда выбирается просто слово «зеленый», «желтый», а выбираются соответствующие квадратики с цветом. Это неудобно пользователю т. к. разные мониторы по-разному отображают цвета и дополнительные сложности для контент-менеджера при добавлении товара (ему придется добавлять код цвета), то же самое с выгрузкой товаров из 1С. Если там у вас не хранится код цвета товара, то на сайт он, конечно тоже не выгрузится. Придется как-то этот вопрос решать.
- Единица измерения (штуки, литры, килограммы и т. п.). Некоторые товары бывают разной фасовки. Например, можно приобрести 200 гр. банку кофе Nescafe, а можно 400 гр. банку. Если у вас есть такие товары хотя бы в одном разделе, вам нужно решить как это будет выводиться в карточке товара и будет ли. Есть всего три варианта. Первый, когда на детальной странице товара можно выбирать сколько граммовую банку с кофе купить, второй, когда каждый вес банки с кофе это отдельный товар со своей отдельной страницей и третий - совмещающий два предыдущих. Какой вариант станете использовать - выбор за вами. Плюсы и минусы есть у каждого.
- Количество в наличии. Иногда в карточке товара магазин прямо указывает сколько штук этого товара есть в наличии. В других магазинах пишут менее открыто: «много», «средне» или «мало» или еще менее конкретно — указывают «есть в наличии» или «нет в наличии». Как будет у вас - решать вам. Для разных случаев лучший свой вариант, а иногда стоит их совмещать.
- Наличие товара в магазинах. Если у интернет-магазина несколько офлайновых магазинов или точек самовывоза, то в карточке товара иногда указывают где покупатель может забрать товар прямо сейчас.
- Время поступления отсутствующего товара на склад. В крупных магазинах техники, бывает что товара нет в наличии прямо сейчас, но есть дата, когда он прибудет на склад. Это удобно для покупателя, он видит, что товар скоро будет и может подождать, вместо того чтобы покупать в другом месте.
- Состав. Если для описания товара важно указать что входит в его состав / из чего сделан. Актуально, например, для продуктов питания, одежды, обуви.
- Старая / новая цена. Обычно, когда к товару применяют скидку, старую цену тоже указывают, чтобы у покупателя были ориентиры, насколько снижена цена и сколько он экономит. Нужно сказать дизайнеру, чтобы он не забыл цену до скидки. Так же стоит перечислить другие маркетинговые фишки, которые нужно предусмотреть в дизайне.
- Размер скидки. Помимо указания старой и новой цен, иногда указывают размер скидок в % и/или рублях.
- Товар под праздник. Перед праздниками, например, Новым годом, некоторые магазины отмечают ряд товаров как наиболее подходящие к случаю. Это могут быть новогодние вечерние платья, которые до Нового года были просто вечерними платьями, «Пена для бритья» к 23-му февраля и т. п. варианты. Такая маркировка товаров помогает навести покупателя на правильные мысли. А также положительно сказывается на SEO (подробнее об этом в СТАТЬЕ)
- Комплектность. Если у товара возможна комплектность, то нужно ее указывать. Значит, о наличии в описании товара этого параметра дизайнер должен знать. Комплектность — это запасная пуговица для джинсов, зарядное для сотового телефона и т. д.
- Инструкция применения.
- Аксессуары.
- Похожие товары.
Этот список далеко не полный — только пример, что нужно указывать при описания товара в ТЗ для дизайнера. Посмотрите статью «Главные кнопки в интернет-магазине», в которой говориться .
Разные карточки товара
Если у вас в магазине продаются товары очень разные, например, телевизоры и одежда, то описание карточки товара нужно сделать свое для каждого такого типа товара. Как минимум потому что у них существенно отличаются описания, параметры и характеристики. Поэтому универсальности может не получиться. А еще потому что иногда имеет смысл не грести все под одну гребенку, а сделать разный дизайн карточек товара для очень разных типов товаров.
То же самое, если товары сильно отличаются по аудитории и/или цене. Например, если в продаже есть обычные свадебные платья и вип-платья, они отличаются по цене и по платежеспособности аудитории, то есть смысл сделать другой дизайн карточки товара для таких платьев, чтобы дополнительно подчеркнуть их особый статус. А то и вообще сделать свой дизайн всему разделу.
Кто-то, может быть, помнит, как выглядел магазин «Евросеть» в исполнении Студии Артемия Лебедева? Там как раз был реализован подобный подход — отличались карточки товаров для обычных телефонов и вип моделей . Кому интересно, посмотрите в Веб-архиве. Ссылки я дал.
Инструменты на сайте
Какие будут, на какой странице / разделе. В ТЗ на дизайн обязательно нужно перечислить функционал каждой страницы. В интернет-магазине обычно это:
- Фильтр по характеристикам товара в разделе «Каталог».
Описывая фильтр, важно не забыть указать какие характеристики товара участвуют в фильтре (размер, цвет, бренд и т. д.).
Чтобы фильтр был по-настоящему удобным инструментом и реальным помощником покупателю при выборе товара в нем обязательно должны присутствовать параметры, важные для вашей целевой аудитории при выборе этого товара. Подумайте, как покупатели выбирают ваш товар и станет ясно какие параметры в фильтре должны быть обязательно. Зная это, дизайнер сможет облегчить покупателям выбор и постарается сделать преимущества более заметными. - Сортировка. По каким параметрам будет сортировка товаров. Например, по цене (от большей к меньшей и наоборот), по популярности, по рейтингу.
- Сравнение. Если в интернет-магазине нужна возможность сравнивать товары, напишите об этом дизайнеру при составлении технического задания. Не забудьте указать, какие параметры товара будут участвовать в сравнении. «Сравнение товаров» это целый сервис (а не просто ссылка в карточке товара), поэтому для него нужна отдельная страница, ее тоже нужно нарисовать. Еще нужен информер на каждой странице каталога товаров, сообщающий сколько товаров находится в сравнении и позволяющий быстро перейти на страницу сравнения.
- Избранное. Если планируете давать пользователю возможность откладывать понравившиеся товары в избранное, то этот функционал нужно предусмотреть в дизайне. Не забудьте что кроме ссылки «добавить в избранное» (или «Отложить») в карточке товара, должны быть отрисована страница «Список товаров в избранном» (с кнопочкой «убрать из Избранного») и на каждой странице каталога товаров ссылка «Перейти к Избранному».
- Поиск.
- Быстрый заказ / заказ в один клик.
- Плавающая корзина. Маленькая корзина в каталоге товаров. Как только в корзине появляется товар, она приклеивается к верхней части окна браузера и показывает, сколько товаров находится в корзине, на какую цену. Иногда в маленькой корзине дают возможность удалять товар и менять его количество. Если вам этот функционал нужен — напишите об этом в ТЗ.
География магазина
Работает магазин на один город, на несколько или на всю страну.
Если у вас несколько магазинов или точек самовывоза, скажите об этом сразу, чтобы страница «Контакты» была сделана правильно, а в корзине не забыли функционал по выбору точек самовывоза.
Поля в корзине
Поля которые будет заполнять покупатель, чтобы оформить заказ, способы доставки, способы оплаты, .
Готовность к обсуждению
Если вы непрофессионал и допускаете что можете быть неправы, при этом доверяете опыту дизайнера, стоит написать в ТЗ примерно следующее: «Если вы считаете что я ошибаюсь в каком-то из своих пожеланий, или что-то в моих идеях можно улучшить / упростить / сделать оптимальнее — давайте обсуждать, я с радостью прислушаюсь к вашему мнению».
Прорабатывая дизайн нужно помнить что некоторые, на первый взгляд простые вещи в функционале могут сильно усложнить работу программисту, а значит, увеличить цену разработки. Или, что хуже, усложнить вашу дальнейшую работу над сайтом, добавив большой пласт рутинной ручной работы, которой нужно избегать и автоматизировать (ручная работа приводит к накоплению ошибок на сайте).
Для разных проектов пункты, конечно, могут меняться и дополняться. Но даже этот усредненный перечень материалов, которые нужно давать в ТЗ на дизайн, если будет с должным вниманием подготовлен заказчиком, существенно улучшит качество дизайна для вашего интернет-магазина. Конечно, если попадет к адекватному дизайнеру.
Три типа дизайнеров
Раз уж говорим про правильный подход к разработке дизайна интернет-магазина, следует отметить, что важная часть успеха — правильный дизайнер. Если дизайнеру безразличен результат, который получит клиент и важно сделать ровно настолько, чтобы работа была принята, то даже самое подробное ТЗ на дизайн сайта не гарантирует качественного результата. Хотя нужно отметить, что имея на руках детально описанное задание, заказчику проще контролировать ход работы и указывать на недостатки.
Для простоты я делю дизайнеров всего на 3 группы:
Хороший дизайнер
Имеет большой опыт работы, ему важно непросто заработать, но и чтобы у клиента был результат. Понимает что цель дизайна — эффективность решения задач. Знает о существовании целевых действий, понимает как среди них расставлять акценты и приоритеты. Такой дизайнер задает много вопросов, вытягивать из клиента как можно больше информации. Часто у заказчика после общения с ним появляется неприятное ощущения «я так мало понимаю в этом». Такой дизайнер старается вникнуть в проект, предлагает свои идеи решения или даже функционал. Мыслит не только как художник, но и как UX-специалист и маркетолог.
Мастер фотошопа
Дизайнер, которому не все равно какие работы у него получаются — сделает красиво. Красота — высшая целесообразность. Удобность вторично, эффективность — нет, не слышал. Красивые дизайны нравятся заказчикам и легко ими принимаются, поэтому работы у такого дизайнера обычно много. Если дать ему хорошее ТЗ — сделает хорошо, но по привычке будет уходить в красивости.
Х1як, Х1як и в продакшн
Дизайнер, который работает просто за деньги, сделает, «как получится», на основе той инфы что уже есть, внесет правки, поступившие от клиента и готово. Следующий!
Клиентоориентированная версия этого дизайнера предложит заказчику несколько цветовых схем и поиграет со шрифтами.
Такие дизайнеры не привыкли работать качественно, в их отношении к работе всегда будет заметен подход «поскорее отвязаться от этого заказа и взять следующий», они постоянно пытаются «забыть» о каких-то пунктах в ТЗ, имеют низкий уровень работы в целом, для скорости используют клипарты, библиотеки иконок, пиратские шрифты, часто не заморачиваются на удобную компоновку слоев в исходнике, что затрудняет работу верстальщика. Но плохому дизайнеру наплевать на это, равно как на эффективность дизайна, который он сделал. Даже самое продуманное ТЗ на дизайн не существенно улучшит его работу.
Три приведенных типа дизайнеров — это неполная «классификация». Есть промежуточные варианты. Многое зависит от заказчика. Можно и хорошего дизайнера задолбать глупыми требованиями, он устанет спорить, махнет рукой и персонально для вас спустится со своего первого места на второе или даже третье.
Кто-то сейчас подумал, что для успеха достаточно найти правильного дизайнера, а уж он даже с минимальным ТЗ сделает дизайн магазина на отлично. Это так, но только отчасти. Хотите действительно хороший результат, тогда не забывайте, о чем было сказано в начале статьи — главное в дизайне — контент. А за вас его никто не подготовит / разработает / соберет.
Почему не нужно копировать лидеров рынка
Продумывая задание на дизайн интернет-магазина не всегда нужно смотреть на крупных конкурентов - лидеров рынка.
Какие-то вещи перенимать нужно, но осознанно, понимая, зачем вы это делаете. Нельзя слепо копировать функционал, только потому, что так сделано у лидера.
Сайты больших интернет-магазинов имеют свою специфику в силу количества групп товаров, большого числа разделов и подразделов, огромного ассортимента. Поэтому небольшим интернет-магазинам не пойдет на пользу копирование крупных. Да и не всегда у лидера все идеально в плане юзабилити и SEO.
Почему-то принято считать, что лидеры постоянно тестируют свои магазины на эффективность, внедряют новшества, семь раз отмерив. Считается, что если какая-то деталь у них сделана именно так, значит, так нужно. Возможно, так и есть в Амазон.ком или Заппос.ком, но идеализировать в этом плане топ интернет-магазинов Рунета точно не стоит.
Крупные интернет-магазины, главенствующие в какой-то нише, обычно обновляют дизайн и функционал своего сайта не слишком часто (на то у них есть свои веские причины). Если об этом не помнить, есть шанс скопировать устаревший сайт, которому уже 3-4 года, а через несколько месяцев после своего запуска узнать что «образец для подражания» был кардинально обновлен.
Конечно, нужно изучать чужой опыт и перенимать хорошие решения. Например, если вы не знаете как в вашем интернет-магазине одежды сделать вывод показов результатов поиска по товарам, то идите в Вилдберриес, Ламоду, КупиВип и посмотрите как сделано у них. Бенчмаркинг — нормальная практика.
И еще, некоторые заказчики любят рисовать вайрфреймы / скетчи и отправлять их дизайнеру. не нужно этого делать. Хороший дизайнер на ваши вайрфреймы особого внимания не обратит. Если посчитает нужным - сделает по-своему. Плохой дизайнер сделает, все как вы нарисовали, лишь бы вы работу приняли. Для себя, чтобы лучше представлять структуру страницы, раскладку на странице объектов - делайте. Но отправлять дизайнеру не нужно.
Что дает тщательная подготовка ТЗ на дизайн
Переходим к любимому раздела Капитана Очевидность. Перечислим плюсы, которые дает тщательный подход к разработке технического задания на дизайн сайта.
Сразу видим каким будет дизайн
Огромный плюс в предоставлении дизайнеру контента для всех страниц в том что, принимая дизайн, вы будете видеть, как выглядит именно ваш сайт, а не какой-то абстрактный сайт с фотками и текстами, надерганными для примера из других интернет-магазинов. Это позволит не отвлекаться на красивые картинки, которые для примера поставлены дизайнером, а оценивать объективно, видеть страницы ровно так, как их будет видеть потенциальный покупатель и делать это на стадии дизайна, а не в самом конце, когда контент-менеджер уже внес материал в готовый сайт и завтра открытие.
Заранее видим проблемы дизайна
Другой важный момент, вытекает из предыдущего. Дизайн, сделанный без использования тестовых материалов, а целиком на информации, предоставленной заказчиком, поможет заказчику увидеть свои проблемы еще до запуска магазина на этапе дизайна. Хочется ли купить? Достаточно ли убедительно выглядит товар, чтобы продавать его за такую цену? Убеждают ли вас тексты на сайте о том, что вам можно доверять. Все ли достаточно просто и понятно? Только одно это понимание уже дорогого стоит.
Вполне может оказаться, что заказчик, увидев, как плохо выглядят в каталоге товаров фотографии одежды, отснятые на манекене, решит переснять весь ассортимент с привлечением проф. модели. Потому что, посмотрев, дизайн он понял, что сам не купил бы так плохо представленный товар даже за вдвое меньшую цену.А если бы дизайнер поставил в этот же макет фотографии «для примера», то заказчик понял бы проблему только спустя 1-2 мес. когда в готовый сайт, за несколько дней до запуска разместили реальные (а не тестовые) товары. Таким образом, бюджет, запланированный на старт, для первоначальной рекламы проекта будет слит впустую, только за счет плохой привлекательности товаров (никто не будет покупать), или придется откладывать запуск. А предоставив дизайнеру фотографии товара сразу, клиент получил 1-2 месяца времени на то, чтобы сделать нормальную фотосессию. А за эти 1-2 месяца как раз закончится разработка интернет-магазина.
Лучшее решение бизнес-целей
Хороший дизайн, сделанный по вашему контенту (без «рыбы»), лучше доносит важную информацию до покупателя, делает все сказанное на сайте более убедительным. Помогает подать материал правильно, в нужной последовательности, с акцентами на целевых действиях и на важных местах в тексте.
Предсказуемость результата
Чем тщательнее техзадание на дизайн, чем больше страниц будет разработано, тем более предсказуемым будет результат. Проще говоря, когда у вас есть подробный, детально проработанный дизайн, вы уже точно знаете чего ожидать. В этом случае дизайн будет являться своего рода техническим заданием для следующих этапов - верстки и интеграции в CMS (я, по традиции под CMS подразумеваю 1C-Битрикс:-)
Без внятного ТЗ — результат ХЗ.
— народная мудрость.
Снижение рисков
Все знают что риски нужно сокращать, если мы хотим получить более-менее предсказуемый результат, в сколько-то приемлемые сроки, за более-менее ту цену, на которую рассчитывали. Так вот, если у вас детально проработан дизайн - это два ТЗ: на верстку и на программинг.
Конечно, наличие отдельных заданий на верстку и программную часть лишними не будут, можете — сделайте. Но обычно настолько идеальных проектов не бывает. Поэтому когда в дизайне отрисована каждая страница, каждое модальное окно — это очень упрощает работу front-end-разработчику и программисту.
Простой пример: если страницы отрисованы не все что нужны, то в верстке они тоже будут не все. Но при этом страницы типа «Ошибка 404 — страница не найдена» и т. п., все равно нужны.
Если магазин разрабатывает студия, они эти моменты обычно учитывают, если заказчик сам управляет созданием магазина (и не разбирается в технической части), сначала заказывает дизайн, потом верстку и т. д. — ошибки неизбежны.
Заказчик может вообще не знать о некоторых страницах, которые должны присутствовать.
Либо не сможет объяснить «техническим языком» что и как должно быть сделано на тех страницах, которых нет в дизайне, но которые нужны. Это вызывает непонимание со стороны сначала верстальщика, а потом программиста. Ведет к неверной оценке объема работы, которая в итоге ложится на заказчика.
Поэтому чтобы избежать странных формулировок в объяснениях с верстальщиком или программистом типа «Страниц нет, но они нужны» лучше все же их заранее отрисовать. Да, вы больше потратитесь на дизайн, но здорово увеличите вероятность получить свой интернет-магазин сразу на приемлемом уровне.
Можно будет снизить вероятность, когда верстальщик или программист скажут «работа о которой вы говорите не входила в оговоренный объем и нужно доплатить».
Аргумент в конфликтных ситуациях. Когда все требования к дизайну описаны должным образом, при возникновении спорных, ситуаций (например, при верстке) вы можете ссылаться на свое подробное ТЗ, как на железный аргумент. Этот документ, приложенный к договору, будет отличным подспорьем.
Подытожим
Главная ошибка при заказе дизайна — не давать всю необходимую инфу дизайнеру. Конечно, дизайнер сделает свою работу и с минимумом контента. Но сами подумайте, как ему сделать хорошо продуманную карточку товара, если он не знает точно, что на ней будет? Как сделать удобную корзину, если непонятно какие буду в ней поля и какая между ними взаимозависимость? А представьте что ему таких страниц для вашего магазина нужно отрисовать 20 - 50 шт. Приходится искать компромиссы, придумывать, как сделать универсально, чтобы материалы, которые пока не предусмотрены, позже было куда запихивать.
Другая ошибка — перечислить в ТЗ только список страниц (пусть даже с контентом для каждой), не сказав про «Целевые действия» и «Целевую аудиторию» (о наличии этих пунктов в ТЗ говорится выше). В этом случае ТЗ на дизайн формально перечисляет страницы, которые нужно нарисовать и элементы, которые на этой страницы должны присутствовать и не описывает основные моменты взаимодействия с клиентом. При таком подходе заказчика к ТЗ, дизайнер, если он не слишком заинтересован в результате может подойти к вопросу тоже формально — сделать что перечислено и посчитать на этом работу выполненной.
Хотите хорошо — не ленитесь, перед заказом дизайна подготовьте контент. Потому что соответствие дизайна вашим задачам пропорционально качеству материалов, который вы предоставите дизайнеру.
Повторюсь: Если у вас не готов контент для каждой страницы — дизайн заказывать рано.
Нельзя написать портрет, если заказчик не приходит позировать. Костюм, пошитый на заказ, будет не по размеру, если мерку снимут не с вас. С дизайном интернет-магазина то же самое — невозможно сделать хорошо, если заказчик не предоставил всей нужной информации.
Иногда, заказчику, если он уверен, что не справится с задачей, стоить нанять исполнителя не только на дизайн, но и на составление ТЗ. Если, конечно, на это есть бюджет. Разработка технического задания на дизайн или проектирование, техзадание на верстку и контроль выполнения, ТЗ на программную часть — такие же этапы работы, как и создание дизайна сайта. Только эти этапы менее очевидные и неспециалистам мало заметны. Даже если их не делают именно как отдельные этапы, так или иначе, они все равно выполняются.