Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ Последний мусульманский хан Сибири Кучум. За что его убили ногайцы??
Субтитры
Происхождение
Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.
«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»
Родился Кучум предположительно в -1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул . По своему происхождению он являлся, скорее всего, этническим каракалпаком .
«Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм Муртазеев сын со многими воинскими людми и доиде до града Сибири, и град взя, и князей Етигера и Бекбулата уби, и прозвася сибирский царь… Бекбулатов же сын Сейдяк от убиения царя Кучюма соблюден бысть и изведен в Бухарскую землю...»
В русских документах того времени Казахскую орду нередко именовали «Казачьей» ордой, между тем, историк Г. В. Вернадский в труде «Монголы и Русь» указывает: «Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает «свободный человек»… В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов).»
В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Однако распространившееся в советской исторической литературе утверждение о принадлежности его к роду основателей этого ханства Шейбанидов ошибочно, поскольку является следствием путаницы: в реальности хан принадлежал к роду Шибанидов , потомков Шибана - 5-го сына Джучи и внука Чингисхана .
Начало правления
Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году .
Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина . Скорее всего Кучум погиб в 1601 году . В том году сын Кучума Али стал ханом.
В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.
В Крапивинском музее можно вглядеться в черты лица Кучума... Фото: Ларисы Максименко.
Терентий Ермолаевич Смердин, кузнец из села Поперечного Крапивинского района, как оказалось, прапра… внук хана Кучума — царя всея земли Сибирской, потомок Чингисхана — властелина мира, установил кузбасский мужской рекорд долголетия.
Терентий дожил до 108 лет! К тому же он незадолго до смерти успел рассказать историкам сенсационную правду о последних днях ближнего предка – хана Кучума.
И указать сетку географических координат, в какой же части тайги искать могилу великого Кучума, побежденного, отдавшего с тяжелыми боями «свою» Сибирь много веков назад России. И все-таки не покоренного ни русским царем, ни старостью, ни болезнями, ни ранами тела и особо – души. И ушедшего свободным — в вечность, воспетую в последнюю минуту среди наших сосен под вечный шум нашей речки его самым верным вечным другом-шаманом …
Так Терентий одним только фактом родства подтвердил старинные легенды о Кучуме, ходившие окрест. И указал точку на карте Евразии, где «спит» хан Кучум. До этого же где только её не искали (с XVII века!) – в Средней Азии, на Урале, в Барабинских степях среди солончаков. И не могли найти в растрескавшейся земле. Как до сих пор (с XIII века!) не могут найти и не знают в мире, где могила Чингисхана.
Мало того, Терентий, передав информацию историкам, оставил её жить в своем роду.
— Я, прямой потомок Терентия Смердина, узнала, что еще и потомок Кучума, два года назад от двоюродного брата, а ему его отец, отцу – дед, деду – прадед про хана рассказывал, — подтвердила кемеровчанка Лидия Смердина.
— У Терентия слово всегда было твердое, сила в руках большая, до 108 лет в колхозе работал, грабли делал, и я ему – по мужу – далёкая родня, — подтвердила и Валентина Минина из Поперечного. – Да наш край деревни так и назывался – Смердины. Все – родня.
Все — кровь и кость Кучумовская, значит! И корреспондент «Кузбасса» отправился в край Кучумовичей, чтобы выяснить, с чего всё начиналось.
Кто есть кто
Но сначала я долго изучала черты хана Кучума, лицо которого воссоздано художником и «встречает» каждого в Крапивинском краеведческом музее. Высокие скулы, впалые щеки, удлиненные глаза. Умён, независим, надёжен, упрям…
Не похож на предка – Чингисхана. Но забегая вперед, скажу: на него похожи сухие мужики и красивые скуластые женщины в Поперечном, и в других старых сёлах района, и в столице Кузбасса.
Наука давно «раскопала», что род Кучума в тринадцатом колене соединился с родом Чингисхана: «Сыном Чингисхана был Джучи хан, его сын — Шайбан хан, его сын — Махмудек, его сын — Апак хан… Сыном Махмудек хана был Муртаза хан, а его сыном был Кучум хан».
— А одна из дочерей хана Кучума и стала прапра…бабушкой Терентия Ермолаевича Смердина, родство с Кучумом, по его словам, идет по материнской линии, — объясняет мне Анна Тарасова, главный хранитель Крапивинского музея, давно ведущая «кучумовскую» тему. – Рассказ Терентия Ермолаевича записал историк, директор Крапивинской школы Николай Конев с ребятами из исторического кружка в 1957-м. Терентию было тогда 97 лет. Он вспоминал, как ему мать и бабушка когда-то рассказывали, что случилось с ханом Кучумом, где его похоронили, почему одна из его дочерей осталась в наших краях. Точное имя той дочери хана неизвестно, но мы предполагаем, её прозвали позже Кучуманда.
— Выходит, прапрапра… внучка Кучуманды и вышла замуж за одного из потомков казака Дмитрия Смердина, пришлого с Дона в Сибирь. Вышла за Ермолая. И Терентий – старший из их троих сыновей, родившийся в 60-х годах XIX века! — выстроилась окончательно в моей голове кузбасская «ветка» с ханского древа.
Последняя ночь Кучума
А ведь ничто, казалось, не предвещало большой беды. Про хана Кучума шла по «его» Сибири молва как о жестком, образованном, сильном правителе. Имел, по легендам, в своей столице золотой трон, тайный (на крайний случай) подземный дворец, 11 жен, 17 сыновей, 9 дочерей, наложниц и пленниц – несчетно…
Но 1 октября 1581-го хан Кучум отбил натиск русских казаков из отряда Ермака. А 26 октября Кучум был разбит. Отступил. И не раз еще выигрывал бои. Пока 20 августа 1598-го не проиграл Ирменское сражение. И бежал за Обь.
«… потерял ханство, столицу Искер, двух сыновей, и последний свет из глаз выкатился у хана Кучума, — пересказывал писатель Мамин-Сибиряк когда-то сказания о Кучуме. – Но чем больше была беда, тем сильнее становился старый хан Кучум, и слепой он нагонял страх на казаков и ногаев…»
— Примерно в 1598-м хан Кучум после поражения и прошел через наши места, — продолжает главный хранитель Анна Тарасова. – По словам Терентия Смердина, «…Кучум с телохранителями спасался на лодке, пробирался вверх по Томи, ему нужно было к границам Монголии. На Тайдоне, притоке Томи, Кучум заболел и умер. Его похоронили в кургане у трех сосен, в 15 верстах от устья Тайдона. По обычаю, с ханом должны были «уйти» жёны и слуги. Но с ним были только дочери. Похоронили заживо младшую. А старшая, как мы её называем Кучумандой, стремясь уцелеть, вперед убежала. Воспользовалась непогодой и темнотой ночи, с собой прихватила суму с золотом.
Долго пробиралась беглянка верхом по таежным тропам и наконец выехала на правый берег Томи, туда, где в нее впадает речка Луговушка. Стремясь поскорее уйти от преследования, сходу направила коня в бурлящую весеннюю реку. При грозовом раскате грома и всполохах молнии, успокаивая вздрагивающего коня, дала обещание: там, где ее вынесет к берегу, построить часовню в честь русского бога Николая Чудотворца».
Есть данные (продолжает Анна Тарасова), что когда позже казаки выбирали на Томи место для Мунгатского острога, они заметили на высоком берегу часовню. Удивились ей. Осмотрелись. И там и заложили очередной тогда русский форпост.
— Получается, дочь хана Кучума, бежав и прося помощи уже у русских святых защитников, чудом выжив в бешеной реке, обещание то своё выполнила?!
— И мы считаем, история Крапивино и района началась именно с истории дочери хана, — горячо говорит Анна Тарасова. – Она не погибла и не пропала, она много знала, умела, была образованной, возможно, знала даже английский язык. Не потому ли потомки прозвали ее, по словам Терентия Смердина, англичанкой…
Смердин Терентий Ермолаевич, по материнской линии — потомок хана Кучума и, значит, уходя еще дальше в прошлое, потомок Чингисхана.
«Ген первых»
Место, выбранное спасшейся дочкой хана Кучума для жизни, где встало со временем село Поперечное, красивое и сейчас — очень тихое, медовое, пенсионно-дачное, оно в получасе езды от Крапивино.
Неизвестно, как жило поселение в первые века — с первыми потомками дочери хана.
А почти сто лет назад оно было в пекле Гражданской войны. И потомки хана Кучума были героями.
— Сам Терентий Ермолаевич был за «красных», в партизанском отряде, вместе с сыном Федором, — рассказывает Валентина Минина. – Зимой, в бою с белогвардейской бандой Олиферова («белые» пробивались с севера Томской губернии – в Монголию, бой был 6 января 1921-го. – Ред .) сын Терентия погиб. Терентий привез его домой на санях, похоронил под окном.
Позже, еще одного героя из родни Смердиных – Ивана Буданова, расстрелянного на мысу «белыми», похоронили рядом. И сделали братскую могилу с памятником со звездой.
…Вообще, «ген первых» у всех кузбасских потомков Кучума – в крови в бешеной концентрации, сужу я по родовым разросшимся «веткам» и слушая рассказ правнучки Терентия Лидии Николаевны Смердиной, известного в стране (!) врача, доктора медицинских наук, профессора КемГМУ, действительного члена Российской Академии Естествознания…
«Наши» потомки хана были учителями, руководящими работниками областного уровня, сейчас среди потомков — много врачей, исследователей, программистов.
— Смелость, очень сильный математический расчет, высокая интуиция (иногда даже на уровне… предсказания событий), — перечисляет Лидия Смердина родовые черты, считая их от времени прадеда – Терентия, которого видела в последний раз на его 100-летие – бодрым и сильным..
— Любовь к жизни. Спокойствие даже перед лицом смерти, — добавляет Валентина Минина. — Терентий Смердин домовины две (выдолбенные в кедре гробы), себе и жене, заранее, помню, сделал. Их в амбаре хранил. Мы тогда детьми залезли в них раз. Гладенькие стенки, ровные… Жену, как умерла, он в той домовине схоронил. А потом Терентий на девятом десятке снова женился.
И, как помнят в Поперечном, Терентий три «своих» домовины «износил», пережил. Кедр времени ожидания не выдерживал, разваливался, а потомок Кучума жил себе дальше и оставался крепок до последнего дня. В первую очередь, духом. О предках и потомках, о земляках, товарищах и о себе оставил написанные «в стол» строчки (и старый листок, найденный недавно, хранится в библиотеке села Поперечного) внук Терентия Никандр, которого звали Николаем. В них – дух рода, ханского и русского, казачьего, ставшего давным-давно уже духом России:
— Кто скажет мне в моей стране, чтоб мы опять рабами стали, я крикну… «НЕТ!»
Лидия Смердина, известный в России доктор, академик, узнала про свой древний род хана Кучума — Чингисхана лишь два года назад. Фото: из личного архива.
ГИБЕЛЬ КУЧУМА
Множество песен и преданий сложил о Ермаке народ. Едва ли не самым удивительным было то, что память о нем хранили и русские люди, и местные сибирские племена. Собираясь на праздник, обитатели глухих деревень пели о Ермаке русские и татарские песни. Одни при этом плакали, другие смеялись. Так было три века спустя после гибели славного атамана.
Коренные жители Сибири явились первыми творцами легенды о Ермаке. Через неделю после гибели атамана, гласит предание, некий рыбак-татарин заметил в Иртыше мертвое тело. Вытянув его на берег, рыбак по доспеху увидел, что это не простой казак. Он поспешил в деревню и вернулся на берег с толпой.
В калмыцких степях акыны пели о том, как утоп Ермак, как был «обретен и стрелян и кровь течаше» и сколько «от пансырей (его) и от платья чудес было», как похоронили его татары и «смертной завет положиша, что про него русакам не вещати».
Семен Ремезов знал от отца калмыцкие предания. В своей «Истории» он дополнил их множеством подробностей. Пробыв в воде две недели и еще шесть недель на суше, тело Ермака будто бы источало живую кровь и оставалось нетленным. Птицы кружились над ним, но не смели клевать.
Мурза Кайдаул Баисетов, опознав Ермака, велел положить тело на помост (лабаз) и стал созывать татар из всех поселений. Каждый вновь прибывший поражал мертвое тело стрелой.
Среди сибирских племен преобладал шаман. Своих жрецов-шаманов соплеменники погребали над землей на лабазе. Такой способ погребения считался почетным.
Ермака поначалу оставили лежать на лабазе. Но потом атаман будто бы стал являться в видениях «бусурманам», и те настояли на его погребении. Местом погребения было выбрано Баишево кладбище. То было место захоронения некоторых из мусульманских шейхов, павших в дни «священных» войн ислама на берегах Иртыша. Над шейхами высились небольшие погребальные сооружения - мавзолеи. Ермака закопали под кудрявой березой.
В память о доблестном враге татары будто бы устроили богатую тризну. Вскоре по степям разнеслись слухи о чудесах, творившихся на могиле героя. Семен Ремезов записал толки, подслушанные им в татарских улусах. «Бе же видитца бусурманоми до днесь, - писал историк, - во вселенские суботы столп до небеси, а по простым свеща велия». Огни на могиле видели, впрочем, одни мусульмане, тогда как православным ничего не открывалось.
Чем больше проходило времени, тем больше легенд слагали о Ермаке. Калмыцкий тайша Аблай поведал Ремезовустаршему, что в детстве его исцелила щепотка земли с могилы Ермака. С тех пор Аблай, отправляясь на войну, брал с собой землю со священной могилы и побеждал. Если же земли с ним не было, он терпел неудачу.
Мусульманское духовенство относилось с неодобрением к народным песням и преданиям, прославлявшим атамана. Но все попытки заглушить молву о Ермаке ни к чему не привели.
Кучум был последним, кто прибыл на берег Иртыша, чтобы посмотреть на своего грозного противника. Его сопровождали знатные мурзы.
Кучуму не удалось вернуться в Кашлык, где утвердился его соперник Сеид-хан. Даже когда тот попал в плен, это не принесло выгоды престарелому хану. Русские воеводы объявили, что царь возьмет на службу всех татар, которые того пожелают. Новым царским слугам назначали денежное и хлебное жалованье.
Призывы воевод возымели действие. Многим татарам надоело скакать по степи за Кучумом, и они потянулись в родные улусы под Кашлык. В числе других к русским отъехал мурза Кайдаул, которому по разделу достался доспех Ермака.
Сфера власти Кучума стремительно сужалась. Волости, располагавшиеся в Прииртышье к югу от Тобольска на расстоянии пятнадцати дней пути по реке, признали власть русского царя и стали платить воеводам ясак в половинном окладе. Другую половину ясака местные князьки и есаулы продолжали давать Кучуму, «блюдяся от него войны».
Теснимый со всех сторон, Кучум послал в Москву грамоту. Он настойчиво просил отпустить к нему пленного Маметкула. Одновременно хан просил царя Федора пожаловать его сибирским юртом «под царскою высокою рукою». В Москве не придали значения миролюбивым заявлениям Кучума. Там не забыли, как хан, будучи царским вассалом, велел однажды убить русского посла и вероломно напал на Пермский край. Маметкул справедливо считался лучшим военачальником Сибирского ханства. Не потому ли Кучум старался вызволить его, что замышлял новую войну?
Выстроив сеть укреплений на Оби и Нижнем Иртыше, русские двинулись в южные пределы Сибирского царства. Воевода князь Андрей Елецкий получил приказ пройти по Иртышу до устья реки Тары и выстроить там крепость. Царская рать насчитывала более полутора тысяч ратных людей. Среди них было 550 сибирских татар и 400 башкир и татар из Уфы, Казани и Свияжска.
Елецкий не скупился на мирные жесты по отношению к Кучуму. Он должен был усыпить бдительность хана, «приказывать гладко и его оплашивать, покаместь город укрепится».
Мирные заверения сторон были не более чем хитростью. Андрей Елецкий имел тайный наказ разгромить Кучума, если представится возможным захватить его врасплох. В свою очередь, Кучум искал повсюду союзников для войны с «белым царем». Он не раз обращался к правителю Бухары Абдуллах-хану с просьбой о помощи. Но бухарский правитель был занят борьбой за Хорезм и не мог прислать ему подкрепления.
Кучум заключил договор с нарымским князем Воней, стоявшим во главе Пегой орды. Воня копил силы для нападения на Сургут, и Кучум прикочевал поближе к его владениям, чтобы сообща напасть на русских. Но их воинственным планам не суждено было осуществиться.
Кучум мог рассчитывать на поддержку ногайских мурз, пока между ними не возник спор из-за земель. Одним из самых больших улусов на Иртыше владел ногаец Авлия Мурзин. Кучум послал сына-царевича Алея, и тот «отвел» людей от мурзы. Тогда Авлия пожаловался правителю Бухары. Абдуллах-хан потребовал, чтобы Кучум немедленно вернул улус ногайскому мурзе и учинил его «меньшим братом» для совместной войны с русскими.
В Москве оценили весть о раздоре Кучума с ногайцами. Царь Федор упомянул об этом в одной из своих грамот к хану. «…ногайские улусы, - писали дьяки, - Тайбугин юрт, которые кочевали вместе с тобою, от тебя отстали, на которых была тебе большая надежда». Знать из рода Тайбуги издавна пользовалась исключительным влиянием в Сибирском «царстве».
Война с Калмыцкой ордой окончательно осложнила положение Кучума. По русским данным, после одного неудачного боя ханскую ставку покинули двое царевичей и 300 татар, а «иные пошли в Бухары и в Нагаи и в Казахскую орду».
Некоторые из приближенных Кучума перешли на сторону русских. Владелец крупного улуса Чин-мурза, сын Ильмурзы Исупова, перешел на царскую службу. Выехала в Москву мать царевича Маметкула.
Зная о трудном положении Кучума, правитель Борис Годунов предпринял новую попытку привлечь его самого на русскую службу и таким путем положить конец войне в Сибири. Находившийся в русском плену царевич Абдул-Хаир написал грамоту отцу, предлагая ему «покрыть свои вины» и отдаться под покровительство царя. Абдул-Хаир советовал Кучуму показать свою добрую волю, прислав в Москву одного из своих сыновей.
Не получив ответа, московские власти в 1597 году предприняли новый демарш. Абдул-Хаир, на этот раз вместе с Маметкулом, направил новое письмо Кучуму, где сообщалось, что они несут в Москве службу и получили в удел города и волости. От имени царя Федора Маметкул и АбдулХаир предлагали Кучуму две возможности: либо он приедет в Москву и получит щедрые земельные владения - города и волости, либо царь вновь «учинит» его на Сибирском «царстве» под своей высокой рукой. В Москве была составлена от имени царя Федора «опасная» грамота Кучуму, гарантировавшая ему безопасный проезд и царскую милость.
Однако обещания царских милостей не прельщали Кучума. Сын степей, он слишком высоко ценил волю. Свое последнее письмо воеводам Кучум адресовал так: «От вольного человека, от царя боярам поклон!» Хан желал узнать у воевод, нет ли указа насчет него от царя из Москвы. Он явно ничего не знал о царской «опасной» грамоте и добивался некоторых практических уступок. «Прошу у великого князя у белого царя, - писал он, - Иртышского берегу, да и у вас, у воевод, бью челом, того же прошу».
В последние годы жизни Кучума мучительно преследовали мысли о поражениях, покончивших с его счастливым царствованием. Он не раз вспоминал Ермака. И в своем последнем письме Кучум упомянул его имя. «А от Ермакова приходу и по ся места пытался есмя встречно стояти, - сокрушенно признавал он, - а Сибирь не яз отдал, сами естя взяли; и ныне попытаем миритца, либо будет на конец лутче».
Кучума удручали старческие немочи. Он стал слепнуть и пытался помочь беде, выписав снадобье для глаз из Бухары. Однако бухарский посольский караван попал в руки к русским, и хан смиренно просил воевод вернуть ему конский вьюк из захваченной «рухляди». «Очи у меня больны, - писал старец, - и с теми послы были зелия, да роспись тем зельям…»
Кучум пытался убедить воевод в своем миролюбии. Но он отказывался послать в Москву сына, что подрывало доверие к его словам.
В 1597 году Кучум собрал ясак с нескольких тарских волостей. Вскоре прошел слух, будто он готовит набег на Тару.
В августе 1598 года помощник тарского воеводы Андрей Воейков отправился в Барабинские степи, чтобы отыскать Кучума и разгромить его. При воеводе находились голова Черкас Александров, ратные люди, казаки, служилые татары, всего 400 человек. Ермаковский атаман возглавил поиск в двух «волостях», только что «отведенных» от Кучума. Захваченные им «языки» показали, что хан кочует на Черных водах и при нем находятся «в собранье» 500 татар да еще 50 бухарских торговых людей. Захваченные в плен татары подтвердили, что Кучум откочевал на Обь и собирает отовсюду людей, чтобы идти войной на Тарский городок.
Вести встревожили воеводу. В двух днях пути от кочевий Кучума было замечено сосредоточение воинов-калмыков - пять тысяч человек. Намерения их оставались неизвестными.
Воейков решил не терять времени. Ратные люди шли днем и ночью. Наконец на рассвете 20 августа они приблизились к ставке Кучума. Побоище началось на заре и закончилось в полдень. Несмотря на то, что при Кучуме было 500 воинов, тогда как у воеводы лишь 400, татары потерпели сокрушительное поражение. В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть князей, 15 мурз и «аталыков», 150 человек ханской гвардии. Около 150 татар погибли при отступлении. В плен к русским попали пять младших сыновей Кучума, восемь цариц из его гарема, пять высших сановников и 50 отборных воинов.
Кучума не было ни среди убитых, ни среди пленных. Одни говорили, что хан «в Оби реке утоп», другие - будто «Кучум в судне утек за Обь реку».
Действительно, хан в разгар боя бежал в небольшой лодке. Воейков пытался настигнуть беглецов, для чего наскоро соорудил плоты. «Плавал я, - писал воевода в Москву, - на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел».
Кучум вновь ускользнул от погони. Вскоре к нему «прибежали» трое старших сыновей и 30 воинов.
Выждав время, хан вернулся на место битвы и в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца к мурзе Кожбахтыю в соседнюю волость, прося лошадей и платье, «чем бы ему мочно поднятца». Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Хан не стал дожидаться мурзу и ночью бежал прочь.
С наступлением осени 1598 года тарские воеводы вновь предложили Кучуму поступить на государеву службу, обещая вернуть жен и детей и пожаловать «царским жалованьем». При Кучуме не осталось ни одного писца, и он передал ответ воеводам на словах: «…не поехал деи я к государю по государеве грамоте, своею волею, в кою деи пору я был совсем цел, а за саблею деи мне к государю ехать не по что, а нынеча деи я стал глух, и слеп, и безо всякого живота».
Кучум нисколько не сгущал краски, описывая свое бедственное положение. Он почти ослеп и оглох. Его покинули все, и бывший властитель метался по степи, не доверяя даже своим слугам. Любой мурза мог захватить его и выдать недругам.
Старшие сыновья давно отделились от отца, соседство с которым становилось все более опасным. Кучум смирился со своей участью, но часто сетовал о пленении своего кормильца («промышленника»), тридцатилетнего царевича Асманака: «Хотя бы деи у меня всех сыновей поимали, а один бы деи у меня остался Асманак и яз бы деи об нем ещо прожил, а нынеча деи я иду в Нагаи, а сына деи своего (Каная. - Р. С.) посылаю в Бухары».
Канай поддерживал отца до последней минуты, не желая покидать его. Но Кучум пожалел сына и отослал его в Бухару, где доживала свои последние годы мать царевича.
Бывший властитель Сибири держался в Барабинских степях, пока находил поддержку у ногайских мурз и при дворе бухарского правителя. Когда же он лишился войска и всего имущества, от него отвернулись и ногайцы, и покровители из Бухары. Гибель Кучума стала неизбежной.
С тех пор как кибитки царевича Каная скрылись за Обью, следы Кучума затерялись в степях. Прошел слух, будто хан пытался отбить стада у калмыков, но был настигнут ими и разбит. Окончательно лишившись всего, Кучум бежал в ногайские кочевья и был там убит.
Царевич Канай иначе излагал историю гибели своего отца. Канаю не довелось найти прибежище в Бухаре, и его переполняло негодование на интриги бухарского правителя. Царевич считал, что калмыки были лишь орудием в руках бухарцев, а ногайцы явились такими же жертвами последних, как и сам Кучум. По словам Каная, бухарцы, заманив его отца «в колмаки, оманом убили», и, кроме того, «у них в бухарех многих нагайских мурз, заманив оманом, побили».
С гибелью хана Кучума Сибирское «царство» прекратило свое существование.
После смерти Ермака молва о взятии Сибири разошлась по всей Руси. В казачьей среде в Сибири родились первые песни об удалом атамане. Одни ермаковцы вернулись в родные станицы на Волгу, Дон, Яик и Терек. Другие, продолжая дело Ермака, ушли далеко на восток к неведомому океану. Но куда бы они ни шли, они несли с собой давние «сказы».
В песнях Кирши Данилова Ермак приобрел черты былинного богатыря. Как некогда Илья Муромец сражался с враждебной Руси степной стихией, так и Ермак бьется и побеждает «царя татарского» и всю его силу.
Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая правительственную колонизацию, они освоили «дикое поле» в Нижнем Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака в Сибирь был прямым продолжением этого движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири. Преобладание народной колонизации привело к тому, что дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на сибирской окраине.
Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бабочка автора Шаррьер АнриГибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии
Из книги Я - «Берёза», как слышите меня?.. автора Тимофеева-Егорова Анна АлександровнаГибель командира Уже позади Полесье. Наша армия идет освобождать многострадальный польский народ. Под крылом проносятся поля с узкими полосками неубранной ржи, от хутора к хутору - дороги серпантином.Попадаются деревушки с крышами, покрытыми дранкой, костелы,
Из книги Великое Предательство. Казачество во Второй мировой войне автора Науменко Вячеслав ГригорьевичГибель Е. В. Тарусского Тарусский - псевдоним журналиста и писателя Рышкова, сына известного в России драматурга Виктора Рышкова. Здесь приведен отрывок из статьи В. Орехова в журнале «Часовой» № 275/6.<…> Мы встретились с Евгением Викторовичем Тарусским в Италии в
Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский ЕжиГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования
Из книги Сербский закат автора Поликарпов Михаил АркадьевичГибель командира Смерти двух командиров - Михаила Трофимова и Александра Шкрабова разделяет практически ровно год.Русские добровольцы выбрали себе путь воина. А путь воина - это смерть. Петр Малышев, русский доброволец-ветеран, в этот момент находившийся в России, 4
Из книги Горький автора Басинский Павел ВалерьевичПереход и гибель «Человек - это переход и гибель», - говорил Заратустра Ницше, имея в виду, что человек есть «мост», протянутый природой между животным и сверхчеловеком. С этой «истиной» молодой Пешков познакомился еще до того, как стал Горьким.Но прежде - некоторые
Из книги Люди без имени автора Золотарев Леонид Михайлович22. Гибель товарища Завод еще не работал. Шахта ежедневно поставляла сотни тонн высококачественной руды с большим процентом содержания никеля. Встречался и самородный никель. Руду сгружали во дворе завода. Территория завода со всеми пристройками огорожена сеточным
Из книги Но пасаран автора Кармен Роман ЛазаревичГибель Дуррути В военном министерстве я встретил Хаджи. Он временно состоит военным советником у Дуррути - вожака испанских анархистов. Хаджи рассказал: бригада Дуррути недавно пришла из Каталонии. Анархисты подняли по этому поводу невероятную шумиху. Они идут спасать
Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина ИвановнаГибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,
Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж ГеннадийГибель Марии Возвращались мы обратно из Красноуральска в разгар лета не через Пермь, а через Свердловск. Наши проездные билеты были настолько гибкие, что позволяли нам пользоваться ими так, как нам было удобно. День мы провели в Свердловске, в походах по музеям, посетили
Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир НиколаевичГибель Чорновила С президентскими выборами 1999 года связана еще одна таинственная история - история смерти лидера Руха Вячеслава Чорновила. У Вячеслава Максимовича тогда были все шансы составить серьезнейшую конкуренцию Леониду Кучме. Но он трагически погиб в
Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай КонстантиновичГибель, притянутая за уши Телеграмму я прочел, когда рабочий день уже кончился, впереди был бесконечный уикенд. Читатель может себе представить, как долго тянулось время от пятницы до понедельника, до того нераннего часа, когда работники журнала приступают к своим
Из книги Пушкинский том [сборник] автора Битов АндрейЕще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному
Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий ВасильевичIV. Гибель пушкиниста
«Prologue Я посетил твою могилу – но там тесно; les morts m’en distrai
Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и
Множество песен и преданий сложил о Ермаке народ. Едва ли не самым удивительным было то, что память о нем хранили и русские люди, и местные сибирские племена. Собираясь па праздник, обитатели глухих деревень пели о Ермаке русские и татарские песни. Одни при этом плакали, другие смеялись до упаду. Так было три века спустя после гибели славного атамана.
Коренные жители Сибири явились первыми творцами легенды о Ермаке. Через неделю после гибели атамана, гласит предание, некий рыбак-татарин заметил в Иртыше мертвое тело. Вытянув его на берег, рыбак по доспеху увидел, что это не простой казак. Он поспешил в деревню и вернулся на берег с толпой.
В калмыцких степях акыны пели о том, как утоп Ермак, как был "обретен и стрелян и кровь течаше", и сколько "от пансырей (его) и от платья чудес было", как похоронили его татары и "смертной завет положиша, что про него русакам не вещати".
Семен Ремезов знал от отца калмыцкие предания. В своей "Истории" он дополнил их множеством подробностей. Пробыв в воде две недели и еще шесть недель на суше, тело Ермака будто бы источало живую кровь и оставалось нетленным. Птицы кружились над ним, но не смели клевать.
Мурза Кайдаул Баисетов, опознав Ермака, велел положить тело на помост (лабаз) и стал созывать татар из всех поселений. Каждый вновь прибывший поражал мертвое тело стрелой.
Среди сибирских племен преобладало шаманство. Своих жрецов-шаманов соплеменники погребали над землей на лабазе. Такой способ погребения считался почетным.
Ермака поначалу оставили лежать на лабазе. Но потом атаман будто бы стал являться в видениях "бусурманам", и те настояли на его погребении. Местом погребения было выбрано Баишево кладбище. То было место захоронения некоторых из мусульманских шейхов, павших в дни священных" войн ислама на берегах Иртыша.
Над шейхами высились небольшие погребальные сооружения мавзолеи. Ермаки закопали под кудрявой березой.
В память о доблестном враге татары будто бы устроили богатую тризну. Вскоре по степям разнеслись слухи о чудесах, творившихся на могиле героя. Семен Ремезов записал толки, подслушанные им татарских улусах. "Где же видитца бусурманоми до днесь,- записал историк,- во вселенские суботы столп до небеси, а простым свеща велия". Огни на могиле видели, впрочем, одни мусульмане, тогда как православным ничего не открывалось.
Чем больше проходило времени, тем больше легенд слагали о Ермаке. Калмыцкий тайша Аблай поведал Ремезову-старшему, что в детстве его исцелила щепотка земли с могилы Ермака. С тех пор Аблай, отправляясь на войну, брал с собой землю со священной могилы и побеждал. Если же земли с ним не было, он терпел неудачу.
Мусульманское духовенство относилось с неодобрением к народным песням и преданиям, прославлявшим атамана. Но все попытки заглушить молву о Ермаке ни к чему не привели.
Кучум был последним, кто прибыл на берег Иртыша, чтобы посмотреть на своего грозного противника. Его сопровождали знатные мурзы.
Кучуму не удалось вернуться в Кашлык, где утвердился его соперник Сеид-хан. Пленение последнего не принесло выгоды престарелому хану. Русские воеводы объявили, что царь возьмет на службу всех татар, которые того пожелают. Новым царским слугам назначали денежное и хлебное жалованье.
Призывы воевод возымели действие. Многим татарам надоело скакать по степи за Кучумом, и они потянулись в родные улусы под Кашлык. В числе других к русским отъехал мурза Кайдаул, которому по разделу достался доспех Ермака.
Сфера власти Кучума стремительно сужалась. Волости, располагавшиеся в Прииртышье к югу от Тобольска на расстоянии 15 дней пути по реке, признали власть царя и стали платить воеводам ясак в половинном окладе. Другую половину ясака местные князьки и есаулы продолжали давать Кучуму, "блюдяся от него войны".
Теснимый со всех сторон, Кучум послал в Москву грамоту. Он настойчиво просил отпустить к нему пленного Маметкула. Одновременно хан просил царя Федора пожаловать его сибирским юртом "под царскою высокою рукою". В Москве не придали значения миролюбивым заявлениям Кучума. Там не забыли, как он, будут царским вассалом, велел однажды убить русского посла и вероломно напал на Пермский край. Маметкул справедливо считался лучшим военачальником Сибирского ханства. Не потому ли Кучум старался вызволить ею, что замышлял новую войну?
Выстроим сеть укреплений на Оби и Нижнем Иртыше, русские двинулись в южные пределы Сибирского царства. Воевода князь Андрей Елецкий получил приказ пройти по Иртышу до устья реки Тары и выстроить там крепость. Царская рать насчитывала более полутора тысяч ратных людей. Среди них было 550 сибирских тагар и 400 башкир и татар из Уфы, Казани и Свияжска.
Елецкий не скупился на мирные жесты но отношению к Кучуму. Он должен был усыпить бдительность хана, "приказывать гладко и его оплашивать, покаместь город укрепится".
Мирные заверения сторон были не более чем хитростью. Андрей Елецкий имел тайный наказ разгромить Кучума, если представится возможным захватить его врасплох. В свою очередь, Кучум искал повсюду союзников для войны с белым царем. Он не раз обращался к правителю Бухары Абдуллах-хану с просьбой о помощи. Но бухарский правитель был занят борьбой за Хорезм и не мог прислать ему подкрепления.
Кучум заключил договор с нарымским князем Воней, стоявшим во главе Пегой орды. Воня копил силы для нападения па Сургут, и Кучум прикочевал поближе к его владениям, чтобы сообща напасть на русских. Но их воинственным планам не суждено было осуществиться.
Кучум мог рассчитывать на поддержку ногайских феодалов, пока между ними не возник спор из-за земель. Одним из самых больших улусов на Иртыше владел ногайский мурза Авлия Мурзин. Кучум послал сына царевича Алея и тот "отвел" людей от мурзы. Тогда Авлия пожаловался правителю Бухары. Абдуллах-хан потребовал, чтобы Кучум немедленно вернул улус ногайскому мурзе и учинил его "меньшим братом" для совместной войны с русскими.
В Москве оценили весть о раздоре Кучума с ногайцами. Царь Федор упомянул об этом в одной из своих грамот к хану "...ногайскис улусы, - писали дьяки, - Тайбугин юрт, которые кочевали вместе с тобою, от тебя отстали, на которых была тебе большая надежда". Знать из рода Тайбуги издавна пользовалась исключительным влиянием в Сибирском царстве.
Война с Калмыцкой ордой окончательно осложнила положение Кучума. По русским данным, после одного неудачного боя ханскую ставку покинули двое царевичей и 300 татар, а "иные пошли в Бухары и в Нагаи и в Казахскую орду".
Некоторые из приближенных Кучума перешли на сторону русских. Владелец крупного улуса Чин-мурза, сын Иль-мурзь Исупова, перешел на царскую службу. Выехала в Москву мать царевича Маметкула.
Зная о трудном положении Кучума, правитель Борис Годунов предпринял новую попытку привлечь его самого на русскую службу и таким путем положить конец войне в Сибири. Находившийся в русском плену царевич Абдул-Хаир написал грамоту отцу, предлагая ему "покрыть свои вины" и отдаться под мокро вительство царя. Абдул-Хаир советовал Кучуму показать свою добрую волю, прислав в Москву одного из своих сыновей.
Не получив ответа, московские власти в 1597 г. предприняли новый демарш. Абдул-Хаир, на этот раз вместе с Маметкулом направил новое письмо Кучуму, где сообщалось, что они несут в Москве службу и получили в удел города и волости. От имени царя Федора Маметкул и Абдул-Хаир предлагали Кучуму две возможности: либо он приедет в Москву и получит щедрые земельные владения - города и полости, либо царь вновь "учинит" его на Сибирском "царстве" под своей высокой рукой. В Москве была составлена от имени царя Федора "опасная" грамота Кучуму, гарантировавшая ему безопасный проезд и царскую милость.
Однако обещания царских милостей не прельщали Кучума. Сын степей, он слишком высоко ценил волю. Свое последнее письмо к воеводам Кучум адресовал так: "От вольного человека, от царя боярам поклон!" Хан желал узнать у воевод, нет ли указа насчет него от царя из Москвы. Он явно ничего не знал о царской "опасной" грамоте и добивался некоторых практических уступок. "Прошу у великого князя у белого царя, писал он, - Иртышского берегу, да и у вас у воевод, бью челом, того же прошу".
В последние годы жизни Кучума мучительно преследовали мысли о поражениях, покончивших с его счастливым царствованием. Он не раз вспоминал Ермака. И в своем последнем письме Кучум упомянул его имя. "А от Ермакова приходу и по ся места пытался есмя встречно стояти, сокрушенно признавал он, а Сибирь не яз отдал, сами естя взяли; и ныне попытаем миритца, либо будет на конец лутче".
Кучума удручали старческие немочи. Он стал слепнуть и пытался помочь беде, выписав снадобье для глаз из Бухары. Однако бухарский посольский караван попал в руки к русским, и хан смиренно просил воевод вернуть ему конский вьюк из захваченной "рухляди". "Очи у меня больны, - писал старец, - и с теми послы были зелия, да роспись тем зельям..."
Кучум пытался убедить воевод в своем миролюбии. Но он отказывался послать в Москву сына, что подрывало доверие к его словам.
В 1597 г. Кучум собрал ясак с нескольких тарских волостей. Вскоре прошел слух, будто он готовит набег на Тару.
В августе 1598 г. помощник тарского воеводы Андрей Воейков отправился в Барабинские степи, чтобы отыскать Кучума и разгромить его. При воеводе находились голова Черкас Александров, ратные люди, казаки, служилые татары, всего 400 человек. Ермаковский атаман возглавил поиск в двух "волостях", только что "отведенных" от царя Кучума. Захваченные им "языки" показали, что хан кочует на Черных водах и при нем находятся "в собранье" 500 татар да еще 50 бухарских торговых людей. Захваченные в плен татары подтвердили, что Кучум откочевал на Обь и собирает отовсюду людей, чтобы идти войной на Тарский городок.
Вести встревожили воеводу. В двух днях пути от кочевий Кучума было замечено сосредоточение воинов-калмыков - 5 тысяч человек. Намерения их оставались неизвестными.
Воейков решил не терять времени. Ратные люди шли днем и ночью. Наконец, на рассвете 20 августа они приблизились к ставке Кучума. Побоище началось на заре и закончилось в полдень. Несмотря на то, что при Кучуме было 500 воинов, тогда как у воеводы лишь 400, татары потерпели сокрушительное поражение. В бою погибли брат и двое внуков Кучума, 6 князей, 15 мурз и "аталыков", 150 человек ханской гвардии. Около 150 татар погибли при отступлении. В плен к русским попали 5 младших сыновей Кучума, 8 цариц из его гарема, 5 высших сановников и 50 отборных воинов.
Кучума не было ни среди убитых, ни среди пленных. Одни говорили, что хан "в Оби реке утоп", другие - будто "Кучум в судне утек за Обь реку".
Действительно, хан в разгар боя бежал в небольшой лодке. Воейков пытался настигнуть беглецов, для чего наскоро соорудил плоты. "Плавал я, - писал воевода в Москву, на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел".
Кучум вновь ускользнул от погони. Вскоре к нему "прибежали" трое старших сыновей и 30 человек воинов.
Выждав время, хан вернулся на место битвы и в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца к мурзе Кожбахтыю в соседнюю волость, прося лошадей и платье, "чем бы ему мочно поднятца". Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Хан не стал дожидаться мурзу и ночью бежал прочь.
С наступлением осени 1598 г. тарские воеводы вновь предложили Кучуму поступить на государеву службу, обещая вернуть жен и детей и пожаловать "царским жалованьем". При Кучуме не осталось ни одного писца, и он передал ответ воеводам на словах: "...не поехал, деи я к государю по государеве грамоте, своею волею, в кою леи пору я был совсем цел, а за саблею деи мне к государю ехать не по что, а нынеча деи я стал глух, и слеп, и безо всякого живота".
Кучум нисколько не сгущал краски, описывая свое бедственное положение. Он почти ослеп и стал глухим. К го покинули все, и бывший властитель метался по степи, не доверяя даже своим слугам. Любой мурза мог захватить его и выдать недругам.
Старшие сыновья давно отделились от отца, соседство с которым становилось все более опасным. Кучум смирился со своей участью, но часто сетовал о пленении своего кормильца ("промышленника") тридцатилетнего царевича Асманака: "Хотя бы деи у меня всех сыновей поймали, а один бы деи у меня остался Асманак и яз бы деи об нем ешо прожил, а нынеча деи я иду в Нагаи, а сына деи своего (Каная) посылаю в Бухары".
Канай поддерживал отца до последней минуты, не желая покидать его. Но Кучум пожалел сына и отослал его в Бухару, где доживала жизнь мать царевича.
Бывший властитель Сибири держался в Барабинских степях, пока находил поддержку у ногайских мурз и при дворе бухарского правителя.
Когда же Кучум лишился войска и всею имущества, от него отвернулись и ногайцы, и покровители из Бухары. Гибель его стала неизбежной.
С тех пор как кибитки царевича Каная скрылись за Обью, следы Кучума затерялись в степях. Прошел слух, будто хан пытался отбить стада у калмыков, но был настигнут ими и разбит. Окончательно лишившись всего, Кучум бежал в ногайские кочевья и был там убит.
Царевич Канай иначе излагал историю гибели своего отца. Канаю не довелось найти прибежище в Бухаре, и его переполняло негодование на интриги бухарского правителя. Царевич считал, что калмыки были лишь орудием в руках бухарцев, а ногайцы явились такими же жертвами последних, как и сам Кучум. По словам Каная, бухарцы, заманив его отца "в колмаки, оманом убили", и, кроме того, "у них в бухарех многих нагайских мурз, заманив оманом, побили".
С гибелью хана Кучума Сибирское царство прекратило свое существование.
После смерти Ермака молва о взятии Сибири разошлась по всей Руси. В казачьей среде в Сибири родились первые песни об удалом атамане. Одни ермаковцы вернулись в родные станицы на Волгу, Дон, Яик и Терек. Другие, продолжая дело Ермака, ушли далеко на восток к неведомому океану. Но куда бы они ни шли, они несли с собой давние сказы.
В песнях Кирши Данилова Ермак приобрел черты былинного богатыря. Как некогда Илья Муромец сражался с враждебной Руси степной стихией, так и Ермак бьется и побеждает царя татарского и нею его силу.
Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель, опережая правительственную колонизацию, они освоили "дикое поле в Нижнем Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака Сибирь был прямым продолжением этого народного движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири. Преобладание народной колонизации привело к тому, что феодально-дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на сибирской окраине.
Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на Восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.
2071 0Хан Кучум был достойным противником России‚ Ермака, царских воевод и до самой смерти сопротивлялся завоеванию Сибири. Кучум остановил продвижение русских на юг, в казахскую степь более чем на сто лет
В 20-х гг. ХV века, в связи с распадом Золотой Орды и отделением от нее улуса Шайбана, на территории Западной Сибири возникло новое государственное образование – Сибирское ханство. Историю Сибирского ханства можно вести с момента возникновения Тюменского ханства (Чимги-Тура), объединившего значительную территорию Западно-Сибирской низменности, включая Нижнее и Среднее Приишимье.
В эпоху Золотой Орды Западная Сибирь представляла собой некий ресурсный центр, обеспечивавший жизнедеятельность государства. Армию Золотой орды пополняли молодые воины, конницу обеспечивали выносливыми степными лошадьми, скот шел на продовольственные нужды. Руководство государством сохранялась в руках чингизидов - потомков Чингис-хана. Сибирским ханством правили потомки Шайбана, державшие в руках Сибирь до начала ХV века. В борьбе за власть в регионе против чингизидов выступали представители местной родовой знати из династии тайбугинцев. По сведениям русских источников, свое время Чингиз-хан отдал Западную Сибирь старшему сыну Джучи, а тот своему сыну Батыю. Правители Тюменского ханства все больше лишались поддержки родоплеменной верхушки, претендовавшей на верховную власть. Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена: кыпчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др., известные в русских источниках как сибирские татары.
Государство состояло из небольших улусов во главе с местными беками и мурзами, которые в свою очередь подчинялись хану. Наиболее богатыми по всему ханству считались пастбища по Нижнему и Среднему Приишимью. Во главе Сибирского ханства стоял хан, избиравшийся знатью (мурзы, беки, князья, огланы). Улусы возглавляли есаулы. Административными и военными базами ханской власти являлись укрепленные городки. Официальной религией являлся ислам при этом некоторые местные племена (остяки‚ вогулы) придерживалось языческих верований.
На р. Туре была основана столица Сибирского ханства при династии Тайбугинов Чимга-Тура (ХIII в.) город Тюмень. Дата основания Тюмени считается 1220 год. В начале ХV в. одним из первых тюменских правителей стал Тохтамыш, изгнанный из Золотой Орды. Его вскоре сменил Чегра, ставленник эмира Едыге. Академик В. Трепавлов пишет, что в «Чимги-Туре беклярбек Эдиге, основатель ногайской правящей династии, сажал на ордынский трон ханов-марионеток». В 20-х гг. ХV в. шайбанид Кажи-Мухаммед, подвергшийся давлению правителей Ак Орды, бежал в Западную Сибирь и при поддержке мангытов стал ханом. Однако вскоре Кажи-Мухаммед хан погиб в битве с Барак-ханом.
В конце ХV в. в Тюменском ханстве с помощью различных уловок воцарился внук Кажи-Мухаммеда Абак-хан.
В 1-ой пол. ХV в. сибирским народом управляла династия Шайбана. В 1428 году в пределы ханства вторгся шайбанид Абулхаир. Одержав победу над джучидом Кажи-Мухаммедом, он был провозглашен ханом Тюменского ханства. Чимги-Тура послужила ему стартом для походов и военных успехов против соседних Тобольского, Хорезмского, Астраханского ханств. Некоторое время он был на троне золотоордынского хана. Затем, покинув его, ушел к берегам Сырдарьи и основал сильное государство. Долина Есиля принадлежала Абулхаиру на правах его личной собственности.
После смерти Абулхаир-хана в Восточном Дешт-и Кыпчаке с новой силой разгорелась борьба за власть. Против его наследника Шейх Хайдара одновременно выступили правители Казахского ханства Джанибек и Керей, ногайские мурзы в союзе с внуком погибшего Кажи-Мухаммеда Ибаком. При поддержке ногайской знати султан Ибак установил свою власть в Тюменском ханстве. При Ибак-хане Тюменское ханство укрепилось, расширило свои границы. Его власть признали кочевые племена нижнего Есиля, Тобола и среднего Иртыша, где властвовала родовая знать тайбугинцев. Он был ярким правителем, разгромив последнего великого хана Золотой Орды Ахмада он поставил точку в судьбе великой кочевой империи. Это было время расцвета Сибирского ханства. Во-первых, была одержана крупная победа над метрополией Золотой Ордой. А во-вторых, объединив ресурсы всего Сибирского юрта и Ногайской Орды, хан Ибак положил начало дипломатическим отношениям между Сибирским ханством и Россией.
После смерти Ибак-хана в 1495 году, к власти в Чимга-Туре пришел тайбугинец Мухаммед, внук Мара. Опасаясь мести со стороны шайбанидов, он перенес столицу на правый берег реки Иртыш, где построил новый город Искер, или Сибирь. Как гласит Есиповская летопись: «О Сибири, чего ради вся страна сия прозвася Сибирь». После смерти Мухаммеда власть в Сибирском царстве оставалась в руках тайбугинцев. Г.Ф. Миллер писал: «После смерти Махмета летописи называют князем в Сибири Ангиша, сына Ебалака, которому наследовал Касим, сын Махмета; он оставил двух сыновей: Едигера и Бекбулата, которые одновременно занимали княжеский престол своих предков». В Чимга-Туре у власти некоторое время оставались ближайшие родственники шейбанида Ибака.
В начале ХVI в. в Чимга-Туре был избран Кулук-султан‚ сын Абак-хана. Он и стал последним представителем династии шайбанидов в Тюмени. Тюменское ханство перестало существовать, его территория вошла в состав Сибирского Юрта тайбугинцев, а сам город Чимга-Тура пришел в упадок, новой столицей Сибирского Царства стал город Искер. В Сибири началась эпоха возвышения Сибирского ханства. Главной фигурой в этот период стал хан Кучум. Сибирское ханство граничило с Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и толеутами в прииртышских степях.
В 1-й пол. ХVI века южные рубежи Сибирского ханства подвергалось разорительным набегам ногайцев, узбеков, казахов. Ядигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы. Но в 1563 году власть с помощью ногаев захватил шайбанид Кучум (Кошим), который после 1572 году разорвал эти отношения и выступил против России. Расцвет Сибирского ханства приходится на вторую половину ХVI века, когда ханом стал Кучум. Точная дата его рождения неизвестна, предположительно, что не ранее 1520-1525 гг., а умер в 1598 году. Отец Кучума – казахский султан Муртаза из династии Шейбанидов. Завладел Сибирским ханством Кучум около 1556 года, свергнув прежнего владетеля Ядигера из рода Тайбуги. После прихода к власти Кучум-хана, никто не оспаривал его положение верховного правителя Сибирского юрта. Как потомок самого Чингисхана он имел на это полное право. Однако улусные мурзы и беки служили ему пока он был удачлив, когда же Кучум лишился власти, с таким трудом созданное им государство тут же распалось; многие князья не только покинули его, но даже перешли на сторону врага ради сохранения своих территорий и власти. Родовая аристократия после первых же военных неудач Кучума переметнулась на сторону его врагов Ермака и царских воевод. Энергичный и властный правитель Кучум стремился создать централизованное государство, сплоченное единой верой и волей одного государя. При нем Сибирское ханство достигло кратковременного могущества и подъема, расцвета экономики, религии, культуры и торговли, международного признания. Но удержать обширную Сибирь с разноэтническим населением только с помощью военной силы было невозможно. Все кочевые и полукочевые государства Дешт-и Кипчака существовали относительно недолго и распадались после первых же неудачных войн и внутренних усобиц. При Кучум-хане Сибирское ханство довольно быстро укрепилось, прекратились междоусобные войны, которые часто случались прежде. Политика укрепления центральной власти сочеталась с фактором многочисленных мелких улусов, владельцы которых сохраняли свою внутреннюю самостоятельность. Центральная власть во внутреннюю жизнь улусов почти не вмешивалась. В целях укрепления центральной власти Кучум проявлял особое рвение в распространении мусульманства. Главным занятием большинства населения было скотоводство, но занимались они и земледелием, охотой и ремеслом. Кроме столицы Искер, были небольшие улусные города и укрепления такие, как Шымга-Тура, Кызыл-Тура, Сузге-Тура, Бесик-Тура и др. Все эти поселения являлись административными и военными пунктами в Сибирском ханстве.
Правление Кучума совпало с правлением ханов Хакк-Назара (1538-1580 гг.), Шигая (1580-1582 гг.) и Тауекеля (1586-1598 гг.), заложивших основы могучего Казахского ханства. В 1571 году во взаимоотношениях Кучума с Москвой происходят существенные перемены. В 1572 году Кучум перешел к новой внешней политике: закончив удачно борьбу с южными соседями-киргизами, он начал тревожить своими нападениями Пермскую область, в то время как Москва стремилась дипломатическими средствами присоединить ее к себе. Летом 1573 года Кучум перешел к открытым военным действиям против Москвы. Известные пермские солепромышленники Строгановы в это время стали активно готовиться к завоеванию Сибири. 30 мая 1574 года царь Иван IV пожаловал Строгановым грамоту о том, что они могут идти за Урал, строить укрепления на Тоболе и вести войну с Кучумом, а также заниматься торговлей с Казахской степью и Бухарой. Кучум стремился не допустить дальнейшего проникновения русских за Урал, в его собственные земли.
В те времена на южной границе России образовались вольные казачьи поселения. Одним из самых известных казачьих атаманов на Волге и Оке в то время был Ермак. В апреле 1582 году Строгановы предложили казакам поступить на службу для похода в Сибирь против Кучума. Закончив приготовления, Ермак в сентябре 1582 года двинулся в поход на Сибирь. Решающая битва произошла 23 октября 1582 года. Казаки одержали победу, хотя и понесли значительные потери. 26 октября Ермак вступил в Искер и остался там зимовать. С потерей Искера борьба за Сибирь не закончилась, наоборот она только начиналась и длилась долгих 17 лет‚ вплоть до полного поражения Кучума. Все это время было заполнено непрерывными сражениями, взаимными нападениями, гибелью атаманов и казаков, покорением местных народов, строительством русских городов и крепостей. В ночь с 5 на 6 августа 1585 года воины хана Кучума неожиданно напали на спящих казаков. По легенде Ермак бросился в своих доспехах в реку и утонул. Так бесславно закончился поход Ермака в Сибирь.
Вслед за гибелью Ермака последовало второе завоевание Сибири уже силами вооруженных отрядов российского правительства. Во время войны Сибирского ханства с Российским государством, Казахское ханство вело борьбу против бухарского хана Абдуллы на юге. Поэтому казахи первоначально не могли участвовать в войне. Хан Кучум и его сын Али вновь заняли столицу, но ненадолго. Соседство с Тобольском представляла постоянную опасность, и вскоре Кучум навсегда покинул Искер, переселившись в Барабинские степи за Иртышом.
Кучум неоднократно обращался за помощью к ногайским мурзам и бухарскому хану Абдулле, прося военной поддержки для совместной борьбы с Москвой. Абдулла отказал ему, ссылаясь на занятость борьбой с Хивой. Своими же силами Кучум уже не мог изгнать русских из Сибири. В 1596 году Кучуму была направлена царская грамота, которая призывала его прекратить борьбу с Россией и принять русское подданство. Правительство обещало закрепить за ним кочевья по Иртышу.
Поход против Кучума состоялся в августе 1598 году по приказу нового государя Бориса Годунова. После ряда небольших сражений со сторонниками Кучума в районе Барабинской степи отряд Воейкова 20 августа 1598 года неожиданно напал на спящие аулы Кучума. Ставка хана была разгромлена, погибло 370 воинов, а члены ханской семьи более 30-ти человек были взят в плен. Но самого хана не оказалось ни среди убитых, ни среди пленных. Дальнейшие сведения о Кучуме носят разноречивый характер. В некоторых источниках говорится о том, что Кучум утонул в Оби, другие сообщают, что бухарцы, заманив его «в Колмаки обманом убили». С.У. Ремезов же в своей летописи упоминает о столкновении Кучума с калмыцкими тайшами на Иртыше, после чего Кучум бежал с «малыми людьми в ногайскую землю жити», где и был убит.
1628-1631 гг. были периодом первого массового выступления коренных жителей Сибири против царского гнета, С 1646 года в борьбу с Россией в Сибири включились внуки хана Кучума. В длившейся 17 лет войне Кучум проявил не только личную храбрость, во многих эпизодах продемонстрировал военную смекалку, находчивость, пользовался доверием и преданностью своих подданных. Хан Кучум был достойным противником России‚ Ермака, царских воевод и до самой смерти сопротивлялся завоеванию Сибири. Кучум остановил продвижение русских на юг, в казахскую степь более чем на сто лет. Хан Кучум защищал свою родину, свой очаг, вел справедливую, освободительную войну.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)