Тест по теме: «Первая мировая война»
1. Причиной первой мировой войны стало:
а) убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда в Сараево
б) противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира
в) стремление Англии увеличить свои колониальные владения
г) военный конфликт между Австро-Венгрией и Сербией
2. В состав Тройственного союза входили:
а) Россия, Франция, Англия
б) Германия, Австро-Венгрия, Италия
в) Германия, Франция, Италия
г) Германия, Австро-Венгрия, Япония
а) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд
б) австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии
в) дата вступления в войну Англии
г) объявление Германией войны России
4. Потери вооружённых сил всех стран-участниц в первой мировой войне составили:
а) 5 млн.чел.
б) 20 млн. чел.
в) 10 млн.чел.
г) 7 млн. чел.
5. К 1916 году относится событие:
а) битва на Марне
б) применение боевых отравляющих веществ (газов) в районе г.Ипра
в) Верденское сражение
г) подписание перемирия в Компьенском лесу
6. В первой мировой войне приняли участие:
а) 38 государств
б) 21 государство
в) 33 государства
г) 34 государства
7. Дата заключения сепаратного мира Советской России и Германии:
8. Установите соответствие между страной — участницей Первой мировой войны и ее целью в войне.
9. Установите соответствие между страной – участницей и ее планами в войне
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между датой и событием
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Установите соответствие между датой и событием
Дата | |
А) вступление в войну Италии на стороне Антанты Б) битва на Марне. Переход к позиционной войне В) «великое отступление» русской армии на Восточном фронте Г) вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье Д) вступление в войну Болгарии Е) Верденская операция Ж) битва на р.Сомма З) Брусиловский прорыв И) морская война с Англией К) Ютландское морское сражение | 2) Лето 1915г. 6) Февраль –март 1916г. 7) Июнь-август1916г. 8)1915г. 9) Май 1916г. 10) Осень 1916г. |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Расположите в хронологической последовательности события Первой мировой войны
А) Компьенское перемирие
Б) вступление в войну Болгарии
В) Брест-Литовский мир Германии с Россией
Г) массовое наступление Антанты на Западном фронте
Д) вступление США в войну
13. Назовите страны, входящие в состав Антанты
1) Германия
2) Италия
3) Россия
4) Турция
5) Франция
6) Англия
Ответ: ______
14. Назовите положения, характеризующие итоги Первой мировой войны
1) Экономический кризис, голод, разруха в странах Европы
2) Стабилизация экономики в странах Европы
3) Распад империй: Германской, Австро-Венгерской, Османской
4) Более 10 млн. погибших
5) Поражение стран Антанты
6) Поражение Германии и её союзников
Ответ: _________________
15. Прочтите отрывок и назовите имя императора, произнесшего эту речь.
«Следуя историческим своим заветам, Россия, единственная по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования….
Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелеваем привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров…
Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные».
Ответ: ________________
ОТВЕТЫ:
1. б
2. б
3. г
4. в
5. в
6 а
7. в
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г.Лениногорска» Муниципального образования «ЛМР» РТ Тесты, проверочные работы, познавательные задания по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» Работу выполнила Учитель истории и обществознания Кремёнская А.А. Пояснительная записка 3 Кроссворд 4 Викторина 4 Тест 1 6 Тест 2 11 Часть В 12 Часть С 14 Военная головоломка 17 Список использованной литературы 17 Пояснительная записка 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Это было сделано после отказа российского правительства от выполнения условий германского ультиматума от 31 июля 1914 года. Ультиматум требовал отменить начатую Россией мобилизацию, которая была объявлена ввиду начала мобилизации в Австро-Венгрии, что заключало в себе прямую угрозу для безопасности нашей страны. С 1 августа 1914 года началось участие нашей страны в одной из самых масштабных и кровопролитных войн в истории человечества, унесшей 10 млн. жизней. Потери России в Первой мировой войне составили: свыше 2 млн. убитых и умерших на фронтах, свыше 3 млн. пленных; потери гражданского населения Российской Империи превысили 1 млн. человек. Актуальностью данного события стало то, что в результате Первой мировой войны на смену старой системе миропорядка пришла принципиально иная. Это событие стало последней войной Российской империи. Именно с участием в этой войне связаны произошедшие в нашей стране колоссальные политические изменения. Чтобы понять произошедшие изменения в стране, необходимо знать события Первой мировой войны. Задания по теме «Первая мировая война» предназначены для учащихся 9-11 классов. Восстановление и сохранение исторической памяти о Первой мировой войне. Расширить и углубить знания исторических фактов по данной теме; Вызвать интерес к событиям происходившим в мире в период Первой мировой войны; Познакомить участников с событиями Первой мировой войны; Воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к заслугам старшего поколения, самоотверженно защищавших интересы Российского государства; Привить любовь к истории родной страны. Кроссворд по теме «Первая мировая война» Викторина 3. В начале 20 века Россия входила в военно-политический блок, направленный против Англии или Германии? (Германии) 4. К 1914 году относится: гибель армии А.В. Самсонова или наступление армии генерала А.А. Брусилова. (Гибель армии А.В. Самсонова) 5. Кто такие «оборонцы»? (Социалисты, выступающие за оборону Родины) 6. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась именно в этом лозунге. (Превращение войны империалистической в гражданскую) 7. Именно после этой газовой атаки противогаз стал обязательной частью солдатской экипировки. (Газовая атака под Ипром) 8. Какая из двух стран-союзниц вступила в войну раньше: Россия или Франция? (Россия) 9. В каком сражении впервые были применены танки? (на р. Сомме) 10. В феврале 1915 г. Вильгельм II писал: «Воды вокруг Великобритании и Ирландии … объявляются находящимися в военной зоне». Что имел в виду Вильгельм II ? (Начало подводной войны) 11. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны? (За веру, царя и Отечество) 12. Именно в этом морском бою в марте 1916 г. английский флот сразился с немецким флотом. (Ютландский морской бой) 13. После какого сражения стратегическая инициатива в войне перешла к странам Антанты» (После сражения на р. Сомме) 14. Характеризуя этого молодого человека, его друзья отмечали небольшой рост и сутуловатость, сочетающиеся с силой и выносливостью. При этом, он был «скромен, сумрачно отчужден, испытывал жажду к чтению, за которым проводил ночи». Не будучи носителем известной фамилии, этот моло дой человек в 1914 г. стал едва ли не самым попу лярным в мире; умер в страшных муках в тюрьме и был захоронен в общей могиле в 1918 г. Спустя годы, он стал национальным героем своей страны. Как звали этого человека? (Гаврило Принцип) 15. Какие страны присоединились к Тройственному союзу после того, как Италия его покинула? (Турция и Болгария) 16. Под каким названием вошло в историю стремление французской и немецкой армий окружить друг друга в октябре-ноябре 1914 г.? (Бег к морю) 17. Именно этой военной операции проведённой в 1916 г. посчастливилось вначале называться по своего месту проведения, а затем по имени военачальника. (Луцкий прорыв; Брусиловский) 18. Назовите имена командующих Русской армии, начавшей наступление в Восточной Пруссии в 1914 г.(Самсонов и Ренненкампф) 19. На территории какой страны – союзницы России с 1916 г. сражался Русский экспедиционный корпус? (на территории Франции) 20. Как назывался первый в России и мире стратегический бомбардировщик, построенный незадолго до начала войны? («Илья Муромец») 21. Французская военная доктрина (План-17) предусматривала начать военные действия против Германии с освобождения этих территорий. Что это за территории? (Эльзас и Лотарингия) 22. Какая военная операция была осуществлена раньше: Брусиловский прорыв или Галицийская операция? (Галицийская операция) 23. Назовите все империи, прекратившие своё существование после Первой Мировой войны. (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Оттоманская империи) 24. Именно эти страны ставили своей целью укрепить своё влияние на Балканах. (Россия и Австро-Венгрия) 25. В ходе этого сражения Германия применила новое оружие – огнемёт? Назовите это сражение. (Битва при Вердене) 26. Именно эта простая винтовка оказалась не только лучше всех своих конкурентов в этой войне, но активно использовалась даже во Второй Мировой войне. (Винтовка системы Мосина, «трёхлинейка») 27. В результате Первой мировой войны в двух странах произошли три революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти страны и революции.(Россия и Германия. Февральская, Октябрьская и Ноябрьская революция) 28. Назовите город, в котором был подписан сепаратный мирный договор между Советской Россией и Центральными Державами. (Брест-Литовск) 29. В апреле 1917 г. прозвучало заявление о том, что Россия будет воевать до победного конца. Как называется это выступление, спровоцировавшее правительственный кризис? (Нота Милюкова) 30. Потеря именно этих животных к концу войны рассматривалось в некоторых армиях как трагедия, масштабы которой больше, чем потеря солдат. (Потеря лошадей) Тест 1. Выбери 1 правильный ответ из 4 предложенных 1. Немецкий генеральный план ведения Первой мировой войны был разработан: 1) О. Бисмарком; 2) А. Шлиффеном ; 3) Ф. Фердинандом; 4) Ф. Шехтелем. 2. Укажите лишнее в приведенном предложении. В 1915г. на стороне Тройственного союза воевали: 1) Австро-Венгрия; 2) Болгария ; 3) Германия; 4) Италия. 3. Версальский мирный договор был подписан в: 2) 1919г.; 4. Какое событие произошло раньше: 1) план Юнга; 2) план Дауэса ; 3) план «Барбаросса»; 4) план «Ост». 5. Поводом к началу Первой мировой войны послужило: 1) затопление американского пассажирского судна «Лузитания»; 2) всеобщая мобилизация в России; 3) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда ; 4) забастовочное движение в Германии. 6. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к: 7. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:
2) Латвии, Литвы, Эстонии 3) Польши, Литвы, Финляндии
1) австро-венгерской армией; 2) русской армией; 3) англо-французской армией ; 4) немецкой армией. 9. Укажите лишнее в приведенном предложении. В 1916г. произошли такие крупные военные операции: 1) битва под Верденом; 2) Галицкая битва ; 3) Ютландское морское сражение; 4) Брусиловский прорыв. 10. Причины Первой мировой войны. 1) Обострение межимпериалистических противоречий 2) Борьба за передел мира 3) Создание двух военно-политических союза (Антанта и Тройственный союз) 4) Все ответы верны 11. Какие цели были у России, в Первой мировой войне? 1) Захват новых колоний принадлежавших Англии и Франции 2) Установить господство на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы 3) Разделить османскую империю 4) Вернуть Эльзас и Лотарингию 12. Какие страны входили в Тройственный союз? 1) Англия, Франция, Россия 2) США, Россия, Сербия 3) Бельгия, Китай, Испания 4) Германия, Австро-Венгрия, Италия 13. Как называлась тяжелая форма гриппа которая унесла 27 млн. жизней? 1) итальянка 2) испанка 3) американка 4) англичанка 14. Крупнейшая битва, где погибло 2 млн. человек? 1) Верденская мясорубка 2) Битва на Марне 3) Битва на Сомме 4) Отравление в районе Ипра 15.Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был: 1) Николай II 2) великий князь Николай Николаевич 3) С.Д.Сазонов 4) А.А.Брусилов
1) гибель армии генерала А.В.Самсонова 2) наступление армии генерала А.А.Брусилова 3 ) вступление в войну США 4) выход из войны в Италии
1) заняли Берлин 2) заняли Париж 3) были выбиты немцами из Варшавы 4) потерпели поражение в Восточной Пруссии 18. Летом 1915 года новым главнокомандующим русской армией стал:
2) М.В.Алексеев 3) Николай II 4) С.Д.Сазонов
1) начало Первой мировой войны 2) гибель русской армии в Восточной Пруссии 3 ) наступление русской армии на Юго-Западном фронте 4) конец Первой мировой войны
1) партии, стоящие за участие в войне до победы 2) большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне
4
) фракция в Думе, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны
21. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:
2) превращение войны империалистической в гражданскую 3) защиты Отечества от германского нашествия 4) провозглашение «гражданского мира» 22. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916 году был:
2) Я.Г. Жилинский 3) А.В.Самсонов 4) П.К. Ренненкампф
2) нехватка снарядов 3) наличие немецких шпионов при царском дворе 4) бездарность военачальников 24. Первая мировая война: 1) привела к подъему революционного движения 2) укрепила позиции правительства 3) привела к спаду революционного движения 25. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к: 1) миру без аннексий и контрибуций 2) сепаратному миру с Германией 3) превращению империалистической войны в гражданскую 4) присоединению России к Версальскому миру 26. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:
2) Латвии, Литвы, Эстонии 3) Польши, Литвы, Финляндии 4) Эстонии, часть Польши, Армении Тест 2. Выберите 1 правильный ответ из 5 предложенных 1) Сербии 2) Германии 3) России 4) Англии 5)Франции 2. Какого числа Германия объявила войну России? 3. Сколько фронтов сформировалось в начале войны? 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 5) 1 4. Сколько дней продолжалась Первая мировая война? 1) 1544 2) 1554 3) 1553 4) 1545 5) 1445 5. Какая страна называлась мировым кредитором? 1) Франция 2) Англия 3) США 4) Германия 5) Россия 6. Сколько человек погибло в годы Первой мировой войны? 1) 10 млн. человек 2) 20 млн. человек 3) 27 млн. человек 4) 19 млн. человек 5) 9 млн. человек Часть В Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне А) Россия Б) Германия 2) добиться мирового господства В) Франция Г) Англия 4) укрепить влияние в Европе Ответ: А-3, Б-2, В-4, Г-1 Установите соответствие между датами и событиями: Даты
События 1) заключение Брестского мира 2) начало Первой мировой войны 3) вступление в войну России 4) капитуляция Австро-Венгрии 5) капитуляция Германии А-3; Б-2; В-1; Г-5 3. Расположите в хронологической последовательности вступление в Первую мировою войну следующих стран: А) Англия Б) Франция В) США Г) Россия
4. Расставьте события в хронологической последовательности:
Б) Восточно-Прусская операция В) Галицийская операция Г) эвакуация русских войск из Варшавы Д) Горлицкий прорыв
5. Вставьте пропущенные слова Германская пресса, характеризующая страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма» (1), «мать революции и гильотины»(2), «самое старое на свете конституционное государство» (3). К каким странам относятся указанные характеристики?
Ответ: Россия, Франция, Англия Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н.Милюкова (датирована 1915г.) и напишите название страны, о помощи которой со стороны России в нем говорится.
Ответ:__Сербия
Часть С
«… начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ… Армия, лишившаяся …за время войны наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».
С2. Почему «стихийно общее крестьянское стремление к земле» было характерно для русской армии начала 20 века? С4. 4 августа 1914г. Великобритания вступила в войну на стороне Франции и России. При этом далеко не все англичане с восторгом отнеслись к данному союзу, а часть вообще была против партнерства с Россией. Так, Б.Шоу отмечал: «Если мы не можем без помощи России победить Потсдам… тогда нам следует просто отдать Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем».
С2. Большинство населения в России составляли крестьяне. В условиях всеобщей воинской повинности солдатами были те же крестьяне. С3. «Оппозиционно-интеллигентными» автор может считать либеральные партии: октябристов и, особенно, кадетов, так как социальную опору этой партии составляла российская интеллигенция.
Каким образом, на ваш взгляд, это суждение В.И.Ленина объясняет причины Первой мировой войны, ее характер?
С Германией идем: Кулаки у нас большие – Нигде не пропадем.
Вставай на смертный бой С германской силой темною, С тевтонскою ордой! (А.Боде)
До чего нас довела: До чистого полюшка- Хоть давися с горюшка. …
Что в Расеюшке наделал: Молодых людей забрил, Всю Расею прослезил! Как изменилось отношение народа к войне в ее начале и в конце?
Ответ: С6. В начале войны было единение нации на основе патриотических настроений, уверенность в победе. К концу войны появилось разочарование и недовольство политикой правительства, которая привела к поражениям и большим потерям, резким ухудшением уровня жизни, прежде всего малоимущих слоев населения. Особенно страдала деревня, которая теряла рабочую силу, скот, посевные площади. Военная головоломка В начале Первой мировой войны в униформу британских солдат входила коричневая матерчатая фуражка. Металлических касок у них не было. Через некоторое время командование армии было обеспокоено большим количеством ранений в голову. Было решено заменить фуражку металлической каской. Но вскоре командование было удивлено, узнав, что количество ранений в голову увеличилось. Необходимо заметить, что интенсивность сражений была примерно одинаковой до и после введения касок. Так почему же число ранений в голову увеличилось, когда солдаты стали надевать каски, а не фуражки? Ответ: Число зафиксированных ранений в голову увеличилось, но снизилась смертность. Ранее, если осколок шрапнели попадал солдату в голову, он пробивал фуражку, и человек, вероятнее всего умирал. Это фиксировалось как смерть, а не как ранение. После того, как было предписано носить каски, удар шрапнели не убивал солдата, а всего лишь ранил. Поэтому число ранений в голову увеличилось, а число смертей снизилось. Причины, характер и цели войныПервая мировая война (1 августа 1914-11 ноября 1918 г.) была по своему характеру империалистической, то есть велась за передел уже поделённого мира. Её события разворачивались в форме открытого конфликта между двумя военно-политическими блоками государств, сложившимися в конце ХІХ — начале ХХ в. (Антанта и Тройственный союз) и их сателлитами, боровшимися за:
Целями России в войне было обеспечение неприкосновенности собственных территорий, усиление влияния в Юго-Восточной Европе и в районе средиземноморских проливов, а также присоединение западноукраинских земель, входивших в состав Австро-Венгерской империи. Накануне войны русская армия находилась в «разобранном» состоянии. Военные реформы, начавшиеся после провала в Русско-японской войне, не были доведены до конца. Ограниченное финансирование сказалось на боеспособности флота и не позволило завершить перевооружение армии, которая испытывала недостаток в современном автоматическом оружии, автомобилях, средствах связи. Большая часть высшего командного состава имела устаревшие представления о способах ведения войны. Извечной проблемой оставалось слабое развитие транспортно-коммуникационной системы. Тем не менее, Российская империя уже с первых дней войны принимала в ней самое активное участие. Россия в военной кампании 1914 годаРоссия встала на сторону Сербии в «сараевском кризисе», вызванном убийством наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, объявив всеобщую мобилизацию. В ответ на это Германия в ультимативном порядке потребовала от России отменить мобилизацию, а получив отказ 1 августа 1914 г., она объявила ей войну. 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. В конце августа 1914 г., прорвав пограничные оборонительные рубежи французов, немецкая армия приблизилась к Парижу. Будучи союзницей Франции по Антанте, русская армия, находившаяся под главнокомандованием великого князя Николая Николаевича, незамедлительно перешла в наступление в Восточной Пруссии (4 августа — 15 сентября 1914), тем самым создав Северо-Западный фронт. Первоначальные успехи (разгром немцев под Гумбинненом) скоро сменились поражениями. Несогласованность в воплощении плана наступательных действий командования русских позволила немцам разгромить одну из армий в районе Мазурских озёр, её командующий — генерал А. Самсонов, покончил жизнь самоубийством. Другая русская армия, под командованием генерала П. Ренненкампфа, была вынуждена отступить. Однако эта операция позволила выстоять французам в битве на Марне и сорвала планы германского блицкрига. Более удачным оказалось наступление русских частей Юго-Западного фронта в Галиции (23 августа — 3 сентября 1914 г.), где им противостояли австро-венгерские войска. Благодаря преимуществу в живой силе, использованию мобильных кавалерийских подразделений, тяжёлой артиллерии, русские разбили силы противника, заняли Галицию, часть Польши и приблизились к стратегически важным для немцев районам Силезии и Познани, которые спасли союзников от полного разгрома, перебросив на проблемный участок своё подкрепление. Опасаясь немецкого флангового удара со стороны Лодзи, в конце 1914 г. русская армия перешла к обороне. Россия в военной кампании 1915 годаВ 1915 г. основные события разворачивались на Восточном фронте. В феврале — марте русская армия ценой огромных потерь сумела сдержать наступление немецких армий в Восточной Пруссии. Одновременно русские развернули собственное наступление против австро-венгров в Буковине и Польше. На помощь австрийцам в очередной раз пришли немцы, прорвав русский фронт (Горлицкий прорыв) и вытеснив русских, которые испытывали недостаток в боеприпасах, из Польши, Галиции и западных частей Белоруссии и Украины. Однако русской армии удалось избежать окружения, на что изначально рассчитывал противник. К концу года война на восточном фронте приобрела позиционный характер. В этом же году возник Кавказский фронт, на котором России противостояла Турция. В результате успешных действий нашим войскам удалось овладеть хорошо укреплёнными турецкими крепостями Трапезунд и Эрзерум. Россия в военной кампании 1916 годаРоссийские войска в июне 1916 г. провели успешную наступательную операцию — Брусиловский прорыв (22 мая —5 июня 1916 г.), названную в честь её вдохновителя А. Брусилова (1853-1926) — генерала, талантливого военачальника и военного педагога. Во время Первой мировой войны он разработал план наступления русской армии, сделав ставку на прорыв позиционного фронта, одновременным наступлением нескольких армий, что было тактическим новшеством и не давало противнику возможности предугадать направление главного удара. В результате стремительной операции, целью которой было помочь союзникам удержать позиции при обороне Вердена, удалось прорвать фронт 450 км длиной и продвинуться на 80-120 км вглубь территории противника, захватив Луцк, Черновцы. Была доказана на практике возможность глубокого прорыва позиционного фронта. Австро-венгерская армия потеряла 500 тыс. убитыми и пленными. Русская армия вновь заняла Галицию и Буковину. Это наступление оттянуло 11 немецких дивизий с Западного фронта, позволив выстоять французам в «верденской мясорубке». Однако отсутствие резервов и неудачные действия соседних фронтов не позволили развить успех. Осенью 1916 г. война на Восточном фронте вновь приняла характер позиционной. Влияние войны на российское обществоРоссийское общество и войнаПервая мировая война имела исключительное значение для развития истории России. Она стала катализатором многих революционных изменений, уже давно назревавших в российском обществе. В начале войны страну захлестнула общенациональная волна патриотизма. Но уже первые поражения русской армии привели к отрезвлению большей части общества, осознавшей её бесперспективность для России. Уже в 1915 г. ощущался дефицит боеприпасов — «снарядный голод». На фоне подъёма военной промышленности те отрасли народного хозяйства, которые не были связаны с военными поставками, переживали глубокий кризис. Нехватка топливных ресурсов, прежде всего угля, привела к коллапсу транспортной системы. С 1915 г. в большинстве районов империи проводилась продразвёрстка, усилилась антивоенная пропаганда. Страна переживала разруху. К концу 1916 г. общие потери России составляли 9 млн человек, из них 2 млн безвозвратные. Огромные, часто неоправданные, потери негативным образом влияли на моральный дух армии и общественное мнение по поводу войны. Революционные настроения подогревались постоянно углублявшимся экономическим кризисом, включавшим нехватку основных продуктов питания, инфляцию, введение карточной системы, разорение крестьянских хозяйств и др. Введение в 1916 г. правительством твёрдых цен на хлеб и карточной системы распределения основных продуктов питания не дало ожидаемого эффекта. Крестьяне предпочитали сбывать зерно на чёрном рынке. Общественно-политическая жизнь в годы войныВ первые дни войны все партии, за исключением РСДРП(б), поддержали правительство и проголосовали за военные кредиты. С весны 1915 г. стали действовать Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и транспорту. Они способствовали росту производства оружия и боеприпасов, улучшению снабжения вооружённых сил. В их работе принимали участие депутаты Государственной думы, члены правительства, военные чины, представители общественных организаций, крупные предприниматели. Также параллельно существовали военно-промышленные комитеты. Центральный ВПК возглавлял лидер октябристов А. Гучков. Подобные структуры были призваны наладить эффективное взаимодействие между тылом и фронтом, получать и распределять военные заказы. Но поражения на фронтах, ежемесячно углублявшийся кризис общества привели к тому, что авторитет царской власти стремительно падал. В условиях политического кризиса в Государственной думе складывается Прогрессивный блок (август 1915), требовавший формирования нового правительства, которое пользовалось бы доверием у народа и отвечало перед Думой. Он представлял объединение депутатских фракций IV Государственной думы. Начинается открытая критика действий императора Николая ІІ, даже со стороны монархических организаций (В. Шульгин). В ноябре 1916 г. в Государственной Думе состоялось выступление лидера кадетов П. Милюкова, раскритиковавшего деятельность правительства и связи императрицы Александры Фёдоровны с «тёмными силами». Каждый тезис своего выступления он подкреплял риторическим вопросом: «Что это? Глупость или измена?». Мрачным символом этого трагического для династии Романовых времени стала фигура Григория Распутина (1869-1916). Будучи выходцем из крестьян, он стал известен благодаря близости к семье императора Николая II. Обладал репутацией экстрасенса и целителя. Пользуясь своим влиянием на императрицу, часто вмешивался в дела государственного управления, неоднократно уличался в растратах и аморальном поведении. Был убит в декабре 1916 г. заговорщиками, близкими к черносотенцам (В. Пуришкевич, Ф. Юсупов). На фоне кризиса царской власти, дискредитации Николая ІІ, слабости правительства, в котором только за 1916 г. четыре раза менялись премьер-министры, происходит сплочение радикальных сил (большевиков, меньшевиков, эсеров), проводивших антиправительственную и антивоенную пропаганду. Росла активность народных масс. К 1917 г. в России сложились все признаки революционной ситуации. Свержение царизма стало неизбежным. Контрольная работа по теме: «Первая мировая война». (11 класс) 1. Причиной первой мировой войны стало: а) убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда в Сараево б) противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира в) стремление Англии увеличить свои колониальные владения г) военный конфликт между Австро-Венгрией и Сербией 2. В состав Тройственного союза входили: а) Россия, Франция, Англия б) Германия, Австро-Венгрия, Италия в) Германия, Франция, Италия г) Германия, Австро-Венгрия, Япония а) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд б) австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии в) дата вступления в войну Англии г) объявление Германией войны России 4. Потери вооружённых сил всех стран-участниц в первой мировой войне составили: а) 5 млн.чел. б) 20 млн. чел. в) 10 млн.чел. г) 7 млн. чел. 5. К 1916 году относится событие: а) битва на Марне б) применение боевых отравляющих веществ (газов) в районе г.Ипра в) Верденское сражение г) подписание перемирия в Компьенском лесу 6. В первой мировой войне приняли участие: а) 38 государств б) 21 государство в) 33 государства г) 34 государства 7. Дата заключения сепаратного мира Советской России и Германии: 8. Установите соответствие между страной - участницей Первой мировой войны и ее целью в войне. Цель в войне А) Германия Б) Англия В) Франция Г) Россия Д) Австро-Венгрия Е) Италия 1) разгром Германии и возвращение Эльзаса и Лотарингии 2) укрепление позиций на Балканах, контроль над проливами Босфор и Дарданеллы 3) разгром Германии и сохранение «статус-кво» в мире 4) захват Тироля и французских колоний в Африке 5) захват Балканского полуострова 6) захват колоний Англии и Франции, захват части русской территории 9. Установите соответствие между страной – участницей и ее планами в войне План А) Германия Б) Россия В) Франция Г) Австро-Венгрия Д) Англия 1) защита своей границы с Бельгией 2) война на 2 фронта: против России и Сербии 3) ограниченное участие в войне 4) план «блиц-крига», сначала разгром Франции, затем России 5) основной удар по Австро-Венгрии 10. Установите соответствие между датой и событием Дата А) убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда Б) вступление Англии в войну В) годы Первой мировой войны Г) объявление Германией войны России Д) объявление Австро-Венгрии войны Сербии Е) вступление Франции в войну 5) 1914-1918гг. 11. Установите соответствие между датой и событием Дата А) вступление в войну Италии на стороне Антанты Б) битва на Марне. Переход к позиционной войне В) «великое отступление» русской армии на Восточном фронте Г) вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье Д) вступление в войну Болгарии Е) Верденская операция Ж) битва на р. Сомма З) Брусиловский прорыв И) морская война с Англией К) Ютландское морское сражение 2) Лето 1915г. 6) Февраль – март 1916г. 7) Июнь-август1916г. 8)1915г. 9) Май 1916г. 10) Осень 1916г. 12. Расположите в хронологической последовательности события Первой мировой войны А) Компьенское перемирие Б) вступление в войну Болгарии В) Брест-Литовский мир Германии с Россией Г) массовое наступление Антанты на Западном фронте Д) вступление США в войну 13. Назовите страны, входящие в состав Антанты 1) Германия 2) Италия 3) Россия 4) Турция 5) Франция 6) Англия Ответ: ______ 14. Назовите положения, характеризующие итоги Первой мировой войны 1) Экономический кризис, голод, разруха в странах Европы 2) Стабилизация экономики в странах Европы 3) Распад империй: Германской, Австро-Венгерской, Османской 4) Более 10 млн. погибших 5) Поражение стран Антанты 6) Поражение Германии и её союзников Ответ: _________________ 15. Прочтите отрывок и назовите имя императора, произнесшего эту речь. «Следуя историческим своим заветам, Россия, единственная по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования…. Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелеваем привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров… Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные». Ответ: ______________. ОТВЕТЫ: 1. б 2. б 3. г 4. в 5. в 6 а 7. в 13. 3,5,6. 14. 1,3,4,6 15. Николай II . Период 1914–1918 гг. связан прежде всего с Первой мировой войной - масштабным событием, захватившим в свой водоворот самые мощные державы. Война началась после убийства сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Австрия объявила войну Сербии, в ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала мобилизацию - привидение вооруженных сил в боевую готовность. Реальными причинами начала войны 1914–1918 гг. стали противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз, с другой - Англия, Франция и Россия, объединившиеся в Антанту. Николай II полагал, что Россия хорошо подготовлена к войне, а значит не может подвести своих союзников. В манифесте о вступлении в войну, Николай отметил, что Россия готова к войне и призвал весь народ идти на защиту Родины. Следствием объявления войны стал национальный подъем в России, повышение уважения к императору Николаю II, как защитнику народа, возрастание в стране антигерманских настроений, переименование столицы в Петроград. Война была воспринята народом положительно. Однако развитие военных действий было слабым, уже в 1915 г. война приняла позиционный характер, единственным успехом союзных войск был срыв плана молниеносной атаки Германии. Наиболее ярким событием военной кампании стал Бруссиловский прорыв, причинами которого были попытки русского главнокомандования прорваться и разбить австрийские войска в районе Луцка и Ковеля. 4 июля 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление. Брусилову удалось занять Буковину и Южную Галицию, преодолев чрезвычайно укрепленную позицию, считавшуюся врагами непреступной. В итоге «брусиловского прорыва» немцы срочно сняли с Западного фронта 11 дивизий и направили их на помощь австрийским войскам. К сожалению, единичный успех не определил хода всей войны, армия была деморализована, надежды на государя не было, внутри страны уже давно было не спокойно. Солдаты уходили со своих фронтов и уже после Октябрьской революции, 3 марта 1918 г. был заключен сепаратный, то есть без участия стран-союзниц, мирный договор в Бресте. Главой советской делегации был Сокольников, но большую роль в подписании играл Л.Д. Троцкий, выдвинувший концепцию «ни мира, ни войны, армию распустить». Именно из-за идеи Троцкого Россия потеряла огромные территории без боев, и подписала мир на абсолютно не выгодных условиях. Следствием подписания Брестского договора стала изоляция России, потеря огромной части территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины, обязательство выплатить огромную контрибуцию. «Грабительский мир» повлек за собой недовольство политикой большевиков и внутри, и за пределами страны. Мнения о роли России в Первой мировой войне различны, по большей части эта война забыта из-за влияния советской идеологии. Современники же, в числе которых У. Черчилль, считали, что Россия потерпела в войне наибольшие потери, приняв на себя основной удар. |