Белогорье - удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм.
Чуть менее 700 километров от Москвы весело пролетели под лучшие хиты ВИА "Infected Mushroom". Качественное дорожное покрытие по трассе М4 внушет умеренный оптимизм.
Уже стемнело, когда мы въехали в Павловск - ближайший к цели нашего назначения населенный пункт с единственным свободным номером в отеле.
Будучи найденным, отель в двухэтажном бараке на темной, безлюдной улице и без автостоянки, оптимизма не внушил. Идея подсвечивать дорогу ко входу при помощи встроенного фонарика HTC One X показалась сомнительной. К счастью, в Павловске нашелся и другой ночлег - со скромным названием "Гранд-отель". Стандартный четырехзвездочный сервис, ресторан, парковка - и всего на 500 рублей дороже (в первоначальном варианте номер стоил около 2000).
Наутро "гармин" бодро взял след через потертые жизнью и усыпанные колдобинами окраины Павловска, чтобы привести нас к берегу бесконечной воды. Разлившись, Дон покинул свои берега, скрыв под мутной водной пленкой наводные мосты. Пришлось разочарованно ехать обратно - к трассе М4, чтобы оттуда заехать в Белогорье штатным, накатанным туристическим маршрутом. Пьем утренний кофе на мосту через Дон.
Дорога вскоре приводит нас в село Белогорье.
У центральной достопримечательности - площади между магазином и дворцом культуры - встречаем московских велотуристов из клуба "Караван".
Бодрая разведка грунтовок в низине вдоль Дона подтверждает мысль - дорогу в Белогорье просто так не найти! Очередная дорога снова закончилась разлившейся рекой. Спрашиваем дорогу у местных жителей.
Вроде поняли куда ехать. Через пару километров дорога столь настойчиво уходит по холмам полуметровыми колеями в безоблачное синее небо, а вслед за тем - в глубокие овраги, что решаем снова вернуться... На обратном пути, к своему удивлению, встречаем "Десятку" с табличкой "Монастырь" и иконостасом под лобовым стеклом. В машине оказались настоятель и батюшка Белогорского Воскресенского монастыря. С Божьей помощью, "десятка" впереди нас играючи преодолела несколько километров сумасшедших грунтовок, каждая из которых будет непроходима без MT-резины и 33их колес во время дождя, приведя нас к высокому берегу Дона. Тут, в бескрайней меловой толще обустроен самый большой в нашей стране подземный храм.
Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы - Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.
Впрочем, поначалу внешне ничто особо не выдает его присутствие, кроме блестящего свежей краской административного корпуса, да монаха с косой. Все наземные строения храма были решительно взорваны в советское время, гигантское подземелье было осквернено местными жителями. Ведущие на другой берег Дона коридоры были обсыпаны во время Второй Мировой войны. Восстановительные работы начались в середине двухтысячных годов, и В настоящее время подземелья раскапывают и очищают от скверны несколько монахов-добровольцев. Вот тут, например, был небольшой каменный храм.
В храме ведутся восстановительные работы. Монахи работают втроем, возможно, кто-то еще помогает, но работы идут не очень большими темпами - слишком большие разрушения нанесли храму почти 100 лет забвения.
Также активно идет восстановление взорванной при Хрущеве надвратной части.
Колокола
Фотосъемка в храме нам была запрещена, благословили только на пару кадров на балконе одного из уровней.
Один из входов в храм.
Настоятель рассказывает о трагическом прошлом этого места.
С каждого яруса открывается чудесный вид на Дон и окрестности.
Вид в другую сторону
Глядя на эти тоннели, достигавшие двухкилометровой длины, поражаешься решительности и силе воли их создателей.
В меловой толще
Что сделали с храмом во время забвения? Хорошо видно на этой фото.
Вокруг монастыря - бескрайние холмы да поля.
Арбузное поле на высоком берегу Дона.
В низине находится крошечная деревушка на несколько домов, через которую и идет дорога к монастырю.
Большинство из тех, кто приезжает на легковых автомобилях, оставляет машину даже не доезжая этой деревни.
Российская идиллия
Меловой столб над Доном
С высоких берегов Дона открываются чудесные виды.
Вид на разлившийся Дон.
Проходимая летом, короткая дорога в Павловск полностью затоплена
Вот оно какое, Белогорье!
Вид на Дон
На горе установлен крест
Под ногами - почти отвесные меловые скалы.
Панорама Белогорья
Разведав еще одну короткую дорожку мы приехали к источнику. Сам источник был закрыт, но ключи бьют там из под земли прямо в ручье перед ним.
Это место напомнило мангровые заросли на тропических островах.
01 ноября 2014 Меловые горы — удивительные природные памятники, с которым обязательно столкнётся путешественник, следующий наземным путём из Центральной России в направлении Кубани, Кавказа, каспийского побережья.На территории Воронежской, Волгоградской, Белгородской, Ростовской областей России, Донецкой и Луганской областей Украины пояс меловых гор располагается в бассейне Дона и его самого крупного притока - Северского Донца. Уходящие в земную толщу на глубину до 50 метров, верхние слои меловых отложений смешаны с землёй, поэтому на меловых горах растут травы, кустарники и деревья.
Мягкий мел отлично подходит для создания пещер, поэтому в меловых горах издревле селились монахи-отшельники. Позднее в толще меловых гор стали строить и православные храмы. О самых интересных из них мы расскажем в этой статье.
Местность, где в Дон впадает река со странным названием Тихая Сосна, называют Дивногорье. «Дивы» - так называют местные жители меловые столбы-останцы, прихотливо разбросанные на территории около десяти квадратных километров. Сюда в конце ХV века греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф доставили с итальянского острова Сицилия икону Божьей матери. Они же, по преданию, основали в устье Тихой Сосны мужскую обитель, вырубив в меловых горах пещеры-кельи.
Церковь Сицилийской иконы Божьей матери, полностью высеченная в толще меловой скалы, была построена и освящена в 1862 году, а сама икона стала особо почитаемой в 1831 году, когда, по православному преданию, молитвы этой иконе способствовали прекращению свирепствовавшей на Дону эпидемии холеры. Это самый известный из действующих пещерных православных храмов, посещение храма Сицилийской иконы Божьей Матери включено во многие туристические и паломнические маршруты.
(Воронежская область, Россия)
Спасский монастырь стал женским в 1997 году, когда весь пустовавший монастырский комплекс в Костомарове, Подгоренского района Воронежской области, был передан Русской Православной Церкви. А до революции здесь была мужская обитель, основанная, по предположениям учёных, в середине XVII столетия украинскими православными монахами, бежавшими на Дон из Приднестровья от униатского притеснения.
На территории Костомаровского женского монастыря расположены две меловые церкви и «Пещера Покаяния». Церковь во имя святого Серафима Саровского полностью выполнена из мелового останца, её строительство было начато в начале ХХ века, но не окончено из-за начавшейся революции. Собор Спаса Нерукотворного - храм классического пещерного типа, высеченный в меловой скале. «Пещера Покаяния» - высеченный в меловой толще длинный узкий коридор, с множеством икон и свечей на стенах. Потолок коридора постепенно снижается по мере приближения к келье, где старцы прежде исповедовали монахов и паломников.
(Донецкая область, Украина)
Свято-Успенская Святогорская лавра находится на правом, высоком берегу Северского Донца. До 1918 года здесь располагалась Святогорская Успенская пустынь, впервые упоминаемая в церковных документах в 1624 году. Первоначально Святогорский монастырь строился как оборонительное сооружение против набегов крымских татар. Статусом лавры монастырь наделён в 2004 году.
Кроме большого числа наземных строений (обитель была одной из крупнейших в Российской империи), в Святогорской лавре имеется и ряд пещерных сооружений, самый древний - храм Рождества Иоанна Предтечи, предположительно построенный до XVI в. Более поздние - храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (датируется XVIII в.) и церковь преподобного Алексия, построенная в 1861 году.
На поиски очередной меловой пещеры. Напомню, что некоторое время назад меня посетила шальная мысль разыскать все полсотни известных и не очень меловых пещер Придонья и Приосколья и я потихоньку, год за годом, по мере сил и возможностей, исполняю задуманное. Какие-то подземелья даются легко (их координаты имеются в сети), какие-то долго и упорно ищутся по собранным у местного населения сведениям, но так или иначе проект " " периодически обновляется свежей системой.
И сегодня вашему вниманию предлагается фотоотчет о поездке и забросе в Гороховскую пещеру. Она так же известна как Андреевская, но, увы, не благодаря мне. Впрочем, мы начинаем.
02
. С Начала.
Это поселок под Россошью, где мы остановились размять затекшие от неблизкого пути туловища.
03
. Надежда на то, что за 180 км от Воронежа обстановка больше напоминают зимнюю, чем у нас, таяла с каждым километром.
Заснеженных пейзажей нам сегодня не видать. Съезжаем с асфальта - впереди порядка 9 км довольно живописной грунтовки.
04
. А вот и . Значит мы уже где-то совсем рядом.
05
. in_windows
к пещерам равнодушен - он проехал этот путь в поисках пейзажей.
06
. И пока он ищет фотосюжеты, мы начнем подготовку к спуску в пещеру изучением плана-схемы, составленного в 1999 году.
07
. Уже дома, после поездки, я нашел более позднюю схему, датируемую 2004 годом и сделанную некой группой Беркута. Если внимательно сравнить обе топосъемки, то самая большая и очевидная разница будет заметна в привходовой части пещеры. На лицо серьезное обрушение и утрата части подземных полостей. При этом у "беркутовцев" нарисовано много дополнительных участков, которых нет у Степкина, но при этом они помечены как заваленные. Меня этот факт очень озадачил и я попытался разыскать в сети контакты этих товарищей, чтобы уточнить откуда "дровишки". К сожалению, сайт группы благополучно загнулся, но кое-что мне удалось вытащить через archive.org . Об этом тоже чуть ниже.
08
. Артем первым спускается ко входу в пещеру и сообщает, что залаз такой узкий, что для того чтобы в него протиснуться, придется снять верхнюю одежду.
09
. Ну, погнали.
Каждый раз думаю, что надо завести привычку брать на залазы сменную одежду, но каждый раз возвращаюсь домой белый как медведь.
10
. Итак, после трёхметрового шкуродера начинается ракоход, а потом уже можно выпрямиться и в полный рост. Надо заметить, что данная пещера, в отличие от многих других в области, довольно подробно описывалась и исследовалась буквально со времён её создания. Более того, существует даже литературное произведение, в котором рассказывается о Гороховской пещере от лица одного из свидетелей её создания. Это рассказ В.К. Агапова "Терентьич" из книги "На среднем Дону", изданной в 1971 году. Самые интересные моменты, с вашего позволения, буду цитировать. Оговорюсь ещё, что в сети данной книги нет - мне пришлось искать её по библиотекам.
11 . Итак, Гороховской данную пещеру называют по ближайшему к ней селу Гороховка Верхнемамонского района. Правда, село находится на противоположном берегу Дона, имейте это ввиду, если соберетесь вдруг поехать по нашим следам. Правильней ориентироваться на населенный пункт Новая Калитва Россошанского района. Из нижеприведённой цитаты станет ясно почему второе название пещеры "Андреевская", когда она появилась и кто же был её первыми строителями. "Вон там, за Лысой горой, по крутым ярам, наши калитвяне всегда пасут овец, коров, волов, а дальше, за ярами, - Андреевская пустошь , Костевка. Там, в обрывистых меловых горах, над Доном, пастухи увидели пещеры. А было это весной, в тяжелый год Крымской войны. (1853-1856 г.г, но по другим сведениям пещеру начали рыть в 1859 году - прим. авт.) Слух о пещерах пронесся по всей округе. Толков было много. Главная удивительность - никто не мог видеть пещерокопателей. В те дни и пришел к пастухам странник с котомкой за плечами и рассказал: «Есть-де у нас святое место, где благодать господня постоянно пребывает и действует незримою рукою», - и указал на пещеры. Эта весть быстро полетела по слободам. Страшная суматоха сделалась на следующий день. А день тот был праздничный. Народу к пещерам собралось великое множество. Тут и объявились пещерокопатели. Они объясняли людям святость места и рассказывали о чудесах и видениях. Для примера, один из них уверял: «У меня страшно болела голова, я взял здесь землицы, приложил к темени, и голова тотчас перестала болеть, как будто бы с нее что свалилось». Люди с умилением слушали его, набожно крестились...
А кто их рыл? - допытывался я.
Рыл гороховский мужик Григорий Ведерников с братией... Обожди, и про него расскажу. Слушай дальше: народ со всей округи повалил в пещеры, неся деньгу, муку, сало, полотно, иконы... Нашлись и охотники помочь рыть пещеры. Зачинатели пещер еле успевали принимать приношения и распоряжаться помощниками, трудившимися во спасение души. Для Ведерникова была сделана особая келья. Он через окошечко принимал посетителей и объяснял, что приношение он делит на три равные части: одну часть для бедных, другую - для роющей братии, а третью - на самые пещеры... Появились набожные старухи, монахи, монашки, странники, калеки, продавцы свечей, ладана, пузырьков со слезой богородицы...
"
12
. Позволю себе еще раз вернуться из пещеры на верх - к Василию и пейзажам. Отличное нашлось описание этих мест и похожей погоды в романе В. Барабашова "Белый клинок". Ну почему я не писатель и не умею так живописать? "От Старой Калитвы, разбросавшей дома по крутым меловым буграм, Дон широкой петлей забирает влево, к Новой Калитве, катит сумрачные холодные волны к югу. Калитвянское левобережье - в густых зарослях дубняка и орешника; лес, припорошенный первым снегом, стоит угрюмый и безмолвный. Между слободами, по правому берегу, раскинулся просторный пойменный луг, изрезанный с одной стороны глубокой, со студеными ключами речонкой, Черной Калитвой, а с другой - рыжей стылой дорогой. По Дону прошла уже шуга, застыли мелководье и заводи, мерз во льду камыш. Но середина реки по-прежнему свободна от льда; над Доном поднимался белесый туман, и в этом тумане трудно разглядеть то плывущую вверх дном плоскодонку, то труп лошади, то красноармейскую папаху… Висли над округой низкие брюхатые тучи, сыпался с неба легкий, несмелый еще снег, тянул по низу ветер, разбойничьи посвистывая в голых ветвях прибрежного лозняка, налегая лихой рябью на сонные, неторопливые волны Дона
."
13
. Но вернемся в пещеру. "...О пещерах стали говорить каждый день. Молчало одно только духовенство калитвянской церкви. Предвидя урон в своих доходах, попы потребовали от начальства запретить поклонение недозволенной святости и пещеры закрыть. Но тут нашлись бывалые люди, они всем встречным стали задавать опросы: почему закрыть? Ведь это божье дело? Полицейские меры и увещевания священнослужителей оказались бессильными. О пещерах начали говорить на общественных сходках. Но и тут нашлись ловкие люди. Они грозили миру карой господней за нерадение спасти душу свою. Они приводили пример, что пятьдесят лет назад вот так же трудно зачинались пещеры ныне прославленного , что на основательницу этих пещер - монахиню Марию Шерстюкову - были гонения начальства. Ее таскали в Острогожский уездный суд. Когда же об этом узнал Император Александр Первый, то повелел: пещеры открыть и дать с казны денег на постройку в пещерах церковки с железным иконостасом. После этого сход не хотел слушать ни старшину, ни попов, потребовал не приглушать божье дело. Для будущей обители сход постановил отрезать живописный Андреевский клин, что под Холодной горой, десятин сорок. Было положено дать лесу для постройки небольшого храма, на правах домовой церкви построить трапезную и дом для паломников. А в пещерах шли службы. В молельной горели лампады и свечи, люди пели псалмы...
14
. Терентьич покачал головой:
- Народу там толклось видимо-невидимо. Признаться, я тоже ходил рыть эти пещеры. Бывало, в великий пост соберется партия человек сорок-пятьдесят, с лопатами, кирками, ломами, топорами, и трудимся дня по три во спасение души. Так длилось года три. А потом... - Терентьич брезгливо поджал губы и молчал довольно долго.
Ну, а что было потом? - нетерпеливо спрашивал я. - Дедушка, рассказывайте, что было потом.
- А потом, парень, оказалось, что одно кружение головы. Этот самый главный зачинатель пещер Ведерников стал попивать водочку и поглядывать на обитавших в пещерах вдовиц и монашек. «Сестры во Христе» начали шептаться между собой. Одна из них, калитвянская черничка Прасковья Лосевская, стала чаще появляться Григорию на глаза. И однажды он сказал ей с простодушным лукавством:
- Я так одинок!
Черничка, покачав головой, ответила:
- Грехи наши...
Он взял ее за руку и понизил голос до шепота:
- Приди ко мне вечерком, Паша, вдвоем поскучаем, погрустим. Я буду ждать.
В сумерках, когда богомольцы отошли ко сну, она пришла к Григорию и заночевала в его келье. После она вез носила ему жареную рыбу и медовые пряники. А через год в тех пещерах у монашки Прасковьи родился ребенок... Волостное начальство сообщило об этом воронежскому губернатору. Вскоре прискакали в пещеры полицейский пристав, урядники, старшина Павел Резников, сотские, арестовали Григория Ведерникова, разогнали всех обитателей и завалили вход в пещеры
".
15
. Здесь стоит сделать оговорку, что так живо расписавший в своем рассказе историю Гороховской пещеры Василий Ксенофонтович Агапов имя первого пещерокопателя изменил. За основу в своем рассказе он взял статью за авторством местного жителя Павла Кочергина, опубликованную в 1863 году в «Воронежских губернских ведомостях», в которой автор описывает пещеру и излагает историю ее создания. А в десятом номере «Воронежских епархиальных ведомостей» за 1884 год была опубликована другая статья, из которой мы узнаем реальные имена основателей. Ими были жители села Гороховка: Максим Курасов, Филимон Кондратьев и Митрофан Зимин. Так же несколько иначе выглядит и цель их работы: не обогащение, а спасение себя и других при строительстве пещер. На эту цель "сих крестьян навел <...> какой-то Митрофан из слободы , старец лет под сто, ходивший по сборам и потом умерший схимником будто в "
.
16
. Интересна в статье при описании подземелья и информация о том, что один из рукавов пещеры выходил в степь, что вполне соотносится со схемой группы Беркута. В их отчете, который я чудом нашел в вебархиве, есть следующая полезная для нас информация, объясняющая, например, наличие колодца и келий на схеме: "В войну зимой там прятались от холода сначала немцы, потом подразделение итальянских альпийских стрелков. Так вот, когда наши стали наступать, те оттуда выскочить не успели и ушли вглубь системы. Наши, не забивая себе голову поисками, просто покидали гранат в идущий туда ход, вызвав обрушение потолков, и итальянцы оттуда уже не вышли. Когда мы прибыли на место, вход был обрушен и засыпан камнями - меловые горы разрушаются. Это видимо каждую весну такой сюрприз происходит, так что недалеко тот час, когда система сама по себе засыплется. Таким же обрушением, по словам местных жителей, засыпало проход к внутреннему колодцу системы - почти отвесный ход вниз к реке (Дону). На схеме он нарисован со слов местных жителей, как и кельи, путь к которым давно завален, но он есть точно
."
17
. Так же отчет ребят, на мой взгляд, несколько проясняет вопрос, которым я мучился во время нахождения в системе: почему в пещере такой неровный пол, если на потолке не видно никаких следов обрушения? "Нашли мы и тот злополучный ход в глубь горы, и начали его копать. Прорыли 3 метра, и поняли что одной нашей лопатой при ограниченном времени много не отроем - сами себя закопаем. Поэтому остановились. К тому же там дальше есть зал, тоже взорванный изнутри, который потребует больших усилий
." Думаю, кучи породы не вытаскивали, а складывали между колонн.
18
. "Кстати, места обрушений видны на поверхности, в виде характерных провалов. Но надо копать, и не одному, я полагаю
."
19.
Кстати, о потолке. Пожалуй, это самые высокие своды в меловой церкви, что мне доводилось видеть. Думаю, метра 4-5.
20
. Но это не помешало посетителям пещеры оставить свои автографы даже на самой верхотуре.
Ума не приложу как они смогли это сделать! Смотрите на самый верх. Неужто лестницу-стремянку затаскивали?!
21
. На этой фотографии стоит обратить внимание на старинную краску из охры, которой украшены своды, на то, что Артема вдруг раздвоило, и на Артура и Аню, страдающих гигантоманией.
22
. Вообще, судя по количеству надписей на стенах и потолке, народу тут побывало изрядно.
Что-то про Сердюкова неразборчивое...
23
. Самая ранняя "современная" надпись 1932 года. Но на одной колонне изображены два необычных корабля (см. план-схему 1).
24
. По версии В. Степкина и Н. Писаревского, эти корабли по своей конструкции, а также стилю изображения могут быть отнесены к периоду не позднее XVII - нач. XVIII вв., что может означать, что Курасов и сотоварищи обнаружили уже существующие старинные пещеры и выдали себя за устроителей. Так что, не смотря на всю подробность исторической справки, может статься, что о судьбе Андреевской пещеры мы знаем только самую малость.
25
. Ну, а мы не стали больше беспокоить светом фонарей сладко посапывающих летучих мышей, и окончательно перепачкавшись мелом, выбрались наружу. А по пути домой посетили еще парочку интересных объектов, о которых я расскажу в следующий раз.
UPDATE от 18.01.2014: Поступила дополнительная информация о Гороховской пещере от человека, который, по его словам, был в ней раз 40 и изначально должен был к примкнуть к нашей экспедиции выходного дня, но не сложилось. Это
Среди множества культурных памятников Воронежской области особое место занимают духовные. Порой на бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить. Одно из таких чудес – это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Это самое красивое и необычное место. О них и пойдет речь.
Калачеевская пещера является наиболее протяженной и интересной среди всех пещер из донского бассейна. Мало кто об этом знает, что в старые времена у города Калач, находилась Пронинская пустошь. Вероятно в те времена монахами и была создана Калачеевская пещера. Известно что 1680 — 90 годах Пронинская пустошь была разграблена и розорена набегом татар. У нее до нападения татар была деревянная церковь предположительно Успенская.
В 1695 году один из Старцев (монахов) встречал на Дону Петра Первого едущего на Азов.
Расположена Калачеевская пещера в южной части Воронежской области, в черте города Калач. Эта пещера, выдолбленная в 17-18 столетии в меловой горе и находится неподалеку левого берега реки Тулучеевка.
Вход в Калачеевскую пещеру расположен на высоте 119 метров. По мнению исследователей работы, проводимые в пещерах в 17-18 столетиях, существенно видоизменили их, приспособив под религиозные нужды. Калачеевская пещера имеет вид сложного лабиринта, назначение которого для христианских нужд не имеет объяснения. В отличие от большинства пещерных храмов, здесь мощи располагаются не в нишах, а на своеобразных лежанках, несколько расширенных со стороны головы. Еще одна интересная особенность Калачеевской пещеры – уникальные рисунки, вырезанные на стенах.
Здесь есть два коридора: широкий – с низким сводом и более узкий – более высокий. Потолки коридоров имеют идеально высеченный в мелу свод. Из коридоров есть входы в отдельные кельи с лежанками и икотами под небольшие иконы. В пещере есть «Красная комната», её стены обработаны красной глиной и ещё каким-то красящим веществом. Можно увидеть места для мощей — ниши и тумбы, раннехристианские символы — розетки и пальмовые ветви, аналогичные символы VI века н.э. были обнаружены учёными в римских катакомбах.
Коридоры выточены таким образом, что здесь могли одновременно ходить множество людей. У пещеры есть второй этаж, хотя в настоящее время он почти полностью завален влажной, прорвавшей мел, глиной. На второй этаж ведёт вырубленная в мелу винтовая лестница.
И самое удивительное место — подземный Храм. Хорошо сохранились Царские врата, киоты под большие иконы, жертвенник, алтарь, обработанный красной глиной, идеально выточен круглый свод-сфера — купол храма.
С 2004 года пещерой интересуется настоятель храма Калачеевского Вознесенского Храма Владимир Ляхов, в подземном храме он провёл службу (раньше такие службы проводились священ-никами на Пасху или на Троицу), он провёл также молебен на начало восстановительных работ.
Подробнее о загадках пещеры
— В сравнении с другими пещерными храмами, места для расположения мощей — стасидии. В большинстве храмов — это ниши на уровне пола, закрывавшиеся или не закрывавшиеся досками, а в Калаче они напоминают открытые лежанки, расширяющиеся в сторону головы. Таких стасидий в Калаче две, находятся в боковом ответвлении от пещерного храма.
— В калачеевских пещерах есть ловушка. Других объяснений круговой лестницы, ведущей на второй этаж и по кругу выходящей обратно, без ответвлений и келий, исследователи найти не смогли.
— Калачевская пещера представляет собой сложный лабиринт, назначение которого с христианских позиций мало объяснимо. Исследователи полагают, что работы, которые велись в 17-18 веках, изменяли внешний вид пещер под религиозные нужды,но сам лабиринт был создан значительно раньше. И преданий исторических о времени создания пещер никаких нет, что косвенно указывает на их огромную древность. Если большинство имеющихся преданий относительно других донских пещер связано с христианскими монастырями, то о существовании монастыря в Калаче данных нет.
— В калачеевской пещере есть любопытные граффити. Рисунки, вырезанные в мелу, аналог которым есть только в Белогорье. Изображения кипарисов и розеток исследователи связывают с рисунками на стенках римских катакомб. Точно такие же рисунки мы видели на караимских могильных памятниках в Крыму.
— В калачеевской пещере есть вырезанные в меловых стенах кресты. Кресты эти разных типов: один из них ученые называют катакомбным крестом знамения победы: вокруг него есть разрушенные барельефы смысл которых уже трудно понять.
— Среди многочисленных келий можно обнаружить так называемую красную комнату, разрушенную и испачканную, но в ней еще можно угадать бывшую роспись. Комната была целиком выкрашена красной охрой и покрыта синими снежинками. Теперь видно только остатки охры.
Белогорье в Воронежской области
Белогорье — удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм, но об этом чуть далее.
Село Костомарово раскинулось среди меловых обрывов Донского Белогорья. Село расположено на реке Дон. Здесь находятся меловые столбы-останцы, в народе называемые Дивами, которые были образованы в результате эрозионных прцессов. А по балочным и речным склонам зияют входы в знаменитый комплекс Костомаровских пещер. Наиболее живописным местом Среднерусской возвышенности являются высокие участки правобережья, известные как Донское Белогорье. Высота меловых скал на правом берегу Дона достигает 242 метра. На склонах Костомаровской балки на небольшом удалении друг от друга находятся восемь пещер. Большинство из них прорублено в мело-мергельных породах. В основаниях див сосредоточены входы в пещерный храм во имя Преподобного Серафима Саровского, Спасский храм, в близлежащую келью и обрушенную пещеру рядом с дивой. По склону горы разбросаны входы в небольшие гроты, в которых некогда жили монахи. Во времена возрождения монастыря их укрепили и отреставрировали. Однако сегодня на поверхности стен, покрытых шпаклевкой, уже появляется плесень. Особый интерес вызывают пещеры столпников, представляющие собой крохотные вертикальные закутки, в которых невозможно ни лежать, ни сидеть. Для смирения своей плоти монахи могли находиться в них по несколько лет. На время сна они укрепляли свое тело крюками, вбитыми в стену.
Костомаровский Спасский монастырь просуществовал 7 веков. Во время революции в 1917-м его закрыли. Но несмотря на это, часть священнослужителей осталась жить в пещерах. Последним их обитателем был старец Петр (Еремеенко), ныне прославленный как священномученик в лике святых. Костомаровский Спасский монастырь был официально возвращен Русской Православной церкви спустя 80 лет после окончания Октябрьской революции. Восстановлением святой обители занимались три монахини – Иоасафа, Серафима, Дионисия. Своими силами они возродили старые, разрушенные храмы, построили новый, а также позаботились о дороге и гостинице для паломников.
Еще одна достопримечательность на территории обители села Костомарово – Пещера покаяния. Она находится в конце Паломнической тропы и представляет собой узкий длинный туннель, на стенах которого висят иконы и освещающие путь свечи. По мере продвижения вперед потолок постепенно снижается, чтобы шедший по нему мог еще раз склонить голову перед Господом. Выход туннеля расположен в келье, где раньше монахи принимали исповедь прихожан. Другие святыни Спасский монастырь расположен на склоне горы, именуемой «Голгофой». На самой ее вершине стоит большой крест, с которым связана давняя традиция. Считалось, что если в его щель поместить записку с заветным желанием, то оно непременно исполнится. Но сегодня, по просьбам монахинь, записки оставляют на подоконниках находящейся рядом часовни Распятия Господня.
Самая молодая церковь на территории монастыря – Взыскание погибших, освященная в честь иконы Божьей Матери. Она была построена под покровительством местного епископа у самого подножия горы «Голгофа». Именно здесь хранится Костомаровская икона Божией Матери, написанная Шокоревым на рубеже 19-20 столетий. Обитель далеко не единственная достопримечательность Костомарово. Воронежская область может похвалиться и другими, не менее интересными уголками. В двух километрах от этого удивительного, духовно богатого места, на самом берегу Дона, бьет святой источник, который был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери.
Взоры прибывающих в Костомарово паломников и туристов еще издалека притягивает виднеющийся силуэт величавого собора. Вход в него образуют две известняковые горы, увенчанные золотым и багряным куполами и звонницей между ними. Весь собор Спаса Нерукотворного образа располагается под отвесной меловой скалой и неизменно впечатляет своими размерами – он способен одновременно вместить около двух тысяч прихожан. Потолок храма держат несколько колонн 12-метровой высоты. Позади собора находится придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Попасть туда можно по открытому переходу. Далее располагаются братская усыпальница, затворническая келья и часовенка. Экскурсии по собору проводят сами монахини. Здесь можно увидеть Валаамскую икону Божией Матери.
Храм во имя Серафима Саровского. Этот собор в Костомарово был основан сравнительно недавно – в начале XX столетия. Как правило, днем здесь никого нет. В это время можно прийти, помолиться в одиночестве. Скалистую крышу храма облюбовали ласточки…
От Костомаровского Свято-Спасского монастыря до Белогорского Воскресенского монастыря дорога идет по полям и холмам, около семидесяти километров — село Белогорье, хутор Кирпичи. Несмотря на все трудности, Белогорский Воскресенский монастырь стоит обязательно посетить, когда путешествуешь по Дивным горам. Экскурсию там проводят монахи.
Построек практически никаких не сохранилось, но вот пещерные храмы, келии и лабиринты производят неизгладимое впечатление. Вход в подземную церковь на стометровом обрыве Дона, выходов несколько, ниже по обрыву. Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы — Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.
Костомарово и Белогорье- это не туристические, а духовные объект, где бывает очень много паломников со всей Европейской части России. Это из древнейшие из русских монастырей, а Костомаровский Свято-Спасского монастырь основан еще до официального принятия христианства на Руси.
О пещерных монастырях и других достопримечательностях Воронежской обрасти читайте
Спасский монастырь близ села Костомарово находится километрах в сорока юго-восточнее музея-заповедника "Дивногорье" опять же вблизи реки Дон. Однако сам монастырь расположен не на берегу Дона, а в глубокой Костомаровской балке. О времени образования монастыря ходят легенды. Говорят, что место для него выбрал сам апостол Андрей. Ему эта местность показалась очень похожей на Голгофу. Историки не очень уверенно считают датой основания монастыря VIII-IX века н.э. В это время в православной Византии проходила богоборческая кампания против еретиков, которые, перебежали в эти места и основали монастырь. Похоже, даже приблизительно, дату основания никто не знает. Этот вопрос видимо ждёт своих исследователей. К примеру, не очень далеко от этих мест на берегу Северского Донца (Украина) расположен Святогорский пещерный монастырь. Недавно в некоторых его пещерах проводились раскопки и исследования. Был сделан вывод - первые люди начавшие копать там пещеры были совсем не христианами, и произошло это очень давно. Так что и Спасский монастырь возможно очень древний. Сейчас в монастыре два действующих пещерных храма, не считая часовни, но двухпрестольный Спасский некоторыми исследователями рассматривается как два храма. Другой храм Серафима Саровского построен в 1903 году. Помимо церквей здесь есть ещё несколько пещер Костомаровских старцев.
По моим наблюдениям меловая порода в Костомарово на редкость мягкая и белоснежная. Поэтому она более подвержена проникновению влаги и образованию зелёных водорослей. В самих храмах это практически незаметно, там всё очень аккуратно и ухожено - на меловых стенах вырезаны красивые иконы-барельефы. Постоянно идут службы, поэтому что-либо снять было невозможно. То, что вы увидите, снято в пещерах Костомаровских старцев. Эти подземелья очень страдают от влажности, хотя даже зимой температура в них не падает ниже +13,+14 градусов. Говорят, что эти старцы имели такой вид, что старались не показываться на глаза прихожанам, чтобы не напугать их. В одной из пещер жил "столпник", который был постоянно прикован к меловой стене и спал, повисая на цепях. Не удалось снять самую длинную из этих пещер - пещеру Покаяния. В её стены вмурованы небольшие, но очень искусно сделанные керамические иконы, которым влага нипочём. На стенах Спасского храма находятся мозаики, которые тоже не боятся влажности. О длине подземных ходов у исследователей, похоже, тоже представления очень смутные. Говорят, кольцевой ход вокруг храма имеет длину 2 км. В годы немецкой оккупации в этих подземельях прятались советские солдаты. После освобождения Сталин разрешил верующим восстановить Спасский храм, но при Хрущёве он опять был закрыт. Восстановили его совсем недавно. Сейчас здесь женский монастырь. Добираться в Костомарово без машины не очень удобно, однако, организуются автобусные экскурсии, есть стоянка, строятся гостиницы для паломников.
Далее наши планы были посетить пещерный монастырь в Белогорье, но это не удалось, отчасти из-за проливного дождя и общей усталости, хотя уже в кромешной темноте GPS нас всё-таки вывел на окраину Белогорья...
Ладно, Белогорье оставим на будущее.
И в заключение следует сказать, что это только самые известные пещерные церкви. До революции 1917 года в Воронежской области было около четырёх десятков пещерных храмов, многие из которых впоследствии были разрушены или взорваны.