В развитии любой цивилизации А. Тойнби выделил четыре этапа: 1) этап генезиса (зарождения), на котором сообществу людей бросается вызов, 2) этап роста, 3) этап надлома и 4) этап распада.
1) этап генезиса (зарождения), на котором сообществу людей бросается вызов. (Механизм рождения цивилизаций - взаимодействие вызова и ответа). Возникновение и развитие цивилизаций происходит под воздействием внешних причин,
Возникновение новых цивилизаций Тойнби объясняет при помощи концепции вызова. Вызовом Тойнби называет некое событие или изменение во внешней среде цивилизации, которое ставит под сомнение ее дальнейшее существование. Тойнби указывает, что имеется пять основных стимулов, которые оказывают воздействие на зарождение цивилизации:
1) стимул природной среды, заключающийся в том, что цивилизация живет на бесплодной земле;
2) стимул новой земли, которую вынуждена осваивать цивилизация;
3) удар по цивилизации извне, нападение врага;
4) стимул давления;
5) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)
Наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы, поскольку слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, а чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.
Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации), так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Если цивилизация оказывается в состоянии ответить на этот вызов, она выживает и переходит на новый этап развития. Если этого не происходит, цивилизация гибнет.
Не любая цивилизация способна ответить на вызов среды. Для того, чтобы ответ был успешным, необходимо наличие следующих факторов:
а) в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ (творческое меньшинство );
б) большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, проще говоря, «созреть» для ответа.
2) Этап роста.
За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру.
Стремясь определить, в чем именно проявляется рост, Тойнби пишет: «Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать возмутителя спокойствия. В начале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, но по мере развития основными становятся социальные противоречия, то есть противоречие Человек-Человек. К такому противостоянию можно отнести борьбу между классами, религиозные, национальные вопросы. Чем сильнее возрастает значимость нравственных, моральных, социальных проблем, тем более активным является рост цивилизации.
Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.
3) Этап надлома
Надлом может произойти по различным причинам.
1) правящее меньшинство изолируется или само изолирует себя от общества, а потому оказывается далеким от его потребностей и не может адекватно действовать;
2) творческое меньшинство, способное вывести культуру из состояния надлома, совершает ошибку, выраженную в пассивности после ряда собственных побед (Творческое меньшинство» – это совокупность людей, элита, которая раньше всех слышит «вызов», вырабатывает адекватные реакции на него, выдвигает новые идеи для «ответа» и проводит их в жизнь, ведя за собой пассивное «большинство». Постепенно элита утрачивает свой творческий потенциал, сохраняя свое господство лишь силой оружия);
З) большинство отказывается от веры в идеалы меньшинства. Нарастает чувство несправедливости, неудовлетворенности жизнью. Старые ценности забываются или отвергаются, начинается поиск новых идеалов. Общество оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.
4) Конфликт между элитой и ведомой массой приобретает необратимый характер. Творческое меньшинство или даже общество в целом могут отказаться от высоких, универсальных целей и ценностей, обратив свое лицо к тому, что является сиюминутным, преходящим. Наступает «надлом цивилизации», культурный кризис.
4) этап распада. Цивилизация гибнет. Упадок цивилизации происходит под воздействием внутренних факторов . Цивилизация, которая подвергается распаду , либо исчезает с лица Земли (как этой произошло с египетской цивилизацией и цивилизацией инков), либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).
Согласно Тойнби, Распад ожидает только ту цивилизацию, которая не способна ответить на вызов, брошенный ей извне. Стадия распада представляет собой ряд неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
1) правящее меньшинство, которое больше не являющееся творческой силой общества. Правящее меньшинство усиленно цепляется за власть, хотя реально уже не может обладать ею, поскольку власть получает только тот, кто способен спасти общество, направить его по пути развития. С целью удержания власти оно создает универсальное государство;
2) внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви;
Последовательная, глубокая, аргументированная критика Тойнби западной цивилизации вылилась в активные поиски средств духовного обновления не только Запада, но и всего мира. Моделью такого обновления Тойнби считал Россию , где, как он полагал, множество народов, разговаривающих на разных языках, унаследовавших столь разные культуры, объединены на основе социальных, политических, экономических связей, являясь «моделью мира в целом».
Цивилизация – многозначное понятие, приобретающее многообразные оттенки в различных контекстах. Здесь мы рассмотрим собственно социологические подходы.
1) Американский антрополог Л.Г. Морган подразделял всю историю человечества (любого общества) на три этапа:
Дикость – своеобразное “детство человеческого рода”. Этот этап делится на три ступени – низшая , средняя и высшая . Каждая из последующих ступеней короче по продолжительности в сравнении с предыдущей.
Варварство , которое также делится на три ступени по тому же принципу. При этом низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства, а высшая – освоением технологии производства металлов и изделий из них, а также строительства и архитектуры.
Цивилизация приходит на смену варварству после изобретения и введения в постоянное пользование письменности .
Можно попытаться сопоставить формационный подход с концепцией Моргана и убедиться, что они нисколько не противоречат друг другу. Давайте примем общую продолжительность развития человеческого общества как такового за 100 тысяч лет. Тогда, двигаясь от настоящего времени в прошлое, мы получим следующее соотношение периодов времени, приходящихся на различные общественно-экономические формации. Капитализм окончательно оформился как господствующий способ производства примерно четверть тысячелетия назад (1764 год). Феодализм имеет своим стартовым пунктом год Рождества Христова (в форме широкого распространения идеологии, признающей людьми всех человеческих существ, включая рабов), стало быть, длительность господства этой формации – менее двух тысяч лет. Если мы будем брать за точку отсчета рабства начало цивилизации в моргановском смысле, то придется вспомнить, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет до н.э. Таким образом, около 90 тысяч лет приходится на первобытнообщинную формацию. Сопоставление аргументов Моргана и доводов марксистского подхода позволяет сопоставить их в том виде, как это представлено на рис.5.1.
Главная тенденция, которую можно увидеть из рис.5.1, каждый последующий период протекал быстрее, и главное – приводил к более значительным социальным изменениям в сравнении с предыдущими периодами. Здесь проявляется закон ускорения истории :
На каждую последующую историческую стадию уходит меньше времени, нежели на предыдущую, однако на каждой последующей стадии объем социальных изменений (не только в количественном, но и главное – в качественном смысле) оказывается больше и сильнее, нежели на предыдущей ступени общественного развития.
Временнáя шкала развития человеческого общества.
Р – рабовладельческая, Ф – феодальная, К – капиталистическая формации
Используемые на этом рисунке понятия примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ будут подробно рассмотрены ниже.
2) Концепции локальных цивилизаций .
Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” (1869 г.) предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с “естественной историей”. При этом “естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития ”.
Эту идею плодотворно развивал немецкий философ Освальд Шпенглер. Он утверждал, что любая “локальная культура” может развиться со всеми ее характерными чертами лишь на почве строго ограниченной географической местности, к которой она остается привязанной наподобие растения; ее нельзя пересадить в другую почву – в результате такой трансплантации она неминуемо погибнет или утратит свои характерные особенности. Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая – вершину, две последних образуют нисходящий этап.
|
Идеи Данилевского и Шпенглера развил и эмпирически обосновал английский историк Арнольд Тойнби. Опираясь на самые последние и полные достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8: западная, византийско-ортодоксальная, русско-ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа . Рост и прогресс цивилизации оценивается, во-первых, по возрастанию власти над окружающей природной средой , повышению степени независимости от ее изменчивости и капризов, во-вторых, по усилению власти над человеческим окружением .
3) Циклическая теория П. Сорокина .
Цивилизация (суперсистема), по Питириму Сорокину, представляет собою этап в развитии человеческого общества, в основе которого лежит определенный тип мировоззрения, присущий не какому-то отдельному человеку, классу или социальной группе, а господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом. Мировоззрение же есть не что иное, как сложившаяся система ценностей . Таких суперсистем, пронизанных тем или иным типом мировоззрения, Сорокин выделяет три:
(1) Религиозное мировоззрение, связанное с идеациональной суперсистемой.
(2) Сенситивная суперкультура, связанная, напротив, с доминантой материалистического мироощущения.
(3) Идеалистическая суперкультура, являющая собою состояние перехода от идеациональной суперкультуры к сенситивной, либо наоборот – от сенситивной к идеациональной.
Первобытная эпоха, как уже отмечалось, является самым продолжительным этапом в истории человечества, по сравнению с которым исторический период представляется коротким отрезком на оси времени. Начало этому отрезку было положено между пятым и третьим тысячелетиями до н. э. – именно в это время на востоке, почти одновременно возникают первые цивилизации.
Наиболее древней из них, по мнению ряда исследователей, является цивилизация, зародившаяся на территории Месопотамии, в долинах рек Тигр и Евфрат. Основателями этой цивилизации являются шумеры – они заложили основы культуры данного региона, которые затем наследовались и отчасти переосмысливались многочисленными народами, вторгавшимися на территорию Месопотамии. Эти вторжения и определяют различные этапы в истории цивилизации Междуречья. В ней различаются следующие периоды:
1. Шумеро-аккадский – 4-е тысячелетие – 2003 г. до н. э.
2. Старовавилонское царство – 2003 г. до н. э. – XVIII в. до н. э.
3. Культура хеттов и хурритов – XVIII – XII вв. до н. э.
4. Ассирия – XII в. до н. э. – 605 г. до н. э.
5. Нововавилонское царство – 605 – 539 гг. до н. э.
6. Империя ахеменидов (Персидское царство) – середина IV-го в. до н. э. – 330 г. до н. э. (завоевание Александра Македонского)
Практически одновременно с цивилизацией Междуречья возникает и складывается цивилизация в долине Нила – Древний Египет .
В силу некоторой географической изоляции (соседство пустынь) Древний Египет долгое время не сталкивался с опасностью иноземных вторжений, поэтому его культура представляется более однородной, а в истории принято выделять периоды наибольшего процветания и стабильности.
1.Древнее царство – начало 3-его тысячелетия – XXIII в. до н. э.
2.Среднее царство – XXI – XVIII вв. до н. э.
3.Новое царство – 1580 – 1085 гг. до н. э.
Эпохи «междуцарствия» отмечены смутами, завоеваниями и общим упадком культуры. Исчезновение Древнего Египта как самостоятельного политического образования связано с персидским вторжением, после которого он стал частью державы Ахеменидов. Период персидского владычества закончился завоеванием Александра Македонского в 332 г. до н. э. В период недолгого пребывания в составе империи Македонского египетская культура подверглась эллинизации и в значительной степени утратила свою самобытность.
Древний Египет является наиболее изученной из цивилизаций Древнего Востока. Его исследование началось еще во время наполеоновских походов, когда европейцев впервые поразили памятники этой древней культуры. Можно сказать, что открытие Древнего Египта явилось толчком для развития археологии и египетские захоронения до сих пор снабжают археологов материалами исследования. Особенности климата и погребальные традиции древних египтян позволяют нам подробно изучить предметный мир этой культуры. Кроме того, ученым удалось достаточно быстро расшифровать египетскую письменность, что позволило вникнуть в смысл истории.
Более поздней по происхождению, но так же вполне автономной является цивилизация Древнего Китая – ее возникновение относят к рубежу III и II тысячелетий до н. э. Главной особенностью цивилизации Древнего Китая является то, что его история фактически продолжается по сей день и современные китайцы являются ее непосредственными наследниками. Письменность, искусство, религиозные верования и учения сегодняшнего Китая во многом являются продолжением традиций, заложенных несколько тысячелетий назад.
Историю Китая принято делить на четыре больших периода:
1. Архаический Китай (неолитическая культура);
2. Древний Китай (период ранних государств);
3. Традиционный Китай ;
4. Современный Китай .
В рамках темы «Древний Восток» логично будет сосредоточить внимание преимущественно на втором этапе, который в свою очередь делится на следующие эпохи:
1. Шан-Инь – XVII – XI вв. до н. э.;
2. Чжоу – XI – III вв. до н. э.;
3. Цинь и Хань (ранние империи) – III до н. э. – III в. н. э.
Наименее изученная из всех цивилизаций Древнего Востока - Индская. Она известна лишь по остатком двух крупных городов Хараппы и Мохенджо-Даро. Судя по археологическим находкам, их жители поддерживали торговые связи с Месопотамией. Немногие сохранившиеся образцы письменности до сих пор не расшифрованы.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению культуры и искусства этих цивилизаций следует остановится на их наиболее общих признаках.
Вопросы и задания:
1. Назовите области формирования первых цивилизаций.
2. На какие основные периоды делится история Древнего Египта?
3. На каком принципе основана хронология китайской культуры?
4. Какая из восточных культур является наиболее изученной?
Всякая цивилизация в своем развитии последовательно проходит через пять основных этапов, или стадий - рождение, рост, перелом, разложение, гибель. Соответственно, каждая стадия характеризуется вполне определенной политической ситуацией в обществе.
Рождение (генезис) цивилизации вызывается факторами расы, природной среды или человеческого окружения. Расовый фактор есть проявление ярко выраженных психических или духовных качеств людей. Если рассматривать термин «раса» как цвет кожи, то, по подсчетам А. Тойнби, средиземноморская белая раса создала 10 цивилизаций, альпийская белая - 9, красная и нордическая белая - по 4, желтая - 3, коричневая - 2, полинезийская белая - 1, черная раса - ни одной. Если термин «раса» понимать как этнос, то арии (индоевропейцы) создали 9 цивилизаций, семиты и индейцы - по 4, китайцы и дравиды - по 2, японцы и корейцы - по одной.
Слишком хорошие природные условия поощряют возврат к природе и прекращение всякого роста; эту закономерность прекрасно иллюстрирует история тропических поясов Земли. В противоположность «бесплодная», «суровая» или «новая» земля стимулируют активность и творческое развитие. Слишком суровая природная среда (например, в арктическом поясе) заставляет тратить все силы на добычу питания и топлива; здесь не до интеллектуальных «упражнений».
Факторы человеческого окружения - это внешние удары (чем тяжелее удар, тем сильнее стимул), политическое, культурное или экономическое давление, ущемление прав (рабство, неравноправие, всякого рода дискриминация,) иммиграция (как правило, приезжие более активны, чем местные жители), демографическая ситуация и тому подобное. Действие рождает противодействие - именно в среде угнетенных множатся сторонники новой идеологии.
На стадии рождения распространяется учение нового пророка при одновременном разрушении старой религии. В обществе идет борьба между новаторами (футуризмом) и консерваторами (архаизмом). «Новатором» может оказаться определенная социальная группа, какой-то народ или отдельное государство региона, а консерваторами - все остальные. Обычное следствие - «холодные» или «горячие» войны в одном или нескольких государствах данной цивилизации.
Отличительная черта растущей цивилизации - ее единое социальное целое, в котором экономика, политика и культура объединены внутренней гармонией. Такая цивилизация привлекательна, интенсивно передает свои достижения соседям, что выражается в добровольном распространении идеологии, языка, моды, музыки, техники и т.п. Культурные границы растущей цивилизации воспринимаются как гостеприимно распахнутые двери -она не боится внешних влияний. Страны-носители растущей цивилизации объединяются друг с другом, образуются добровольные союзы государств. Войны, предпринимаемые ими, обычно вызваны необходимостью поддержки своих сторонников, составляющих большинство у соседей, или ведутся против другой, консервативной или агрессивной цивилизации. Географические границы цивилизации расширяются. Для государственного строя характерно непрямое (косвенное) управление территориями и народами. Увы, но географическая экспансия влечет последующее замедление роста духовного и экономического, а по мере роста экономической мощи идет потеря нравственной силы общества.
Стадия перелома характеризуется прекращением качественного развития. Общество испытывает какие-то серьезные идеологические, политические или хозяйственные проблемы, теряет внутреннюю силу культурного развития.
Немедленно начинается впитывание элементов чужой социальной системы, обозначается деление народа на футуристов и архаистов. Такой «вызов» требует принятия творческого решения, и от того - правильным или неправильным будет «ответ» творческого меньшинства - зависит дальнейшая судьба цивилизации, пойдет ли она снова в рост, или же надломится.
Признаками надлома является разделение культурных, экономических и политических элементов общества, утрата их гармоничной целостности. Именно в этот период создается «универсальное государство» (империя) -как попытка предотвратить падение в пропасть, взять социальный распад под контроль, чтобы установить и затем поддерживать всеобщее согласие. Правящее меньшинство, потерявшее свою былую привлекательность, обычно старается направить энергию народа на агрессивные войны Непрямое правление заменяется централизацией и администрированием, разрастаются охранные структуры, местные власти превращаются в инструмент обеспечения сбора налогов. Создание империи воспринимается подданными (инертным большинством) как прогресс и спасение от бед смутного времени, но в действительности есть свидетельство начало конца.
В дальнейшем «универсальное государство», считая себя «высшим достижением» цивилизации вообще, изо всех сил старается продолжить свое «вечное» существование. Таковы судьбы Римской и Византийской империй, Арабского халифата, Маньчжурской и Османской империй, империи Великих моголов, Священной Римской империи, «Третьего Рима».
В стадии разложения идет распад цивилизации. Энергия общества направляется в чисто экономическое развитие, на материальные проекты гигантского размаха, в то время как у людей рушатся моральные ориентиры, возникает чувство всесмешения в религии (синкретизм). Этот раскол в душах людей сопровождается либо отказом от местного стиля жизни и увлечением чужими и новыми идеологиями (футуризм, модернизм), либо ревностным соблюдением традиций (архаизм, традиционализм, фундаментализм). Раскол в социальной системе ведет к тому, что правящая элита, творческое меньшинство и пролетариат становятся враждебными друг другу и борьба с инакомыслящими делается «нормальным» явлением. Характерна эскалация внутренних войн - классовых, межнациональных, между центром и окраинами. Милитаризация общества достигает экономически возможного максимума. Военные границы распадающейся цивилизации превращаются в забор, наглухо перекрывающий входы и выходы. Распад идет ритмами: «спад - оживление», причем оживление обычно связано с заимствованием технических достижений у конкурирующей цивилизации.
Гибель цивилизации заключается не в гибели народа, а в смене религии и образа жизни. Например, жители языческой Римской империи сделались христианами, а жители зороастрийской Парфянской империи - мусульманами. Массовое культурное и религиозное отступничество византийских крестьян в XIV-XVI веках показало их полное отчуждение от православия, и сегодня потомки анатолийских греков и армян являются не только мусульманами в религии, но и турками по языку и самосознанию. Похожая участь постигла ацтеков и инков, ранее создавших свои независимые центрально - американскую и андскую цивилизации. В XX в. массовым религиозным и культурным отступничеством прославилось население Российской империи.
В начале третьего этапа, так же, как и в начале второго, наступает эпоха "тёмных веков". Пустеют города, утрачиваются культурные и технические достижения, образ жизни становится значительно более примитивным. Земли старых цивилизаций занимают варвары. Вместе с тем с новой эпохой приходит новое мировоззрение - эмоциональное .
Предпосылки нового мировоззрения появляются ещё в христианстве, однако долгие годы малочисленные последователи этой религии подвергаются преследованиям и гонениям и лишь в 4 в., незадолго до краха Римской империи, христианство получает признание и распространение. В христианстве задаётся новое, эмоциональное восприятие мира, отрицается неравенство и отвергается насилие, людям предписывается избавляться от грехов и любить ближних. Поведение людей начинает оцениваться прежде всего с позиции морали. С началом второго этапа христианство в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространяется и среди "варварских" народов.
В начальный период третьей эпохи философия оказывается тесно связана с религией или просто включена в неё. Её характер и рассматриваемые вопросы претерпевают значительные изменения. На смену представлениям о множестве сил, движущих развитие Вселенной и множестве путей приходит представление о том, что движитель один, и все ответы на вопросы о мире надо искать в единой концепции. Однако такая концепция не может быть создана рассуждением, использующим разум, главным источником истины является откровение. На человека возлагается задача установить связь своего сознания с единым началом (Богом) и искать таким образом ответы на насущные вопросы, получать подсказки о праведном поведении. На смену тезису о необходимости следовать предопределённому индивидуальному пути, долгу, приходят представления о свободе воли, которая специально даётся человеку, чтобы делать выбор между добром и злом. Утверждается тезис о необходимости подчинения сознания, воли моральным принципам, ориентации на единый образец совершенства.
В отличие от второй эпохи, в третьей религии друг с другом уживаются плохо. Даже отличия в течениях внутри одной религии приводят к серьёзным конфликтам и войнам. Это связано с тенденцией догматизации религий, задания единственных интерпретаций и образцов. Нетерпимость между представителями разных религий ещё больше.
Расслоение на уровне фундаментальных прав становится менее жёстким. Рабство исчезает. Вместо этого в обществе массово устанавливаются своеобразные отношения "покровительства", зависимостей крестьян от феодалов, мелких феодалов от крупных и т. п. Усиливается значение всяких иерархий, статусов, рангов. Важным в обществе людей с эмоциональным мировоззрением становится "имидж", репутация, тот образ, в котором его вопринимают. Его формированию, поддержанию и улучшению люди начинают уделять большое внимание, особенно представители высших слоёв общества.
В общественных процессах главным движителем становятся интересы, т. е. естественные в данной ситуации желания, потребности людей или групп. В отличие от второй эпохи, истинные интересы часто скрываются, достигаются не прямыми требованиями и силой, а торгом, хитростью, обманом, манипулированием. Теперь, даже планируя заведомо несправедливые, враждебные действия, люди пытаются их обелить, оправдать благими намерениями, своих же противников, напротив, пытаются очернить. Мощным оружием воздействия на общество становится пропаганда, которую успешно начинают применять ещё в средневековье. С появлением СМИ пропаганда становится ещё эффективнее, позволяя достигать впечатляющих успехов как во внутренней, так и во внешней политике.
Хотя в начальный период религия делает упор на духовное развитие, борьбу с пороками, самоограничение и порицает корыстолюбие, постепенно по-настоящему этим принципам остаются верны лишь монахи или отдельные отшельники. Для большей части общества главными ценностями становятся материальные блага, богатство и обеспечиваемые им комфорт, роскошь и статус в обществе. Даже сама церковь через какое-то время разлагается, начиная продавать за деньги "отпущение грехов". Отношения между людьми и их интересы в обществе всё больше связываются с желанием разбогатеть, с материальной выгодой. Даже великие географические открытия были начаты людьми, желавшими разбогатеть. Экономическая сфера в третью эпоху претерпевает значительное усложнение. Первоначально экономика была довольно проста - феодал собирал с крестьян оброк за пользование землёй и тратил полученные средства. Но уже в позднее средневековье основные денежные потоки переходят в руки купцов. Развивается торговля, появляются банки, биржи, векселя и прочие характерные для современной экономики инструменты управления капиталом. Уже с 12-13 вв. банкиры кредитуют крупных феодалов и королей, собирают церковную десятину и оплачивают ведение войн. А в 17 в. появляются акционерные общества и транснациональные корпорации (хотя некоторые считают прообразом ТНК орден тамплиеров, появившийся ещё в 12 в.). В настоящее время экономическая сфера является ключевой сферой общества.
Значительно меняется искусство, появляются новые его виды. Появляется значительно большее количество разных жанров и форм даже у видов искусства, характерного для античной эпохи. Более прямолинейное и шаблонное искусство уступает место более многообразному, тонкому и глубокому, связанному с передачей чувств и эмоций, с воздействием на эмоциональную сферу. В то же время как на создание произведений искусства, так и на их восприятие по-прежнему оказывают заметное влияние определённые шаблоны, образцы, оценочные стереотипы.
В третью эпоху получает заметное развитие наука и техника. Связано это, в основном, с двумя факторами. Во-первых, люди стремились к более глубокому восприятию вещей - если в античную эпоху философы считали достаточным дать общее поверхностное объяснение явлений природы, то теперь они стремились разложить явление на элементы и более пристально рассмотреть их сами по себе, дав ту или иную оценку. Во-вторых, развитие науки сильно стимулировал практический интерес. Так, ещё в средние века немало для развития химии сделали искатели "философского камня", а в капиталистическую эпоху интересы развития промышленности двинули науку далеко вперёд. Важнейшим нововведением стало появление в науке экспериментального метода проверки научных гипотез. Тем не менее, наука третьей эпохи (т. е. и современная в том числе) ещё не вполне научна, она представляет собой множество разрозненных теорий и гипотез, и доля бездоказательных, ошибочных и иррациональных элементов в ней весьма велика, при отсутствии у учёных адекватных представлений о критериях разумности их теории.
Сейчас мировая цивилизация находится в самом конце третьей эпохи. Поступательное развитие в рамках старой эмоциональной системы ценностей и эмоционального мировоззрения практически исчерпано, и наблюдаются все признаки упадка и разложения цивилизации. Человечество оказалось перед лицом многостороннего кризиса, ведущего к огромному числу проблем, разрешить которые старыми методами невозможно. Более того, мировая олигархическая "элита" не только не думает над разрешением проблем, но наоборот, специально их провоцирует. В обществе целенаправленно разрушаются традиционные устои и навязываются извращения, проводится политика, направленная на дальнейшее снижение рождаемости, на оболванивание населения, на стимулирование пороков, эгоизма, безответственного, неадекватного поведения. Намеренно во многих странах подогревается религиозный экстремизм, национализм, делается всё для внесения дестабилизации, для разжигания конфликтов. С другой стороны, те, кто нацелен на деструктивные действия, и сами уже чувствуют близкое наступление "их времени". Погромы, устраиваемые представителями этнических меньшинств в Европе и США, стали регулярными. Некоторые выходцы с Кавказа продвигают тезис о том, что Россия через 20-30 лет будет принадлежать им. Коренное же население многих цивилизованных стран стремительно вымирает и деградирует, безучастно наблюдая установившиеся тенденции. В течение ближайших десятков лет всю западную цивилизацию, вероятно, постигнет участь Западной Римской империи, но и другим странам не миновать кризиса. Кризис, связанный с мировоззренческим и общим системным упадком существующей модели цивилизации, соединится с кризисом экономическим, с исчерпанием ресурсов, как сырьевых, так и пищевых, с экологическим кризисом, с множеством конфликтов и локальных войн, порождённых массовыми миграциями, этническими и религиозными противоречиями, борьбой за ресурсы, с угрозами техногенного терроризма или техногенных катастроф, способных нанести огромный ущерб. В мире воцарится хаос, системы государственного управления, экономика, культура и наука окажутся в глубоком коллапсе, вся планета вступит в очередные "тёмные века". Предотвратить подобный сценарий может лишь форсированный переход к разумному мировоззрению и полное переустройство общества на новых принципах.