Патриотический подъем . Иностранное вторжение и связанное с ним «великое разорение» вызвали массовое желание народных масс с оружием в руках бороться за освобождение страны от интервентов. По свидетельству современников, в стране отмечался огромный патриотический подъем русского народа. Оскорбленные в своих патриотических и религиозных чувствах, измученные долгими годами анархии, предательством национальных интересов московской аристократией, простые люди жаждали восстановления утраченного государственного порядка. Многие были готовы на жертвы ради спасения Отечества.
Во главе истинных патриотов, еще не разуверившихся в спасении страны, встал патриарх Гермоген, по мнению современников, человек твердой воли и строгих нравственных правил. Вступив в конфликт с польскими властями в Москве, патриарх в декабре 1610 - январе 1611 г. рассылает по городам грамоты, призывая народ не присягать ни польскому королю, ни польскому отпрыску - сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия II, но прислать ратных людей для защиты Отечества и православной веры. Власти берут под стражу его резиденцию, а в середине марта вообще отправляют Гермогена в заключение в Чудов монастырь, где его заточили в каменный подвал и там морили голодом.
Первое народное ополчение. Однако призыв пастыря не прошел даром. Общее желание к изгнанию захватчиков оказалось сильнее прежних раздоров. Отряды народного ополчения, сформированные почти в двадцати городах, с конца зимы подтягиваются к столице. Там, несколько опережая события, 19 марта вспыхивает восстание москвичей против поляков. Тяжелые бои шли два дня, и только после поджога домов в Китай-городе (пожар выжег почти всю застройку) гарнизону удалось подавить выступление горожан. Именно это событие было обозначено как «конечное разорение Московского царства». Вскоре к Москве подступили отряды народного ополчения.
Примечательно, что летом 1611 г. в этих формированиях была создана временная высшая власть - законодательная, судебная, исполнительная. Она принадлежала «Собору всей рати» – органу, созданному по принципу Земского собора. Руководство текущим управлением лежало на трех лицах: воеводах Д.Т. Трубецком и И.М. Заруцком, думном дворянине П.П. Ляпунове. Они отдавали распоряжения через вновь созданные органы управления - приказы.
Собор всей рати принял так называемый «Приговор», регламентировавший сословные права служилых людей. В этом документе нашли отражение и корыстные интересы дворян, принявших участие в его разработке. В частности, предлагалось: отобрать поместные земли у тех, кто не служил в войске; отобрать излишки поместных земель, превышающих установленные оклады; дозволялось наделять поместными землями казаков, входивших в войско; оставлялись поместья вдовам и детям служилых людей, погибших в походах.
Однако вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Прокопий Ляпунов был зарублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое ополчение фактически распалось.
Между тем положение еще более осложнялось. После очередного штурма польских войск в июне пал Смоленск; шведские войска вошли в Новгород, а затем оккупировали новгородские земли, зафиксировав в договоре право шведского королевича на русский трон или на Новгородскую область.
Усиление кризиса власти . Страну раздирали противоречия, кризис центральной власти усиливался. В Московском Кремле в осаде сидела польская администрация, представляя власть королевича Владислава. Причем польский Сенат признал договор о воцарении Владислава необязательным для Речи Посполитой. Таким образом, русская столица оставалась фактически без царя. Второй центр власти перемещался вместе с королем Сигизмундом, захватившим братьев Шуйских. Под Москвой некоторое время сохранялось правительство первого ополчения, авторитет которого реально мало кто признавал на местах. В Новгороде Великом правила шведская администрация. К этому чрезмерному количеству центров с властными полномочиями следует добавить множество региональных властных центров вроде Пскова, Путивля, Казани, Арзамаса и т.д., которые практически не подчинялись никому. Именно в тот год собравшиеся в волостном кабаке мужики избирали своего «мужицкого царя». Ничего удивительного: двумя годами ранее на просторах страны казачьи отряды водили более десятка «царевичей», носивших столь экзотические для царской фамилии имена – Ерошка и Осиновик.
Таким образом, процесс территориального распада и политического разложения русского, некогда централизованного, государства достиг той черты, после которой возврат к единству общества и государства был весьма проблематичен. Московская элита, служившая ранее опорой самодержавия, без лидера с такой же, как у Ивана Грозного, харизмой, показала полную неспособность к объединению нации. Однако антигосударственные события в период Смуты расшатали в массовом сознании сакральные, религиозные основы царской власти. Убийства Федора Годунова, Лжедмитрия подрывали веру в непогрешимость и неподсудность монарха человеческому суду, усиливали правовой нигилизм, социальный кризис. Москва утратила свое значение политического центра. Кроме старой столицы появились новые – «воровские»: Путивль, Стародуб, Тушино, Смоленск, Новгород после захвата его шведами. Появление нескольких властных центров наносит еще один сильнейший удар по российской государственности, ставит под сомнение ее незыблемость. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «Семибоярщина». Авторитет царей рушился. Вчерашних коронованных монархов, которым присягали на верность, убивал восставший народ, возглавляемый самозванцами. Второе народное ополчение. На этом фоне осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде и Троице-Сергиевом монастыре возникает идея реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию с помощью второго народного ополчения. Начинается интенсивная агитация, обмен грамотами между городами, организуется сбор денег на новое ополчение. Под воздействием грамот Гермогена и старцев Троице-Сергиева монастыря сформировалась политическая платформа: не брать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины), не приглашать на русский престол любого зарубежного претендента. Первая цель - освобождение столицы с последующим созывом Земского собора для избрания нового царя.
Минин и Пожарский. Организатором второго народного ополчения стал нижегородский староста Козьма Минин , мелкий торговец мясом и рыбой, который обратился к горожанам с призывом собрать народное ополчение для освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Его патриотический призыв нашел горячий отклик у его земляков-нижегородцев, которые на сходе решили отдать на создание ополчения «третью деньгу», то есть третью часть личного имущества. По инициативе К.Минина создается «Совет всея земли», ставший временным правительством. Военным руководителем был приглашен стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. Ядро второго ополчения составили отряды добровольцев Среднего Поволжья, дворяне Смоленской земли, оставшиеся без имений и средств существования, служилые люди других городов и земель центра России.
В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода не на Москву, а на Ярославль. Этот шаг был сделан для того, чтобы сплотить ополчение, пополнить его новыми силами, укрепить организационно. Кроме того, именно в Ярославле намечалось место сбора военных сил народного ополчения из других российских городов. Несколько месяцев пребывания в Ярославле окончательно оформили организационное устройство второго ополчения.
Новый политический центр страны . В Ярославле по инициативе князя Д.М.Пожарского был сформирован Земский собор с целью привлечения в ополчение как можно больше сторонников. Высшая власть принадлежала Совету ополчения, в котором были представлены: белое духовенство, служилые дворяне, приборные люди, горожане, а также черносошные и дворцовые крестьяне - основные слои русского общества.
Опираясь на решения Собора, князь Д.М.Пожарский давал тарханные и жалованные грамоты монастырям и служилым людям. Земским собором высказывались идеи о новом самодержавии на Руси. Работа Земского собора, Совета второго народного ополчения указывало на то, что в Ярославле фактически возник еще один политический центр страны. Постепенно он набирал силу. В Ярославле были восстановлены центральные органы власти - основные приказы. В новый политический центр из Москвы, провинций стекались опытные приказные люди, дьяки и подьячие, умевшие поставить дело управления на добротную основу. Руководители ополчения всерьез занялись дипломатией. Несколько месяцев совместной работы доказали правильность действий руководства ополчения: опытный и удачливый воевода, человек твердых убеждений, Д.Пожарский возложил текущее управление на К.Минина, обеспечившего финансы и снабжение народного ополчения.
Освобождение столицы. Угроза прорыва армии во главе с литовским гетманом К. Ходкевичем к польскому гарнизону в Москве вынудила предводителей ополчения ускорить поход к столице. 22-24 августа 1612 г. войско Минина и Пожарского вступило в ожесточенное сражение с королевской армией под командованием гетмана Я.Ходкевича, спешившей на помощь осажденному гарнизону. В критический момент этого сражения на помощь Минину и Пожарскому подоспели отряды под предводительством Д.Т.Трубецкого, оставшиеся от первого ополчения. Благодаря совместным действиям сил двух народных ополчений попытка освободить польский гарнизон в Москве была сорвана. Гарнизон в Кремле остался без продовольствия, припасов и резервов. Его судьба была предрешена: 26 октября (4 ноября) 1612 г. интервенты капитулировали. Москва была освобождена. Попытка Сигизмунда небольшими силами переломить ход событий оказалась запоздавшей: короля остановили под Волоколамском. Узнав о сдаче гарнизона, он повернул в Польшу.
Смута начала XVII века привела к полному развалу центральных органов власти и управления, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати. Тяжелые последствия для законности и правопорядка имел массовый террор со стороны всех противоборствующих группировок. Смута и массовые неурожаи подорвали экономику России. Смута, кроме того, представляла определенную угрозу независимости России, ее суверенитету, территориальной целостности, православной религии. Все эти и другие факторы не способствовали международному авторитету нашей страны.
И все же так называемое «Смутное время» было не просто смутой, как утверждали позднее Романовы. Россия, уставшая от диктатуры Рюриковичей, тянулась к свободе. Курбский не был простым изменником, когда от диктатуры Грозного ушел вслед за многими славными боярами в Литву. Москвичи вовсе не под кнутом целовали крест польскому королю Сигизмунду. Русские люди не были легковерными простаками, когда с восторгом посадили на трон Григория Отрепьева. Лжедмитрий был встречен на ура, как человек из Польши, как возможный реформатор. Народ хотел реформ и перемен к лучшему. К сожалению, ожидания были обмануты. Поляки повели себя не как носители европейской цивилизации и свободы, а как колонизаторы и разбойники.
Борьба с иностранными захватчиками, католиками и протестантами привела к негативному восприятию всего того, что в последующем исходило с Запада. Россия на время была лишена возможности встать на путь реформ, усвоения достижений европейской культуры. Последствия Смуты надолго определили основное направление внешней политики России: возвращение утраченных земель, в первую очередь Смоленска, восстановление своих позиций в Восточной Европе. Смута упрочила идею самодержавия.
§ 73. Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы
К осени 1611 г. положение Московского государства стало отчаянным. Поляки занимали Москву и взяли Смоленск после двухлетней геройской защиты. Вместе со Смоленском перешли во власть короля и другие города по юго-западной границе. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари , захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, вся западная часть государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось. Казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало, и русские люди, не желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвою, были предоставлены самим себе. Города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы, теперь не знали, что делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное: оплакивая свое погибшее царство, они просили Бога, чтобы Он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему приходил конец.
В эти ужасные дни раздавались, однако, голоса мужественных представителей духовенства. Выдержав тяжелую осаду, Троицкий Сергиев монастырь поступил под руководство нового архимандрита Дионисия . Дионисий, которого наша церковь чтит преподобным, был человек исключительной доброты и благородства. Он необыкновенно развил благотворительную и патриотическую деятельность своего славного монастыря. Братия монастыря призревала больных и раненых, хоронила умерших, одевала и кормила бедных, собирая их отовсюду, где только могла найти. Для того, чтобы обеспечить безопасность в смутное время себе и своим призреваемым, монастырь должен был просить защиты и помощи у казачьих бояр Трубецкого и Заруцкого (с которыми особенно был дружен известный келарь монастыря Авраамий Палицын). В то же время власти монастыря считали своим долгом нравственно действовать на народ, побуждая его соединиться против врагов веры и государства, против короля и поляков.
Авраамий Палицын на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
В монастыре составлялись грамоты, призывавшие города идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, и выбить из столицы польский гарнизон. Монастырская братия не принимала во внимание, что русское войско под Москвою стало казачьим, воровским и враждовало с земщиной, разогнав из-под Москвы земских людей. Всех русских людей одинаково призывали монахи на подвиг за веру и отечество в своих отлично составленных, красноречивых грамотах. Посылая эти грамоты по всей земле, они думали всех примирить и снова объединить в одном патриотическом движении.
Но не так думал патриарх Гермоген , живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить Сигизмунду. Он видел, что созванное им ополчение проиграло свое дело и распалось от казачьего воровства. Он знал, что казаки, имея в своих таборах Марину Мнишек , задумали воцарить в Московском государстве сына ее Ивана, называемого «Воренком». Считая казачье воровство и самозванщину главным злом, патриарх всеми средствами, как только мог, учил русских людей не верить казакам и бороться с ними как с лютыми врагами. Когда к нему проникали его почитатели за благословением и поучением, Гермоген устно передавал им свою мысль о необходимости борьбы с казачеством. Когда было можно, он писал грамотки о том же в города. Сохранилась такая его грамотка, посланная к нижегородцам.
Итак, в дни общего уныния и растерянности духовенство подняло свой голос и громко звало к борьбе за родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступали в сношения между собою, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город послов для общего совета. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил. Почин взяли, наконец, нижегородцы. В главе их городской общины, как и везде, стояли земские старосты. Один из них, Козьма Минин Сухорук , отличался громадным умом и железной энергией. Под влиянием грамотки Гермогена он начал дело народного объединения тем, что предложил своим согражданам собрать казну и на нее устроить войско. Нижегородцы согласились и постановили приговор, по которому каждый домовладелец обязан был дать на ратных людей «третью деньгу», то есть одну треть своего годового дохода или же товара; были, сверх того, и добровольные пожертвования. Для сбора денег был всем миром избран тот же Козьма. Когда дело было налажено, тяглые люди оповестили нижегородского воеводу князя Звенигородского и соборного протопопа Савву Ефимьева о своем намерении устроить ополчение для очищения Москвы. Те собрали весь город, духовных, служилых и тяглых людей, в городской собор, прочитали Троицкую грамоту, которая тогда пришла в Нижний-Новгород, и объявили приговор тяглого нижегородского мира. Протопоп Савва и Минин говорили речи о необходимости идти на освобождение государства от внешних и внутренних врагов. Решили сбирать ополчение и выбрали в его начальники князя Дмитрия Михайловича Пожарского , который недалеко от Нижнего жил в своей вотчине и лечился от ран, полученных им при разорении Москвы. Затем начали из Нижнего посылать грамоты в ближайшие города, объявляя о своем ополчении и приглашая присоединиться к нему. В этих грамотах нижегородцы прямо говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков, и не дадут им делать никакого воровства.
К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода
Таково было начало Нижегородского ополчения . К ноябрю 1611 г. Пожарский уже приехал в Нижний и начал устраивать войска. По его желанию, Минин принял на себя заведование деньгами и хозяйством ополчения. В зиму 1611-1612 гг. к Нижнему присоединилось много городов (от Казани до Коломны), и у Пожарского собралось большое войско, с которым он мог выступить в поход. Так как подмосковные казаки враждебно отнеслись к земскому движению и сочли его за мятеж против своего правительства, то они послали свои отряды на север противодействовать нижегородцам. Вот почему весною 1612 г. Пожарский пошел не под Москву, а в Ярославль, главный город среднего Поволжья. Он желал прогнать казаков из северных областей и присоединить северные города к своему ополчению. Это ему удалось. Целое лето провел он в Ярославле, устраивая свои дела. В то время, как под Москвою его враги, поляки и казаки, взаимно стерегли друг друга и в непрерывной борьбе ослабляли свои силы, Пожарский окончательно устроил свое войско и собрал в Ярославле земский собор , которому и вверил управление всею землею и всем своим войском. В составе этого собора было духовенство с митрополитом Кириллом во главе. (Патриарх Гермоген уже скончался в начале 1612 г. под стражею в Москве, и Пожарский считал престарелого, жившего на покое, Кирилла как бы заместителем патриарха.) Участвовали в соборе и те немногие бояре, которые избежали московской осады и польского плена и приехали в Ярославль. На собор к Пожарскому были присланы из многих городов выборные люди от служилого и тяглого населения. Таким образом, состав собора был полон и правилен. Была мысль, не спеша под Москву, в Ярославле всею землею избрать и государя. Но обстоятельства заставили идти под Москву.
В июле 1612 г. Пожарский получил известие, что король Сигизмунд посылает гетмана Ходкевича с войском и провиантом на помощь своему московскому гарнизону. Нельзя было пропустить Ходкевича в Москву, потому что он надолго бы укрепил польскую власть в столице. Ярославское ополчение заторопилось к Москве. Казаки, бывшие в таборах под Москвою, относились к Пожарскому настолько враждебно, что даже подсылали к нему убийц, которые только случайно его не убили. Поэтому земское ополчение, подходя к Москве, очень остерегалось казаков и стало отдельно от казачьего лагеря. Казаки же, думая, что Пожарский пришел на них, испугались. Большая половина их с Заруцким и Мариною Мнишек убежала от Москвы и пошла к Астрахани, где Заруцкий задумал устроить особое казачье государство под покровительством Персидского шаха. Другая же половина казаков, с князем Трубецким во главе, пыталась вступить в переговоры с Пожарским. Эти переговоры еще не привели к миру и согласию, как пришел Ходкевич и напал на войско Пожарского. Шла жестокая битва, казаки вообще действовали вяло и в решительную минуту не думали помочь Пожарскому. Только тогда, когда Авраамий Палицын усовестил их, они опомнились, - и русские отбили гетмана. Ходкевич ушел обратно, не успев оказать польскому гарнизону в Кремле никакой помощи. Русские же рати помирились и дружно повели осаду. Трубецкой и Пожарский соединили свои «приказы» и своих дьяков в одно правительство и начали «всякие дела делать заодно», управляя вместе ратью и государством. Через два месяца, именно 22 октября 1612 г., русские взяли приступом Китай-город. Истощенные голодом и борьбою, поляки не могли долее сопротивляться: они дошли в осаде даже до людоедства. Вскоре после потери Китай-города польский начальник Струсь сдал Пожарскому и Кремль.
Народное ополчение 1612 года.В 1611 году Московское государство расползалось на лоскуты. Кто-то вслед за Москвой присягал польскому королевичу Владиславу, Новгород открыл ворота шведам, в Калуге царствовала Марина Мнишек, по стране рыскали польско-литовские банды и «воровские» казаки.
По всей Русской земле росло негодование против поляков и своих лихих людей. Патриотическое воодушевление русских людей в основе своей было религиозным. Освобождение Отечества начиналось с сокрушения о своих грехах, потому что выпавшие стране испытания представлялись заслуженной карой за грехи всего народа. Духовенство всеми силами поддерживало этот благочестивый настрой. Оно требовало от русских людей покаяния, многодневных постов (даже для грудных младенцев), стремилось ободрить свою паству молебнами о спасении Отечества и рассказами о чудесных видениях и грозных для врагов знамениях.
Осада Троице-Сергиева монастыря поляками продолжалась с сентября 1609
по январь 1611 года. (Картина Василия Верещагина)
Свет и на этот раз засиял с востока. Герои и богатыри на Руси, казалось, уже перевелись. Зато нашлись два честных человека, робко и даже как будто неохотно выступившие из безликой массы русских людей, - и лишь затем, чтобы после своего беспримерного подвига снова уйти в тень. Эти двое – русский мужик и русский служилый человек – явили редчайший пример бескорыстного служения отечеству. Поэтому не случайно их и только их изображением потомки решили украсить Красную площадь.
Арестованный поляками патриарх Гермоген ухитрялся, сидя в московской тюрьме, рассылать по стране грамоты с призывом к русским людям постоять за веру и отчество*.
*После его смерти в начале 1612 г. средоточие духовных сил народа переместилось в Троице-Сергиеву лавру, откуда архимандрит Дионисий рассылал по городам и весям грамоты с призывом освободить столицу и спасти веру и государство.
Патриарх Гермоген
В октябре 1611 года одна такая грамота дошла до Нижнего Новгорода. На собрании выборных людей, сошедшихся потолковать о бедствиях земли, со своего места поднялся земский староста и торговый человек Козьма Захарьич Минин-Сухорук. Нижегородцы знали его за деятельного и практичного человека, правда, не брезгавшего взятками, но в пределах разумного и без ущерба для общего дела. Словом, добросовестный староста в духе своего времени. А тут он завел речь о странных вещах: сказал, будто ему трижды явился преподобный Сергий Радонежский, призывая послужить родине. Стряпчий Иван Биркин отказался верить Минину: «Врешь, ничего ты не видел!» Но один взгляд, брошенный духовидцем в его сторону, заставил стряпчего выскочить за дверь. А Минин продолжал: «Православные, поможем Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим. Дело великое! Но Бог нам поможет».
На другой день жертвенный порыв охватил весь город. Люди отдавали последнее. Минина единодушно выбрали старшим начальным.
К.Маковский. Воззвание Минина к нижегородцам
Потом стали думать, кому ударить челом быть их воеводой и остановили выбор на князе Дмитрии Михайловиче Пожарском, который в это время залечивал раны в своей суздальской вотчине. Род Пожарского принадлежал к «захудалым» княжеским родам и первая половина его жизни прошла тихо и незаметно. При Годунове его фамилия значилась в списках доносчиков, во множестве расплодившихся вокруг Борисова трона. Зато Пожарского не видели ни в Тушине, ни рядом с поляками. А год назад он храбро сражался в рядах первого ополчения под началом Прокопия Ляпунова. Выдающимися воинскими талантами князь не блистал, но на его счету было несколько удачных стычек с воровскими шайками.
Князь Д.Пожарский на памятнике "Тысячелетие России"
Пожарский вначале отказался принять должность главного воеводы, ссылаясь на неспособность, но потом сдался на неотступные просьбы нижегородцев. Со своей стороны он предложил Минина в распорядители войсковой казной. Тот покряхтел, и тоже согласился. Дело он повел круто, железной рукой. Вся нижегородская земля была обложена пятой деньгой на нужды ополчения. Поблажки не давали ни боярам, ни церквям, ни монастырям. Неимущих насильно продавали в кабалу и взимали налог с их хозяев.
Призвание князя Пожарского. Литография Г.Щедровского
По другим городам Пожарский и Минин разослали грамоты, в которых говорилось: «Будем над польскими и литовскими людьми промышлять все, как один, сколько милосердый Бог помощи даст. О всяком земском деле учиним крепкий совет, а на государство не похотим ни польского короля, ни Маринки с сыном». На московский престол предлагалось выбрать всей землей, «кого нам Бог даст».
С этого времени Пожарский и Минин стали представлять единственную законную власть в Московском государстве.
Нижегородские грамоты читали повсюду на народных сходках и потом, следуя примеру нижегородцев, собирали деньги и рати и высылали под руку главного воеводы, князя Пожарского. Центром сбора ополчения стал Ярославль.
Осажденные в Москве поляки всю зиму терпели жестокий голод. В январе они писали гетману Яну Каролю Ходкевичу, который шёл к ним из Польши на помощь с подкреплением и большим обозом, что были бы рады сражаться и дальше, «если б им не изменяли силы и не замирал пульс». Между тем войско Ходкевича, по мере приближения к Москве, таяло на глазах, шляхта и солдаты дезертировали целыми эскадронами, возвращались в Польшу и вознаграждали себя за службу захватом королевских и частных имений.
Ян Кароль Ходкевич
Король Сигизмунд выехал в захваченный недавно Смоленск, но вместо войска привёз с собой только свою воинственную супругу Констанцию, огромное количество придворных и нескольких ксёндзов.
Весной 1612 года Пожарский возглавил огромную рать*, собравшуюся в Нижний из десятков русских городов. Из глубины разоренной страны неожиданно вышла народная силища, которой предстояло освободить Москву.
*Русские источники пишут о 100 000 человек, что, вероятно, является преувеличением.
В июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского двинулось от Нижнего к Москве. В каждом крупном городе ополченцы останавливались и подолгу молились в местном соборе или монастыре. 14 августа Пожарский был ещё в Троице, а предводитель казаков князь Трубецкой из Москвы настойчиво звал его поторопиться, так как Ходкевич уже приближался к столице.
Ополченцы успели к столице первыми. Князь Пожарский расположил войско вдоль Бегородской стены, сосредоточив основные силы у Арбатских ворот.
М.Скотти. Минин и Пожарский.
22 августа на западе показались клубы пыли: это приближалась армия гетмана. Под его хоругвями оставалось всего несколько тысяч человек. Однако поначалу полякам сопутствовал успех. Ходкевич беспрепятственно переправился через Москву-реку у Девичьего поля, отогнав казацкие отряды Трубецкого. В то же время обессиленный польский гарнизон сделал из Кремля удачную вылазку, загнав в реку часть войск Пожарского. Конница Ходкевича дошла уже до Тверских ворот, но здесь московские стрельцы, прячась за обгорелыми печами разрушенного Земляного города, стали так метко поражать поляков из ружей, что те поворотили коней, а польский гарнизон подался назад в Кремль.
Ходкевич расположился лагерем у Донского монастыря. На следующий день противники не возобновляли сражения. Но на рассвете 24 августа гетман предпринял новую попытку пробиться в Кремль через выжженное еще с прошлого года Замоскворечье. Польским гусарам пришлось спешиться и перетаскивать тяжёлые возы через рвы, одновременно расчищая себе путь. С боями они к Пятницкой улице. Однако здесь полуголые и плохо вооруженные казаки Трубецкого, словно слепни, облепили тяжеловооруженных поляков, в то время как Минин с тремя сотнями московских дворян ударил им в тыл и смял два эскадрона. В этом бою у него на глазах погиб его племянник.
К полудню поляков отогнали от центра города и захватили 400 телег с припасами. Кроме того, гусары потеряли почти всех лошадей: в седлах оставалось не более 400 всадников. Ходкевич отошел к Воробьевым горам, а оттуда, обнадежив осажденных скорой помощью, без боя ушел в Польшу.
Для запертых в Кремле и Китай-городе поляков наступили судные дни. Они еще бодрились и на предложение сдаться отвечали бранью и насмешками: видано ли дело, чтобы благородные шляхтичи сдавались скопищу голытьбы и мужиков! Называя русский народ наиподлейшим в свете, их благородия между тем выкапывали из земли полусгнившие трупы и пожирали их. Обезумевшие от голода, они в горячечном бреду бросались друг на друга с саблями, видя в товарищах лишь плоть, годную для употребления в пищу. Никогда – ни до, ни после – древняя русская твердыня не видала более диких и ужасных сцен. «Я многих видел таких, - рассказывает участник осады пан Будило, - которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».
Когда в конце октября ополченцы захватили Китай-город, из взорам предстало омерзительное зрелище – множество котлов, наполненных человеческим мясом. Уцелевшие поляки ушли в Кремль, где просидели еще четверо суток и сдались, предварительно выговорив себе пощаду*. Людоедов разослали по дальним городам и заточили в тюрьмы.
*Правда, казаки нарушили крестное целование и многих поляков перебили. Те же, кто сдался войскам Пожарского, уцелели все до единого.
Лисснер Э. Изгнание польских интервентов из Кремля (фрагмент)
Особую роль в освобождении Москвы от поляков наши предки отводили Казанской иконе Божией Матери. В 1612 году список с этого чудотворного образа был послан из Казани князю Пожарскому, и через несколько дней поляки в Кремле сдались. В честь этого события было установлено празднование иконы Казанской Богоматери – 4 ноября, то есть в день избавления Москвы от польской оккупации. Князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади храм Казанской иконы Божией Матери, где и была помещена чудотворная икона.
А весной следующего 1613 года выборные люди от всей Русской земли избрали на царство Михаила Федоровича Романова. Смута в Московском государстве закончилась.
Прокопий Ляпунов – мелкий рязанский дворянин, сыгравший большую роль в сборе первого ополчения. Он являлся его главным организатором и руководителем.
Впервые братья Ляпуновы упоминаются в 1606 году. После свержения Лжедмитрия I 17 мая 1606 года боярами на престол был возведен Василий Иванович Шуйский. Сразу после этого во многих городах начались мятежи против нового Царя. В Рязани бунт подняли братья Ляпуновы (Прокопий и Захар). Далее они примкнули к войскам Болотникова, который с октября 1606 года держал в осаде Москву, однако, быстро поняв с кем имеют дело, ушли от него и присягнули Шуйскому.
Первое ополчение. В декабре 1610 года одним из своих приближенных был убит Лжедмитрий II, появилась возможность объединить всех русских людей для отпора полякам.
Патриарх Гермоген начал рассылать грамоты по городам. Он разрешал русских от присяги Владиславу и призывал всех идти к Москве «и помереть за Православную веру». За это он был переведен поляками в Кремль под строгий надзор.
Прокопий Ляпунов с января 1611 года начал писать по всем русским городам с призывом к ополчению; к своим письмам прилагал он патриаршие грамоты. Первыми откликнулись и встали против поляков Нижний Новгород и Ярославль.
Ляпунов вошел в переговоры и с предводителями войск убитого Вора князем Д. Трубецким, а также с казачьими атаманами Просовецким и Заруцким. Он понимал, что эта сила не останется в стороне от событий, и спешил перетянуть ее на свою сторону.
В феврале 1611 г. ополчение двинулось к Москве. Возглавил его «Совет всей земли». Главную роль в ополчении играли казаки под руководством атамана И. Заруцкого и князя Д. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. Ляпуновым. Ополчению удалось овладеть Белым городом (территория внутри нынешнего Бульварного кольца), но поляки удержали Китай-город и Кремль.
Осада затянулась. В лагере осаждающих росли противоречия между дворянами и казаками. Принятый 30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова «Приговор всей земли» запретил назначать казаков на должности в системе управления и потребовал вернуть владельцам беглых крестьян и холопов. Это вызвало возмущение казаков. Ляпунов был убит и это оказалось великой бедой, так как он умел объединять земское ополчение с казаками и ворами. С его смертью начались раздоры. Большинство дворян разъехалось, боясь казачьих бесчинств. Осаждать поляков остались только казаки и бывшее воровское воинство.
3 июня 1611 г. пал Смоленск. Сигизмунд объявил, что не Владислав, а он сам станет русским царем. Это означало, что Россия будет включена в Речь Посполитую. В июле шведы захватили Новгород и прилегающие земли.
Второе ополчение. Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты Кузьмы Минина началось формирование Второго ополчения. Главную роль в нем играли посадские люди. Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский возглавили новый Совет всей земли. Патриотический порыв, готовность к самопожертвованию охватили массы. Средства для вооружения ополчения были добыты благодаря добровольным пожертвованиям населения и обязательному обложению на пятую часть имущества. Центром формирования нового ополчения стал Ярославль.
В августе 1612 г. Второе ополчение объединилось с остатками Первого ополчения, все еще осаждавшими Москву. В конце августа русские не позволили прорваться в Москву польскому гетману Ходкевичу, который шел на помощь гарнизону с большим обозом. В конце октября Москва была освобождена.
Земской Собор 1613 г. Поляков выгнали и руководство ополчением сразу рассылает по городам грамоты с требованием прибыть в Москву на Собор. И он собирается в Москве в начале 1613 года. Это был самый представительный и многочисленный Собор, из всех которые собирались в XVI-XVII веках.
Главный вопрос был об избрании государя. В результате острых споров всех устроила кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Во-первых, он не успел еще себя ничем запятнать. Во-вторых, на него неоднократно указывал еще патриарх Гермоген. В-третьих, он ближайший родственник Ивана Грозного по линии первой жены (царица Анастасия была Романова). В-четвертых, его отец, митрополит Ростовский Филарет, первый и единственный кандидат на патриарший престол. В-пятых, благодаря тушинскому патриаршеству Филарета, Романовы пользовались популярностью среди казачества. И давление казачества оказалось решающим. Но когда делегация собора поехала в Кострому, то мать Михаила, инокиня Марфа, отказывается напутствовать сына на царство. Ее можно понять, она знала как в Москве поступают с царями. Но ее уговорили.
В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.
Молодой и предприимчивый нижегородец
Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники. Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов. В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.
Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.
Призыв земского старосты
Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.
Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.
Жёсткие требования войны
Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.
Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества. В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.
Формирование ополчения и начало боевых действий
Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль. Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы. Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.
Осада Кремля
Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных. Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков. У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.
У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.
Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль
Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники - бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.
Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.
Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.
Царская милость
В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович. Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии - в знак благодарности за его патриотические деяния - пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему. Теперь создатель ополчения имел право заседать в возглавлять приказы или быть воеводой.
С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.
Смерть и загадка, связанная с останками героя
Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.
В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.
Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.
Благодарность потомков
После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.