Поискала в интернете, объединила несколько существующих списков, дополнила двумя словарями, в том числе Далем, кое-что перевела с английского. Смесь получилась гремучая, и "салонных" терминов, и "народных", но ведь магово-гуляфный
ничуть не хуже орельдурсового
. :)
Авантюрин
– багровый, тёмно-красный.
Аврора
– устрично-розовый.
Аделаида
– красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
Адрианопольский
- ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня
– лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Встречается в модных журналах с конца 1820-х.
Алебастровый
- бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый
- цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый
- темно-вишневый.
Акажу
- цвет "красного дерева", от франц. аcajou
.
Амарантовый
- цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый
- цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
Арлекин, арлекиновый
- разноцветный, пёстрый (в начале XIX века так называлась ткань из разноцветных треугольников)
Аполлон
– ярко-золотой.
Бабета
Багдад
– розоватый, цвета кирпичной пыли.
Бакановый (баканный)
- от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор
(багр, багрец, багрецовый) - густо-красный с синеватым оттенком)
Базарного огня
- определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский
- один из оттенков красной гаммы (от "баркан" - плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый
- густой коричневый, бурый (от "бистр" - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы
– оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый
- по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный
- нежный серовато-зеленый.
Бискр
- цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо
- коричневый с красный отливом.
Бисной
- седой, серебристый.
Бистровый
- цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый
, или планшевый (от фр. blanc
– белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Блез
- зелёный с белым отливом. ("Московский телеграф", т. 30).
Блё-д-амур
- голубовато-серый (от фр. bleu d’amour
, встречается у Тургенева в "Записках охотника").
Блё-раймондовый
– оттенок синего цвета (от фра. bleu
"синий" + имя Raymond).
Блокитный
– сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Блондовый
- то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отличвом, по названию кружев "блонд".
Болкатый
- черный, темный.
Бордоского вина
- красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера»
, или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой
- ярко-голубой.
Бронзовая броня
- зелёный цвет с фиолетовым отливом ("Московский телеграф", т. 30).
Броный
- бело-серый.
Брусничный
– когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный
- красный, багряный, цвета брусники.
Брюхо жирафа
- сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком.
Брэнсолитеровый
- оттенок коричневого.
Буланый
- серо-бежевый.
Бурнастый
- то же, что бурый.
Бусый
– темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый
– синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Везувий
- оттенок оранжевого ("Это ничто иное, как оранжевый цвет, впадающий в пунсовый", "Модный магазин", январь 1862 г.).
Веселая вдова
- оттенок розового.
Вердепешевый
– желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый
– светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри
- зелено-серый, от франц. vert-de-gris
.
Вердрагоновый
- оттенок тёмно-зелёного, от франц. vert dragon
.
Вермильон
- ярко-красный, цвета алой киновари, от фр. vermillion
.
Винный
– желтовато-красный.
Влюбленной жабы
– зеленовато-серый.
Волосы королевы
- "Надо признаться, что королева эта имела странный цвет волос, потому что cheveux de la reine ничто иное светлый гавана, т.е. серый с коричневым отливом или в роде того. Как бы то ни было, только цвет этот нравится и его употребляют, с большим успехом, для шляп и платьев" ("Модный магазин", 1862)
Вороний глаз
– черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный
– цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Выдровый
– грязновато-зелёный.
Гавана
– серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити
– или розовый, или ярко-синий. "Последний цвет есть яркий розовый и называется вероятно потому гаитянским, что в Гаити бывает большая жара" ("Московский телеграф", 1826 г.)
Гарибальди
– тёмный оранжевый, переходящий в лососёво-розовый.
Гвоздичный
– серый.
Гелиотроповый
- цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый
- цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Гиенова кожа
- оттенок черного.
Голова негра
– с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубая Элодия
- оттенок голубого, по цвету платья героини романа "отшельник" виконта д"Арленкура.
Голубиной шейки
- оттенок серого.
Гороховый
– серый или грязно-желтый.
Гортензия
– нежно-розовый.
Гри-де-лень
- розовато-серый (от фр. gris de lin, встречается у Тургенева в "Записках охотника").
Гридеперливый
– жемчужный оттенок серого.
Гриздолиновый
– серый в полоску, от фр. gris d"un ligne
Грозелевый
– красно-черный, смородиновый.
Гулинный
- фиолетовый. По другим источникам - вариант слова "ангулинный", т.е. темный, черный.
Гуляфный
- красный, цвета спелых ягод шиповника или красной розы. Но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа)
– желто-зеленый с коричневым отливом.
Далия
- возможно, темно-красный.
Двуличневый
– с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Девонширский коричневый
– светло-жёлтый
Дети Эдуарда
– оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто
- желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький
– светло-серый.
Драконьей зелени
- очень темный зелёный.
Дроковый
- желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный
- устаревшая форма слова «дымчатый».
Египетский коричневый
– цвета мускатного ореха.
Жандарм
– оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий
- оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный
- примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе
Жженого хлеба
– сложный оттенок коричневого.
Жиразол
- молочный с радужным отливом, жиразол -
старое название благородного опала.
Жирафовый
– желто-коричневый.
Жирафового брюха
– желто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком.
Жонкилевый
– цвет нарцисса, золотисто-желтый или холодный желтый.
Зекрый
– темный, светло-синий, сизый.
Зеленый Карла X
- оттенок зеленого.
Зетинный
- оливковый.
Змеиная кожа
- оттенок зеленого.
Инкарнатный
- цвет сырой говядины, от лат. сarneus
, мясной.
Испуганной мыши
– нежно-серый цвет.
Иудина дерева
– ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа
- цвет шоколада, красно-коричневый, ближе к коричневому.
Камелопардовый
– желтовато-коричневый.
Капуциновый
– цвет монашеской рясы, темно-коричневый с золотистым оттенком.
Кардинал на соломе
- сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Кармазинный, кармезинный
- насыщенно-красный, от франц. cramoisi
, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Кармелитовый
- светло-коричневый, как одеяния монахинь-кармелиток.
Карминный
, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый
– чистый оттенок коричневого.
Касторовый
- темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный
- красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый
- белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ
– рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Клеопатра
– пурпурный.
Колумбиновый
- сизый, бледный серо-голубой, от фр. colombin
, «голубь».
Конго
– начищенного медистого золота.
Коричный
- то же, что коричневый.
Королевский голубой
- калька с фр. ble de roi
, ярко-голубой.
Кошенилевый
- ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый
- ярко-красный, от нем. Krapplack
, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый
- цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный
- пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый
– синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза
– светло-красный или насыщенно красно-оранжевый.
Лабрадоровый
- цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер
- желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду в середине XIX столетия.
Лавендэловый
- сине-лиловый, как цветок лаванды.
Лани
(от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов
Лилейный
- нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма
- тёмно-серый.
Лондонской грязи
– тёмно-коричневый.
Лорд Байрон
– темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный
- грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке
– светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный
– красно-розовый.
Маджента
– ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук
– цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго
– поначалу коричневый с вкраплениями белого, затем черный с вкраплениями серого, затем серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер
- светло-серый. Появился во второй половине XIX века.
Марин, марина
- цвет светлой морской волны, от франц. marine
, морской.
Мария Луиза
– голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала).
Маркизы Помпадур
– оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака
– темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий
(он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Мексиканский
– голубо-стальной.
Мов
- розовато-лиловый, светло-сиреневый.
Мордоре
, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от фр. more d"ore
, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в первой половине XIX века.
Московского пожара
– похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый
– травянисто-зеленый.
Муругий
- рыже-коричневый, цвет опавшей гниющей листвы.
Мусорный
– грязно-серый.
Накаратовый, накаратный
– оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat
.
Наваринского пламени с дымом
(или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Наваринский голубой
- оттенок ярко-голубого ("Московский телегаф", 1828 г.)
Небо в Индии
- сине-голубой.
Нефритовый
- насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Нанковый
- грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани.
Нильской воды
- оттенок зеленого. Встречается у Золя.
Облакотный
– цвета облака.
Оброщеный
- багряный.
Орлецовый
- красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый
- молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Ордена подвязки
– оттенок голубого, "будет самый модный нынешнею зимою" (Библиотека для чтения", т. 19, 1836 г.)
Орельдурсовый
– темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Орлеановый
– темно-оранжевый.
Орлецовый
– вишнево-розовый, цвета орлеца, красного родонита.
Осиновый
- зеленый с сероватым оттенком.
Офелия
- розовато-лиловый.
Офитовый
- цвета офита, зеленоватого мрамора.
Охотничьей куртки
- серый с жемчужным отливом.
Павлиний
- синевато-лиловый.
Палевый
– розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Пансо
- темно-красный, от фр. ponceau
.
Парижская синь
- ярко-синий.
Парижский голубой
- cветло-голубой.
Парижской грязи
– грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы
– оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление
– темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый
- темный, бурый.
Перванш
- бледно-голубой с сиреневым оттенком, от фр. pervenche
, "цветок барвинка".
Перенковый
- персиковый, розовый.
Перидотовый
- салатовый.
Перловый
- жемчужно-серый, от фр. perle
, перл, жемчуг.
Плавый
– светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Померанцевый
- апельсиновый с розовым.
Помпейский
- пунцовый.
Попугайный
- зеленый с синеватым оттенком.
Порфирный, порфировый
- пурпурный.
Последний вздох жако
– желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Потупленные глазки
– возможно, оттенок розового.
Празеленый
– иссиня-зеленоватый.
Праземный
- цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прапруд
- красный цвет торжественного царского одеяния.
Прюнелевый
– оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Прюн-моисье
– цвет мякоти сливы, от фр. "prune moitite", половинка сливы.
Пукетовый
- (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый
- ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый
– бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Райской птицы
– соломенно-желтый. "В театре, дамы, которые одеваются хорошо, бывают в гроденаплевых платьях, цвета желтого - райской птички" ("Московский телеграф", 1826 г.)
Ранжевый
- то же, что оранжевый.
Резвая пастушка
- оттенок розового.
Рвота императрицы
- оттенок коричневого.
Редрый
- бурый, рыжий, красноватый.
Розмариновый
– сиренево-лиловый.
Розовый пепел
– нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Русской кожи
- "не что иное, как неисчерпаемый гавана, в другом оттенке" ("Модный магазин", 1862).
Рюи Блаз
- красно-желтый, "в роде красной меди или красно-желтаго, по просторечию - кастрюльный".
Савоярский
– цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Саксонский зеленый
– цвет зеленого мейссенского фарфора.
Саксонский синий
– цвет синего мейссенского фарфора.
Санкирный
– светло-телесный (санкирь - краска, использовавшаяся художниками при изображении лица или открытого участка тела).
Сардий
– густо-красный.
Семги
– оттенок розового.
Селадоновый
– серовато-зеленый.
Серизовый, сризовый
– вишневый, (от фр. cerise
вишня).
Серпентиновый
– темный красно-коричневый с зеленым оттенком.
Сизый
– цвет голубя.
Силковый
– голубой, васильковый.
Сине-алый
– темно-фиолетовый.
Синетный
– церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый
– с синим отливом.
Скарлатный
- ярко-красный, от англ. scarlet
.
Смурый
– коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый
– серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино
– ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859.
Сомо
– розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Спартак
- оранжево-красный.
Старой розы
- грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый
- ярко-красный.
Сюрприз дофина
. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго
– оранжевый с коричневым оттенком, по другим источникам - оранжевый с красным оттенком. Впервые упоминается в тексте музыкального спектакля "Креольское правосудие", 1897 г. По другим данным, получил название в честь цвета платья, в котором в начале XX в. танго исполнялось на эстрадной сцене.
Таусинный
– синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный
, тагашовый
.
Терракотовый
- коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Трокадеро
- оттенок желтого.
Тукановый
- оттенок оранжевого, вошедший в моду в конце 1820-х, "Названный по имени тукана, бразильской птицы, у которой шея оранжевого оттенка" ("Московский телеграф", т. 30).
Турмалиновый
- темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
уста любви
- ярко-розовый.
Фернамбук
- изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый
- грязновато-зеленый.
Флорентийский
– жёлтый с бронзовым отливом.
Фрез, фрезовый
– цвет земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise
, земляника.
Фрейшюц
- оттенок красного, цвет шляпы героя оперы Вебера "вольный стрелок".
Фуксии
- насыщенный розовый.
Цианинный
- оттенок зелёного.
Цинковый
- цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый
– смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной
- искрасна-рыжий.
Чесучовый
- цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Чижиковый
- оттенок жёлтого ("модный цвет лощёных перчаток - чижиковый", "Московский телеграф", т. 30, 1829 г.).
Шампань
- прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамб, шамовый
- светлый рыже-коричневый, от фр. chameau
, "верблюд".
Шамуа
- светлый рыже-коричневый, светло-желтый, цвет замши, от фр. chamois
, "замша".
Шанжан
- цвет с переливающимися оттенками
Шарлах
– ярко-красный, от названия краски.
Шартрез
- жёлто-зелёный.
Шмальтовый
– голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Эвелиновый
- голубой.
Экрю
- цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик
- яркий голубой, синий с сероватым отливом.
Электрон
- ярко-голубой с прозеленью.
Эстерхази
– серебристо-серый.
Юбагрый (убагрый)
- багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый
- желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Японской розы
– цвета раздавленной клубники.
Яхонтовый
– красный, фиолетовый или темно-голубой.
Джером имеет одновременные претензии как самый маленький объединенный муниципалитет в Аризоне и самый большой город-призрак в Америке. Рабочие выливались, чтобы спуститься по шахтам шахты города и ежемесячно извлекать целых 3 миллиона фунтов меди. Огромное количество салонов и борделей, которые выросли, чтобы угодить шахтерам в нерабочее время, заставили Нью-Йоркское Солнце окупить Джерома в Сегодня, маленькое население Джерома художников, лавочников и работников гостеприимства приносит призракам своего прошлого жизнь для туристов.
К счастью, у них был кузен в государственном собрании. Город никогда не собирал налоги, предоставлял полицейские силы или предлагал услуги водоснабжения или канализации. Но он принял местное постановление, которое сделало законным снимать бродячих собак. Русо был основан в начале 20 века протестантами из Украины, которые хотели избежать влияния Русской православной церкви. Многие заняли усадьбы для фермерства и ранчо в Северной Дакоте.
Хм-хм.. А ведь можно было бы предположить, что цвет "мордоре" - черный. :)
Для женщин
Аделаида
– красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
Адского пламени, адского огня
– лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый
- бледно-желтый с матовым оттенком.
Бедра испуганной нимфы
– оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".
Бисмарк-фуриозо
- коричневый с красный отливом.
Бланжевый
, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Блокитный
– сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Бордоского вина
- красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера»
, или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой
- ярко-голубой.
Брусничный
– когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный
- красный, багряный, цвета брусники (арханг.)
Буланый
- серо-бежевый.
Бусый
– темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый
– синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Вердепешевый
– желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Веселая вдова
- оттенок розового.
Винный
– желтовато-красный.
Влюбленной жабы
– зеленовато-серый.
Вороний глаз
– черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный
– цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана
– серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити
– или розовый, или ярко-синий.
Гелиотроповый
- цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета.
Гиацинтовый
- цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра
– с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки
- оттенок серого.
Гороховый
– серый или грязно-желтый.
Гортензия
– нежно-розовый.
Гридеперливый
– жемчужный оттенок серого.
Гуляфный
- красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа)
– желто-зеленый с коричневым отливом.
Дети Эдуарда
– оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Дикий
– серый.
Драконьей зелени
- очень темный зелёный.
Жандарм
– оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жженого кофе
Жженого хлеба
– сложный оттенок коричневого.
Жирафовый
– желто-коричневый.
Жонкилевый
– цвет нарцисса.
Зекрый
– темный, светло-синий, сизый.
Испуганной мыши
– нежно-серый цвет.
Иудина дерева
– ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Камелопардовый
– желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе
- сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Карминный
, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый
– чистый оттенок коричневого.
КашУ
– рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Кошенилевый
- ярко-красный, слегка малиновый.
Кубовый
– синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза
– светло-красный.
Лабрадоровый
- цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер
- желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани
(от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов
Лондонского дыма
- тёмно-серый.
Лорд Байрон
– темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лягушки в обмороке
– светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный
– красно-розовый.
Маджента
– ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук
– цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго
– серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер
- светло-серый.
Маркизы Помпадур
– оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака
– темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий
(он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Мов
- розовато-лиловый.
Мордоре
, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара
– похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый
– травянисто-зеленый.
Накаратовый
– оттенок красного, "жаркий".
Наваринского пламени с дымом
(или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый
- насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный
– цвета облака.
Оброщеный
- багряный.
Опаловый
- молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый
– темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый
- зеленый с сероватым оттенком.
Павлиний
- синевато-лиловый.
Палевый
– розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь
- ярко-синий.
Парижский голубой
- cветло-голубой.
Парижской грязи
– грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы
– оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление
– темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Перванш
- бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Померанцевый
- апельсиновый с розовым.
Порфирный
- пурпурный.
Последний вздох жако
– желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый
– светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый
– иссиня-зеленоватый.
Прюнелевый
– оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пунцовый
- ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый
– бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Резвая пастушка
- оттенок розового.
Рвота императрицы
- оттенок коричневого.
Редрый
- бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел
– нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский
– цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги
– оттенок розового.
Селадоновый
– серовато-зеленый.
Сизый
– цвет голубя, после просто синий.
Силковый
– голубой, васильковый.
Сине-алый
– темно-фиолетовый.
Синетный
– церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый
– с синим отливом.
Смурый
– коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый
– серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино
– ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо
– розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Старой розы
- грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый
- ярко-красный.
Сюрприз дофина
. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго
– оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный
– синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный
, тагашовый
.
Терракотовый
- коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Фисташковый
- грязновато-зеленый.
Фрез
– цвет раздавленной земляники. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком.
Фуксии
- насыщенный розовый.
Цинковый
- цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый
– смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной
- искрасна-рыжий.
Шарлах
– ярко-красный, от названия краски.
Шартрез
- жёлто-зелёный.
Шмальтовый
– голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю
- цвета слоновой кости.
Электрик
- цвет морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон
- ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый)
- багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый
- желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый
– красный, фиолетовый или темно-голубой.
Ренде, город быстро завоевал известность как место, где чернокожие могли получить работу в качестве угольных шахтеров. Ренд нанял черно-белых рабочих в большом количестве, несмотря на жестокие угрозы со стороны белых шахтеров в соседних городах. Рендвилл произвел первый чернокожий мужчина и женщина, чтобы служить мэрами в Огайо-Исаии Таппинс и Софией Митчелл - вместе с первым чернокожим женщиной-покойником в стране Робертой Престон. Джордж Кэмпбелл на протяжении многих лет позволял бойскаутам и церковным группам на своем ранчо.
Поэтому он подал заявку на включение нового города и назвал его после своей дочери Лотси. Раньше были два знака, указывающие на город с шоссе, но вандалы украли один из них, и графство спустило другого вниз, рассуждая о том, что они не могут направлять водителей в место без каких-либо служб. Саулсбери славился своим ценным песком.