В первую очередь записываются необходимые формальные данные.
Графа данные о ходе речевого развития обычно заполняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало развитие речи ребенка с раннего детства до поступления в группу: когда появились первые слова, фразы, какие наблюдались затруднении и т. д. Отмечается, обращалась ли раньше мать к логопедической помощи, если да, то сколько времени проводились занятия, с каким результатом. В этой же графе отмечаются особенности речевой среды (многоязычие, длительное пребывание ребенка в ясельных и дошкольных учреждениях закрытого типа и т. п,), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному развитию речи (болезни, травмы и т. п.).
Графа слух. Несмотря на то, что отборочные комиссии не должны пропускать в речевые группы детей со сниженным слухом, имеют место ошибки, особенно если снижение слуха незначительное. Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух, считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии б-7 м от ушной раковины (ребенок при этом ставится спиной к лицу, проводящему обследование). Возможность слышать речь разговорной громкости не дальше чем на расстоянии от 6 до 8 м от ушной раковины и шепотную речь па расстоянии от 3 до 6 м указывает на легкую степень снижения слуха. Если ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, а шепот на расстоянии 1-3 м, - речь идет об умеренной степени снижения слуха. При значительной степени снижения слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 2 до 4 метров, а шепот на расстоянии 1 м. При тяжелом снижении слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 0 до 2 м, а шепот от 0 до 0,5 м. Детей со сниженным слухом следует направлять в детские сады для детей с нарушением слуха.
Графа общее развитие заполняется на основании обследования и наблюдения за ребенком во время занятий. Дети со сниженным интеллектом не подлежат приему в группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Однако среди интеллектуально полноценных детей могут быть дети с различным уровнем развития. Нередко дети с фонематическим недоразвитием, стесняясь своего дефекта, становятся молчаливыми, замкнутыми; во время занятий (имеются в виду занятия в детском саду) они стараются не отвечать на вопросы, не принимать участие в общей работе. Не удивительно, что их развитие несколько задерживается. Задача логопеда заключается в том, чтобы выявить таких детей и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Обследование начинается с беседы.
Вначале задаются вопросы, на которые легко ответить: «Как тебя зовут? Кто тебя к нам привез? Есть ли у тебя брат? Какие у тебя есть игрушки?». Используя картинки, логопед задает ряд вопросов, ответы на которые покажут, как ребенок ориентируется в окружающем. Так, например, показав ребенку картинку, на которой изображена зима и зимние забавы детей, можно задать такие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?» Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: «А на чем еще можно ездить?» Путем наводящих вопросов следует постараться добиться наиболее полного ответа.
Кроме беседы, можно использовать следующие приемы.
Определение последовательности действия. Используются картинки (4-5 штук) с изображением развивающегося в определенной последовательности сюжета, например; мальчик и девочка покупают шар; шар улетел и запутался в ветках дерева; взрослый достает шар, взрослый отдает шар детям.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки (картинки предварительно перемешиваются) и разложить их в нужной последовательности. Затем ребенок составляет рассказ.
Счет. Ребенку 6-7 лет обычно доступны пересчет предметов в пределах 10, правильное соотнесение названия с количеством в пределах 5-6, решение (в этом же пределе) простейших арифметических задач.
Можно задать и такие вопросы: «Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько пальцев на руке? Сколько ног у курицы? А у собаки? Сколько колес у легковой машины? А у велосипеда?».
С помощью предметных картинок выясняется, может ли ребенок объединять предметы в определенные группы (животные, овощи, посуда, транспорт, мебель и т. а). Для этого ему дают ряд картинок (все картинки перемешиваются) и предлагают разложить их по группам. (Что к чему подходит?) В случае затруднения логопед показывает, так это делается. В большинстве случаев ребенку 5-7 лет такое задание доступно. Если после объяснения и показа ребенок все же не справляется с заданием, то задача облегчается - ему предлагается разложить картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к 2-3 наиболее различающимся группам (например, овощи, животные, мебель).
Можно дать сложить кубики или разрезанные на 6-8 частей предметные или сюжетные рисунки. Это задание также не должно вызвать затруднений. Если оно оказывается недоступным, то следует дать картинки, разрезанные на 4 части.
Используются также различные вкладыши, т. е. детям предлагается вкладывать в гнезда или опускать в прорези пластинки или фигурки различной формы.
Графа внимание, работоспособность заполняется постепенно, по мере накопления наблюдений как в процессе обследования, так и в процессе занятий.
Графа общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) частично может быть заполнена на основании проведенной в начале обследования беседы. Можно также предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку.
При заполнении графы состояние артикуляционного аппарата выясняется, имеются ли отклонения в строении и подвижности речевого аппарата.
С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.
При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хоботком и растянуть их в улыбку.
При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, показать язык широким, распластанным и узким. При выявлении подвижности мягкого нёба - поднять и опустить (произношение звука а при широко открытом рте).
Графа произношение и различение звуков. Обследование характера произношения звуков целесообразно проводить по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.
При обследовании произношения каждой группы или пары звуков логопед отмечает:
1) как ребенок произносит звуки вне речи;
2) как ребенок пользуется звуками в речи;
3) как ребенок различает звуки.
В карте отмечается, произносит ли ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два звука одинаково.
Проверив произношение всех звуков обследуемой группы вне речи, логопед выясняет, как ребенок произносит эти звуки в самостоятельной речи. Необходимо отметить, что умение произносить звуки вне речи еще не означает, что ребенок различает эти звуки со сходными и правильно употребляет их в речи. Нередко, умея правильно произносить, звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это и надо обратить внимание при обследовании.
Выясняя, как ребенок пользуется проверяемыми звуками в самостоятельной речи, логопед предлагает ему прочесть стихотворение и, внимательно вслушиваясь в речь ребенка, записывает примеры произношения слов с проверяемыми звуками. Можно также предложить ребенку повторить предложение или небольшое стихотворение.
В результате проверки в карте появляются примерно такие записи:
тивстик (часовщик); плисулив (прищурив); сойниска (солнышко); штарушка (старушка) и т. п.
3) Как ребенок различает звуки.
Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими - показатели недостаточного различения звуков. Кроме того, логопед может использовать некоторые специальные приемы. Повторение вслед за логопедом слогов с оппозиционными звуками, например: са - ша; ша – са; са - ша - са; ча – ща; ща - ча - ща и т. п. (при условии, что проверяемые звуки произносятся ребенком различно). Логопед произносит ряд слогов, например: ас, аш, ащ, ас, ац... ребенку предлагается поднимать руку, если он услышит в составе слога определенный звук (в данном примере заук с).
Аналогично можно предложить для сравнения слова, начинающиеся на определенный звук; например; сани, шапка, собака, щука, терка и т. д.
Более сложное задание, требующее от ребенка самостоятельного выделение звука (т. е. без опоры на слуховое восприятие - это подбор с помощью предметных картинок слов, начинающихся на определенный звук. (Это задание дается только тем детям, которым доступно выделение звука из слова.) Аналогичное задание может быть дано для различения какой-либо пары звуков.
Логопед записывает примеры ошибочных ответов.
Графа произношение слов сложного слогового состава. У некоторых детей наряду с неправильным произношением звуков наблюдаются ошибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т. е. дети часто искажают слова опускают или переставляют слоги и звуки например, лисипед, мицаней вместо милиционер и т.п., необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов.
Примеры искаженного произношения слов записываются в карту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке сожглись разноцветные электрические лампочки. Саше понравился пластмассовый кораблик. Милиционер регулирует уличное движение. Мотоциклист едет на мотоцикле. Космонавт управляет космическим кораблём. Ткачиха ткёт ткань. И т. п.
Заполняя графу анализ звукового состава речи логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа:
а) Выделение ударного гласного из начала слова. Это наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4 -5 лет. Для выделения звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.
б) Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей старшего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предварительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно - они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть.
в) Выделение конечного согласного из легких слов типа мак, кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет детей с фонематическим недоразвитием.
г) Выделение конечного гласного (ударного) из слов тина мука, луна, шары.
Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.
Графа грамматический строй речи.
У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуемых приемов можно составить лишь приблизительное представление о состояния речи ребенка.
Приложение 3.
Ольга Целыковская
Обследование дошкольника в условиях логопедического пункта. В помощь логопедам
Я работаю в детском саду на логопедическом пункте .
При обследовании дошкольника сталкиваешься с тем , что детям скучен процесс. Именно поэтому, я разработала речевую карту обследования дошкольника в условиях логопедического пункта презентации для обследования дошкольников .
Предлагаю вашему вниманию речевую карту.
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста в условии логопедического пункта .
Составитель учитель-логопед : Целыковская Ольга Борисовна.
Личные данные.
Фамилия, имя, отчество ребенка ___
Дата рождения ___
Телефон ___
Заключение ТПМПК___
Протокол № ___ от ___
Поступил с ___ из ___
1. Состояние речевого аппарата.
Губы (тонкие, толстые) ___
Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) ___
Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, прогения, прогнотия) ___
Нёбо (высокое, уплощённое, готическое) ___
Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___
2. Мимическая артикуляционная мускулатура.
Движение Есть ли движение, замена, объем, точность, активность, заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение.
Поднять брови
Нахмуриться
Закрыть правый глаз
Закрыть левый глаз
Щёки «пухленькие»
Щёки «худышки»
«Улыбка»
«Хоботок»
«Лопаточка»
«Иголочка»
«Чашечка»
«Горка»
«улыбка» - «хоботок»
«горочка»
При обследовании мимической артикуляционной мускулатуры используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.
3. Состояние звукопроизношения.
Звук Вначале слова В середине слова В конце слова
С санки оса ананас
Сь сирень осел гусь
З зонт коза
Зь зебра корзина
Ц цыпленок мельница огурец
Ш шар машина душ
Ж жук ножи
Щ щенок ящик плащ
Ч чайник ключи мяч
Л лодка белка стул
Ль лев коляска медаль
Р рак карандаш топор
Рь рябина черепаха якорь
Экран звукопроизношения.
Условие произнесения звука
Изолированно
В начале слова
В середине слова
В конце слова
«+» -- правильное произношение;
«-» -- отсутствие звука;
«=» -- замена звука;
«иск.» -- искажение звука;
«м/з» -- межзубное произношение звука;
«горл.» -- горловое произношение звука.
При обследовании звукопроизношения используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.
4. Дифференциация звуков.
Лак Вечер Ветер
Малина Мишка Миска
Коса Мыло Мила
Зевать Мажет Машет
Дом Каска Кашка
Удочка Бочка Почка
Башня Мишка Мышка
Год Зайка Сайка
Кора Гора Рожки Ложки
При обследовании дифференциации звуков используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.
5. Языковой анализ и синтез.
Есть ли звук Р в словах : ДОМ, ТОРТ, СУМКА, ГРУША.
Какой первый звук в слове : АИСТ, ОЗЕРО, ОБЛАКО, УТКА, УХО.
Какой звук в конце слова, в начале, в середине : КОТ, СОК, КИТ.
Сколько звуков в слове : дом ___ лиса___ сумка ___
Составь слово из слогов : зи – ма, ко – ле – со, кук – ла. Составь слово из звуков : К-О-Т, Л-У-К, Л-У-Н-А, С-Т-О-Л, К-О-Т-И-К.
Заключение ___
Дата ___ подпись ___
При обследовании языкового анализа и синтеза используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.
6. Заключение ТПМПК.
Решением ТПМПК от ___ протокол ___ оставлен (а) на повторный курс
Заключение ТПМПК ___
Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)
Подпись___
Подпись___
Решением ТПМПК от ___ протокол ___
выпущен (а) в (сад, школу) с ___
Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)
Подпись___
Подпись ___
Одну из этих презентаций я предлагаю вашему вниманию.
Пояснение к презентации.
Логопед называет пару слов ребенку, закрывая рот, чтобы ребенок не видел мимику логопеда . Ребенок должен повторить за логопедом . Через некоторое время на экране появляется правильный ответ.
Я использую эту презентацию не только при обследовании , но и в работе по развитию фонематического слуха. Надеюсь, вам пригодиться моя презентация в работ
Публикации по теме:
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС
Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год «Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Диагностическое обследование ребенка Проверьте знания ребенка! (для детей старшего возраста). Последовательно задаем вопросы, если знает ставим +, нет -. Можно предложить родителям.
Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Цели: - расширение и активизация словаря.
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда логопедического пункта «Мой гость-тигрёнок» Тема: Автоматизация звука Р. Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закреплять.
Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.
Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.
Схемы состоят из нескольких разделов, включающих в себя: исследование неречевых психических функций, исследование фонетической стороны речи, исследование фонематической стороны речи, исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи, исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояние связной речи, исследование понимания речи и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Схема обследования ребенка раннего и младшего
дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
Б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
В)характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2.Состояние слухового внимания:
а)дифференциация звучащих игрушек;
б)определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3.Исследование зрительного восприятия:
а)восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой - маленький;
б)восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с 3 лет):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4.Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а)ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди -сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в)складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5.Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в стороны.
Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными
на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга; - перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки и другую (над головой, за спиной, перед собой).
6.Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
- «покормить» куколку;
- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
- уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года:
- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
- рисовать круг, тело человека;
- складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.
Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет) Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные [й]
Согласные: свистящие
[б], [п], [м] шипящие
[в], [ф] аффрикаты
[Д], [т], [н] [л], [л"]
[г], [к], [х] [р], [р"]
б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в)челюсти;
г)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д)твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
ж)язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1.Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
2.Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
а)губы - «улыбка» - «трубочка»;
б)язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в)мягкое нёбо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
б)тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в)объем движений (полный, неполный);
г)способность к переключению от одного движения к другому;
д)замены движений;
е)добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж)наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
- Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а)темп (нормальный, быстрый, медленный);
б)ритм (нормальный, аритмия);
в)паузация (правильная, нарушенная - деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г)употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол - стул, косы - козы;
папа - баба, горка - корка;
точка - дочка, миска - мишка.
2.Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1.Пассивный словарь :
а)понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
б)понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в)понимание действий:
- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
- Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
- Активный словарь:
а)существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);
б)глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в)прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол - столы рука - руки
мяч - мячи шар - шары
кукла - куклы глаз - глаза
б)употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». - «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);
в)употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? - Лисы. Это сумка кого? - Мамы.
Это машинка кого? - Мальчика. Это уши кого? - Зайца;
г)согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар - красный, карандаш - синий, машина – красная, чашка - синяя);
д)употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
Е)употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол - столик ложка - ...
нос - ... кукла - ...
дом - ... кровать - ...
VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Схема обследования ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет)
Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.
I.Исследование неречевых психических функций
1. Слуховое внимание:
а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)
б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)
2.Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--
3.Зрительное восприятие:
а)подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,
б)показ основных цветов.
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет - показать правую и левую руку, правую и левую ногу,
5-7 лет - показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,
6-7 лет - правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо,
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,
в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет),
г) складывание фигур из палочек
5. Состояние общей моторики:
Сила движений,
Точность движений,
Темп движений,
Координация движений,
6. Состояние ручной моторики:
Точность движений,
Темп движений.
Синхронность движений правой и левой руки,
Переключение от одного движения к другому.
Задания.
От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой);
Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука -кулак, далее - наоборот.
II. Фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в)челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
Поднять брови вверх («удивиться»);
Нахмурить брови («рассердиться»);
Прищурить глаза;
Надуть щеки («толстячок»);
Втянуть щеки («худышка»).
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2.Состояние артикуляторной моторики.
Задания:
Губы «Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а)наличие или отсутствие движений;
б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);
д)объем движений (полный, неполный);
е)точность выполнения;
ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)
з)замены движения;
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);
Язык :
Широкий - узкий (под счет: 3 раза - до 5 лет), (5 раз -с 5 лет),
Кончик языка поднять, опустить,
-«Маятник»,
-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю губу),
-«Цоканье».
а)наличие или отсутствие движений;
б)тонус;
в)темп;
г)переключение от одного движения к другому;
д)объем движения;
е)точность выполнения;
ж)замены движения;
з)длительность удержания заданного положения;
и) добавочные и лишние движения (синкинезия);
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.
Мягкое нёбо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений.)
1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;
а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б)наличие или отсутствие носового оттенка;
Особенности динамической стороны речи
1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);
2.Ритм;
3.Правильность употребления пауз;
4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
2. Предложения (с 5 лет):
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
III.Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба па-га
ба-на та-на
ва-та га-да
та-да ка-га
мя-ма ба-ма
с 6 лет:
ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ша-ча
ба-бя-ба за-са-за
2
.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
в произношении.
Показать картинки:
мишка - мышка бочка - почка
уточка - удочка трава - дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска - мишка цветик - Светик
крыса - крыша вечер - ветер
речка - редька косы - козы
челка
-
щелка
IV .Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна,улица.
С 6 лет:
- Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
- Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
- Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
- Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)
- Покажи, где кукла, стол, стул.
- Посади куклу, мишку и т.д.
2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.
С 4 лет:
2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Покажи, где:
стол - столы, дом - дома, стул - стулья, дерево - деревья, береза - березы.
2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).
Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.
С 5 лет:
2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в - из, на - с, под - из-под:
- Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3.Дифференциация форм словообразования.
С 5 лет:
3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
Покажи, где: дом - домик, стул - стульчик, одеяло - одеяльце, подушка - подушечка, замок - замочек.
3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:
Покажи, где: виноград - виноградинка, бусы - бусинка,роса - росинка.
3.3.Дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.
4.Понимание словосочетаний и простых предложений.
4.1.Словосочетания.
Покажи:
ключом карандаш, ключ карандашом,
где хозяин собаки, где собака хозяина,
дочка мамы, мама дочки.
4.2.Простые распространенные предложения.
Покажи картинку:
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
4.3.Вопросительные предложения:
- Кого ловит девочка?
- Чем девочка ловит бабочку?
- Кто ловит бабочку?
С 6 лет:
4.4.Понимание связной речи.
VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
1.1.Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. - в соответствии с Программой детского сада.
1.2.Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье
- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина
С 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор
- Части окна: рама, подоконник, стекло
- Название профессий.
- Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
- Что ты делаешь в течение дня?
- Кто как передвигается?
- Кто как кричит?
С 6 лет:
- Кто какие звуки издает?
- Кто что делает (с использованием названий профессий)?
1.6. Прилагательные.
Название цветов.
С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый
С 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый
Название формы.
С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
1.7.Подбор антонимов (с 6 лет ):
добро - зло высокий - ...
горе - ... легкий - ...
друг - ... поднимать - ...
хороший - ... давать - ...
большой - ... покупать - ...
широкий - ...
2. Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол - столы дерево -
кукла - окно -
ухо - стул -
слон - воробей -
рукав - пень -
глаз - лев -
рот - сон -
лист -
2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
- У меня есть карандаш (кукла)
- У меня нет
- Я рисую...
- Папа пишет....
С 5 лет:
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
шар - шаров дерево - ...
Стол - ... лист - ...
Дом - ... стул - ...
Береза - ... мяч - ...
Чашка - ... ключ - ...
Книга - ... карандаш - ...
2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов: шар - ..., ведро - ..., платье - ..., машина - ..., ботинок - ...
2.6. Употребление словосочетаний - числительных два и пять с существительными:
дом - два дома, пять домов шар - ...
кукла - ... жук - ...
С 6 лет:
карандаш - два карандаша, пять карандашей
ключ - ... озеро - ...
лев - ... дверь - ...
3. Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Как назвать маленький предмет?
стол - столик кукла - ...
мяч - ... ложка - ...
дом - ... шкаф - ...
кровать - ... миска - ...
береза - ...
С 6 лет:
гриб - грибок воробей - ...
лиса - ... одеяло - ...
лист - ...
3.2.Образование названий детенышей животных.
С 4 лет:
у кошки - котенок у гуся - ...
у утки - ... у лисы - ...
С 5 лет:
у зайца - ... у медведя - ...
у белки - ... у волка - ...
С 6 лет:
у коровы - ... у лошади - ... у собаки - ...
3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет ):
Относительных (из чего сделано):
дерево - деревянный резина -
бумага - металл -
солома - снег -
мех - брусника -
пух - черника -
кирпич - шерсть -
Притяжательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы - мамина хвост зайца - ...
кофта бабушки - ... лапа медведя - ...
газета папы - ... шерсть волка - ...
нора лисы - ...
3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет
).
Назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит - уходит - входит - выходит - переходит
Бежит - убегает - выбегает - вбегает - перебегает
Летит - ...
3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет
)
рисовал -
нарисовал
писал - ... делал - ...
VII. Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет ), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет ).
Логопедическое заключение
Схема обследования младшего школьника с ЗПР
Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.
1. Сенсомоторное развитие:
- латеральная организация, сформированное соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
- характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);
характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);
Характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).
2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:
- характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
- характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов (для детей с ЗПР - 7); запоминание четверостиший и другие задания); - характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
- характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);
Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).
II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций
1 . Устная речь:
- уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной
картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет); - общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
- состояние звукопроизношения;
- способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении.
2. Языковые операции:
- фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и
слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами); - актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова - предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
- грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требуется образовать новое слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например: число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; используются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на образование словосочетаний и предложений; могут быть информативными задания на оценку и исправление специально подобранных устных и письменных простых предложений, небольших текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
- языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).
3. Письменная речь:
- чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
- письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка,
текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного - непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи. - способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
- анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности - выделение преобладающего вида.
В каком возрасте можно проводить лого-диагностику?
Логопедическое
обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня
его речевого развития. Диагностику можно проводить начиная с полутора
лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем
более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация
нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных
нарушений в развитии (например, задержка психических функций).
В нашем центре Вы сможете
пройти диагностику за 1 год до поступления ребенка в школу.
Логопеды смогут установить уровень развития речи Вашего ребенка,
соответствие ее возрастным нормам и способствовать дальнейшему
совершенствованию.
Вы, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Но не всегда милый, послушный дошкольник справляется со школьными проблемами. Требования к ребенку, к его речи, поведению в школе резко меняются. Многих трудностей можно избежать, если своевременно обратиться к специалистам. Мы можем помочь Вам в этом. К нам часто обращаются родители школьников. Их дети столкнулись с трудностями при обучении чтению и письму, и отметки совсем не радуют. Вероятнее всего, ребенку нужна помощь логопеда, и с обследованием нельзя затягивать (скрининг нарушения письма может быть проведен специалистом по тетрадям школьника). См. раздел «Школьные трудности» - статья «Странные» ошибки при письме)
При проведении диагностики специалистами нашего центра используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.
В наш Центр ежедневно приходят дети с запросом диагностики, исходящим из различных детских учреждений, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику
,
разработанную на основе:
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны - комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в
исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических
функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
- «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Что входит в логопедическое обследование?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Как проходит логопедическая диагностика?
Логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:- произносительная сторона,
- фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
- словарь,
- грамматический строй речи,
- связная речь,
- артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
- мелкая моторика рук,
- состояние чтения и письма школьников.
Перед проведением
диагностики логопед предложит Вам заполнить анамнез
- анкету, в которой родители описывают основные моменты
развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Заполнить
анамнез Вы можете, придя к нам в центр на диагностику. Все полученные
данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою
работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, логопед порекомендует
необходимую программу развития Вашего ребенка,
учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные
психофизиологические особенности.
Какие документы необходимо принести с собой на обследование?
- Направление из школы.
- Характеристика на ребёнка от классного руководителя.
- Справки от специалистов: психоневролог (обязательно), окулист, лор.
- Тетради с большим объёмом письменных работ школьника (по русскому языку, природоведению, математике, пению и пр.)
Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, школа, класс.
- Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
- Жалобы родителей, характеристика воспитателей или учителя.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
- Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
- Состояние вербального интеллекта.
- Навыки чтения и письма.
Примерные виды заданий логопедического обследования
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
Обследование номинативного словаря
Обследование грамматических категорий
Обследование связной речи
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Кто еще живет с тобой дома?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.
Обследование чтения и письма
- Чтение текста в соответствии с возрастными нормами.
- Пересказ прочитанного, понимание скрытого смысла (чему учит басня).
- Письмо под диктовку.
- Списывание небольшого текста с открытым концом и завершение его 2-3 предложениями (с 3 класса).
Логопедическое обследование детей с ОНР
Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопедМесто работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
Описание работы : данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.
На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.
Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи
(слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
- где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
- проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
- проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
- проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
- проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)
Обследование словарного запаса
при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
- подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
- также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
- картинка для называния частей тела(слайд 32)
- подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
- слов - синонимов (слайды 35,36)
Состояние артикуляционной моторики
– ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения
– подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
- состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов
– ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза
– (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
- «Назови первый звук в слове сок …»
- «Назови последний звук в слове мак…»
- «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
- «Определи последовательность звуков в слове сом»
- «Определи количество звуков в слове рак»
- «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.
Презентация на тему: Обследование речи детей