Слайд 2
Тема:
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Слайд 3
Ближние цели
1.Больше мотивировать учащихся, чем принуждать их к учебной деятельности 2.Обращать больше внимание на процесс умственной деятельности в ходе решения задачи, а не на правильный результат 3.Поощрять совместную деятельность учащихся 4.Помощь учащимся осознать, что каждый из них может оказаться полезным источником информации
Слайд 4
Дальние цели
1.Создание условий для проявления, реализации и развития интеллектуальных, творческих и физических способностей, социализации и 2.формирования навыков здорового образа жизни воспитанников.
Слайд 5
Педагогические цели и задачи
Развитие личности путем интериоризации культурно-исторического опыта общества Способность взаимодействовать с окружающими, адекватно оценивать себя и воспринимать других, такими, какие они есть. Формировать положительную самооценку, стимулирующую ученика к улучшению его поведения. Развивать качества личности создавая условия для сознательной активной деятельности.
Слайд 6
Трудности и решения
Трудности: Педагоги знают, что что даже цели, основанные на тщательном исследовании, не всегда легки для воплощения Факторы среды, такие как расположения мебели и других предметов в классе, можно изменить, тогда как другие, например, размер кабинета, изменить невозможно и приходиться довольствоваться тем, что есть Решения: Готовясь заранее к возможным вопросам администраторов, коллег, родителей и учеников о новых методах, учитель может быть более убедителен и успешен
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
- «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
- В. А. Сухомлинский
- Умственное развитие –
- количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.
- Основная цель –
- формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
- развивать память, мышление, внимание, воображение;
- формировать геометрическое мышление, графические навыки;
- развивать математическое мышление;
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
- развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;
- развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Последовательность и систематичность при использовании развивающих игр математического содержания.
- Вниманию
- Мышлению
- Памяти
- Логике
- Мыслительным процессам:
- Сравнение
- Анализ
- Классификацию
- Обобщение
- Синтез
- - печатки, трафареты, шаблоны;
- - природный и бросовый материал(пуговицы, ленты, шнурки, нитки и т.д.);
- - настольно – печатные игры
- - 2 – 3 набора разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей;
- - разнообразные пластмассовые конструкторы
- - крупные мозаики;
- - наборы геометрических фигур, палочки;
- - игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.
- 1.Математические, развивающие, логические игры
- Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Листик» и т.д.)
- - игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.)
- - игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)
- - развивающие игры(«Домино», «Лото» и т.д.)
- - игры логико – математические(блоки, палочки, игры Воскобовича).
- 2.Развлечения
- Загадки
- задачи – шутки
- ребусы
- головоломки
- вопросы – шутки
- 3.Дидактические игры, упражнения
- - с наглядным материалом
- - словесные
- 1)Задачи на построение простых фигур;
- 2)Задачи на построение сложных фигур;
- 3)Задачи на преобразование фигур
- (головоломки- добавь/убери палочки)
- Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет), 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9.)
- «Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый).Класс черных чисел образует число 7.
- Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные
- Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
- б) трех цветов (красные, синие и желтые);
- в) двух размеров (большие и маленькие);
- г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
- В наборе нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
- Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более 4 000 лет.
- Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.
- Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
- В состав относительно несложной головоломки "Сфинкс" входит семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырехугольника с разным соотношением сторон. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, умение работать по правилам.
- Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.
- Запатентовал головоломку “Pentomino” Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.
- Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Еленой Алексеевной (р.1930) Никитиными.
- Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
- Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение
- многих лет (до взрослости). Некоторые из Никитинских
- игр очень похожи на блоки Фребеля.
- Сложи узор
- Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – самостоятельно придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
- Уникуб
- Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
- Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
- Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
- Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
- Такие специально созданные развивающие пособия, как «Рамки с застежками» "Коричневая лестница", "Розовая башня" способствуют
- развитию у малыша координации движений, мелкой и
- общей моторики.
- Другие игры могут тренировать равновесие
- («Ходьба по линии»), развивать эстетический вкус
- Что развивают пособия Монтессори?
- («Уход за цветами»), глазомер
- ("Красные штанги", "Блоки цилиндров”).
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Формирование математических способностей у дошкольников через игровую деятельность старший воспитатель МБДОУ №46 Туаева Н.М.
2 слайд
Описание слайда:
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
3 слайд
Описание слайда:
Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в воспитании и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
4 слайд
Описание слайда:
Моей целью была работа над формированием и развитием математических способностей у детей посредством игрового занимательного материала, через дидактические игры, ребусы, кроссворды лабиринты, головоломки, занимательные вопросы, загадки, задачи-шутки, поговорки, считалки, пословицы и физкультминутки с математическим содержанием.
5 слайд
Описание слайда:
Для этого в группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Примерный перечень материала в уголке Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета. Игрушки разной величины от 1 до 5.шт. Геометрические фигуры Картинки с изображением разных частей суток (явления природы). Картинки с изображением времен года (явления природы). Таблицы с изображением символов частей суток и времен года. Счетные палочки. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы. Календарь Логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др. Дидактические игры соответственно возрасту.
6 слайд
Описание слайда:
Мой опыт был представлен системой работы воспитателя с семьей, что обеспечивало достижение наилучших результатов В группе проводились совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации. Темы консультаций: «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку». «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу» «Учим детей логически мыслить»
7 слайд
Описание слайда:
Работа с детьми проводилась по этапам: На 1-м этапе мы старались вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок дидактических игр, а также я использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д. На 2-м этапе был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения., учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ними.
8 слайд
Описание слайда:
Для лучшего усвоения и закрепления материала работа с занимательным математическим материалом проводилась в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке в виде игр (например «волшебная веревочка», где дети с удовольствием выстраивались в виде геометрических фигур), в свободное время вечером.
9 слайд
Описание слайда:
Так же мною проводились беседы со специалистами. Так на занятиях физкультуры, дети закрепляли счет, сами называли фигуры,которые получались при перестроении. Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в игровой форме, а также с игровым математическим материалом. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.
10 слайд
Описание слайда:
Если ребята испытывали трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогали им в этом и дети решали их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучивая веселые стихи, считалки, загадки.
11 слайд
Описание слайда:
В процессе обучения были использованы такие дидактические игры как: 1.Количество и счет «Какой игрушки не стало?», «Скажи наоборот», «Найди столько игрушек, сколько…», «Чудесный мешочек», «Отметь цифрой», «Рассеянный художник», «Найди пару», «Найди соседей», «Считай дальше» и другие. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие умственных способностей через математические игры»
Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун.
Описание: материал может быть полезен для воспитателей детских садов.
Актуальность.
Для развития умственных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Цель:
содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры.
Ведущая образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
навыкам порядкового и обратного счета;
умениям ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу);
«Речевое развитие»
Содействовать:
Развитию умений составлять загадки математического содержания;
обогащению словаря
Развивающие:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
развитию интереса к математике через игру;
развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса, внимания, памяти, находчивости и сообразительности;
развитию представлений о сутках;
развитию умений видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).
«Физическое развитие»
Содействовать:
развитию физических качеств у детей (ловкости, выносливости и координации)
Воспитательные:
«Социально – коммуникативное развитие»
Содействовать:
воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.
Методы и приёмы
Практический
Игровой
Словесный
Наглядный
Форма: игра
Опыт работы
В своей работе, «Развитие умственных способностей через математические игры», использую головоломки, логические упражнения. Они ищут ход решения, который ведет к результату.
Работа с счетными палочками, их называю задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Например: я предлагаю детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата и даже из 1 палочки можно сложить треугольник.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в группе с детьми являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Я использую их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В такой деятельности формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению:
«Скажи наоборот» например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ;
«Кто быстрее назовёт?» например: называю геометрическую фигуру круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся;
«Кто быстрее найдёт?» например: предлагаю детям закрыть глаза, в этот момент прячу игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти, конечно нужно сразу договориться с детьми, где будет игра в группе или на веранде или в другом помещении. Учу детей внимательно слушать друг друга.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Ребят увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям очень нравится игра «Веселые клеточки ». Это игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.
Наш результат
Как мы видим из данных мониторинга математические игры и упражнения помогли лучше усвоить и развить элементарные математические представления у детей.
Таким образом, в игровой форме прививая ребёнку знания из области математики, дети научились выполнять различные действия, улучшилась память, мышление, творческие способности.