У п р а ж н е н и е 1.
Вспомните установку речевого аппарата для этих звуков. Сделайте тренировочные упражнения для языка.
Поочередно, следя за чистотой и верностью звучания, произносите:
Д -Т Д-Т Д-Т ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ
У п р а ж н е н и е 2.
Тренируйте Д, Т и ДЬ, ТЬ в слогах:
ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ
ДЭ – ТЭ ДЕ – ТЕ ДЭТ – ДЕТЬ
ДА – ТА ДЯ – ТЯ ДАТ – ДЯТЬ
ДО – ТО ДЁ – ТЁ ДОТ – ДЁТЬ
ДУ – ТУ ДЮ – ТЮ ДУТ – ДЮТЬ
ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ
ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТ
ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭТ
ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТ
ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТ
ДУ – ДУ – ДУ – ДУ – ДУТ
ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫТ
ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТЬ
ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕТЬ
ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯТЬ
ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁТЬ
ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮТЬ
У п р а ж н е н и е 3.
Тренируйте различие звонкого Д и глухого Т в словах:
ДАЧКА- ТАЧКА
ДОН - ТОН]
ДОЧКА- ТОЧКА
ДУШ – ТУШЬ
КАДУШКА - КАТУШКА
ДЕЛО-ТЕЛО
ДЕНЬ-ТЕНЬ
ДРАП- ТРАП
У п р а ж н е н и е 4.
Тренируйте звуки ДЬ и ТЬ в словах, внимательно следите, чтобы не было «цоконья» и «дзяканья».
ТИНА ТЕРЕМ ПУСТЯК ТЮЛЬПАН
КАРТИНА УТЕХА ТЯГА ТЮЛЕНЬ
ТИШИНА КАНИТЕЛЬ КОТЯТА ТЮЛЬ
НЕВИДИМКА ТЕСТО ОКТЯБРЬ ДЮНЫ
СЕДИНА ДВЕРИ ДЯТЕЛ ДЮЖИНА
ДИВО КАДЕТ ДЯДЯ ДЮШЕС
Упражнение 5.
Тренировка Д и Т, ДЬ и ТЬ в текстах.
Терпенье и труд всё перетрут.
Безделье - мать всех пороков.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Огонь - беда и вода - беда, а пуще беды - и без огня и без воды.
Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.
На улице деготник - мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей.
В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом да редечка так.
Каждый день идет там диво.
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
А. Пушкин
Северный ветер дышал стужей в темные окна домов.
А. Толстой
Говорила она на южном диалекте - часто делала неправильные ударения (поняла, заняла) и произносила звук «г» придыхательно.
Ф. Гладков
Жить,- даже и не будучи влюбленным,- славное занятие.
М. Горький
На другой день народу в театре было видимо-невидимо.
А. Макаренко
Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё.
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.
1. Повтори слоги.
3. Повтори предложения.
Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.
4. Повтори чистоговорки.
Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Жизнь дана на добрые дела.
6. Повтори скороговорки.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.
Дарья дарит Дине дыни.
7. Повтори загадки.
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Не живая - а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
8. Выучи стихотворения.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(А. Кондратьев)
Доброгопути
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему - нибудь.
(Е. Благинина)
9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.
Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.
10. Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
11. Перескажи рассказ.
Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.
Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.
Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?
И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.
В – Б
Дроворубы рубили дубы.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананызабавной обезьяне.
У Бори винт, у Вити бинт.
В-Ф
Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.
Б - П
У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.
Бык тупогуб, тупогубенькийбык, у быка бела губа тупа.
По бревну бобры бредут.
Рыбы в проруби пруд пруди.
Боронила борона по боронованному полю.
На пеньке опять пять опят, у пенька опять пять ребят. Опять пять опят у пяти ребят.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Т – Ть
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.
Тать у татя украл утят.
Тать Тит татю Титу тятя.
От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.
Небогатый Филат, чем богат, тем и рад.
Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.
Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шёл через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, утопил пять лопат.
Д – Дь
Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Дарья дарит Дине дыни.
Д –Т
Дед Додон дудит в дуду.
Дума думу думает.
Дятел и дуб продалбливает.
Потеряна дитя Тетерина.
В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу». Прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.
Летели лебеди с лебедятами.
К – Т
Токарь в коротайке окоротал таратайку.
Турка курит трубку. Курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку!
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У Кондрата куртка коротковата.
Во поле затопали кони.
Никто Тане не ткёт ткани.
Кто ткёт ткани на платок Тане?
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Ткём ткани на платок Тане, и на платье Тане ткём ткани.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
П – К
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?
Никак колпак не переколпаковать, не перевыколпаковать.
Под потолком-полком полколпака гороху.
Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про крупу да про подкрупки.
Наш Полкан попал в капкан.
Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
Купила бы я, накупила, да купило притупило.
Пришел Прокоп - кипит укроп,
ушел Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.
Полкан толкал палку лапкой.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Г – К
Клади в угол уголь.
У ёлки иголки колки.
Ловки голавликлали головы на головни.
Пекарь Пётр пёк пироги.
Галка кротка, да палка коротка.
Курьера курьер обгоняет вкарьер,
На горе, на горке горько ревёт Егорка.
На иве - галка, на берегу - галька.
Шакал шагал, шакал скакал.
Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу:
"Грабь граблями гравий, краб".
К- Г- X
Хиханьки да хаханьки - доходы махоньки.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
У сыра дуба, у суха сука - белошерста сука.
Тема « Путешествие в зимнюю сказку. Дифференциация звуков [д] - [дь’]»
Цель: развить навыки различать звуки Д-ДЬ в речи и на письме.
Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима»
Закрепление представлений о зиме и ее признаках
Закрепление правильного произношения звуков [д] , [дь’] , уточнение их артикуляции и характеристики, развитие умения дифференцировать звуки [д] - [дь’] по твёрдости – мягкости на слух и в произношении
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер; картинки-символы звуков [д] и [дь’] ; синие и зелёные колокольчики по количеству детей; мяч; фонограмма песни «Про пингвинов», индивидуальные зеркала по количеству детей; атрибуты к авторской игре « Помоги подружкам»;
Ход занятия.
Орг момент Логопед приглашает детей в кабинет.
На доске висят картинки, логопед предлагает всей группе детей собрать картину и прочитать слово. Получилось слово ДРУЖБА Верно, Ребята!
Какое время года изображено? (зима) приметы
С какой буквы начинается слово ДРУЖБА? (с Д)
Я не одна к Вам сегодня пришла, а с одной маленькой девочкой. Вы ее, конечно же, узнали Кто это? Да, это Дюймовочка!
А с какой буквы начинается Дюймовочка?
ПосмотритеДРУЖБА-ДЮЙМОВОЧКА
С какого звука начинаются эти слова? С одинакового?
Дюймовочка вам принесла корзинку, в ней лепестки, она хочет посмотреть, как вы работаете на занятии. Кто будет верно отвечать, тот будит получать по лепестку.
Нужно очень стараться!
И первый вопрос:
«А как связана Дюймовочка с зимой?»
Да верно, она холодную зиму коротала у полевой мыши и выхаживала ласточку.
Дюймовочка Очень любит крутиться перед зеркалом, покажем и мы ей, что тоже умеем заниматься перед зеркалом
1.Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке»
Однажды утром Язычок выглянул в
«Окошко » и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу
«Иголочка » Снега было много, поэтому Язычок взял лопату
«Лопата» и решил расчистить дорожки
«Чистим нижние зубки »
Получилась огромная горка из снега « Горка»
С такой горки можно было даже кататься на санках
«Скатимся с горки Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары «Орешки » и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая Чашечка» ).Логопед собирает зеркала
2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам .
картинки-символы звуков [д] и [д’]
Когда мы произносим звук [д] :
губки в свободном положении
кончик языка стучит за верхними зубами
Горлышко «работает» .
Символ звука [д] – большой дятел долбит дерево: ДДДД... Расскажите о звуке [д] .
Д е т и. Звук [д] петь нельзя, потому что язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает» ) , поэтому мы обозначаем звук [д] синим колокольчиком.
Л о г о п е д. А это символ звука [д’] - маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь. Расскажите об этом звуке.
Д е т и. Звук [д’ ] согласный, мягкий, звонкий, поэтому мы обозначаем его зеленым колокольчиком.
Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и нашу тему
«Различай д-дь»
Д-согл, тв, зв
Дь-согл, мяг, зв
3 Упражнение «Посвети фонариком »
Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам [д] и [д’] . Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками
Логопед называет ряды звуков, а дети поднимают синие или зелёные Д, Дь, Дь, Д, Д....
И произносят Д-Дь Различай Д-дь в звуках
4. Игра с мячом «Скажи наоборот» .
Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным звуком [д] , а ребёнок, возвращая мяч, произносит слог с мягким согласным звуком[д’] :Различай Д-ДЬ в слогах!
ДА-ДЯ, ДО-… (ДЁ) , ДУ-… (ДЮ) , ДЫ-… (ДИ) ;
5.Дыхательная гимнастика
Давайте устроим метель в бутылочках.
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3-4 раза.
6. Различай Д-Дь в словах!
К нашей Дюймовочке пришли подружки – Даша и Дина, которые тоже лепили снеговиков.
Игра «Помоги подружкам»
Л о г о п е д.. С какого звука начинается имя Даша?
Д е т и. Со звука [д] .Верно.
Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук [д]
С какого звука начинается имя Дина? Со звука [д’] .
Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук [д’]
Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука [д] , а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука [д’] .
6. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие» .
Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково. Например, у большого снеговика нос, а у маленького снеговика носик, глаза.
Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков.
Физминутка.
Динамическая пауза «Снежок» .
Раз -два, три – четыре, мы с тобой снежок лепили, круглый, крепкий, очень гладкий, и совсем-совсем не сладкий, раз подбросим, два поймаем, три уроним и сломаем!
7 «Прохлопай слова» .
Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог, мы еще и топнем ногой.
Д е т и. Сне-го-вик. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик? (Три слога.)
Л о г о п е д. Верно!
Различай Д-Дь в предложении!
Составьте предложение со словом снеговик и имена ми девочек
Даша и Дина лепили снеговика
Л о г о п е д. А сколько слов в предложении?
Запишем его и составим схему
8. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» .
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.
Но где же снежинки?
В ладошке вода.
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Различай Д-дь в речи! текст
14. Окончание занятия. Сюрпризный момент.
Л о г о п е д. Друзья мои! Вы хорошо занимались, и все заслуживаете похвалы.
Технологическая карта занятия
Арефьева Ирина Анатольевна, учитель-логопед МУ ПСЦ «Надежда» г.Заречного Пензенской области
Предмет: фронтального занятия Класс: 1
Тема занятия: « Звуки Д, Дь, буква Д-д»
Цель занятия: учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки д - д´, обозначить их буквой Д-д
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся научится:
Сохранять целостный образ буквы для дальнейшего увеличения скорости видения буквы в тексте
Приобрести навыки правильного чтения
Метапредметные:
Регулятивные УУД (р)
Обучающийся научится:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Контролировать результаты своей деятельности
Познавательные УУД (д)
Обучающийся научится:
Проводить сравнения по заданным критериям
Дифференцировать Д и Дь в слогах и словах
Владеть звуковым анализом и синтезом
Различать гласные от согласных и согласные по твердости-мягкости
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Воспринимать смысл небольшого текста
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах)
Использовать в общении правила вежливости
Оформлять свои мысли в устной форме по алгоритму
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
Положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия
Умение радоваться своим успехам и успехам одноклассников
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Орг. момент
1 мин.
Добрый день, ребята! Давайте разотрем свои ушные раковины, чтобы активизировать все силы организма. Особенно много нервных окончаний на мочках ушей, поэтому потрите их особенно тщательно.
Включаются в ситуацию урока, настраиваются на работу.
Уметь мобилизовать свои силы для работы
2. Актуализация знаний
2 мин
1. Речевая разминка:
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
2. Беседа:
Что мы с вами только что произносили?
Для чего мы учимся проговаривать скороговорки?
Как вы поняли смысл этой скороговорки?
Не всегда результат от выполненных действий бывает сразу. Иногда приходится подождать, но если ты честно выполнил свою работу, то он обязательно будет.
Вот и мы с вами сегодня постараемся поработать так хорошо, чтобы результат был замечательным.
Чтение хором. Чтение быстро, медленно, тихо, громко. Чтение индивидуальное.
Это скороговорка
Чтобы говорить красиво и правильно, не путая и не пропуская звуки.
Подготовка речевого аппарата к работе.
Соблюдать орфоэпические нормы языка.
3.Постановка учебной задачи
5 мин
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Это девочка Дана и мальчик Дима. Они принесли с собой по одному звуку. Кто догадался, что это за звуки?
Молодцы ребята. Давайте еще раз произнесем эти звуки.
В какие домики нашей волшебной страны звуков мы заселим звук Д?
Почему в синий?
А звук Дь в каком из домиков поселится и почему?
Давайте докажем, что эти звуки – согласные.
Молодцы. В этом и сходство, а в чем же различие этих звуков?
Чем на письме мы обозначаем звуки?
Какими буквами обозначим звуки д и д´?
Какая тема занятия?
Это звуки Д и Дь
Вместе произносим звуки Д и Дь
Этот звук мы заселим в синий домик.
Это твердый согласный звук.
Звук Дь будет жить в зеленом домике, потому что он мягкий согласный.
Они не тянуться, не поются, воздух встречает преграду в виде языка.
Д – твердый, а Дь – мягкий.
С помощью букв.
Буквой Д д.
Звуки д, д´, буква Д д.
Понимать вопрос (задание).
Определять в слове заданный звук.
Моделировать звуковой состав слова.
Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам
Решение учебной задачи
7 мин
У нас возникла проблема: одна буква, а звука два. Почему? Что произошло с одним звуком?
Я предлагаю вам поиграть с этими звуками.
Перед вами карточка. Назовите предметы, которые на ней изображены.
На какие две группы можно разделить все эти слова?
(акцент на правильной паре)
Намотайте на клубочек синего цвета все картинки, в названии которых слышится твердый звук, а на зеленый – мягкий.
Как вы разделили?
Почему в одних слова звук мягкий, а в других твердый? От чего это зависит?
Заполните слоговые домики и назовите сначала слоги с твердым Д, а затем с мягким звуком Дь.
Каким образом это зависит. Что мы заметили?
Буква может обозначает два звука.
Один звук твердый, а другой – мягкий.
Дом, ведро, диван, дерево, дятел, звезда.
Работа в парах. Выясняют, на какие две группы можно разбить слова.
По твердости и мягкости.
Называют по очереди.
От гласного, который следует за данной буквой.
Индивидуальное заполнение карточки.
Где мягкий звук везде следом стоят «хитрые» гласные.
Уметь классифицировать слова по заданному основанию.
Включение в систему знаний
5 мин
Игра «Поймай зук»
Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Д или Дь. Отобразите данное слово на звуковом домике.
Назовите слово, которое вы последним отображали на звуковом домике.
Поиграем с этим словом по схеме.
Дом, домик, домишко …
Дети определяют позиции заданных звуков в словах (начало, середина, конец).
Это слово дом.
Дети, пользуясь схемой, образуют слова.
Дом – домик – домишко – домище.
Развивать навыки языкового анализа.
Практический этап
20 мин
А какие еще слова можно образовать от слова дом?
В случае затруднения: - Пирог, испеченный дома - …
Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме …
Тот, кто больше всего любит быть дома, сидеть дома …
А все, кто живет дома, одной семьей …
Как в сказка называют существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается…
Я прочитаю вам стишок, а вы догадайтесь, каким словом надо закончить каждую вторую строчку.
Гном и дом.
Жил, да был веселый гном.
Он в лесу построил…
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал …
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил …
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …
Был он стар и был он сед
И большой был …
А за печкой, за трубой
Жил у гнома …
Очень строгий, деловитый
Аккуратный …
Мох, калину, зверобой –
Все из леса нес …
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда …
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …
Аналогичная работа проводится по словообразованию слов дуб, дым, след, дождь, друг.
Физкультминутка. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Четвертый лишний»
Ребята, внимательно послушайте и из четырех слов найдите и назовите одно лишнее и объясните почему:
Вода, дождь, доска, утка.
Дрова, день, роза, дыня.
Друг, круг, точка, кочка.
Дыра, кора, нора, пора.
Очень понравилось Дане и Диме как вы играли. А теперь они просят вас составить схемы их имен из кружков.
Чем похожи схемы?
Чем они различаются?
Что можно сказать о словах, глядя на схемы?
Для того, чтобы записать их имена, мы должны познакомиться с буквой, которая дает звуки Д и Дь. Это буква Д д.
На что похожа эта буква?
Буква Д нам всем знакома,
Ведь она как крыша дома.
Посмотрите как правильно пишется письменная буква Д. Напишите ее пальчиком в воздухе, в своих тетрадях.
А теперь рядом со схемами имен запишите имена детей с помощью букв.
Варианты детей.
Домашний.
Домовитый.
Домосед.
Домочадцы.
Домовой.
Дети отвечают все хором.
Дом.
Домик.
Домишко.
Домище.
Домосед.
Домовой.
Домовитый.
Домой.
Домашний.
Дома.
Дом.
Утка, потому что в этом слове нет звука Д, а во всех остальных есть.
Роза.
Друг, т.к. в этом слове есть звук Д.
Дыра.
В них по четыре звука. Из них два гласных и два согласных.
В одной первый звук мягкий, а в другой – твердый.
Варианты детей.
Работа в тетрадях.
Совершенствовать навыки словообразования.
Активизировать пассивный словарь.
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний
Добывать новые знания
Контролировать процесс и результаты деятельности
Снятие усталости и напряжения.
Совершенствование мелкой моторики
Рефлексивно – оценочный этап
5 мин
Чем занимались сегодня на занятии?
Что нового узнали?
Какие задания понравились больше всего?
Варианты детей.
Развивать способность в самооценке
Формировать умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений.
Формировать умение слушать