автор текста: Буклина Вера для портала Осинка.ру
Вы заметили, как часто мы употребляем слово "контраст", особенно когда сравниваем предметы, сильно различающиеся по какому-то признаку. А в моде и стиле чаще всего речь идет о цветовых контрастах. О том, какие они бывают, какие плюсы и минусы несут и как выгодно использовать их в одежде как раз и рассказывает наш сегодняшний материал.
Вы можете разбить чистый цвет с помощью белого. Характер цвета эволюционирует к холоду. Красный кармин, смешанный с белым, приобретает синеватый вид, а его цветной характер очень изменен. С белым желтый становится немного холоднее, но синий не меняется. Нарушение очень чувствительно к белому: если темное и насыщенное изнасилование кажется угрожающим, нарушенное полоскание белой, лиловой, производит впечатление радости.
Вы можете разбивать чистый цвет черным. Желтый, смешанный с черным, теряет свое сияющее и ясное выражение и становится болезненным и ядовитым. Автоматически теряет свою яркость. С черным, изнасилование увеличивает его естественную темноту еще больше и непреднамеренно падает в ничто. Если красный кармин смешивается с черным, он приобретает тональность, которая тянется к нарушенному.
Колористика: виды контрастов
Слово "контраст" постоянно присутствует в нашей жизни. Мы употребляем его, когда сопоставляем две вещи, обладающих разными значениями по одному признаку, и чем дальше эти значения, тем контраст сильнее. Сейчас я хочу поговорить о цветовом контрасте, - каким он бывает и зачем это знать.
В колористике выделяют 7 видов контраста:
Подобным же образом черный цвет дает киноварь красный сожженный, коричнево-красный цвет, с внешним видом цвета. Синий поддерживает только несколько градусов до черного, и его светимость быстро исчезает. Зеленый цвет гораздо менее чувствителен к модуляциям, чем к нарушенным или синим. В общем, черный удаляет цвета своей яркости; держит их подальше от света и убивает их более или менее быстро.
Мы также можем сломать цвет, насыщенный смесью черного и белого, то есть серого. Как только эта смесь будет сделана, получаются тоны с той же степенью ясности или темноты, но независимо от того, какие тона всегда мутны, чем соответствующий чистый цвет. Цвета, смешанные с серыми, становятся более или менее нейтральными и слепыми.
Контраст по цвету,
- контраст дополнительных цветов,
- контраст светлого и темного,
- контраст по насыщенности,
- температурный контраст,
- контраст площадей,
- симультанный контраст.
Посмотрим, что представляет каждый из них.
Контраст по цвету
Самый простой из всех видов контрастов, представляет сочетание чистых цветов спектра. Наиболее сильный контраст создают базовые цвета: синий, красный и желтый. Контраст по цвету можно усилить, если добавить ахроматический белый или черный. Использование контраста по цвету в одежде придает ей яркости, декоративности.
Мы также можем «облачить» чистый цвет, смешав его с дополнительным цветом. Если они смешаны с желтым и нарушены, некоторые тона достигаются между светло-желтым и темным фиолетовым. Зеленые и красные не далеко друг от друга, но, смешанные вместе, дают очень темную сероватую смесь. Различные тональные изменения, которые возникают из-за дополнительных цветов, могут с небольшим количеством белого привести к странным и неожиданным результатам.
Когда смесь поступает из трех основных цветов, последний тон имеет прерывистый характер. В зависимости от количественных соотношений трех цветов смесь будет серой более или менее желтой, красной, синей или черной. Все марки могут быть достигнуты с использованием основных цветов. Это также относится к вторичным цветам и любой комбинации цветов, если смесь содержит желтый, красный и синий.
Для понимания сути этого контраста, нужно ввести понятие цветового круга. Исаак Ньютон еще в 17 веке разложил солнечный цвет на 12 оттенков спектра и поместил их на круге. Кроме 7 основных цветов радуги, в такой круг входят еще переходные цвета.
Контраст дополнительных цветов основан на сочетании цветов, диаметрально противоположных на круге. Находясь рядом, эти цвета подчеркивают, усиливают друг друга, создавая тем самым красивый контраст.
Эффект контраста световой отдачи относительно. Любой цвет может казаться ярким рядом с тусклым цветом или иметь тусклый символ рядом с ярким цветом. Контрастность: в то время как контраст качества отражается над насыщением цветов, по их яркости контраст количества делает по размеру поля по количеству. Существует два фактора, определяющих светящуюся эманацию цветов.
Его светимость или яркость, размеры поля. . Принимая цель как максимальную силу света, а черный, как минимальную интенсивность света, численный масштаб светимости цветов дает следующие результаты. Не нужно путать светимость черно-белого или светло-темного с яркостью. В первом случае речь идет о световых эффектах, во втором из собственного света, исходящего из композиции.
Контраст по светлоте
Самый сильный контраст по светлоте образую белый и черный, при сравнении оттенков серого контраст снижается. Но контрастными по светлоте могут быть не только ахроматические (черный, белый и серый) цвета. И здесь нам опять пригодится цветовой круг. Если перевести хроматические цвета в черно-белую гамму, то мы увидим разные оттенки серого – от почти белого (желтый) до почти черного (фиолетовый). Самый слабый контраст создают красный и зеленый, так как в черно-белом виде соответствуют примерно одинаковому оттенку серого.
Численная шкала светимости. Это объясняет, почему желтый и фиолетовый производят контраст светотени и яркость красного и зеленого цветов. С помощью этой числовой шкалы два фактора - яркости и величины - могут быть синтезированы в таблице, в которой видно, что размеры поля изменяют пропорции светимости, чтобы одни и те же цвета в разных количества производят все те же светимости.
В синтезе мы теперь имеем две шкалы вместе. Численный масштаб количества и численного масштаба светимости. Мы видим, как контраст, полученный при использовании равных количеств разных цветов, может быть нейтрализован гармоническими мерами, которые могут изменять величины. С другой стороны, контраст количества может, очевидно, изменить или превознести все другие контрасты, для этого нам нужно только изменить относительную протяженность некоторых цветов с эффектами большей ширины и глубины.
Контраст по светлоте в одежде позволяет играть с пропорциями и визуально корректировать недостатки фигуры, а контраст по светлоте во внешности определяет особенности цветовой гаммы вашего гардероба.
Контраст по насыщенности
Насыщенность оттенка определяется присутствием в нем чистого хроматического цвета. Добавление ахроматических белого, черного или другого хроматического цвета снижает насыщенность. Таким образом, контраст по насыщенности возникает между чистым и приглушенным оттенком.
Чарльз Шейлер, Сан-Франциско-Рыбацкий причал. Каждому из них соответствует площадь, хорошо рассчитанная в соответствии с местом, которое занимает в плоскости и соседних или отдаленных цветов. В результате получается хорошо структурированный набор цветовых плоскостей, каждый из которых зависит от множества. В примере Чарльза Шейлера контраст количества применяется к образной реконструкции пейзажа Сан-Франциско с такой же скрупулезностью, как и в случае с Мондрианом, художник помещает каждый цветовой тон в соответствии с его визуальным весом и место, которое соответствует ему во всей работе.
Важно отличать контраст по насыщенности от контраста по светлоте: контраст светлого и темного в пределах одного тона необязательно является контрастом по насыщенности. Контраст по насыщенности в одежде позволяет создавать мягкую, красивую цветовую гамму.
Контраст площадей
Этот вид контраст основан на восприятии объектов в виде цветовых пятен, занимающих разную площадь. Контраст площадей обычно усиливает другой вид контраста. Особенности восприятия гласят, что светлое смотрится крупнее, по сравнению с равным по площади темным. Таким образом, меняя соотношение площадей, можно добиваться ощущения равновесия в одежде, или напротив, сильным контрастом привлечь внимание к определенной детали.
Количественный контраст касается отношений размера двух или трех цветов. Таким образом, это контраст между «очень маленьким» или «большим-маленьким» контрастом. Мы можем создавать композиции цветов со всеми размерами пятен. Но мы также можем спросить: что такое количественная взаимосвязь между двумя или несколькими цветами, которая сбалансирована и где ни один из используемых цветов не имеет большей важности, чем другие? Два фактора определяют силу экспрессии цвета. Во-первых, его светимость и, во-вторых, размер цветового пятна.
Чтобы оценить светимость цвета или его светящееся значение, достаточно сравнить его со средним серым. Мы заметим, что интенсивность и степень яркости цветов различаются. Для этих светящихся значений Гёте изобрел очень простые численные соотношения, которые представляют для нас большой интерес. Эти цифры являются приблизительными. Как определить точные значения, если цвета, которые продаются в торговле с той же номенклатурой, предлагают огромные различия в зависимости от фабрик, из которых они поступают?
Температурный контраст
Опять обратимся к цветовому кругу. На первый взгляд, кажется что на одном полюсе находятся "горячие" оттенки – красный, желтый и оранжевый, а на противоположном – "холодные": синий, фиолетовый, зеленый. Но это ощущение верно, пока речь идет о сравнении чистых цветов спектра между с собой. Объективно же, цвет по температуре нейтрален, и теплыми или холодными являются его оттенки, за счет примеси желтого или синего пигмента соответственно. Нюансы температуры часто даже не различимы нетренированным глазом.
Наконец, личное чувство - это тот, который может решить. С другой стороны, цветные поверхности изображения часто вытесняются и усложняются: очень сложно установить простые и измеримые числовые соотношения. Глаз чувствует ценности с такой большой безопасностью, что мы можем доверять ему, при условии, что это было сенсибилизировано в соответствующей области.
Значения света, установленные Гете, следующие. Значения дополнительных цветов. Если эти значения света становятся цветными пятнами с гармоничными размерами, цифры, которые обозначают значения света, должны быть соответствующим образом изменены. Желтый, который в три раза ярче, чем нарушенный, должен занимать место в три раза меньше, чем его дополнительный цвет.
На практике температурный контраст можно использовать, если очень хочется носить оттенки, не подходящие температурным особенностям вашей внешности, для смягчения перехода.
Симультанный контраст
Физически такого вида контраст не существует, этот контраст лишь особенность цветовосприятия человеческого глаза и мозга. Суть его в том, что хроматический или ахроматический цвет, помещенный на цветной фон, приобретает оттенок дополнительного к фоновому (противоположного на круге) цвета.
Размеры гармоничных поверхностей первичного и вторичного цветов следующие. На этой модели вы можете установить все возможные отношения между цветами. На рисунке выше показан круг количественных гармоний между первичным и вторичным цветами. Он был построен следующим образом.
Сначала весь круг делится на три части, а затем делится на три части в соответствии с количественными отношениями, установленными между двумя дополнительными цветами. Когда эти деления установлены, округляется круг такого же размера, и измерения проходят в порядке хроматического круга, то есть желтого, оранжевого, красного, синего и зеленого. Эти гармоничные величины создают успокаивающие статические эффекты. Количественный контраст нейтрализуется вмешательством гармоничных количеств.
В жизни симультанный контраст используется для усиления естественных красок внешности, например, цвета глаз.
Также симультанный контраст коварен тем, что создает нежелаемые эффекты: придает зеленоватый оттенок русым волосам, если они находятся рядом с большой площадью красного, или делает блонд дешево-желтым в соседстве с фиолетовой одеждой и аксессуарами.
Используемые здесь количественные соотношения действительны только тогда, когда используемые цвета очень яркие. Если изменяется яркость цветов, отношения размера будут изменены в равных пропорциях. Поэтому очевидно, что два фактора, светимость и поверхность тесно взаимосвязаны.
На рисунке ниже показаны гармоничные отношения, установленные между красным и зеленым. Когда в композиции используются разные количественные соотношения, чем гармоничные отношения, то есть когда доминирует цвет, получается выразительный эффект. Тема, художественный смысл или личный вкус - это те, которые определяют количественный характер, который должен использоваться в выразительной композиции.
Теория цвета не просто абстрактное знание, - это мир вокруг нас. Понимание сути контрастов позволяет грамотно подчеркивать свои достоинства, затенять недостатки, привлекать внимание окружающих и собирать комплименты в свой адрес.
Контраст по цвету
Контраст по цвету дает возможность придать одежде декоративности, театральности, создает ощущение праздника. Контраст насыщенных хроматических цветов гармонично смотрится на девушке с контрастной, яркой внешностью. При этом крой самой одежды должен быть лаконичен – в данном случае, все внимание посвящается цвету. Но и обладательницам мягкой внешности с низкой контрастностью можно носить подобные сочетания – в их случае, насыщенность цвета просто должна быть снижена до такого уровня, чтобы природные краски лица не забивались. В стилистическом отношении, цветовой контраст ассоциируется со спортивным образом, иногда – драматическим. Также хорош цветовой контраст при обыгрывании этнических, фольклорных мотивов (пример Мексиканской художницы Фриды Кало).
Когда количественный контраст очень выражен, достигается новый эффект. На рисунке ниже красный цвет плохо представлен. Но, поскольку зеленый, по отношению к этому красному, очень обилен, вызывает в глазах зрителя светящееся присутствие дополнительного красного.
В главе, посвященной одновременному контрасту, мы объяснили, что глаз всегда требует для данного цвета дополнительного цвета. Но мы все еще не знаем, почему. Мы, вероятно, подчиняемся всеобщей воле баланса и индивидуального утверждения. К этой тенденции должен быть свой особый эффект количественный контраст. Цвет меньшинства, который, так сказать, находится в опасности, защищается по-своему и становится относительно более светлым, чем когда его присутствие находится в гармоничном отношении, как на рисунке квадратов зеленого и красного.
Контраст дополнительных цветов.
Этот контраст наиболее эффектен в варианте, когда оттенки дополнительных цветов как можно ближе к своим оригиналам на цветовом круге. Поэтому говоря о том, кто может носить подобные сочетания, - речь будет идти в основном о ярких барышнях. Такая гамма подойдет для отпускного гардероба, и загорелая кожа удачно дополнит ваш наряд. Но также ее можно вписать и в обычный, ежедневный casual, используя дополнительные цвета для туфель и аксессуаров.
Биологи и садоводы хорошо знают об этом явлении. Когда растение, животное или мужчина подвергаются особенно трудным жизненным условиям, происходит реактивация возможностей реакции: в определенных случаях результаты получаются как у человека, так и у животных или растений, что приводит к неожиданным результатам. Если через длительное созерцание цвет глаза получает небольшое представление, будет наблюдаться, что он растет по интенсивности и силе.
Использование двух контрастных символов, которые укрепляют друг друга, может привести к очень ярким и ярким выражениям. Мы указываем здесь особенность количественного контраста: она способна изменять или усиливать влияние других контрастов. При изучении темно-темного контраста мы уже представили проблему пропорций. Количественный контраст действительно контраст пропорций. Когда в светло-темной композиции небольшая прозрачная поверхность контрастирует с широким темным расширением, картина может приобретать более глубокое и более широкое значение именно из-за этого количественного контраста.
Контраст светлого и темного
Классическое сочетание белого и черного, увы, не всем к лицу. Если вы не обладательница контрастной внешности, и черный у лица вас старит, а белый превращает в моль, для вас созданы разнообразные приглушенные оттенки. Просто найдите "свой" белый (цвет небеленой шерсти, цвет слоновой кости, кремовый) и свой черный (темно-синий, темно-серый, коричневый). Кроме того, контраст по светлоте позволяет проводить небольшую коррекцию фигуры: светлый оттенок визуально придает объем, а темный – объем скрадывает.
Внимание, которое должно быть уделено согласованию окраски цветов и их размеров, представляет собой композицию, по меньшей мере такую же важную, как тот же самый выбор цветов. Поэтому цветная композиция всегда должна основываться на соотношениях цветных пятен. Форма, размер и границы цветовых пятен должны определяться характером и интенсивностью цветов и не должны фиксироваться заранее чертежом.
Рассмотрение этого правила особенно важно при определении количества используемого цвета. Границы, зафиксированные чертежом, ни в коем случае не могут определить истинный размер пятен, поскольку они являются следствием различий интенсивности между цветами. Также эта интенсивность предлагается характером цветов, их световым значением и эффектами, которые исходят от контрастов.
Контраст по насыщенности
Это элегантный прием для создания мягкой палитры красок. К тому же, прием универсальный: контраст по насыщенности может использоваться не только в романтических нарядах и casual-комплектах, но даже в деловом гардеробе с умеренно строгим дресс-кодом. Грамотно играя этим контрастом, можно выполнять разные задачи: подчеркнуть лицо яркой деталью, при этом оставляя весь остальной outfit спокойным и приглушенным, при нежной, пастельной внешности позволить себе яркую вещь, скомбинировав ее с привычными оттенками, и т.п.
Контраст площадей
Используется в виде всевозможных аксессуаров – шарфы, броши, ремни, - помещенных на основной фон, а также декоративные детали кроя, аппликации, и прочие детали. Фокусирует внимание на меньшем объекте и отвлекает от большего. Позволяет подчеркнуть выигрышные места вашей фигуры. Например, темный пояс на светлом платье выделит тонкую талию, а яркий шарф, воротник на платье нейтрального цвета, от проблемной талии отвлекут.
Температурный контраст
Сложный вид контраста, который требует цветового чутья. Если вы уверенно сочетаете в одном комплекте теплые и холодные оттенки, и получаете гармоничное цветовое сочетание - жму вам руку, я лично берусь за это с осторожностью. Необходимость создать температурный контраст может возникнуть в случае, если вам ну очень приглянулся цвет, который вы по температуре красок внешности категорически не тянете (как правило, это люди со светлой, холодной кожей). Тогда можно создать прослойку между желаемым цветом и вами с помощью оттенка привычной температуры. Самый простой способ найти удачный контраст теплого-холодного – использовать уже готовые дизайнерские принты.
Симультанный контраст
Так называемые цвета-интенсификаторы помогут вытянуть чистый цвет из невнятно-приглушенного: например, удачный сиренево-фиолетовый оттенок теней сделает болотно-зеленые глаза изумрудными, а заурядные карие заиграют всполохами янтаря, если оттенить их шарфом определенного оттенка синего. Тут все просто: анализируйте краски своей внешности, и подчеркивайте их дополнительными цветами – и все окружающие отметят глубину и насыщенность ваших глаз, свежесть кожи и то, как идет вам этот оттенок волос.
Как я уже писала в первой части, симультанный контраст коварен: внимательно следите тем, чтобы не создать неудачного дополнительного контраста между вашей кожей, волосами и одеждой. Блондинкам стоит быть аккуратнее с фиолетовым, а русоволосым шатенкам – с красным. Помада со сливовым подтоном сделает зубы визуально желтее, а зеленый шарф привлечет внимание к покраснениям и воспаленным пятнышкам на лице.
Сегодня, когда одежда и аксессуары стали доступными и разнообразными, когда нет жесткого диктата моды, - мы имеем исключительную возможность выразить свой внутренний мир и свою индивидуальность через удивительную гамму красок. Так почему же большинство из нас привычно одето в уныло-черное? Неужели таков наш внутренний мир?
Не бойтесь экспериментировать! Загляните в свой шкаф новыми глазами – наверняка, вы обнаружите, что вам есть с чем поработать и откроете для себя новые, интересные сочетания, основанные на контрасте.
Цвет — это удивительная и сложная вещь, которая волшебным образом действует на нас, которая так же изначальна и необходима, как сам солнечный свет. Многие ученые и естествоиспытатели старались изучить цвет и систематизировать знания о нем. В их числе были сэр Исаак Ньютон, Иоганн Вольфганг Гёте, Йоханнес Иттен и многие другие. Цветоведению посвящены целые книжные тома, но мы пройдёмся «по верхам», чтобы усвоить то, что нужно знать о цвете для первого знакомства.
Итак, сэр Исаак Ньютон в 1676 году пропустил солнечный луч через призму и получил цветовой спектр, который он условно разделил на 7 цветов (есть версия, что он стремился провести аналогию с 7 музыкальными тонами).
По сути, мы видим, что предметы имеют тот или иной цвет, лишь потому, что на них падает белый свет, и часть его волн поглощается материалом данного предмета, а другая часть отражается и попадает на сетчатку нашего глаза. Видимый нами цвет предмета может меняться в зависимости от цвета освещения, удаленности предмета и даже цвета окружающих его объектов.
Из этого следует ещё одно полезное наблюдение, связанное с деятельностью левого и правого полушарий. С одной стороны, я знаю , что листва деревьев зеленая, а небо синее. Это подсказывает мне мое левое полушарие, ответственное за упрощение и систематизацию. С другой стороны, переключаясь в «правополушарный» режим, я вижу , что в окружающем меня пейзаже листва может иметь совершенно произвольные цвета — от багрового до синего и чёрного, а небо может быть лимонным или зеленоватым, и я не имею права игнорировать этот факт. На наших детских рисунках трава всегда зеленая, а небо всегда синее. Но сейчас мы учимся наблюдать и отслеживать все природное разнообразие цветов.
Тёплые и холодные цвета
Умение наблюдать, видеть и передавать в живописи всё природное разнообразие цветов важно потому, что цвет в живописи несет экспрессивную функцию, то есть наряду с формой, композицией и т.п. служит для выражения нашего замысла. Согласитесь, например, что картина в тёплых, красно-оранжевых тонах создаёт у нас одно впечатление, а картина в холодных, сине-зеленых тонах — совершенно другое.
Как уже было сказано, к тёплым цветам относятся цвета красной и желтой гаммы, к холодным — цвета синей и зеленой гаммы. Но теплохолодность — это не абсолютная характеристика, а относительная. Если сравнить красный и оранжевый, красный будет теплее. Если сравнить желто-оранжевый и лимонный, желто-оранжевый будет теплее. Красновато-фиолетовый теплее чем чистый фиолетовый (благодаря красному подтону), а бирюзовый теплее, чем чистый синий (в нем есть жёлтый подтон, он дает теплоту).
Здесь мы подходим к тому, в каких отношениях цвета спектра находятся друг с другом, и что нам делать с этим знанием.
Как известно, существует 3 основных цвета , которые невозможно получить смешивая другие цвета, но которые сами являются компонентами более сложных цветов. Это красный , жёлтый , синий . На базе этого знания швейцарский ученый, художник и педагог Йоханнес Иттен разработал 12-частный цветовой круг . В центре круга мы видим треугольник, на вершинах которого расположены три основных цвета, а по окружности расположены результаты их смешения между собой в той или иной пропорции (желтый → желто-оранжевый → оранжевый → красно-оранжевый → красный и так далее).
Родственные и контрастные цвета
Так вот, цвета, расположенные ровно друг напротив друга на окружности, называются противоположными или дополнительными . Дополнительные цвета (красный vs. зеленый; желтый vs. фиолетовый; синий vs. оранжевый) создают между собой максимальный цветовой контраст . В принципе, в той или иной мере контрастируют все цвета, включающие компоненты дополнительных цветов (например, желто -зеленый и сине -фиолетовый, сине-зеленый и красно -оранжевый и т.д.), но в случае дополнительных цветов контраст достигает своего пика. А значит, когда мы используем контрастные цвета в нашей композиции, их взаимодействие дает максимальную экспрессию.
Если контрастными являются цвета, диаметрально противоположные в цветовом круге, то цвета, находящиеся рядом, называются родственными (скажем, вся гамма от желтого до красно-оранжевого, не доходя до красного; или вся гамма от желто-зеленого до сине-зеленого, не доходя до синего). В отличие от сочетания контрастных цветов, сочетание родственных цветов может создавать эффект спокойствия, устойчивости, сдержанности, монотонности. Это одни из базовых принципов использования цвета в живописи.
Почему так важно понимать, в каких отношениях состоят между собой цвета? Потому что один из базовых принципов живописи — это работа отношениями . На фоне синего неба желтоватая архитектура загорится особенно ярко, а на фоне желтовато-серого неба она «потухнет». Алая земляника выразительно заиграет на фоне зелени, а на синей скатерти такого эффекта не будет. Светлый выглядит светлым, когда рядом появляется темный . Ровно так же дополнительные цвета усиливают действие друг друга .
Важно: используя в композиции дополнительные цвета (красный и зеленый, синий и желтый…) помните, что если один из цветов звучит в полную силу, то второй должен «уступить дорогу», то есть из чистого стать более сложным (с примесью другого цвета), либо стать более светлым (как если бы мы добавили к нему белил) или более темным.
Поясню на примере: сочетание максимально яркого чистого красного и максимально яркого чистого зеленого дает несомненный «вырвиглазный» эффект, в то время как чистый зеленый с приглушенным (более сложным!) и затемненным оттенком красного (= красно-коричневым) выглядит вполне благородно.
Цветовой шар
Говоря о работе контрастными и родственными цветами для достижения своих творческих целей, мы, конечно же, не предполагаем, что следует использовать цвета в их максимально насыщенных и ярких вариациях (как показано на примере с красным и зеленым в предыдущем абзаце). Любой цвет может варьироваться по трем шкалам: ЯРКОСТЬ, СВЕТЛОТА, НАСЫЩЕННОСТЬ.
1. Яркость — это показатель чистоты цветового тона, чем меньше яркость, тем больше примеси других тонов. Спектральный (т.е. как в спектре, выходящем из призмы, или как в радуге) голубой цвет максимальной яркости вверху шкалы, внизу шкалы к нему подмешивается синий.
2. Светлота — это показатель движения тона в сторону белого или черного. Как если бы мы подмешивали к чистому спектральному цвету белила или черную краску.
3. Насыщенность — это показатель содержания цветового тона относительно серого цвета. Чем меньше насыщенность, тем более цвет сдвигается в сторону нейтрального серого.
Поскольку все эти вариации невозможно отразить в рамках цветового круга, Филиппом Отто Рунге была предложена «расширенная версия», а именно цветовой шар
. Здесь он показан в развёртке. Представьте, что вы вырезали эту «звездочку» из бумаги и склеили по линиям разреза. Цветовой шар позволяет показать, как цвета двигаются по шкале светлоты: на «северном» полюсе показаны разбеленные цвета, на «южном» полюсе — затемненные.
Соответственно, если мы хотим использовать в композиции родственные цвета того или иного цветового тона (желтые и оранжевые, красные, синие и сине-зеленые и т.д.), в нашем распоряжении все богатство красок этого сегмента : более светлые и более темные вариации (см. 4 рисунка ниже), а также более и менее яркие (ближе к спектральному чистому цвету или дальше от него) и более и менее насыщенные (ближе к чистому цвету и ближе к нейтральному серому).
Чтобы на практике понять, как ведут себя рядом контрастные и родственные цвета, какую вибрацию они создают при взаимодействии, какое впечатление может создавать одна и та же композиция в разных цветовых решениях, попробуйте для начала нарисовать что-то с использованием контрастных цветов (диаметрально противоположных по цветовому кругу), а потом — с использованием родственных . Множество вариантов и нюансов цвета здесь бесконечно.