Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока Былина «Как Илья Муромец богатырем стал».
Тип урока: изучение нового материалаПедагогические задачи:
создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его отражение в творчестве художников; способствовать развитию интереса к литературному чтению, умений находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения; содействовать обогащению словарного запаса, совершенствованию культуры речи, освоению понятий былина , богатырская сказка , развитию умений отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, подтверждающие высказанную мысль, формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст; содействовать воспитанию чувства патриотизма и любвик своей Родине, взаимоуважения
Планируемые результаты
Предметные
: имеют представление о понятиях
былина, богатырская сказка
; умеют выделять их признаки
Метапредметные :
познавательные:
овладевают умениями подводить под понятия, выделять признаки былины (былинного сказа); осуществляют постановку и решение проблемы: самостоятельно готовят рассказо былинном герое;
регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действиеЛичностные : выражают этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу; владеют знанием основных моральных норм поведения, высказывают свое мнение
Образовательные ресурсы:
репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; изображение гуслей; аудиозапись произведения М. Мусоргского «Богатырские ворота»; книжная выставка «Дела былинные»Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
1 мин
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Урок литературного чтения
Словно приключение
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь
И много узнаешь.
Книга с нами всегда
А вы урок чтения любите?
Тогда внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог Какие виды устного народного творчества вы знаете?
Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.
УУД
Личностные УУД : формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция..Проверка домашнего задания
1.Чтение народной песни
2. Чтение загадок
Взаимооценка.
Самооценка.
Коммуникативные
Актуализация знаний учащихся
– Произнесем хором: бы-ли-ны.
– Кто знает, что означает это слово?
Былина – это русские народные торжественные песни. Это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Ещё до появления у славян письменности память о прошлых временах хранили гусляры-сказители. На радостных и скорбных пирах они сказывали былины о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.
«Уж ты гой еси, добрый молодец», – согласитесь, такое приветствие услышишь не каждый день, да и не сразу оно понятно. И даже двести лет назад никто так уже не здоровался.
А вот герои русских былин сохранили такое обращение с глубокой старины. Тех, кто хранил в памяти былины, называли сказителями.
Былина – рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.
– Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово. Читаем хором: бо-га-ты-ри.
– Что это? (Показывает картинку с гуслями.)
– Каких русских богатырей вы знаете?
– Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли
о них музыку. Послушайте фрагмент произведения М. Мусоргского «Богатырские ворота»
– О чем будет произведение?
– Былины повествуют о богатырях, мужественных защитниках Родины. В них народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.
Прогнозируют содержание произведения на основе названия
Познавательные
: логические универсальные действия: решение проблемыРегулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу.Коммуникативные - слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Изучение новых знаний и способов действий
Какое отношение имеет сказка к богатырям?
Рассказ учителя об Илье Муромце
– Кто такой Илья Муромец?
(Рассказывает об ИльеМуромце.)
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
– Какие предметы на иллюстрации подтверждают древность сказки?
– Где Илья? Как вы догадались?
Чтение сказки по частям с комментированием
Вопросы по содержанию 1-й части .– Почему у родителей Ильи не было фамилии?
– Что огорчало родителей?
Есть особые сказки про богатырей, они называются богатыр-
скими.
– Одежда, прически, предметы быта
– Раньше на Руси не было фамилий. Это указывает на древнее происхождение сказки
Познавательные: работать с разными видами информации.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстни
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Выполняют движения
Регулятивные УУД : самоорганизация отдыха на уроке.
Закрепление новых знаний и способов действий
Словарная работа в ходе чтения 2-й части .
– Как вы понимаете фразу: «Есть сын, да никуда не годящий»?
– Кто такой странник ?
– Сколько это: «чаша в полтора ведра»?
– Что значит «не прекословил» (не спорил) , «тын» (забор из бревен или жердей) ?
Вопросы по содержанию 2-й части .
– Какое чудо сотворили странники с Ильей?
– Какой наказ они ему дали?
Объясняют слова и выражения по ходу чтения.
– Человек, который ходит пешком, странствует
Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.
Регулятивные : организация работы на уроке.
Коммуникативные : высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.
Физкультминутка
Электронная
Выполняют движения
Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке
Обобщение новых знаний и способов действий
Чтение 3 части рассказа
Где и когда происходили события?
– С чего все началось?
– Какой эпизод сказки вызвал интерес?
2.Самостоятельная работа
Работа в тетради
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельная работа
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.
Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждения
Итог урока
Что нового узнали на уроке?
– Что вас удивило?
– Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?
– Закончите предложения.
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
На следующем уроке мы...
– С какими жанрами мы сегодня познакомились?
Отвечают на вопрос учителя
Коммуника тивные УУД : умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам
Рефлексия деятельности.
- Оцените себя по лесенке успеха.
На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?
Дети оценивают свою деятельность.
Регулятивные УУД
:
определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.
Коммуника тивные УУД : умение выражать свои мысли.
Домашнее
задание
с.24 подготовить рассказ об Илье Муромце
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: осознание необходимости учения.
Коммуникативные: умение подробно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей
Цель: закрепить знания учащихся о понятии былина, продолжить работу над русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал»;расширить знания учащихся об окружающей действительности в процессе чтения и анализа произведения, реализовать личностное восприятие в продуктивно-творческой деятельности.
Задачи: расширить знания учащихся об устном народном творчестве; оптимальный уровень чтения и пересказа текста, определения жанра и ценности художественных средств; формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям; умение делать выводы по результатам совместной работы с текстом, обогащение словарного запаса; воспитание интереса к предмету.
Ожидаемый результат: развитые навыки осознанного и выразительного чтения, самостоятельного определения темы и идеи текста; проявленные эмоциональные сопереживания к герою; самостоятельная оценка собственных достижений в чтении, анализе и интерпретации содержания текста.
Оборудование для учителя: видеоролик «
видеоролик «Физкультминутка: «Богатыри»», презентация «Как Илья из Мурома богатырем стал», учебник.
Оборудование для учащихся: учебники, тетради, ручки, карандаши, дневники.
Предварительная работа: чтение былины.
Использованная литература:
видеоролик «Как Илья из Мурома богатырём стал». Автор фильма Биневская Т.Н.
Физкультминутка: «Богатыри»
Русская народная сказка "Как Илья из Мурома богатырем стал"
Жанр: народная былина в литературной обработке
Главные герои сказки "Как Илья из Мурома богатырем стал" и их характеристика
- Илья Муромец. 33 года. Умный, зоркий, сильный. До поры калека, после исцеления самый сильный богатырь. Мужественный, смелый, добрый.
- Иван Тимофеевич. Отец Ильи. Простой крестьянин, работящий, честный, добрый.
- Странники нищие. Кудесники, волшебники, волхвы.
- Илья и его родители
- Странники нищие
- Илья встает на ноги
- Первый ковшик
- Второй ковшик
- Третий ковшик
- Наказ странников
- Дубы в воде
- Радость родителей
- Взросление Бурушки
- Илья вооружается
- Благословение отца
- Испытание силы
- Илья едет в Киев.
- Жил в селе Карачарове простой крестьянин и был у него сын-калека, по имени Илья.
- Пришли к дому странники, заставили Илью на ноги встать.
- Напоили его водой колодезной, стал Илья таким сильным, что земля его не держит.
- Дали странники Илье еще ковшик и убавилось сил у Ильи
- Выкорчевал Илья дубы, воспитал себе коня и выковал стрелы и палицу.
- Отправился Илья в Киев, защищать русскую землю.
Велика земля русская и много в ней богатырей славных.
Чему учит сказка "Как Илья из Мурома богатырем стал"
Сказка учит терпению, учит не терять надежду и верить в лучшее. Учит любить свою Родину, быть патриотом. Учит бороться с врагами, защищать слабых и помогать бедным. Учит любить и почитать своих родителей. Учит слушать мудрых советов.
Отзыв на сказку "Как Илья из Мурома богатырем стал"
Мне нравится эта былина, как и другие истории про Илью Муромца. Ведь Илья Муромец - не просто самый известный богатырь земли русской. Он защитник всех обиженных и угнетенных, он борец с несправедливостью. Он просто герой, на которого все хотят быть похожими.
Пословицы к сказке "Как Илья из Мурома богатырем стал"
Чему быть, того не миновать.
Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя.
Бог по силе крест налагает.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как Илья из Мурома богатырем стал"
Жили в селе Карачарово, что под Муромом, крестьянин Иван Тимофеевич с супругой своей Ефросиньей Яковлевной. И был у них сын Илья.
Очень любили родители сына, но горько плакали, на него глядючи. Тридцать лет Илье, а лежит на печи, ни рукой, ни ногой пошевелить не может. И ростом богатырь, и ум есть, и глаз острый. Но не носят его ноги.
А вокруг враги на Русь нападают, разбойники по дорогам шляются. Слышит эти рассказы Илья и жалеет, что не может встать, да Русь-матушку защитить.
И вот как-то отправились родители в поле, пни корчевать. А к дому три странника нищих подходят. Стучат в ворота, зовут Илью открыть их.
А Илья возмущается, не может он встать, думает издеваются над ним странники. А странники настаивают - вставай Илья.
Поднатужился Илья, соскочил с печи и легко к воротам подходит. Странников во двор впускает. А те воды просят колодезной. Принес им Илья целое ведро, а странники зачерпнули ковшиком воду и Илье выпить дают. Говорят, что в воде этой сила всех рек и ручьев сокрыта.
Выпил Илья, чует силу в себе богатырскую. Хоть всю землю перекопать может.
А странники ему второй ковшик подают. В том вода от росы с лугов и полей. Выпил Илья, еще больше сил прибавилось. Чувствует, что может всю землю перевернуть.
Велят странники еще воды принести, а то слишком много сил у Ильи. И действительно, идет Илья в землю проваливается, половицы под ним ломаются, цепь колодезная как ниточка рвется.
Принес еще воды, подают ему странники еще ковшик. Выпил Илья, чувствует силы в нем половина осталась. Довольны странники, прощаются, а Илье советуют врагов-разбойников бить, а со Святогором, Микулой Селяниновичем и Вольгой Всеславьевичем не ссорится.
А Илья топор взял, да к родителям на поле отправился. Видит, спят родители, устали. Пошел Илья поле корчевать, да лес валить. Могучие дубы вырывал, да в реку бросал. Расчистил поле, лопату взял, вскопал все, только сеять осталось.
Проснулись родители, радуются, на сына не налюбуются.
А Илья пошел коня себе искать. Купил у мужика жеребенка шелудивого, три месяца пшеницей откармливал, потом в луг вывел, дал в росе поваляться. Стал конь богатырским, через тын высокий перепрыгивает, под рукой богатырской не дрогнет.
Пошел Илья себе меч искать. Как ни сожмет рукоятку, рассыпается она. Бросил Илья мечи, выковал в кузнице три стрелы по пуду весом, лук тугой сделал, копье взял, да палицу. И простился с родителями, сказал, что едет в Киев к князю Владимиру. Будет землю русскую от врагов защищать.
А Иван Тимофеевич ему и наказывает. На добрые дела благословляет, а на худые благословения не дает. И велит не забывать род свой, крестьянский.
Поехал Илья к реке-Оке. Захотел силу свою проверить. Уперся в гору, опрокинул в реку. Потекла Ока в другую сторону. А Илья ей поклонился, горсть родной земли взял, да поехал подвиги совершать.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Как Илья из Мурома богатырем стал"
_______________________________________
Предыдущие главы:
Www.сайт/2006/10/05-538
www.сайт/2006/10/04-89
www.сайт/2006/10/04-1075
_______________________________________
Тридцать три года на печи сиднем просидел…
Ручки, говорил, нехожалые.
А сам все это время на калорийную пищу налегал.
Потому что здоровый был, как сельскохозяйственный комбайн. Только мамка с папкой алкоголя ему не давали.
Мало ли что.
Тут как раз лето приключилось, пошли колхозники трудодни отрабатывать.
А в это время в село Карачарово наведались калики перехожие.
Много их в то время по земле Русской обитало.
А зарплату они получали из Министерства связи. Телевизоров и радио в ту стародавнюю пору не было, вот и разносили последние новости CNN эти самые перехожие.
Избушка Илюшина на самом краю села стояла. В нее первую калики свой визит нанесли.
«Дай, – говорят, – добрый молодец, водички испить, а то мы с дороги и после вчерашнего утомленные…»
«Извините, товарищи, – ответил им Илья Иванович, – проблема у меня с передвижением.
На кухне холодильник, открывайте сами, что найдете, то пейте и закусывайте».
Понравилась доброта Илюшина каликам, открыли они холодильник, вмазали граммов по сто «Урожая», и очень им на душе радостно стало.
«Почто с нами не выпьешь, добрый молодец?» – спросили
«Дык, ведь, не наливаете» – стветствовал Илья Иванович.
«Это мы мигом» – сказали калики, и цельный ковш воды огненной инвалиду преподнесли.
Как выпил Илюша менделевки, почувствовал в себе силу неминучую.
И на ножки резвые поднялся.
Обрадовались калики, налили еще по одной.
«Только, – говорят, – это, на будущее, больше литра за раз не потребляй. Потому что ты ни кто иной, а богатырь Земли Святорусской, Илья Иванович.
С тем и откланялись.
Илья решил силушку свою в дело пустить. Вышел в чисто поле, все дубы и коренья с камнями повыкорчевал, и речку Оку ими запрудил.
А на освободившимся пространстве потом построили Карачаровский контейнерный завод и мебельную фабрику.
Маманька с папанькой очень обрадовались, что сынок самостоятельно передвигаться может, без коляски инвалидной.
А папанька его работал (по совместительству), на Муромском Стрелочном Заводе, нач. отдела снабжения. Хотел он сперва сынка к себе в отдел пристроить, но богатырь воспротивился.
«Пойду, – говорит, – в личную кавалерию к князю киевскому устроюсь. Там, папаня, перспектив много больше».
Родители противится не стали, собрали туесок на дорогу, коня персонального выделили, выпросили у соседа-пенсионера Микулы Селянидовича боевую каску с кольчугой и двуручную шашку чапаевскую с луком-самострелом.
И благословили сынка на дела ратные.
Долго ли, коротко ли ехал Илья, но добрался до города Чернигова.
А там вражеские полки осадою стоят.
И сказал им богатырь:
«Валите, ребята, отсюда подобру-поздорову!»
Обиделись полки вражеские и пошли в атаку.
Но Илья Иванович кого так побил, кого конем потоптал.
Всех до единого.
Обрадовались жители черниговские победе скорошустрой, и предложили Илье занять должность вице мэра города. По безопасности.
Отказался богатырь, спросил только:
«Как бы мне до Киева побыстрее добраться.
Отвечали ему жители черниговские:
«Одною дорогой поедешь – полгода добираться будешь, другою, ближнею – во век не доберешься – засел, понимаешь, у Калинова моста Соловей-разбойник, всех путников акустическим ударом по головам стучит, сырыми ест, а потом все имущество отбирает.
Завернул Илья в тряпицу почетную грамоту, от Черниговцев полученную, и поехал короткой дорогою.
Тут и Соловей-разбойник, как раз, на дубу в гнезде сидит, да посвистывает.
А конь у Илюши еще пугливый был, к шумовым эффектам не приученный.
Спотыкаться начал.
Тут Борис Андреев… Извиняюсь, Илья Иванович коню говорит:
«Что же это вы, кластер гербариевый и потенциальная пища для представителей семейства волчьих, пируэты здесь выделывете? Али плеточки-семихвостки отведать захотели?»
Конь тот час исправился, поднялся на все четыре копыта и встал как вкопанный.
Зарядил Илья лук-самострел и прямо в глаз Соловью-разбойнику стрелочку каленую стрельнул.
Пробил хрусталик, зрительный нерв и височную кость.
Расстроился Соловей-разбойник и из гнезда засадного выпал.
Скрутил его богатырь, в крафт-пакет засунул и с легким сердцем по короткой дороге коня погнал.
Тем временем семейство Соловьиное решило батю выручить.
Провели дискуссию на тему: «Как?»
Но Илья их слушать не стал, а поехал дальше, через Бориспольский аэропорт прямо к князю Владимиру.
А в Киеве, во дворце, пир горой.
По усам течет и куда надо попадает.
Потому что обмывают там крещение жителей станции «Шепитовка».
Вошел богатырь в тронную залу, поздоровкался со всеми и спросил:
«Где пункт по приему Соловьев-разбойников? Привез тут одного…»
Засомневались бояре:
«А натуральный ли? В последнее время что-то больно много их подделывать стали.
Вдруг опять, китайский? Пусть он посвистит, что ли.
«У нас все чисто, – ответствовал Илья, – самый, что ни на есть свежачек. Только что из гнезда. Где ему свистнуть, во дворе, мож? А то все разнесет здесь к едрени-фени. Натовская разработка, штучная вещь…
«Во дворе, во дворе! – приподнялся с трона князь Владимир, – у меня тут новую мазню Пикассо привезли, не ровен час с гвоздя сорвется, поломается».
Вышел двор во двор, вытряхнул Илья Иванович Соловья-Разбойника из крафт-пакета.
«Свисти, говорит, террорист берендеевский,* но только, чтоб в полсилы, иначе с довольствия сниму».
Не послушался богатыря свистун, раздул щеки и обрушил на Киев волну акустическую в 100000 ДБ.
Кто заранее противогазы не надел и бируши не вставил – сразу полегли.
А кто вставил – те частично.
«На фиг, на фиг, – закричал выживший князь Владимир, – вы, товарищ, как нибудь решите эту проблему, а то ведь до сих пор тошнит».
Вывез Илья Соловья-разбойника в чисто поле и сказал ему:
«Дурак ты, братец! Вел бы себя хорошо, мог бы работать неплохим стратегическим оружием.
А так, извини…»
Достал двуручную чапаевскую шашку и отделил бедняге голову от туловища.
А в Киеве богатыря уже встречали.
Транспаранты, лозунги, букеты поролоновые.
Сам князь Владимир у парадных ворот с хлебом-солью стоял.
Заодно и спрашивает:
«Ты хоть кто такой, какого роду-племени и партийной принадлежности?»
«Я из города Мурома, из села Карачарова, что за поселком Вербовским, еще четыре километра. А зовут меня Илья, сын Иванович.
Местная братва прозвала Илюшей Муромским».
«Вот, только этого мне не хватало, – подумал Владимир, – Сережа Ходорковкий, Коля Арбатский, Гриша Магаданский… И тут еще новоявленный Илюша Муромский…
Почесал князь репу и изрек:
«У нас в правительстве все имеют цивильные погоняла.
Я, вот, к примеру, Красный, жена моя Анна Цимисхиевна – королевична Апраксия, иконописец Андрюха Рублев – Колька-Художник, тебе бы тоже пристало как-нибудь
по интеллигентному обозваться.
Илья Карачар, что ли. Или Муромец…
Вот, точно, будешь Муромец!
Отныне и присно и во веки веков!
Потому что мои богатыри на «ич» и «ец» заканчиваются:
Рабинович, Попович, Никитич, Усмошвец. Кожемяка немного подкачал, но не суть.
Значится, – говорит, – с этим решили.
Теперь об деле. Оклад, согласно штатному расписанию, плюс соцпакет и премии с моего плеча. За каждого убитого вражеского богатыря – прогрессивка и ковш меда из рук Апраксии. За выигранную битву – ценный подарок и орден. Согласны?»
«А че ж…» – сказал новообращенный Илья Муромец и стал русским богатырем.
*Согласно некоторым данным, берендеи – народ, живший на территории современной Москвы.
Дикий и необразованный. А еще злобный и пакостный.
И все поголовно «акали»: «кАрова», «пАравоз»...
Кн. Владимир очень его недолюбливал.
Потому что берендеи креститься не хотели.
Что только не делал князь, чтобы им за это по шее натрескать!
Армии воевать отправлял, дипломатов на переговоры посылал, все равно не получалось.
Берендеи в подмосковных лесах обитали, в районе от Площади Ногина до Горьковского шоссе.
Как какая экспроприация от Владимира начинается, они сразу же в партизаны уходили.
И оттуда вели боевые действия. И весьма удачно.
Поэтому в ту пору мало кто по Горьковскому шоссе ездил и хаживал.
В основном, через Рязань.
Однажды, говорят, Вовка Мономахов напился и дважды (!) дорогой опасной проехался.
Но его никто не тронул.
И лишь только Юра Долгорукий смог решить вопрос с берендеями.
Понастроил пятиэтажек и всех их туда вселил. С московской пропиской.
Мне только одно непонятно: это как же Илья ехал, что от Чернигова через Москву на Киев?
Может, в те времена глобус Украины другим был?
Сентенция:
Когда говорят: «Не свисти!», головой рисковать лучше не стоит.
В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.
Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они ни проходу людям, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:
Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
Так и шли дни, катились месяцы...
Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.
Вдруг видит - подходят к его избе три нищих странника.
Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
Встань, Илья, отвори калиточку.
Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
А ты приподнимись, Илюшенька.
Рванулся Илья - и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
Ну-ка, пройдись, Илья.
Шагнул Илья раз, шагнул другой - крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
Принеси-ка, Илюша, студеной воды. Принес Илья студеной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.
Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскуюВыпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
Много ли чуешь в себе силушки?
Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.
Выпил Илья и остаточек.
А теперь много в тебе силушки?
Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю русскую перевернул.
Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.
Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился - дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.
Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.
Пей, Илья!
Выпил Илья воду колодезную.
Сколько теперь в тебе силушки?
Во мне силушки половинушка.
Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли род ной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.
Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит - малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
Стал Илья лес расчищать - только щепки полете ли. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет.
За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал поле широкое - только знай зерном засевай!
Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали старичков странников.
А Илья пошел себе коня искать.
Вышел он за околицу и видит - ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.
Купил Илья жеребенка, привез домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, потряхивать, в лошадиные ноздри пофыркивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую - не пошатнулся конь, не шелохнулся конь.
Добрый конь,- говорит Илья.- Будет он мне верным товарищем.
Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рас сыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щипать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу була
Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки - потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой железной, не для красы, а для крепости.
Захотелось Илье свою силу попробовать.
Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. За валила гора русло, потекла река по-новому.
Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:
А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.
На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой...
Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.
Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
Говорит старый Иван Тимофеевич:
Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословления нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.