при подготовке к ГИА и ЕГЭ
родителям и учащимся 9 и 11 классов
Выступление подготовила
школьный психолог
МБОУ Журавлёвская СОШ №17
Жихарева Л.Н.
2016 год
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
Сдача экзамена - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Подготовка к экзамену
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Составь план занятий на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного , с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых , скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут-перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.
Накануне экзамена . С вечера накануне экзамена перестань готовиться, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого» настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать с тех вопросов, на которые точно знаешь ответ. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Проверь! Оставь время для проверки своей работы , хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Полезные приемы при подготовке
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении поможет ориентироваться в разных типах заданий,
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами и , поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
Готовишься к экзамену.
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена.
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи отъезда до места проведения экзамена ты должен явиться, не опаздывай. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении!) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.
Во время тестирования.
В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
/Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание -это шанс набрать очки.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Психологическое занятие с элементами тренинга "Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ"
Цель : ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Задачи:
1. обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
2. повысить уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу;
3. развивать способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения;
4. развивать психические познавательные процессы (память, внимание, воображение, речь);
5. развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
Приемы работы : мини-лекция, беседа, релаксационные упражнения.
Формы работы: индивидуальная и фронтальная работа.
Средства: 2 мяча разных цветов,весы с грузом, заготовки звездочек, ручки, памятки, музыкальные аудиозаписи мр3, .
Ход занятия
Психолог:
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем обычным делом, часто они проводятся даже в начальных классах, а заканчиваются эпопеей выпускных и вступительных экзаменов. И вот теперь появились новые формы итоговой аттестации выпускников, в форме ГИА и ЕГЭ. (Слайд 1)
Упражнение 1.
Продолжите высказывание “Для меня ГИА и ЕГЭ это…”, “Для моих учеников ГИА и ЕГЭ это…” (анализируя результаты, психолог фиксирует внимание на общих трудностях педагогов и обучающихся – усталость, нехватка времени, перегрузки…). (Слайд 2)
Упражнение 2.
Психолог предлагает 2 мяча разных цветов, которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший 1 мяч, продолжает фразу: “В проведении ГИА и ЕГЭ мне нравится…”, получивший 2 мяч – “В проведении ГИА и ЕГЭ меня огорчает…”. Психолог в это время фиксирует груз на весах, т.е. положительные и отрицательные ответы и обращает внимание участников на “неизбежность” негативных факторов в профессиональной деятельности учителя и необходимость сохранения физического и психологического здоровья педагога-профессионала. (Слайд 3)
Психолог:
- Готовность педагогов и выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности к сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ могут быть выделены следующие составляющие: (Слайд 4)
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Упражнение “Дерево жизни”. (Слайд 5)
Психолог:
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону, взамен будут расти равноценные ветви: я могу, я хочу, я должен.
Эти ветви поддерживает ствол ЗОЖ, питаемый корнями, составляющими основу ЗОЖ (это: двигательная активность, отказ от вредных привычек, правильное рациональное питание, положительные эмоции и т.д.). Давайте закроем глаза и представим свое дерево жизни… Задайте себе мысленно вопросы: Что я могу?...Что я хочу…Что я должен?…
Давайте сегодня попробуем посадить свое дерево жизни! Начнем питать его корни полезными рекомендациями, которые пригодятся как обучающимся, так и педагогам.
Мини - лекция “Формула успеха”: (Слайд 6)
Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся, шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели. Несколько советов педагогам и обучающимся помогут определить собственную формулу успеха.
Подготовка физической формы.
Конечно, экзамены – это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.
Первое и необходимое условие – высыпаться. (Слайд 7) Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только “количество сна”, но и его качество. Вот что советуют специалисты: (Слайд 8)
Для того, чтобы подготовка к экзамену не была в тягость, необходимо знать, в какое время суток вы лучше всего работаете. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть “совы” и “жаворонки”. “Совы” наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов. “Жаворонки” - рано утром - с 6 до 9 часов и в середине дня. Понаблюдав за собой, можно узнать, кто вы “сова” или “жаворонок”. Постарайтесь заметить, в какое время суток вы наиболее деятельны. Выберите для самостоятельной работы или подготовки к экзаменам правильное время!
Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение “разбитости” часто возникает при пробуждении посередине фразы. Поэтому необходимо, чтобы время отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае, можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме не протянешь.
Самый “качественный” сон – до полуночи. Не случайно “жаворонкам”, то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем “совам” - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схеме можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00. “Длинным” покажется день и как много можно успеть за него сделать.
Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.
Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.
Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную ложку меда, если, конечно, нет на него аллергии.
Упражнение “Дождь в джунглях”. (Слайд 9)
Психолог: “Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх - вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру”.
После окончания упражнения обсуждение: Как вы себя чувствуете после такого массажа? Приятно или нет было выполнять те или иные действия?
Продолжение мини-лекции “Формула успеха”…
Рациональное питание. (Слайд 10)
В принципе никакой особенной диеты во время экзаменационной сессии не требуется. Есть нужно то, к чему привыкли и что нравится. Но все же рекомендовано несколько простых советов:
1. Основа здорового питания “интеллектуала” - белки и витамины. Поэтому в рационе должно быть достаточно блюд из мяса и птицы, рыбы, яиц и творога. “Тяжелые” гарниры из картофеля, риса или макарон лучше заменить свежими салатами из всевозможных овощей: капусты, помидоров, огурцов, сладкого перца. Среди овощей “чемпионами” по содержанию витамина “С”, который часто называют “витаминами здоровья”, являются как раз капуста и перец. Вместо слишком острых приправ и жирного майонеза нужно использовать растительное масло пополам с лимонным соком – это и вкусно, и полезно. И не забывать о фруктах – благо в “горячий” экзаменационный сезон, который приходится на летние месяцы, в свежих фруктах и ягодах недостатка нет.
2. Консервированные фруктовые соки многим приходятся по вкусу, но… полноценным продуктом питания их, к сожалению, считать нельзя, ведь они производятся из порошка и воды. Другое дело – свежеотжатые соки. Это настоящая кладезь витаминов и ценных минеральных веществ. Использовать для приготовления соков нужно не только фрукты (яблоки и апельсины), но и овощи – морковь, капусту, свеклу.
3. Необходимо питаться регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащиеся рискуют довести себя до состояния “волчьего голода”. Потом трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость. Лучше есть по немногу, но вовремя.
4. В числе натуральных продуктов, стимулирующих работу мозга и стимулирующих интеллектуальную деятельность специалисты-диетологи называют:
Сырую тертую морковь с растительным маслом, которая улучшает память;
Капусту, которая снимает стресс;
Витамин “С” (лимон, апельсин) – освежает мысли и облегчает восприятие информации;
Шоколад – питает клетки мозга;
Ананасовый сок;
Авокадо (по половинке плода ежедневно);
Креветки (100 г в день) помогут сконцентрировать внимание
Орехи (100-200 г в день, утром и вечером) благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему.
5. От приема лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться – их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами. Так, в некоторых случаях вместо всплеска энергии они приводят к сонливости и упадку сил. Исключение можно сделать для витаминов типа “Ундевит” и препарата “Глицин”, которые считаются безвредными.
Медитативно-релаксационное упражнение – “Храм тишины”. (Слайд 11)
Психолог: Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны... или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: “Храм тишины”... Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной...Побудьте в этом храме... в тишине...Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно...Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к “Храму тишины”. Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь.
Продолжение лекции “Формула успеха”…
Что делать, если устали глаза? (Слайд 12)
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
1. посмотри попеременно вверх- вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд);
2. напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
4. нарисуй глазами квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Упражнение “Поплавок в океане”. (Слайд 13)
“Это упражнение используется, когда вы чувствуете себя какое - то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой (звуки моря).
Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?”.
Упражнение “Полное дыхание”. (Музыкальная аудиозапись мр3)
“Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких, спокойных выдохов.
Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.
Обратите внимание, какие части тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол, кровать) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя.
Пульс стал меньше (ниже!)”
Упражнение “Найди свою звезду”. (Слайд 15)
Психолог: “Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит спокойная музыка).
А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других бесчисленное число ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на эти звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите ее поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза”.
Психолог в это время выкладывает перед ребятами множество заранее приготовленных разноцветных “звезд”. “ Возьмите ту звезду, которая больше всего похожа на вашу. На одной стороне “звезды” напишите, чего бы вы хотели достигнуть в ближайшее время, а с другой, напишите имя своей “звезды”. Прикрепите ее на наше звездное небо.
И теперь звезды будут нам светить каждое тренинговое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они поведут вас к вашей заветной цели и будут вас сопровождать вас всех на экзаменах и дальше по жизни”.
Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на “черный день”.
Психолог: у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу. Если захотите, можете потом прочитать нам свои памятки. Заполненные памятки останутся у вас.
На доске рисуют большую таблицу, изображенную на бланках.
БЛАНК ПАМЯТКИ “Мои лучшие качества”
Мои лучшиечерты
Мои способности
и таланты
Мои
достижения
Инструкция: “Мои лучшие черты” - в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
“Мои способности и таланты” - сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. “Мои достижения” - в этой графе записываются достижения в любой области. После того, как все запишут что-то в свои бланки, происходит обсуждение: Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?
Психолог:
Итак, сегодня мы с вами познакомились со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ. В самом начале занятия, мы с вами говорили о дереве жизни. При подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ не забывайте его равноценные ветви: я могу, я хочу, я должен. Питайте его корни полезными рекомендациями, которые вы сегодня получили!!!
(Видео для релаксации)
Волнение перед сдачей экзаменов, в частности ЕГЭ или ОГЭ, ГИА, совершенно нормальное явление. Именно в такие моменты детям, а подростки к таковым относятся в полной мере, очень необходима родительская поддержка. Кто кроме мамы с папой сможет помочь ребёнку побороть тревогу, обрести спокойствие и правильно подготовиться к экзаменам?
Но чтобы сделать это правильно взрослым и самим надо успокоиться. В противном случае их волнение может передаться и отпрыску. Ниже, как раз и пойдёт речь о том, как правильно настроить себя и своего ребёнка к тестированию.
Во многих случаях во время подготовки к экзаменам ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, подростку нужно просто не мешать. Но это не значит, что родители вообще не должны ничего делать. Их задача создать наиболее благоприятную рабочую обстановку и психологически комфортные условия для занятий.
Не надо запугивать ребёнка сложностями и вешать на него груз ответственности. Это только увеличит тревожность. Не стоит напоминать о каких-то неудачах и ошибках. Наоборот, лучше вспомнить про успехи. Это позволит ученику разрушить некоторые эмоциональные барьеры.
Ну и, конечно, надо постоянно напоминать, что родители верят в успех, а главное не перестанут гордиться им, любить и ценить его, каким бы ни был результат ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Часто не отсутствие знаний, а именно желание «заслужить» уважение родителей и приводит к неудачам на экзаменах.
Рабочее место для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ГИА
Хорошее рабочее место – залог успеха любого дела. И только родители могут позаботиться о том, чтобы их отпрыск готовился к экзаменам в комфортной, эргономичной обстановке.
Психологи считают, что жёлтый и фиолетовый цвета в интерьере рабочего кабинета способствуют повышению интеллектуальной активности. Разумеется, не стоит специально перед экзаменами делать в комнате подростка ремонт. Достаточно повесить перед столом картину, где превалируют эти цвета или поменять занавески на окнах.
Разработка стратегии для психологической подготовки
Все люди индивидуальны и каждый усваивает знания по-разному и с разной скоростью. Кому-то достаточно пробежаться глазами по пройденному материалу, и он уже всё вспомнил, а кому-то надо вникать в каждую фразу, осмысливая её и создавая ассоциативные цепочки.
Так что родителям придётся помочь ребёнку составить правильный стратегический план занятий в соответствии с его индивидуальными особенностями, исходя из сильных и слабых сторон.
Не менее важно и правильно спланировать рабочий день ребёнка. К примеру, «жаворонку» лучше готовиться в утренние часы, а «сове» наоборот – утром лучше повторить хорошо знакомый материал, а во второй половине дня заняться «пробелами» в знаниях.
Кроме того, родители должны:
помочь подростку распределить темы для подготовки к экзаменам по дням;
объяснить основные методики подготовки к экзаменам ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, в частности донести до подростка, что необходимо выделить главные моменты, формулы и правила, а не зубрить всё подряд;
при необходимости помочь сгруппировать материал в понятные схемы и таблицы;
порекомендовать, а возможно и научить, ребёнка делать всё строго по часам, контролируя время и не тратя его понапрасну.
Если подросток готов принять помощь, то можно подготовить ему несколько вариантов тестовых заданий по экзаменационным материалам прошлых лет и протестировать его самостоятельно (сайт https://hist-ege.sdamgia.ru «Решу ЕГЭ
». Подобные тренировочные экзамены покажут ребёнку его состоятельность и придадут уверенности.
Однако навязывать подростку помощь не стоит. Он может расценить это как неверие в его силы, что только добавит волнения и тревожности. Достаточно предложить пробное тестирование и если ребёнок согласится, то поработать вместе с ним.
После того, как учащийся поймет, где присутствует «пробел в знаниях», можно его наверстать. Удобный портал, на котором есть уроки по всем темам в видео формате https://interneturok.ru/ «ИнтернетУрок.ру ».
Смена труда и отдыха
Без полноценного отдыха никакая подготовка не поможет ребёнку хорошо сдать экзамены ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Родители и только родители должны следить за самочувствием своего чада. Нельзя допускать состояния переутомления.
Надо контролировать, чтобы ребёнок чередовал занятия и отдых. Оптимальным считается школьный вариант, когда занятия длятся 40-45 минут, а затем следует небольшой 10-15 минутный отдых. Однако не стоит во время такой перемены разрешать подростку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это отвлекает и снижает рабочий настрой. Всё это надо объяснить ребёнку заранее. Прямые запреты в процессе психологической подготовки пользы не принесут.
В день перед экзаменом не стоит нагружать подростка слишком сильно. Днём, разумеется, стоит продолжить подготовку, а вечером надо обеспечить ребёнку полноценный отдых. Пусть он немного погуляет, примет душ, расслабится. Не стоит лишний раз его тревожить, тем более не надо заставлять что-то учить. И, разумеется, перед экзаменом подросток должен обязательно выспаться.
Не помешает и психологическая поддержка. Желательно похвалить подростка за то, что он хорошо поработал, подбодрить. Нужно показать ему, что родители уверены в успешной сдаче экзамена.
Рацион питания во время подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ГИА
Умственная деятельность требует не меньше энергетических затрат, чем физическая. Так что подросток в период подготовки к экзаменам должен хорошо и правильно питаться.
Стимулируют активную мозговую деятельность такие продукты, как рыба, кисломолочные продукты (в первую очередь творог), все виды орехов, курага, шоколад.
Вообще, сбалансированный рацион подростка должен содержать мясо, каши (крупы), овощи и фрукты, натуральные соки (желательно свежевыжатые). Это касается не только периода сдачи экзаменов.
Психологические упражнения для подготовки к экзаменам
При желании можно научить подростка некоторым упражнениям, которые будут способствовать расслаблению и обретению спокойствия, а также придадут уверенности. Стоит подчеркнуть, что подобное желание должно возникнуть у ребёнка, а не у родителей. Их задача просто предложить ему использование данных техник и научить им, а не заставить.
Аутотренинг
Это самый простой способ получить позитивный настрой. Применять эту технику лучше перед сном и с утра, ещё не вставая с постели. Для этого достаточно несколько раз вслух проговорить ободряющие фразы. К примеру:
у меня всё получится;
я обязательно справлюсь;
я всё выучил и сдам экзамен;
я знаю весь материал;
я совершенно спокоен…
Дыхательные упражнения для релаксации
Медленно втягивать воздух через нос, до тех пор, пока живот не «надуется», затем задержать дыхание на 3-5 секунд и медленно выдохнуть весь воздух через нос или рот. Сделать два «подхода» по 10 вдохов / выдохов. Упражнение помогает расслабиться и успокоиться.
Релаксация через напряжение групп мышц
Суть упражнения в поочерёдном напряжении различных групп мышц (кроме лицевых), сохранении напряжённого состояния в течение 5-10 секунд и резком расслаблении. В такие моменты организм получает массу приятных ощущений, что приводит к улучшению самочувствия, снятия усталости и повышению работоспособности.
Начинать упражнение лучше с мышц рук, сначала одной, потом другой. Затем напрячь поочерёдно мышцы ног. После этого двигаться снизу вверх: ягодицы, живот, спина, плечи, шея. Весь комплекс «отнимает» не более 3 минут.
Релаксация через визуальное восприятие
Это упражнение помогает сконцентрироваться, снять напряжение, стимулирует восприятие и освежает память. Оно очень простое. Нужно внимательно рассматривать какой-либо предмет примерно 2-5 минут. При этом очень важно не отвлекаться на какие-либо внешние раздражители.
Но главным всё-таки является любовь и вера в своего ребёнка. С экзаменами он сам прекрасно справится и не стоит ему в этом мешать. От родителей требуется только поддержка и искренняя любовь.
Психологическая подготовка выпускников к ГИА
В рамках подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее ГИА) в 2015 году в МБОУ «Школа № 54» был разработан и проведен комплекс мероприятий по психологической подготовке к ГИА обучающихся выпускных классов.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Изучение индивидуальных и личностных особенностей выпускников школы |
|
Индивидуальные консультации для учителей, родителей, выпускников с целью снижения напряженности и тревожности |
|
Выступление на родительском собрании выпускников «Экзамен – способ проверки знаний или психологические испытание?» |
|
Выступление на классных часах обучающихся 11х классов с рекомендациями по подготовке к сдаче ЕГЭ. Тема: «Рациональное использование времени учащихся». Тема: «Приемы и способы развития памяти, внимания учащихся». Тема: «Здоровье. Как уберечься от неприятных сюрпризов?» |
|
Тренинговые занятия: - «Плюсы и минусы ГИА: объективный взгляд на экзамен», - «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене. Снятие эмоционального напряжения», - «Уверенность на экзамене», - «Развитие памяти, внимания, самоорганизации и самоконтроля» |
Программа тренинговых занятий «Формула успеха» , разработанная психологом позволила оказать психологическую помощь выпускникам при подготовке и сдаче ГИА.
Задачи программы:
Познакомить выпускников с особенностями и процедурой проведения ГИА для снятия тревожности и повышения интереса к результатам экзамена;
Научить справляться с псих=оологическими трудностями при подготовке к сдаче экзаменов;
Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;
Осваивать на практике методы саморегуляции, снижения напряжения, самооподдержки.
Оптимальная форма фронтальной психологической подготовки выпускников к ГИА – психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзамене, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки.
Психологом были разработаны и доведены до выпускников и их родителей «Советы психолога по сдаче ГИА», «Памятка родителям по подготовке к сдаче ГИА», «Памятка выпускникам по сдаче ГИА».
Советы психолога по подготовке к сдаче ГИА
Скоро экзамены! У вас достаточно времени, чтобы к ним подготовиться. А как должна проходить эта подготовка, что нужно сделать, чтобы настроить себя на успешную сдачу экзаменов?
Памятка выпускникам по подготовке к сдаче ГИА
Памятка родителям по подготовке к сдаче ГИА
Не секрет, что успешность сдачи экзаменов во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзамену, попробуйте выполнить несколько советов.
Электронный журнал
Развиваем компетенции / Накануне экзамена
Психологическая готовность выпускников к ГИА
Ирина Москаленко
педагог-психолог Центральной психолого- педагогической комиссии г. Москвы
Проблемы во взаимоотношениях педагогов, обучающихся и их родителей негативно сказываются на качестве подготовки к экзаменам.
Интеллектуальная и психологическая нагрузка снижает стрессоустойчивость подростка.
Поддерживайте уверенность в силах ребенка, проводите тренинги по профилактике стресса.
«Экзамен» – само это слово тревожит взрослых, что говорить о подростках. Выпускники спрашивают себя – «А сдам ли я ГИА?». У родителей на первом месте другой вопрос: «Что сделать, чтобы ребенок сдал экзамен?».
Важно
Жизнь детей в экзаменационный период эмоционально напряжена. Нужно уменьшить число стрессовых ситуаций и снизить уровень тревожности
Завышенные требования родителей, подкрепленные «поддержкой» педагогов, ломают и расшатывают уровень эмоциональной устойчивости ученика, что способствует нервным срывам.
Рассмотрим слабые стороны взаимоотношений участников образовательной деятельности.
Родители недостаточно осведомлены о ГИА и не умеют поддержать ребенка в сложной ситуации.
Используют неконструктивные формы общения.
Педагоги несвоевременно выявляют обучающихся со слабой подготовкой, низким уровнем стрессоустойчивости и применяют неконструктивные способы общения (запугивание, угрозы, нравоучения). Часто они недостаточно осведомлены о специальных условиях сдачи ГИА детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускники испытывают страх перед экзаменом. Уровень психологической защиты снижается, когда со стороны родителей и педагогов нет нужной поддержки, не соблюдается режим дня и питания, отсутствуют навыки саморегуляции. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли), обострению хронических заболеваний на фоне стресса.
Внимание
От правильно организованного режима труда и отдыха зависит успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья. При напряженном умственном труде особенно необходима физическая нагрузка
Сделайте слабые стороны сильными, и подготовка к экзаменам даст положительный результат. Навыки конструктивного общения пригодятся всем. Проводить работу только с обучающимися и их родителями недостаточно. Начать следует с себя, т. к. большинство сложных ситуаций возникает по вине самих педагогов. Следите за стилем общения, чтобы не стать причиной волнения выпускников. Он должен быть вариативным и опираться на сильные и слабые стороны каждого ученика.
Детям часто мешает то, что они сосредоточены на последствиях, а не на конкретной деятельности. Формулируйте цели правильно.
Фразы, искажающие восприятие и снижающие психологическую защиту
Возможность провала на экзамене часто становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности. При таком восприятии ГИА не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения и значимости в глазах окружающих.
Чтобы этого избежать, нужно проводить тренинги по снятию стресса и поддерживать уверенность в силах ребенка. В это время ему особенно важно ощущать за спиной надежный тыл и заботу.
Подростки редко бывают абсолютно уверенны в родительской любви. Объясняется это просто: взрослые из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки, полагая, что ребенок поймет, с какой целью это делается. Но подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, они начинают сомневаться в отношении к ним. Неуверенность влечет за собой снижение самооценки, мотивации, веры в свои силы.
Прямо говорите ребенку о том, что он любим. Рассказывайте о своих чувствах и беспокойствах – они более понятны, чем нравоучения.