Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие или признак предмета речи. Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: что говорится о предмете речи? Также возможны вопросы: что делает (делал, будет делать) предмет? что с ним происходит (происходило)? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
По значению сказуемое делится: на глагольное и именное .
По строению и способу выражения :
глагольное сказуемое - бывает простым и составным;
именное сказуемое - всегда будет составным .
Таким образом, основными типами сказуемого являются:
· простое глагольное сказуемое,
· составное глагольное сказуемое
· составное именное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое - это сказуемое, выраженное глаголом в форме одного из наклонений.
Способы выражения простого глагольного сказуемого :
1. Глагол в форме одного из наклонений (в состав сказуемого могут входить частицы)
Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор.
Тучи как бы смазываются, сливаются.
Никогда не думайте, что вы уже все знаете.
2. Междометный (усеченный) глагол
Сапоги мои - скрип да скрип под березою, сапоги мои - скрип да скрип под осиною...
3. Инфинитив в значении изъявительного наклонения
Так ты кусаться, окаянная!
Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная же часть выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет его основное содержание.
Способы выражения составного глагольного сказуемого:
1. Фазовые глаголы (начать, продолжать, кончить, прекратить и др.)
Владимир начинал сильно беспокоиться.
2. Модальные глаголы (мочь, желать, хотеть, решать, предполагать, стремиться, намереваться и др.)
Хочу я с небом примириться.
Рассудок пытался возмутиться - и не возмущался.
3. Глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, бояться)
Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.
4. Краткие прилагательные с модальным значением (должен, намерен, готов, обязан, рад, способен) или в самостоятельном употреблении, или с глаголом быть как показателем прошедшего или будущего времени
Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
Я должен был только передать вам письмо.
5. Устойчивые сочетания
с модальным значением (изъявить желание, иметь намерение, иметь право, находить нужным и др.)
Ты не имеешь права настаивать на этом.
Он был не в силах отменить приказ.
Составное именное сказуемое также имеет две части: вспомогательную и основную.
Вспомогательная часть составного именного сказуемого может быть выражена различными видами глагольных связок:
1. Отвлеченная, или незнаменательная, связка (глагол быть) .
Отвлеченная связка может быть нулевой (для передачи значения настоящего времени)
Озеро было таинственное.
Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю.
Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой.
2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.)
Дни становятся короче.
На курсах она считалась отличным стрелком.
3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.)
Он пришел угрюмый.
Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.
Кити стояла испуганная, робкая, пристыженная и оттого еще более прелестная.
Способы выражения именной части составного именного сказуемого:
1. Существительное в форме им. или творит. п.
Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
В искусстве слова все являются учениками друг друга.
2. Прилагательное :
а) в краткой форме;
б) в полной форме в им. п.;
в) в полной форме в творит. п.;
г) в форме сравнительной степени
Мне мил стихов российский жар.
Осенние зори хмурые, медленные.
Небо всегда было ярким и темным.
Настроение солдат становилось все грознее.
3. Причастие в полной или краткой форме
Охвачено сердце тревогой смутной.
Я ушел смущенный ее поступком.
4. Местоимение
Вишневый сад теперь мой.
Я не такой.
5. Числительное
Дважды два - четыре. Возраст дуба - две тысячи лет.
6. Наречие
Дуня уже замужем.
Окна были настежь.
7. Инфинитив
Курить - здоровью вредить.
8. Предложно-падежные формы существительных
Небо было в тучах.
Низкая и узкая комната была без окон.
9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание
Варя была с заплаканными глазами.
Ермолай был человек престранного рода.
Он был тертый калач.
ТИПЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ
СКАЗУЕМОЕ
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Вспомогательный глагол +
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Глагол-связка + именная часть
1. Глагол изъявительного наклонения в форме прошедшего, настоящего и будущего времени (ЧИТАЮ,ЧИТАЛ, БУДУ ЧИТАТЬ):
Ещё я долго буду петь .
1. Вспомогательный глагол, обозначающий НАЧАЛО, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ или КОНЕЦ действия (начал, стал, продолжил, перестал, закончил и др.):
Девочка перестала плакать.
ИНФИНИТИВ
1.Глагол-связка БЫТЬ в одном из наклонений (в настоящем времени обычно отсутствует):
Вода была теплая.
1. Существительное, прилагательное, причастие, местоимение в Им.п. или Тв.п.:
Настя – невеста брата.
Ночь была теплая.
2. Глагол в форме условного наклонения (ЧИТАЛ БЫ):
Я волком бы выгрыз бырократизм.
2. Вспомогательный глагол, обозначающий ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ действия (хотел, мог, не сможет и др.):
Он хотел успеть на концерт.
2. Глаголы-связки СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ДЕЛАТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ и др.:
Дни становятся короче.
2. Слова состояния:
Мне было грустно.
3. Глагол в форме повелительного наклонения (ЧИТАЙ (ТЕ)):
Сейте разумное, доброе, вечное.
3. Вспомогательный глагол, обозначающий ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ (любить, ненавидеть и др.):
3. Глаголы ДВИЖЕНИЯ или СОСТОЯНИЯ (прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.):
Мама пришла усталая .
3. Краткое прилагательное или краткое страдательное причастие:
Мы были молоды тогда.
4. Глагол БЫТЬ со значением наличия, существования:
На рассвете был туман.
4. Краткое прилагательное ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ и др. + глагол-связка БЫТЬ в одном из наклонений:
Мы рады были помочь.
4. Вспомогательный глагол + инфинитив глаголов-связок БЫТЬ, СТАТЬ и др.
Я хочу быть учителем.
4. Формы косвенных падежей существ-ых:
Шрам у него от сабельного удара.
5. Фразеологизм, в котором есть спрягаемая форма глагола:
Он легко находил общий язык со всеми.
5. Слова состояния со значением ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ (надо, нужно, необходимо, можно, нельзя):
Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.
5. Глагол-связка + краткое прилагательное + инфинитив:
Я был бы рад стать учителем.
5. Цельное словосочетание:
Гуров считался одним из самых опытных водолазов.
6. Слова состояния , выражающие эмоциональную оценку действия (грустно, весело, приятно, горько, противно и др.):
В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.
6. Фразеологизм:
Он был мастером на все руки.
Проект для обучения синтаксической темы
в 8 классе«СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО»
Подготовила Бондаренко Т.В., учитель первой квалификационной категории МОУООШ №11 с. Александровского Ставропольского края
Цели:
расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое, составное глагольное и составное именное сказуемые; формировать орфографическую зоркость учащихсяОборудование: карточки,
компьютер, мультимедийный проектор, экран.ТЕОРИЯ
Сказуемое – один из главных членов предложения, связанный с подлежащим и согласующийся с ним в роде, числе и лице.
В предложении сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но может выражаться и другими частями речи (прилагательными, существительными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями). Отвечает на вопросы: «что делает предмет (лицо)?», «кто такой предмет (лицо)?», «каков предмет (лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?» .
Существует три типа сказуемых:
- простое глагольное сказуемое;
- составное глагольное сказуемое;
- составное именное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется
простым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются глаголом.Способы выражения простого глагольного сказуемого
Простым глагольным сказуемым может быть глагол в повелительном, изъявительном или условном наклонении.
Примеры простого глагольного сказуемого:
Кирпич
делается из глины.Он является одним из первых.
Из-за угла показался автомобиль.
Все становятся в ряд.
Брат бывает в Москве.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей –
основной и вспомогательной . Вспомогательная часть выражает грамматическое значение сказуемого.Неопределенная форма глагола (инфинитив) выражает основное
лексическое значение сказуемого.Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена:
1)глаголами, обозначающими начало, продолжение, окончание действия:
Я начал замерзать, Она продолжала играть;2) глаголами
долженствования и краткими прилагательными (должен, могу, готов, рад и др.) К примеру: Мы готовы помочь, Он должен уехать, Я рад слышать ваш голос;3)с
ловами состояния со значением желательности , необходимости , возможности:Надо
поддержать его.3) словами категории состояния, выражающими эмоциональную оценку действия:
Приятно видеть снова вас, Хорошо бывать на природе.Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое имеет два компонента:
связка и именная часть.Наиболее употребляемым является глагол-связка
быть , выражающий только грамматические значения.Способы выражения именной и вспомогательной частей составного именного сказуемого
Именной частью
в составе именного сказуемого может выступать:- имя существительное в творительном падеже, в именительном падеже;
- сравнительная степень имени прилагательного, причастие, краткое прилагательное, наречие, местоимение. Например:
Вечер становится теплее
(сравнительная степень имени прилагательного)Он является новатором (имя существительное в творительном падеже)
Он показался мне радостным. Осень стояла теплая (имя прилагательное)
Брат бывает невыносим (краткое прилагательное)
Книга была моей (местоимение)
Платье было ей впору (наречие)
Вспомогательная часть
именного сказуемого может быть выражена:1) формой глагола
быть (был, есть, буду, нулевой формой этого глагола) Я был счастлив ;2) глаголами стать, казаться, оказаться и др. Он казался одиноким ;
3) глаголами со значением действия, состояния: прийти, приехать, вернуться, стоять и др. Она приехала поездом;
4) в настоящем времени вспомогательная часть (глагол-связка) может быть опущена. Вместо нее может быть тире.
Примеры составного именного сказуемого в предложениях:
А разве
воздействовать ( что ? подлежащее ) на людей – не великое искусство? Грех не беда , молва не хороша . (составное именное сказуемое с нулевой связкой)Вечер как вечер. Ученье – вот чума . Ученость – вот причина .
Слава этих людей – это подлинная слава. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. (Белинский)
Иудушка был мал и небрезгливый. Искусство – это не профессия, а талант. (Д. Гранин)
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. (Л.Н. Толстой)
Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой. (А.С. Пушкин)
Таблица видов сказуемых
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ
(как правило,состоит из одного слова – глагола)
СОСТАВНОЕ
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
Способы выражения простого глагольного сказуемого:
глагол в различном наклонении
1. Уже
проснулись певчие птицы.(гл. прош. вр., в изъявительном наклонении)
2. В спортивной секции вы
тренировались бы более регулярно.(гл. в условном наклонении)
3.
Возьмите с собой в проход карту.(гл. в повелительном наклонении)
междометие в значении глагола
Вдруг из кустов
выбегает собака и прыг в воду.глагол в форме сложного будущего времени
Еще громче
будут петь птицы.устойчивое словосочетание (фразеологизм)
Ты постоянно
вешаешь мне лапшу на ушиВспомогательное слово
Глагол-связка
+
Способы выражения вспомогательного слова:
глаголы (
Брат
перестал заниматься и может отстать в учебе.краткие прилагательные
(рад, готов, должен, обязан, намерен и т.д.)
Я
рад вам помочь.Обрати внимание:
1. Неопред. форма глагола
не всегда входит в состав сказуемого. Она может выступать в качестве любого члена предложения.Подлежащим:
Курить
– здоровью вредить.Дополнением
:Врачи запретили ему (что?)
курить .(Действия, выраженные глаголами, совершают разные лица, значит,
курить не является частью сказуемого.)Обстоятельством:
Он вышел (зачем?)
покурить.Определением:
Привычка (какая?)
курить ему повредила.2
. Составное глагольное сказуемое может включать и более 2-х слов :Я
был рад вам помочь.Именная часть
Неопределенная форма глагола
Способы выражения глагола-связки:
глагол БЫТЬ в разных временных формах
Я был учителем .
Я буду учителем .
Я ○ учитель ( в настоящем времени связка нулевая)
глаголы делаться, стать, становиться, казаться, являться, называться и т.д.
Все делается светлее от первого снега.
Глагол-связка может состоять
Я хочу быть учителем .
Способы выражения именной части:
Имя существительное
Он ○ весельчак . Он был весельчаком .
Имя прилагательное
Он был сегодня очень веселый.
Причастие /краткое причастие
Брови ее были сдвинуты .
Хлеба уже ○ обмолоченные .
Местоимение
Вишневый сад теперь ○ мой.
Числительное
Два да три будет пять .
Наречие
Ей туфли будут впору.
Синтаксически неделимое словосочетание
Он был высокого роста.
ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА
Материалы к уроку №1 «Простое глагольное сказуемое »
1 . Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках
- Найдите подлежащее и сказуемое в предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено
1). Уже проснулись певчие птицы.
Громко поют птицы.
Еще громче будут петь птицы.
2). Что называется сказуемым?
(Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой?)
3). Какими частями речи выражены сказуемые?
(Глаголы – сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.)
4)Сделайте вывод
Вывод : Такие сказуемые, в которых лексические и грамматические значения выражены одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называются простыми глагольными.
2. Закрепление. Работа в парах
1) Самостоятельная работа с КИМами. Вариант №3 (стр25).
2) В2. замените словосочетание (на) пристани села (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
на сельской пристани
3) В3. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».
Ответ:
4) В6. укажите количество грамматических основ в предложении 15.
Я глянул ему в глаза – он отвел их, он не хотел быть нахалом.
ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА
Материалы к уроку №2. «Составное глагольное сказуемое »
Слайд
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные слова
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратить
уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться
любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить
рад
должен
готов
обязан
достоин
иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
иметь честь
иметь намерение
дать обещание
иметь привычку
Закрепление новых знаний
1. Записать примеры предложений , проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд)
Законы механики
открыл
Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак
начал мастерить
механические игрушки. В отрочестве Ньютон
продолжал строить
модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.
2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой . (Слайд)
Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):
Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.
Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .
Предки Ньютона стремились разбогатеть(5).
К концу XVI века семья перешла (6) в разряд (землевладельцев ).
Отец Ньютона
оставил (7)
в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12
учился
(8)
в школе
в
.
В 1659 году мать
вернула
(9)
его в поместье и
попыталась возложить (10)
на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)
3. Р.р. Творческие задания
I группа. (Слайд)
1. Замените простые глагольные сказуемые составными.
1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.
Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.
II группа. (Слайд)
2. Выполните синтаксический разбор предложения:
Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.
III группа.
3.Выполните пунктуационный разбор предложения:
Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд)
IV группа.
4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд)
Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.
4 . Используя текст, заполните таблицу
Способы выражения составного глагольного сказуемого.
Способ выражения
Пример
Самопроверка. (Слайд):
Способ выражения
Пример
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)
смог получить, помогли привести
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)
начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)
любил посвящать
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)
надо было проводить, рада была возвести
Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)
Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп - больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве.
5. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой
– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.
Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые
(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относилисьпотому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти....
(5)В студенческие годы он чувствовал
,
что
способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал
бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.
Ответ:
(1) был одинок
(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5)
что
способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать
Взаимопроверка. (Слайд)
5. Письменная работа. Слайд. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)
б) Собрание начнется в назначенный срок. (должно начаться)
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (должен помочь)
г) Сыновья помогают матери в домашних делах. (рады помочь)
д) Она водит машину. (умеет водить)
е) Сыновья навестили своих родителей. (смогут навестить.)
ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА
Материалы к уроку №3 «Составное именное сказуемое »
1. Объяснение новой темы.
Запишем предложения, найдите в них сказуемые. Определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.
1. Он был моим братом . (глагол-связка и сущ. тв. п.)
2. Он мой брат . (сущ. в им.падеже) (нулевая связка!)
3. Метель была страшная . (гл.-св. и прил.)
4. Земля велика и прекрасна . (краткие прил.)
5. Стекла
были разбитые
. (гл. связка+причастие в им. п.) илиСтекла
были разбитыми
(причастие в тв. п)
6. Эта девушка
высокого роста
. (цельное словосочетание)
7. Пять плюс пять будет десять . (гл.-св. + числит.)
8. Я был насторож е . (гл.-св. + наречие) настороже - сак, уяу булу
9. Вся рыба – ваша . (местоим.)
10. Он был мастером на все руки . (гл.-св. + фразеологизм)
Вывод. Значит, СИС состоит из глагола-связки и именной части. Обычно в настоящем времени глагол-связка не употребляется. Такая связка называется нулевой. Именная часть выражается существительным в именительном и творительном падеже, полными и краткими прилагательными, причастием, цельным словосочетанием, числительным, наречием, местоимением и фразеологизмом).
1. Лабораторная работа по теме: Составное именное сказуемое.
Дано: простые предложения.
Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.
Ход работы
1. Внимательно прочитай предложения.
2. Найди основу данных предложений.
3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.
4. Сделай вывод.
Не забудь!
СИС = глагол - связка + именная часть
В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,
1. Азбука – к мудрости ступенька.
2. И товар хорош, и цена весёлая.
3. Круто замешено, да не пропечёно.
4. Два да два будет четыре.
5. И хорошо, да невпопад.
6. И твоё – моё, и моё - моё.
7. Семь бед – один ответ.
ВЫВОД:
(Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием)
Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.
2. Проверочная работа (распечатано на листах)
(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)
1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.
2. И...юм...нация в...л...колепна.
3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.
4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.
5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.
* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого.
*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого.
Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.
По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.
Оценочный лист учителя
№ п/п
Виды деятельности учащихся
Оценки учеников (комментарии)
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
1.
Умение находить основу предложения
2.
Определение вида сказуемого
3.
Определение формы сказуемого
4.
Знание частей речи
5.
Умение делать вывод.
3. Разноуровневые задания.
Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.
Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.
1. Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.
2. Определить вид сказуемого в предложениях.
/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сего дня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы то бой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.
3.
Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?
Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакован ные и отправленные грузы.
4. Самостоятельная работа (Карточка)
Задание:
На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.
Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так тряс головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.
- Ваше величество, - сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, - вы прорубили окно в Европу.
(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)
5. Работа по подготовке к ГИА.
Задание № 8 в ОГЭ. Найдите грамматическую основу такого-то предложения. (Слайд)
(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС
(27) Взрослых нигде не было видно. СИС
(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС
(41) Толику стало страшно. СИС
(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС
(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС
(23) И вот что из этого получилось. ПГС
(20) Галочка, пойдемте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
6 . Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. (Слайд)
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B.
Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
А Б В Г Д (3 2 2 1 3)
ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА
Материалы к уроку №4 «Тире между подлежащим и сказуемым »
Задание 1. Установи случаи постановки тире, графически объясни условия выбора.
1) Венера самая яркая звезда ночного неба.
2) Земля велика и прекрасна.
3) Её глаза как яркие звёзды.
4) Два и восемь десять.
5) Книга источник знаний.
6) Чужим умом жить добро не нажить.
1) Наши души зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать цену жизни узнать.
3) Я хороший человек.
4) Воздух как роза.
5) Этот день словно праздник.
6) Север это болото без дна и края.
7) Голова без ума как фонарь без света.
8) Говорить не думая стрелять не целясь.
9) Эти равнины словно бескрайнее море.
10) Бедность не порок.
11) Наша Волга самая красивая река.
12) Я всем чужой.
13) Жизнь пройти не поле перейти.
14) Твои речи будто острый нож.
Задание 2. Распознай третье лишнее:
1. Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.
2. Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.
3. Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.
4. Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.
5. Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.
6. Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.
7. Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.
ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ
1. Работа в парах с предложениями, изображенными на слайде или на карточках.
- Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)
Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)
Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)
Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)
- Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)
- Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?
- Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?
2. Работа на повторение в группах. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме. Ответить на вопросы, привести примеры.
Что обозначает сказуемое?
Какие виды сказуемых существуют?
Каковы особенности простого глагольного сказуемого?
В чем отличие составного глагольного сказуемого?
Каковы особенности составного именного сказуемого?
КОНТРОЛЬ
Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося
№ п/п
Виды деятельности
Оценка работы (комментарии)
Знаю
Умею
Сомневаюсь
1.
Нахождение основы предложения
2.
Определение вида сказуемого
3.
Определение формы сказуемого
4.
Знание частей речи
5.
Умение делать вывод.
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №1 для 8 класса
1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. Т
А)Множество звуков вливается в ночной птичий хор.
Б) Я уже начинал беспокоиться.
В)Я готов был согласиться.
Г) Он рад был бы уйти.
2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А)Он встал и сразу же сел.
Б) И стали три пальмы на Бога роптать.
В) Вскоре пошел сильнейший дождь.
Г) Лиза решилась на это.
3.Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Слово – серебро, молчание – золото.
Б) Петр решил помочь брату.
В) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.
Г) Он остановился и немного задумался.
4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого.
А) Лицо у него было кислое (составное именное).
Б) Молчание – золото (составное именное).
В) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное)
Г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное)
5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)
б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)
в) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)
г) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)
6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)
б) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)
в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)
г) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)
а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)
б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)
в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)
г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)
8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
а) Пусть противник как можно позже обнаружил место переправы! (Е.Воробьёв)
б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)
в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)
г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)
9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым.
а) Всякий талант неизъясним.
б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.
в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва!
г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.
10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.
Б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.
В) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне.
Г)Я не буду больше молодым.
Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №2 для 8 класса
1. Укажите вид сказуемого в предложении:
В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь. (Медведев Д.)
2. Укажите вид сказуемого в предложении :
Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки. (Кожевников В.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
3. Укажите вид сказуемого в предложении :
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег.(Шим Э.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
4. Укажите вид сказуемого в предложении:
Перед балконом была большая утоптанная площадка. (Куприн А.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
5. Укажите вид сказуемого в предложении:
Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
6. Укажите вид сказуемого в предложении:
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. (Арсеньев В.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
7. Укажите вид сказуемого в предложении :
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. (Арсеньев В.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
8. Укажите вид сказуемого в предложении:
Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.(Гранин Д.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
9. Укажите вид сказуемого в предложении:
Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (Есенин С.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
10. Укажите вид сказуемого в предложении :
Профессор был заметно взволнован. (Вересаев В.)
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
Тест по русскому языку «Виды сказуемых» №3 для 8 класса
1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)
2) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)
3) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)
4) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)
2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
1) Десантники поспешили углубиться в чащу. (А.Беляев)
2) Снег все валил и валил, мешая ориентироваться в незнакомом городе. (Г.Адамов)
3) Перед наступлением наши артиллеристы начали обстрел немецких позиций.(Е.Коковин)
4) Захар разрешил людям немного отдохнуть. (А.Иванов)
3. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)
2) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)
3) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)
4) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)
4. В каком предложении нет простого глагольного сказуемого?
1) Решающую роль в моем путешествии в Антарктиду сыграла шарообразность Земли. (В.Санин)
2) С дерева на дерево перелетают оставшиеся зимовать вороны. (И.Соколов-Микитов)
3) Усталый Пинчук решил немного отдохнуть.(М.Алексеев)
4) Летный директор посоветовал пилотам искать другое место работы. (В.Ершов)
5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
1) Приказ седлать коней заставил стрелков заняться делом. (В.Арсеньев)
2) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. (А.Куприн)
3) Степан предложил поохотиться на гусей. (В.Короленко)
4) На старенькой этажерке книгами была заставлена только средняя полка. (И.Лазутин)
6. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:
1) Улицы полны ночной свежести. (Б.Ветохин)
2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.(М.Булгаков)
3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии. (С.Борзунов)
4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.(Г.Бакланов)
7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)
2) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)
3) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)
4) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)
8. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:
1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу. (В.Соллогуб)
2) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано. (И.Тургенев)
3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию. (В.Свинцов)
4) У паромной переправы мы решили перекусить. (В.Свинцов)
9. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
1) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! (Е.Воробьёв)
2) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)
3) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)
4) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)
10. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Семён Матвеич заставил меня сесть. (И.Тургенев)
2) За ужином Володька продолжал проявлять заботу о приезжем.(Л.Платов)
3) Большая часть кабинетов была заперта. (В.Ершов)
4) В пустые окна были видны белые облака. (И.Всеволжский)
При всем разнообразии строения грамматических основ, которые можно встретить в русском синтаксисе, их все же можно свести к нескольким вариантам. Разобраться поможет распределение сказуемых на три типа, или вида, о которых и пойдет речь ниже.
Принципы классификации сказуемых
По какому принципу ученые выделяют типы сказуемых? Ведь они такие разные!
На самом деле можно обратить внимание на несколько особенностей и в зависимости от этого разработать способы различения. Итак, как определить тип сказуемого в предложении?
Во-первых, состоит ли сказуемое из одного слова (глагола) или из нескольких? Если из одного, то перед нами простое глагольное сказуемое.
Во-вторых, если слов два и более, то надо определить, какое из них выполняет функцию передачи основного смысла. Если это глагол, то сказуемое составное глагольное, если другая часть речи - составное именное.
Но это самое приблизительное определение, следуя ему, можно и ошибиться. Чтобы ошибки не произошло, следует все же как следует запомнить, из чего состоят и как образуются разные типы сказуемых.
Если сказуемое состоит из одного слова, но это не глагол в личной форме, а, допустим, существительное, то сказуемое все равно составное именное. Почему? А потому что как бывает нулевое окончание, так и нулевая связка. Она не представлена словом, но она есть и проявляется в прошедшем и будущем времени.
Простое глагольное сказуемое
Глагол, просто один глагол в личной или безличной форме (но не неопределенной). В любой форме, поэтому там могут оказаться два слова, если это составное будущее время или составное же повелительное наклонение: Мы будем печь пирог. Пусть они не мешают!
Составное глагольное сказуемое
А здесь уже будет два слова, два глагола. Или по крайней мере один из них - смысловой - будет именно глагол, так как значение сказуемого именно глагольное - действие или состояние.
Составное глагольное сказуемое состоит из инфинитива смыслового глагола и вспомогательной части. Вспомогательная часть выполняет грамматическую функцию. Именно она связывается с подлежащим и согласуется с ним в роде, числе и т.д. Эта часть может быть выражена
- глаголом со значением фазы действия (начать, продолжать…)
- модальным глаголом (хотеть, желать и т.п.)
- кратким прилагательным с модальным значением плюс глагол «быть» в нужной форме (в настоящем времени не употребляется).
Составное именное сказуемое
Состоит из глагола «быть» (реже используются другие глаголы: становиться , например) и именной части.
Именная часть может быть выражена почти любой частью речи (существительным, прилагательным, инфинитивом, числительным, наречием, местоимением и т.д.), а также фразеологизмом и синтаксически неделимым сочетанием.
В настоящем времени форма «есть» глагола «быть» не употребляется, но в прошедшем и будущем времени появляется.
Сказуемое может быть выражено синтаксически неделимым сочетанием (Девочка была лет восьми ); это значит, что его нельзя сократить до меньшего количества слов без потери смысла. В нашем примере: девочка была? Но речь не о ее существовании, а о ее возрасте! Была лет? Вообще бессмыслица. Значит, сказуемое все же «была лет восьми».
Примеры
Давайте обобщим все в таблице с примерами.
Простое глагольное |
Составное глагольное |
Составное именное |
Я живу в России. Давайте возьмемся за руки. Я сходил бы в парк! Иду в магазин купить хлеба. |
Я хочу построить свой дом. Дела начинают налаживаться . |
Простое сказуемое
Простое глагольное сказуемое
Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении :
- Ветер колышет траву.
- Солнце скрылось за облаком.
- Я пойду в лес.
- Он поехал бы в город.
- Ты мне напиши письмо сразу же!
- В тени долго слышался шёпот.
Составное сказуемое
Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей : связки и глагольной или именной части.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и неопределённой формы глагола. Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал? Связочная часть может быть:
- фазисным глаголом (начать, продолжать, стать, бросить);
- модальным словом (хочет, готов, вынужден, может, не в состоянии).
Он хочет поступить
в институт.
Я долго не мог
с ними встретиться
.
Ты должен учиться
.
Я был не в состоянии думать
об этом.
Составное именное сказуемое
Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из именной части и глагола-связки .
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , менее употребляемы, но возможны и другие глаголы-связки.
Связка в предложении может быть опущена.
При разборе сказуемое обозначают двумя горизонтальными линиями.
Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:
- именем прилагательным : погода была хорошая ;
- именем существительным : книга - верный друг ;
- сравнительной степенью имени прилагательного : у него характер твёрже стали;
- кратким оборотом страдательного причастия : трава скошена ;
- кратким прилагательным : вечер тих ;
- наречием : ошибка была налицо ;
- именем числительным : дважды два - четыре ;
- местоимением : эта тетрадь моя ;
- синтаксически цельным словосочетанием : он сел в лужу ;
- фразеологизмом: он был притчей во языцех .
Также в примере:
- погода была хорошая;
Погода - что делала? - была - какая? - хорошая.
См. также
Примечания
Литература
- Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко и др. 28-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2005-2008 с.: ил. - ISBN 5-09-013740-4
Ссылки
- Арутюнова Н. Д. Сказуемое // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990
- Сайт о русском языке - сказуемое (рус.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Сказуемое" в других словарях:
СКАЗУЕМОЕ, сказуемого, ср. 1. Один из двух главных членов предложения заключающий в себе высказывание, делающий выражение мысли законченным (грам.). Простое сказуемое. Составное сказуемое. В предложении завод работает слово работает сказуемое. 2 … Толковый словарь Ушакова
Предикат, слово. Ant. субъект, подлежащее Словарь русских синонимов. сказуемое прил. предикат Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
- (предикат) один из главных членов предложения. В двусоставном предложении сказуемое соотносится с подлежащим и выражает его действия, свойства, состояния … Большой Энциклопедический словарь
СКАЗУЕМОЕ, ого, ср. В грамматике: главный член предложения, обозначающий признак субъекта, названный в подлежащем, и вместе с подлежащим образующий грамматическую основу простого предложения. | прил. сказуемостный, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Сказуемое - СКАЗУЕМОЕ или предикат. Термин С. употребляется в разных значениях: 1. психологическое С. или С. (предикат) суждения то, что мыслится о субъекте суждения или о т. н. психологическом подлежащем (см. Подлежащее), т. е. то представление, которое … Словарь литературных терминов
Главный член двусоставного предложения, грамматически зависящий от подлежащего, обозначающий активный или пассивный признак того предмета, который выражен подлежащим. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Именное составное … Словарь лингвистических терминов
Сказуемое - Сказуемое один из двух главных членов предложения, в котором выражается сообщаемое; соотносится с подлежащим и связано с ним предикативным отношением (см. Предикат, Предложение). Доминирующий элемент (обычно глагол) состава сказуемого (сказуемое … Лингвистический энциклопедический словарь
Главный член предложения, означающий событие. Выражается глаголом (простое глагольное сказуемое), а также существительным, прилагательным, наречием (составное именное сказуемое); ср.: Он тоскует/Он в тоске/Год был удачный. Составное глагольное… … Литературная энциклопедия
Ого; ср. Лингв. Один из двух главных членов предложения, обозначающих действие или состояние предмета, выраженного подлежащим. Подлежащее и с. Простое, сложное с. Глагольное с. ◁ Сказуемостный, ая, ое. С ое значение. С ое употребление слова.… … Энциклопедический словарь
сказуемое - Главный член двусоставного предложения, соотносительный с подлежащим, грамматически подчиненный ему. Формальная зависимость сказуемого от подлежащего проявляется в предикативной связи: Вот и взошла луна. Идеальное средство выражения сказуемого –… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Книги
- Комплект таблиц. Русский язык. Грамматика. 22 таблицы , . Учебный альбом из 22 листов. Арт. 5-8682-022. Связь слов в словосочетании. Виды простого предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тире между подлежащим и сказуемым.…