Во оно же время возложи Ирод царь руце озлобити некия иже от церкве. Уби же Иакова брата Иоаннова мечем. И видев, яко годе есть иудеем, приложи яти и Петра: бяху же дние опресночнии. Егоже и емь всади в темницу, предав четырем четверицам воинов стрещи его, хотя по пасце извести его к людем. И убо Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна бываемая от церкве к Богу о нем.
Во оно же время . В какое это время? При Клавдие императоре. Потому что римский император Каий назначил Агриппу царем иудейским, определивши Ирода вместе и с Иродиадою в Лугдон (город) галилейский. Это тот (Ирод), при котором пострадал Иоанн, как об этом повествуют Иосиф и Евсевий. Итак это разногласие в имени, то есть, что вместо Агриппы (сказано) Ирод, произошло или от ошибки писца, или потому, что он носил два имени. Замечательно, что из двенадцати учеников (Господних) прежде всех пострадал Иаков. Озлобити некия иже от церкве . Заметь, что верные мужи и состоящее из них общество называются церковию. И видев, яко годе есть иудеем, приложи яти и Петра . Чтобы никто не сказал, что (апостолы) потому бестрепетно и безбоязненно идут навстречу смерти, что Бог восхищает их (из рук ее), для того (Бог) и допустил, чтобы были преданы смерти и старейшие (из них): Стефан и Иаков. Этим Бог показывает самим убийцам, что Он и от этого не удаляет их и здесь не препятствует им. - Делом приятным было для их неуместных страстей убийство и убийство беззаконное. Надобно было положить конец их стремлению, а он (Ирод), как палач больных, а не как врач их, подстрекает их, хотя тысячи примеров видел он и (в жизни) деда и отца (своего) Ирода. Бяху же дние опресночнии. Егоже и емь всади в темницу . Опять (обнаруживается) излишняя щепетильность иудеев: убить они не препятствовали, а (препятствовали) сделать это в такое время. Предав четырем четверицам воинов стрещи его . Это происходило и от гнева и от боязни. Чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение (силы Божией). А это случилось ради Петра, который был весьма известен. Молитва же бе прилежна бываемая от церкве к Богу о нем . Послушайте, как они ходатайствовали за учителей. Они не возмутились, не взбунтовались, но обратились к истинной сподвижнице - молитве.
Егда же хотяше его извести Ирод, в нощи той бе Петр спя между двема воинома связан железнома ужема двема, стражие же пред дверми стрежаху темницы. И се ангел Господень предста, и свет возсия в храмине: толкнув же в ребра Петра, воздвиже его, глаголя: востани вскоре, и спадоша ему ужя железная с руку. Рече же ангел к нему: препояшися, и вступи в плесницы твоя: сотвори же тако. И глагола ему: облецыся в ризу твою, и последствуй ми. И изшед в след его идяше: и не ведаше, яко истина есть бывшее от ангела: мняше же видение зрети. Прошедша же первую стражу и вторую, приидоста ко вратом железным, вводящым в град, яже о себе отверзошася има: и изшедше преидоша стогну едину, и абие отступи ангел от него.
Бе Петр спя . Не был ни в смущении, ни в страхе, но в ту самую ночь, когда его намеревались вывести из темницы, спал, предоставив все на волю Господа. Обрати внимание и на то, как тщательна стража: спали с ним и стражи. Но для чего воссиял свет? Чтобы Петр мог и видеть и слышать ангела и чтобы не подумал, что это - воображение. Сказано: вскоре, чтобы он не замедлил. Даже и толкнул его ангел, - так крепко он спал. Что же касается выражения: толкнув в ребра , - так оно указывает не на смущение ангела, а на побуждение не затягивать времени. Препояшися, и вступи в плесницы твоя . Как это Петр поступал вопреки повелению, которое говорит: не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла (Мф.10:9 -10)? А у него были и одежда и обувь, хотя в то время следовало ходить без обуви, потому что особенная нужда в ней бывает зимою. Но и Павел, пиша Тимофею: потщися прежде зимы приити, говорит ему: фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси (2Тим.4:12 , 2Тим.4:21). Никто не может сказать, чтобы Павел не имел другой одежды, которую он носил. Они не противились повелению Христову: да не будет! Напротив, они даже очень следовали повелению; потому что повеление это было дано на время, а не навсегда. К тому же и Лука говорит, что Христос сказал ученикам: егда послах вы без влагалища, и без меха, и без сапог, еда чесого лишени бысте? они же реша: ничесоже. Рече же им: но ныне иже имате влагалище, да возмет, такожде и мех (Лк.22:35 -36). Итак Христос дал в то время такое повеление, желая показать свое могущество; потому что, скажи мне, какая важность была в том, чтобы иметь одну одежду? Итак какая же? Когда нужно было ее мыть, то ужели следовало ходить нагим, или сидеть дома? А когда наступал сильный холод, и стужа стягивала тело, то ужели следовало отогреваться и не проповедывать? Ведь тела у них были не адамантовые. И не ведаше, яко истина есть бывшее от ангела: мняше же видение зрети . Это очень естественно при изумительной необычайности того, что случилось; потому что необычайность знамений поражает зрителя. Петр думал, что видит видение. А сам опоясывался и обувался. Что же другое мог он чувствовать, как не изумление?
И Петр быв в себе, рече: ныне вем воистинну, яко посла Бог ангела своего, и изъят мя из руки Иродовы, и от всего чаяния людей иудейских. Смотрив же прииде в дом Марии матере Иоанна нарицаемаго Марка, идеже бяху мнози собрани и молящеся. Толкнувшу же Петру во врата двора, приступи слышати отроковица именем Роди: И познавши глас Петров, от радости не отверзе врат, притекши же сказа Петра стояща пред враты. Они же к ней реша: беснуешися ли? она же крепляшеся тако быти. Они же глаголаху: ангел его есть. Петр же пребываше толкий: отверзше же видеша его, и ужасошася. Помаав же им рукою малчати, сказа им, како Господь его изведе из темницы. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. И изшед иде во ино место. Бывшу же дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть.
Ныне вем воистинну . Теперь, говорит, узнал, а не тогда. Ангелу угодно было, чтобы сердце Петрово наполнилось радостию вдруг и чтобы он понял то, что случилось, уже по освобождении. Смотрив же . Что значит: смотрив? Это значит, что, по размышлении, он увидел, что следует не прямо продолжать путь, а возблагодарив Благодетеля. А Иоанн, быть может, был не тот, который был постоянно с апостолами. Поэтому-то писатель и присовокупил его отличие, так как сказал: нарицаемаго Марка . Быть может, это - евангелист Марк, чрез которого, говорят, передал свое евангелие Петр; так как об евангелии от Марка говорится, что оно - Петрово евангелие. Это предположение оправдывается тем, что Петр и прочие апостолы проводили у него довольно времени. От радости не отверзе . Обрати внимание на благоговение отроковицы: от радости, говорится, не отверзе . Но это вышло прекрасно; иначе прочие, изумленные его неожиданным явлением, пожалуй, не поверили бы, что это - он, так как и при этом не хотели верить. Они же глаголаху: ангел его есть . Это - верно; потому что у каждого есть ангел. Со всяким верующим в Господа постоянно пребывает ангел, если только мы не отгоняем его злыми делами; потому что как дым заставляет удаляться пчел и как зловоние отгоняет голубей, так и смрадный и причиняющий много слез грех отдаляет от нас ангела. А они ожидали, что это - ангел, соображаясь с своим положением; потому что говорится: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). А где Христос, там необходимо быть и архангелам и прочим силам. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия . Как он нетщеславен! Не сказал: сделайте известным это всюду, но: - братиям. И изшед иде во ино место . Это - потому, что он не хотел испытывать Бога и вводить себя самого в искушения. Ангел же не говорил ему об этом; но тем, что оставил его молча и ночью извел его из темницы, дал ему позволение удалиться; так как апостолы сделали уже то, что было им повелено: идите , говорится, в храм, проповедуйте народу .
В нареченный же день Ирод оболкся во одежду царску, и сед на судище пред народом, глаголаше к ним. Народ же возглашаше: глас Божий, а не человечь. Внезапу же порази его ангел Господень, зане не даде славы Богу: и быв червми изъяден, издше. Слово же Божие растяше и множашеся.
Оболкся во одежду царску . Иосиф говорит, что Ирод, при наступлении следующего дня, прибыл в театр, одетый в удивительную по тканью, всю сделанную из серебра одежду. Здесь серебро, засиявшее при первом падении на него солнечных лучей, удивительно блистало каким-то поражающим и ужасающим зрителей переливом лучей света; и льстецы сейчас же стали называть его богом, прибавляя: будь милостив; если до сих пор мы боялись тебя, как человека, то с этого времени признаем, что ты выше человеческой природы. Заметь, как они льстили; но обрати свой взор и на величие духа апостолов. Кого так почитал целый народ, того они презирали. Однакож, если льстецы и кричали так, то какое же отношение имеет это к Ироду? То, что он принял этот крик, что счел себя достойным такой лести. Им же главным образом они и научены такой безрассудной лести. Итак и тот и другие заслуживали наказания; но так как еще не время суда, то наказывается только тот, кто особенно виноват. Если он, дозволивший себе выслушать лишь такое о себе мнение: глас Божий, а не человечь, потерпел такое посрамление, то гораздо более был бы наказан Христос, если бы не был самим Богом, Христос, постоянно говоривший: слова эти - не мои и: ангелы служат мне .
12:1- 4
В то
время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви,
чтобы сделать им зло,2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.3 Видя
же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были
дни опресноков, -4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал
четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи
вывести его к народу.
Не только подданные стараются угождать царям, но и цари
земные ради сохранения популярности своей и власти готовы
идти на любые меры, которые будут приятны и одобряемы
прослойкой людей, эту самую власть поддерживающую.
Увидев, что с Иаковом "номер прошел на ура", Ирод почувствовал
вкус крови и начал притеснения остальных христиан. Наступила
очередь Петра почувствовать на себе тиски царя Ирода.
Впрочем, и с
подданными Ирода что-то было не в порядке: надо иметь
извращённый ум, чтобы убийство могло нравиться.
Ну и каким же надо быть царём, чтобы народ ободрять не
новшествами, не строительством и не улучшением материальных
условий, к примеру, а убийствами, гонениями и преследованиями
себе подобных?
Хотя Пасху царь свято чтил: не желал нарушать покой её этот
«поклонник» Бога. Странный царь. Убил Иакова, задержал и
Петра, чтобы после праздника вывести и его к народу на
растерзание.
12:5-8
Итак
Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем
Богу.6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между
двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли
темницу.7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу.
[Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее.
И цепи упали с рук его.
8
И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит
ему: надень одежду твою и иди за мною
Много может молитва праведных: вся церковь молилась ПРИЛЕЖНО, не
как-нибудь и лишь бы помолиться, а долго, совместно и
старательно - церковь просила Иегову о помощи для арестованного
Петра, и Бог услышал их молитвы, послав ангела Своего на
помощь.
Просите прилежно и настойчиво - и дано будет. Может,
конечно, ангел и не освободит от наших современных уз, но
облегчение от Бога придёт непременно, хотя бы в моральном
плане.
12:9
[Петр]
вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было
действительно, а думая, что видит видение
Пётр, как видим, не мог понять и осознать, происходит это с
ним во сне или наяву, в видениях или на самом деле он брёл
по городу за ангелом.
Так чудно воздействовал святой дух на Петра, не давая
ему различать, где в теле (в реальности наяву), а где в
духе (в воздействии на сознание, как во сне) события
происходят.
Так же в своё время святой дух воздействовал и на
Иоанна, который видел будущее в далёком Дне Христовом очень
явственно и со всеми подробностями даже на небесах, хотя
находился на земле и в 1 веке – Откр. 1:9,10. Так же действовал
святой дух и на апостола Павла, когда он не мог понять,
в теле (в реальности) или вне тела (во сне или бодрствуя
видел видение) он попал в рай Божий -2Кор.12:2,4.
Эти случаи не означают, что апостолы во время своих путешествий по воле святого духа сбрасывали свои тела, покидали их и оставляли на земле в буквальном смысле, как царевна-лягушка - сбрасывала лягушачью кожу. Тела их находились на земле, сознание же, мозг - видел картины, которые Бог показывал им в видениях настолько явно, что они не могли отличить реальность от видений.
12:10,11
Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.Как только ангел покинул Петра, он пришёл в себя и осознал, что это просто Бог вывел его из тюрьмы при помощи ангела на самом деле, в реальности, а не в видениях - и всё. Как видим, воздействие силы святого духа - временное, не постоянное.
12:12 -17 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
В жизни есть место и чуду и христианам, творящим чудеса. И
хотя многие из них святым духом сами творили чудеса,
однако способность удивляться чуду они, тем не менее, не
утеряли.
Особенно чуднО поступила христианка Рода, узнавшая голос
вернувшегося Петра и на радостях забывшая открыть ему дверь.
Н
икто
не поверил, что вернулся Пётр в реальности, думали, что это ангел
под видом Петра пришёл (многие на этих текстах строят учение
о личных ангелах-хранителях каждого жителя земли, якобы
защищающих всех нас от неприятностей. Однако позже увидим,
что у Ирода, например, такового не оказалось, да и
апостола Иакова почему-то не спас ангел-хранитель от
обезглавливания)
Как видим, об ангелах кое-что знали в 1 веке и о помощи их
- также. Сегодня они о них знают больше. Только не всё из
того, что о них знают сегодня - правда Божья. Хотя
известно точно, что они помогают служителям Божьим
только тогда, когда Бог посчитает нужным послать их на
выручку кому-либо – Евр. 1:14.
12:18, 19
По
наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что
сделалось с Петром.
19
Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их.
Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и [там] оставался
Ирод был вне себя от злости
и выместил свою досаду на невиновных стражниках, охранявших Петра,
казнив их. Ещё бы, такой публичный спектакль сорвался
из-за потери Петра!
Ирод казнил стражников, прозевавших Петра, не вникая
даже в рассказ их о его необычном освобождении. Пострадали
невинно. И сколько таких в веке этом несправедливом?
Бывает, увы, и так в веке этом: даже не специально, а
кому-нибудь да причиним горе собою и
своими поступками, сами того не желая.
12:20 -23
Ирод
был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к
нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского,
просили мира, потому что область их питалась от [области] царской.21
В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на
возвышенном месте и говорил к ним;
Ирод был раздражён в
принципе: много чего навалилось на него, Тиряне и Сидоняне
воспротивились, было, его правлению, да передумали
противиться: от стола царского питались, что немаловажно для
желания поддерживать мирную политику.
Ирод же,
похоже, мнил себя богом: как же, стольких людей столами
своими облагодетельствовал! А народ и воспринимал его как бога, и
слово царя – не иначе как за слово Бога почитал:
Им без разницы,
ЧТО говорил царь. Главное, что ЦАРЬ говорил. Царь не стал
отпираться, НЕ сказал, что это не Бог, а он сам - человек -
говорит: а что, чем это царь - не Бог? Почему не принять такое
лестное мнение народа о себе?
И за то, что он приравнял себя к Богу – Ирод был поражён
смертью
:
23 Но вдруг
Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и
он, быв изъеден червями, умер
Это, собственно, было закономерным итогом для такого царя,
гнавшего христиан и развлекавшего своих подданных убийствами.
Если мы говорим своё - то следует и говорить, как своё. Если мы
желаем сказать Божье – тогда Божьим словом и пользоваться надо,
чтобы и нас черви прежде времени не изъели: никому не
позволительно в мироздании Божьем присваивать себе славу
Божью
12:24,25
Слово же Божие
росло и распространялось.25 А Варнава и Савл, по исполнении
поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и
Иоанна, прозванного Марком.
Но несмотря на попытки Ирода перебить христиан - слово
Божье распространялось всё более и более по Иудее и
окрестностям Израиля.
Варнава же и
Павел вернулись снова в Антиохию, взяв с собой туда и
Марка.
Ну и немного об этом царе Ироде из истории:
Толковая Библия Лопухина:
"Ирод царь..." Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники, внук Ирода так называемого
Великого, искавшего убить Господа по Его рождении и вместо Него
избившего вифлеемских младенцев (Мф II:1, 13 и д.), племянник Ирода
Антипы Галилейского - убийцы Иоанна Крестителя (Мф XIV:3 и д.).
Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою драгоценною для
христианского мира кровью...
Родившись около 10 года до Рождества Христова, Ирод Агриппа
воспитывался в Риме. По восшествии на престол Калигулы, получил от
него тетрархию умершего дяди своего Филиппа (Мф II:22; Лк III:1) и
тетрархию Лисания (Лк III:1) с титулом царя. Вскоре он объединил под
своим владением и тетрархию другого дяди своего Ирода Антипы.
Наконец, Клавдий Кесарь, преемник Калигулы, присоединил к его
владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею
Палестиною (Флав. Археол. XVIII:7, 2; XIX:5, 1; 6, 1; О войне Иуд.
11, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над
Палестиною уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не
более 4 лет, после чего Иудея снова была обращена в Римскую
провинцию.
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел , толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.
Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.
В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.
Слово же Божие росло и распространялось.
А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима [в Антиохию], взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
4. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ (12:1-24)
Задачей этого раздела книги Деяний Апостолов было показать, насколько непримиримо отвергал Иерусалим своего Мессию. Лукой эта тема прослеживается по всей книге; она появляется у него то здесь, то там; до сих пор она звучала в 4:1-30 (особенно в 4:29); 5:17-40; 6:11 - 8:3; 9:1-2, 29. Именно эта враждебность Израиля сделала необходимым первое миссионерское путешествие Павла.
а. Мученическая смерть Иакова (12:1-2)
Деян. 12:1-2 . Тонко, но впечатляюще противопоставляет Лука любовь антиохийских христиан к их братьям в Иерусалиме холодной враждебности к церкви со стороны Ирода и иудеев. Упоминаемый тут Ирод - это Агриппа I, правитель, пользовавшийся популярностью среди иудеев, т. к. и сам был частично иудеем из династии Хасмонеев. "Царство" его охватывало ту же примерно территорию, которой прежде правил его дед - Ирод Великий. Всячески стремясь укрепить расположение к себе иудеев, он нашел "политически целесообразным" произвести аресты среди христиан и даже казнить Иакова, брата Иоаннова.
Умер Ирод Агриппа I в 44 году по Р. Х. Его сын Ирод Агриппа II был правителем Иудеи с 50 По 70 гг.по Р. Х. К нему и его сестре Береннке был приведен на суд апостол Павел (5:13 - 26:32). (таблицу семейства Иродов в толковании на Лук. 1:5.)
б. Тюремное заключение Петра и бегство его из темницы 02:3-19)
Из следующего ниже инцидента ясно, что Церковь представляла собой легко опознаваемую группу, которую иуден все более ненавидели и презирали.
Деян. 12:3-4 . Видя, что казнь Иакова вызвала у иудеев чувство удовлетворения, Ирод схватил и заточил в темницу Петра, и произошло это в дни опресноков. Семидневный этот весенний праздник следовал сразу же за Пасхой. Ирод намеревался сразу после Пасхи вывести Петра к народу для публичного судилища над ним. Под "Пасхой" здесь понимаются восемь праздничных дней, включавших собственно Пасху и семь следовавших за ней "опресночных дней".
Казнить Петра Ирод считал "уместным" по двум, по крайней мере, причинам. Во-первых, Петр был известен как руководитель церкви, а во-вторых, он братался с язычниками.
Ирод позаботился о "надежности" уз Петра, приказав стеречь его четырем воинским командам по четыре человека в каждой. Это, вероятно, означало, что двое из них прикованы были цепью к Петру (по одному с каждой стороны), а двое стерегли темницу снаружи (стих 6, 10). Видимо, каждая из четырех команд сменяла друг друга каждые шесть часов. Власти, надо думать, помнили о прежнем бегстве Петра (5:19-24), и не хотели, чтобы это случилось вновь.
Деян. 12:5 . Итак, Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Петр был скован, но молитва о нем лилась свободно!
Деян. 12:6 . Петр настолько доверялся Богу, что в… ночь накануне суда крепко спал (сравните 1-Пет. 2:23; 5:7). За свою жизнь он не боялся: ведь Иисус Христос дал ему понять, что он достигнет преклонного возраста (Иоан. 21:18).
Деян. 12:7-10 . Вторично Петру дал бежать Ангел (5:17-20). Разбудив апостола, он велел ему одеться и идти прочь из тюрьмы. Во время всей этой сцены одно сверхъестественное действие, производившееся Богом, сменяло другое: цепи упали с рук Петра, тогда как стража продолжала крепко спать, и сами собою отворились… железные ворота, ведшие в город.
Деян. 12:11 . Одна из "подтем" книги Деяний Апостолов - распространение Благой Вести, несмотря на все препятствия, чинимые ей. Здесь это представлено в образе освобождения Петра. Когда он под действием ночного воздуха пришел в себя, то осознал, что все произошло на деле, а не было видением, как это казалось ему с момента явления Ангела (стих 9). Бог действительно избавил его от Ирода и иудеев, и путь его был свободен.
Деян. 12:12 . В этом стихе читателям впервые представляется Иоанн Марк, который станет участником первого миссионерского путешествия Павла. Очевидно, Мария, мать Марка, пользовалась известностью и была женщиной состоятельной. Вероятно, в ее просторном доме чаще всего собиралась церковь. Судя по тому, что об отце Марка ничего не говорится, Мария могла быть вдовой. Марк стал впоследствии составителем Евангелия, носящего его имя (Мар. 14:51-52, где речь, видимо, идет о Марке, а также 1-Пет. 5:13).
Деян. 12:13-17 . Рассказ о неожиданном появлении Петра в доме Марка полон юмора и интересен чисто по-человечески. Мотив радости, столь характерный для книги Деяний Апостолов, отразился здесь в настроении служанки Роды, которая вышла на стук и узнала голос Петра. Хотя святые не переставали молиться об освобождении апостола (стих 5), оно словно бы застало их врасплох! На слова Роды Петр стоит у ворот ей ответили: в своем ли ты уме? Это Ангел его. Последнее заявление говорит о вере в личных ангелов, т. е. таких, которые приставлены к каждому из людей (сравните Дан. 10:21; Матф. 18:10).
Верили, очевидно, и в то, что ангел, сопутствующий человеку, может обретать его облик! Увидев, наконец, Петра, верующие изумились. Слова апостола об Иакове указывают на то, что брат Господень играл видную роль в Иерусалимской церкви. Дав святым удостовериться в том, что это действительно он, Петр ношел в другое место. В какое, не говорится. Судя по 1-Пет. 1:1, возможно, в Малую Азию. Позднее Петр придет в Антиохию Сирийскую (Гал. 2:11).
Деян. 12:18-19 . После попытки расследовать бегство Петра, Ирод, допросив стражей, которые сами ничего не понимали, велел безжалостно казнить их. А потом… отправился из Иудеи в Кесарию, т. е. из Иерусалима в главный город римской провинции Иудея, откуда римские губернаторы управляли народом.
е. Смерть Ирода Агриппы 1 (12:20-23)
Деян. 12:20-23 . Тир и Сидон входили в область, которой управлял Ирод; чем-то эти финикийские города навлекли на себя его недовольство, а, поскольку они зависели от зерновых поставок из Палестины, то искали теперь мира с правителем. Власта, постельника (постельничего; так назывался главный служитель при особе царя, ответственный за его жизнь и сокровища), они, скорее всего, подкупили, чтобы замолвил за них слово.
В назначенный день какой-то торжественной публичной аудиенции Ирод, облаченный в царскую одежду (великолепные, по свидетельству Иосифа Флавия, сребротканные одежды, ослепительно сиявшие на солнце) говорил к финикийским послам. Происходило это в присутствии народа, который стал громко величать правителя богом. Ироду низкав эта лесть была приятна, и истинному Богу… он не воздал славы. За это его внезапно поразил…
Ангел Господень. (По имеющимся историческим свидетельствам Ирод почувствовал резкую боль в животе и был унесен во дворец, где после нескольких дней мучений скончался.) Лука пишет, что он, быв изъеден червями, умер. Было это в 44 году по Р. Х. Описание Луки соответствует тому, что рассказано на этот счет Иосифом Флавием в "Иудейских древностях". После смерти Ирода правителями Иудеи были Феликс и Фест - соответственно. Трое из детей Ирода Агриппы I упоминаются на страницах книги Деяний Апостолов. Это - Друзилла, жена Феликса (24:24-26); Вереника (25:13,23) и Ирод Агриппа II (25:13 - 26:32).
г. Преуспевание Церкви (12:24)
Деян. 12:24 . Слово же Божие росло и распространялось (сравните со схожими фразами в 6:7; 13:49; 19:20). Несмотря на противостояние Церкви и гонения на нее, всемогущий Господь способствовал ее преуспеванию. Этим "сообщением об успехе" Лука завершает еще один раздел своей книги (сравните 2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Евангельская весть готова была начать свой путь из Антиохии в Малую Азию.
Деян. 12:25 . Вручив денежное пожертвование пресвитерам Иерусалимской церкви (11:27-30), Варнава и Савл возвратились в Антиохию. С собой из Иерусалима они взяли Иоанна… Марка (13:5), племянника Варнавы (Кол. 4:10).
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, -- тогда были дни опресноков, --
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. _Ангел,_ толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 _Петр_ вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.
19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и _там_ оставался.
20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от _области_ царской.
21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;
22 а народ восклицал: _это_ голос Бога, а не человека.
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.
24 Слово же Божие росло и распространялось.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.