Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.
В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.
В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.
Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.
С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).
Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Концерты
Предыдущий концерт
Следующий концерт
В 1956 переехал в Ленинград. Окончил специальную музыкальную школу при консерватории по классу скрипки у И. Этингон, Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969).
Лауреат II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966, VI премия).
В 1968 Юрий Симонов стал первым дирижером из СССР - победителем международного конкурса: IV конкурса дирижеров, организованного Национальной Академией Санта Чечилия в Риме. Сразу после этого успеха Евгений Мравинский пригласил молодого дирижера на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
Одновременно в 1967–1969 Юрий Симонов - главный дирижер оркестра Государственной филармонии на Кавказских минеральных водах.
В январе 1969 Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а в феврале 1970, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером ГАБТ СССР и занимал этот пост почти шестнадцать лет (рекордный срок для этой должности). Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.
В качестве педагога-консультанта Ю. Симонов работал с молодыми дирижерами из других театров страны, стажировавшимися в Большом театре.
В 1979 Ю. Симонов возглавил камерный оркестр ГАБТ, составленный из молодых музыкантов, с которым с успехом выступал в Москве и городах СССР, открывал новый Концертный зал в Хабаровске, гастролировал за рубежом (Югославия, Румыния).
В 1985 Юрий Симонов создал еще один молодежный коллектив - Государственный малый симфонический оркестр СССР, в течение трех лет успешно выступавший на всесоюзной и зарубежной сцене (Венгрия, Польша, Германия, Италия).
В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 он дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден», а четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Затем последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.
В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».
Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.
Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, в 1985 был удостоен звания профессора. В числе его учеников - Ю. Ботнарь, И. Головчин, Г. Ринкявичус, Е. Самойлов, А. Сиднев, В. Симкин, П. Сорокин, И. Сукачев, М. Тургумбаев…
С 2006 преподает в Санкт-Петербургской консерватории (его первый выпускник Димитрис Ботинис стал в 2011 победителем Первого Всероссийского конкурса дирижёров). Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 Юрий Симонов провел международные мастер-классы, организованные Московской филармонией.
Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.
С 1998 Юрий Симонов - художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более 200 программ в Москве. Состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).
Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).
Годы плодотворного сотрудничества связывают Ю.И. Симонова и с национальной газетой «Музыкальное обозрение». С оркестром Московской филармонии он принимал участие в проектах газеты: Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение–ХХ» (2009), Втором музыкальном фестивале «Кружева» в Вологде и Череповце (2010). Дважды - в 2006 и 2010 - маэстро был назван «Дирижером года» в рейтинге «Музыкального обозрения» «Персоны и события».
Большой резонанс вызвали статьи маэстро на страницах газеты в проектах «Мой Вагнер» (2013, совместный проект «Музыкального обозрения» и «Литературной газеты») и «Мой Верди» (2014), а также его воспоминания об известном российско-австралийском дирижере Владимире Вайсе.
Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства за 2008. Награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.
Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632
Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.
Подарочный тур
известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?
юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,
лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.
и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?
симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.
и: Вы часто бывали в зарубежных турах?
симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».
Сколько можно играть Чайковского!
и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?
симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...
Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!
и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?
симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.
Ноты с картошкой
и: Когда же сбылась ваша детская мечта?
симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.
и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?
симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.
и: Среди ваших учеников есть женщины?
симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.
Заслуженный артист РСФСР (22.10.1971).
Народный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист СССР (13.03.1981).
Уже в детстве проявлял интерес к дирижированию.
Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав 40-й симфонией В.А. Моцарта. В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968).
С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда, в 1962-1969 гг. - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.
В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 году он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года. Член КПСС с 1973 года.
Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 году дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди.
Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил созданым им Малым государственным симфоническим оркестром СССР (1985-1989). После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993году руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилия», с 1994 по 2002 годы занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 годах с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.
С 1998 года руководит Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.
С 1978 по 1991 годы преподавал в МГК имени П. И. Чайковского (с 1985 года - профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.
В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также ряд других произведений.
В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.
В 2008 году Юрий Симонов возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ.
В 2009 году принял участие в V ежегодном муждународном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.
театральные работы
Осуществил постановки опер «Псковитянка» (1971), «Руслан и Людмила» (1972), «Октябрь» Мурадели (новая ред., 1977), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1978), «Так поступают все женщины» Моцарта (1978), «Золото Рейна» (1979); «Революцией призванный» Лазарева (1979), балетов «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Гибель розы» на музыку Малера (1973).
призы и награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10.03.2011).
Орден Почёта (2001).
Премия Ленинского комсомола (1977).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год.
Офицер ордена Заслуг (Венгрия).
Командор ордена Звезды Румынии.
Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой».
II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия).
IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия).
«Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006).
«Дирижер и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017).
В 1956 году Симонов переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при консерватории, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968). В 1967-1969 руководил оркестром Кисловодской филармониии.
Родился в семье оперных певцов, и уже в детстве проявлял интерес к дирижированию. Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией Моцарта. В 1956 году Симонов переехал в Ленинград, где поступил в музыкальн
ую школу при консерватории, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968). В 1967-1969 руководил оркестром Кисловодской филармониии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии Святой Чечилии в Риме
Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Евгения Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года.
нов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Больш
ого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 Симонов дебютировал в Лондоне с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Уйдя с поста главного дирижёра Большого
театра, Симонов несколько лет руководил Малым симфоническим оркестром Московской филармонии и Малым государственным симфоническим оркестром. После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным
приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилии», с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» В
агнера. В течение многих лет Симонов руководит симфоническим оркестром Московской филармонии, с 1975 по 1991 преподавал в Московской консерватории (с 1985 - профессор).
В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его упра