Слайд 1
Лишайники
Лишайники обычно pассматpиваются отдельно от гpибов, хотя и пpинадлежат к ним, являясь специализиpованной гpуппой. Они довольно многообpазны по внешнему виду и окpаске и насчитывают 26 тысяч видов, объединённых более чем в 400 pодов. Лишайники – это пример облигатного симбиоза грибов с водоpослями. По хаpактеpу полового споpоношения лишайники относят к двум классам: сумчатые (pазмножаются споpами, созpевающими в сумках), к котоpым относятся почти все pазновидности лишайников, и базидиальные (споpы созpевают в базидиях), насчитывающие всего несколько десятков видов.
Слайд 2
Строение лишайника
Большинство лишайников состоят из образованной гифами плотной коры, в которой имеются необходимые для дыхания поры. Кора позволяет всасывать влагу из воздуха и защищает лишайник от переохлаждения или перегрева. Под корой гифы более рыхлые, между ними располагаются клетки водоросли (сине-зелёные, жёлто-зелёные или зелёные). Обычно каждому виду лишайника соответствует свой вид водоpосли. Обычно клетки фотобионта сконцентрированы по периферии – ближе к свету – образуя фотосинтезирующий слой.
Слайд 3
Разнообразие лишайников
Слайд 4
Корковые лишайники
По строению тела (слоевища) различают накипные (коpковые), листоватые и кустистые лишайники Вегетативное тело накипных лишайников наиболее пpимитивно, оно бывает зеpнистым, пористым или в виде коpочек.
Слайд 5
Листоватые лишайники
Более pазвиты листоватые лишайники, имеющие вид более или менее pассечённых пластинок.
Слайд 6
Кустистые лишайники
Высоко оpганизованы кустистые лишайники, имеющие вид кустиков, свисающих нитей или пpямостоящих выpостов.
Слайд 7
Размножение лишайников
Pазмножение лишайников осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами. В pезультате полового пpоцесса обpазуются споpы гpиба лишайника, котоpые pазвиваются в закpытых плодовых телах – пеpитециях, имеющих узкое выводное отвеpстие ввеpху, или в апотециях, шиpоко откpытых к низу. Пpоpосшие споpы, встpетив соответствующую своему виду водоpосль, обpазуют с ней новое слоевище. Вегетативное pазмножение заключается в pегенеpации слоевища из небольших его участков (обломков, веточек). У многих лишайников есть специальные выросты – изидии, которые легко отламываются и дают начало новому слоевищу. В других лишайниках образуются крошечные гранулы (соредии), в которых клетки водоросли окружены плотным скоплением гиф; эти гранулы легко разносятся ветром.
Слайд 8
Виды лишайников
Лишайники растут на почве (эпигейные), камнях (эпилитные) или древесных стволах (эпифитные), получая необходимую для жизни влагу из атмосферы. Некоторые виды обитают на морской литорали. Впеpвые поселяясь на бесплодных местах, лишайники обpазуют пpи отмиpании пеpегной, на котоpом потом могут поселиться дpугие pастения.
Слайд 9
Выращивание лишайников
Лишайники обнаружены даже в бесплодных арктических пустынях и внутри антарктических горных пород. Лишайники распространены по всему миру, но особенно разнообразны в тропиках, высокогорьях и в тундре. А вот в лабораториях лишайники достаточно быстро погибают. И только в 1980 году американские ученые сумели «соединить» водоросль и гриб, выращенный из споры.
Слайд 10
Лишайники – источник пищи
Лишайники – многолетние организмы. Они накапливают полисахариды и жирные кислоты. Одни вещества неприятны на вкус и запах, другие употребляются в пищу животными, третьи используются в парфюмерии или химической промышленности. Некоторые лишайники являются сыpьём для изготовления кpаски и лакмуса.
Слайд 11
Лишайники как биоиндикаторы
Лишайники – это организмы-биоиндикаторы. Они растут только в экологически чистых местах, поэтому их не встретишь в больших городах и промышленных зонах.
Слайд 1
Тема урока: Лишайники. Цель урока:изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия:симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог. сайт
Слайд 2
Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.
Слайд 3
Питание лишайников:нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают. Размножение лишайников. Размножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.
Слайд 4
Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака Омфалина Кладония
Слайд 5
Накипные лишайники имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.). Леканора Калоплака
Слайд 6
Листоватые лишайники имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате. Лобария Колемма
Слайд 7
Кустистые лишайники имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков, реже неразветвленных прямостоячих выростов. Кладония Уснея
Слайд 8
Места обитания лишайников. Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах, то есть практически повсеместно.
Слайд 9
Они занесены в Красную книгу! Кладония грациозновидная Лобариялегочная АсахинеяШоландера ЛептогиумБурнета
Слайд 10
Подведем итоги. Выберите правильные утверждения: Лишайники – представители царства растений. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Кладонии представители накипных лишайников. Лишайники быстро растут. Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты: 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.
Пояснительная записка
- Данный урок является единственным при изучении темы лишайники, в соответствии с программой Н.И. Сонина. Данная тема входит в раздел « Бактерии. Грибы. Лишайники». Тип урока – интегрированный биология с экологией (изучение нового материала). В презентации «Лишайники» представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – это фотографии натуральных объектов, схемы классификации лишайников, информация о видах занесенных в Красную книгу, краткая информация о строении и жизнедеятельности данных организмов, кроссворд на закрепление материала. При знакомстве с многообразием лишайников не предусмотрено экскурсий в природу. Также удобно использовать данную презентацию из-за недостатка учебного времени на уроке.
Проект урока
Тема. Лишайники
Программа: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Биология(Многообразие живых организмов) 7 класс
Тип урока Изучение нового материала (интегрированный биология с экологией)
Форма организации: фронтальная работа
Цель урока:
создать условия для формирования представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах.
Результат урока
формирование представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах.
Этапы урока
Деятельность учителя
Актуализация знаний
Деятельность ученика
Примерные вопросы
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
- Строение лишайников (с. 2)
- Размножение и питание (3)
- Классификация(4,5,6,7)
- Местообитания (8)
- Краснокнижные виды и значение (9)
Ответы на поставленные вопросы, аргументация ответов
Запись темы в тетрадь
- В чем принципиальное отличие грибов от представителей других царств
- Дайте определение понятия водоросли
- К какому классу относится данный организм (опора на печатный рисунок)
4. Формулирования темы и цели урока (слайд 1)
Просмотр слайдов и с соответствующей записью в тетрадь
Работа с тестом (10,11)
Домашнее задание
Самостоятельно выполняют тест, а затем проверяют
Задает домашнее задание (12)
Выполнение творческого задания и кроссворда
Цель урока : изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов.
Внимание! Основные понятия : симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог.
Лишайники – это симбиотические представители царства грибов.
Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников.
Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом
представлен
переплетающимися грибными
нитями и одноклеточными
зелеными или сине-зелеными
водорослями. На грибных
нитях иногда образуются присоски,
которые проникают внутрь
водорослей.
Питание лишайников: нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества.
Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают.
Размножение лишайников. Р азмножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.
Классификация лишайников по строению слоевища:
Лишайники
кустистые
накипные
листоватые
Калоплака
Омфалина
Кладония
Накипные лишайники
имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.).
Калоплака
Леканора
Листоватые лишайники
имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате.
Лобария
Кустистые лишайники
имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков,
реже неразветвленных прямостоячих выростов.
Кладония
Асахинея Шоландера
Кладония грациозновидная
Лептогиум Бурнета
Лобария легочная
Выберите правильные утверждения:
- Лишайники – представители царства растений.
- Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
- Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.
- Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.
- Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
- Кладонии представители накипных лишайников.
- Лишайники быстро растут.
- Человек не использует лишайники в своей жизни.
- Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры.
- Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
Результаты:
9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали.
8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее.
Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.
Кладония
шариконосная
Графис письменная
Порпидия
Подумайте и ответьте, почему лишайники называют “ пионерами растительного покрова ” ? Отчет представьте в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.).
Дополнительное задание: решите кроссворд, подбирая названия известных Вам лишайников.
Актуализация знаний I.Работа с тестами. Выберите правильные ответы: 1. К съедобным грибам относятся: А. Сыроежка Б. Масленок В. Мухомор Г. Гриб трутовик 2.Грибы сближает с животными: A. Питаются готовыми органическими веществами Б. Содержат в оболочках клеток хитин B. Поглощают питательные вещества путем всасывания Г. Накапливается в клетках гликоген
Тип лишайников Особенности строения Примеры Накипные Леканора, лицедея Листовые Пармелия, ксантория КустистыеКладония, ягель, уснея 1.Самостоятельная работа учащихся -Пользуясь текстом учебника S13,заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища»
Упражнения для снятия общего утомления И. п. – основная стойка. 1. – присесть, руки вперед. 2. – руки сомкнуть над головой. 3. и.п. – выдох. При выполнении, тянуться вверх. 4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох 6,7. – присесть, руки в стороны, выдох 8 - И.п.
IV.Рефлексия. Теперь наш урок подходит к концу и мне бы хотелось услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали. Я сегодня на уроке Про лишайники узнала, И от этого намного Образованнее стала, И теперь как выйду в сопки, И вокруг я погляжу, Я о северной природе Очень грамотно сужу. Знаю, что такое ягель, И в лишайниках я – ас, Не желаете послушать? Расскажу про них сейчас. Гриб и водоросль вместе Очень дружно так живут, Образуют слоевище. Их лишайники зовут.
Тест по теме «Лишайники» Выберите ОДИН правильный ответ 1. Наука о лишайниках называется А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. 2. Лишайники - это А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов 3.Слоевище лишайников состоит из А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
4. Лишайники могу селиться А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве 5. Что получает водоросль от гриба? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества. 6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух
7.Самостоятельно может существовать А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли 8.Как размножаются лишайники А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. 9.Каков прирост слоевища ягеля за год А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: S13, ответить на вопросы в начале и в конце S13. Творческое задание: 1группа: придумать стихотворение о лишайниках. 2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради. 3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком
Использованная литература, интернет ресурсы 1 А.А. Калинина.Поурочные разработки по биологии:6кл- М.:ВАКО,2011,- 384с-(В помощь школьному учителю) 2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.М: Дрофа,2002. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя стих про лишайника. Статьи Фестиваля «Открытый урок»Лишайники". 7-й класс Французова Алёна Викторовна, учитель биологии 6. Елена Михайловна Бенуж. Пособие. Тесты по биологии. 6 класс
Мультимедийные средства обучения 1. С.Н. Лебедев.-М.:Глобус, с. - (Современная школа). Методическое пособие с электронным приложением 2.Электронный атлас для школьника «Ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.
клетки
водоросли
гифы
гриба
Синтез органических веществ
Минеральные вещества и вода.
Лишайники - это симбиотические организмы, состоящие из водорослей и гифов гриба.
Клетки водоросли
Нити гриба
Лишайники светолюбивы, водолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха – биологические индикаторы чистоты воздуха.
Растут лишайники крайне медленно - прирост за год у корковых - 1-8 мм, у кустистых - 1-35 мм.
лецидея
леканора
пельтигера
ксантория
кладония
уснея
ягель
- Разрушают горные породы
- Образуют почву.
- Основной корм для оленей на Севере.
- Из них получают краски и лакмус.
- Также используют в медицине и парфюмерии.
- Биоиндикаторы
Цетрария исландская
«Исландский мох»
- Ягель растет очень медленно: несколько миллиметров в год.
- Поэтому одно и то же тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд - не случайно саамы кочевали со своими стадами по всей территории области.
- Если олени съедают весь ягель, то на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени – до 15 лет
Олень зимой ищет ягель
«Выступает ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник , разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву».
К.А. Тимирязев
«Жизнь растений»
Асахинея Шоландера
Кладония грациозновидная
Лептогиум Бурнета
Лобария легочная
В Библии рассказывается о народе, который много дней брёл по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскалённый песок.
Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. Все увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, казалось, что они падают с неба.
«Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто ещё мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепёшки.
- Как вы думаете, чем была эта манна на самом деле?
В 1772 году русский учёный П.С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии.
- 1 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
- Лишайники – представители царства растений.
- Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.
- Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
- Человек использует лишайники в своей жизни.
- Лишайники растут в загрязнённых районах.
- 2 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
- Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
- Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.
- Лишайники быстро растут.
- Из лишайников изготавливают краску.
- Лишайники поселяются только на плодородных почвах.
Лишайник – польза или вред дереву?