Четыре года назад, 27 августа 2009 года, умер российский и советский писатель Сергей Михалков. В этом году автор многочисленных стихов для детей и басен мог бы отметить свое столетие.
Несмотря на то, что творчество поэта часто подвергалась критике, вклад Михалкова в отечественную литературу неоспорим. Сегодня "Российская газета” решила вспомнить самые значимые и известные произведения Сергея Михалкова. Многим они знакомы с детства.
Гимн
Текст российского гимна написан Михалковым в 2000 году. Не секрет, что в его основе лежит гимн Советского Союза. Всего же Сергей Владимирович трижды приложил руку к государственному гимну: первый раз в 1943 году, когда руководство страны решило отказаться от "Интернацинала”; второй раз в 1977 году, когда появилась новая Конституция страны; и третий раз в 2000 году уже в новой России.
Дядя Степа
Поэма про Степанова Степана, отличающегося огромным ростом, впервые была опубликована в 1936 году. Стихи "Дядя Степа” рассказывают о советском человеке с положительным характером. Дядя Степа стал героем еще трех поэм-продолжений: "Дядя Степа - милиционер”, "Дядя Степа и Егор” и "Дядя Степа - ветеран”. Стихи про дядю Степу стали настолько популярными, что появились конфеты "Дядя Степа”, а в Москве и Кемеровской области персонажу поставили памятники.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Шел трамвай десятый номер (Одна рифма)
Еще одно известное стихотворение Михалкова рассказывает о событиях в трамвае N10, который некогда ходил по Бульварному кольцу столицы. Это сатирическая история про пассажиров заканчивается поучительно: "Старость нужно уважать!” Стихотворение было экранизировано.
Фома
Еще одна сатира, на этот раз о том, что старших надо не только уважать, но слушать и доверять. Пионер Фома не верил на слово тому, что слышал, делал все наперекор советам окружающих. Так продолжалось пока упрямому Фоме не приснился сон, где его съел крокодил. Также как и стихи о трамвае эта история была экранизирована.
Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
"Наступила зима".
В трусах
На прогулку выходит Фома.
А что у вас?
Стихотворение о хвастовстве в вечернюю пору. Ребята рассказывают друг другу о том, что у них есть: а у нас в квартире газ, а у нас - водопровод, у меня в кармане гвоздь, у кого- то кошка родила котят. Но главный вывод, о чем бы не спорили ребята, - мамы разные нужны, и неважно, кем они работают.
А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
(р.12.03.1913, Москва)
Поэт, баснописец, сказочник, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик. Из старинного дворянского рода Михалковых. Отец, Владимир Александрович,-птицевод. Мать, Ольга Михайловна, происходила из дворянского рода Глебовых.
Детство М. прошло в подмосковном имении Ольгино, где он получил начальное домашнее образование.
В двадцатые годы семья Михалковых переехала из Москвы в Пятигорск, где и прошло детство будущего писателя. Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами. Позже отец познакомил его со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного, которые оказали большое влияние на первые детские стихотворные опыты Сергея Михалкова.
Сочинением стихов Михалков увлекался еще в школе. Желая как-то помочь сыну и определить его будущее, отец послал стихи мальчика тогда еще молодому, но уже известному поэту А. Безыменскому, который отметил способности юного автора.
Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство.
Печататься Михалков начал с 14 лет. В 1928 году в журнале "На подъёме" (г. Ростов-на-Дону) появилось стихотворение "Дорога". В эти же годы он печатается в краевой газете "Терек". Молодого поэта зачисляют в актив при Терской ассоциации пролетарских писателей.
В 1930 году семнадцатилетний Михалков, окончив школу, приезжает в Москву. Отец одобрял его стремление стать писателем, но прежде всего хотел, чтобы сын получил хорошее образование. Когда он его напутствовал перед дорогой, то посоветовал хорошо учиться, работать над собой и попробовать вылечиться от заикания. Заиканием Михалков страдал с детства, но, как он сам говорил, никогда не стеснялся своего недостатка. Более того, он и сам иногда подшучивал над своим заиканием и так обыгрывал его, что ребятам и в голову не приходило смеяться над ним.
В Москве Михалков сразу же понял, что одним литературным творчеством не прокормишься, и брался за любую работу: был чернорабочим на Москворечной ткацко-отделочной фабрике, помощником топографа в геологоразведочной экспедиции в Казахстан и продолжал писать. Тогда он еще не собирался становиться детским писателем, но ему нравилось писать стихи и сказки для детей, причем это у него хорошо получалось.
К тому времени он был знаком со многими известными писателями и поэтами, и все они поддерживали его творчество: ведь писать детские стихи совсем не просто и получается это не у всех, даже самых знаменитых писателей. Однако, как вспоминает сам Михалков, решающее значение для его выбора имело то, что его стихи похвалил сам Маршак. После того как его стихи заметили и дружески поддержали Корней Чуковский и Алексей Толстой, редакция журнала "Пионер" сразу же безоговорочно зачислила его в свой актив, а редактор журнала Борис Ивантер командирует Сергея Михалкова в Ленинград.
В ту пору Маршак жил в Ленинграде. На суд Маршака он привез "Дядю Степу" Маршаку поэма понравилась.
С 1933 года стихи Михалкова стали печататься в "Правде", "Известиях", "Комсомольской правде", "Вечерней Москве". Оценка С. Я. Маршака решила судьбу молодого поэта, после чего он твердо решил продолжать писать для детей.
В 1935 году Михалков поступил в Литературный институт. В двадцать три года у Михалкова вышла первая книга "Стихи", и он был принят в Союз писателей. К этому времени многие его произведения вошли в учебники и хрестоматии. Дети наизусть знали его стихи" А что у вас?", "Фома", "Песенка друзей", «Про Фому» и другие, а дядя Степа стал любимым литературным героем.
Басни адресованы взрослым, а не детям, но это не означало, что Михалков изменил своим обычным читателям и перестал писать для детей. Напротив, он теперь пишет для них не только стихи - у него появляются сказки и пьесы.
Во время ВОВ Михалков пишет стихи, статьи, очерки, тексты листовое. В эти годы он созрел как поэт. Его стихи стали более острыми, гражданственными («Десятилетний человек», «Детский ботинок», поэма «Быль для детей»). Единство поэта с судьбой народа вдохновило Михалкова на слова, высеченные на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
В 1946 году Михалков пишет первую пьесу для детей "Смех и слезы", которую почти сразу же поставил Центральный детский театр. За ней последовало множество других произведений, самое популярное из которых - "Сомбреро" - даже было экранизировано. Любопытно, что Михалков попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной".
Первый же детский фильм по сценарию Михалкова - "Красный галстук " по мотивам одноименной пьесы - вышел в 1948 году. Но по настоящему популярным стал фильм режиссера А. Роу "Новые похождения кота в сапогах" по сценарию Михалкова, где классический сюжет был связан с современностью. Многие пьесы Михалкова, в том числе "Зайка Зазнайка", отличались простыми сюжетами и яркими образами, поэтому их ставили на сцене не только профессиональных, но и самодеятельных театров, разыгрывали в школьных драм. кружках. А сказка "Три поросенка" стала не только любимой книжкой малышей, по ней был снят также и мультфильм.
Для детей Сергей Михалков написал пьесы: "Коньки" (1938), "Особое задание" (1945), "Смех и слезы" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-Зазнайка" (1951), "Чужая роль" (1953), "Сомбреро" (1957), "Забытый блиндаж" (1962), "Первая тройка, или Год 2001"(1970), "Дорогой мальчик" (1973).
В семидесятые годы попробовал себя в приключенческом жанре и написал удачный сценарий фильма "Комитет двенадцати", который был снят на киностудии "Мосфильм".
За особые заслуги в развитии детской литературы Михалков награжден Почетным дипломом Международного жюри по присуждению премии имени Ханса Христиана Андерсена (1972) и медалью Алекса Веддинга, (1973, ГДР).
На протяжении многих лет Михалков также являлся главным редактором сатирического киножурнала "Фитиль", для которого написал множество сатирических сюжетов. Михалков был женат на Наталье Кончаловской, внучке известного художника В.Сурикова и дочери другого не менее известного художника П. Кончаловского. Они прожили долгую счастливую жизнь, оба их сына, Андрей и Никита, стали известными кинорежиссерами.
Первое большое произведение Сергея Михалкова - «Дядя Степа» - было радостно встречено и детьми, и взрослыми читателями, и критикой. Сразу, легко и весело, вошли в жизнь ребят образ дяди Степы и запоминавшиеся наизусть с первого чтения строки стихов, где так своеобразно реальное и будничное сочеталось с фантастическим. Дядя Степа -
Из районных великанов
Самый главный великан -
ничем, кроме роста, не выделяется из среды окружающих его людей.
Сперва читатель узнает, что дяде Степе приходилось искать самые большие ботинки и он мог, сидя, книги брать со шкафа. В следующих строфах - от эпизода к эпизоду - рост дяди Степы выходит за пределы реального. Самые глубокие места в реке ему по колено, с тротуара он достает рукой до чердака. Но - странно - по мере того, как рост дяди Степы становится все более фантастическим, его поступки приобретают все большую реальность и убедительность. Перед читателями - юноша, в поступках которого проявляются черты благородного и отважного советского человека. Он спасает тонущего мальчика, предупреждает аварию поезда - всякий раз пользуется своим ростом, чтобы помочь товарищу.
Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу.
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.
Герой живет в реальном, а не в условно-воображаемом мире. Сам дядя Степа - это воплощение ребяческой мечты. Старшие кажутся малышам великанами. Старшие сильны и могущественны. Ребенок не сомневается, что старшие могут сделать все, что им только заблагорассудится. И вот является дядя Степа - сильный, веселый, отзывчивый великан. И поступает он именно так, как рисовалось ребенку в самых пылких мечтах, выручает людей из беды, останавливает целые поезда, борется со стихией огня и в тоже время с полной увлеченностью придается мальчишеским затеям.
В дяде Степе привлекает ребенка и непосредственность, и веселая причуда. А если так, можно безбоязненно сказать, что даже и такая как бы вскользь оброненная назидательная сентенция:
Чистить зубы дядя Степа
Никогда не забывал.
Для ребенка очень заманчивы черты портрета дяди Степы - его недюжинная сила и огромный рост оказываются в комическом несоответствии с привычными житейскими представлениями. Все дяде Степе не по плечу, не по росту, не по мерке:
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Купит с горем пополам
Повернется к зеркалам –
Вся портновская работа
Разъезжается по швам!
Герой этой комической повести оказывается вовсе не комичным. Он так привлекателен, что, едва появившись, стал другом читателей. Все приключения дяди Степы связаны с простым и радостным миром интересов советских ребят, и потому особенно близок им его образ. Мы встречаем дядю Степу на стадионе, в тире, в кино, на карнавале -
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны.
Он идет служить на флот, становится защитником родины -
И теперь горды ребята -
Пионеры, октябрята, -
Что знакомы с краснофлотцем,
С настоящим моряком.
Он домой идет с Арбата.
Как живешь? - кричат ребята.
И теперь зовут ребята
Дядю Степу «Маяком».
А прежнее его прозвище - «Каланча». В этом изменении прозвища с насмешливого на уважительное весело, без нажима, но очень ясно показано движение образа, дана биография героя, который постепенно завоевывает любовь своих знакомых, а вместе с ними и читателей повести. Его поступки просты, но очень привлекательны.
С неистощимой изобретательностью Михалков отыскивает все новые и новые очень неожиданные и очень наглядные примеры, подчеркивающие рост дяди Степы:
Вы в танкисты не годитесь:
В танке вы не поместитесь!
Для таких, как вы, людей
Не бывает лошадей и т.д.
В кино ему говорят: "Сядьте на пол". Очень развлекает детей то, что стоит дяде Степе поднять руку, и он будет казаться семафором. А что было бы, если бы он не поднял руку? Крушение.
Комическую гиперболу, как основу сюжета и способ сатирической характеристики отрицательного героя, использовал Маяковский в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Михалков пошел по этому же пути в некоторых своих стихотворениях, например в «Фоме». Своеобразие «Дяди Степы» в том, что здесь комическая гипербола, которая тоже, как у Маяковского, организует сюжет и связывает отдельные эпизоды произведения, использована для создания образа положительного героя.
Строфы, посвященные тому, как дядя Степа спас утопающего, предотвратил крушение поезда, заставляют вспомнить написанный позже «Рассказ о неизвестном герое» Маршака. В обоих произведениях спасение человека (у Михалкова - из воды, у Маршака - из огня) показано не как исключительный поступок, а как норма поведения советского человека. В повести Маршака исключительными, присущими именно этому случаю оказываются только детали события и поступка - сложность, затрудненность спасения, требующая и отваги и большой физической сноровки. У Михалкова исключительны тоже детали, но как раз противоположные: легкость спасения, обусловленная ростом дяди Степы. Обыкновенность героического поступка для советского юноши Маршак подчеркивает тем, что героя невозможно разыскать - он похож на многих. Герой же Михалкова очень индивидуализирован и приметен, а обыкновенность его героических поступков передана тем, что они поставлены в ряд с незначительными, большей частью комическими происшествиями.
Очень важная для детской литературы того времени поэтическая задача - в образе привлекательного для читателей героя показать готовность к подвигу как типическую, обыкновенную черту молодежи - решена двумя поэтами не только различными, но прямо противоположными художественными средствами. У Маршака - героическая баллада об отважном поступке неприметного юноши, а у Михалкова - комический рассказ об очень приметном юноше, который совершает мужественные поступки наряду и словно бы наравне с обыкновенными и забавными.
Дядя Степа добрый, отзывчивый. Он не только предотвратил крушение поезда - он и спасал голубей из горящего дома, и «того, кто ростом мал, на параде поднимал», и «снимал ребятам змея с телеграфных проводов».
Детям не только нужно все, что дядя Степа делает для них, но близко, интересно то, что он делает для себя. Он прыгает с парашютом, идет на парад, стреляет в тире, приходит на стадион, катается на верблюде и, наконец, поступает на флот.
Михалков с замечательной точностью, приметливостью определил круг ребячьих (главным образом мальчишеских) интересов и сумел приключения дяди Степы обыграть так, что с каждым эпизодом все полнее и привлекательнее вырисовывается облик героя.
Острая сюжетность, комическая гиперболизация жизненных явлений, создание своего рода реалистической фантастики - особенности поэтического почерка, которые получили развитие и в других стихах Михалкова.
Незаметно в сознании читателей входит понимание единства житейского и героического, простоты и величия. "Он стоит и говорит: "Здесь дождями путь размыт". Возможность катастрофы возникает в сознании ребенка лишь мимолетно. Главное другое: "Я нарочно поднял руку - показать, что путь закрыт". В этой комической ситуации полностью и в то же время неназойливо проявляется благородство характера. Он спасает людей. Во время войны Сергей Михалков был на фронте.
Про своего моряка дядю Степу поэт дописал продолжение о том, как тот плавал на линкоре "Марат" и "ранен был немножко, защищая Ленинград". Но вот война кончилась - появились новые стихи. Назывались они "Дядя Степа - милиционер" (1954). Старый знакомый ребят стоит на посту около высокого дома на площади Восстания. "Главного районного великана" из стихов Михалкова любят за то, что он помогает и детям и взрослым. Он одного малыша посадил на плечи, чтобы тот увидел на параде "армию страны", другого покатал, третьему снял бумажного змея с телеграфных проводов, а тонущего школьника спас без особых усилий, и не только потому, что дяде Степе по колено все глубокие места, но потому, что он парень действительно героический. Для хулиганов он - гроза. И репортеры из заморских газет, как только узнали, что у чемпиона Егора отец - милицейский старшина:
По-английски извинились
И, закрыв магнитофон,
Быстро выбежали вон.
"Дядя Степа" - эта поэма была написана быстро, что называется "единым духом", но потом от издания к изданию росла, обогащаясь внутренне. Так что если приняться за перечисление всех исправлений и дополнений, внесенных автором, а их наберется немало, - то окажется, что Михалков работал над ней довольно долго. Одну из самых последних корректив в поэму внесла война, призвав дядю Степу на фронт.
Естественно и органично вошли в нее еще несколько новых строк про то, что долгое время от дяди Степы не было известий, а потом вдруг приехал на побывку домой бравый моряк-фронтовик и пригласил к себе в гости всех знакомых ребят послушать "сто историй про войну и про бомбежку", и еще про то, как он "ранен был немножко, защищая Ленинград". У этой маленькой поэмы есть свой глубокий подтекст, тот отчетливый второй план, который, собственно, и сделал ее такой просторной, емкой. Привлекательны дяди Степин рост и сила, но они становятся вдвойне привлекательней от того, что хорошо служат людям.
Заключительные строки поэмы:
И теперь горды ребята -
Пионеры, октябрята,
Что знакомы с дядей Степой,
Настоящим моряком.
Он домой идет с Арбата
"Как живешь?" - кричат ребята.
И зовут теперь ребята
Дядю Степу "Маяком".
И столь почетное прозвище "Маяк" надо ведь заслужить. Это прозвище дядя Степа действительно заслужил.
В свое время Маяковский писал книгу «Про моря и про маяк» для детей:
Кличет книжечка моя:
Дети будьте как маяк!
Всем, кто ночью плыть не могут,
Освещай огнем дорогу.
Михалков обращается к ребятам с тем же кличем: быть как маяк, как друг их дядя Степа, потому что добрый этот гигант и впрямь точно маяк освещает малышам дорогу.
Первые его произведения появились в годы, когда в нашей детской поэзии 6ыли редки веселые стихи. Тут дело не только в гонении на «забавное», которым занимались одно время педологи. Были причины и органичные: прежние веселые стихи, лишенные ясной идейной и воспитательной направленности, уже не могли занять ведущего места в поэзии, перед которой работа Маяковского, Маршака открыла новые и очень обширные перспективы. Их опыт поэтической беседы с детьми о современности, о моральных проблемах, о труде оказался удачным. Расширились пределы воспитательного влияния поэтов на детей. Прежние достижения уже казались иной раз недостаточными, мелкими с тех пор, как обнаружилось, что стихи, написанные для детей, могут нести большую идейную нагрузку.
Но и веселые стихи ведь могут быть не только веселыми. Поэты искали новых форм, в которых забавное органично сочеталось бы с воспитательно важным.
Михалков сумел в забавных стихах, без малейшей вульгаризации, дать облик советского человека. Но, поставив тем самым веселые стихи на службу новым, широким задачам детской литературы, Михалков не ограничил свою работу одним жанром.
В первые же годы работы он создал произведения очень разные и по темам и по характеру поэтической разработки.
Важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэт высмеивает хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.
Высмеивание распространенных недостатков характера и поведения нашло отражение в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).
М. создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.
Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, кот. не утратило с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.
Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже факт собственного существования. Попав в пасть крокодила герой до конца не желает признавать чьего-либо мнения, кроме собственного:
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
Я не ве…-
Аллигатор вздохнул
И, сытый, в зеленую воду нырнул.
Отсекая окончания слов, подставленных под рифму, М. хорошо передает упорство неисправимого упрямца, которым уже «поперхнулся» крокодил.
Гиперболическое заострение ситуации в кульминационной сцене стих-я разрешается комическим снижением интонации в финале. Казалось бы, пережив и во сне, страшный урок, герой должен исправиться, но не тут-то было:
Фома удивлен,
Фома возмущен:
Неправда, товарищи,
Это не сон!
При всей комичности поведения Фомы поэт с явной симпатией относится к своему юному самоуверенному герою. Понимание детской психологии, любовь к сетям с их достоинствами и недостатками в основании такого отношения.
Прием гротеска применен М. и в стих-и про «Мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчика:
Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
Стих-е звучит несколько более жестко, т.к. обращено в такой же степени к взрослым и к детям. Объектом сатиры становится приобретенный недостаток-изнеженность, неспособность к практической жизни.
Юмор веселых стих-й определяется не только комедийными ситуациями и характерами, но и своеобразием лексики, строем стиха.
В качестве юмористического приема М. часто применяет воспроизведение специфического детского образа мысли и склада речи, например, в стихотворении «А что у вас?». В первых строфах стихотворения нет и намека на то, что немного дурашливая, игровая болтовня ребятишек приведет к важному разговору. Затеяна игра просто потому, что «дело было вечером, делать было нечего». Разговор сначала течет неторопливо и бесцельно, детская неустойчивая мысль перескакивает с предмета на предмет.
А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Мы купили синий-синий,
Презеленый красный шар.
Игровая форма стихотворения, его скрытая дидактика, естественность и непринужденность беседы - все это хорошие находки детского поэта. Но юмор, построенный на внешней нелогичности ребячьей речи («А у нас сегодня кошка родила вчера котят», «Нам купили синий-синий, презеленый красный шар», «Грузовик привез дрова - это два. А, в-четвертых...»), хотя и очень забавен, пожалуй, больше рассчитан на взрослых. Недаром стихотворение с большим успехом читала во взрослых аудиториях исполнительница детских рассказов Рина Зеленая. Малышей такие логические ошибки редко смешат - они принимают всерьез «презеленый красный шар»: ведь им понятно, что иначе не выразишь сложную эмоцию, рожденную «букетом» шаров у продавца и трудностью выбора одного из них.
Ребята по кругу обмениваются сегодняшними новостями, не очень значительными. И затихла бы, вероятно, беседа, если бы не похвасталась девочка:
А, в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.
Это всех задело. И вот в разговоре появляется ведущая тема-разгорается спор, чья мама важнее, лучше. Ребята наперебой защищают рабочее достоинство своей мамы - инженера, повара, вагоновожатого, доктора, милиционера, учительницы. Они ничем не хуже пилота.
И спросила Нина тихо:
Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот.
Обычное для малышей стремление похвастаться своими родителями, показать, что они лучше или во всяком случае ничуть не хуже родителей соседа, принимает современную, характерную для советского общества форму. Дети очень чутки к интересам, тональности среды, в которой они растут, и, может быть, не сознают, но чувствуют, что самое важное и убедительное доказательство высоких достоинств мамы - ее работа.
И еще одна черта - проявление доброго товарищества детей: реплика Вовы, который говорит не о своей маме, а выступает в защиту всех ребят, может быть, немного подавленных величием мамы-пилота:
Мама-летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар.
Мама - летчик?
Что ж такого!
И в конечном счете именно эта реплика Вовы приводит к примиряющему выводу:
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Так неназойлива М. дает детям представление о разнообразных делах, кот. заняты мтери.
В том же году, что «Дядю Степу», «А что у вас?», - первом году работы Михалкова для детей - он пишет стихотворения и совсем в другой тональности.
Словно свежий ветер несет строки «Веселого туриста», стихотворения, написанного широко, свободно, богатого мыслями и эмоциями.
Образ четырнадцатилетнего туриста без всякой патетики, пафоса или умиления, благодаря отлично найденным художественным средствам, вырастает в символ отважной, любознательной и веселой юности.
Очень просты слова, фразы, образы, очень лаконична характеристика героя. «Он встретить в пути не боялся ни змей, ни быков, ни собак», «Он шел без ружья и без палки», «Он пел, и веселая песня ему помогала идти». Эта задорная отвага - выражение не только мальчишеской беззаботности, но и внутренней силы:
Он шел по тропам и дорогам,
Волков и медведей встречал,
Но зверь человека не трогал,
А издали только рычал.
Веселый турист неприхотлив, и не страшны ему стихии:
И туча над ним вместо крыши,
А вместо будильника - гром.
Ему близка, интересна родная природа:
Он слышал и зверя и птицу,
В колючие лазил кусты.
Он трогал руками пшеницу,
Чудесные нюхал цветы.
Его любознательность серьезна:
И все, что он видел и слышал,
В тетрадку записывал он.
Вот, в сущности, все, что сказано о юноше. Но его образ формируют в воображении читателя не только эти черты, но и то, что «летали кукушки да галки над самой его головой»,
И даже быки-забияки
Мычали по-дружески: «М-му!»,
И даже цепные собаки
Виляли хвостами ему.
Внутренняя сила юноши пугает зверя, который «издали только рычал». Но она и покоряет животных, потому что это добрая сила. Только животных? Нет, это все лишь подготовка внезапного, как взрыв, события: такой простой, такой реалистичный каждой деталью рассказ вдруг оборачивается сказкой-символом, Гаммельнским крысоловом, который своей дудкой привлекает и ведет в неведомое детей, - но добрым крысоловом, увлекающим и детей и взрослых вперед, к прекрасному будущему.
И окна в домах открывали,
Услышав - он мимо идет,
И люди ему подпевали
В квартирах, садах, у ворот.
И весело хлопали дверью
И вдруг покидали свой дом.
И самые хищные звери
Им были в пути нипочем.
Шли люди, и было их много,
И не было людям числа.
За ними по разным дорогам
Короткая песенка шла...
Нельзя было удержаться от большой цитаты - так выразительны и неожиданны эти строки. Но вот что примечательно: внезапность перехода от рассказа о простой прогулке к лирической сказке никак внешне не подчеркнута. Тем же ритмом, в той же тональности, в том же круге образов льется повествование. И это впечатляет больше, чем самое резкое изменение строя поэтического рассказа- изменение, которого, казалось бы, тут можно было ждать. Реальность и сказка сливаются в единый поток - прогулка обретает черты сказочности, сказка утверждается как реальность, как лирическое изображение грядущего жизненного пути веселой и отважной нашей молодежи.
Может быть, самое удивительное в первых стихотворениях Михалкова то, что их с таким законченным, зрелым мастерством создал «начинающий» поэт, и притом в очень широком диапазоне жанров.
Одинаково хорошо удавались Михалкову с первых шагов его поэтического пути и безобидный юмор, и едкая сатира, и балладно-песенный «Веселый турист», и тонкое, своеобразное сочетание сказки с реалистическим рассказом, и - это, пожалуй, самое важное - портреты современников, положительных героев нашего времени.
В том же изумительно плодотворном для поэта 1935 году он пишет «Светлану», колыбельную, снова меняя характер поэтической беседы с читателем.
Элегически мягкий, как бы приглушенный пейзаж - не вообще пейзаж, а русский, с березой и рожью - плавно переходит в широкую картину мира:
Где-то плещут океаны,
Спят медузы на волне.
В зоопарке пеликаны
Видят Африку во сне.
Черепаха рядом дремлет,
Слон стоит, закрыв глаза.
Снятся им родные земли
И над землями гроза.
Так же мягки, неторопливы и как будто спокойны строфы. Но - «над землями гроза». Словно отдаленная тревога, словно отзвук событий, которые гудят в телеграфных проводах мира, входит с этой строкой в стихотворение. Не забудем: 1935 год - время первых фашистских угроз!
Да, мы не ошиблись - именно об этой грозе думает поэт. Взглянув на мир, он возвращается мыслью на родину, к ее далекой границе.
Сонно на реке Амуре
Шевельнулись камыши,
Тонкие качнулись травы,
Лес как вкопанный стоит...
Еще все спокойно. Но, пожалуй, это предгрозовая тишь. Качнулись травы, лес как вкопанный стоит... Смутно чувствуется тут настороженность. И снова мы не
ошиблись:
У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит,
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
На зверей они похожи,
Только их нельзя поймать...
Образ часового, охраняющего сон Светланы, - штрих, который оформляет стихотворение, раскрывает его внутренний смысл. Появление этого образа подготовлено грозой над дальними землями, предгрозовой тишью у наших рубежей.
Оказывается, это характерно для Михалкова - умение, сохраняя единство поэтического повествования, его стиль, тональность, внешне неприметно, а внутренне резко повернуть тему, придать ей значительность, которую нельзя угадать по первым строкам. И это в самых разных жанрах - ив балладе о веселом туристе, и в написанном как будто только для забавы стихотворении «А что у вас?», и в лирической колыбельной. «Нейтральный» поэтический рассказ оказывается подготовкой к выраженной в той же системе образов, что и начальные строфы, современной идее, политически или морально воспитывающей читателя. Образ часового входит в «Светлану» суровым предупреждением о грядущих испытаниях, как образ могучего бронепоезда в лирический рассказ Гайдара «Чук и Гек» о счастливой ребячьей жизни.
«Грозно торчали из башен укутанные брезентом орудия. Красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки. Но один человек в кожанке стоял возле бронепоезда молчалив и задумчив. И Чук с Геком решили, что это, конечно, командир, который стоит и ожидает, не придет ли приказ от Ворошилова открыть против кого-нибудь бой».
Все ближе гроза - поэт, живущий интересами своей страны, чувствует, как повышается давление политической атмосферы, и он говорит со своими читателями, с детьми, о том, что волнует его самого.
Это стало возможным, потому что прошло время, когда писатели говорили с детьми снисходительно, свысока, как с несмышленышами или как с недоразвитыми взрослыми.
Сегодня Сергей Михалков возглавляет Международное сообщество писательских союзов, крупнейшую писательскую организацию страны, издает книги, пишет стихи. Вслед за Корнеем Чуковским и Маршаком - создатель советской детской литературы.
Божий дар детского писателя органически соединяется в творчестве Михалкова с даром сатирика, талантом баснописца, продолжателя традиций «дедушки Крылова» в современной отечественной литературе.
Сергей Владимирович Михалков вместе с Леонидом Соболевым стоял у истоков Союза писателей России. После Леонида Соболева именно Сергей Михалков стал председателем правления Союза писателей России и сформировал его как ведущую писательскую организацию в стране.
Михалков возглавляет Международное сообщество писательских союзов, в котором помимо Союза писателей России входят союзы писателей и писательские организации большинства стран СНГ.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан...
Дядя Стёпа – один из самых известный персонажей русской детской литературы. Этого добродушного великана и хорошего друга ребят в России знают все: и взрослые, и дети.
Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком.
(С.Михалков. «Дядя Стёпа - милиционер»)
Литературный герой – Степан Степанов или всем знакомый дядя Стёпа был придуман Сергеем Михалковым в 1935 году . В том же году журнал «Пионер» (№7, 1935 г.) опубликовал впервые поэму «ДЯДЯ СТЁПА» .
Внешностью Степан Степанов «по прозванью Каланча» удивительно похож на автора. И это не случайно. Сам поэт, придумывая дядю Стёпу, наделил его внешним сходством с собой, а именно огромным ростом и размером ноги, Сергей Михалков имел 190 сантиметров роста и носил обувь 45 размера.
Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!
На глазах всего народа
Дядя Стёпа лезет в воду.
– Это необыкновенно! –
Все кричат ему с моста. –
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего спас.
Сам Сергей Михалков рассказывал, что своего «Дядю Стёпу» он повстречал однажды на одной из московских улиц. Это был милиционер огромного роста, который проверил у Михалкова, который был за рулем, права, откозырял и мягко попросил его не нарушать в будущем правила дорожного движения. Писатель тем временем с удивлением узнал в милиционере своего героя – дядю Степу, который, впрочем, еще не был тогда милиционером, а лишь служил на флоте, помогал пожарным и был очень примерным и примечательным гражданином. Позднее оказалось, что и милиционер, с которым разговорился писатель, служил в свое время на флоте. Именно тогда, после встречи с гигантом в форме, Михалков и написал продолжение поэмы о дяде Стёпе – «ДЯДЯ СТЁПА - МИЛИЦИОНЕР» , впервые опубликованное в журнале «Пограничник» (1954, № 20).
4. Михалков, С.В . Стихи [Электронный ресурс ] / С. В. Михалков // Лукошко сказок. – Режим доступа: http://lukoshko.net/storyList/sergey-mihalkov.htm - 11.03.16
5. Михалков, С.В. Стихи [Электронный ресурс ] / С. В. Михалков // Деточки дома. – Режим доступа: http://detochki-doma.ru/mihalkov-stihi-dlya-detey/ - 11.03.16
6. Михалков, С.В . Дядя Степа . Поэма в четырех частях [Электронный ресурс ] / С. В. Михалков // Наши детки. - Режим доступа: http://deti.ledibashkirii.ru/sergej-mixalkov/589-2011-12-22-12-02-17 - 11.03.16
7. Викторины, игры по творчеству С. Михалкова [Электронный ресурс ] // Детство с книгой. – Режим доступа: http://bk-detstvo.narod.ru/mihalkov.html - 11.03.16
8. Ребусы [Электронный ресурс ] // Детский мир. – Режим доступа: http://detsky-mir.com/blog/rebus/1594/rebus_81 - 11.03.16
Биография и произведения С.Михалкова:
1.Михалков, С.В. Стихи и сказки [Электронный ресурс ] / С. В. Михалков // Хранители сказок. Собрание авторских и народных сказок. – Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/mihalkov/ - 11.03.16
2. Михалков Сергей Владимирович. Биография [Электронный ресурс] // Знаний. Ком. Биографии русских писателей. – Режим доступа. - http://www.znaniy.com/2010-03-03-15-58-18/8--3-4.html - 11.03.16
3. В гости к дяде Стёпе [Электронный ресурс] // Школа имени С.В. Михалкова. – Режим доступа: http://mihalkovschool.ru/v-gosti-k-dyade-stepe/ - 11.03.16
4. 80 лет поэме Сергея Михалкова «Дядя Стёпа» [Электронный ресурс] // Библиотека без границ. – Режим доступа: http://www.library.tomsk.ru/books/book_date/article1459/ - 11.03.16
5. Церетели, Тамара. Дядя Стёпа – юбиляр [Электронный ресурс ] / Т. Церетели // Газета «Культура». – Режим доступа: http://portal-kultura.ru/articles/books/102210-dyadya-stepa-yubilyar/ - 11.03.16
6. Покутняя, И. Сергей Владимирович Михалков [Электронный ресурс ] / И. Покутняя // Лучшие рефераты. – Режим доступа:
15 ноября 2013 года в Самаре откроется памятник бравому солдату Швейку. Скульптура знаменитого литературного героя установлена в центре города недалеко от здания бывшей гостиницы "Сан-Ремо", в которой в 1918 году жил создатель Швейка чешский писатель Ярослав Гашек.
Это не первый памятник Швейку в России. 11 апреля 2003 года, в год 120-летия автора романа Ярослава Гашека, памятник бравому солдату был открыт в Санкт-Петербурге на Балканской площади. В том же году в Омске установили скульптуру Швейка перед входом в одну из городских пивных на проспекте Карла Маркса. В Бугульме /Татарстан/ фигура Швейка встречает на вокзале приходящие поезда.
В разных городах России установлено множество памятников и другим литературным героям.
В Москве, между метро "Новослободская" и Марьиной рощей, в дворике у дома №13 на улице Советской Армии присели на лавочке два литературных героя из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - Коровьев и кот Бегемот. Памятник был открыт в августе 2006 года.
В 1991 году в сквере у Новодевичьего монастыря появился памятник маме-утке и ее восьми утятам из сказки Роберта Макклоски "Дайте дорогу утятам". Он был подарен Барбарой Буш Раисе Горбачевой. Скульптор - Нэнси Шен.
Напротив здания посольства Великобритании на Смоленской набережной размещен памятник героям английского писателя А. Конан Дойля Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Он был установлен в рамках проекта "Народные герои в скульптурных композициях" в апреле 2007 года. Автор композиции - Андрей Орлов.
Около станции метро "Молодежная" на Ярцевской улице в августе 2004 года был установлен памятник герою историй немецкого писателя Р. Распе барону Мюнхгаузену. Композиция выполнена в натуральную величину, на невысоком постаменте выбита цитата из фильма о приключениях Мюнхгаузена: "Вы утверждаете, что человек сам может вытащить себя из болота? Обязательно! Более того, я уверен, что каждый человек время от времени должен делать это!" Автор - Андрей Орлов. Памятник Мюнхгаузену есть и в Калининграде, он был установлен к дню 750-летия города в 2005 году. Скульптура стала подарком от немецкого города Боденведена.
1 апреля 2006 года на Ярцевской улице в Москве открылся памятник Ходже Насреддину, герою восточных сказок, философу, поэту и шутнику. Бронзовый Ходжа соседствует с бароном Мюнхгаузеном и также создан скульптором Андреем Орловым.
Пятиметровая бронзовая фигура Мальчиша-Кибальчиша установлена на Воробьевых горах, у главного входа в городской дворец пионеров и школьников. Литературный герой Аркадия Гайдара представлен бесстрашным бойцом. В одной руке у него сабля, в другой - горн. Авторы памятника - скульптор В. К. Фролов и архитектор В. С. Кубасов. Памятник был открыт 19 мая 1972 года.
В Слесарном переулке у здания ГИБДД Московской области стоит трехметровый памятник дяде Степе, герою детских книжек Сергея Михалкова. Автор - Александр Рожников.
На аллее Патриарших прудов вокруг памятника И. А. Крылову, открытого в 1976 году, установлены композиции-иллюстрации к его басням. Здесь и косолапый Мишка с другими участниками незадачливого музыкального квартета, и Моська со Слоном, и Ворона с сыром и хитрая Лиса, и Волк и Ягненок, и Осел, обучающий пению Соловья, а также другие герои произведений знаменитого русского баснописца.
В Урюпинске Волгоградской области в сентябре 2005 года появился литературный памятник героям повести Михаила Шолохова "Судьба человека".
В Камышине Волгоградской области есть памятник другому литературному герою - летчику Алексею Мересьеву из "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.
В Биробиджане /Еврейская АО/ на набережной реки Биры установлена скульптура Евгения Онегина, главного героя знаменитого романа А. С. Пушкина.
В 2010 году в Таганроге /Ростовская область/ открыли памятник "Человек в футляре". Автор - Д. Бегалов. Скульптура чеховского героя весом около 500 килограммов стоит без постамента, у чеховской гимназии. А в 2011 году в Гоголевской переулке Таганрога появилась многофигурная скульптурная композиция по мотивам знаменитого рассказа Чехова "Толстый и тонкий".
25 июля 2000 года в Петербурге на Итальянской улице был открыт памятник Остапу Бендеру. Скульптор Альберт Чаркин снабдил бронзовую фигуру двумя характерным атрибутами: стулом и папкой "Дело", в которую герой Ильфа и Петрова собирал информацию о подпольном миллионере Корейко. Памятники Великому комбинатору также есть в Пятигорске / Ставропольский край/ и в Элисте /Калмыкия/.
К числу самых необычных памятников Петербурга причислен "Нос майора Ковалева". Памятник скульптора Р. Габриадзе из цветного мрамора был установлен в октябре 1995 года на фасаде дома по проспекту Римского-Корсакова.
25 марта 2004 года, к 150-летию выхода в свет знаменитого произведения И. С. Тургенева, в Петербурге был открыт памятник Му-Му. Чугунная скульптура собачки находится на углу площади Тургенева и Садовой улицы. Автор проекта - Лев Немировский, скульптор - А. Аревикян.
Памятник другой собаке - Биму из книги воронежского писателя Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное Ухо" - был установлен 1998 году в Воронеже у входа в театр кукол. Авторы памятника - скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов.
Во Пскове рядом с областной библиотекой для детей и юношества в 1995 году был открыт памятник героям романа Валентина Каверина "Два капитана" Ивану Татаринову и Сане Григорьеву. Скульпторы - М. Белов и А. Ананьев.
В городе Луховицы Московской области установлен памятник почтальону Печкину. Автор - Полина Горбунова. Бронзовый герой книги детского писателя Эдуарда Успенского установлен напротив здания почты. Двухметровый почтальон из Простоквашина сидит на велосипеде в окружении кота Матроскина, Шарика и галчонка Хватайки.
Памятник еще одному герою Успенского, крокодилу Гене, находится в центре Ижевска. Он был открыт в сентябре 2005 года. Памятник представляет собой двухметровую статую крокодила во фраке, цилиндре и галстуке-бабочке, непринужденно расположившегося на чугунной скамье.
В Екатеринбурге рядом с областной библиотекой им. В. Г. Белинского в 1999 году открыли памятник Человеку-невидимке. На земле лежит металлическая плита с отпечатками ступней и надписью "Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса" . Авторы - Е. Касимов, А. Шабуров.
В Тобольске существует скульптурная композиция "Робинзон, Пятница и собака". Памятник литературному герою Даниэля Дефо установлен в городе не случайно. Во второй книге о путешествиях Робинзона писатель отправил своего героя в столицу Сибири Тобольск.
Три памятника герою Лескова Левше можно встретить в Туле, Калуге, Орле и Челябинске. Памятники Даме с собачкой Чехова установлены в Пензе и Липецке. Скульптуры героини "Алых парусов" Грина Ассоль - в Ханты-Мансийске и Геленджике.
ЮБИЛЕЙНАЯ МИХАЛКОВСКАЯ ВИКТОРИНА
(Викторина по произведениям С.В. Михалкова)
13 марта 2018 г. - 105 лет со дня рождения С.В. Михалкова
В каком литературном жанре НЕ работал Сергей Владимирович
Михалков?
а) Басни;
б) Пьесы;
в) Стихотворения;
г) Романы.
(А ещё в творческом арсенале Сергея Михалкова сказки, загадки, переводы,
комедии, гимны
.)
Какому государственному деятелю лично рискнул послать свои первые басни
молодой Сергей Михалков?
а) Владимиру Ленину;
б) Иосифу Сталину
;
в) Никите Хрущёву;
г) Леониду Брежневу.
(Тот дал «добро», и басни стали печататься в «Правде» с иллюстрациями
Кукрыниксов.)
Какое произведение С.В. Михалкова впервые прозвучало по радио в ночь под
Новый 1944 год?
а) «Песенка друзей»;
б) «Круглый год»;
в) «Под Новый год»;
г) Гимн Советского Союза
.
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Сергей Владимирович
Михалков является автором этих строк на могиле Неизвестного солдата. Где
находится эта могила?
а) В Москве;
б) В Бресте;
в) В Волгограде;
г) В Берлине.
(У Кремлёвской стены.)
а) Поэтами;
б) Милиционерами;
в) Кинорежиссёрами.
г) Космонавтами.
(Известные кинорежиссёры Никита Сергеевич Михалков и Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский – сыновья детского поэта.)
В каком журнале в 1935 году впервые была опубликована поэма С. Михалкова
«Дядя Стёпа»?
а) «Знамя»;
б) «Огонёк»;
в) «Костёр»;
г) «Пионер».
Кто из известных писателей стал литературным «крёстным отцом» «Дяди
Стёпы»?
а) С.Я. Маршак;
б) К.И. Чуковский;
в) И.А. Крылов;
г) А. Л. Барто.
(Сергей Михалков привез будущего знаменитого «Дядю Степу» на суд Маршака,
которому поэма понравилась.)
Сколько частей в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.
Части с каким названием НЕТ в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Дядя Стёпа – милиционер»;
б) «Дядя Стёпа и Егор»;
в) «Дядя Стёпа – ветеран»;
г) «Дядя Стёпа – депутат»
.
(Первая часть называется «Дядя Стёпа».)
Я, друзья, скажу вам сразу:
Эта книжка по заказу.
О какой книжке в ней самой так написал Сергей Михалков?
а) «Дядя Стёпа»;
б) «Дядя Стёпа – милиционер»;
в) «Дядя Стёпа и Егор»;
г) «Дядя Стёпа – ветеран».
(Идея появления поэмы «Дядя Степа и Егор» появилась у её автора после
выступления перед детишками одного из детских садов. Там мальчик спросил
Сергея Михалкова, есть ли у дяди Стёпы дети. Михалков с большим
сожалением дал мальчику отрицательный ответ. Но потом исправил это
упущение.)
Вот отрывок из произведения С.В. Михалкова «Дядя Стёпа»:
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью …
Какое прозвище у него было?
а) Алыча;
б) Саранча;
в) Каланча;
г) Свеча.
Назовите фамилию дяди Стёпы?
а) Семёнов;
б) Степанов;
в) Михалков;
г) Иванов.
(«По фамилии Степанов/ И по имени Степан/ Из районных великанов/ Самый
главный великан».)
Какого прозвища НЕ было у дяди Степы?
а) Каланча;
б) Маяк;
в) Светофор;
г) Мент.
Сапоги какого размера носил дядя Стёпа?
а) 42;
б) 45;
в) 47;
г) 50.
(«Лихо мерили шаги/ Две огромные ноги:/ Сорок пятого размера/ Покупал он
сапоги».)
Куда дядя Стёпа проходил бесплатно?
а) В кино;
б) В метро;
в) На дискотеку;
г) На стадион.
(«Но зато на стадион/ Проходил бесплатно он:/ Пропускали дядю Степу –/
Думали, что чемпион».)
На что приходилось класть ноги михалковскому дяде Стёпе, когда он
ложился спать?
а) На шкаф;
б) На стол;
в) На табурет;
г) На пол.
На каком животном посоветовали ездить дяде Стёпе в зоопарке?
а) На верблюде;
б) На жирафе;
в) На слоне;
г) На страусе.
«Дядя Стёпа в этот раз утопающего спас...». Как звали спасённого ученика?
а) Витя Доронин;
б) Петя Иванов;
в) Вова Петров;
г) Вася Бородин.
На каком флоте служил Степан Степанов?
а) На Черноморском;
б) На Балтийском;
в) На Тихоокеанском;
г) На Северном.
Каким видом спорта занимался дядя Стёпа?
а) Конькобежным;
б) Лыжным;
в) Плаванием;
г) Гимнастикой.
Как звали сына дяди Стёпы?
а) Сергей;
б) Никита;
в) Егор;
г) Андрей.
(«По палатам слышен шёпот/ Слышен громкий разговор:/ – Родился у дяди Стёпы/
Сын по имени Егор».)
Сын
дяди Стёпы Егор
стал Олимпийским чемпионом. Он...
а) Гимнаст;
б) Штангист;
в) Футболист;
г) Баскетболист.
Какую профессию выбрал сын дяди Стёпы – Егор?
а) Детский писатель;
б) Лётчик-космонавт;
в) Режиссёр;
г) Министр внутренних дел.
Какой момент книжек о дяде Стёпе запечатлел памятник дяде Стёпе, что
находится перед управлением службы ГИБДД в Слесарном переулке города
Москвы?
а) Дядя Степа чинит светофор
;
б) Дядя Стёпа спасает утопающего мальчика;
в) Дядя Стёпа спасает голубей во время пожара;
г) Дядя Стёпа снимает мальчика с подножки трамвая.
(Скульптор – Александр Рожников.)
На дверях висел замок,
Взаперти сидел щенок.
Все ушли, и одного
В доме заперли его.
Как звали щенка в стихотворении Михалкова «Мой щенок»?
а) Трезор;
б) Барбос;
в) Шарик;
г) Мухтар.
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
а) Лекарство от лени;
б) Лекарство от жадности;
в) Лекарство от вранья;
г) Лекарство от страха.
Это, верно, дряхлый дед,
Ста четырнадцати лет?
Нет!
Из какого стихотворения С.В. Михалкова эти строчки?
а) «Про мимозу»;
б) «Про сирень»;
в) «Про черёмуху»;
г) «Про жасмин».
(Такое прозвище было у изнеженного мальчика Вити, о котором говорится в этом
стихотворении
.)
Она такая же, как я,
От головы до ног.
И повторяет каждый шаг
И каждый мой прыжок.
Кто же это?
а) Сестрёнка героя стихотворения;
б) Бабушка героя стихотворения;
в) Тень героя стихотворения;
г) Зеркальное отражение героя.
(Стихотворение «Моя тень».)
Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.
О каком дне идет речь в стихотворении «Важный день»?
а) О Д
не рождения;
б) О 1 сентября;
в) О Старом Новом годе;
г) О 1 апреля.
Каких животных НЕ было у мальчиков из стихотворения «Мы с приятелем»?
а) Ужей;
б) Ежей;
в) Ершей;
г) Чижей.
(У них в квартире на «радость всем» жили два ужа, два ежа и два чижа. Рыбки
бы вряд ли мешали жить соседям по квартире.)
Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.
Почему?
а) Саша очень толстый и тяжёлый;
б) Нельзя маленьким ездить одним в лифте;
в) Саша рисует на стенах лифта;
г) Саша по многу катается в лифте.
(Речь идёт о стихотворении С.В. Михалкова
«Лифт и карандаш»
.)
Каких животных в стихотворении С.В. Михалкова звали Раз, Два, Три, Четыре, Пять?
а) Рыбок;
б) Котят;
в) Щенков;
г) Птенцов.
(Стихотворение «Котята».)
Две подружки – Варя с Верой –
Это коллекционеры.
Вспомните, что коллекционируют две подружки.
а) Пупсов;
б) Фантики;
в) Автографы;
г) Кавалеров.
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: "Не надо!
…
Как звучит последняя строчка заключительного четверостишия стихотворения Сергея
Михалкова?
а) Купите мне бычка!
б) Ведь я хочу сурка!
в) Ведь нет же поводка.
г) Я не готов пока!
(Эти строки из стихотворения
«Зяблик»
. В нем рассказывается о мальчике, который, наигравшись, забыл о
подаренной ему птичке, оставив ее на несколько дней одну. Приехав домой, мальчик
еле спас свою птичку от голодной смерти. Он понял свою ошибку и выпустил птицу
на волю. А потому он так разумно ответил своим родителям.)
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошёл,
Свернул налево за угол
И ...
нашёл.
Что нашёл, а потом вернул девочке герой стихотворения «Находка»?
а) Ножичек;
б) Кошелёк;
в) Книжечку;
г) Ключики.
(А девочка вернула этому мальчику найденный ею его перочинный нож.)
Какое из стихотворений С.В. Михалкова заканчивается пожеланием «Старость
нужно уважать!»
а) «Одна рифма»;
б) «Важный совет»;
в) «Мы с приятелем»;
г) «Бараны».
(Это
стихотворение
про
плохих мальчиков, которые не уступают в
транспорте место старикам, поэт даже не захотел писать в рифму – это
белое стихотворение. В нем только одна рифма – в последнем куплете.)
Какое из стихотворений Сергея
Михалкова нужно
обязательно прочитать всем упрямцам?
а) «Паучок»;
б) «Про сома»;
в) «Бараны»;
г) «Скворец».
(Очень полезное и поучительное для них
стихотворение
.)
Но слышен
Ребятам
Знакомый ответ:
– Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!
Как зовут мальчика из одноимённого стихотворения С.В. Михалкова?
а) Степан;
б) Егор;
в) Фома;
г) Ваня.
(Стихотворение
«Фома»
об упрямом мальчике, который не верил никому и ничему.)
Как называется известное стихотворение Юлиана Тувима в переводе Сергея
Михалкова?
а) «Овощи»;
б) «Фрукты»;
в) «Цветы»;
г) «Грибы».
Откуда свалилась Азбука в стихотворении Сергея Михалкова?
а) С полки;
б) Со стола;
в) С дуба;
г) С печки.
(Стихотворение «Азбука». «Что случилось? Что случилось?/ С печки Азбука
свалилась!»)
Для кого Майский жук основал Академию наук в стихотворении
«Лесная академия»
?
а) Для растений;
б) Для птиц;
в) Для насекомых;
г) Для зверей.
С каким мальчиком дружили товарищи из стихотворения С. Михалкова
«Настоящие друзья»
?
а) С мальчиком, который хромал;
б) С мальчиком, который заикался;
в) С мальчиком, который картавил;
г) С мальчиком-левшой.
(Это стихотворение о крепкой, настоящей дружбе!)
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
а) Контрольной;
б) Вызова к директору;
в) Прививки;
г) Мышки.
(Стихотворение так и называется – «Прививка».)
В каком стихотворении Сергея Михалкова «Появился детский врач – Глеб
Сергеевич Пугач»?
а) «В парикмахерской»;
б) «Про девочку, которая плохо кушала»;
в) «Прививка»;
г) «Грипп».
Ей
открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она
на многих
Самых разных языках.
Кто это ОНА в стихотворении Сергея Михалкова?
а) Карта;
б) Книга;
в) Переводчица;
г) Отличница.
(Стихотворение
«Как бы жили мы без книг»
.)
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
…
Закончите строчку из стихотворения Сергея Михалкова.
а) Злой бычок;
б) Носорог;
в) Мой щенок;
г) Козерог.
(Покусанный пчёлами непоседливый щенок из стихотворения «Мой щенок».)
Кого НЕ везли с собой «в далёкие края» «хорошие соседи, счастливые
друзья» в стихотворении Михалкова «Песенка друзей»?
а) Чижика;
б) Собаку;
в) Мышку;
г) Обезьяну.
В каком из стихотворений Михалкова щенка искусали пчёлы?
а) «Мой щенок»;
б) «Трезор»;
в) «О тех, кто лает»;
г) «Пёс».
Вставьте пропущенное имя в строчки из стихотворения Сергея Михалкова.
…
– хороший ученик,
Достоин уважения:
За год ученья он постиг
Таблицу умножения.
А) Егор;
б) Степан;
в) Полкан;
г) Трезор.
(Стихотворение «Дрессированные собачки» из цикла стихов про цирк.)
Как звали маленькую собачку в стихотворении Сергея Михалкова «Беглянка»?
а) Чебурашка;
б) Филя;
в) Каштанка;
г) Муму.
(«Жила-была собачка/ По кличке Чебурашка, – / Курчавенькая спинка,/ Забавная
мордашка».)
Какими надписями пестрит заграничное платье девочки Кати в стихотворении
«Модное платье»?
а) Именами актёров кино;
б) Строчками из таблицы умножения;
в) Названиями городов;
г) Названиями планет.
Как жаль, что взрослые
подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
Как называется стихотворение Сергея Михалкова, из которого эти
заключительные строчки?
а) «Несбывшиеся мечты»;
б) «Лапуся»;
в) «Бедный Костя»;
г) «Недотёпа».
(Обязательно почитайте это
стихотворение
своим родителям!)
Какое слово ненавидел мальчик в одном из стихотворений Сергея Михалкова?
а) «Кушать»;
б) «Спать»;
в) «Читать»;
г) «Гулять».
(Стихотворение «Не спать!»: «Я ненавижу слово «спать»!/ Я ежусь каждый раз, /
Когда я слышу: «Марш в кровать!/ Уже десятый час!»)
По какой части «имел большой талант» Андрей Храбров из стихотворения
Михалкова «Стойкий Андрей»?
а) По части ловли комаров;
б) По части ловли мышей;
в) По части ловли тараканов;
г) По части ловли бабочек.
Какому детскому писателю посвящены эти строки стихотворения Сергея
Михалкова?
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
А) Николаю Носову;
б) Виктору Драгунскому;
в) Льву Кассилю;
г) Аркадию Гайдару.
(Стихотворение
«Аркадий Гайдар»
.)
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Назовите имя пернатого певца из одноимённого стихотворения Сергея
Михалкова.
а) Зяблик;
б) Скворец;
в) Дятел;
г) Павлин.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
В защиту каких представителей животного мира С.В. Михалковым написано
стихотворение
«Будь человеком»
, из которого эти строчки?
а) Пчёл;
б) Муравьёв;
в) Ежей;
г) Оленей.
(В этом стихотворении мальчик бездумно и безжалостно разрушил в лесу
муравейник, за что автор назвал его жестоким эгоистом и с надеждой на
исправление попросил персонажа стать Человеком!)
Чего боялся и с чем боролся мальчик из стихотворения
«Сила воли»
Сергея Михалкова?
а) Спать в темноте;
б) Быть одному дома;
в) Отвечать у дочки;
г) Прививок.
Какая детская пьеса есть у С. Михалкова?
а) «Пилотка»;
б) «Сомбреро»;
в) «Панама»;
г) «Шляпа».
Кто из трёх поросят в английской сказке, пересказанной Сергеем
Михалковым, построил себе дом из камня?
а) Ниф-Ниф;
б) Наф-Наф;
в) Нуф-Нуф.
Какое из этих крылатых выражений «выпорхнуло» из басни С.В. Михалкова?
а) «А судьи кто?»;
б) «Ба! Знакомые всё лица»;
в) «И дым Отечества нам сладок и приятен»;
г) «А сало русское едят!»
(Из басни Сергея Михалкова «Две подруги».)