МИТРИДАТ VI ЕВПАТОР
(род. в 132 г. до н. э. – ум. в 63 г. до н. э.)
Царь Понта, подчинивший все побережье Черного моря, последовательный противник Римской империи, проведший с ней три войны.
«Митридат, царь Понта, человек, которого нельзя ни обойти молчанием, ни говорить о нем без внимания, в войне изощренный, славный доблестью, а подчас и воинским счастьем, всегда великий духом, вождь в замыслах, воин в бою, в ненависти к римлянам Ганнибал…» – писал римский историк Веллей Патеркул. К этим словам сложно что-либо добавить. При описании жизненного пути Митридата ассоциация с Ганнибалом возникает сама собой. При всей разнице места, времени и обстоятельств схожесть по принципиальным позициям удивительна. Оба – по разным причинам – получили спартанское воспитание и стали воинами, воинами с высокими целями. Именно эти амбиции, а не патологическая ненависть к Риму, как любили писать римские историки, руководили ими обоими в выборе достойного противника, а таким мог быть только Рим. И Ганнибал, и Митридат, достигнув побед над Римом и получив признание своей доблести у самих римлян, не остановились. Несмотря на то что Рим негласно закрыл глаза на свои поражения и не мешал им расширять свои интересы в других направлениях – Ганнибалу в Африке, Митридату на юг и восток от Понта, – оба были разбиты и бежали в Армению.
Ганнибал и Евпатор имели хорошее здоровье – и умственное, и физическое. Оба прожили полноценную жизнь до старости, оба по своей воле ушли из жизни на рубеже 70-летия.
Митридатовы войны дают идеальный материал для изучения войны как социального явления и как философского понятия. В них в полном объеме присутствуют все факторы войны – политический, социальный, материальный, географический и личностный, – новая тактика и грандиозное предательство, революция в вооружении и личное мужество, колоссальные жертвы и меркантильность. И каждый из этих факторов на определенном этапе становился решающим и приводил к победе или поражению.
Митридат VI Евпатор родился в 132 г. до н. э. в Синопе. Его отцом был Митридат V Эвергет, прямой потомок Ариобарзана – сатрапа геллеоспонтской Фригии, сподвижника Дария I. Мать – Лаодика, дочь царя Антиоха IV Эпифана из династии Селевкидов. Эвергет был убит в своем дворце заговорщиками, явно не без участия жены. Лаодика стремилась к власти и хотела посадить на трон младшего сына по прозвищу Хрест – Добрый. Эти обстоятельства заставили юного Митридата скрыться в горах Париадра, где он в течение 7 лет тренировал дух и тело. По разным источникам, Митридат пришел к власти в период от 120 до 111 г. до н. э. Наиболее вероятен 113 г. По-видимому, трон достался ему нелегко и не сразу. Как это принято у тиранов, Митридат для начала зарезал и отравил часть ближайших родственников, в том числе мать и брата, а позже отправил в лучший мир половину понтийской аристократии. Все эти мероприятия показали элите, оставшейся в живых, кто действительно достоин быть царем Понта.
Утвердившись во власти, Митридат женился на родной сестре Лаодике (позже он и ее отравит) и занялся государственными делами. Он присоединил к Понту Колхиду, после этого была захвачена Малая Армения, дошла очередь и до Крыма. Римские историки отмечают присоединение Боспорского царства к Понту вскользь, как преддверие к главным событиям, а ведь это и было главным для Митридата. Еще в 179 г. до н. э. Херсонес и царь Понта Фарнак I заключили договор, содержащий обязательства Фарнака помогать херсонеситам в защите от скифов. Новый нажим скифов на Херсонес в конце II в. до н. э. побудил греков обратиться за помощью к Митридату VI, внуку Фарнака. Митридат послал в 110 г. до н. э. в Херсонес войска под командованием Диофанта. В результате двух экспедиций полководца скифскому царю Палаку был нанесен сокрушительный удар, захвачена столица Неаполь. По окончании похода Диофант направился на Боспор и устроил «тамошние дела прекрасно и выгодно для царя Митридата». Он подавил восстание рабов, возглавлявшееся Савмаком, заключил союзы со свободными племенами скифов, бастарнами и фракийцами. Боспорский царь, последний из династии Спартокидов, отказался от власти в пользу Митридата. В 107 г. до н. э. Евпатор стал владетелем Херсонеса, Феодосии, Пантикапея и именовался «царем Боспора Киммерийского и защитником Херсонеса». Таврида стала плацдармом Митридата в Северном Причерноморье. Постепенно, используя все рычаги – экономические, политические, силовые, он распространил свое влияние на все побережье Черного моря. Это дало ему все: деньги, продовольствие, снаряжение, флот, оружие, армию и специалистов.
Митридат планировал «северный» поход на Рим в союзе со скифами и фракийцами. В хрониках Саллюстия, современника Митридата и гражданина Рима, отчетливо читается тревога римлян, вызванная усилением позиций Митридата именно в Северном Причерноморье. Это стало причиной замены Лукулла на Помпея, когда 3-я война, казалось, была уже выиграна окончательно. Лукулл так держался за свое консульство, что не смог подняться над рутиной войны и увидеть проблему в целом. Помпей, с его несомненно более высоким интеллектом, смог. История подтвердила обоснованность ожидания угрозы Риму именно с северо-востока: Таврида оказалась главным и лучшим приобретением Митридата за всю его жизнь.
Наладив дела в Понте, Евпатор обратил свой взор на римские провинции в Малой Азии. Тайно, с небольшим сопровождением Митридат посетил их с познавательной целью. В 108 г. до н. э., объединившись с царем Вифинии Никомедом III, он захватил Галатию и Пафлагонию, а затем и Каппадокию. Царем Каппадокии был племянник Митридата, что не помешало победителю собственноручно заколоть его кинжалом. Римский Сенат дважды требовал от Митридата освободить захваченные территории, и он подчинился, так как расклад сил был в пользу Рима. Но он продолжал налаживать отношения с правителями в Ближней Азии и на Кавказе, проводил глубокую разведку и агитацию в римских провинциях, наращивал армию и флот. «Царь царей» Тигран Армянский стал его зятем. Подготовка привела к результату: в 89 г. до н. э. началась 1-я Митридатова война, продолжавшаяся до 84 г. до н. э. Евпатор не забыл наполнить войну идейным содержанием – освобождение эллинской цивилизации от римской деспотии.
Малая Азия досталась Митридату легко. Его армия, хорошо подготовленная к экспансии, разгромила армии 4-х противников, состоявшие по большей части из ополчения. Население, измученное поборами, сдавало города легко и охотно. Лишь в Средиземном море флот Митридата понес незначительные потери от Лициния Лукулла.
В 88 г. до н. э. Митридат, захватив Малую Азию, приказал в течение 30 дней уничтожить всех италиков, включая женщин и детей. Погибло 80 тыс. человек. В Греции победа Митридата в Малой Азии была воспринята как сигнал к освобождению. Афины при поддержке Понта объявили о своей независимости от Рима. Вслед за Афинами большая часть Греции и Македония оказались в сфере влияния Митридата. Рим, занятый гражданскими войнами, все же нашел возможным послать в 87 г. до н. э. армию под командованием консула Корнелия Суллы. Римляне высадились в Греции и осадили Афины. Осада продолжалась до весны, и, несмотря на голод, город взяли только благодаря предательству: Сулле показали место, наиболее уязвимое для удара. За время осады Сулла разграбил все храмы Олимпа и Парнаса, вырубил священные рощи Академии. И все это время невдалеке стоял флот Митридата под командованием лучшего полководца Архелая – не уходил и не нападал, а просто стоял. Митридат, заподозрив неладное, послал армию из Фракии и Македонии под командованием Таксила. Архелай объяснил, что ждет, когда у Суллы закончатся припасы. В двух последующих крупных сражениях при Херонее и Орхомене Архелай, имевший втрое большую армию, потерпел поражение, а сам попал в плен. Плутарх, воздав преувеличенные похвалы римлянам, не мог все же погрешить против истины и писал, что в Риме пошли слухи о предательстве Архелая. Сулла, желая обеспечить себе достойный триумф, всячески их опровергал. Тем не менее вражеский полководец находился у него как гость. Должность почетного заложника не нова, но Сулла отпустил Архелая к Митридату для переговоров о мире. Но самое интересное, что Архелай вернулся от Евпатора живым. Это уже тайны большой политики. Архелай откровенно стал на сторону Суллы и в 3-й войне был советником Лукулла.
В августе 85 г. до н. э. в Дардане Митридат и Сулла обговорили условия прекращения войны. Евпатор уходил из Европы и Малой Азии, платил 2 тыс. талантов и передавал Риму 70 боевых кораблей, стороны возвращали всех пленных. Флот – это и была цена мира: римлянам он был необходим. Сулла наложил на Малую Азию штраф в 20 тыс. талантов, и на этом военные действия прекратились.
2-я Митридатова война была нужна одному человеку – проконсулу Лицинию Мурене, поскольку Рим не держал на должностях без надобности, а на войне он был и при власти, и при деньгах. В 83 г. до н. э. Мурена двинул войска на Понт. Война продлилась до 81 г. до н. э. и знаменательна была лишь тем, что Митридат лично командовал войсками. В результате Мурена потерпел поражение и бесславно вернулся в Рим, а Митридат захватил Каппадокию, но потом вернул по требованию Суллы.
Евпатор всячески демонстрировал свое миролюбие в этот период, но вряд ли ему поверили: разведка Рима в Понте работала отлично. За годы мира Митридат создал мощную коалицию в составе скифов, сарматов, фракийцев, германцев. Его поддерживали Серторий из Испании, Тигран Армянский, пираты Киликии. В это время Евпатор разрабатывал план «северного» вторжения в Италию. Рим до поры молчал – отчасти потому, что Понт и Армения были «буфером» между персами и римской Малой Азией. Но зыбкий мир окончился в 74 г. до н. э., когда умер царь Вифинии Никомед IV. Он завещал свое царство Риму. Митридат заявил о поддержке Сертория в претензиях на трон и вторгся в Вифинию. Началась 3-я Митридатова война.
Армия Евпатора была вооружена, оснащена и обучена по римскому образцу и насчитывала 120 тыс. воинов. Повторялась ситуация 1-й войны. Митридат легко овладел Вифинией и начал боевые действия в Каппадокии и Пафлагонии. В Малой Азии начались волнения все из-за тех же непомерных налогов. На войну с Митридатом Рим направил Лукулла и Котту. Котта вместе с флотом прибыл раньше и, желая обеспечить себе лавры победителя, не стал дожидаться подхода Лукулла. У Халкидона он вступил в большое сражение с армией Понта. В гавани Халкидона находился флот Рима. В этом сражении армия и флот Митридата наголову разбили римлян. Сам Котта заперся в Халкидоне и ждал помощи от Лукулла. Воины Лукулла просили его бросить Котту за его бездарность и идти на Понт, но он пошел на Халкидон. Увидев армию Митридата и ее вооружение, Лукулл не решился на сражение. Митридат же, поняв, что сражения не будет, пошел осаждать Кизил. Лукулл, решив выиграть войну голодом и изматыванием, нападал на отдельные отряды Евпатора. Стихия внесла свою лепту: ураган разметал осадные орудия при Кизиле, а шторм уничтожил флот Митридата. Армия Евпатора, не воюя, теряла людей; начался голод, за ним бунт, паника и бегство. Сам Митридат смог уйти на легком пиратском судне.
Постепенно военные действия переместились на территорию Понта, а затем и Армении. Тигран выступил вместе с Митридатом. Изматывающая тактика Лукулла обернулась против него самого: легионеры роптали, а потом и вовсе перестали подчиняться. На Кавказ они идти не хотели, а Митридат очень быстро восстанавливался и фактически по-прежнему правил Понтом. Но эта война выявила полную несостоятельность Тиграна и его многочисленной армии. Для римлян, похоже, это не было новостью: они первыми нападали, даже при десятикратном превосходстве противника, и армяне в панике разбегались. Рим был недоволен затягиванием войны, Лукулла отстранили от командования и отозвали в Рим, а с ним и часть его командиров. Командование принял Помпей.
С отборными легионами он искал встречи с Митридатом. После того как Евпатор разбил свой лагерь на берегу Евфрата, Помпей решил напасть на него ночью. Но когда он подошел к лагерю и увидел боевые порядки Митридата, готовые к бою, решил отказаться от битвы. Военачальники стали уговаривать не делать этого: ущербная луна давала достаточно света и была у них за спиной. Начался бой. В неверном свете луны понтийцы видели искаженную картину битвы, началась паника. Когда победа римлян стала очевидной, Евпатор с отрядом всадников, среди которых была его наложница Гипсикратия, переодетая в мужскую персидскую одежду, прорвался сквозь ряды римлян и ушел в крепость Синору.
Здесь хранились сокровища царя. Митридат, раздав своим спутникам драгоценности и яд, двинулся в Армению, но Тигран отказал ему в убежище. Тогда Евпатор пошел в Колхиду, а оттуда переправился в Пантикапей. Помпей, преследуя Митридата, захватил его наложниц, сокровища и личные записи царя. Далее он сделал попытку пройти через Кавказ, но встретил жестокое сопротивление альбанов и иберов, союзников Митридата. После двух жестоких битв Помпей решил не губить армию, он вернулся в Азию и организовал морскую блокаду Тавриды и Северного Причерноморья. Под страхом смерти была запрещена торговля с Боспором.
Читая записи Евпатора, Помпей многое узнал о нем как человеке. Возможно, это помогло ему принять правильное решение. В личных качествах Евпатор не имел равных. Он был очень храбр, силен физически и в преклонном возрасте, знал 22 языка и наречия своих подданных. В практических целях увлекался географией и наукой о ядах и противоядиях. Митридат слыл большим знатоком по части женщин: его наложницами и женами были дочери многих царей, за исключением Стратовики – дочери греческого арфиста. Из записок явствовало, что Евпатор отравил своего сына Ариарата. Старший сын Махар, правитель Боспора, в начале войны поспешил признать власть Лукулла, а когда Митридат направил свой бег в Пантикапей, не стал ждать прибытия отца и отравился сам. Под влиянием сведений о Евпаторе Помпей сказал приближенным, что Митридат намного опасней, когда бежит, нежели в открытом бою, и пусть его победит голод. Но произошло иначе. Любимый сын Митридата Фарнак, не раз водивший войска отца в бой против Рима, заключил договор с Помпеем и стал царем Понта. Митридату было 69 лет, когда он дал отравленное вино оставшимся с ним дочерям Ниссе и Митридатиде и выпил сам. Но так как он, боясь быть отравленным, уже давно принимал яды микроскопическими дозами, отрава на него не подействовала. «Я не могу умереть от яда вследствие моих глупых предохранительных мер. Самого же страшного и столь обычного в жизни царей яда – неверности войска, детей и друзей – я не предвидел, я, который предвидел все яды и сумел от них уберечься», – признался царь своему телохранителю и приказал ему заколоть его мечом.
Митридат Евпатор был царем эллинистического государства, которое называлось Понт или Понтийское царство (Понт по-гречески – море, обычно под этим названием подразумевался Понт Эвксинский, Черное море). Это государство занимало часть нынешней Турции, часть Кавказа и ряд островов в Средиземном море; под сильным влиянием находились эллинистические государства Таврики – Крыма (Херсонес, Боспорское царство). К моменту появления на сцене Митридата VI Евпатора интересы понтийских царей столкнулись с интересами Рима. Военное столкновение, война за влияние в Восточном Средиземноморье между Римской республикой и Понтийским царством были неизбежны. Война и произошла (даже не одна, а три) – вскоре после воцарения Евпатора.
В его происхождении смешались две великие династии античного мира: по отцу, Митридату Эвергету, он принадлежал династии персидских царей – Ахеменидов, по матери Лаодике – был потомком Александра Македонского. В возрасте двенадцати лет Митридат Евпатор лишился отца – по единодушному мнению историков, царь Митридат V Эвергет был убит в результате дворцового заговора, в причастности к которому подозревалась и царица Лаодика. Следует отметить, что в это время при понтийском дворе боролись две партии: про и антиримская. Антиримскую возглавлял сам царь, на проримских же позициях находилась царица. Эвергет был убит сторонниками сближения с Римом. Его смерть должна была положить конец военным приготовлениям понтийцев – а о том, что таковые существовали, свидетельствуют многие факты. Например, именно в это время один из лучших полководцев того времени, понтийский военачальник греческого происхождения Дорилай Тактик активно вербовал наемников в армию Митридата Эвергета, не скрывая, что будущая война ставит целью положить конец притязаниям римлян на государства Малой Азии.
После убийства Эвергета был коронован двенадцатилетний царевич. Почти сразу же начались покушения на его жизнь: похоже, несмотря на юный возраст, новый царь уже вполне сформировался в политическом отношении и занимал четкую антиримскую позицию, более жесткую даже, чем его отец – возможно, из-за обстоятельств гибели последнего. Аппиан и Плутарх приводят некоторые подробности: например, Митридату подводили необъезженного коня, с которым, правда, мальчику удалось справиться; пытались отравить – это тоже не удалось. За всеми этими покушениями, по убеждению всех, стояли все те же сторонники Рима. Их активность объяснялась не только стремлением изменить политический курс, но и избежать мести со стороны нового царя.
Митридату Евпатору пришлось бежать. Он исчез на целях семь лет. Все это время Понтом управляла царица Лаодика. Где скрывался царь – об этом, по сей день, не знает никто. Версий было множество. Но о версиях – ниже. Пока продолжим официальное жизнеописание Митридата Евпатора.
Вернувшись (неизвестно откуда), царь легко возвращает себе власть, казнит мать и других виновников гибели Эвергета, после чего начинает интенсивную захватническую политику – пока еще не воюя с собственно Римом. Он превращает Черное море – Понт Эвксинский – по сути во внутреннее море своей державы. Херсонес признает власть понтийского царя. Правда, не юридическую: Митридат в отношении этого города-государства выступает как союзник. Его полководец Диофант наголову разбивает скифское войско, угрожавшее Херсонесу. После этого последний царь Боспорского царства Перисад V Спартокид завещает свою корону Митридату. Боспорский царь был бездетным, на престол рассчитывал представитель местной знати Савмак. Имел место государственный переворот с убийством престарелого монарха; Диофанту удалось победить заговорщиков. Боспор стал частью Понта и, как мы увидим впоследствии, местом последнего пристанища Митридата Евпатора.
За неполные 20 лет Понт превратился в могучую державу. Митридат повелевал большей частью Малой Азии. В Европе присоединил к своим владениям, благодаря власти над Боспором, территории Таманского и Керченского полуостровов. Его влияние простиралось вплоть до македонско-фракийской границы.
Такую экспансию Рим уже не мог терпеть. Война была неизбежна, и она началась...
Такова историческая правда, что во всех трех войнах Понт потерпел поражения. Не сразу, но Митридат проиграл в противостоянии.
Закончилось все в Пантикапее – столице Боспора Киммерийского. Против Митридата восстала опора его власти – войско. Во главе с сыном и наследником Фарнаком. Царь принял решение умереть, но... не смог. Яд на него не подействовал. Вот как описывал сцену гибели понтийского царя легенда, в различных вариациях приводимая всеми историками – и старыми, и новыми. Царь обратился к комнадиру отряда галлов-наемников Битоиту со следующими словами: "Большую поддержку и помощь твоя рука оказывала мне в делах войны, но самая большая мне будет помощь, если ты теперь прикончишь мою жизнь. Ведь мне грозит быть проведенным в торжественном шествии триумфа, мне, бывшему столь долгое время самодержавным царем этой страны. Я не могу умереть от яда вследствие глупых моих предохранительных мер при помощи других ядов. Самого же страшного и столь обычного в жизни царей яда – неверности войска, детей и друзей – я не предвидел, я, который предвидел все яды при принятии пищи и от них сумел уберечься". Битоит исполнил просьбу царя и нанес удар по подставленной шее.
Фарнак – новый царь – сообщил о смерти отца римскому полководцу Помпею, и тот приказал похоронить набальзамированное тело Митридата Евпатора в роскошной усыпальнице – вместе со всеми царскими сокровищами. Так окончил свой путь этот незаурядный человек, на протяжении десятилетий ведший беспощадную борьбу с "повелителями мира" – римлянами.
Добавлю от себя, что славный Пантикапей-это современный город Керчь, находящийся на востоке Крыма. Город двух морей, трамплин на Кавказ-так называли Керченский пролив.
Это моя Родина, мой любимый город! Город, где тысячелетняя история переплетается с современностью, где столько древностей! Кстати, легенда говорит о том, что знаменитого Ахилесса мать купала именно в Боспоре-Керченском проливе.
Царь Понтийского царства (др.-греч. . ΜΙΘΡΑΔΑΤΗΣ Στ’ Ευπάτωρ - Евпатор — «рождённый славным отцом» греч. Mithridates Eupator) родился в 134 году до н. э. в Синопе, в Понтийском царстве.
Понт (др.-греч. Πόντος, лат. Pontоs) греко-персидское государство в Малой Азии (302 - 64 годах до н. э.), на южном берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря).
При жизни получил прозвище Дионис (др.-греч. Διόνυσος ) и Великий — во время его царствования в Пантикапее, Боспорском царстве в 121 - 63 до н. э.
Отец Митридат VI Евпатора был царь Митридат V Эвергет (греч. Mιθριδάτης Eυεργέτης) наследник царя Понта Фарнака I, сына Митридата III. Основатель династии царей Понта и первый понтийский царь был Митридат I Ктист (греч. Mιθριδάτης Α’ Kτίστης — «основатель»), правивший в 302 -266 годах до н. э. , был в родстве с персидским царём Дарием III (др.-перс. Дараявауш, что означает «Добронравный»), правившего в 336 - 330 годах до н. э. , из рода Ахеменидов.
Мать МитридатаVI Лаодика VI была дочерью Антиоха IV Эпифана (др.-греч. Αντίοχος Δ’ Επιφανής; ок. 215 - 164 г.г. до н. э.), из греко-македонской династии Селевкидов, проводил политику эллинизации населения Сирии. Основатель династии Селевкидов, Селевк I Никатор был полководцем Александра Македонского.
Дед Митридата VI Евпатора по материнской линии, Антиох III Великий (др.-греч. Αντίοχος Γ’ ο Μέγας; 241 - 187 годах до н. э.) был выдающимся правителем Империи Селевкидов, царствовал в Сирии в 175-164 годах до н. э.
сказал, что если он вздумает считаться знатностью с римскими царями, то окажется славнее этого скопища бродяг; что среди предков со стороны отца он может назвать Кира и Дария, основателей Персидского государства, а со стороны матери он происходит от Александра Великого и Селевка Никатора, основателей Македонской державы
Митридат Евпатор был одним из семи детей в царской семье. У него был младший брат Митридат Хрестос и пять сестер.
После смерти отца Митридата V Эвергетта трон Понтийского царства перешел к его матери Лаодике VI , дети были еще малы для царствования. Жизнь Митридата оказалась под большой угрозой, чтобы спасти свою жизнь он скрывался целых 7 лет в горах, то ли в Великой Армении при дворе своего зятя армянского царя Тиграна II, то ли в Понтийском царстве, в Юго-Восточном Причерноморье, в восточной части современной Турции.
Годы изгнания Митридат VI Евпатор провёл при дворе царя Перисада V, в Пантикопее, столице Боспорского царства, образованного примерно в 480 до н. э. в Северном Причерноморье, в результате объединения греческих полисов на Керченском полуострове и на Тамани.
По сведениям Аппиана и Плутарха, за годы странствования Митридат VI Евпатор овладел 22 языками и свободно говорил на любом наречии, был хорошо знаком с культурой и искусством античного мира, философами и поэтами. Годы изгнания закалили его характер, сформировав его натуру восточного тирана.
Вернувшись в Понт из изгнания, Митридат VI Евпатор заточил в темницу свою царствующую мать Лаодику и захватил власть в Понтийском царстве.
Царь Митридат VI Евпатор - один из крупнейших деятелей Эллинистического мира Причерноморья, был сказочно богат. Он смог колоссально расширить свои владения захватническими войнами и умелой государственной торговлей и политикой, в частности удачно выдал свою дочь за царя Армении Тиграна II .
В 107 до н. э. Митридат VI совершил третий военный поход для подавления восстания Савмака, вспыхнувшего в Боспорском царстве. В начале восстания Савмака был убит царь Боспорского государства Перисад V, последний из династии Спартокидов. Подавив восстание Савмака, Митридат VI стал управлять Боспорским государством , подчинил своему влиянию почти все греческие города Причерноморья.
Митридат VI Евпатор расширил границы присоединив к своему царству города Северного Причерноморья, Колхиды и Малой Армении.
Имея сильную армию, Митридат VI Евпатор дважды посылал свои войска в Крым на помощь Херсонесу Таврическому, которому угрожали скифы.
Целью Митридата VI было создание великого царства на Востоке, и только Римская Империя стояла на его пути.
Заручившись поддержкой царя Армении Тиграна II и вступив в союз с пиратами Средиземного моря, Митридат вступил в войну с Римом и вторгся в римские малоазиатские владения Пафлагонию, Каппадокию, Галатию, Вифинию.
Митридат VI Евпатор провёл три войны с Римом, так называемые, Митридатовы войны (89-84 г.г. до н.э., 83-81 г.г. до н.э., 74-63 г.г. до н.э.,), он воевал против римских легионеров и их полководцев Луция Корнелия Суллы и Гнея Помпея. Митридатовы войны завершились разгромом войск Митридата VI Евпатора.
Гипсикратия прекрасно владела воинским искусством, сопровождая своего супруга в военных походах. Она хорошо обращалась с копьём, топором и мечом, а также была неплохим лучником.
Началась эта прекрасная история любви после возвращения Митридата VI Евпатора из очередного похода на синдов и меотов в свою резиденцию, которая находилась в Фанагории. Как говорит легенда, царь пребывал в подавленном состоянии, поскольку поход закончился не совсем так, как ему этого хотелось. Единственной утехой было только то, что в плен к нему попала девушка - по слухам, то ли одна из дочерей, то ли одна из внучек знаменитой царицы амазонок Амаги.
Произошло это совершенно случайно. Девушка, сражаясь наравне с мужчинами, вынуждена была отступить, однако неподалёку от одного из притоков реки Танаис (Дон) под ней рухнул конь, сраженный стрелой. Слыша топот настигающей погони, она достала из-за спины тростинку и смело вошла в воду, но через тростинку, треснувшую при падении, стала просачиваться вода. Закашлявшись, девушка вынырнула, и митридатовы воины, скрутив извивающуюся красавицу, поволокли её к начальнику. Тот, изумившись необыкновенной красоте степной амазонки, доложил вышестоящим. Именно так воинственная амазонка, в конце концов, предстала перед взором великого царя и полководца.
При первом взгляде на неё, Митридата поразили сверкающие гневом глаза и золотой пояс - признак знатного рода.На другой день, искупавшись в морских ваннах с целебными благоухающими травами и, подобающе одевшись, она переступила порог дворцового зала, где в центре на пышном и роскошном персидском ковре восседал Митридат VI Евпатор, голову которого украшала грозная в зверином оскале пасть леопарда.
По залу прокатились восторженные возгласы. Амазонка была поразительной красоты. Чуть выше среднего роста, гибкая, движения плавные и величественные. Голубые и широко поставленные глаза сверкали изумительной чистотой. Но более всего удивляли её необыкновенного цвета волосы - они были не рыжего, а скорее золотистого оттенка, пышные и кудрявые, придавая ей поистине царский вид. За эти редкой красоты волосы историки средневековья назовут позже степных красавиц «златовласками».
Любовь Митридата и амазонки была страстною и длилась долго. Любила она своего повелителя преданно и по-своему: душа её тосковала по родным и близким, бесчисленным табунам лошадей, зелёным лугам и рекам. Несколько раз красавица пыталась бежать, но её ловили и приводили к царю. Типичный восточный деспот, Митридат хватался за плеть, но, взглянув в её голубые небесного цвета глаза, наполненные слезами, ломал нагайку, и, обнимая любовь свою, смеялся до упаду. Современники прозвали её «Неукротимой»… Родила она царю трёх дочерей.
Дальнейшая судьба амазонки малоизвестна. Одни утверждают, что она в составе делегации, посланной Митридатом в Испанию, успешно помогала пиратам Квинта Сертория в борьбе против римлян. Другие говорили, что видели её в лагере Спартака, служившего во время Первой Митридатовой войны в его наёмных фракийских войсках.
Древнегреческий же историк Плутарх утверждает, со слов очевидцев, что неукротимая Гипсикратия ни на минуту не покидала великого полководца, деля с ним в военных походах и радость побед, и горечь поражений. Она была одной из немногих, кто не покинул его после поражения от войск Помпея. Плутарх даже называет её имя - Гипсикратия. Сам же царь звал её за храбрость и мужество «Гипсикратом». «Наложница была одета в мужскую персидскую одежду и ехала верхом; она не чувствовала утомления от долгого пути и не уставала ухаживать за царем и его конем», - пишет Плутарх в жизнеописании Помпея.
По другой версии, степная красавица возглавляла отряд амазонок, сражавшихся против римлян. «В этой битве, как передают, на стороне варваров [так греки называли все народы, жившие к северо-востоку от них] сражались также амазонки, пришедшие с гор у реки Термодонта, – отмечает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях». - Действительно, после битвы, когда римляне стали грабить тела убитых варваров, им попадались щиты и котурны амазонок [«котурн» - «двухлицевой»: обувь из кожи дикого быка или тура, которую можно было надеть и на правую, и на левую ногу], однако ни одного трупа женщины не было замечено». По всей видимости, в этой битве с римлянами и пала смертью храбрых предводительница степных амазонок, после чего тело её было доставлено по приказу царя Митридата в Фанагорию, где она и была похоронена с большими почестями.
По третьей версии, будучи беременной, она была задушена сыновьями Митридата VI, в частности Фарнаком, боявшимся наследников.Митридат VI пережил свою любовь недолго. Смерть царя царей в 63 г. до н.э. явилась следствием предательства его зятя Тиграна II и сына Фарнака, а также неверности наёмного войска. В память о великом царе, длительные годы воевавшем против Рима, возвышается ныне над Керчью Митридатова гора, в одной из пещер которой закопан, по преданию, изготовленный из чистого золота во весь рост верный конь Аржун, подаренный ему скифской амазонкой Гипсикратией.
С тех пор прошло немало столетий. Фанагорию в VI веке н.э. постигла страшная участь: волны моря, нагрянув нежданно-негаданно, накрыли город, как Атлантиду. Все это сопровождалось мощнейшим землетрясением. На другой день на месте цветущей Фанагории спокойно плескались мутные воды Таманского залива…
Листая страницы истории
Согласно Аппиану, в 63 году до нашей эры в Фанагории произошло восстание. По словам доктора исторических наук, руководителя фанагорийской экспедиции Владимира Дмитриевича Кузнецова, жители города осадили акрополь и подожгли его, с целью захватить царский гарнизон и детей Митридата. Митридат, пока еще Помпей был в Сирии, послал часть войска в Фанагорию, однако события приняли другой оборот, когда фанагориец Кастор, некогда оскорбленный царским евнухом Трифоном, напал на него, когда тот входил в город и убил, призвав народ к свободе. Несмотря на то, что акрополем уже владели Артаферн и другие сыновья Митридата, жители обложили его деревом и подожгли. Дети Митридата вынужденно сдались, испугавшись огня. Из них только Артаферну было около сорока лет, остальные же были ещё отроками… В ходе завязавшегося боя с царскими детьми была и Гипсикратия, которая, спасая детей любимого ею человека, погибла в этом бою…
Как отмечает археолог, в ходе раскопок на акрополе Фанагории экспедицией были обнаружены следы этого пожара: уголь, зола и обгоревшее дерево. Но самое интересным оказалось то, что во время подводных раскопок, проведенных в 1999 году воронежским отрядом, возглавляемым Виталием Латарцевым - генеральным директором предприятия подводно-технических работ «Пётр», из-под воды вынесли на свет фрагменты зданий, колонн, скульптур, грифонов и сфинксов, а также обломки амфор и много других артефактов, относящихся к жизни античной Фанагории, среди которых поистине бесценным подарком судьбы явилась находка стелы из серовато-голубого мрамора с надписью:
[Ύ]ψίκρατες γύναι
βασιλέως Μιθραδάτο[υ]
Εὐπάτορος Διονύσου,
χαῖρε
Перевод: «Гипсикрат, жена царя Митридата Евпатора Диониса, прощай».
Таким образом, слова Плутарха и Аппиана, подтвердились слово в слово. Здесь стоит отметить, что в 2009 году Американский археологический институт внес это открытие в число 10 выдающихся открытий, сделанных археологами в мире.
К сведению
Древние полагали, что Фанагория была основана на острове ныне не существующего архипелага Корокондамита ок. 543 г. до н. э. теосцами (Τέος - древний ионийский город на западном берегу Малой Азии), вытесненными из родных мест нашествием персидского царя Кира.
Название город получил по имени одного из предводителей переселенцев - Фанагора. Во времена Перикла город занимал не менее 75 гектаров, при этом треть этой территории сегодня находится под водой. Экономическое благополучие Фанагории было основано на торговле (преимущественно зерном) со скифами и синдами.
В начале IV в. до н. э. земли синдов, не исключая и Фанагории, вошли в состав Боспорского царства. Поначалу столицей царства был избран Пантикапей на западном берегу Босфора Киммерийского (Керченкского пролива), однако со временем Фанагория получила статус второй («азиатской») столицы царства, и к началу нашей эры стала наиболее значительным городом царства, как в политическом, так и в экономическом плане.
Митридат VI Евпатор, великий владыка Понтийского царства и один из самых непримиримых врагов Рима, оставил в наследство историкам так много вопросов, что их окончательное решение, наверное, сегодня почти так же далеко от завершения, как и в момент начала изучения его бурной жизни. Одна из таких проблем - определение места этого царя в ряду других властителей эллинистического востока. Ведь Митридат VI заметно отличается как от “классических” эллинистических царей, так и от парфянских или армянских владык. Данный вопрос ставился в историографии неоднократно, однако его многочисленные грани заставляют возвращаться к нему вновь и вновь.
В одной из своих недавних работ крупнейший современный исследователь истории Митридата Евпатора Б.Макгинг так выразил господствующее сейчас в науке, и совпадающее с его личным, мнение по этому вопросу: “Эллинизм Евпатора включает в себя столько аспектов, что мы можем не удержаться от искушения думать, будто он и его семья во всех отношениях стали греческой династией, засомневаться, не стало ли царство Митридата во всех отношениях греческой монархией. Я хотел бы подчеркнуть здесь, что иранские начала продолжал сохранять свое значение на всем протяжении царствования Митридата Евпатора”
Соглашаясь в целом с таким взглядом на проблему, автор данной статьи все же видит ряд аспектов, которые необходимо разобрать более подробно, для того чтобы выявить представления самого Митридата VI и его отношение к своим иранским корням и эллинистическим заимствованиям. Нагляднее всего, по нашему мнению, эти аспекты будут видны при разборе имеющихся свидетельств о семье понтийского владыки. Причем именно о его семье, так как более ранние напластования, связанные с предками Митридата VI, как не связанные с его волей и поступками, останутся за пределами настоящего исследования.
Жены Митридата VI Евпатора
Согласно устоявшейся в Понтийском царстве брачной традиции, местные монархи выбирали себе жен из своих сестер или селевкидских принцесс, как правило, носящих имя Лаодика(2) . Родство с Селевкидами, разумеется, повышало международный авторитет страны и степень эллинизации понтийского двора, что сказывалось, естественно, и в брачной сфере. Браки с родными сестрами также не были признаком варварства, Лагиды, например, которых никто и никогда не называл варварами, использовали этот обычай весьма часто(3), практиковалась такая форма брака и в правящем доме Селевкидов.
Не отошел от этой традиции и Митридат VI Евпатор: известно, что он женился на своей сестре Лаодике. Возможно, что до брака эту царевну звали иначе. Дело в том, что у Митридата VI была и другая сестра по имени Лаодика (о ней смотри ниже), и потому маловероятно, чтобы в одной семье одновременно детей называли одним именем; затруднительно даже привести такой пример.
Брак Митридата VI Евпатора и его сестры Лаодики, видимо, был возможным компромиссом царя с противоборствующей дворцовой группировкой во главе с его матерью, - группировкой оттесненной от власти, но до конца еще не побежденной. Брак заключался, исходя из возраста Митридата VI, уже после лишения власти вдовы Митридата V Эвергета. Получая в жены сестру, Митридат VI (возможно, наоборот, его оппоненты) желал видеть в ней старшую женщину понтийского царского дома, а такая по традиции носила селевкидское имя Лаодика. Для той эпохи имя имело громадное пропагандистское значение: так, например, одним только изменением имени Митридат VI и Никомед III придавали легитимность власти посаженным на престол других стран (Каппадокии и Пафлагонии соответственно) своих собственным детям. Это, вероятно, объясняет наличие в источниках двух дочерей с одинаковым именем у одного отца, а возможно и одной матери, так как они (Лаодики) обе они стали царицами, и значит обе были законными царскими дочерьми(5) .
Подтверждением этой версии может послужить и сюжет об измене Лаодики Младшей Митридату VI Евпатору, попытке его отравления и последующей казни ее и других виновных в этом. Здесь отчетливо виден заговор, реальный или придуманный, итогом которого стали казни виновных или неугодных царю лиц. Более того, есть версия, согласно которой сама поездка Митридата VI по Азии, во время которой и начались эти события, была вызвана слабостью царя, фактически вытесненного из своего дворца. Из сообщений Юстина и Саллюстия следует, что Лаодика была казнена, однако в историографии существует мнение, что это не так, а сообщение о казни Лаодики есть следствие враждебной Митридату VI проримской литературной традиции(6) . Во всяком случае, после смерти Лаодики Mитридат VI Евпатор не выбирает себе в жены другую сестру, хотя, как явствует из источников, они у него были, причем, вероятнее всего, хотя бы некоторые из них находились в том возрасте, когда еще могли иметь детей (подробнее об этом см. ниже).
Сыном Митридата VI и Лаодики, о котором сообщает Юстин, по мнению Т. Рейнака, был будущий царь Каппадокии - Ариарат IX(7) . Родился Ариарат IX - впрочем, при рождении он тоже наверняка получил другое имя - в 109/108 г. до н.э., а в восьмилетнем возрасте он стал царем Каппадокии, то есть в 100/101 г. до н.э.(8) . Этот Ариарат помогал Митридату VI в войне за Каппадокию, а позднее был им отравлен.
Т.Моммзен в своем ярком портрете Митридата VI дает короткое, но весьма характерное замечание о гареме царя, видя в этом один из признаков его азиатского образа жизни(9). Т.Рейнак сравнивает гинекей Митридата VI с султанским сералем, уподобляя разницу в статусе жен и наложниц установленным в гаремах турецких султанов различиям в положении султанш и наложниц. Большинство последующих авторов приняли без возражения эту точку зрения или прошли мимо.
Однако необходимо отметить то, что все остальные жены Митридата VI, кроме Лаодики, были гречанками, и ни одна из них не происходила из царской семьи. Царь практиковал браки с простолюдинками, как это было принято у пергамских Атталидов(10). Видимо, Митридат VI хотел таким образом получить поддержку граждан полисов, ранее входивших в Пегамское царство, а теперь находящихся в римской провинции Азия.
Итак, из источников нам известны имена пяти женщин Митридата VI, статус которых либо точно царский, либо близок к нему:
1. Лаодика (о ней см. выше); 2. Монима; 3. Стратоника; 4. Береника; 5. Гипсикратия. Проанализируем все доступные сведения о них.
Монима из Стратоникеи. Как передает Плутарх о Мониме: “...когда в свое время царь домогался ее благосклонности и послал ей 15 000 золотых, она на все отвечала отказом, пока он не подписал с ней брачный договор и не провозгласил ее царицей, прислав диадему”(11). Отец Монимы Филопемен стал “наблюдателем” (епископом) над Эфесом, что, видимо, было одним из условий брачного контракта. Во время антимитридатовского восстания в Эфесе Филопемен, скорее всего, погиб, так как известий о его деятельности мы больше не имеем. Брак между Митридатом VI и Монимой состоялся, видимо, около 88 г. до н.э., в период наивысших успехов царя в первой войне с Римом.
Чувства царя к Мониме были, вероятно, действительно сильными; подтверждает это и свидетельство Плутарха об обнаруженной Помпеем в Новой крепости “непристойной” переписки царя и его супруги.
Дальнейшая судьба Монимы печальна: чтобы она не попала в руки римлян, ее по приказу царя убивают.
Стратоник. В отличие от Лаодики и Монимы, статус которых может быть с точностью определен как царский, положение Стратоники неизвестно. Плутарх называет ее наложницей, Аппиан не знает, наложница она или жена, Дион Кассий называет ее женой.
Стратоника, которая заменила Мониму в сердце царя, была совершенно не знатного рода. Рассказывая о ее знакомстве с царем на пиру, Плутарх подчеркивает низость ее рода и даже не называет имя ее отца, молчат об этом и другие наши источники. Неизвестен и город, из которого она происходила.
Тем более удивительно в этой связи, что Митридат поручил Стратонике управление крепостью с сокровищницей. Стратоника передала крепость и сокровища Помпею в обмен на обещание сохранить жизнь ее сыну от царя - Ксифару. Митридат, узнав об этом, чтобы наказать изменницу, казнил Ксифара. По мнению Т.Рейнака, поступок Стратоники объясняется ревностью к положению, которое заняла возле царя Гипсикратия(12).
Дальнейшая судьба Стратоники нам неизвестна, однако, учитывая, то обстоятельство, что Помпей оставил в ее собственности большую часть сокровищ Митридата VI, не будет преувеличением сказать, что остаток жизни она провела в достатке.
Береника из Хиоса. Ее имя упоминается только в тексте Плутарха. Описывая трагедию в Фарнакии, когда жены и наложницы царя убивали себя по его приказу, чтобы не попасть в руки римлян, Плутарх сообщает и об отравившихся Беренике и ее матери.
Гипсикратия. Об этой женщине нам известно, что она сопровождала Митридата VI после его поражения от Гнея Помпея. Гипсикратия была одета как персидский воин и вела себя соответствующим образом, ухаживая за царем и его боевым конем. Плутарх называет ее наложницей, Валерий Максим, Евтропий и опирающийся на него Фест - женой царя.
Ее функции при царе были столь необычны, что Митридат VI называл ее не Гипсикратией, а Гипсикратом. Это обстоятельство, а так же намек на симпатию царя к красоте молодого человека, позволили даже высказать предположение о нетрадиционной ориентации понтийского владыки, что представляется нам совершенно невероятным.
По сведениям Валерия Максима, Гипсикратия сопровождала царя во время его похода на Боспор, но далее следы ее судьбы теряются. Из сочинения Орозия известно, что прежде, чем умереть, Митридат VI дал яд женам и наложницам, но была ли среди них Гипсикратия, нам неизвестно.
Образ Гипсикратии, попавший в сочинения античных авторов, близок к образу мифологических женщин-воительниц амазонок; возможно, это связано с тенденцией подражания Митридата Александру Македонскому, который, как известно, по легенде вступил в брак с царицей этих воительниц.
Итак, Стратоника, Береника и Гипсикратия - кто они: жены или наложницы? Анализ источников скорее склоняет нас ко второй версии. Именно этот статус определяет для них Плутарх, который, как известно, опирался, описывая азиатскую компанию Помпея, на сочинение Теофана Митиленского. В данном случае этот источник для нас надежен, так как Теофан сопровождал Помпея в этом походе и вне всяких сомнений был в курсе этих подробностей. Сомнение вызывает лишь Стратоника, которой царь доверил строго секретную информацию о тайной сокровищнице (об этом подробнее смотри выше). Ответ, как нам кажется, есть у Аппиана, который сообщает, что Митридат “будучи столь благоразумен и вынослив, имел только одну слабость - в наслаждениях с женщинами”.
Разумеется, кроме пяти вышеперечисленных жен (наложниц), Митридат VI заключал довольно длительные любовные союзы и с другими женщинам. Так источники сообщают нам о некой Адобогион, наложнице Митридата VI и, возможно, матери его сына, известного под именем Митридата Пергамского. Эта Адобогион, галатка судя по имени, впоследствии была супругой галатского тетрарха Менодота (13).
Tакже существовали и другие наложницы, чьи имена неизвестны; они были дочерьми знатнейших людей царства, именно их освободил и отправил к родным Помпей. Аппиан говорит о том, что “евнух Бакх... убил его (Митридата - К.Г.) сестер, жен и наложниц”. О “скифских женах” Митридата VI, проведенных в триумфе Помпея, сообщает и Плутарх. По Орозию же какие-то жены и наложницы Митридата умерли вмести с ним. Если учесть, что сведения о женах и наложницах Митридата VI в основном относятся к периоду окончания Третьей Митридатовой войны, то смело можно предположить наличие многих других, сведения о которых либо не дошли до нас, либо вообще не попали в историю.
Существовали, видимо, и дети Митридата VI от наложниц, но законными они не считались. Именно таким должен быть Митридат Пергамский, сын Адобогион, а также Архелай, сын одноименного понтийского стратега, утверждавший, что он на самом деле сын Митридата VI Евпатора. Считать, исходя из современного состояния источников, что их отцом был именно Митридат Евпатор, как и обратное, бездоказательно.
Как мы видим, в вопросе выбора жен, Митридат VI ориентировался на женщин не царского происхождения(14). Кроме своей сестры Лаодики, он не заключил брачный союз ни с одной принцессой. Видимо, поддержка греков римской провинции Азии, из которых происходили его жены, была ему важнее, чем союзы с Вифинией, Египтом, Парфией или какими-либо другим царствами. Возможно, Митридат VI Евпатор не желал получать жену из рук ее родственника - царя, так как, становясь в таком случае его зятем, он как бы подпадал под чью-то, пусть даже чисто номинальную, власть.
Многоженство же характерно не только для понтийского владыки, более того, здесь напрашивается прямая аналогия с Александром Маке-донским которому Митридат VI Евпатор стремился подражать во всем, и даже македонским царским домом вообще.
Автор настоящей статьи больше склоняется к версии, согласно которой Митридат VI Евпатор был настолько женолюбив, что исходил в матримониальных вопросах исключительно из собственных желаний, а не каких-то дальновидных политических расчетов. Это обстоятельство приближает его к классическим эллинистическим монархам, многие из которых также имели значительное количество любовниц, но никогда большей одной (разумеется, одновременно) главной жены, происходящей из влиятельного царского дома. Расселение же этих женщин в охраняемом дворце выглядит абсолютно естественным, и наверняка та же практика существовала и при других царских дворах эллинистического мира; следовательно, видеть в этом что-то типично ориенталистическое безосновательно(15).
Сестры Митридата VI Евпатора
Античные авторы донесли до нас имена пяти сестер Митридата VI: 1.Лаодика I; 2.Лаодика II (о ней см. выше); 3. Роксана; 4. Статира; 5. Ниса.
Лаодика I - жена каппадокийского царя Ариарата VI. Точная дата и обстоятельства этого брака неизвестны. Традиционно считается, что он последовал за упоминаемым Аппианом вторжением Митридата V Эвергета в Каппадокию(16). Согласно Помпею Трогу Лаодика I после смерти мужа правила совместно с сыном Ариаратом VII, затем вышла замуж за вифинского царя Никомеда III(17) и помогала ему захватить Каппадокию. После вторжения в страну войск Митридата она, видимо, была вынуждена отправиться в Вифинию к своему новому мужу(18).
Роксана и Статира. О них известно, что они укрывались в Фарнакии, когда Митридат, опасаясь, что они попадут в руки римлян приказал им умереть. Царь не выдал их замуж и они “засиделись в девицах до сорока лет”(19).
Ниса. Еще одна сестра Митридата VI была заключена им в одну из крепостей и освобождена Лукуллом. Возможно, именно она была впоследствии проведена в триумфе Помпея, хотя это вызывает удивление: ведь, освободив Нису, провести ее в своем триумфе должен был Лукулл. Поэтому не исключено, что у Митридата была и шестая сестра, носящая неизвестное нам имя.
Таким образом, мы видим, что Митридат VI не выдал замуж ни одну из своих сестер, более того, скорее всего, все время его правления они были изолированы от двора. Причина здесь видимо кроется, в личностных особенностях понтийского владыки, претерпевшего от двух своих сестер (Лаодики I и Лаодики II) крупные неприятности. Здесь мы более отчетливо видим “восточный деспотизм”, но ведь и в Сирии, и в Египте сестры монархов полностью зависели от их воли.
Сыновья Митридата VI Евпатора
Античные авторы донесли до нас имена одиннадцати сыновей Митридата VI Евпатора: 1. Артаферн; 2. Махар(21) ; 3. Фарнак; 4. Ксифар; 5. Дарий; 6. Ксеркс; 7. Оксатр; 8. Митридат Младший; 9. Аpкафий; 10. Эксиподр; 11. Ариарат (o нем смотри выше).
Как мы видим, сыновья Митридата Евпатора, в отличие от его жен, все имеют персидские имена. Этот факт говорит в пользу господства ориентализма в семье понтийского царя, но, возможно, это просто дань религиозной традиции.
Четыре младших сына, захваченных в восставшей Фанагории, имеют традиционно персидские имена: Артаферн, Дарий, Ксеркс, Оксатр. Tак как имена свои они получили в период расцвета деятельности Митридата Евпатора, то можно сделать вывод, что имена давались им для иранцев, а не для греков, для которых они могли выступать под какими-либо греческими эпитетами, подобными тем, что имел сам Митридат Евпатор.
Во время первой войны против Рима, уже взрослыми были Mитридат Младший, Aркафий и также Aриарат. За ними, вероятно, следовали Aртаферн, родившийся в 104 г. до н. э., Maхар и Фарнак, родившийся в 97 г. до н.э. и Ксифар. Наконец, далее следовали сыновья захваченные во время мятежа в Фанагории. После этого мятежа Mитридат убил другого своего сына Эксиподра: сведения об этом передает Орозий, другие же авторы о нем не сообщают. Мы мало знаем об Артaферне, но он тем не менее упомянут в триумфе Помпея.
Как непреложно следует из источников, царевичей используют по мере их взросления на административных и военных должностях. Митридат Евпатор даже передает им часть своих полномочий, когда находиться в отлучке. Митридат стремиться пресечь династические распри. Тем не менее, существуют указания, чтобы подозревать, что такие вещи все же случались. Мы знаем из Плутарха, что пока Митридат был в Пергаме, он назначил правителем других территорий одного из своих сыновей, которому были выделены Понт и Боспор. Вероятно, это был Митридат Младший.
Во-первых, именно он взял отцовское имя, традиционное для династии, что уже не было случайным, и могло указывать, на его статус наследника. Во-вторых, Митридат Младший был около своего отца в Азии и воевал против Фимбрии, пока другой старший сын Aркафий находился в Греции.
Можно попытаться вычислить, кто из жен Митридата Евпатора являлась матерью того или иного его ребенка, сопоставляя год брака с ними царя и год, когда он взял новую жену, но вряд ли для реконструкции такой метод вполне надежен.
Дочери Митридата VI Евпатора
Своих многочисленных дочерей Митридат VI, использовал, как это и было принято в то время, “по прямому назначению”, то есть выдавал их замуж за своих союзников, закрепляя, таким образом, политический договор брачными узами. Митридат VI становился тем самым тестем, а, следовательно, старшим в заключенном союзе, что естественным образом повышало его международный авторитет. К тому же, передача дочери ее новому господину - мужу, видимо, расценивалась, как весьма ценный, поистине царский подарок: ведь ценность женщины, происходящей от столь могущественного владыки, была неизмеримо выше, чем любой другой. Как мы увидим, все эти аспекты брачных отношений Митридат VI использовал весьма умело, приобретая взамен отданной дочери большие политические дивиденды. В этом отношении, нельзя не согласиться с высказыванием испанского исследователя Л.Бальестерос Пастора: “Относительно дочерей можно сделать вывод, что Митридат использовал их, как инструмент в своей внешней политике”.
Митридат VI, прекрасно осознавал, что его дочери - это его капитал; это видно хотя бы из того, что, оставив жен и сестер в впоследствии захваченной римлянами Фарнакии, дочерей он увез с собой на Боспор.
Всего дочерей, известных нам поименно из сохранившихся античных источников у Митридата VI было 8: 1.Дрипетина. 2. Клеопатра I. 3. Афинаида. 4. Митридатис. 5. Ниса. 6. Клеопатра II. 7. Евпатра. 8. Орсабарис.
Дрипетина. Год ее рождения нам неизвестен, но, видимо, это самая старшая законная дочь Митридата VI, так как Валерий Максим сообщает, что она была рождена Лаодикой, сестрой-женой царя. Дрипетина из-за болезни была оставлена Митридатом VI в крепости Синория под надзором верного евнуха Менофила. Предательство гарнизона крепости, открывшего ворота легату Помпея Манлию Приску, вынудило Менофила убить Дрепентину, а затем и себя, что бы не попасть в руки врагов
Клеопатра. Клеопатра была выдана замуж за царя Армении Тиграна II в 94 г. до н.э.. Год ее рождения нам не известен. Союз с Тиграном II, скрепленный браком, оказался весьма выгодным для Митридата VI. Что же касается Клеопатры, то она, вероятнее всего, имела при дворе своего супруга достаточно влиятельную позицию.
Афинаида. Следующей за ними по старшинству нам известна дочь Митридата VI, просватанная за царя Каппадокии Ариобарзана I. Аппиан сообщает: “Сочтя недопустимым, что ведется война против Митридата, заключившего договор с римлянами, Сулла отправил Авла Габиния, чтобы передать Мурене прежний строгий приказ не воевать с Митридатом, а Митридата и Ариобарзана примирить друг с другом. При этой встрече Митридат просватал свою четырехлетнюю дочь за Ариобарзана, и под этим предлогом он договорился владеть тем, что из Каппадокии было в его руках, а сверх этого присвоил и другие части этой страны, угощал всех и назначал всем денежные награды за лучшие тосты, угощения, шутки и песни, как он это обыкновенно делал. Только один Габиний не прикасался ни к чему. Так прекратилась вторая война Митридата с римлянами приблизительно на третий год”.
Видимо, малолетняя дочь Митридата VI была просватана не за старика Ариобарзана I, а за его сына и наследника Ариобарзана II, так как из писем Цицерона нам известно, что матерью Ариобарзана III была дочь Митридата VI - Афинаида. Этот брак, как и брак другой его дочери, Клеопатры, принес Митридату VI неплохие политические дивиденды в виде некоторой части территории Каппадокии.
Помолвка, судя по тексту Аппиана, состоялась в самом конце Второй Митридатовой войны в 82 г. до н.э. Имя принцессы указывает на Афины, ставшие на сторону Митридата VI. Назвать дочь Афинаидой Митридат VI мог только до их падения, которое произошло 1 марта 86 г. до н.э. Следовательно, а это подходит и под свидетельство Аппиана, Афинаида родилась зимой - весной 86 г. до н.э.
Миридатис и Нисса. Они должны были вступить в брак с Лагидами, царями Египта и Кипра соответственно. Но браки, по причине поражения Митридата VI в войне с Римом не состоялись. Обе дочери находились с отцом до последнего момента и в 63 г. до н.э. отравились, что бы не попасть в руки римлян.
Клеопатра II. Об этой дочери Митридата VI известно, что она находилась в Фанагории, в момент восстания этого города против царя. Однако, в отличие от остальных детей царя, она не растерялась и оказала сопротивление мятежникам. Восхищенный ее мужеством, Митридат послал ей помощь и тем самым спас ее. Дальнейшая судьба Клеопатры II неизвестна. Нет никаких сомнений, что эта женщина не та Клеопатра, которая была выдана замуж за царя Армении Тиграна II - это другая дочь понтийского владыки. Имя же она, возможно, получила после смерти последней, уже будучи взрослой. Если это так, то Митридат VI готовил ее к браку с кем-то из “сильных” царей, придав ей заменой имени на более значимое больший вес.
Евпатра и Орсабарис, которые были проведены в триумфе Помпея. Возможно, что Орсабарис была захвачена, вместе с другими безымянными для нас дочерьми Митридата VI, которых он отправил в качестве невест для своих будущих скифских вождей - союзников. В создавшейся на тот момент политической ситуации для Митридата это был бы весьма удачный альянс. Но сопровождавшие принцесс воины выдали их римлянам. Евпатра же была захвачена и также выдана римлянам восставшими фанагорийцами во главе с Кастором.
Ряд имен дочерей Митридата VI греческие, ряд персидские, некоторые образованы от его имен (Митридатис и Евпатра), симптоматично отсутствие имени Лаодика. Это, видимо, связано с желанием царя перемешать имена и быть одинаково “своим”, как для греков, так и для коренного населения Понта. В отличие от сыновей царя, имеющих исключительно персидские, в основном царские имена, греческие имена его дочерей имеют чисто селевкидское происхождение.
Другие родственники Митридата VI Евпатора
Интересно, что имя единственного известного нам родственника Митридата(24) , состоявшего с ним не в первой степени родства, греческое- Феникс. Этот человек командовал передовым отрядом армии Митридата против Лукулла, а затем перешел на сторону римлян. Это сообщение Аппиана, наводит некоторых современных исследователей на мысль, что и другие родственники царя могли занимать высокие военные и административные посты. Подтверждением этому служит также то, что отец одной из жен Митридата - Монимы Филопемен стал “наблюдателем” (епископом) над Эфесом Однако это абсолютно ничего не дает для нашего исследования, так как такое положение дел естественно как для двора любого восточного владыки, так и для системы управления самых классических эллинистических государств.
Подводя итог данному исследованию, можно отметить, что семейная “политика” Митридата VI Евпатора, в общем, была традиционной для эллинистических владык, хотя и имела некоторые отличительные признаки, вызванные не столько “ориентализмом” царя, сколько его личностными особенностями, которые, конечно, во многом основывались на его иранских корнях. Для нас же важно, что в глазах греков Митридат в том, что касалось его семейных дел, выглядел почти так же, как и другие классические эллинистические монархи.