Введение
1. Психотерапевт и психолог – определение понятий и сущности терминов: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик 4
2. Работа психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь 8
3. Особенности организация работы психолога в медицинских учреждениях другого профиля 16
4. Взаимодействие психолога и врача-психотерапевта при проведении психотерапии 18
Заключение
Литература
Введение
Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Следует подчеркнуть, что психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т.е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.
Актуальность темы вызвана тем, что зачимость теоретических и, прежде всего, психологических основ психотерапии также обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных методов, достаточно широко использующихся в психотерапевтической практике, но при этом далеко не всегда имеющих соответствующую теоретическую базу.
Цель: изучить особенности психотерапевтической функции психолога как один из видов его профессиональной деятельности
– дать определение понятиям: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик и раскрыть их сущность
– описать профессиональные функции психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь
– раскрыть особенности организация работы психолога в медицинских учреждениях другого профиля
– выявить взаимодействие психолога и врача-психотерапевта при проведении психотерапии
1. Психотерапевт и психотерапия – определение понятий и сущности терминов: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик.
Одной из проблем, является вопрос о том, в чем же состоит разница между психологом, психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком и чем отличаются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.
Психиатр – это врач (базовое образование – медицинское), который работает с психически больными людьми и людьми, у которых имеются нарушения психики. Психиатр занимается диагностикой, профилактикой, экспертизой и лечением психических заболеваний. Лечение в психиатрии проводится в основном лекарственными препаратами. По существующему законодательству в России назначать лекарственные препараты имеет право только врач (человек с медицинским образованием).
Психоневролог – это врач-психиатр, который специализируется на лечении неврозов и других пограничных состояниях. Этот специалист имеет базовое медицинское образование, прошел интернатуру или ординатуру по психиатрии и специализацию по психоневрологии в медицинском образовательном учреждении.
Невропатолог – врач, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением органических заболеваний нервной системы (опухоли, инсульты, травмы, нарушения кровообращения), то есть тех заболеваний, при которых нарушена физическая структура нервной ткани. Психологические и психические проблемы пациента лежат вне сферы его компетентности.
Психолог – это специалист с базовым психологическим (не медицинским) образованием. Психологи могут заниматься как научной деятельностью (экспериментальным и теоретическим исследованием внимания, восприятия, памяти, мышления, интеллекта человека), так и практической – например, профессиональным отбором, психодиагностикой, разнообразными вариантами тестирования, а также психологическим консультированием и психологической коррекцией (имеется ввиду юридическое значение этих терминов, см. ниже). Чаще психолог работает с людьми без серьезных психических нарушений. Психолог не имеет права назначать лекарственные препараты.
Клинический психолог – это специалист с базовым психологическим (не медицинским) образованием и специализацией по клинической психологии. Он обладает большим опытом, чем обычный психолог, в области работы с людьми, имеющими психические нарушения различной степени тяжести. В основном клинический психолог занимается исследованием психических функций (памяти, мышления, интеллекта, восприятия и т.д.) с помощью разнообразных методов психодиагностики у людей с такими нарушениями, а также психологическим консультированием и психологической коррекцией у этой категории клиентов. Однако, клинический психолог, разумеется, может работать также и с людьми без нарушений психики.
Психотерапевт – это врач (базовое образование – медицинское), прошедший интернатуру или ординатуру по психиатрии и специализацию по психотерапии. Таким образом, по существующему в настоящий момент законодательству, в Российской Федерации называть себя психотерапевтом может только врач-психиатр, получивший специализацию по психотерапии в медицинском образовательном учреждении (медицинском университете или академии) и имеющий сертификат врача-психотерапевта. Соответственно, психотерапией имеет право заниматься только врач-психотерапевт. Врач-психотерапевт имеет право назначать лекарственные препараты, но чаще он занимается нефармакологическим лечением – лечебной беседой.
Психоаналитик – это специалист (психиатр, психоневролог, психолог, клинический психолог, врач-психотерапевт), владеющий методом психоанализа, одного из направлений психотерапии. Обучиться методу психоанализу специалист мог как в медицинском образовательном учреждении (если он является врачом-психиатром), пройдя соответствующую специализацию, так и в государственном или негосударственном гуманитарном образовательном учреждении, которое специализируется на обучении психоанализу.
Самая большая путаница возникает с терминами психологическое консультирование, психологическая коррекция и собственно психотерапия
Есть юридическая и смысловая разница в этих терминах. Вначале попробуем разобраться с разницей в смысловом значении этих слов.
Психологическое консультирование – это предоставление клиенту информации об интересующем его вопросе в психологической сфере, в самых разнообразных ее аспектах – начиная от какой-то конфликтной ситуации в жизни клиента и заканчивая рекомендациями по организации процесса обучения ребенка клиента. Психотерапевт (психолог-консультант) в этом случае выступает как эксперт, который высказывает свое мнение о психологическом состоянии, в котором сейчас находится клиент, о возможных причинах этого состояния и возможных способах изменения этого состояния. Она может проходить в виде 1-5 встреч, либо являться начальным этапом собственно психотерапии. Это в большей степени техническая процедура.
Психологическая коррекция – это приведение к нормативу какой-либо психической функции или психического процесса, формирование адекватных форм поведения. В процессе психокоррекции важное значение приобретает выбор определенной программы обучения, упражнений или игр. Часто целью психологической коррекции является достижение определенного уровня какой-либо психической функции, который можно проверить с помощью тестов или другими психодиагностическими методами. Это в большей мере педагогический процесс.
Собственно психотерапия – это процесс психологического взаимодействия клиента и психотерапевта, исследование переживаний и опыта клиента, результатом которого является личностный рост клиента – расширение зоны его осознанности, открытие в себе новых черт, изменение взгляда на существующие психологические трудности, приобретение нового опыта, новых личностных качеств, что позволяет клиенту решить свои психологические проблемы и достигнуть более комфортного психологического состояния. Это процесс творчества, свободы и постоянного развития.
Конечно, эти термины тесно связаны, и нередко перетекают друг в друга, но все же некоторые отличия существуют. У нас в стране под словом «психотерапия» могут скрываться все три значения. Поэтому когда кто-то произносит «психотерапия» хорошо бы понимать, какое значение этого слова он имеет ввиду.
Разница в юридическом значении этих терминов связана с особенностями российского законодательства в данной сфере, Дело в том, что психотерапия в РФ относится к медицинскому виду деятельности. Это значит, что заниматься психотерапией может только врач-психотерапевт, имеющий соответствующий сертификат. Однако в действительности в процессе получения психологического образования психологи обучаются тем же самым психотерапевтическим методикам, что и врачи-психотерапевты. Но по существующему законодательству называть психотерапией свою деятельность юридически они не могут. В итоге складывается парадоксальная ситуация – специалисты, владеющие одинаковыми методами, называют свою деятельность по-разному. Врачи-психотерапевты называют свою деятельность психотерапией, а практикующие психологи, занимаясь, по сути, тем же самым, уже называют свою деятельность психологическим консультированием или психологической коррекцией. При этом совершенно непонятно иногда бывает, какое смысловое значение вкладывается в предлагаемую услугу. Это нужно каждый раз выяснять у того специалиста, к которому Вы обращаетесь. Конечно, у психологов и психотерапевтов, как правило, существует разница в опыте клинической работы с психически больными людьми, кроме того, психологи не занимаются медикаментозной терапией больных. Однако, несмотря на это, психолог может владеть теми же самыми психотерапевтическими методами, что и врач-психотерапевт. Может ли психолог заниматься психотерапией? Юридически – нет, а по факту (если обратиться к смысловому значению слова) – да. Таким образом, психотерапевтами по смысловому содержанию их деятельности могут называть себя не только врачи, но и психологи, однако юридически, разумеется, психотерапией могут заниматься только врачи-психотерапевты.
2. Работа психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь
Структура психиатрической помощи в Российской Федерации включает в себя амбулаторную сеть, главным звеном которой являются психоневрологические диспансеры, сеть психиатрических стационаров, полустационарные подразделения, а также профильные научно-исследовательские учреждения (НИИ).
Основными направлениями работы психолога являются психодиагностика, психокоррекция и участие в психотерапевтическом процессе.
Диагностическое направление работы психолога определяется задачами и спецификой лечебно-профилактической деятельности психиатрического учреждения.
Одной из важных задач является проведение психодиагностики и дифференциальной клинической диагностики. В общем виде задачи психодиагностической деятельности состоят в участии клинического психолога в установлении многомерного диагноза пациентам, получающим психиатрическую помощь. В реальной ситуации вследствие недостаточного числа клинических психологов углубленное психодиагностическое обследование проводится пациентам при возникновении затруднений в установлении врачебного диагноза. Разработаны схемы, по которым проводится клинический патопсихологический эксперимент. Очевидно, что с развитием и проникновением психологических технологий во все стороны лечебно-диагностического процесса совершенствуются и алгоритмы патопсихологического исследования. Важным требованием к обеспечению качества этой стороны деятельности психолога является его сотрудничество с врачом-психиатром, когда последний ставит перед психологом задачу психологической дифференциальной диагностики. Наиболее частыми вариантами задач, которые ставятся перед психологом, являются вопросы дифференциальной психологической диагностики при непсихотических, личностных, эндогенных шизотипических и депрессивных расстройствах; уточнение роли органического фактора при установлении механизмов возникновения и развития заболевания.
Психология в переводе с греческого означает "наука о человеческой душе", а поэтому изучает деятельность человека с психологической точки зрения. Психолог - человек, имеющий высшее психологическое образование, основной работой которого является помочь другому человеку разобраться в себе и решить свои проблемы самостоятельно. В наш век психология весьма востребована. Этот предмет включен в обучающую программу ВУЗов, а также, многие пользуются услугами психологов для решения своих личностных проблем. В результате чего сложились противоречивые мнения, как о самой науке, так и о работе психологов. Рассмотрим некоторые из них.
Психолог, психиатр, психотерапевт - термины, обозначающие одно и то же.
Да, эти термины созвучны, но разница все же есть.Психолог - специалист, получивший образование в сфере психологии. Поскольку психологическое образование - не медицинское, психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Его функция - психологические консультации, помогающие здоровым людям разобраться в сложных жизненных ситуациях (например, трудности в общении, взаимоотношениях в семье, принятии решений, при стрессах различного рода).
Психиатр - это человек, получивший медицинское образование и специализирующийся в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Его пациенты - люди, имеющие серьёзные отклонения в психике (например, маниакально-депрессивный психоз). Для лечения психиатр использует медикаменты и различные виды психотерапии.
Психотерапевт - специалист, чаще всего для оказания помощи использующий нефармакологические методы. Обычно такой специалист владеет одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Для лечения психотерапевт использует определённые психотехники (рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез), помогающие решить проблему клиента.
Психологи всегда навязывают свое мнение. Это не совсем так. На самом деле, психолог, выслушав человека, старается найти для него наиболее оптимальное решение проблемы, помогает избавиться от старых прототипов и "открывает глаза" на новые перспективы. А человек уже сам должен решить, как именно ему поступить в той или иной ситуации.
Психологи никогда не ошибаются. С этим можно поспорить. Психолог - это такой же человек, как и все остальные люди, а поэтому ему свойственно ошибаться. Единственное, что свойственно психологам - это сохранять спокойствие в любой непредвиденной обстановке, а поэтому им не присуще нервничать и испытывать эмоциональный негатив.
Психолог всегда знает, как помочь. Это далеко не так. В обязанности психолога не входит решать проблему за самого человека. Единственное, чем он может помочь, так это выслушать и помочь разобраться в своих чувствах. Психолог - это, грубо говоря, "жилетка", в которую можно поплакаться. Ведь человеку иногда достаточно просто выговориться - и ему делается значительно лучше.
Психолог с первого взгляда может понять, "чем человек дышит". Это не совсем так. Действительно, психолог способен прогонозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Может определить характер и темперамент человека, однако для этого ему потребуется некоторое время пообщаться с клиентом, возможно, предложить ему пройти ряд тестов, по результатам которых специалист может сделать определенные выводы о направленности личности клиента.
Каждый психолог знаком с магией. Полный абсурд. Психолог и маг - это совершенно разные понятия. Маг - это человек, который не афиширует свое занятие, как правило, учиться магии тайно, и ничего не сможет сделать без своих заклинаний и подручных средств. Психолог же в своей работе применяет только знания, полученные им в профессиональном учебном заведении.
К психологам обращаются лишь слабаки! На самом деле так думают те, кто как раз очень нуждается в душевной помощи. Такие люди ни за что не признаются, что им тяжело. Они, обычно, глушат свои проблемы спиртным, а бывает, что некоторые доводят себя до суицида . Нет ничего плохого в том, что человек прибегает к помощи психолога. В наше сегодняшнее время стало даже модным посещать этого специалиста.
Здоровые люди к психологам не ходят! Отнюдь. Именно здоровый человек потому и здоров, что у него есть, кому выговориться. Ведь, как известно, держать все в себе, весьма и весьма вредно. Поэтому, наверное, женщины живут дольше мужчин - они поплачут и на душе становиться легче, мужчины же плакать не привыкли.
К психологу обращаются только психически больные люди. Это мнение совершенно неправильно. Как уже было сказано, психологи работают со здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке и помощи со стороны.
Не стоит посвящать чужого в свои проблемы. По-другому это называется "выносить сор из избы". Однако же, на то он и "чужой", чтобы выслушать человека, подсказать, что делать и как быть, и забыть про него, а не бежать рассказывать всем направо и налево о его проблемах.
Да кто он такой, чтобы учить меня жить! Психолог ни в коем случае никого не учит, он лишь помогает справиться человеку с его душевными переживаниями, дает возможность выговориться и подсказывает компромиссное решение.
Словами делу не поможешь! Ну, почему же? Иногда моральная поддержка дает такой заряд энергии, что человек готов горы свернуть. Не зря ведь спортсмены и участники различных игр (КВН, к примеру) везут с собой группу поддержки.
Психолог решит за меня все мои проблемы. Ошибочное мнение. Функция психолога - проконсультировать клиента, создать такие условия, при которых человек сам оказывается способен найти выход из создавшейся ситуации. Обращаясь к психологу, человек должен быть готов к изменению себя и своего отношения к окружающему миру, а не ожидать, что специалист изменит окружающий мир.
Проблем у психолога не бывает. Почему же? Бывают. Ведь психологи - тоже люди. Порой психолог способен быстрее и эффективнее решать свои проблемы. Но иногда и ему приходится обращаться к своим коллегам за помощью. И это вполне нормально. Ведь мудрость состоит не в том, чтобы все проблемы решать самому, а в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами времени и нервов.
Психологи - безотказны и добры, они помогают всем и всегда. Не следует забывать, что психолог - это профессия, которая вовсе не обязательно должна быть превращена в стиль жизни. Именно психолог не будет потакать человеческим слабостям и капризам, никогда не бросится решать ваши проблемы за вас. Он лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой в любой жизненной ситуации, как и все другие люди.
Совет психолога одним махом решит мою проблему. Следует помнить, что психологи советов не дают (в отличие, например, от друзей и соседей, которые обычно начинают с фразы "я бы на твоем месте...". Только имейте ввиду - этот совет легко может исполнить только человек, который его дает). Какой выход лучший для вас - знаете только вы сами. Психолог лишь старается помочь вам найти этот выход, осознать его и воспользоваться им.
Специальному психологу в ходе трудового обучения необходимо корректировать работу педагогов, родителей, а также тщательно наблюдать за самим ребенком, чтобы в случае необходимости вовремя оказать ему квалифицированную помощь. На каждом этапе трудового обучения специальный психолог имеет ряд задач, направленных на повышение эффективности процесса трудового обучения и воспитания.
Первый этап охватывает обучение в 1 -3 классах, когда у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. Психологу необходимо изучить индивидуальные трудовые возможности школьников и сформировать у них готовность к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Для решения этой задачи он может использовать различные диагностические методики: скрытое наблюдение, беседы с родителями, учителями и ребенком. В процессе изучения определяется динамика формирования индивидуальных трудовых способностей и делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской определенного профиля.
Одновременно психолог составляет психологический портрет образовательного пространства: профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой психологической помощи. В школе проводится комплекс диагностических исследований, лекционно-практи-ческие занятия для педагогов, консультации для родителей. Затем психолог составляет психологические портреты учебных групп и подбирает коррекционные программы.
Второй этап - общетехническое трудовое обучение в 4 классе на базе профессиональных учебных мастерских. На этом этапе формируются некоторые новые организационные умения и навыки, связанные с профессиональной мастерской. Так, учащиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования станков, инструментов. Дисциплинарные требования должны быть разумными и не действовать угнетающе. На этом этапе возможно проведение тренингов, упражнений, направленных на выработку и формирование необходимых трудовых умений.
Психолог должен сделать окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося 4 класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.
Третий этап - переход к профессиональному обучению. С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии. Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем учебных упражнений. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения, а также по развитию качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).
На четвертом этапе осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, характерными для работников определенного предприятия (учреждения).
По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из практической контрольной и устного экзамена по специальности.
Пятый этап - завершение на первоначальном уровне профессионального образования (9 или 10 классы). Задачей психолога является адаптация учащихся к рабо-
те в производственном коллективе, помощь в овладении установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда.
Психологическое сопровождение включает диагностическую и психокоррекционную работу и консультирование.
Диагностическая работа предполагает углубленную динамическую психодиагностику, т.е. изучение познавательных возможностей, личностных особенностей, внутрисемейных отношений, профессиональных возможностей и возможности адаптации ребенка в социуме.
Психокоррекционная работа проводится в процессе сказ-котерапии в начальной школе и на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию психических функций.
Консультирование охватывает учащихся, родителей, педагогов.
Постоянная работа с учащимися, семьей и педагогическим коллективом, осуществление диспетчерских, воспитательских функций позволяют специальному психологу создавать индивидуальные программы развития, включающие медицинские, педагогические, психологические, профессиональные рекомендации.
Работа с учащимися включает анкетирование (отношение ребенка к школе, личностное самоопределение, выбор профессии), беседы, арттсрапию; работа с семьями и педагогами - анкетирование, консультирование, проведение родительских собраний, посещение учащихся на дому, индивидуальные беседы.
Усилия специального психолога, как видим, направлены на преодоление профессионального разрыва между педагогами и родителями. Их совместная деятельность позволяет создать адекватные условия для трудового обучения ребенка, а в последующем и для его самостоятельной жизни в социуме. Специальный психолог на каждом этапе обучения лиц с ограниченными возможностями обеспечивает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания и обучения, профориентацию с целью последующей социальной интеграции в период взрослой жизни.
Различные виды психологической помощи призваны устранить психологические проблемы, скорректировать нарушения поведения. Психологическая помощь может быть представлена в виде психологической коррекции, консультирования, тренинга или психотерапии.
Психологическая коррекция
С 70-х годов прошлого века психологической коррекцией называют определенное воздействие на элементы психологической структуры личности. Роль психолога сводится к достижению клиентом эффективной жизнедеятельности и стремления к развитию. Термин «психологическая коррекция» широко распространен в России и иногда употребляется, как синоним слова «психотерапия».
Специалисты, принимающие идентичность терминов, аргументируют свою точку зрения тем, что психологическая коррекция проявляется в разных отраслях деятельности человека. Например, в педагогике или в обычных житейских ситуациях. То есть, на бытовом уровне роль психолога , по сути, может выполнять преподаватель.
С другой стороны, психологическая коррекция широко применяется в медицине и требует от практикующего специалиста наличие высшего медицинского образования.
При лечении неврозов приводят к выводам от том, что оба термина являются этапами лечения пациента.
Сегодня особая роль отводится восстановительной медицине. Это своего рода комплекс мер, построенный на системе знаний из разных отраслей, который мобилизует внутренние ресурсы человека и улучшает качество его жизни. Применяются, как правило, приемы немедикаментозного лечения. в этом случае будет направлена на определение доли психологического фактора индивидуально для каждого случая. Методы психологической коррекции будут рассматриваться, как составляющие части психотерапии. Таким образом, психологическая коррекция представляет собой один из методов психологической профилактики и идентична понятию психологического вмешательства.
Психологическое консультирование
При психологическом консультировании основная деятельность психолога направленна на выявление незадействованных ресурсов, достижение состояния психологического комфорта преодоление тревожных состояний и помощь в самоорганизации. Обычно применяют проблемно-ориентированный или личностно-ориентированный подход, а также метод поиска скрытых ресурсов.
Роль психолога состоит в достижении следующих задач:
- эмоциональная поддержка;
- внимание к переживаниям;
- расширение сознания;
- выход тупика и решение проблем;
- повышение стрессоустойчивости;
- творческий подход к освоению мира.
Выделяют несколько этапов психологического консультирования:
- Наличие проблемы, которая не осознается клиентом. Этап имеет место быть, когда на посещении психолога настаивает кто-то из окружения консультируемого.
- Появилось осознание проблемы. При этом нет желания проблему решать.
- Осознание необходимости посторонней профессиональной помощи.
- Активные действия пациента для решения проблемы.
- Сохранение результатов.
Особенности психологической помощи напрямую зависят от того, как именно протекают перечисленные выше этапы. Пациент может подолгу отрабатывать каждый этап или продвигаться быстро и целеустремленно. А может возвращаться к более ранним этапам.
Основная деятельность психолога
технически проявляется следующим образом:
1) установить контакт;
2) дать возможность выговориться;
3) эмоционально поддержать;
4) отработать проблему совместно;
5) обозначить зоны ответственности каждой стороны;
6) сформулировать возможные решения;
7) выбрать оптимальный вариант;
8) подкрепить решение мотивацией.
Психологический тренинг
Тренинг открывает новые возможности личностного роста клиента, позволяет отработать новые навыки и схемы поведения. В ходе работы формируются навыки саморазвития и самокоррекции. Момент непосредственно лечения в тренинге отсутствует, поэтому его может проводить психолог или психотерапевт. Основная деятельность психолога на протяжении нескольких сеансов состоит в том, чтобы ускорить навыки саморазвития участников в комфортной и безопасной обстановке.
В основе тренинга лежит ряд общих принципов, таких как определение предмета анализа «здесь и сейчас»; искренности участников и их работы над самопознанием; активного участия; определенных форм обращения к членам группы. Роль психолога заключается в достижении клиентами взаимопонимания с окружающим миром, улучшения субъективного самочувствия и получения успеха.
Психотерапия
Психотерапевтическое воздействие при поэтапном рассмотрении во многом схоже с психологическим консультированием.
Особенности психологической помощи
в психотерапии продиктованы общими факторами воздействия на клиента:
-сотрудничеством между обеими сторонами;
-уверенностью в реальности решения проблемы;
-применением информативных обучающих элементов;
-коррекцией поведения посредством одобрения врача;
-социализацией клиента;
-использованием методов убеждения.
Психотерапия за счет комплексного подхода имеет широкий спектр показаний и различается только объемом и направленностью. Комплекс лечебных психотерапевтических мероприятий определяется тем, насколько сильно выражен психогенный элемент в природе заболевания. Важным элементом основной деятельности психолога является недопущение повторной невротизации, то есть прогнозирование результатов болезни.
Неадекватная реакция клиента на болезнь также может быть показанием для психотерапии. Особенно, если заболевание усугубляется. В этом случае важно улучшить настроение больного и содействовать позитивному восприятию окружающей среды. Важно наблюдать за социально-психологическими последствиями болезни. Длительная болезнь может негативно повлиять на социальный статус и сделать невозможной реализацию определенных потребностей.
Это может привести к занижению самооценки, мнительности, снижению работоспособности. Как следствие, могут проявляться неадекватные поведенческие элементы. Ключ к решению проблем заключается в индивидуальном подходе с учетом психологических особенностей личности.
Профессия психолога предполагает решение профессиональных задач разного уровня. В зависимости от целей конкретной профессиональной деятельности, выполняемой психологом, в реестре профессий мы находим его в различных разделах: специальность психолога-исследователя относится к изыскательской, психодиагноста - к гностической, а психолога-консультанта - к преобразующей деятельности. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-"прикладник" - к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Общим для всех психологических специальностей является то, что все они:
- - требуют высококвалифицированного труда, осуществляемого специалистами после длительной теоретической и практической подготовки;
- - относятся к группе профессий "человек - человек";
- - основными средствами в них выступают функциональные средства труда;
- - предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.
Важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной деятельности является развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК). "ПВК - это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и другие деятельности".
Психолог в организации - явление в нашей стране очень молодое. Лишь в 90-х гг. XX в. стала постепенно вводиться в штатное расписание должность психолога: в школах, больницах, детских дошкольных учреждениях, спортивных школах и командах. Психологи обеспечивали оказание особого вида услуг клиентам этих организаций: психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию, сопровождение. Позже у психологов появилась задача участия в процессе управления и развития организации. Они стали советчиками-экспертами в вопросах приема на работу и обучения персонала, выполняя запросы руководства организации. Следующим этапом стало появление функции психологической помощи работникам различного ранга в решении личностных проблем и урегулирования межличностных отношений внутри организации. Постепенно психолог-консультант стал неотъемлемой частью организационной структуры во всех звеньях ее деятельности, обеспечивая три важнейших направления: личностное, межличностое и системное. Появилась специальность организационный консультант, профессиональная позиция которого "включает в себя не только систему используемых знаний о природе личности человека и образуемых людьми организаций. Прежде всего это определенное отношение к людям и социальным организациям".
Издревле умение создавать прибыльное предприятие считалось искусством его хозяина. Лишь после публикации Ф. Тейлором своей книги "Принципы научного управления" (1911) началась эпоха научного подхода к созданию и регуляции процессов бизнес-деятельности. Появление других школ научного управления обусловливало получение все новых показателей, влияющих на прибыльность предприятий. Среди них можно выделить классические школы, которые делали акцепт па объективные исследования, неоклассические, обратившие внимание на "человеческий фактор" и взаимоотношения, и количественные, использующие исследование и моделирование процессов управления с применением самой современной техники". Так постепенно формировалось новое направление, которое к 40-м гг. XX в. получило название "бизнес-психология".
Социолог Дуглас Мак-Грегор перевернул представление об управлении, как чисто объективном процессе, предложив так называемые теории "X" и "У" для описания двух видов мотивации работников в своей работе "Человеческая сторона предприятия" (1960). Основываясь на этих его теориях, оказалось возможным создать континуум особенностей личности руководителя, располагающегося между двумя крайними типами. Руководители авторитарного типа "X" считают своих подчиненных ленивыми и требующими его постоянной опеки и принуждения к работе. Руководитель демократичного типа "У" видит своих подчиненных творческими людьми, которым необходимо лишь создать условия для реализации их личностного потенциала. Попытка соединить эти две противоположности вылилась в создание теории "", которую после смерти Ф. Тейлора завершил Уильям Оучи, выпустив в 1981 г. книгу "Теория Ъ: Как американский менеджмент в состоянии удовлетворить японскую задачу".
В сфере бизнес-психологии теории Мак-Грегора трансформировались в такие направления работы с персоналом, как обучающие группы и тренинги. Фокусирование на взаимодействии людей между собой и в группах нашло свое отражение в работах многих авторов, которые участвовали в создании нового витка исследований, давших начало собственно организационному консультированию. Среди них важно отметить теорию поля и изучение групповой динамики Курта Левина, а также Лесли Уайта, анализировавшего поведение людей в различных организациях.
С середины XX в. развитие всех наук находилось под влиянием общей теории систем, которая была предложена Л. фон Берталанфи в 1930-е гг. как идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов. Он также ввел и исследовал понятие "открытые системы" - системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой. К открытым системам относятся в том числе человек и все создаваемые им отношения и структуры: семьи, сообщества, организации и др.
Объединяя в себе достижения всех наук, современное организационное консультирование продолжает их развитие путем практического применения и исследования процессов рабочих отношений. "В его основе лежит представление об организации как о социотехнической системе. Люди - элементы системы, однако система не сводится к сумме устремлений, способностей, желаний людей. Руководитель в этой системе предстает как фигура, занимающая особое место в организации и во многом определяющая ее жизнь".
Для улучшения психологической обстановки в организации могут использоваться два варианта получения ее персоналом, в том числе руководящим составом, психологической помощи. Первый - это приглашение внешнего психолога, который либо является сотрудником консалтинговой фирмы, либо частнопрактикующим специалистом. В последнем случае для заключения договора с организацией он должен иметь регистрацию как индивидуальный предприниматель. Тогда психолог сам обсуждает с руководством организации те задачи, которые стоят перед организацией, и оговаривает те функции, которые он берется осуществить для их решения. Все права и полномочия, результаты, риски и возможности оговариваются непосредственно с психологом, и он сам несет ответственность за процесс и итоговые результаты оказания помощи организации. Если же психолог является сотрудником консалтинговой службы, то договор о его обязанностях, правах и функциях осуществляется между руководством службы и организации-заказчика. В этом случае ответственность за результаты работы психолога перед заказчиком несет консалтинговая служба, которой он сам представляет отчеты - как промежуточные, так и итоговые. Значительным плюсом приглашения внешнего психолога является то, что он не включен в структуру и отношения между сотрудниками и подразделениями организации, и поэтому может работать в позиции независимого эксперта. Очевидным преимуществом внешнего психолога является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Естественный минус его деятельности состоит в том, что он имеет меньше доверия со стороны сотрудников в силу восприятия его как "чужого".
Второй вариант - это включение психолога в штатное расписание организации. Возможности внутреннего психолога ограничиваются тем, что он сам является частью системы отношений организации. Поэтому главным и ведущим фактором в его работе будет соответствие той структурной роли, которая обеспечивает ему принадлежность к организации и лояльность руководства и коллег. Из этого проистекает ограниченность степеней свободы деятельности психолога внутри своей организации, которая зависит от его места в ее иерархии (рис. 2.2).
Рис. 2.2.
Внутренний психолог должен учитывать средовые, т.е. контекстуальные факторы. Он в первую очередь сотрудник организации, а уж затем специалист, который помогает конкретным людям. Интересы организации приоритетны.
Однако в реальности это часто оказывается иначе. В зависимости от того, какой категории и уровню иерархии организационной системы подчиняется психолог, соответствующие интересы он в первую очередь и представляет, и отстаивает.
Так, если психолог единственный в организации и подчиняется непосредственно ее руководителю, а именно - первому лицу, то он и выполняет его задания, решает все задачи так, чтобы это удовлетворяло и обслуживало его цели - как личные, так и относительно развития организации.
Если первому лицу подчиняется не один психолог, а психологическая служба со своей собственной структурой, то уже лишь ее руководитель обслуживает интересы этого первого лица. Остальные сотрудники подчиняются, выполняют распоряжения, ставят и решают задачи таким образом, чтобы удовлетворять требования своего непосредственного руководителя, т.е. не первого лица организации, а руководителя психологической службы. В этом случае удовлетворение требований первого лица является прерогативой руководителя психологической службы, а не ее исполнителей. Именно он должен так распределить задания между ними, чтобы совокупный итог работы службы в целом обслуживал интересы первого лица организации.
Иная картина наблюдается, когда психолог является сотрудником одного из подразделений организации. Чаще всего это отдел по подготовке персонала или отдел кадров. В этом случае психолог действует в интересах и рамках деятельности своего подразделения, обслуживая задачи ее руководителя. Он часто не соприкасается с сотрудниками других подразделений иначе, чем как представитель своего подразделения. В этом случае он не может решать задачи организации в целом или других подразделений, в том числе оказывать помощь в разрешении конфликтов внутри других подразделений, между ними, их руководителями или представителями. Лишь в случае получения специального задания от первого лица организации, которое должно поступать к нему через руководителя службы, которому он непосредственно подчиняется, психолог на время изымается из иерархии организации, чтобы действовать как внешний психолог. Это очень сложная ситуация для личности самого психолога. Он изымается из своего коллектива, куда потом после выполнения задания ему придется возвращаться. Если такое задание является уникальным, не характерным в этой организации, то психолог тем более будет трудно успешно его выполнить. И еще труднее вернуться на свое место в иерархии организации и своего подразделения. Ведь на время выполнения такого задания он как бы поднимается над всеми в организации, став поверенным ее первого лица. Он оказывается на время и вне подчинения своего непосредственного руководителя, и вне своего коллектива.
Если психологическая служба, состоящая из несколько человек, является составной частью какого-либо подразделения организации, она также обслуживает в первую очередь интересы этого подразделения и его руководителя и лишь опосредованно через него - интересы организации и ее первого липа.
Таким образом, внутренний психолог может быть независимым, а значит, и максимально продуктивным как индивидуальный консультант только в том случае, если он один в организации и подчиняется непосредственно ее первому лицу. Для оказания персональной помощи кому-либо из сотрудников психолог должен быть от него организационно, административно и финансово независим. Главное правило для результативной и эффективной работы психолога в организации: консультант не подчиняется клиенту.
Следующий уровень, дающий несколько меньше свободы выбора стратегий помощи отдельным сотрудникам и подразделениям организации, занимают сотрудники психологической службы, которая находится в непосредственном подчинении первому лицу организации. Их действия ограничиваются, стимулируются и направляются руководителем этой психологической службы, который только и осуществляет прямую связь как с первым лицом, так и с руководителями других подразделений организации. Сотрудники же имеют выход на конкретных людей и потом на внедрение полученных с ними результатов не непосредственно, а через своего руководителя и под его руководством. Ответственность за все результаты, полученные каждым сотрудником психологической службы, возлагается на руководителя этой службы, а не ее исполнителей.
Третий уровень, с еще меньшим числом степеней свободы, занимает психолог, который является единственным в организации и находится в подчинении какого-либо из ее подразделений. Он ограничен как мнением своего непосредственного руководителя, так и задачами своего подразделения.
Уникальный вариант представляет собой случай, когда независимого консультанта, подчиненного первому лицу, или даже внешнего консультанта вводят в штатное расписание какого-либо подразделения организации, но по решаемым задачам он оказывается вне его. Это особый способ искажения иерархии организации, который оправдан только в особых ситуациях, когда нужна независимая помощь первому лицу организации или решается вопрос о его замене.
Последний уровень, с минимальной свободой выбора решаемых задач, занимают психологи службы, которая является частью какого-либо подразделения организации. У них оказывается тройная (тройственная, трехуровневая) граница: от своего руководителя, от предназначения подразделения, к которому относится их служба, и от руководителя этого подразделения.
В организации психолог выполняет следующие функции:
- 1) оказание психологической помощи по запросу клиента (для себя или для других); без запроса от клиента (запрос есть от других лиц либо исходя из мнения самого психолога);
- 2) обучение психологическим методам и приемам первого лица организации, руководителей подразделений, сотрудников/персонала;
- 3) профессиональное участие в трудных для организации ситуациях подбора, прием па работу и увольнения персонала; реструктурализации организации; конфликтов (внутренних или внешних); кризиса; форс-мажорных обстоятельств.
Работая в организации, психолог чаще всего осуществляет сразу несколько функций. Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены несколькими категориями:
- 1) оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
- 2) профессиональная ориентация;
- 3) психологическая помощь сотрудникам в их личных запросах и межличностных отношениях;
- 4) социально-психологическое обучение;
- 5) ускорение процессов адаптации работников в организации, взаимодействия руководителя с подчиненными;
- 6) психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
- 7) формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
- 8) профилактика и разрешение конфликтов;
- 9) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
- 10) участие в создании команд.
Выполнение такого спектра разнообразных задач требует владения различными видами деятельности: консультированием, сопровождением, исследованием и анализом, психодиагностикой, созданием и ведением тренингов, супервизий, переговоров и др. Каждый психолог в силу своей квалификации может владеть навыками исполнения нескольких видов деятельности. Однако выполнять все их он обычно не может, так как занимает конкретное место в иерархии организации. Именно поэтому в крупных организациях создаются психологические службы с распределением обязанностей и функций между их сотрудниками. Для организаций, осуществляющих услуги, характерно создание психологических служб, сочетающих два направления деятельности:
- 1) с клиентами организации (ученики и студенты в учебных заведениях, пациенты в медицинских учреждениях, отдельные лица и семьи в социально-психологических центрах);
- 2) с персоналом организации (исполнители, менеджеры и руководители, а также коллективы, службы, команды и подразделения).