В последнее время на рынке рабочих мест наблюдается тенденция увеличения количества соискателей, имеющих два высших образования.
Действительно, чтобы получить престижную работу в крупной компании, порой недостаточно высшего образования, что получено после школы. Современный работодатель ищет универсального специалиста, обладающего глубокими познаниями сразу в нескольких областях и готов обладателю двух дипломов платить гораздо больше.
Причиной получения «второй вышки» может стать желание продвигаться по карьерной лестнице, стремление расширять знания в области своей профессии или даже просто личный интерес. Необходимость «переучиться» может появиться в любой момент: кто-то поступает во второй вуз сразу же после окончания первого, а кто-то становится студентом спустя много лет. Второй диплом дает нам возможность, уже имея один вузовский документ, получить еще одну новую специальность или профессию.
Где можно получить второе высшее?
Решение получить еще одну профессию обычно приходит к людям, которые уже осознали, что она нужна им на самом деле. Многие из них уже поработали по специальности и поняли, чего им не хватает для дальнейшего роста.
Сегодня шанс сесть еще раз на студенческую скамью имеют практически все желающие, без возрастных ограничений. С ростом их числа растет и количество вузов, предлагающих такую услугу. На сегодняшний день более 70 высших образовательных учреждений России могут дать возможность обучаться по «второму кругу».
Второе высшее образование в России имеет свои особенности:
- обучение непременно платное;
- в основном вступительных экзаменов не бывает, в некоторых вузах может проходить собеседование или профильное тестирование;
- длительность обучения значительно короче, чем при получении первого образования. Оно обязательно зависит от формы обучения по первому диплому и составляет приблизительно 2,5 - 3,5 года.
Формы получения второго диплома
Российские вузы предлагают всем желающим получить возможность повторно стать специалистом с дипломом, используя одну из форм обучения:
- дневную, при которой для студентов с дипломом создаются на курсе отдельные группы;
- вечернюю, требующую посещения занятий несколько раз в неделю и по вечерам;
- заочную, при которой в течение семестра студенты самостоятельно выполняют данные им ранее задания, а в сессию слушают лекции по отдельным предметам и сдают обязательные экзамены и зачеты;
- дистанционную, когда студенты могут связываться с преподавателями и получать консультации через интернет;
- периодическую, при которой студенты изучают только отдельные предметы, сдают по ним экзамены и получают подтверждающие сертификаты. При наличии определенного количества сертификатов выдают диплом о высшем образовании;
- обучение по типу «выходного дня», которое организуется пару раз в неделю для работающих или занятых студентов;
- экстернат - когда требуемые для студента дисциплины полностью выучены самостоятельно и по ним сдаются экзамены.
Плата за учебу
Оплачивать учебу может или сам студент, или направляющая его организация. Стоимость обучения зависит от:
- количества и объема изучаемых дисциплин;
- выбранной формы обучения;
- времени выплат, которые осуществляются каждый семестр или бывают ежемесячными или единовременными.
Стоимость учебы может быть значительно снижена или полностью отменена для некоторых студентов-льготников.
Правила поступления
На второе высшее образование во многих вузах поступать можно в любое время, поскольку прием документов ведется круглый год. Для поступления на обучение по второй специальности необходимо предъявить те же документы (подлинники), что и для получения первого высшего. А именно:
- стандартное заявление с просьбой о зачислении на имя ректора;
- паспорт, а также документ, подтверждающий изменение фамилии, если такое произошло;
- обычное фото размером 3х4.
Кроме этого надо представить:
- диплом о высшем образовании;
- приложение к диплому, где перечислены изученные ранее предметы.
Однако при поступлении в конкретные вузы перечень требуемых документов желательно уточнить.
Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.
АННА ВАСИЛЬЕВА
Магистр других наук
Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).
Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра. На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно. "На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста",— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. "Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы "4+2" (бакалавриат + магистратура)",— подчеркивают в Высшей школе экономики.
Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.
"Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный".
Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. "Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра. Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании. Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры".
Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?
За чужой счет
Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать. Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.
В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности. Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.
Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования. Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности. Здесь есть программа "Коперник", которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.
Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.
Без диплома, но со знанием дела
Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.
Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", основанный в 2009 году. Цель института — "воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке".
Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов. "Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста",— рассказывает директор по коммуникациям института "Стрелка" Александр Острогорский.
"Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия. После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе",— отметил Острогорский.
При этом поступить в "Стрелку" не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.
Обучение абсолютно бесплатное. "Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен",— уточняет Острогорский.
По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. "Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем. Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады",— подчеркнул Острогорский.
Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. "График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться",— считает Острогорский.
Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у "Билайна", "Северстали", "Ингосстраха", "Ростелекома", "Вимм-Билль-Данна", "Макдоналдса", Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.
Надежда на лучшее
Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся. В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.
"Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии "Справедливая Россия" Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем". При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. "Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет. Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом",— отметила депутат.
Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. "Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище. И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят. Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить".
"Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям".
В обход закона
А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему. Согласно федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые. Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.
"Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась". По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.
Сейчас, чтобы быть востребованным и материально обеспеченным, человек должен постоянно повышать уровень своего образования. Ведь эти знания при подъеме по карьерной лестнице обязательно придадут вам необходимое ускорение. Ниже приведены ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся получения второго диплома.
1. В каком случае стоит получать второе высшее образование?
Многих людей не устраивает работа по специальности, записанной в их “первом дипломе”: одним денег мало, другим неинтересно стало, третьим просто срочно нужно полностью все в жизни изменить. А кто-то нашел неплохое место, вроде бы и по специальности, но на фоне образованной молодежи чувствует себя “как-то не очень”.
Второе высшее образование люди выбирают, если радикально меняют сферу своей деятельности и им необходимы фундаментальные знания в новой области.
2. По каким специальностям чаще всего получают «вторую корочку»?
В основном это специальности, которые более всего востребованы на рынке труда: экономика, финансы, менеджмент, маркетинг, управление, юриспруденция, иностранные языки, информационные технологии (при этом популярны специалисты как по программному, так и по аппаратному обеспечению). В последнее время увеличивается интерес ко второму высшему образованию в области социологии, политологии, психологии, рекламы, дизайна, индустрии туризма, экологии, биотехнологий, а растущее производство создало оживление на рынке инженерных специальностей.
Чаще всего наблюдается стремление получить экономические или юридические специальности. Действительно, спрос на квалифицированных юристов или экономистов остается стабильно высоким уже много лет. Заметим только, что не все вузовские дипломы котируются одинаково высоко. Например, юридические факультеты имеются сейчас не только в специализированных учебных заведениях, но и в университетах, ведомственных вузах и даже в большинстве непрофильных учебных заведений. Однако найти высокооплачиваемую работу выпускнику юридического факультета технического вуза очень непросто… Другое дело, если вы получили диплом МГЮА или МГУ.
3. Существуют ли возрастные ограничения?
В подавляющей части высших учебных заведений возрастных ограничений нет. Учиться можно до «седых волос». Однако некоторые вузы все же устанавливают верхнюю возрастную планку (чаще всего на рубеже 40-50 лет).
4. Надо ли платить?
В соответствии со статьей 5 Закона “Об образовании” государство гарантирует “на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые”. Это означает, что получение второго высшего образования, так же как и получение степени МВА, является платным. Платить может как студент, так и компания, в которой он работает. Бесплатно получить второе высшее образование могут лишь имеющие диплом военного вуза либо счастливые обладатели соответствующего гранта.
5. Какова стоимость второго высшего образования?
Она может быть разной: от $500 до $15 000. В основной массе вузов стоимость всего курса обучения лежит в пределах от $3000 до $5000. Дороже обойдутся программы престижных вузов, программы с участием западных университетов, дешевле — менее престижные специальности, вузы с “негромкими” названиями. Разумеется, дороже всего обойдутся модные ныне программы по экономике и, особенно, юриспруденции. Заметим также, что некоторые вузы предоставляют пришедшим за вторым дипломом льготы и скидки (имеющим «красный» диплом, сдающим сессии на отлично, военнослужащим и членам их семей и др.).
6. Сколько времени займет получение второго высшего образования?
Сроки обучения в основном зависят от специальности по первому диплому. Если содержание учебных дисциплин первой и второй специальности кардинально разные, срок обучения может доходить и до пяти лет. Решение о сокращении этого срока принимается учебной частью в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от того, какие дисциплины и в каком объеме изучались при получении первого диплома. Обычно удается уложиться в два-три года. Есть вузы, предлагающие получение второго диплома менее чем за два года. Но учтите, что и в этом случае согласно Госстандарту продолжительность учебной программы должна быть не менее 500 часов.
7. Какова форма обучения?
Обычно предлагается одна из следующих форм: вечерняя, очно-заочная, занятия по выходным дням, заочная, экстернат, дистанционная. В некоторых вузах применяется модульная система: занятия проходят интенсивными блоками 2 раза в год (осенью и весной) по 2 недели в дневное время с отрывом от работы.
8. А трудно ли поступать во второй раз?
Как правило (бывают и исключения!), процедура поступления ограничивается предоставлением диплома о первом высшем образовании и собеседованием или тестированием по профилирующему предмету. Для зачисления необходимо предоставить в приемную комиссию, кроме документов об образовании, заявление о приеме, паспорт, копию свидетельства о браке (если менялась фамилия), 6 фотографий 3х4.
9. Важна ли первая специальность?
Специальность, записанная в первом дипломе, значения не имеет, хотя у специалистов в смежных областях есть некоторое преимущество.
10. Можно ли получить второе высшее, не имея первого?
В некоторых вузах по программе второго высшего образования могут обучаться не только специалисты (пять лет обучения в вузе) или бакалавры (четыре года обучения), но и люди с незаконченным высшим образованием или средним специальным (профильным) образованием. Кое-где существует и возможность так называемого параллельного обучения: для студентов 3-5-го курсов других вузов или факультетов.
11. Можно ли обучаться по индивидуальной программе?
Да. Большим преимуществом второго высшего образования является то, что многие вузы предоставляют студентам возможность составления индивидуальной программы обучения. В этом случае можно сосредоточить свои усилия на тех дисциплинах, которые в наибольшей степени нужны вам в вашей настоящей или будущей деятельности.
12. Предоставляется ли при получении второго высшего образования отсрочка от армии?
В соответствии со ст. 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется лицам, обучающимся в очной форме в «государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию... образовательных учреждениях... высшего профессионального образования на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ». Право на такую отсрочку «сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательные учреждения того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня)».
Что касается программ второго высшего, то, во-первых, в большинстве случаев они не являются очными. Во-вторых, наличие диплома о высшем образовании свидетельствует о том, что в предыдущем учебном заведении человек учился более трех лет, значит, отсрочка от армейской службы ему уже не предоставляется.
13. В чем разница между вторым высшим образованием и дипломом МВА?
Диплом МВА (Master of Business Administration) является лишь надстройкой над базовым образованием и по своей сути не имеет отношения к высшему образованию. Это общепризнанный и очень высоко котирующийся диплом в сфере управления бизнесом. Образно говоря, это «аспирантура для управленцев».
Программы МВА помогают освоить основы менеджмента, не углубляясь конкретно в какую-то определенную сферу. А специалистам лучше выбрать второе высшее образование: оно дает более фундаментальные знания.
14. Можно ли получить второе высшее образование за рубежом?
Для специалистов, нацеленных на международный бизнес, особый интерес представляют программы второго высшего образования, разработанные совместно с зарубежными вузами. В этом случае вы получите сразу два диплома: российского вуза и его зарубежного партнера. Получить диплом западного вуза можно, не выезжая в страну обучения и даже не выходя из своей комнаты. Дистанционное обучение в западном вузе — отличный вариант для людей, мечтающих о втором образовании, но не желающих надолго покидать Россию или просто не имеющих достаточно средств для проживания за границей. У потенциальных “дистанционных” студентов есть два пути. Поплутав по Internet, они могут выбрать программу любого западного вуза и связаться с ним напрямую. Второй путь — обращение к российским представителям программ западных университетов.
В качестве примера назовем некоторые совместные программы: «Английский язык и европейские исследования» (Факультет иностранных языков МГУ - Университет Ковентри, (Великобритания); «Международный менеджмент» (Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при Правительстве России - Высшая школа экономики Роттердамского университета); «International Hotel Management (IHM-Plekhanov)» (Центр международных образовательных программ Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова - Высшая школа Лиувардена, Голландия); «Международная торговля и коммерческое право» (Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) - Университет Гилдхолл, Лондон).
Стоимость дистанционного обучения сравнительно с ценами на очные курсы в обычных западных вузах обычно невысока — от $2 500 до $5 000 в год. Сверх этого абитуриенту придется заплатить около $100 за сдачу теста на знание соответствующего языка как иностранного. Условием зачисления является, как правило, и оплаченный первый семестр. Большинство дистанционных вузов требует периодических приездов в страну для сдачи экзаменов. Именно поэтому специалисты рекомендуют, прежде всего, рассмотреть возможности, предлагаемые российскими представителями международных вузов: некоторые из них организуют сдачу экзаменов непосредственно в России.
Как видите, вариантов получения второго высшего образования много. Поэтому, если желание у вас имеется, - в добрый путь!
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).
Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).
Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.
Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ
Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.
Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.
Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.
В чем разница
Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".
Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.
Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.
Тонкости перехода
Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.
Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".
Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".
И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.
- Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
- Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
- Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?
Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.