Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад.
В XIV – XV веках в этой части Замоскворечья существовал Ивановский под Бором монастырь, главный собор которого был освящён в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1530-х годах мать будущего царя Ивана IV Грозного, княгиня Елена Глинская, перенесла монастырь на Кулишки – там он находится и сегодня. В Замоскворечье же остались его церкви, превращённые в приходские. В 1625 году напротив Иоанно-Предтеченского храма, на бывшей монастырской земле, была построена деревянная церковь, освящённая в честь святых Михаила и Фёдора Черниговских, канонизированных в лике мучеников – они были убиты в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. В 1578 году, на этом месте торжественно встречали перенесенные из Чернигова мощи. Церковь была выстроена как памятник этому событию. В 1675 году на средства купчихи Иулиа нии Малю тиной сооружена каменная пятиглавая церковь, сохранившаяся до наших дней практически без изменений.
Храм Черниговских чудотворцев выстроен в традиционных формах церковного зодчества XVII века. Ранее с западной стороны к храму примыкала шатровая колокольня, однако ещё в XVIII веке она была разобрана по причине ветхости. В остальном храм остался прежним, увенчан пятью главами, под которыми расположено два ряда декоративных кокошников.
Православные богослужения в храме прекратились в 1924 году, после чего он некоторое время действовал как молитвенный дом баптистов. В 1934 году он окончательно был закрыт и превращён в склад, в результате чего интерьеры были полностью уничтожены. В 1970-х годах была проведена реставрация. восстановлены снесенные при советской власти барабаны с главами, четырехскатная крыша снята и раскрыты находившиеся под ней кокошники. Главы покрыты зеленой поливной черепицей. Богослужения в церкви возобновились в 1993 году.
В 2012 году начались реставрационные работы на всем архитектурном комплексе Черниговского Патриаршего подворья, включающего в себя церковь Черниговских чудотворцев, храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, его колокольню и доходный (странноприимный) дом.
К тому времени здание церкви Черниговских чудотворцев находилось в неудовлетворительном состоянии, часть росписей была утеряна, а участок прилегающей территории запущен и неблагоустроен. На первом этапе работ проводились реставрация и воссоздание ограждения церковной территории. На памятнике были усилены фундаменты и грунты основания, укреплены кирпичные стены и своды, отреставрирована стропильная система и кровля. особое внимание уделялось реставрации и воссозданию главок крестов с подкрестными яблоками. Проект предусматривал также ремонтно-реставрационные работы по фасадам, реставрацию белокаменных крылец входов и цоколя, а также деревянного перекрытия притвора, воссоздание дубовых оконных блоков. В интерьерах проводились реставрационно-консервационные работы по монументальной масляной живописи.
В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ".
Храмы Патриаршего подворья в Черниговском переулке являются архитектурными памятниками XVI - XVIII веков, внесенными в реестр исторического наследия Москвы. Сохранились сведения, что в XIV веке на этом месте располагался Ивановский монастырь «под бором». Само название говорит о том, что территория, которая сейчас является центром Москвы, во времена основания здесь монастыря была окружена густым лесом. Хотя обитель и находилась за городом, она занимала стратегически важное место, так как находилась на пересечении дорог, ведущих в город.
Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1415 году - в повествовании о рождении великого князя Василия II Темного.
В начале XVII века Заречье стали заселять посадские люди и ремесленники. Деревянные дома строились не по определенному плану, а спонтанно. Во время Смуты район неоднократно уничтожался набегами интервентов, но весьма скоро восстанавливался.
В 1514 г. по благоволению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый), архитектор Архангельского собора Московского Кремля, воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм освятили 29 августа 1515 года. А сам Ивановский монастырь «под Бором» упразднили, и храмы Черниговского переулка стали приходскими. Точные сведения о причинах упразднения или перенесения обители пока не найдены.
В 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем и митрополитом торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора. В память об этой встрече был возведен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Новый храм приписали к Иоанновской церкви под Бором. А в 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся до наших дней.
Во время Смуты 1612 года храм Иоанна Предтечи был разрушен, но в 1658 году вновь выстроен в камне. От Алевизова здания сохранились лишь белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете храма.
В 1757 г. было начато строительство трапезной, где разместился новый придел святых чудотворцев и бессеребреников Косьмы и Дамиана Ассийских. Освящение состоялось 17 августа 1759 г. В 1772 г. принял свой окончательный вид купол на главной церкви. Одновременно с трапезной начали возводить и новую, отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы. Ее строительство завершили в 1781 году.
В 1896 – 1904 гг. при участии Ф.О. Шехтеля было произведено обновление храма, в частности, росписей и иконостаса.
Храмы Черниговского переулка не избежали печальной участи многих храмов и монастырей после революции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 году, храм Черниговских чудотворцев – вскоре после него. С 1924 г. в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов, а в 1934-1977 гг. склад. Милостью Божией храмам удалось избежать полной ликвидации.
В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории московских храмов, так описывал состояние храма святых Михаила и Федора Черниговских: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается "Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района"».
Во второй половине 1970-х годов, когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими Олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы. Отреставрировали и храмы подворья вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. На Иоанновской церкви вновь появились купол и крест, а в интерьере храма были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX вв. Также были восстановлены ограда с решеткой. На храме Черниговских мучеников покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками. Стены обоих храмов были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня - покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 года.
Последним владельцем храмов было Министерство промышленности стройматериалов СССР. В 80-е годы XX века в храме святого Иоанна Предтечи находился принадлежавший министерству демонстрационно-выставочный зал «Художественное стекло».
В 1991 г. храм Черниговских мучеников был возвращен Русской Православной Церкви. 3 октября 1993 г. состоялось его освящение. В 1997 г. возобновились богослужения и в храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи под Бором.
Сейчас храмы Черниговского переулка являются Патриаршим подворьем. В них ведется реставрация.
В июне 2010 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом комплекс зданий подворья был передан Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Настоятелем Иоанновского храма назначен ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.
Давным-давно, в 15-м – начале 16-го века на месте меж нынешней Ордынкою и Пятницкой улицей стоял Ивановский монастырь. А на территории его – деревянная церковь Святых Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев, известная с 1625 года. Ее также называли еще Михаило-феодоровская или Черниговская церковь. И ставили ее как раз на месте встречи привезенных в Москву мощей Михаила и Феодора Черниговских, страшною смертию погибших в Орде в 1246 году.
В 1675 году обветшавший деревянный храм разобрали. И на его месте средствами московской купчихи Иулиании Ивановны Малютиной аки лебедь белая вознеслась белоснежная каменный красавица-церковь.
Ах, жаль, не знаем мы имени архитектора и мастеров, возводивших это белоснежное чудо! Ей-Богу, знал бы – перечислил бы всех поименно, да и в ноги памяти бы их поклонился за ту удивительную красоту, что они нам оставили!
Еще до революции академик, историк архитектуры, член комиссии по сохранению древних памятников Андрей Михайлович Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".
И глядя на Черниговскую церковь, понимаешь: прав был академик, ах, как прав!
Отряхнулась Русь от монгольского ига, задышала воздухом свободы, расцвела…
И, конечно, рассвет выразился прежде всего в православной архитектуре. Именно тогда наряду с каноническими, традиционными храмами явились миру множество других, среди которых особо выделились огненные храмы. Только в Москве и Подмосковье их построили около 300.
Черниговский храм – он как раз из огненных. Высокий четверик (четырехгранник) завершается двумя рядами островерхих килевидных кокошников, похожих на языки пламени, и увенчивается пятью главами – символами Христа и четырех евангелистов. К храму примыкает низкая трапезная, а завершает композицию шатровая колокольня.
Надо отметить, что после Москвы огненные храмы начали широко строиться на всей Руси. И их по праву считают яркими символами Русской цивилизации.
В советское время – в 70-80-х годах - здание Черниговского храма бережно отреставрировали: восстановили и покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками, побелили стены. А в 1991-м вернули верующим.
И нам с вами снова дано восхититься удивительной красотою Черниговской церкви.
Теперешний ее адрес, кстати, - Черниговский переулок, дом 3.
Контакты храма:
Фото: Церковь Михаила и Федора Черниговских
Фото и описание
Согласно легенде, храм Михаила и Федора Черниговских был основан на том месте, где москвичами были встречены их мощи. Князь Черниговский Михаил Всеволодович и его боярин Федор были казнены в 1246 году в Золотой Орде по приказу хана Батыя. Мученическую смерть князь и его боярин приняли за отказ поклониться огню и языческим идолам. Князь Михаил был канонизирован в 1572 году, и в 1578 году часть его мощей была доставлена в Москву из Чернигова. Позднее мощи были переданы в Архангельский собор, расположенный в московском Кремле.
В Москве храм расположен в Черниговском переулке, рядом с храмом Иоанна Предтечи, к которому он долгое время относился как придельный. Кстати, свое название переулок получил благодаря этой церкви. Известно, что первое ее здание было построено на землях бывшего Ивановского монастыря. Эта обитель в первой половине XVI века была перенесена на свое нынешнее место и сейчас находится в Малом Ивановском переулке.
Каменная церковь в честь Михаила и Федора взамен деревянной была построена в 1675 году, и спустя двадцать лет было проведено ее первое переустройство. На пожертвованные купчихой Иулианией Малютиной деньги храм был переустроен и приобрел черты московского барокко и стиля русское узорочье – очень декоративного, с множеством деталей причудливых форм и очертаний. Благодаря своему уникальному облику церковь была признана федеральным памятником архитектуры, вместе с Иоанно-Предтеченским храмом они составляют историко-архитектурный комплекс. Одна из икон церкви – «Троица Ветхозаветная» (вторая половина XVII века), изъятая после революции – сейчас хранится в Третьяковского галерее.
В середине 30-х годов церковь Михаила и Федора была закрыта, здание было лишено глав и приспособлено под склад. В 80-е годы была проведена реставрация строения, а в начале 90-х здание было возвращено Русской Православной Церкви.
(Черниговский переулок, № 3)
Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему Божиим попущением недугом тяжким одержиму быти, яко и вся составы тела его разслабиша ). Наслышанный о чудесных исцелениях с помощью молитв переяславского столпника Никиты, юный князь вместе со своим верным болярином Феодором отправился в Переяславль. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами, но вскоре возвратился в свой родной Чернигов. В 1235 году после ухода во Владимир Ярослава Всеволодовича Михаил занял киевский престол.
Во время нашествия на Русь монголо-татар князь уехал в Венгрию искать помощи у Польши и Германии, но не сумел заручиться поддержкой. Русь была сожжена и разгромлена. Михаил вернулся в разрушенный Киев, а затем переселился в Чернигов и правил там, пока вместе с другими князьями не был вызван в Орду. Согласно написанному в конце XIII века «Сказанию о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»: «Начаша их звати татарове нужею, глаголаще: «Не подобает жити на земли канови и Батыеве, не поклонившеся има». Мнози бо ехаша и поклонишася канови и Батыеви. Обычай же имяше кан и Батый: аще убо приедет кто поклонится ему, не повелеваше первое привести пред ся, но приказано бяше волхвом вести сквозе огнь и поклонитися кусту и идолом. А иже с собою что приношаху дары цесареви, от всего того взимающе волсви, вметахуть первое во огнь, тоже пред цесаря пущахуть самех и дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозе огнь и покланяхуся солнцю и кусту и идолом славы ради света сего и прашаху кождо их власти. Они же без взбранения даяхуть им, кто которыя власти хотяше, да прелстятся славою света сего».
Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев
Настал черед и Михаилу ехать в Орду к Батыю. Князь попросил благословения у своего духовного отца, который наказал ему твердо стоять за веру православную. Когда Михаил и боярин Феодор прибыли в 1246 году к Батыю, волхвы повели их к месту, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути и где все язычники проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Ипатьевская летопись сообщает нам храбрый и мужественный ответ князя: «Михаил же отвеща: «Аще бог ны есть предал и власть нашу, грех ради наших, во руце ваши, тобе кланяемся и чести приносим ти. А закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемься».
Бояре, бывшие с князем, стали просить Михаила поклониться огню, но тот отвечал им: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый» . Тогда и внук Михаила ростовский князь Борис стал умолять его пройти сквозь огонь. Боярин Феодор увидел, что Михаил может поддаться его мольбам. И тогда, чтобы укрепить дух князя, Феодор стал говорить ему словами Христа из Евангелия: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Батый рассвирепел оттого, что Михаил и Феодор отказались поклониться богам его, – яко свирепый зверь возьярися! Он повелел схватить Михаила. Сначала его били кулаками по сердцу, и, пока не потерял сознание, князь пел псалом «Мученики твои, Господи, не отреклись от тебя, и тебя ради, Христос, страдают». Потом Михаила бросили на землю и избивали ногами, пока земля не обагрилась кровью, а после этого предатель христианской веры Домиан отрезал голову князя и отшвырнул прочь. Боярину Феодору было еще труднее, потому что на его глазах убили Михаила, а затем предложили княжество взамен на поклонение языческим богам. Но Феодор предпочел пострадать за Христа, как и князь его. Убийцы мучили Феодора, как Михаила, и отрезали ему голову.
Тела страстотерпцев были брошены на съедение голодным псам, но звери чудесным образом не тронули их. После подвига Михаила и Феодора татарские ханы крайне редко решались проверять стойкость веры русских людей и их готовность умереть за православную веру и не требовали от русских в Орде исполнения обрядов прохождения сквозь огонь. Мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. Возле мощей случилось множество чудес, и Иван Грозный захотел привезти их в Москву. В 1578 году царь и митрополит Антоний сотворили молитвенное «послание» черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых мощей в Москву. В память об этом событии был установлен праздник 14 февраля и построена придельная к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором церковь Михаила Черниговского.
До 1677 года церковь имела название Сретения мощей великого князя Черниговского Михаила. Первый каменный храм был возведен в 1695 году на пожертвования купеческой вдовы Иулиании Ивановны Малютиной. Эта характерная посадская церковь конца XVII века сохранилась до наших дней. Она состояла из трапезной и небольшого четверика с кокошниками, завершенного пятиглавием. С запада осевую композицию замыкала колокольня. В 1740 году к храму с южной стороны был пристроен придел Святой великомученицы Екатерины. Тогда же появился новый декор на фасадах притвора и трапезной, а крыша с кокошниками стала четырехскатной. В 1820 – 1830-х годах церковь была упразднена и считалась приписанной к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Придел Святой Екатерины и верхняя часть колокольни были разобраны.
С 1924 года в здании храма Михаила и Феодора Черниговских находился молитвенный дом баптистов. В 1930-х годах храм окончательно закрыли. Вероятной датой закрытия церкви можно считать 1934 год. Об этом свидетельствует запись в каталоге древнерусского искусства Третьяковской галереи о передаче из церкви Черниговских чудотворцев иконы «Троица ветхозаветная с бытием» 1675 года, выполненной мастерами Оружейной палаты. В 1940-х годах главы четверика были разобраны. В 1970-х годах архитекторами А.В. Охом и С.С. Кравченко началась реставрация церкви, в результате которой было восстановлено пятиглавие, покрытое изумрудной глазурованной черепицей, раскрыто завершение с кокошниками, вычинена ограда с решеткой с востока от церкви вдоль переулка.
В 1991 году храм был возвращен верующим, а 3 октября 1993 года, в день памяти Михаила и Феодора Черниговских, заново освящен. Огромную роль в восстановлении прихода сыграл протоиерей Сергий Торопцев. В 1991 году в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий II рукоположил протодиакона Сергия в священнический сан, а через несколько дней он был назначен настоятелем вновь открытого храма в честь Михаила и Феодора Черниговских чудотворцев. Будучи отличным электриком, плотником и сварщиком, всю работу по подготовке храма к богослужениям отец Сергий проделал собственными руками и с помощью немногочисленных прихожан. В начале ХХ века, когда храмы Черниговского переулка уже были объединены в один приход, церковь Михаила и Феодора, использовалась как летняя. С 1991 года все богослужения, даже зимой, проходили в неотапливаемом храме. Верующие помогали церкви: ставили рамы, двери, приносили маленькие обогреватели, покрывали каменный пол досками. Иногда на службу приходило два человека, а зимой отец Сергий вел богослужения и вовсе без прихожан.
В течение пяти лет настоятель боролся за возвращение приходу соседнего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, который был занят демонстрационным залом декоративного стекла. За 1992 – 1994 годы стараниями отца Сергия приходу были возвращены здания богадельни, колокольни и церковного дома. В 1990-х годах хор церкви Михаила и Феодора Черниговских был одним из лучших в Москве благодаря своему регенту И.Д. Деркачу, до этого много лет руководившему хором Богоявленского кафедрального собора в Елохове. В хоре пели профессиональные певчие, пришедшие вместе с регентом. А попробовать себя в качестве певчего мог любой прихожанин храма. В 1994 году настоятелем подворья Черниговских мучеников был назначен опытный и уважаемый протоиерей Сергий Карамнов, который восстанавливал церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина Феодора Черниговских наверняка затерялась бы среди зданий какой-нибудь из центральных улиц Замоскворечья. Но здесь, в крошечном и уютном Черниговском переулке, она на своем месте. Выполненная в стиле «русского узорочья», церковь имеет несколько малоповторимых особенностей. Первое, что бросается в глаза, – это контраст тонких, вытянутых барабанов глав и специально увеличенных кокошников и развитый антаблемент со сложным узорчатым рисунком. Многие элементы храма сохранились с конца XVII века: нижний ряд пластичных кокошников, парные колонки по углам четверика, южный и северный порталы, колончатые наличники окон с килевидными кокошниками. На сводах и стенах уцелели элементы росписи первой половины XVIII века. Необычно низкая и широкая, как будто приплюснутая к земле трапезная равна по площади основной части храма. В церкви Михаила и Феодора Черниговских необычно мало окон: в четверике их всего два, а в трапезной – четыре. Отсутствие должного освещения еще больше уменьшает внутренний объем храма. Притвор церкви был когда-то первым ярусом колокольни. Сейчас внутри него можно увидеть своды первой половины XVIII ве ка. Фасады притвора украшены спаренными пилястрами на углах. В ограде вдоль Черниговского переулка сохранился белокаменный цоколь XVIII века и кирпичные столы с решеткой XIX века.
С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «Обе церкви и прилегающие к ним постройки тщательно отреставрированы в 1984 г. и составляют редкий по своей живописности ансамбль, который приобретает еще большую выразительность при сопоставлении его с высоким доходным домом И.Ф. Нейштадта на заднем плане в изломе переулка». Прошло уже почти тридцать лет с момента последней реставрации. Сейчас церкви Черниговского переулка нуждаются, по крайней мере, в косметическом ремонте. Какой-то серый и пасмурный вид они имеют. Наверное, храмы, находящиеся не на оживленной Большой Ордынке, не должны быть парадно красивы, но все-таки это одни из древнейших архитектурных памятников Замоскворечья. Хочется, чтобы Черниговский переулок стал своеобразным музеем под открытым небом, ведь на нем нет ни одного непримечательного здания. На двухстах восемнадцати метрах находится целых четыре памятника культурного наследия разных эпох, начиная с XVII века и заканчивая XX веком.
Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич Из книги Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург автора Недошивин Вячеслав МихайловичПЕТЕРБУРГ МИХАИЛА КУЗМИНА Вина весеннего иголки Я вновь принять душой готов, – Ведь в каждой лужице – осколки Стеклянно-алых облаков… Мы снова путники! Согласны? Мы пробудились ото сна! Как чудеса твои прекрасны, Кудесница любви,
Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна5 Почитание святых К святым в православной Церкви относятся как к ходатаям и посредникам между Богом и человеком в деле духовного роста. В Библии сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1
Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.Сомнения Михаила и его матери Михаил в то время жил с матерью, инокиней Марфой, в Ипатьевском монастыре возле города Костромы. Московское посольство явилось в монастырь 13 марта 1613 г., но по просьбе Марфы говорили о делах на следующий день.В соборной церкви объявили, что вся
Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер МихаилБракосочетание Михаила Царю исполнилось 29 лет, когда мать выбрала ему новую невесту. Это была княжна Мария Владимировна Долгорукова, дочь князя Владимира Тимофеевича. Летопись говорит, что царь вступил в этот брак только по воле матери, но вопреки своему желанию. В июне
Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич Из книги Скатерть Лидии Либединской автора Громова Наталья Александровна Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай СтаниславЗакатная любовь Михаила Светлова Светлов встал, протягивая мне руку: - Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал. Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга - потрудней, пожалуй, чем написать
Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович Из книги автораЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны
Из книги автораГимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13) На обратном пути к Большой Ордынке завернем во двор одного примечательного здания, которое невозможно пропустить, находясь в Черниговском переулке. В 1920-х годах краеведы общества
Из книги автораЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26) Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента.
Из книги автораЦерковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван