На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Принято выделять следующие формы психологической готовности к школе (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)
: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая, физическая, речевая и эмоционально-волевая готовность.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- · дифференцированное восприятие;
- · аналитическое мышление;
- · рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- · логическое запоминание;
- · интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- · овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- · развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что под психофизиологической готовностью ребенка к школе понимается его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями - уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Таким образом, «готовность ребенка к школе» - это комплексное и многогранное понятие.
Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.
Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.
Инструкция: Послушай, сейчас мы поиграем с тобой в игру «Две школы».
Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.
Словесные ситуации:
1. Если бы было две школы: одна с уроками русского, математики, чтения, рисования, пения, физкультуры, а вторая с уроками рисования, физкультуры, пения. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?
2. Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?
3. Если бы было две школы: в первой за хорошие ответы учитель ставит «5» и «4», а во второй за хорошие ответы дают сладости и игрушки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?
4. Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учителя или поднимать руку, если что-то нужно спросить, а в другой школе на уроках можно делать все, что тебе хочется. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?
5. Если бы было две школы: в одной задают задания на дом, а в другой не задают. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы заменить ее твоей мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал(а)?
7. Если бы мам сказала тебе: «Я договорилась с учительницей, она будет приходить к нам домой и заниматься с тобой дома, а в школу ходить не нужно». Что бы ты выбрал(а)?
8. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно будет вставать рано утром в школу и делать уроки. Останься в детском саду, а на следующий год пойдешь в школу». Согласил(а)ся бы ты с этим предложением?
9. Если бы соседский мальчик (девочка) спросил (а): «Что тебе больше всего нравится в школе?». Что бы ты ответил(а)?
Оценка результатов:
За правильный ответ – 1 балл;
За неправильный – 0 баллов.
Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набирает 5 и более баллов.
3) методика – «Исследование мотивации учения у старших дошкольников ».
Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом . Ее описание дается по книге «Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.
В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержания рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.
Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.
Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфеле в руках. (Внешний мотив.)
Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».
Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».
Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)
После прочтения рассказа задаются вопросы:
А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.
Дети последовательно осуществляют три выбора.
Обработка данных исследования: Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.
I выбор – внешний мотив – 0 б.;
II выбор – учебный мотив – 5 б.;
III выбор – игровой мотив – 1 б.;
IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;
V выбор – социальный мотив – 4 б.;
VI выбор – отметка – 2 б.
Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.
Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
С книгой "Готов ли ваш ребенок к школе? " Л. А. Венгер, А. Л. Венгер можно ознакомиться на следующей странице .
Аннотация к книге:
Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?
Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.
Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний .
Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением . Соотношение это очень не простое.
Основной вид детской игры - совместная сюжетно-ролевая игра - основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого.
Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это - не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой.
Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружающим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью .
Часть I. От пяти до семи
Марцинковская Т. Д. Психологическая готовность к школе. Что это такое? 4 Хочет ли ребенок в школу? 5
Умеет ли ребенок слушать? 9
Слышит ли рука глаз? 10
Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? 11
Как «измерить» готовность к школе 27
После проверки 43 Сделай сам 55
Больше, меньше, поровну 62
Марцинковская Т. Д. Ох уж этот телевизор! 71
Ваш друг компьютер 74
Вреден ли компьютер нашим детям? 74
Компьютер, верни Сашу! 75
«Уход», но почему? 76
Этот сказочный компьютерный мир 78
Компьютер в роли учителя 78
Компьютер-тренер 80
А может, он все-таки волшебная палочка? 81
Компьютер и готовность к школе 82
Виды компьютерных игр 84
Компьютер - это и ваше будущее 87
Последние советы 88
Часть II. Венгер А. Л. «Трудные» дети
Неблагоприятные варианты развития 93
Родители просят совета 105
История о мальчике, который не умел говорить 106
Почему Мишу не отдали в школу 115
Илья и точные науки 124
Лена и Ленины родители 144
Марина 156
Первая встреча 157
Начало занятий 165
Достижения и неудачи 173
Послесловие 188
Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.
Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.
Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.
Аннотация:
Статья посвящена изучению формирования психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет; представлена методика диагностирования названного феномена; разработана соответствующая программа и обсуждены результаты её апробации.
Ключевые слова:
школьное обучение, психологическая готовность к школьному обучению, методика, диагностика, программа, коррекция.
В первый класс принимают детей в возрасте 6-7 лет. Считается, что к этому возрасту готовность ребёнка к школе, если и не полностью сформирована, то близка к идеалу. Тем не менее, немало детей, достигших необходимого возраста и обладающих необходимыми для школы навыками, на практике испытывают трудности во время учёбы. Их психологическая готовность к обучению к школе недостаточна, поэтому реальность в виде «школьных будней» тяготит таких детей.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного
детства .
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Бoжoвич, Л.А.Вeнгeр, А.В.Зaпoрoжeц, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Бeзруких Е.Е.Крaвцoвa и многие другие.
Л.М. Бeзруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе - это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка .
Л.А. Вeнгeр трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) .
Социально-психологическая готовность к школе - это набор психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала учебы в школе.
Психологи, проводившие опрос детей дошкольного возраста, отмечают разницу в восприятии факта предстоящей учебы в школе у детей, готовых и не готовых к школе психологически.
Те дети, у которых уже завершилось формирование психологической готовности к школе, в большинстве своём утверждали, что их привлекает сам факт учебы. В меньшей степени их привлекала перспектива изменения их положения в обществе, владения особыми атрибутами школьника (портфель, тетради, пенал), поиска новых друзей.
А вот дети, психологически не готовые, рисовали себе радужные картины будущего. Их привлекала, в первую очередь, возможность каким-то образом изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они ожидали, что у них непременно будут отличные оценки, полный класс друзей, молодая и красивая учительница. Безусловно, такие ожидания были обречены на провал в первые несколько недель учебы в школе. В итоге, школьные будни превращались для таких детей в рутину и в постоянное ожидание выходных.
Перечислим критерии психологической готовности к школе. К ним относятся готовности : мотивационная; умственная (познавательная); волевая; коммуникативная.
Во-первых, у ребёнка должны быть такие мотивы идти в школу, как желание учиться и желание стать школьником, то есть занять новое социальное положение. Отношение к школе должно быть положительным, но реалистичным.
Во-вторых, у ребёнка должно быть достаточно развито мышление, память и другие познавательные процессы. Родителям стоит заниматься с ребёнком, чтобы дать ему необходимые для школы знания и умения (как минимум, счет до десяти, чтение по слогам).
В-третьих, ребёнок должен уметь силой воли, сознательно контролировать своё поведение для достижения поставленных в школе целей. Ведь в школе ему предстоит слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания, работать по правилу и по образцу, а также соблюдать дисциплину.
В-четвертых, ребёнок должен быть способен устанавливать отношения с одногодками, работать сообща над групповыми заданиями, признавать авторитет учителя.
Такова общая структура психологической готовности к школе. Своевременное определение психологической готовности к школе ребёнка - непосредственная задача родителей дошкольника. Если время идти в первый класс приближается, а ваш сын или дочка, на ваш взгляд, ещё не совсем готовы к этому психологически, можно попробовать помочь ребёнку самостоятельно или обратиться за помощью к педагогу-психологу .
Исследование формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет мы провели на базе МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска в подготовительной группе, с участием 20 дошкольников.
Нами было проведено тестирование детей по методикам: методика Н.И. Гуткинoй «Дoмик», «Тeст первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе» А.Керна, Методика «Грaфический диктaнт» Д.Б. Элькoнина.
Результаты сформированности компонентов готовности к обучению детей (тест «Домик») представлены на рис. 1
Рисунок 1 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей (тест «Домик»)
8 дeтeй (40%) имeют низкий уровeнь сформированности компонентов гoтовности к обучению в школе, - размер рисунка у данных детей не сохранен. У некоторых дeтей нeправильное изображение в пространстве. Присутствуют отклонения прямых линий более чем 30 грaдусов, от зaданного на правления. Есть разрывы между линиями.
У 6 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на средний уровень. Почти все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Некоторые элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.
У 6 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на высокий уровень. Все элементы рисунка изобразили правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.
Следует сказать, что не все дети хорошо ориентируются на образцы, не у всех детей сформировано умение копировать. Можно говорить о недостаточном развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.
Рассмотрим второй проведённый нами ориентировочный тест школьной зрелости Кeрна - Йирасeка
В результате диагностики мы получили следующие результаты: у 25% детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 0%, низкий уровень готовности - у 75%. Низкий уровень готовности связан также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе. Некоторые из детей с низким уровнем из неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У одного мальчика все, без исключения показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался к играющим детям.
Рисунок 2 - Распределения показателей готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (Тeст Керна - Йирасека)
При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (методика «Графический диктант») были получены следующие результаты (Приложение - таблица). В группе детей с высоким уровнем готовности детей нет, 4 (20% чел.) имеют уровень готовности выше среднего, 11 человек (55%) имеют средний уровень готовности и 5 человек (25%) имеют уровень готовности ниже среднего.
Анализируя результаты семилетних детей по методике «Грaфичeский диктaнт» можно сказать, что успешность выполнения диктанта и самостоятельной работы невысокая. Дети неусидчивы, невнимательны, слабо удерживают в памяти указания взрослого. У них слабо развито умение сознательно подчинять свои действия правилам.
Рисунок 3 -Результаты исследования шестилетних детей
По результатам исследования среди семилетних детей по методике Д.Б. Эльконина «Грaфичeский диктант» можно сказать, что детей, получивших низкий балл нет, значит, все дети готовы к школьному обучению. Среди них детей с высоким уровнем развития - нет, детей, имеющих уровень выше среднего - 4 человек, детей со средним уровнем развития - 11 человека, детей с уровнем ниже среднего 5 человек.
Данные констатирующего этапа исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки и реализации программы формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
Под руководством педагога-психолога МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска была составлена программа коррекции психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лeт.
Актуальность создания программы психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.
Цель программы:
Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения, для развития адекватной самооценки и умения подчиняться правилам. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки .
Время проведения: занятия проводятся в начале учебного года
Время на игру и на обсуждение: 40 - 50 мин.
Участники:
Возраст участников: 6-7 лет;
Количество участников: 15-20 человек;
Ведущий — психолог;
Программа состоит из 10 занятий:
Занятие 1. Цeль: создание условий для построения субъектных отношений между детьми, детьми и взрослым, для реализации способов общения.
Занятие 2. Цeль: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.
Занятие 3. Цeль занятия: способствовать формированию открытых отношений между членами группы.
Занятие 4. Цeль: способствовать сплочению группы.
Занятие 5. Цeль: создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.
Занятие 6. Цeль: развивать навыки общения и групповую сплоченность.
Занятие 7. Цeль: стимулировать готовность прислушиваться детей друг к другу и способствовать развитию доверия в группе.
Занятие 8. Цель: развивать чувства принадлежности к группе.
Занятие 9. Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Занятие 10. Цели: формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неуспеху; обучение умению сотрудничать; развитие волевой регуляции.
По реализации программы мы предполагаем следующий результаты:
- создание благоприятного психологического климата;
- получение опыта взаимодействия детей в группе;
- создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения;
- повышение познавательной активности и интереса участников.
Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
- Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
- Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. - С. 33-34.
- Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
- Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие.- М.: 2010. - 247 с.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. - Томск: Обь, 2014. - 240 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. -192 с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
- Рыбин Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - С.25-28.
…Бытьготовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться...
Л. А. Венгер, детский психолог
Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.
Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя - вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.
Начало учебы в школе - это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?
Что такое психологическая готовность к школе?
Психологи выделяют три составляющие психологической готовности к школе -интеллектуальную,
личностную и социальную.
Как психологически подготовить ребенка к школе?
Что же могут сделать родители будущего первоклассника, чтобы облегчить его адаптацию к школе?
Самая большая ошибка, которую совершают родители - это запугивание детей строгими порядками в школе: «Если бы ты в школе так выполнил это задание - тебе бы учитель поставил двойку», «Вот пойдешь в школу - играть будет некогда» и т.п.
Важно настроить своего ребенка на позитивное отношение к школе. Объясните ему, что там можно узнать много интересного, встретить новых друзей, найти себе увлекательные хобби, посещая внеклассные занятия и кружки. Расскажите ему о своих школьных годах - любимых предметах, учителях, забавных случаях, поездках с классом.
Развивая тему «Школьные годы чудесны», не забудьте упомянуть, что в школе могут возникнуть и определенные сложности. Ребенок, представляющий себе учебу только в радужных тонах, будет сильно разочарован, столкнувшись с первым замечанием учителя или плохой оценкой.
Психологи также предлагают поиграть с ребенком в школу - предоставить ему возможность почувствовать себя в роли ученика или учителя, смоделировать ситуацию урока.
Идеальный способ психологической подготовки к школе - посещение курсов для будущих первоклассников. Помимо того, что ребенок получит там необходимые знания, он сможет познакомиться со школьной обстановкой, с некоторыми учителями.
Если при школе нет подготовительного отделения - можно прийти с ребенком в день открытых дверей - походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору.
Постарайтесь заранее познакомить ребенка с его будущим учителем и одноклассниками. Расскажите о школьном распорядке дня - расписании уроков, переменах, дисциплине.
Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.
Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель и канцелярские принадлежности.