Одна из целей образования на современном этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.
Ранняя помощь - быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ.
В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.
Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.
По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.
Еще по теме Современная система специальных образовательных услуг.:
- 13.3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
- 15. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в школе.
2.1.1 Медико-социально-педагогический патронаж
Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе. Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и Социальной защиты населения. Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования; разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства; реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс; обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами; содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей; реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования; поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями; привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества. Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъект--субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.
Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие: рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей; увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь; качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности); нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.
2.1.2 Медико-социальная профилактика я ранняя комплексная помощь
Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педагогического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности. Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций. Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов -- «социального вывиха» -- оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в развитии и создание методического обеспечения для работы с ними.
2.1.3 Программы ранней помощи
Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития («Тандем» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия) -- характеризуют одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия. В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК). Но если в нашей стране система ранней диагностики и коррекции недостатков развития находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Об этом свидетельствует прежде всего удивительный прогресс в изменении уровня независимой жизни людей с различными физическими и психическими ограничениями. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20--ЗО лет назад. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома. Они могуг так же, как их здоровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать. В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи. Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Ими ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи. В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспециалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике. Делом недалекого будущего представляется и разработка все российской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях семьи, а также проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров, создание единой информационной системы обеспечения деятельности образовательных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития.
Вопросы и задания
1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования? Какие службы и специалисты участвуют в этой работе?
2. Что такое медико-социальная профилактика?
З. Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации?
4. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.
К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения :
· ясли-сады;
· детские сады;
· дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:
· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
· с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
· с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);
· с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).
Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специаяистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды , а также дополнительных медицинских работников.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами . Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.
Организация специальных видов занятий , таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.
Бесплатность . Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями в развитии сделано исключение – с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.
Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была подчинена единой цели – помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.
Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового дошкольного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреждения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том числе и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образование, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества в целом.
Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общественного дошкольного образования. Так, в специальные дошкольные учреждения не принимали детей с комбинированными, комплексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учреждения для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицинскими мероприятиями.
Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад – с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и практически не имели психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, созданная сеть специализированных дошкольных учреждений внесла огромный положительный вклад в организацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.
Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.
Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового типа образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.
Прежде всего, это дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ).
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 000, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:
· с тяжелыми нарушениями речи – до 6 и 10 человек;
· с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;
· глухих – до 6 человек для обеих возрастных групп;
· слабослышащих – до 6 и 8 человек;
· слепых – до 6 человек для обеих возрастных групп;
· слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием – до 6 и 10 человек;
· с нарушениями опорно-двигательного аппарата – до 6 и 8 человек;
· с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;
· с задержкой психического развития –до 6 и 10 человек;
· с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;
· с туберкулезной интоксикацией – до 10 и 15 человек; часто болеющих – до 10 и 15 человек;
· со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп;
· с иными отклонениями в развитии – до 10 и 15 человек.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю, (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 000/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).
Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах – «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».
Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий – специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Специалисты, распространяющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать:
а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;
Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).
Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)
2-я ступень - основное общее образование (5 лет).
Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.
Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.
Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.
У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.
При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе VII вида в течение года.
Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.
Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.
Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.
Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.
Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.
Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.
В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.
В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.
Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:
1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;
2-й уровень - с 9 до 12 лет;
3-й уровень - с 13 до 18 лет.
В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.
В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями.
Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в режиме прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута, определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.
В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 01.01.01 г. № 000.
В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.
Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.
К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками , фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.
Если ребенок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку; Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.
Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).
Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.
Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.
В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Развиваются новые модели специальных образовательных учреждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования . Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и комфортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).
Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого образовательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образовательное пространство детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной педагогики сообразно возможностям местных социокультурных условий, национальных и региональных особенностей.
- 55.61 КбМИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине: Специальная педагогика
Тема: « Современная система специальных образовательных услуг »
Выполнила:
Студентка группы 9АФК-211
Цыпилева Н.Н.
Научный руководитель:
Парамонова В.А.
Череповец, 2012 г.
Введение………………………………………………………… …………..3 стр.
1. Медико-социально- педагогический патронаж…………………………4 стр.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь….5 стр.
3. Дошкольная система специального образования……………………..7 стр.
4. Школьная система специального образования………………………...9 стр.
5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью............. .............................. .............................. ..............24 стр.
6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями…………………………………………… ………………..26 стр.
Заключение…………………………………………………… ……………28 стр.
Список используемой литературы………………………………………..29 стр.
Введение
В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой системы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения. Современная система специальных образовательных услуг предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
1. Медико-социально- педагогический патронаж
Патронаж (от фр. patronage - покровительство) - вид медико-социальной работы профилактической направленности, которая проводится на дому. Медико-социально- педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Медико-социально- педагогический патронаж является частью специального образования, имеет такие цели, как: реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребёнка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д. Медико-социально- педагогический патронаж реализуется различными как государственными учреждениями и службами (психолого-медико- педагогическими комиссиями, психолого-медико-социальными центрами), так и негосударственными образованиями - благотворительными фондами, общественными ассоциациями и др. Одной из важнейших задач медико-социально- педагогического патронажа служат ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь. Способствующие предупреждению инвалидности (или снижению степени ограничения жизнедеятельности). И за рубежом, и в нашей стране существует множество методик для диагностики и оказания ранней помощи людям, имеющим нарушения развития. За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. Как показывает опыт, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый в семье, может вести более полноценную жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся в различных учреждениях. Огромное значение имеет позиция, которую принимает семья, имеющая ребёнка с нарушениями развития, готовность членов семьи принимать ребёнка таким, какой он есть. Специалисты медико-социально- педагогического патронажа проводят специальные занятия с ребёнком, предлагают свою помощь в консультировании семьи в различных вопросах, по адаптации прежде всего членов семьи к тому, что их ребёнок не такой, как другие. В России оказание ранней помощи и диагностики носит экспериментальный характер и осуществляется посредством психолого-медико-социальными центрами и службами. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей. Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных учёных (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребёнка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребёнка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребёнком в повседневной жизни. Таким образом в семье создаётся специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МПП центров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.
3. Дошкольная система специального образования.
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:
А. Ясли-сады,
Б. Детские сады,
В. Дошкольные детские дома,
Г. Дошкольные группы при садах и детских домах как общего, так и специального назначения. В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учёными и практиками были разработаны принципы, методы и приёмы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы специального дошкольного образования. Принципы построения специального дошкольного образования: 1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата). 2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек). 3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также медицинского персонала. 4. Разработка специальных комплексных программ. 5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.
6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрительного и слухового восприятия). 7. Бесплатность.
Долгое время основным признаком советской системы специального образования были закрытость, изолированность, искусственная отчуждённость воспитанников от сверстников и общества в целом, в специального учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приёму дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медицинским сопровождением. Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании. ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти. Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогической помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.
4. Школьная система специального образования.
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в
обучении - задержкой психического развития);
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов». В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть негосударственным. В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем. Каждое такое образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдаётся документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения. В специальную школу ребёнка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико- педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребёнок может быть переведён внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней. В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико- педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
Краткое описание
В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой системы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3 стр.
1. Медико-социально-педагогический патронаж…………………………4 стр.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь….5 стр.
3. Дошкольная система специального образования……………………..7 стр.
4. Школьная система специального образования………………………...9 стр.
5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.......................................................................................24 стр.
6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями……………………………………………………………..26 стр.
Заключение…………………………………………………………………28 стр.
Список используемой литературы……
Специальная педагогика… международный педагогический термин. Английский корень «special» (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области и педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека По данным городской психолого- медико- педагогической консультации в 2008году только в Саранске было выявлено - с задержкой психического развития- 440 детей с умственной отсталостью- 56 детей с речевыми нарушениями – 1477 детей с неврозами и синдромами- 277 детей
Принципы перестройки специального образования образование для всех детей с особыми образовательными нуждами; раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; сокращение разрыва между моментом возникновения нарушения в развитии и началом оказания ребенку комплексной помощи; вариативный стандарт специального образования, учитывающий индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка; смысловой акцент на личностном, социально-эмоциональном аспекте; обеспечение семье выбора организационных форм обучения; непрерывное образование на протяжении всей жизни; целенаправленное обучение ребенка за пределами образ. учреждения; включение родителей в процесс коррекционного воспитания и обучения; подготовка кадров специалистов нового поколения.
Система специального образования Республики Мордовия представлена следующими учреждениями: МУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 91 компенсирующего вида» для детей с нарушениями интеллектуальной сферы (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 22» для детей с нарушениями органов зрения (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 24» (ГО Саранск) для детей с нарушениями речи (г. Саранск); 7 специальных (коррекционных) групп при массовых детских садах для детей с задержкой психического развития (ГО Саранск); 68 логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи и заиканием (ГО Саранск); 20 специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития при массовых ОУ (ГО Саранск); Специальная (коррекционная) школа-интернат I-II вида для глухих и слабослышащих детей (ГО Саранск); Специальная (коррекционная) школа VIII вида (г. Саранск) и специальные (коррекционные) школы- интернаты (г. Темников, г.Инсар, с. Поводимово Дубенского района, г. Краснослободск) для детей с нарушениями интеллекта; Специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (г. Ардатов).
Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения Республики Мордовия Название учрежденияВсего Обучающихс я Инвалидо в Сирот Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат IV вида Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темниковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида