Цели занятия:
- уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
- учить различать эти звуки на слух;
- развивать фонематический слух;
- повторить родовые отличия имен существительных;
- повторить категорию числа имен существительных.
I. Орг. Момент
Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
II. Основной этап
Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.
Работа на уровне слога.
Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.
Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
Работа на уровне слова.
Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].
Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)
Работа на уровне словосочетания.
Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
- Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
- Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
- Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
- Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
Савок какой?
Работа на уровне предложения.
Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].
III. Итог занятия
С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
1. Тимофеева Оксана Васильевна
2. Учитель - логопед
3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида
Тимофеева Оксана Васильевна
Учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида
Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"
Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
5. Формировать фонематический слух;
6. Развивать речевое дыхание;
7. Продолжать формировать грамматический строй речи.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед:
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
(Дети делают вдох и выдох три раза)
А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)
Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
А теперь по кругу щечки дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!
Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа будет для ребят!
Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим
признакам.
Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)
Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)
Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».
Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.
В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.
Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.
(стрелочка вверх, вниз)
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»
ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус
са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».
Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].
Жили – были, поживали,
Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)
Скучно было им без дела.
Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)
Принесла им приглашенье
На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)
Две подружки так спешили,
Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)
Именинница встречала
И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)
Начались тут песни, пляски…
Жаль, пришёл конец всей сказке.
Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)
Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.
Мышки мишке вымоют миску.
Кошка спит, а мышку видит.
У шалунов и шалунишек,
От шалостей большие шишки.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кашку ест корова Машка.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.
Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
Саша с Машей весело смеялись.
Шесть пушистых кошек мышонка испугались.
Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].
Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.
Не спеши языком, а спеши делом.
Упражнение «Исправь небылицы».
Кошка боится мышку.
Лежали на улице свежие доски.
На них отдыхали ленивые коски.
Миша и Маша лежали в коляске.
Были они, безусловно, двойняски.
Двое маленьких мышат
Тоже ходят в детский шад.
В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).
Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).
Итог.
Литература.
Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)
Лебедева
И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки
Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
2008.
Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР - д/с № 116
Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-обучающие:
Уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.
Коррекционно-воспитывающие:
Воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.
Оборудование:
Предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Игровое упражнение «Четвертый лишний»
Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.
Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?
А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?
Основная часть.
1.Сообщение темы.
Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?
2.Выделение первого звука в словах.
Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».
Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.
3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.
Звуки С и Ш какие они?
[С] - согласный, твёрдый, глухой.
[Ш] - согласный, твёрдый, глухой.
4.Игровое упражнение «Повтори».
Слушай внимательно, повторяй старательно.
5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.
Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.
С, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.
6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.
На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.
(..апка,…уба,..умка,..ова,..ахматы,..каф.)
7.Деление слов на слоги.
Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.
(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).
8.Игровое упражнение «Найди пару».
Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.
Стол-шкаф,
Сандалии-шлепанцы,
Шарф-сарафан,
Стрекоза-шмель.
9.Игровое упражнение «Выдели слово».
Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером.Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.
10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.
«У порога плачет, когти прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет». (Кошка).
Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)
Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)
11.Согласование существительных с прилагательными.
Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).
Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).
12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».
Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».
Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.
Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….
Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)
Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.
13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.
Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.
«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».
Попробуй сама пересказать рассказ.
14.Итог занятия.
Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.
Чары рассеяны мы справились!
Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?
«Дифференциация звуков С-Ш»
Тема: «Магазин игрушек»
Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков , упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях.
2. Формировать фонематический слух и восприятие.
3. Актуализация и пополнение словарного запаса по теме «Игрушки».
4. Совершенствование грамматического строя речи.
5.Формировать навык и умения, согласовывать местоимение и существительное.
6.Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки с изображением игрушек - полки, зеркало, мяч.
Организационный момент:
1.Загадывание загадок:
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин и заходим
Ответ детей: в магазин.
2. Основная часть:
Сегодня мы с тобой отправимся в магазин игрушек, но для того, чтобы туда попасть, надо правильно и четко проговорить названия игрушек. Для этого требуется выполнить первое задание: артикуляционная гимнастика, сейчас мы вспомним и покажем ее: (Упражнения: «Лягушка», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Фокус»).
3. Посмотри внимательно, перед тобой полки, они пустые, сейчас мы поставим туда игрушки: на 1 – где слышен звук [c], на 2 – где слышен звук [ш] (мишка, слон, машина, пушка, самосвал, матрешка, самолет, солдат)
4. Молодец! А теперь давай про наши игрушки пропоем песенку:
Ши - ши - ши – как игрушки хороши,
Шо - шо - шо – мы играем хорошо,
Си - си - си – ты игрушки в дом неси,
Са - са - са – происходят чудеса.
5. Игра «Исправь ошибки ». Послушай внимательно предложения, найди в них смысловые ошибки и правильно их скажи.
Игрушки купили Соню. Кукла любит играть с Шурой. Саша разбил мяч окном. Машина играла с Семеном.
6..Игра с мячом «Скажи наоборот». Мяч поймай – слоги повторяй.
Са - са - ша ша - ша - са
Сы - ши - сы ши - сы - ши
Ас - ас - аш аш - аш - ас
Ос - ос - ош ош - ош - ос
Ус - уш - ус уш - ус - уш
На полочке нашей смешные игрушки:
Смешные ежи (бег мелкими шажками по кругу),
Смешные лягушки (прыжки),
Смешные медведи (ходят, как медведи),
Смешные олени (руки к голове, пальцы рук раздвинуты),
Смешные моржи (двигаются боком),
Смешные тюлени (бегут боком).
7. Задание, направленное на умение подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.
Посмотри внимательно на полки с игрушками, назови игрушки, про которые можно сказать: «Он мой…», «Она моя…», «Они мои…».
8.Итог занятия:
С какими звуками мы сегодня занимались?
Вспомни и назови игрушки, в которых есть звуки [c] и [ш]
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.
ЦЕЛЬ:уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Д] И [Т];
ЗАДАЧИ:
учить детей дифференцировать звуки;
обогащать словарь детей;
развивать навыки слогового анализа и синтеза;
закреплять знания языковых норм;
способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
учить устанавливать причинно-следственные связи;
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с артикуляционной гимнастикой;
буквы «Д» и «Т»;
предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
карточки со словами: уточка, удочка;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».
Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [Д].
- В слове «уточка» второй звук - [Т].
На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] и буквы «Д» и «Т», для того, чтобы на письме их не путать.
CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Мы можем сделать вывод. Звук [Д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «Д» на письме и при чтении. А звук [Т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «Т» на письме и при чтении.
[Т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.
CООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
Т
\
А О У
Д
ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [Т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «Т»).
- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [Д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «Д»).
По аналогии разбираются остальные слова.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)
- Как можно озаглавить наш текст?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ([т], [д]).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).