Лекция 1. Философия как социокультурный феномен.
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Структура философского знания.
4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.
1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу поведения.
Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем. К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т. п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:
1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. 2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. 3. Система жизненных и социальных идеалов 4. Программа действия – у человека вырабатываются определенные стандарты действий. 5. Убеждения или смысложизненные установки.
Можно выделить три уровня мировоззрения: Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира. (Например, любовь или ненависть). Мировосприятие – формирование определенной системы представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление значения процесса.
К основным функциям мировоззрения относятся: познавательная , ценностно-нормативная (оценочная), поведенческая (практическая).
2. Исторические типы мировоззрения. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология . Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество . Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т. е. природы, человека, общества.
Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, возникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др. Мифу свойственен синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность). В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие.
Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом объяснения мира и человека считает веру . В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. В религиозном мировоззрении осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный).
Философское мировоззрение (философия) в отличие от мифологии и религии – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума , на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критическом анализе). Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных) понятий и категорий. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии. Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались через критический анализ, а не в контексте одной только веры.
В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео - любовь и софия - мудрость). Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Филосо́фия - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания .
3. Структура философского знания. В рамках же собственно философского знания выделились такие философские дисциплины , как этика (о морали и нравственности), логика (о законах мышления), эстетика (о прекрасном и красоте) , и постепенно оформились следующие разделы философского знания:
онтология - учение о бытии;
гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания;
праксиология - учение о практическом отношении человека и мира;
антропология - философское учение о человеке;
социальная философия - раздел философии об обществе.
В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.
4. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, то есть адекватного воспроизведения реальности. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.
Различия: главная цель науки – получение практически значимого результата, обладающего достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Философия обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между философией и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Например, литература должна раскрепощать читателя, включить в свой жизненный мир.
Различия: философия воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций , обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.
И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.
Религия и философия: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, в ней есть элемент веры.
Различия: философское творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Философия критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет , как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.
Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология; религия; философия.
1. Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
2. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
3. Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Др. Индии, Др. Китаю, Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
^ 15. Специфика теории познания Дж. Локка
1. все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. 2. признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.
Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Гносеология. Развивал учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей). Учение о бытии . Признает сущ-е двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению. Политика . Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт; сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение –это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путемсложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.
Структура мировоззрения.
1. Знания –совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.
2. Ценности –отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.
3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванные внутреннимии внешними воздействиями, например, страх или радость.
4. Воля –способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.
5. Убеждения –взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.
Исторические типы мировоззрения.
Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.
Религия (от лат.religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.
Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.
Особенности философского мировоззрения:
1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.
2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений . Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.
3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли . Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.
4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий . Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.
5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.
Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслительПифагор вVIв. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии . Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.
В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:
1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);
2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);
3) антропоцентризм эпохи Возрождения(в центре – сам человек);
4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);
5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).
Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.
1. Философское учение о бытии – онтология , то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.
Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии . Он имеет две стороны. Во-первых:что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя ?Материалисты считают, что первична материя, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично.Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б)объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило названиесубстанция .В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направлениямонизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций).В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).
2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии:познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма .Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – этоскептики .
3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельности людей) иаксиологию (учение о ценностях).
4. Социальная философия – раздел, изучающий общество . В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.
5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.
Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном.Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.
Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.
Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощьюлогических рассужденийо его всеобщих основах.
Философия и мораль , закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.
Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.
Функции философии:
1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);
2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);
3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);
4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);
5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).
Я.С. Яскевич
ФИЛОСОФИЯ. Краткий курс
Учебное пособие
Минск
Введение ……………………………………………………………………………………...7
…...……8
Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………..……8
1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения……..……………….…..8
1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания…………………………………………………...9
Тема 2. Исторические типы классической философии …………………………………..10
2.1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока………….………10
2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции………………………………………………………………………………………...122.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре………………14
2.4. Философия эпохи Ренессанса……………………………………………………………..15
2.5. Особенности философии в новоевропейской культуре………………………………...16
2.6. Философская мысль эпохи Просвещения………………………………………………..17
2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции………………………………………………………………………………………...18
Тема 3. Становление и основные стратегии развития неклассической философии …19
3.1. Классика и неклассика: две эпохи развития европейской философии…………….…..19
3.2. Критика философской классики и иррационализация философии……………………19
3.3. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………………………….20
3.4. Религиозная философия в контексте современной культуры…………………………..21
3.5. Становление и основные черты марксистской философии. Философия неомарксизма. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века…………….22
3.6. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления………...23
3.7. Аналитическая стратегия развития философии…………………………………………24
3.8. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного
познания…………………………………………………………………………………………25
3.9. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постмодернизме………………………………………………………………………………...26
Тема 4. Философия и национальное самосознание. Русская философия. Философская мысль Беларуси ………………………………………………………………………………...27
4.1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии………………………………………………………………………………………27
4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси……………………………...28
Раздел II. Философия бытия ……………………………………………………….30
Тема 5. Метафизика и онтология …………………………………………………………...30
5.1. Метафизика как философское учение о всеобщих основаниях и принципах бытия…30
5.2. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи…………………….30
5.3. Основные структурные уровни организации материального бытия…………………..30
5.4. Динамическая организация бытия. Формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма…………………………………………………………………………………31
5.5. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории….33
5.6. Пространственно-временная организация бытия……………………………………….35
Тема 6. Философия природы ………………………………………………………………….36
6.1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы……36
6.2. Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества. Коэволюционный императив в современной цивилизации…………………………………37
6.3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего………………………………………………………………………….37
Раздел iii. Философская антропология ……………………………………..39
Тема 7. Проблема человека в философии и науке ………………………………………….39
7.1. Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной традициях. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии……………………………………………….…………………………….……..39
7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке: криационистская, трудовая, игровая концепции……………………………………………………………………………………….40
7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке……41
7.4. Деятельность в жизни человека. Праксеология как философское учение о человеческой деятельности……………………………………………………………………41
7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Модусы человеческого бытия. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества…….42
Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа ………………………...43
8.1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической и неклассической философии………………………………………………………………………………………43
8.2. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение.…………………………………..43
8.3. Сознание и мозг. Понятие идеального…………………………………………………...44
8.4. Структура сознания. Сознание и бессознательное ……………………………………..44
Раздел IV. Теория познания и философия науки ………………………..46
Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа …………46
9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. ……………………………………………………………………………………….46
9.2. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм…………………………………………………………………………………….46
9.3. Субъект и объект познания. ……………………………………………………………..47
9.4. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания………………………………………………………………………………47
9.5. Познание как постижение истины. Роль практики в процессе познания……………..48
Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус ….………………………..49
10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический…………………..………………………………………………………...49
10.2. Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания…………………………………………………………………………………………50
10.3. Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания……………...52
10.4. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы………………………………………………………………………..54
10.5. Традиции и инновации в динамике науки и феномен научной революции…………55
10.6. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого………………………………………………………………………56
Раздел V. Социальная философия ……………………………………………...57
Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии ……………………………………………………………………………………...57
11.1. Место социальной философии в системе философского знания.
Понятие общества………………………………………………………………………………57
11.2. Основные исследовательские программы в обществознании………………………...57
11.3. Типы социальных структур общества. Современные концепции социальной стратификации………………………………………………………………………………….58
Тема 12. Основные проблемы политической философии ………………………………...59
12.1. Политика и власть. Философия политики. ……………………………………………59
12.2. Философия права. Государство и гражданское общество. Феномен идеологии в политической жизни общества……………………………………………………………….60
Тема 13. Философские проблемы социальной динамики …………………………………60
13.1. Общество как саморазвивающаяся система……………………………………………60
13.2. Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики…………..61
13.3. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории. Понятие социального прогресса ………………………………………………………………………..62
13.4. Современный этап цивилизационного развития в контексте глобализации и проблема сохранения социокультурной идентичности в современном мире. Восточно-славянская цивилизация: между Востоком и Западом……………………………………………………65
13.5. Техника и ее роль в развитии цивилизации……………………………………………66
13.6. Человек в системе социально-экономических отношений. Этика бизнеса………….66
Тема 14. Философия культуры ………………………………………………………………67
14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Динамика культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства………………………..67
14.2. Духовная культура, философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций………………………………………………………………………………………...68
ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИГРЫ, СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ ………..…..70
раздел i. Философия в исторической динамике культуры ……….70
Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………70
Тема 2. Исторические типы классической философии ……………………………...72
Раздел II. Философия бытия ………………………………………………………80
Тема 3 Метафизика и онтология………………………………………………………80
Тема 4. Философия природы…………………………………………………………..81
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ……………………………………..83
Тема 5. Проблема человека в философии и науке……………………………………83
Тема 6. Сознание человека как предмет философского анализа………..…………..83
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ …………………...…….85
Тема 7. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа……...85
РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ Философия ……………………………………………...88
Тема 8. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии………………………………………………………...…………………………….88
Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХ века ……………………………………………………………………………………….94
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………97
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: ТЕСТЫ ……………...……………………98
Введение
В условиях радикальной трансформации современного общества возникает насущная необходимость переосмысления многих вопросов философии, обращения к истокам и динамике мировой философской мысли, проблемам философии человека, истории, природы, политики, морали, права, науки, поиску стратегических приоритетов цивилизационного развития человечества в XXI веке. Эти проблемы и обусловили интерес автора к подготовке данного пособия в виде краткого курса философии как системы теоретических и практико-ориентированных вопросов и материалов. Вопрошание является одной из специфических характеристик философского знания. Само зарождение философии, как отмечали еще древние мыслители, связано с непреодолимым стремлением человека ответить на вечные вопросы и тем самым дать объяснение многим «удивительным» феноменам бытия. До сих пор продолжается это вопрошание, погружая человека уже XXI столетия в открытый для бесконечного поиска мир надежд и потрясений, порядка и хаоса, гармонии и абсурда, мир, где осуществляется «прояснение сознания», где всегда по-новому актуализируется задача «дойти до сути», «до конца», разобраться в многообразии философских концепциях и найти свой ракурс мировосприятия. Заметим, что предлагаемые ответы на поставленные вопросы не являются единственно возможными, они лишь один из вариантов «размышления на тему».
Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом приведены теоретические материалы по курсу «Философия» в виде конспекта лекций, соответствующие действующей учебной программе и построенные с учетом рекомендованной тематики лекций. Освещаются проблемы определения философии, ее генезиса, взаимоотношения философии и мировоззрения, динамики предмета философского знания. Особое внимание уделяется историческим типам классической и неклассической философии. Излагаются философские проблемы онтологии, антропологии, теории познания, философии науки, социальной философии.
Второй раздел представляет собой философские материалы к размышлению, схемы, таблицы, игры, направленные на углубление и дополнение философских знаний, рассмотренных в первом разделе.
В третьем разделе содержатся материалы для итогового контроля знаний студентов в форме тестов. Имеются также глоссарий и список литературы, позволяющие углубить и расширить полученные знания.
Сложность и многогранность проблем, рассматриваемых в учебном пособии, позволяет надеяться на то, что книга вызовет интерес не только у студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, но и у всех тех, кто всерьез интересуется разнообразными философскими проблемами.
Профессор Я.С. Яскевич
раздел i. Философия в исторической динамике культуры
Тема 1. Философия как социокультурный феномен
1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения
К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии и возникают исторические и социокультурные условия для формирования философии.
Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора (2-я пол. VI – нач. V до н.э.) , а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном (427 – 347 до н.э.). Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая - прерогатива богов, а достояние человека - любовь к мудрости, влечение к ней.
В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.
Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда недооценивают мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.
Философия является особым типом мировоззрения. Мировоззрение - это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.
Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм - наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами и социоморфизм - т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.
Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:
1) Обобщающую . Причем обобщение здесь имеет специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер. Оно базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований.
2) Объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания.
3) Моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения.
4) Регулирующую . В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
В первобытном обществе тесная связь существовала между мифологическим и религиозным мировоззрением . Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ) , которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного .
1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI – нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.
Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии , которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.
Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.
Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире.
Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».
В структуру философского знания входят следующие разделы:
§ онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;
§ гносеология - учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;
§ аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;
§ праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
§ антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;
социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.
Основные характеристики философского знания. Его структура.
Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:
· быть подтверждаемым,
· быть истинным
· и заслуживающим доверия.
Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием.
Философское знание имеет определенную структуру:
- философская онтология, или учение о бытии
; рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность,
его глубинные причины.
- гносеология, или философское учение о познании ; рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др. Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие - гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.
- философская антропология, или философское учение о человеке; раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.
- социальная философия; раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы
- философия истории; изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? - таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества
- этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории - добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций
- эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства; учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.
- история философии. рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.
История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.
Мировоззрение как социально-культурный феномен
В повседневной жизни каждый человек так или иначе задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основумировоззрения.
Мировоззрение
включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.
Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Знания
– это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения
представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Ценность
– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал
– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания,
в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.
Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.
Таким образом, мировоззрение выполняет следующие функции:
1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности;
2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;
3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;
4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;
5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.