Все методики, направленные на исследование памяти, харак-теризуются обязательным количественным определением полу-чаемых с их помощью результатов. Благодаря этому полученные в эксперименте данные «измерения» мнестической функции мо-гут быть использованы для характеристики степени психического дефекта, а также для обнаружения динамики состояния как под влиянием текущего патологического процесса, так и в связи с проводимым лечением. Однако все перечисленные выше приемы преследуют цель изучения какой-либо одной из сторон
функции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога может представить ин-терес так называемая шкала памяти Векслера (Wechsler Memory Test, 1946).
Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. Получае-мые с их помощью результаты суммируются, при этом учитыва-ется специальная поправка на возраст. Исследователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклоне-нию результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. При всей дискуссионности применения психо-метрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала памяти лишена одного из серьезных недостатков, прису-щих многим психометрическим тестам для исследования интел-лекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однород-ным в информативном отношении материалом. Учитывая относи-тельное значение суммарных показателей, получаемых с помощью шкалы памяти, можно думать, что накопление результатов иссле-дований клинически четко очерченных групп психически боль-ных с различной степенью мнестического снижения снабдит пси-холога средними ориентировочными показателями.
Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик - субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.
I субтест
заключается в проверке знания обследуемым личных
и общественных данных. Каждый правильный ответ оценивается
в один балл. Максимально в этом субтесте обследуемый может
набрать 6 баллов.
II субтест -
определение ориентировки. Проверяется знание
обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в настоящее вре-
мя находится, в каком городе. Оценка ответов та же, что и в пре-
дыдущем субтесте. Максимальный результат - 5 баллов.
III субтест -
психический контроль состоит из трех заданий.
Первое - отсчитывание от 20 в обратном порядке. Второе - по-
вторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание - называние
чисел от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не
должен оказывать обследуемому помощи.
Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 балла, при наличии од-ной ошибки, но за то же время - в 1 балл. При правильном вы-полнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.
При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с - 2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполне-ние задания не превышено, - 1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с - 3 балла.
Счет до 40 без ошибок за 20 - 45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл.
Максимальная оценка результатов в III субтесте - 9 баллов.
IVсубтест направлен на проверку логической памяти и сводит-ся к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно вы-делить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смы-словых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается сред-нее арифметическое. Максимальная оценка в IV субтесте - 23 балла.
V субтест -
воспроизведение цифр в прямом и обратном по-
рядке - аналогичен одному из субтестов метода Векслера для
исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд цифр. В
каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в преды-
дущем. В первом ряду содержится 4 цифры, расположенные в
случайном порядке, в последнем - 8 цифр. Исследующий отме-
чает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизве-
сти. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обрат-
ном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллек-
туального снижения, инструкцию можно подкрепить примером.
Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7.
И здесь аналогично регистрируются результаты.
Оценка по субтесту производится сложением результатов, по-лученных в обеих сериях. Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов. Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в об-ратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.
VI субтест
- визуальная репродукция. Обследуемому
предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка
(рис. 3
). Экспозиция - 10 с. Затем он должен воспроизвести их
на бланке опыта.
Оценка производится следующим образом.
В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажка-ми, независимо от их направленности - 1 балл: правильно по-ставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точ-ность, равные линии, поставленные под правильным углом, - 1 балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре Б - большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате - 1 балл; два диа-метра со всеми мелкими квадратами - 1 балл; 16 точек в малых квадратах - 1 балл; точность в пропорциях - 1 балл. Максимум - 5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.
В фигуре В1 - маленький прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с верши-нами наружного - 1 балл; маленький прямоугольник точно раз-мещен в большом - 1 балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре В2 - открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл; правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исклю-чением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигу-ра в приблизительно верных пропорциях - 3 балла. Максимум - 3 балла.
Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту 14 баллов.
VII субтест - парные ассоциации. Обследуемому за-читывают 10 пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые 6 пар - «легкие ассоциации», вторые 4 пары - «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположе-ны вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, за-читывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившие-ся ассоциации.
Приводим примеры применяемых для исследования пар ассо-циаций: «легкие» - утро-вечер, серебро-золото; «трудные» - капуста-перо, стакан-петух.
Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего «хо-рошо», при неправильном - указывают на ошибку. Пауза между се-риями - 10 с. Как правильный учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому «легких ассоциаций», разделенной на 2, с суммой удавшихся «труд-ных ассоциаций».
Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (АП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показа-телями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.
Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик: с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной па-мяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможно-сти воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов.
Приводим пример вычисления результатов исследования. Об-
следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригиро-ванный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памя-ти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соот-ветствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его ис-тинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затрудне-ния исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь воз-растная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллек-та стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным воз-растом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показате-лю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно при-емлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.
Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале па-мяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качест-венный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.
Шкала памяти Векслера (WechslerMemoryScale , WMS) – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций, разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в семь субтестов.
I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ – 1 балл).
II субтест – ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ – 1 балл).
Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушения ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.
III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.
IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.
V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).
VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.
VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – легкие ассоциации, следующие 4 пары – трудные ассоциации. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.
Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся легких ассоциаций с суммой трудных ассоциаций. Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций ( Д. Векслер , 1945).
Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.
В нашей стране шкала памяти Векслера получила наибольшее распространение в клинической психодиагностике.
Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов. Благодаря этому полученные в эксперименте данные «измерения» мнестической функции могут быть использованы для характеристики степени психического дефекта, а также для обнаружения динамики состояния как под влиянием текущего патологического процесса, так и в связи с проводимым лечением.
Однако все перечисленные выше приемы преследуют цель изучения какой-либо одной из сторон функции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога может представить интерес так называемая шкала памяти Векслера (Wechsler Memory Test, 1946).
Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. Получаемые с их помощью результаты суммируются, при этом учитывается специальная поправка на возраст. Исследователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. При всей дискуссионности применения психометрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала памяти лишена одного из серьезных недостатков, присущих многим психометрическим тестам для исследования интеллекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однородным в информативном отношении материалом. Учитывая относительное значение суммарных показателей, получаемых с помощью шкалы памяти, можно думать, что накопление результатов исследований клинически четко очерченных групп психически больных с различной степенью мнестического снижения снабдит психолога средними ориентировочными показателями.
Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик - субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке. I
субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных данных. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимально в этом субтесте обследуемый может набрать 6 баллов. II
субтест - определение ориентировки. Проверяется знание обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в настоящее время находится, в каком городе. Оценка ответов та же, что и в предыдущем субтесте. Максимальный результат - 5 баллов. III
субтест - психический контроль состоит из трех заданий. Первое - отсчитывание от 20 в обратном порядке. Второе - повторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание - называние чисел от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не должен оказывать обследуемому помощи.
Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 балла, при наличии одной ошибки, но за то же время - в 1 балл. При правильном выполнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.
При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с - 2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполнение задания не превышено, - 1 балл.
Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с - 3 балла.
Счет до 40 без ошибок за 20 - 45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл.
Максимальная оценка результатов в III субтесте - 9 баллов.
ТУсубтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается среднее арифметическое. Максимальная оценка в IV субтесте - 23 балла.
Усубтест - воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке - аналогичен одному из субтестов метода Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содержится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в последнем - 8 цифр. Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обратном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллектуального снижения, инструкцию можно подкрепить примером. Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично регистрируются результаты.
Оценка по субтесту производится сложением результатов, полученных в обеих сериях. Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов. Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.
У1 субтест - визуальная репродукция. Обследуемому предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка (рис. 3). Экспозиция - 10 с. Затем он должен воспроизвести их на бланке опыта.
Оценка производится следующим образом.
В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их направленности - 1 балл: правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, равные линии, поставленные под правильным углом, - 1 балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре Б - большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате - 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл; 16 точек в малых квадратах - 1 балл; точность в пропорциях - 1 балл. Максимум - 5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.
В фигуре В1 - маленький прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами наружного - 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре В2 - открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл; правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исключением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигура в приблизительно верных пропорциях - 3 балла. Максимум - 3 балла.
Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту 14 баллов.
VII субтест - парные ассоциации. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые 6 пар - «легкие ассоциации», вторые 4 пары - «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившиеся ассоциации.
Приводим примеры применяемых для исследования пар ассоциаций: «легкие» - утро-вечер, серебро-золото; «трудные» - капуста-перо, стакан-петух.
Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего «хорошо», при неправильном - указывают на ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому «легких ассоциаций», разделенной на 2, с суммой удавшихся «трудных ассоциаций».
Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (АП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.
Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик: с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной памяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможности воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов.
Приводим пример вычисления результатов исследования. Обследуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.
Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.
50. Шкала памяти Векслера
Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций. Разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в 7 субтестов.
I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных.
II субтест – ориентировка во времени и пространстве.
Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки.
III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы.
IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках.
V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке.
VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с.
VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – «легкие ассоциации», следующие 4 пары – «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.
Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся «легких ассоциаций» с суммой «трудных ассоциаций».
Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки.
Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.
Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит
Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен49. Шкалы измерения интеллекта Векслера Шкалы измерения интеллекта Векслера (ШИИВ) -группа наиболее известных, широко используемых тестов интеллекта. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером. Шкала стандартизирована на
Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Хрестоматия по патопсихологии автора Зейгарник Блюма Вульфовна Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман АртурЭ. А. Коробкова ПО ПОВОДУ КНИГИ Д. ВЕКСЛЕРА «ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА ВЗРОСЛЫХ» Председательствующий на заседании, где читался доклад об интеллекте животных, прервал референта вопросом, знает ли он, что такое интеллект, обнаружилось: референт не знает; тогда
Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)Шкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения.2. Мне трудно сказать "нет".3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия МихайловнаДесятибалльная шкала Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы, или вас мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы,
Из книги Память и мышление автора Блонский Павел ПетровичТест Д. Векслера Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым.Тест
Из книги Графология XXI века автора Щеголев Илья Владимирович39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение
Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также
Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.
Из книги автора Из книги автора Из книги автораО памяти плохой и памяти хорошей Конечно, более или менее хорошая память не есть только прирожденное качество. Но все же крепость первых усвоений, ложащихся в основу душевных работ, и потом крепость последующих усвоений, не находящихся в связи с начатыми работами,
Из книги автораЭмпирическое исследование диссинхронии на материале теста Векслера Материалом для исследования были выбраны нормы детского варианта теста Векслера (WISC-M). На это есть несколько причин. Во-первых, тест Векслера является одним из наиболее надежных по своим
Шкала памяти Векслера (WechslerMemoryScale, WMS) – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций, разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в семь субтестов.
I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ – 1 балл).
II субтест – ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ – 1 балл).
Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушения ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.
III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.
IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.
V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).
VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.
VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – легкие ассоциации, следующие 4 пары – трудные ассоциации. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.
Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся легких ассоциаций с суммой трудных ассоциаций. Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер, 1945).
Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.
В нашей стране шкала памяти Векслера получила наибольшее распространение в клинической психодиагностике.