ДИОНИСИЙ, в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818 96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на… … Энциклопедический словарь
Дионисий Хитров - (в миру Дмитрий Васильевич; 22 октября 1818 8 сентября 1896 года в Москве) епископ. Некролог В Москве 8 сентября скончался епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий. Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818… …
Дионисий (Хитров Д. В.) - ДИОНИ́СИЙ (в миру Димитрий Васильевич Хитров) (181896), правосл. миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якут. яз. и перевод на якут. яз. новозаветных … Биографический словарь
Дионисий (Хитров, Дмитрий Васильевич) - просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия
Хитров - фамилия и происходящий от неё топоним: Носители фамилии Хитров, Станислав Николаевич советский актёр театра и кино Хитров, Степан Дмитриевич советский партийный, государственный деятель, министр сельского строительства СССР Хитров, Фёдор… … Википедия
Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ миссионер (1818 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в 1844 г. священником походной церкви, Дионисий в течение 10 лет совершил с нею миссионерское путешествие в 9130 верст по верхней, средней и нижней… … Биографический словарь
ДИОНИСИЙ - в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818 96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский… … Большой Энциклопедический словарь
Дионисий - I (около 1440 после 1502/1503), живописец, ведущий мастер московской школы XV в. Иконы («Спас в силах», 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, около 1500 03; с сыновьями) выделяются утончённой грацией рисунка и пропорций,… … Энциклопедический словарь
Дионисий - (Хитров) епископ уфимский; род. в Рязан. губ., оконч. каз. дух. сем. в 1844 г. и определен был свящ. походной миссионерской церкви в Якутской области. Здесь деятельно работал вместе с учителем своим, просветителем Сибири, архиеп. иркутск.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ДИОНИСИЙ - 1. ДИОНИСИЙ (ок. 1440 после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы (Спас в силах, 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503; с сыновьями) выделяются… … Русская история
Некролог
Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.
Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).
("Московские Ведомости", 1896 № 249).
Библиография
"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.
"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.
"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).
О нем:
"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.
"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.
"Русское Слово", 1896, № 244.
"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.
"Московские Ведомости", 1901, № 360.
Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
- - иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря...
Москва (энциклопедия)
- - архиепископ суздальский. Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию...
Биографический словарь
- - епископ-миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия...
Биографический словарь
- - 1. , живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы, фрески выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности. 2...
Русская энциклопедия
- - 1. Д. Галикарнасский - греческий историк и оратор...
Античный мир. Словарь-справочник
- - Dionysius, Διονύσιος, 1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами...
Реальный словарь классических древностей
- - в Сиракузах: 1. Д. I Старший - тиран. Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет...
Древний мир. Энциклопедический словарь
- - Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 по 264 гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в...
Энциклопедия античных писателей
- - просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве...
Большая биографическая энциклопедия
- - Хитров - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде...
Биографический словарь
- - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - I Хитро́в Степан Дмитриевич, советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1932. Родился в семье крестьянина. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1933-35 в Советской Армии...
- - советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1932. Родился в семье крестьянина. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1933‒35 в Советской Армии...
Большая Советская энциклопедия
- - советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР. В 1927 окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета...
Большая Советская энциклопедия
- - Р. Хи/тро/ва ры/нка...
Орфографический словарь русского языка
- - Х"итров р"ынок, Х"итрова р"...
Русский орфографический словарь
"Дионисий Хитров" в книгах
ХИТРОВ СТАНИСЛАВ
Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков ФедорХИТРОВ СТАНИСЛАВ ХИТРОВ СТАНИСЛАВ (актер кино: «Увольнение на берег», «Девчата» (оба – 1962), «Время, вперед!» (1966) и др.; скончался 24 мая 1985 года на 49-м году жизни).Хитров был достаточно популярным актером в 60-е годы, а в 70-е как отрезало: приглашать сниматься его перестали. Во
ХИТРОВ Станислав
Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков ФедорХИТРОВ Станислав ХИТРОВ Станислав (актер театра, кино: «Обгоняющая ветер» (1958; Юрко), «Яша Топорков» (1960; главная роль – Яша Топорков), «Мир входящему» (1961; шофер Павел Рукавицын), «Девчата» (бригадир лесорубов Филя Егоров), «Никогда» (рабочий), «Увольнение на берег»
E. M. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ
автораE. M. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ Всем интересующимся современной литературой должно быть известно имя поэта Сергея Есенина. По силе и яркости таланта Есенин занял почетное место среди первоклассных современных поэтов и первенствующее положение в
Е. М. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ В СПАС-КЛЕПИКОВСКОЙ ШКОЛЕ
Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1. автора Есенин Сергей АлександровичЕ. М. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ В СПАС-КЛЕПИКОВСКОЙ ШКОЛЕ Евгений Михайлович Хитров (1872–1932) - преподаватель русского языка и литературы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, в которой Есенин занимался в 1909–1912 годах.Первые свои
ДИОНИСИЙ I СТАРШИЙ
Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья ЯковлевичДИОНИСИЙ I СТАРШИЙ (род. в 430 г. до н. э. – ум. в 367 г. до н. э.) Тиран Сиракуз.Будущий тиран Сиракуз родился в семье, принадлежавшей к среднему сословию. Он рано потерял отца и воспитывался отчимом Гелором, которого любил и уважал. Дионисий получил хорошее образование и
ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ
Из книги Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия автора Шитков Александр ВладимировичПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ История Свято-Успенского монастыря в XVI веке распорядилась так, что все три звезды - святитель Герман, святитель Иов и святитель Дионисий - были духовно связаны между собой. Их духовная общность - тема, заслуживающая особого внимания. Не вдаваясь в
Дионисий
Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан ГригорьевичДионисий Московская живопись пережила в XV в. свой золотой век. Традиции Андрея Рублева создали прочное основание для дальнейшего развития московской школы во второй половине XV в. Крупнейшим художником этого периода был Дионисий. О жизни Дионисия известно очень немного.
Дионисий
Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей ИвановичДионисий
Из книги История Рима автора Ковалев Сергей ИвановичДионисий Современником Ливия был грек Дионисий Галикарнасский, профессор риторики и литературный критик. В 30 г. до н. э. он приехал в Рим, где и написал на греческом языке свой главный труд, над которым работал около 22 лет, выпустив его в 7 г. до н. э. Сочинение Дионисия -
Хитров Степан Дмитриевич
БСЭХитров Федор Михайлович
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХИ) автора БСЭДИОНИСИЙ I
автораДИОНИСИЙ I (Старший) (ок. 432–367 до н. э.),тиран (правитель) Сиракуз с 406 г. до н. э.119Если они смеются, значит, у них и впрямь ничего больше нет.Дионисий «наложил на сиракузян побор: они плакались, взывали к нему и уверяли, что у них ничего нет. Видя это, он приказал взять с них и
ДИОНИСИЙ II
Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин ВасильевичДИОНИСИЙ II (Младший),сын Дионисия Старшего,в 367–357 и 346–344 гг. до н. э. тиран (правитель) Сиракуз123Я кормлю стольких софистов не потому, что восхищаюсь ими, а для того, чтобы они восхищались мной.Приводится у Плутарха («Изречения царей и полководцев», 21, 1). ? Плут.-99, с.
М. И. Хитров. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
Из книги За Землю Русскую! автора Невский АлександрМ. И. Хитров. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ Введение «Якоже убо царския утвари златом украшены с многоценным камением веселят очи зрящих на ня, паче же сих духовная красота!»У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше
ХИТРОВ
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрХИТРОВ Михаил Иванович, прот. (1851–99), рус. правосл. церк. писатель. Окончил историко–филологич. фак–т Московского ун–та (1876). Преподавал всеобщую и отечеств. историю и рус. яз. в моск. учебных заведениях. Был помощником председателя Училищного совета при Свят. Синоде.
(в миру Дмитрий Васильевич; 22 октября 1818 - 8 сентября 1896 года в Москве) - епископ.
Некролог
В Москве 8 сентября скончался епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий.
Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.
Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).
("Московские Ведомости", 1896 № 249).
Библиография
Его:
"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.
"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.
"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).
О нем:
"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.
"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.
"Русское Слово", 1896, № 244.
"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.
"Московские Ведомости", 1901, № 360.
Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
Смотреть значение Дионисий Хитров в других словарях
Дионисий Ареопагит, Псевдо-дионисий
— (?-?) – великий христианский богослов, основоположник традиции православного платонизма. Его книги написаны от лица афинянина Дионисия, обращенного ап. Павлом (Деян........
Политический словарь
Дионисий Младший
— (?-?) - тиран сиракузский; сын Дионисия Старшего, распутный и слабовольный, оказался неспособным сохранить наследие отца. Прекращение наступательных войн привело сиракузскую........
Политический словарь
Дионисий Старший
— (?-367)– тиран Сиракуз с 406 года. Проводил завоевательную политику в Сицилии, Южной Италии. Созданная усилиями сиракузского тирана держава, была тогда, по справедливой........
Политический словарь
Дионисий
— Коринфский (ум. 251-258) - имя каждого из двух христианскихмучеников, учеников Кодрата, пострадавших в Коринфе в гонение императораДеция. Память в Православной церкви 10 (23) марта.
Дионисий I
— Старший (ок. 432-367 до н. э.) - тиран Сиракуз с 406; проводилзавоевательную политику на территории Сицилии, Юж. Италии.
Большой энциклопедический словарь
Дионисий Александрийский
— Дионисий Великий (ум. ок. 264), главахристианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. Память вПравославной церкви 5 (18) октября, в Католической - 17 ноября.
Большой энциклопедический словарь
Дионисий Ареопагит
— см. в ст. "Ареопагитики".
Большой энциклопедический словарь
Дионисий Галикарнасский
— древнегреческий историк и ритор 2-й пол. 1 в. дон. э., автор "Римских древностей" - истории Рима с мифических времен до264 до н. э. (20 книг; сохранились полностью книги 1-9 - до........
Большой энциклопедический словарь
Дионисий Глушицкий (1362-1437)
— русский иконописец северной школы(икона-портрет "Кирилл Белозерский", 1424).
Большой энциклопедический словарь
Дионисий Малый
— (ум. ок. 550) - скифский монах. С 500 в Риме, издалсобрание апостольских и соборных правил; от него ведет началолетосчисление от Рождества Христова.
Большой энциклопедический словарь
Балабан (дионисий)
— Балабан (Дионисий) - киевский митрополит. Занимая холмскую епископскую кафедру, подвергся со стороны униатов преследованиям, которые вынудили его перейти на луцкую........
Исторический словарь
Дионисий
— - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием........
Исторический словарь
Дионисий (в Миру Давид Федорович Зобниковский)
— Дионисий (в миру - Давид Федорович Зобниковский) - архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Родился около 1570 г. Сначала был сельским священником. В 1605 г. в Старице был поставлен........
Исторический словарь
Дионисий (в Миру Димитрий Васильевич Хитров)
— Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ-миссионер (1818 - 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в 1844 г. священником походной........
Исторический словарь
Дионисий (зобниковский Давид Федорович
— (ок. 1570 - 10.05.1633), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Во время польской и шведской интервенции н. XVII в. поддерживал патр. Гермогена в борьбе за избрание православного царя;........
Исторический словарь
Дионисий (иконник)
— Дионисий иконник - русский живописец и иконописец второй половины XV века. Им и его сотрудниками, из которых особенно выделились его сыновья, Феодосий и Владимир, расписан........
Исторический словарь
Дионисий 1
— (в миру Давид) (1300-85), митрополит Киевский и всея Руси с 1384. Архиепископ Суздальский (1381). Основатель и архимандрит Нижегородского Вознесенского (Печорского) монастыря.........
Исторический словарь
Дионисий Ареопагит
— - святитель, один из ближайших сподвижников апостола Павла, обращенный в христианство после проповеди Павла в афинском ареопаге (Деян XVII, 34). По преданию, первый епископ........
Исторический словарь
Дионисий Глушицкий
— игумен (ск. 1.06.1437), русский живописец, резчик по дереву, книгописец; один из лучших художников Святой Руси. "Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам сей великий светильник,........
Исторический словарь
Дионисий Радонежский
— архимандрит (ск. 12.05.1633), родился во Ржеве, образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании учебы стал священником, но, когда умерли его........
Исторический словарь
Дионисий Суздальский
— архиепископ (ск. 15.10.1385), молодые годы провел в пещере, которую ископал в берегу Волги в окрестностях Нижнего Новгорода. Позже он создал там монастырь во имя Вознесения........
Исторический словарь
Хитров
— Дворянская фамилия ых представляет собой как бы русский перевод фамилии Ханыковых, а ы и Ханыковы, как свидетельствуют их родословные, произошли от двух родных братьев,........
Словарь русских фамилий
Дионисий
— 1
Дионисий Галикарнасский
— (Dionusios o Аlikaarnasseus) - др.-греч. историк, современник Тита Ливия. Переехал в Рим в 30 до н. э., где написал на греч. языке свой гл. труд "Римские древности", охватывающий период........
Советская историческая энциклопедия
Свт. Дионисий, Еп. Александрийский
— (ум. 265) - ученик Оригена, ок. 232 г. возглавил Александрийскую школу. Автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами.
Исторический словарь
Хитров Михаил Иванович
— Хитров (Михаил Иванович, умер в 1899 г.) - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде. Окончив курс в Московском........
Исторический словарь
Дионисий
— (Dionysius, Διονύσιος). 1) Старший, сын Гермократа, тиран сиракузский, род. в 430 г. до Р. X. Сначала он был писцом, но, отличаясь честолюбием и выдающимся военным талантом, уже в........
Энциклопедия мифологии
Дионисий
— (ок. 1440 - после 1502) - рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию.........
Философский словарь
Дионисий Ареопагит
— - по еванг. легенде, судья афин. ареопага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем........
Философский словарь
Дионисий Картезианец
— (род. 1402/03, Рийкель, близ Льежа, Бельгия - ум. 1471, Рермонд, Голландия) - голл. теолог, doktor ecstaticus; был дружен с Николаем Кузанским, обработал, не привнося ничего нового, все........
Философский словарь
ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ)
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Дионисий (Хитров) (1818 - 1896), епископ Уфимский и Мензелинский.
В миру Хитров Димитрий Васильевич, родился 22 октября 1818 года в селе Хитрово, Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной 1825 года учился он недолго у дворовых людей, затем - у мужа сестры, изучая Часослов, Псалтири и отчасти - Октоих, но не совсем успешно. В сентябре 1828 года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.
В 1830 году переведен был в низшее отделение уездного духовного училища. По случаю холеры в октябре учеников распустили по домам и Димитрий, вернувшись домой, застал свою избу сгоревшей. Летом 1831 года в июне ночью ученикам дано было вновь приказание разойтись по домам по причине свирепствовшей холеры. Опять пешком пришел он домой. В сентябре 1832 года, когда Димитрий собрался ехать в училище, мать взяла благословила его иконой Ахтырской Божией Матери и сказала что скоро умрет. С великой горечью расстался он с ней, и той же осенью в ноябре она скончалась, а вскоре умер отец и старший брат.
Димитрий остался сиротой, но пришла пора поступать в семинарию - в конце августа 1834 года он сдал экзамен «с похвалой» и был зачислен в Рязанскую духовную семинарию, в отделение к профессору Феодору Семеновичу Мещерину, пользовавшемуся тогда особенным авторитетом по своей профессии. Филисофии его учил профессор Гавриил Петрович Успенский, математике - учитель Харлампий Иванович Романский. В 1840 году Димитрий окончил семинарию, и был избран от Рязанской епархии как казеннокоштный в числе десяти воспитанников направляемых на служение в Иркутскую епархию. Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Хитров смиренно повиновался и, вступив в брак в Рязанской епархии, отправился в Иркутск.
Якутский благовестник
По прибытии, Димитрий 16 марта 1841 года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием, следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника - тем же владыкой 6 апреля того же года к Градо-Якутской Преображенской церкви. Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.
С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня 1841 года по 1 июля 1844 года, в 1844 году - общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе, в 1845 году - законоучителем в Якутском казачьем училище, в 1851 году - членом Якутского духовного правления, с 1841 по 1853 год - благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря 1853 года - членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря 1851 года в звание миссионера. В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .
О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До 1850 года им предпринято было шесть подвижнических похода - два в Колымск, два на Аллохан, один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в 1845 году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам, которые, никогда не видавши христианского богослужения, могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны. В 1852 году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск, Вилюйск, Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом - по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.
Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января 1857 года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея, с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.
В конце 1858 года протоиерей Димитрий определен исполняющим должность ректора Ново-Архангельской духовной семинарии на острове Ситке и преподавателем богословских наук. 30 июля 1859 года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви, в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности - по несовместимости ее с вышеуказанными.
11 января 1862 года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня 1862 года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта 1863 года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В 1863 году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В 1864 году - назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая 1865 года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября 1866 года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта 1867 года - благочинным Градо-Якутских церквей.
В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.
7 июля 1867 года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским, викарием Камчатской епархии. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля 1868 года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия, в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.
Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января 1870 года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского. Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве, утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.
Епископ Уфимский
12 декабря 1883 года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру. С первых же дней своего служения в Уфе, он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола, много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он 8 сентября 1896 года и был погребен на кладбище Покровского миссионерского монастыря.
Азбука и грамматика якутского языка, Москва, 1857-1859.
Переводы с русского на якутский
Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса
Псалтырь
Служебник
Часослов
Свт. Иннокентий (Вениаминов), Указание пути в Царствие Небесное
несколько поучений на разные случаи
Литература
Церковные Ведомости, 1891, № 20, 170; 1892, № 9, 80.
Приб. к “ЦВ” , 1888, № 4, 88; 1891, № 16-17, 542-560; № 37, 1257; 1893, № 8, 327; 1896, № 37, 1343-1345; № 46, 1717-1718; 1900, № 14, 575-584; № 18, 720-728; 1903, № 50, 1966.
Известия Казанской Епархии, 1867, № 20, 545; 1869, № 4, 98; 1884, № 2, 33; 1887, № 12, 285.
Церковный Вестник, 1891, № 14, 222-223; № 21, 332; № 29, 449-450; № 37, 588; № 39, 621; № 46, 729.
Самарские Епархиальные Ведомости, 1886, № 9, оф. 183-210; неоф. 185-208, № 10, 199-208.
Русский Архив, 1910, № 1, кн. 1-я, 107.
Странник, 1872, т. 1, 12; 1891, т. V, 177.
Православное Обозрение, 1885, сентябрь, 193-201; 1886, май-июль, 367-391; 409-416; 1870, январь, 17-18.
Уфимские Епархиальные Ведомости, очерки о поездках по Уфимской епархии, в 1900 г. - автобиографические записки.
Воскресный День, 1890, № 17. Статьи И. К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский».
Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г. , 50; 1896 г., 48-49.
Список архиереев Иерархии Всерос. , Санкт-Петербург, 1896, № 402, 57.
Барсуков, И., Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского (скончался 8 сентября 1896 г.) , Санкт-Петербург, 1902.
Булгаков, 1416-1417.
БЭС, т. I, стб. 747; т. II, стб. 2215.
БЭЛ, т. IV, стб. 1101; т. VIII, стб. 234-235.
НЭС, т. XVI, стб. 377-378 (труды)
Смолич, Игорь, 417.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6659
http://www.rulex.ru/01050459.htm
Зосима (Давыдов), епископ Якутский и Ленский, «Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае», 14.XII.2006:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214164033
Первое издание - в Москве в конце 1850-х. Второе издание богослужебных книг, исправленное еп. Дионисием - в Казани в 1883 - 1889 годах.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо.
2012Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ДИОНИСИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
, в миру Хитров Димитрий Васильевич (1818-96), православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. … - ДИОНИСИЙ
ДИОН́ИСИЙ (в миру Димитрий Вас. Хитров) (1818-96), епископ Якутский и Вилюйский (с 1870), миссионер. Ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия … - ДИОНИСИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
(Dionysius, ?????????). 1) Старший, сын Гермократа, тиран сиракузский, род. в 430 г. до Р. X. Сначала он был писцом, но, … - ДИОНИСИЙ
Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру … - ДИОНИСИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
(ок. 1570-1633) архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12 рассылал грамоты по городам с … - ХИТРОВ
(Михаил Иванович, ум. в 1899 г.) — духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде. Окончив курс … - ДИОНИСИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Дионисий Ареопагит - знатный афинянин, член афинского ареопага, был,по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедью ап. Павла обращен вхристианство; проходил, … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ МАЛЫЙ (? - ок. 550), скифский монах. С 500 в Риме, издал собрание апостольских и соборных правил; от него … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ (1362-1437), рус. иконописец сев. школы, резчик по дереву, книгописец. Игумен нескольких основанных им монастырей на Вологодчине. Ему приписывают … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ, др.-греч. историк и ритор 2-й пол. 1 в. до н.э., автор "Римских древностей" - истории Рима с мифич. … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ АРЕОПАГИТ, см. Ареопагитики … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Дионисий Великий (? - ок. 264), глава христ. огласительной школы в Александрии, епископ с … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ I (в миру Давид) (1300-85), церк. деятель, архиепископ Суздальский (с 1381). Основатель и архимандрит Вознесенского (Нижегородского Печерского) мон. (1430-е … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ I Старший (ок. 432-367 до н.э.), тиран Сиракуз с 406; проводил завоеват. политику на терр. Сицилии, Юж. … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ (в миру Дав. Фёд. Зобниновский, Зобниковский) (ок. 1570-1633), церк. деятель, архимандрит Троице-Сергиева мон. (с 1610). Автор патриотич. посланий, сыгравших … - ДИОНИСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДИОН́ИСИЙ (ок. 1440 - после 1502/03), живописец, ведущий мастер моск. школы 15 в. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (Ферапонтов … - ХИТРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(Михаил Иванович, умер в 1899 г.) ? духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде. Окончив курс … - ДИОНИСИЙ в Словаре Кольера:
I имя двух древнегреческих тиранов, правивших в Сиракузах на Сицилии. Дионисий Старший. Когда в 405 до н.э. над греческой частью … - ДИОНИСИЙ в словаре Синонимов русского языка:
денис, … - ДИОНИСИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Дионисий, (Дионисиевич, Дионисиевна и Дионисьевич, … - ДИОНИСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(ок. 1570-1633), архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12 рассылал грамоты по городам с … - ДИОНИСИЙ (В МИРУ ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ХИТРОВ) в Краткой биографической энциклопедии:
Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ-миссионер (1818 - 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в … - ДИОНИСИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Суздальский (+ 1385), митрополит Киевский и всея Руси, святитель. Память 26 июня … - ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Радонежский (ок. 1570 - 1633), преподобный. Память 12 мая, в Соборе Тверских … - ДИОНИСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Печерский, по прозванию Щепа (XV в.), иеромонах, затворник, преподобный. Память 28 … - ДИОНИСИЙ ПАРИЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Парижский (+ 96 г.), первый епископ Парижа, священномученик. Память 3 октября. Святитель … - ДИОНИСИЙ ЗАКИНФСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Закинфский (1547 - 1622), б. архиепископ Эгинский, святитель. Память 24 августа … - ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Глушицкий (1362 - 1437), игумен, преподобный. Память 1 июня. Родился … - ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Ареопагит (I в.), епископ Афинский, священномученик. Память 4 января (70 ап.), 3 … - ДИОНИСИЙ (УШАКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий (Ушаков) (+ 1721), архиепископ б. Вятский и Великопермский. В миру Ушаков Димитрий. С … - ДИОНИСИЙ (ДЬЯЧЕНКО) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий (Дьяченко) (1882 - 1967), архиепископ Сан-Францисский и Калифорнийский. В миру Дьяченко Дмитрий … - ХИТРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Хитров (Михаил Иванович, умер в 1899 г.) - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде. Окончив … - ДИОНИСИЙ (В МИРУ ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ЗОБНИКОВСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
Дионисий (в миру - Давид Федорович Зобниковский) - архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Родился около 1570 г. Сначала был сельским священником. В … - ХИТРОВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Федор Михайлович [р. 8(21).2.1903, Грозный], советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1971). В 1927 окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета. С …
Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной года учился он недолго у дворовых людей, затем – у мужа сестры, изучая Часослов , Псалтири и отчасти – Октоих , но не совсем успешно. В сентябре года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.
Якутский благовестник
По прибытии, Димитрий 16 марта года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием , следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника – тем же владыкой 6 апреля того же года к . Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.
С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня года по 1 июля года, в году – общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе , в году – законоучителем в Якутском казачьем училище, в году – членом Якутского духовного правления, с по год – благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря года – членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря года в звание миссионера . В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .
О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До года им предпринято было шесть подвижнических похода – два в Колымск , два на Аллохан , один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам , которые, никогда не видавши христианского богослужения , могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны . В году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск , Вилюйск , Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.
Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея , с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.
31 декабря года был определен исполняющим должность ректора Якутской духовной семинарии и преподавателем богословских наук. 30 июля года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви , в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости ее с вышеуказанными.
11 января года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В году – назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта года – благочинным Градо-Якутских церквей.
В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который
опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.
7 июля года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским , викарием Камчатской епархии . Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия , в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.
Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского . Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве , утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.
Епископ Уфимский
12 декабря года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он