I этапШаг 1: Выявление проблемы
Определите проблемную область своего
творческого проекта
Шаг 2: Осознание проблемной области
Выявите подпроблемы своей проблемной области
Разработка
алгоритма выбора
профессии
Определение
дальнейшей
профессиональной
карьеры
Ознакомление с
существующими
профессиями и их
характеристиками
Выбор профессии
Проблемное
поле
Является ли данная потребность для вас
первостепенной? Дайте своему ответу подробное
обоснование
Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее
формулировка
Сформулируйте основные задачи своего проекта
II этап
Шаг 5: Выявление основных параметровКакие параметры и ограничения можно выделить в вашем
проекте?
Пример:
Выбираемая профессия должна соответствовать
индивидуальным личностными психофизиологическим
характеристикам;
Необходима доступность обучения;
Материальные затраты на получение специальности
должны соответствовать финансовым возможностям семьи;
Востребованность профессии на рынке труда.Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
друзья
Средства
массовой
информации
родители
Источники
информации
Художественная
литература
Учителя
Школьный
психолог
Профцентры
ИнтернетШаг 7: Анализ деятельности
Возможности освоения
профессии
Соответствие
психофизиологических
качеств требованиям
профессии
Интересы и
наклонности личности
Оплата труда,
возможности
профессионального
роста
Факторы,
влияющие
на выбор
профессии
Личное желание
Медицинские
противопоказания
Традиции семьи
Потребность общества
в кадрах, рынок трудаШаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
С помощью различных методик определите свою сферу
профессиональной деятельности и ознакомьтесь с
описаниями профессий, относящихся к этой сфере.
Проанализируйте полученные данные и выберите ряд
специальностей, которые вас привлекают больше
всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной
деятельности
Выделите основные требования к своей будущей
профессиональной деятельности. Используя
методики, выявите свои интересы и склонности,
соотнесите их с записанными требованиями,
сделайте выводы
III этап
Шаг 10: Анализ и синтез идейОцените все варианты по критериям (шаг 5) по 5бальной шкале. Какая специальность набрала
наибольшее количество баллов? Является ли этот
вариант наилучшим?
Шаг 11: Изучение содержания будущей
профессиональной деятельности
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Используя тесты, определите свой тип темперамента,
характер и другие личностные характеристикиШаг 13: Определение путей получения профессии
и выбор места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам
известны? Какой из них вас привлекает больше
всего? Проанализируйте каждый пункт этой
схемы и определите несколько учебных заведений,
где можно получить эту профессию. Выбрав
место обучения, рассмотрите варианты своих
дальнейших действий в случае неудачи при
поступлении в намеченное учебное заведение.Потребительская
корзина в
выбираемом
регионе
Вид учебного
заведения
(государственное
или коммерческое)
престижность
Период
поступления
Условия обучения
Выбор
места
обучения
Предоставление
общежития
иногородним
Срок обучения
Расположение
учебного
заведения
Стоимость
обучения
Шаг 1. Выявление проблемыОпределение проблемной области
проекта:
Окончание 9-11 классов, сдача
экзаменов;(подробно описать
трудности);
Определение учебного заведения и
название специальности получаемой
в этом учебном заведении.
Определение состояния здоровья.
Шаг 2. Осознание проблемной области
Шаг 3. Выявление конкретной потребности
Является ли потребность выбораконкретной профессии, в
соответствии с вашими
интересами и возможностями,
первостепенной или нет?
Дайте своему ответу подробное
обоснование.
Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка
Анализ конкретной профессии,выявление ее основных
требований к человеку и
выявление возможностей
овладения данной профессией.
Формулировка основной задачи
проекта.
Шаг 5. Выявление основных параметров.
1. Выбираемая профессия должна удовлетворятьиндивидуальным личностным и психофизическим
характеристикам.
2.Необходима доступность обучения
профессии(наличие учебного заведения).
3. Материальные затраты на получение
специальности должны соответствовать
финансовым возможностям семьи.
4.Востребованность профессии на рынке труда.
Шаг 6. Выявление традиций, истории, тенденций.
Правильный выбор основывается на сбореинформации о профессии. Вам необходимо
выявить, как со временем изменяются
требования к подготовке специалистов.
Источники информации:
1.Родители, друзья, учителя.
2Художественная литература.
3.Интернет.
4.Средства массовой информации.
Шаг 7. Анализ деятельности
Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйтесвою схему размышлений.
Алгоритм профессионального самоопределения.
1. Определение интересов и склонностей.
2. Анализ профессиональной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями.
3. Выявление индивидуальных личностных и
психофизических характеристик.
4.Соответствие индивидуальных характеристик с
требованиями профессиональной деятельности.
5. Определение социально-экономических факторов выбора
профессии: пути и условия получения профобразования,
материальные затраты на обучение.
6. Профессиональная проба.
7.Профессиональные планы и перспектива.
Шаг8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.
1. На основании методики ОПГопределить сферу профессиональной
деятельности (ч-ч; ч-т; ч-х; ч-п; ч-з.)
2. Используя интернет-сайты, в
которых приводится описания и
характеристики профессий, выписать
ряд специальностей, принадлежащих к
выбранной сфере профессиональной
деятельности.
10. Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.
1.Выделить параметры, относящиеся к вашей сферепрофессиональной деятельности.
Пример: Работа должна:
- Быть разнообразной;
- Иметь преобразующий, творческий характер;
- Стимулировать повышение уровня знаний и
умений;
- Соответствовать психофизическим и социальным
потребностям человека.
2. Выписать основные требования к будущей
профессиональной деятельности, сделать вывод.
11. Шаг 10. Анализ и синтез идей
Из всех перечисленных вышепрофессий выбрать самую
подходящую оценив в балах(от 1 до 5)
по основным параметрам.
Проанализировать полученные в
таблице результаты. Сделать вывод
(является ли этот вариант лучшим).
12. Выбор оптимального варианта профессии
СпециальнВостреб Соответс
Соответстпрофессии
Материа Кол-во
ВыборДоступ
оптимального
варианта
ость
ность
ованнос твие
вие
льные
баллов
обучен ть на
личност психофиз затраты
ия
рынке
ным
ическим на
труда
характер характер получени
истикам истикам
е
професси
и
Учитель
технологи
и
2
1
4
4
2
13
Учитель
рисования
3
3
5
5
3
19
13. Шаг 11. Изучение содержания будущей профессии
Составитьпрофессиограмму и
психограмму(описание
психологических
характеристик
деятельности) будущей
профессии (Составить для 23профессий из шага10).
14. Пример: Профессия учитель - ЧПФМ
1. Типы профессий(по предметам труда):Ч-П;Ч-Т;Ч-Ч;Ч-З;Ч-Х.
2. Классы профессий(по целям труда):
Г-гностический(исследовать, распознавать,
отличать); П-преобразующий(обработкой,
перемещением, составлением); Иизыскательский(поисковые, изобретательские).
3. Отделы профессий (по орудиям труда):
Р-Ручные; М-машинно-ручные;
А-автоматизированные; Ф-функциональные.
4. Группы профессий(по условиям труда):
Б-бытовой микроклимат; О-на открытом воздухе;
Н- необычные условия; М-моральная
ответственность
15. ПСИХОГРАММА ШАХМАТИСТА
1. Хороший запас физических сил и общего состоянияздоровья.
2. Крепкие нервы.
3. Самообладание.
4. Способность равномерно распределять внимание.
5. Способность воспринимать динамические отношения.
6. Созерцательный тип психики.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
8. Предметный характер мышления.
9. Объективный характер мышления.
10. С и л ь н а я „шахматная" память.
11. Синтетическая сила мышления и представления.
12. Комбинаторная способность.
13. Дисциплинированная воля.
16. Шаг 12. Опрделение путей получения профессии и выбор места обучения
Потребительскаякорзина(руб.)
Престижность
Условия
обучения(очное,
заочное,дневное
, вечернее).
Стоимость
обучения(руб.)
Выбор места
обучения(назван
ие учебного
заведения)
Вид учебного
заведения(государс
твенное или
комерческое).
Расположение
учебного
заведения
(адрес)
Срок
обучения(лет,
месяцев)
Период
поступления
(дата)
Предоставлени
е общежития
17. Шаг 13.Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры
Составить индивидуальную программусамосовершенствования и развития.(
Каких успехов вы хотите и можете
достичь в вашей будущей профессии).
Все свои профессиональные планы и
размышления отразите в виде
прогноза профессионального роста и
карьеры.
18. Шаг14. Вывод
Проанализироватьвыполненные шаги и
самостоятельно дать
себе оценку.
МОЙ ВЫБОР. Рабочая тетрадь проекта по профессиональному самоопределению
Практическая работа
Педагогика и дидактика
И мы надеемся рабочая тетрадь Мой выбор поможет Вам в этом так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой которая поможет Вам добиться творческих успехов достичь поставленных целей найти смысл своей жизни. Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению. Основная цель рабочей тетради помочь Вам понять себя свои особенности цели в жизни и на основе этого сделать...
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
60197. | Життя без насильства | 42 KB | |
Мета ознайомити дітей з документами які захищають їх права; теоретично обґрунтувати сутність насильства зясувати основні причини насильства над дітьми в середовищі сімї та виявлення шляхів його подолання. | |||
60198. | ТЕХ ДНЕЙ НЕ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ | 69.5 KB | |
Оформление доски: Уж больше полвека остывши молчат батареи И мирную землю не рвет не терзает фугас Но кажется памяти нашей ни чуть не старея Умершие так же как прежде сегодня живут среди нас... | |||
60200. | Воспитательное мероприятие «Путешествие по городу Здоровейску» | 43.5 KB | |
А вот и первый привал. 1 привал Санпост Называются имена аккуратных детей Отгадайте загадки. Прыжком марш 2 привал. костюм держит гантели 1234 Стану всех сильнее в мире Буду в цирке выступать Бегемота поднимать... | |||
60202. | Людина і природа: трагедія чи ідилія | 51.5 KB | |
Зявляється Гамлет. Гамлет: Купатися чи не купатися мені Питання це тривожить мозок мій. Ліворуч у напівтемряві зявляється тінь батька Гамлета. Батько Гамлета: Гамлете синку мій Гамлет озирається: Хто тут Батько Гамлета: Це я твій тато що рано у могилу зліг. | |||
60204. | Правила поводження з вогнем | 45.5 KB | |
Часу не гайте розведіть вогонь І не гасіть його Боже борони Хай дим пожежі всі довкіл побачать Бо ви герой а це велика вдача. Ви звичайно знаєте що таке вогонь. Де можна з ним зустрітися побачити Дуже давно люди не вміли добувати вогонь. | |||
60205. | ПОДОРОЖ ПО ЛІТЕРАТУРНОМУ МУЗЕЮ | 1 MB | |
Мета: розширити й поглибити знання дітей про письменників Р.Кіплінга, А. де Сент-Екзюпері, Т.Шевченка; допомогти глибше осягнути їх життєвий і творчий шлях, багатогранну складну обдаровану особистість... | |||
Шаг 1.выявление проблемы
Для человека, стоящего на пороге взрослой жизни, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.
Шаг 2.Осознание проблемной области.
Проблемной областью данного проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности.
Шаг 3.Технология выявления конкретной потребности.
Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями. Лично для меня главной потребностью является интерес, т.к. если не будет интереса, то и не будет желания работать, стараться для дальнейшего карьерного роста.
Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Задачей проекта является анализ конкретной профессии, определение основных её требований к человеку и выявления возможностей овладения профессией. Ведь, проанализировав какую-либо профессию, можно более подробно узнать о ней и определиться с выбором.
Шаг 5. Технология выявления основных параметров.
Для меня критерии выбора профессии могут быть следующими:
1) Совпадение с моими собственными желаниями и способностями
2) Доступность получения необходимого образования
3) Возможность трудоустройства
4) Материальные затраты должны совпадать с доходами семьи
5) Высокая зар-плата
6) Одобрение семьёй профессии.
Шаг 6. Технология выявления традиция, истории, тенденций.
Правильный выбор профессии основывается на сборе информации о различных профессиях.
Источники информации:
1) Родители
2) Центр занятости
3) Интернет
4) СМИ
5) Учителя
Шаг 7. Анализ деятельности.
Факторы, влияющие на выбор профессии:
1) Личное желание
2) Интересы
3) Оплата труда
4) Медицинские противопоказания
5) Возможность освоения профессии
6) Потребность общества в кадрах
Я обладаю склонностями к творчеству, исходя из тестов, но мне ближе профессии, связанные с работой с техникой или людьми.
Шаг 8. Выработка идей, вариантов, альтернативы.
Я имею несколько вариантов будущей деятельности:
Экономист, киберспортсмен, бизнесмен, программист, оператор, видеомейкер, фрилансер.
Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.
Профессия должна быть:
1) Интересной и разнообразной
2) Высокооплачиваемой
3) Полезной
4) Соответствовать потребностям
Шаг 10. Изучение содержания будущей профессиональной деятельности.
Из анализа более подходящей профессии оказалась — фрилансер, то т.к. эта профессия очень неустойчива, я выберу профессию экономиста.
Профессиограмма «Экономист»
Содержания труда:
Сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах, анализ хода результатов экономической деятельности, оценка её успешности и возможностей её совершенствования.
Должен знать:
Основы экономической теории, общественные науки, статистику, демографию, математику, область, где предстоит работать.
Индивидуальные качества:
Умение много и напряжено работать, математические способности, четкость, аккуратность, логическое мышление.
Квалификационные требования:
Вузы, Ссузы, УКК, курсы.
Медицинские противопоказания:
Нервные и психические заболевания, ощутимые изменения сердечной деятельности.
Шаг11. Выявление индивидуальных характеристик.
Пройдя тесты, я выяснил, что мой тип темперамента – холерик.
Этот тип отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.Шаг 14. Профессиональная проба.
Выбрав профессию экономиста, я не могу провести пробу данной профессии, т.к. не имею в моем возрасте достаточно знаний для работы экономиста.
Шаг 13. Коррекция.
Так как профессиональную пробу пройти у меня нет возможности, мое мнение о профессии экономиста не изменилось.
Шаг 14. Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры.
Чтобы достичь хороших результатов в области экономике, по моему мнению, для начала нужно получить хорошие знания в школе, далее поступить в престижный ВУЗ, в котором хорошо получить основные знания в области экономики, после чего нужно стараться попасть в неплохую компанию, имеющую перспективы, но главное трудиться.
I-й этап – Исследовательский
Шаг 1: Проблема
Этот шаг является самой первой ступенью в процессе проектирования. Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области.
Определите проблемную область в проектировании своего профессионального пути:
Шаг 2: Осознание проблемной области
Из проблемной области выделите различные подпроблемы, которые помогут Вам добиться поставленной цели:
Шаг 3: Определение потребности и её формулировка
Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями.
Подумайте и запишите, что необходимо учитывать при выборе профессии:
1.__свои интересы__________________________________________________
2._____склад ума_______________________________________________
3.__дальнейшие перспективы__________________________________________________
Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка
Целью творческого проекта является профессиональное самоопределение человека.
Подумайте и запишите какие задачи нужно решить, чтобы достичь поставленной цели:
1._заставить себя ___________________________________________________
Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений
В процессе проектирования могут возникнуть затруднения, которые ограничивают сферу поиска.
Запишите те затруднения, которые могут препятствовать Вашему профессиональному самоопределению и выбору профессию:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
4.____________________________________________________
5.____________________________________________________
Решение названного круга вопросов – сложный и трудоемкий процесс, требующий квалифицированной помощи психолога, профконсультанта, собственный усилий.
Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.
С помощью СМИ и Интернет-ресурсов узнайте, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им. Выберите 3 специальности, наиболее привлекательных для Вас и опишите их.
Специальность 1:_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность 2:_______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность 3:_______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сферы профессиональной деятельности
IV-й этап – Заключительный
Шаг 18: Контроль
Необходимо вернуться к 5-му и 7-му пунктам и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочеты, всегда можно их устранить.
Результаты сравнения:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шаг19: Самооценка
Вернитесь ко 2, 4 и 7-му пунктам. Проанализировав их, попытайтесь самостоятельно дать себе оценку. При этом необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано.
Самооценка:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если результаты, полученные в ходе выполнения работы Вас полностью устраивают, то Вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать ее в жизнь.
Шаг20: Оформление
Готовый проект желательно оформить по шагам, украсить его рисунками и иллюстрациями. В проекте желательно отразить все те размышления, которые возникали у вас в ходе его выполнения.
Шаг 21: Защита проекта
Прежде чем приступить к защите, составьте предварительный план своего выступления перед аудиторией и тщательно продумайте все то, что вы будете говорить.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ПРОЕКТ «МОЙ ВЫБОР»
Труд, в котором достигаются не только собственные цели, но и цели общества позволяет человеку стать счастливым, найти смысл своей жизни, добиться выдающихся успехов. Но труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе.
Спросите себя и других: «Каким человеком Вы вырастите?», «Кем Вы станете?», «Какую профессию выберете»? Вы получите множество ответов. Но важнее всего для Вас сейчас – найти свой, единственно верный, подходящий только Вам ответ на эти вопросы. Важнее всего для Вас сейчас совершить свой собственный профессиональный и жизненный выбор.
И мы надеемся, рабочая тетрадь «Мой выбор» поможет Вам в этом, так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. И только от Вас, от Вашего решения зависит Ваше будущее и будущее всего нашего общества.
Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой, которая поможет Вам добиться творческих успехов, достичь поставленных целей, найти смысл своей жизни.
Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению.
Основная цель рабочей тетради – помочь Вам понять себя, свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать правильный выбор профессии, совершить профессиональное самоопределение.
Следуйте инструкциям, выполняйте все задания и в итоге Вы получите пояснительную записку к своему творческому проекту, которую можете распечатать. Успехов Вам!