Перепелкина Елена Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ №1 д \с "Солнышко"
Населённый пункт:
р.п. Бисерть
Наименование материала:
проект
Тема:
"Овощи и фрукты - полезные продукты" в средней группе
Дата публикации:
12.11.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1
Детский сад комбинированного вида «Солнышко» р.п Бисерть
Проект «Овощи и фрукты - полезные продукты»
в средней группе
Составила: Перепелкина Е.В
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Сроки реализации: краткосрочный (02.10 -06.10.17гг)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и родители.
Актуальность:
Залог здоровья дошкольников- правильное питание.
Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка
дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного
возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются
функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ,
формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, вырабатываются черты характера. Одним словом,
правильное питание содействует формированию Здорового Образа Жизни
дошкольников и является одним из факторов, обеспечивающих высокий
уровень сопротивляемости детского организма к заболеваниям. Дети, питаясь
дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются пить молоко,
есть полезные для здоровья каши и овощи, приготовленные поваром в
детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу,
колу. А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить
пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу,
богатую витаминами- это овощи и фрукты. Важно донести до сознания детей
пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е.
привить детям основы здорового питания.
Цель проекта : Формирование представлений о правильном здоровом
питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности
организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе
Задачи:
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме,
цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости)
Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья
человека.
Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни
каждого человека
Расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и
фруктов научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол.
Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного
Формировать КГН и культуру питания детей, желание бережно относиться к
своему здоровью.
Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности
Развивать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.
Активизировать словарный запас, умение аргументировать свою точку
зрения, развивать внимание, память и логическое мышление детей; учить
сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-
следственные связи, делать обобщения
Проблема: Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья
недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые
необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкальная
Организация игровой проектной деятельности
1 – этап: организационно – подготовительный
Определение проблемы через выявление уровня развития детей и
образовательные возможности семьи;
Изучение нормативно – правовых документов, общеобразовательной
программы ДОУ, методической литературы, материалов сети Интернет по
вопросам выявленной проблемы;
Введение воспитанников в тематику с использованием модели «Трех
вопросов», обсуждение плана с семьями воспитанников;
Сбор информации, материалов и средств, для реализации проекта;
Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 – этап: основной (цикл практических дел)
Задачи: организация всех видов деятельности детей вокруг проекта «Овощи и
фрукты - полезные продукты» в ДОУ, совместной деятельности воспитателя
с детьми, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности
детей с родителями.
3 – этап: заключительный
Задачи: организация деятельности по изготовлению продуктов проекта.
Реализация проекта «Овощи и фрукты - полезные продукты».
Решая поставленные задачи организационно – подготовительного этапа,
изучалась и анализировалась нормативно – правовая база, методическая
литература по организации проектной деятельности с детьми младшего
дошкольного возраста и вовлечению в данную деятельность родителей
(законных представителей) воспитанников.
После ознакомления с нормативными документами и методическими
методов обучения и воспитания, адекватных возрасту детей и положениям
ФГОС ДО, создавались условия для реализации проекта согласно
требованиям стандарта.
Введение воспитанников в тематику проекта осуществлялось с
использованием модели «Трех вопросов».
Что мы знаем о овощах и фруктах?
Урожай убирают осенью.
Где растут овощи и фрукты.
Что готовят из овощей и фруктов.
Что мы хотим узнать о овощах и фруктах?
Какие витамины есть в овощах и фруктах?
Какие овощи нужны для приготовления винегрета?
Какая польза во фруктах и овощах??
Что мы должны сделать, чтобы узнать еще больше о овощах и фруктах?
Спросить у родителей.
Посмотреть в книгах.
Поискать в интернете.
Поиграть в новые игры.
Посмотреть обучающие мультфильмы.
На основе детских высказываний определили содержательные направления
проекта, совместно с детьми обсудили эту тему.
Формы работы с детьми по подготовке к реализации проекта:
проведение бесед, игровых ситуаций;
чтение стихотворений, сказок, рассказов о овощах и фруктах; рассматривание
книг, просмотр презентаций;
показ иллюстраций, картин как убирают овощи;
познавательно – исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями по подготовке к реализации проекта:
консультация «Здоровое питание для детей» см. приложение №3
детско – родительские проекты «как мы убирали урожай».
2 этап: Основной
1 этап: Подготовительный
Создание предметно-развивающей среды
Накопление «информационного багажа» по теме проекта
Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.
Подбор дидактических и настольно-печатных игр
Создание альбома «загадки об овощах и фруктах»
Проведение интервью с детьми «Как надо правильно питаться, чтоб быть
здоровыми»
Подготовка презентации «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Питание
и здоровье»
Подготовка консультации для родителей на тему «Здоровое питание-
здоровый ребенок» (о ценности продуктов питания: овощей и фруктов).
2 этап: Основной
Беседа «Фрукты и овощи»; «Польза овощей и фруктов» см. приложение №1
НОД «Во саду ли, в огороде»
«Овощи и фрукты- полезные продукты» (с показом презентации)
«Витамины и полезные продукты для здоровья человека»
см. приложение №4
Беседа «Почему нужно мыть овощи?»
«Составление рассказа об овощах, фруктах» используя схему
Игровая ситуация: «Что для чего?» (помогаем маме готовить)
Приготовление винегрета. см. приложение №5
«Наши загадки» составление описательных загадок об овощах и фруктах
Общение: «Правила питания и культура поведения за столом»
Дидактические игры:
«Вершки и корешки», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и
фруктов, «Что, где растет?», «Четвертый лишний», «Полезные продукты»,
«Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки» (Овощи и
фрукты, «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и
фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», «Доскажи
словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», «Один-много», «Узнай
блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Посчитай», «Отгадай по
описанию», «Поваренок», пазлы «Овощи и фрукты», «Что сначала, что
потом?» от семян к урожаю, «Подбери по цвету», «Найди пару»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «День рождения»
Чтение стихотворений: Ю. Тувим «Овощи», У. Рашид «Наш сад», И.
Винокуров «Осень», Г. Давыдова «Фрукты»
Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины см. приложение №8
Загадки про полезные продукты. см. приложение №2
Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», р. н. сказки «Мужик и
медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Л. Толстой
«Старик и яблони», «Косточка», белорусская народная сказка «Пых», С.
Михалков «Спор овощей», «Волшебный огород», «Про девочку Юлю,
которая плохо кушала», В Сутеев «Мешок яблок», рассказ «Фрукты- овощи»
(«Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Г Сапгир «Загадки с
грядки», Я. Аким «Яблонька», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Т.
Бокова «Праздник урожая», И. Финк «Овощи и фрукты», Ю. Коринец
«Последнее яблоко», Е. Трутнева «Урожай»,
Театрализованная деятельность
Инсценировка сказки: «Репка» (показ младшим детям)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «яблоко, груша..» см.приложение №6
Аппликация «Изготовление книги –загадок овощи, фрукты» см.приложение
Пластилинография «Фрукты»
Конструирование «Разные машины везут овощи и фрукты в магазин»;
«Овощехранилище»
Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах»
Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей
Работа с трафаретами: «Мои любимые овощи и фрукты»
Музыкальная деятельность:
Хоровод «огородная-хороводная»
игра: «Съедобное-несъедобное»
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот».
Физкультминутка:
«Компот», «Огород», Яблоко»
3 этап: Заключительный
Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные
продукты»
Итоговое мероприятие: составление книги «загадки про овощи и фрукты»
Фотоотчет по окончании проекта.
Конкурс творческих работ детей и родителей из природного материала
«Дары природы»- (необычные фрукты и овощи)
Работа с родителями
Проведение консультации для родителей на тему «Здоровое питание для
Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи и
Родители привлекают своих детей дома к совместному приготовлению блюд
из фруктов и овощей.
Результаты проекта:
Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов для
укрепления своего здоровья
Знают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, их полезных
свойствах.
Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные
продукты для здорового питания
У детей сформированы начальные представления о здоровом образе жизни
Дети имеют практические навыки по приготовлению салата
Дети умеют красиво сервировать стол и у них сформированы основы
культуры поведения за столом
Повысилась познавательная активность детей, их любознательность
Расширился словарный запас и повысилась речевая активность детей
Дети научились делать выводы, аргументировать свою точку зрения,
устанавливать причинно-следственные связи
Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и
родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.
В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему
здоровью посредством организации здорового питания. Установилась
взаимосвязь по созданию совместных с родителями проектов, что повышает
качество реализации образовательного процесса ДОУ.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»-
М: «Просвещение», 1999 г.
2. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград:
«Учитель», 2008 г.
3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя
группа- М: «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
5. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду»-
Ярославль, «Академия развития», 2000 г.
6. Г. Н. Давыдова «Пластилинография»- М: издательство «Скрипторий 2003»,
7. В. И Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» Москва. Вако.
8. О. С Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет Творческий
центр Москва 2010.
Фотоприложение
Выставка
Приложение №1
Беседа о пользе овощей и фруктов .
Воспитатель:
Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает
витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень
любят. Витамины вкусные, красивые.
А вы, ребята, пробовали витамины?
Витамины бывают не только в таблетках.
А в каких продуктах есть витамины ?
Нужно есть больше овощей и фруктов . В них много витаминов А, В, С, Д.
А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить , что на них
изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!
(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов , а дети называют не только само
название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус,
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
Физминутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в неё
Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.
– Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к
ребятам пришла кукла Аленка).
Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А
знаете почему? Вот послушайте!
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Игра: «Правильно-неправильно!»
Я зачитаю четверостишия о продуктах . Если в них говорится о полезных вещах , то вы
все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты , кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов .
И Сереже и Ирине всем полезны витамины .
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные
продукты .
Приложение №2
Загадки про полезные продукты.
Витаминка:«Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Я принесла вам волшебную
корзинку с загадками. Итак, слушайте внимательно, чтобы дать правильный ответ:
а) Сидит дед, в шубы одет
кто его раздевает,
тот слезы проливает! (лук)
б) Летом в огороде свежие зеленые,
а зимою в бочке жёлтые, солёные
отгадайте молодцы, как зовут нас (огурцы)
в) А на этой грядке длинные загадки.
В этой грядке Дед Мороз
прячет летом красный нос (морковь)
г) Круглое, румяное, сочное и сладкое.
Сочное и сладкое очень ароматное.
Наливное, гладкое,
тяжёлое, большое, что это такое? (яблоко)
д) Ярко-жёлтый, ароматный,
кислый, но на вкус приятный.
Хорош очень с чаем он
Называется (лимон)
е) Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста)
ж) И зелен и густ, на грядке вырос куст
начали щипать, стали плакать и рыдать (зелёный лук)
з) Привязан кустик к колышку
на кустике – шары
Бока подставив солнышку
Краснеют от жары (помидор)»
Рассказ детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
Витаминка:
«Ребята, а вы знаете, что такое витамины и где их можно найти? Витамины – это такие
полезные вещества, которые есть во всех овощах и фруктах. Чтобы хорошо себя
чувствовать, быть здоровым и бодрым, человеку каждый день необходимо кушать и
овощи, и фрукты. Учёные каждому витамину дали своё название. Например, есть
витамины: А, В, С, Д. Каждый витамин полезен нашему организму по-своему:
Витамин А – очень важен для зрения и кожи,
Витамин В – способствует хорошей работе сердца,
Витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
Витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими.
Дети вместе с Витаминкой рассматривают плакаты с изображением овощей и фруктов,
принадлежащих к определённой группе витаминов.
Витаминка:
«Ребята, как вы думаете, в каких продуктах содержится много витаминов?» (сырые овощи,
свежие фрукты).
Стихи о продуктах содержащих витамины.
Витаминка:
« Ребята, а ещё в моей волшебной корзиночке есть хорошие стихи. Хотите послушать?:
*Помни истину простую, лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
* От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и кислый очень он.
* Ты попробуй-ка решить
Нехитрую задачку:
Что полезнее жевать
Грушу или жвачку?».
Приложение № 3
Консультация для родителей "Здоровое питание для детей"
Детское питание.
Правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало
кто может утвердительно ответить на вопросы: «Правильно ли вы питаетесь? »,
«Правильно ли вы кормите своего ребёнка? » Какой малыш добровольно откажется от
шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши? Как заинтересовать детей вопросами
правильного питания? Как научить любить тушёные овощи, молочные блюда и кисель?
Как приготовить различные полезные блюда и напитки?
Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, - это несоблюдение
режима питания детей дома. Зачастую дети на завтрак приходят с опозданием, перекусив
чем-нибудь дома, либо приходят в группу с конфеткой или пряником в руках. Вечером,
забирая детей из детского сада, родители балуют их сладостями, забывая о том, что дома
ждёт ужин. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры
питания детей надо начинать со взрослых.
Это следует знать!
Формирование привычки здорового питания начинается с раннего детства.
Процесс употребления в пищу детьми полезных продуктов строится на основе
осмысленности, положительных эмоций, произвольности действий.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста доступны следующие
представления: для того чтобы не болеть, нужно кушать полезные продукты;
полезные продукты – это овощи, фрукты, молоко, соки, хлеб, рыба, мясо.
Развитие интереса у детей способствует более быстрому привыканию к
употреблению полезных продуктов.
Процесс организации правильного питания детей строится на основе
использования игрового метода.
Важны осознание родителями проблемы и желание её решать.
Важны желание родителей вести здоровый образ жизни (собственное питание,
положительный пример взрослого.
Необходимо объединение усилий педагогов и родителей в достижении
поставленных задач (согласованность в действиях, единство в подходах и
требованиях) .
Пять правил детского питания.
Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
Настроение во время еды должно быть хорошим.
Ребёнок имеет право на свои собственные привычки, вкусы, притязания.
Ребёнок имеет право знать всё о своём здоровье.
Нет плохих продуктов – есть плохие повара.
Надо приучать детей:
Участвовать в сервировке стола;
Перед едой тщательно мыть руки;
Жевать пищу с закрытым ртом;
Есть самостоятельно;
Есть только за столом;
Правильно пользоваться ложкой, вилкой.
Вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при
необходимости самостоятельно убрать его;
Закончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.
Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослые должны набраться терпения,
так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если
в семье и детском саду не единых взглядов на этот счёт.
Приложение №4
НОД по развитию речи
задачи:
Закрепить знания детей о: важности труда овощеводов; и условиях необходимых для роста
Совершенствовать диалогическую речь.
Воспитывать уважение к труду.
Материал:
«Чудесный мешочек» с (4 – 5 овощами: помидор, морковь, свёкла, лук, огурец);
картинки:
для Д/И «Что любят (не любят) овощи» (схематично 2 лица (улыбающееся,
грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много воды -дождь, засуха – жара,
холод, вредные насекомые);
б) инструменты: лопата, грабли, тяпка, лейка, человек;
в) машины: трактор, грузовая и картофелеуборочная.
3. Системный оператор
огород с грядками
растения
витамины
сердцевина (зародыш)
кожура, мякоть, семечки
(овощ в разрезе)
заготовки
Ход занятия
Организационный момент
Приходит кот Матроскин с сумкой в руках.
К – Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я кот Матроскин. Пришёл к вам радостью
земли много. Вот мы и решили посадить что-нибудь полезное. Хотите узнать, что мы
будем выращивать?
Д/И «Чудесный мешочек»
К – (подходит к ребёнку) У меня с собой «Чудесный мешочек». Опустите в него руку.
Назовите, что в нём лежит и какой он на ощупь?
Д – Это морковь (свёкла, огурец, помидор, лук).
Д – Она длинная, твёрдая, упругая, шероховатая, большая…
К – Скажите что это? (обобщающий жест)
Д – Это овощи.
К – Назовите, какие ещё вы знаете овощи.
Д – перечисляют.
К – Как их много! Я ничего не знаю об овощах. Расскажите мне о них.
Системный оператор
К – Вижу у вас есть «Волшебный экран»! (обращает внимание на системный оператор)
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то часть чего-то,
Это что-то для чего-то,
Это что-то из чего-то,
Чем-то было это что-то,
Это что-то мы возьмём
Чем-то будет это что-то,
И экран наш развернём.
Рассматривать мы будем овощи. (открываем 1 окно)
Объясните мне, частью чего являются овощи, растений или животных?
Д – Овощи являются частью растений.
(открывает 2 окно)
К - Что есть у овощей?
Д – У овощей есть кожура, мякоть, некоторых семена, корни, ботва.
(открывается 3 окно)
К – Вы наверное знаете, для чего нужны семена?
Д – Семена нужны для того, чтобы овощи размножались. (открывается 4 ок.)
К – Как размножаются картофель, лук, чеснок?
Д – Картофель размножается клубнями, лук – луковицами, чеснок – зубчиками.
К – Я хочу знать, из чего состоит семя?
Д – Семя состоит из кожуры и зародыша.
(открываем 5 окно)
К – Что такое зародыш?
Д - Зародыш – это маленькое будущее растение.
К – Для чего семени кожура?
Д – Кожура защищает семечко от повреждений,
К – Надо же, как в природе всё продумано!
К – Я забыл, где растут овощи?
Д – Овощи растут в огороде на грядках, в теплицах, на колхозных полях. (открывается 6
К – Напомните мне, в какое время года сажают овощи?
Д – Овощи сажают весной.
Д/И «Что любят (не любят) овощи»
(На доске стоят 2 карточки: грустное и весёлое лица. Рядом, на столе лежат картинки:
солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь,
К – Я хочу с вами поиграть. Игра называется «Что любят и не любят овощи». Здесь у меня
«Весёлый человечек». Он хочет знать, что любят овощи. Здесь «Грустный». Он собирается
узнать, что овощи не любят. Подойдите ко мне (вызывает 2 детей)! На столе картинки.
Выберите нужные; вы для «Весёлого человечка», вы для «Грустного».
К – Расскажите, что любят овощи?
Д – Овощи любят: землю, воду, тепло, свет, удобрения.
К – Что такое удобрения?
Д – Удобрения – это такие вещества, которые люди используют для повышения урожая.
К –Что не любят овощи?
Д – Овощи не любят: засуху, дождливое лето, сорняки, вредных насекомых.
Физкультурная минутка
Приходите в огород посмотреть, как всё растёт,
Как играют в прятки огурцы на грядке,
Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы у бобов блестят усы,
Как краснеют у забора великаны помидоры.
Всё растёт, всё цветёт – никому не тесно.
Приходите в огород – очень интересно.
К – Чтобы овощи росли, за ними надо ухаживать. Назовите профессии людей, кто
выращивает овощи?
(выставляется картинка человека)
Д – Овощи выращивают овощеводы, огородники, колхозники, агрономы.
К – Интересно, какие инструменты используют овощеводы в работе и расскажите, для
чего они нужны?
Д – Овощеводу в работе нужны:
лопата - для того, чтобы перекапывать землю;
грабли - для того, чтобы рыхлить почву, собирать сорняки;
тяпка (мотыга) - для того, чтобы окучивать овощи;
лейка - для того, чтобы поливать овощи.
(выставляются картинки)
К –Для чего пропалывают грядки, окучивают овощи?
Д – Пропалывать грядки нужно для того, чтобы убрать сорные травы. Они мешают
овощам расти. Окучивать надо для того, чтобы овощи лучше росли, и был хороший
К – Какие машины помогают колхозникам в работе?
Д – Колхозникам в работе помогают трактора. Они рыхлят землю для посевов и после
сбора урожая.
Картофелеуборочные машины собирают картофель.
Грузовые машины увозят овощи с полей.
(выставляются картинки)
К – Куда увозят овощи с полей?
Д – Овощи с полей увозят в овощехранилище, в магазины, на заводы. (открыть 7 окно)
К – Зачем овощи привозят на заводы?
Д – На заводах из овощей делают соки, консервы, чипсы,…..
К – Что такое овощехранилище?
Д – Овощехранилище – это такое большое здание, где хранятся овощи всю зиму. Для того,
чтобы люди могли покупать овощи в магазинах круглый год.
К – Да! Труд овощеводов, колхозников очень труден и важен.
К – Напомните мне, в какое время года собирают урожай овощей?
Д – Урожай овощей собирают осенью.
К – Овощи собирают разными способами. Покажите и скажите, как собирают картошку
(редиску, кабачок, перец)?
Д – Картошку выкапывают (выдёргивают, срезают, срывают).
К – Вот и я выдернул из земли морковку и съел. Правильно я сделал?
К – Ну расскажите мне, что делают с овощами перед тем как их съесть?
Д – Перед тем как съесть овощи моют, чистят, режут, жарят, варят, тушат, запекают.
К – Какие блюда можно приготовить из овощей?
Д – Из овощей можно приготовить: суп, салат, икру, сок, рагу, пюре, начинку для пирога,
консервы.
(открывается 8 окно)
Д/И «Хорошо – плохо» (с мячом)
К – Я понял, когда овощи есть это хорошо. Почему?
Д – Овощи хорошо потому, что они вкусные, полезные, из них можно приготовить разные
блюда, заготовлять в прок: заморозить, засолить, законсервировать, в них есть витамины,
(открывается 9 окно)
К –Для чего нужны витамины?
Д –Витамины необходимые для роста и развития организма.
К – Овощи плохо - почему?
Д – Плохо потому, что надо много трудиться, долго выращивать,……
Антонимы
К – Если я вас правильно понял, то
Весной овощи сажают, а осенью, что делают? (собирают)
огород широкий, а грядка, какая? (узкая)
лук растёт в земле, а капуста где? (на земле)
помидор мягкий, а кабачок, какой? (твёрдый)
тыква тяжёлая, а редиска, какая? (лёгкая)
баклажан гладкий, а чеснок какой? (шершавый)
репа сладкая, а лук, какой? (горький)
на грядке овощи грязные, а на столе какие? (чистые)
сорняки вредные, а овощи, какие? (полезные)
10.Итог
К – Спасибо вам. Я расскажу Дяде Фёдору, какие овощи надо посадить, как за ними
ухаживать, чтобы собрать хороший урожай. До свидания.
Приложение № 5
Приготовление винегрета
Задачи: Воспитывать у детей потребность быть здоровым. Воспитывать потребность в
речевом общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать аккуратность, чистоплотность. Развивать логику, мышление, внимание,
Развивать любознательность, наблюдательность. Развивать потребность высказывать своё
Развивать способность рассуждать и объяснять причинно-следственные связи. Развивать
умение поддерживать диалог. Развивать умение работать в коллективе. Познакомить детей
с понятием «витамины». Познакомить с условными обозначениями витаминов (А, В, С,Д)
Продолжать формировать представления о пользе витаминов для организма человека.
Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного питания –
пища должна быть не только вкусной, но и полезной; Закрепить знания детей о
правильном и рациональном питании.
Методы и приемы.
Словесные:
рассказ воспитателя о витаминах и их обозначении,
беседа «Чем полезны овощи и фрукты»,
беседа «Для чего мы едим»,
художественное слово – стихотворение,
беседа о гигиене, правилах безопасности во время работы.
Наглядные:
рассматривание картинок с изображением фруктов и овощей,
рассматривание фруктов,
показ способов действия,
показ схемы и буквенного обозначения витаминов,
Практические:
приготовление салата,
Материалы и оборудование:
Мольберт, магнитная доска;
картинки с изображением продуктов;
вырезанные из цветной бумаги буквы А,В,С,Д;
схема с изображениями продуктов питания и названиями витаминов, которые в них
маленькие ножи, салфетки, полотенце, фартуки и колпаки продукты для винегрета.
Дети, мне сегодня пришло письмо от нашего давнего друга Карлсона.
Он пишет, что не сможет прилететь к нам на праздник, так как плохо себя чувствует.
Недавно Карлсон был в гостях и съел много вкусных конфет. Теперь у него болит живот, у
него совсем нет сил. А еще он просит у нас совета, как же правильно питаться,чтобы
быть здоровым. Но прежде чем мы ему ответим на письмо, давайте разберемся, что такое
правильное питание.
Что вы любите есть больше всего?
(сладости, фрукты, соки, чипсы, морковку, т.д.)
Для чего мы едим?
(Человек питается, чтобы жить, расти, быть сильным.)
Да, с пищей мы получаем все необходимые вещества для роста, энергию для движения.
Но сначала нам надо разобраться, что такое полезная здоровая пища.
Мы уже с вами много говорили о здоровье, давайте вместе вспомним, что нужно делать,
чтобы всегда чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым (Заниматься физкультурой,
гулять, чистить зубы и т.д.).
Молодцы, вы все назвали правильно, но оказывается, чтобы быть здоровым нужно еще и
правильно питаться. Ребята, любая пища готовится из продуктов, а продукты могут быть
полезными и не очень полезными.
Скажите, пожалуйста, какие полезные продукты вы знаете?
(фрукты, овощи, каша, хлеб и др.)
А знаете ли вы, что в продуктах есть очень важные для здоровья вещества – витамины.
Мы с вами знаем стихотворение, давайте его расскажем.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
Кто знает, для чего нужны витамины? (ответы детей)
Витамин А – он очень важен для зрения и роста. Его много в моркови, сливочном масле,
яйцах, помидорах, петрушке.
Витамин В - помогает работать нашему сердцу, помогает организму бороться с разными
болезням. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в свежих помидорах, в
фасоли, в яйцах, хлебе, в молоке.
Витамин С – укрепляет весь наш организм, защищает от простуды и других болезней.
Когда его мало в пище, человек слабеет. Этот витамин есть в свежих фруктах - в
апельсинах, грейпфруте, лимонах, хурме и бананах, а также в сырых овощах - помидорах,
жёлтой репе, моркови, капусте, луке, чесноке.
Витамин Д - делает наши ноги и руки крепкими, этот витамин предохраняет от
размягчения костей. Он содержится в свежих яйцах, рыбьем жире и сырой капусте. Много
его в молоке.
Витаминов много и каждый из этих витаминов очень важен для нас.
У каждого из нас есть любимые блюда. Но не забывайте: чтобы быть сильным и
здоровым, красивыми и умными, надо питаться разнообразной пищей, а не только тем, что
нравится.
А сейчас я предлагаю вам приготовить овощи которые пригодятся для приготовления
винегрета.
А сейчас мы с вами повторим правила питания.
1. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
2.Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и
3. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.
4. Во время приема пиши не разговаривать
5.Пищу нужно хорошо прожевывать.
6. Полоскать рот после еды
7. Нужно завтракать, обедать и ужинать в одно и те же время.)
Мы с вами говорили о правилах питания.
И для чего же они нужны? (Быть здоровыми,чтобы еда приносила пользу, т.д.)
Да, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу, нужно обязательно соблюдать
правила питания.
А сейчас я хочу научить вас делать полезный для здоровья салат. Для того, чтобы у нас
получился салат, нужно все овощи порезать. Мне нужны помощники. - Прежде чем мы
начнем готовить салат, нужно…(помыть руки, надеть фартук и колпак.) – овощи мы
можем сразу порезать? (Нет. Надо их почистить.)
Как нужно пользоваться ножом? (Осторожно.)
Почему? (Чтобы не порезаться самому и не поранить других.) (Дети чистят овощи и
помогают воспитателю делать салат)
Заправим его маслом.
Вот и готов наш салат.
Итог.
У нас получился прекрасный салат. Все потрудились на славу. Мы вместе его попробуем.
Что нового вы узнали сегодня о еде? (Еда может приносить пользу или вред. Нужно есть
полезную еду.)
Что делает еду нашу полезной? (Витамины.)
О каких витаминах вы узнали? (А, В, С, Д.)
Чтобы полезные вещества усвоились, какие правила нужно соблюдать? (Называют
правила.)
Чему вы научились? (Делать винегрет.)
Что вам понравилось? (Высказывают свое мнение.)
Приложение №6
Конспект НОД по рисованию «Фрукты на столе»
Тема: фрукты и овощи.
Учиться сначала закрашивать фон;
Учиться передавать характерную для фруктов и овощей форму и цвет;
Учиться смешивать цвета для получения нужного оттенка;
Учиться красиво располагать композицию рисунка;
Закрепление навыков работы с гуашью, кисточкой.
Материалы:
Иллюстрации с натюрмортами из фруктов;
Плотная бумага;
Кисти №6 для рисования фона и №3 для рисования фруктов;
Салфетки для промакивания кисточки;
Банки с водой;
Муляжи фруктов;
Ход занятия:
К нам в группу приходит кукла Катя и просит помочь ей подготовиться к приходу гостей.
Нужно помочь ей определиться, какие плоды относятся к овощам, а какие к фруктам.
После того, как дети перечислят фрукты, какие они знают, Кукла Катя просит постелить на
стол красивую скатерть и положить фрукты, ведь скоро к ней придут гости!
Посмотрите, ребята, что здесь изображено? - Яблоко и груша. А как по-другому одним
словом мы их можем назвать? - Это фрукты. Такие картины, на которых изображены
фрукты, овощи, посуда, книги и другие неживые предметы, называются натюрморт.
Повторите: - Натюрморт. Можем нашу картину назвать натюрмортом? - Можем, потому
что там изображены фрукты.
Что делаем сначала? - Сначала мы рисуем фон. Рисуем сначала широкой кисточкой. Затем
идем полоскать широкую кисть, а наша работа тем временем подсохнет.
Физминутка:
Я нарисовала яблоко и грушу. Какого они цвета? - Зеленый с желтым и красный с
желтым. Правильно! А какие фрукты вы хотите нарисовать? Посмотрите на наши фрукты
«муляжи». Они одного цвета? – Нет. Какой формы?
Самостоятельная работа детей.
Вот какие замечательные у нас получились рисунки! Как мы по-другому можем их
назвать? - Натюрморт!
Сегодня вы все большие молодцы! Помогли кукле Кате подготовиться к приходу гостей.
Приложение №7
Конспект НОД по аппликации «Ширма с овощами и фруктами»
Программное содержание: закрепить знания детей об овощах и фруктах ; продолжать
учить детей различать по внешнему виду овощи и фрукты ; развивать умение обследовать
предмет, выделять его цвет, форму, качество; воспитывать интерес к окружающим
предметам природы; закреплять приёмы нанесения кистью клея на обратную сторону
фигуры; продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу
бумаги плотно прижимать её салфеткой.
Демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов , картинки с овощами и
фруктами .
Раздаточный материал: квадраты и прямоугольники из цветной бумаги, альбомные
листы на каждого ребёнка, клестер, кисти, салфетки, клеёнки на каждого.
Ход занятия
Организационный момент.
В: Ребята! Сегодня утром я шла к вам в сад и нашла корзинку. А корзинка эта не
простая. (Вынос корзинки прикрытой сверху салфеткой). Хотите узнать, что там внутри?
Тогда сначала отгадайте мои загадки.
(После того, как дети отгадают загадку, воспитатель достаёт из корзинки угаданный овощ
или фрукт показывает детям ).
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
помидоры)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин)
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…(лук)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (лимон)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
Над землёй - трава,
Под землёй - алая голова. (свёкла)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (капуста)
В: Молодцы, ребятки! Так что же у меня в корзинке?
Д: Овощи и фрукты !
Практическая часть
В: Ребята, у вас на столах лежат из цветной бумаги квадраты и прямоугольники, как из них
сделать овощи и фрукты . Высказывания детей. Дети решили какой овощ или фрукт они
будут выстригать, выбирают какой нужен цвет для этого овоща или фрукта, состригают
уголки и приклеивают. Аккуратно одну сторону намазывают клеем, затем разгладить
(Объяснение сопровождается показом).
Нанести клей кисточкой тонким слоем. Затем прикладываем деталь к листу бумаги, после
чего прижать её салфеткой. У нас с Вами получится общая книга загадок.
Помощь и объяснение по необходимости.
Подведение итогов. Посмотрите, ребята, какая книга у нас получилась! Назовите
все овощи и фрукты , какие вы здесь видите.
Приложение №8
Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины
Иногда ребенок отказывается кушать то или иное блюдо, и тога мама назидательным
тоном увещевает – «Ешь, там много витаминов!». А что это за существа такие невидиме,
эти витаминки?.. И почему они в еде живут?.. Детям дошкольного и младшего школьного
возраста трудно обьяснить всю сложность устройства человеческого организма и
процессов получения полезных веществ из пищи. Легче это сделать в игровой форме,
используя стихи про овощи и фрукты, про пользу витаминов.
Овощи:
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ -
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.
Фрукты и ягоды
Я - не птичка-невеличка.
Я – полезная клубничка.
Кто подружится со мной –
Не простудится зимой!
Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
И ещё про яблоко:
Яблоко - чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок мой тоже всем полезен,
помогает от болезней.
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
А я дыня – желтый бок.
Кто тут, дети, занемог?
Вкусная, медовая, Прогоню хворобу я.
Круглый я и гладкий,
Большой, тяжелый, сладкий.
Мякоть моя красная –
Снадобье прекрасное.
Я - заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа.
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
У меня колючий бок,
На макушке – хохолок.
Замечательный на вкус,
Ананасом я зовусь.
P.S. Рассказывать желательно тогда, когда ребенок видит морковку, помидор, банан своими
глазами. Можно разучивать с мамой на кухне или даче, рассматривая овощи и фрукты,
описывая их форму, цвет и вкус. Стишки будут быстрее запоминаться, если у ребенка
будет «живой пример».
Ещё один великолепный стих Ирмы Финк:
Овощи и фрукты
Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.
Фрукт чудесный – ананас,
И большой, к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.
Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.
Гроздьями гордится сад,
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!
И варенье, и компот
Из созревшей вишни,
Красный сок измазал рот -
Все вопросы лишни.
Ароматна и сладка
Желтенькая груша.
Съела три, теперь сыта
Маленькая Ксюша.
Зреет желудь на дубах -
Это корм для свинки.
Хруснет сочно на зубах
У свинюшки Динки.
Нос щекочет аромат
Ягоды клубники.
Согревают вешний сад
Солнечные блики.
Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.
Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
Покажись, девица!
Соком спелым налилась
Ягода малина,
К ней с лукошком пробралась
Славная девчина.
Огуречик,огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.
Не румяный колобок
Розовые щечки,
Это персик бочок -
Фрукт любимый дочки.
Что за дерево в цвету?
Фрукт, не фрукт, а диво!
Вам, детишки, подскажу -
Созревает слива.
Иностраночка хурма
К нам на блюдце ляжет,
До чего же хороша,
Но немножко вяжет.
Мы спечем большой пирог
с яблочной начинкой,
Яблочный в стакане сок
Сыты мы с Иринкой.
Стихи про витаминки
Небольшая сценка в стихах про витамины:
Витамин А
Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!
Ребенок:Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Стихи про то, в каких продуктах какие витамины
Витамин «А»
Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Витамин «В»
Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.
Витамин «С»
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле -
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
«С» – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.Думаю, от таких стишков-приговоров у ваших малышей
быстренько появится аппетит. Растите здоровы!
Елена Крюкова
Актуальность.
Дети дошкольного возраста, как правило, получают необходимое им питание в дошкольных учреждениях и дома. В меню дошкольника обяза-тельно должно входить требуемое количество жиров, белков, углеводов, витаминизированных и минеральных компонентов, получаемых совместно с пищей животного и растительного происхождения. Главное условие полноценного и правильного меню - это разнообразие продуктов питания. Но кроме этого, важно помнить, что вся пища должна быть натуральной, безвредной и доброкачественной.
Во фруктах и овощах содержится огромное количест-во витаминов и минералов, способных улучшить общее состояние здоровья, работу всех физиологических систем организма и защитить от самых тяжелых заболеваний. Поэтому они должны стать неотъемлемой частью ежедневного рационалюбого человека.
Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней.
Ребенок лучше воспринимает информацию визуально, поэтому полученные знания лучше всего выразить через художественное творчество. Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Тема нашего проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты» возникла после беседы с детьми об осени, как о времени сбора урожая. Мы заметили, что дети рзбираются в названии фруктов и овощей, но затрудняются с ответом на вопрос: «В чём польза овощей и фруктов для нас?»
Проблема.
Употребление овощей и фруктов в своём дневном рационе питания.
Целью проекта является формирование представления детей об овощных и плодовых культурах, умение различать их по внешнему виду, закрепление обобщающих понятий «овощи и фрукты». Формирование представления о пользе фруктов и овощей для здоровья человека, правильное питание.
Задачи проекта:
расширить представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах, развивать познавательный интерес, речь;
воспитывать положительные качества личности ребенка, развивать любознательность, познавательную активность детей, культуру поведения;
развивать творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;
формировать у детей навыки изображать овощи, фрукты и ягоды на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, используя различные способы и средства изображения;
изготовить приглашения на осенний праздник.
Ожидаемый результат:
развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
расширение знаний о пользе овощей, фруктов, ягод;
становление речи.
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность проекта – 1 месяц (краткосрочный)
Участники:
дети старшей группы;
воспитатели;
ПДО по ИЗО;
ПДО по ручному труду;
музыкальный руководитель;
родители.
Этапы проекта:
I этап – Организационный (разработка проекта);
II этап – Подготовительный
II этап – Реализация проекта
IV этап – Итоговый
I этап – Организационный
познакомить детей с презентацией «Овощи и фрукты»;
подобрать художественную литературу для чтения детям;
подобрать стихотворения и речевые подвижные игры по теме для заучивания с детьми в группе и дома с родителями;
подобрать дидактический материал и наглядные пособия по теме (на-стольные игры, фотографии, картинки, муляжи фруктов и овощей и т. д.);
подобрать весь необходимый материал для продуктивной деятельности детей;
изготовить игру «Что такое натюрморт?»;
рассказать о проекте родителям и вовлечь их в совместную, творческую деятельность;
составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
II этап – Подготовительный.
создание условий для организации и проведения мероприятий;
подготовка оборудования, материалов и инструментов для реализации проекта;
обогащение предметно-развивающей среды.
III этап – Реализация проекта.
Формы реализации:
Беседы с детьми и родителями
Наблюдения
Рассматривание иллюстраций и репродукций, просмотр презентации
Чтение художественной литературы
Игровая деятельность.
Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду
Выставка детского творчества
Изготовление пригласительных билетов на праздник
Проведение развлечения
Формы работы с родителями:
Беседа «Правильное питание»
Памятка для родителей «В каких продуктах живут витамины?»
Консультации: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Мифы об овощах и фруктах», «Витамины в овощах и фруктах»
Создание выставки «Осенний вернисаж»
IV этап – Итоговый
В ходе проекта были расширены представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах, повысился познавательный интерес, речь детей обогатилась прилагательными.
Были сформированы навыки изображения овощей, фруктов и ягод на ООД по рисованию, аппликации, лепке, дети выполняли свои работы используя различные способы и средства изображения.
Завершающим мероприятием проекта стал праздник осени, который позволил детям показать свои вокальные и хореографические умения, которые оценили по достоинству родители.
Сапельников Максим
В своей проектной работе Максим ищет ответ на вопрос "Почему нужно есть много овощей и фруктов?", рассказывает о пользе овощей и фруктов, о содержании витаминов в них, также он подобрал загадки, пословицы и поговорки об овощах и фруктах и пршёл к выводу, что если хочешь быть здоров, надо употреблять в пищу овощи и фрукты. Максим научился работать с интернет - источниками и создавать презентацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Проект «Польза овощей и фруктов» Проект подготовил ученик 3 класса Сапельников Максим МБОУ « Сокрутовская оош МО « Ахтубинский район» Астраханской области Руководитель: Куанаева М.М. учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Основополагающий вопрос: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Проблемные вопросы учебной темы: Правда ли, что овощи и фрукты – полезные продукты? В чём польза овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в известных нам фруктах и овощах?
Яблоки. Яблоко часто называют плодом здоровья. В них содержится большое количество витаминов С, В1, В2, Р, Е, в том числе марганец и калий, источник железа. Яблоки используют для профилактики простудных заболеваний, для лечения тяжелых недугов как злокачественные образования. Достаточное количество калия помогают стабилизировать кровяное давление, ну, а кальций необходим для укрепления зубной эмали и костной ткани. Клетчатка, содержащаяся в зеленых яблоках, долго усваивается и не дает долгое время ощущать чувство голода. Оно также содержит пектин, который поможет улучшить цвет лица и продлить молодость.
Груша. Груши издавна используются в народной медицине. Им свойственно преимущественно закрепляющее, мочегонное, дезинфицирующее, жаропонижающее и противокашлевое действие. Этим действием обладают не только свежие, но и сушеные плоды, а также сок, отвары (свежих и сушеных плодов), кисель. Груша богата сахарами, органическими кислотами, ферментами, клетчаткой, дубильными, азотными и пектиновыми веществами, витаминами С, B1, Р, РР, каротином (провитамин А), флавоноидами и фитонцидами. Многие сорта груш богаты микроэлементами, в том числе йодом.
Апельсин. В апельсине содержатся витамины А, В1, В2, РР и микроэлементы магний, фосфор, натрий, калий, кальций и железо. Но главное достоинство апельсина, как и всех цитрусовых - это витамин С. Апельсиновый сок активизирует деятельность всех функций организма, улучшает обмен веществ, оказывает тонизирующий эффект. Он полезен больным сахарным диабетом. Рекомендуется при авитаминозах, усталости, упадке сил. Возбуждает аппетит, хорошо утоляет жажду, особенно при лихорадке.. Апельсин благотворно влияет на заживление ран и нарывов.. Действует успокаивающе, укрепляет нервы, благотворно влияет на деятельность центральной нервной системы.
Капуста. Капуста – уникальный продукт, она имеет в своем составе огромное количество всевозможных полезных для здоровья веществ и витаминов. Витамина С в листьях ранних сортов содержится 20 мг% , в позднеспелых - 70 мг% . Капуста обладает способностью сохранять в себе витамин С продолжительное время. Секрет этого «долголетия» в том, что витамин С находится в капусте не только в чистом виде, но и в химически связанной форме - « аскорбигене ». Аскорбиген - наиболее устойчивая форма витамина С, причем в капусте его в этом виде содержится в 50 раз больше, чем, например, в картофеле. А вообще как такового витамина С в капусте больше, чем в картофеле, лишь в 1,5-2 раза. Витамина С в капусте больше, чем в мандаринах и лимонах, и в 10 раз больше, чем в моркови. В белокочанной капусте сконцентрирован почти весь набор витаминов, необходимых человеку.
Огурец. Огурцы на 95 процентов состоят из воды и содержат очень малое количество белков, жиров и углеводов. В огурцах содержатся ферменты, которые благоприятствуют усвоению белков животного происхождения. Поэтому полезно сочетать мясное блюдо с салатом из огурцов. Огурцы содержат витамины С, В1, В2, Р, провитамин А, ферменты, ароматические и минеральные вещества (фосфор, кальций, магний, железо). Из минеральных солей в них больше всего калия. Клетчатка огурцов стимулирует моторную функцию кишечника.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ «Овощи и фрукты» (старшая группа) МБДОУ Фёдоровский детский сад «Теремок» Кайбицкого муниципального района РТ Выполнила: Калашникова Галина Ивановна в оспитатель 2-ой категории 2014 год
Ц Е Л Ь: Способствовать расширению и углублению представлений детей об овощах и фруктах средствами интеграции речевой, познавательной и творческой деятельности.
ЗАДАЧИ Познавательные: - Расширять представление об овощах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания; - Учить различать овощи по вкусу, внешнему виду и месту произрастания; - Показать значимость овощей для развития роста и здоровья человека. Развивающие: - Развивать мелкую моторику - Приобщать к двигательной импровизации. Воспитательные: - Воспитывать умение вызывать положительные эмоции и чувство радости от достигнутого результата; - Воспитывать дружеские партнёрские отношения между детьми - Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.
ТИП ПРОЕКТА: исследовательско - творческая МЕТОДЫ: словесные, наглядные, игровые, практические ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный
Пути реализации проекта Формы работы Цель игры Игра «Отгадай загадку». Игра «Овощи – фрукты». Игра «Рецепты доктора Пилюлькина ». Познавательное занятие «Самые вкусные жители огорода и сада» Рисование овощей Сюжетно-ролевая игра «На рынке», «Магазин овощей» Пальчиковые игры Познакомить детей с названиями овощей и фруктов. Научить классифицировать овощи и фрукты, составление связного текста. Закрепить знания детей о значении овощей и фруктов для организма человека. Познакомить детей со значением витаминов в зимний период. Закрепить умение изображений овощей. Развитие коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики, закрепление знаний детей об овощах и фруктах.
8.Игра «Вершки-корешки» 9.Игра «Овощи выросли в огороде» 10.Лепка «Сбор овощей» 11.Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Что лишнее», «Варим суп» 12.Аппликация «Что растет на грядке» Чтение стихов, сказок про овощи и фрукты 13.Инсценировка сказки «Репка» Закрепить знания детей об овощах, их частях, употребляемых в пищу. Назвать правильно овощи из стихотворения, развитие слухового внимания. Развитие мелкой моторики, закрепить последовательность действий при выращивании овощей. Развитие мелкой моторики, представления о овощах и фруктах, умение группировать овощи и фрукты. Обучить детей изготовлению поделки. Развитие правильной дикции, закрепление знаний об овощах и фруктах. Развивать диалогическую речь, продолжить работу над четкостью речи, закрепить содержания сказки.
Дидактические игры
1. «Найди…»
2. «Что лишнее?» А)
3. «Варим суп»
4. Игра «Рецепты доктора Пилюлькина ».
Выбери овощи, в которых содержится витамин А.
5. «Отгадай загадку» Растут на грядке зеленые ветки, А на них красные детки. Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..
Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.
Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки. Желтая и сладкая, пушистая и гладкая. На дереве висела, пока не поспела.
Пальчиковые игры
Овощи Засолка капусты Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем Резкие движения кистями вверх и вниз. Движение пальцев, имитирующее посыпание солью. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулак. Морковка Не морковка - загляденье, Выросла на удивленье! Сочная да вкусная, Для детей полезная! Пальцы левой руки сжаты в щепотку и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепотке Овощи Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох - Урожай у нас не плох. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого пальца. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бачок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина - молодец! Дети делают ладошки «корзиночкой». Сгибают пальчики, начиная с большого пальца. Показывают большой палец. У Лариски - две редиски У Лариски - две редиски. У Алешки - две картошки. У Сережки - сорванца - Два зеленых огурца. А у Вовки - две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого пальца, на одной или обеих руках.
Фрукты Фрукты Как у нашей Зины Фрукты в корзине: Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы – До чего красивы! Посмотрите на ранет! Вкуснее наших фруктов нет! Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с мизинца. Гладят живот. Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Фрукт для вас и для нас. Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с Большого пальца. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Конспект занятия
Конспект познавательного занятия «Вырастим сад». Программное содержание: - Познакомить с последовательностью работ в саду; - учить различать овощи и фрукты; - воспитывать уважение к труду садоводов, результатам их труда. Ход занятия: 1. Загадки: отгадки дети находят среди муляжей. Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки \Яблоко\. На сучках висят шары – посинели от жары \Сливы\. Желтая и сладкая, пушистая и гладкая. На дереве висела, пока не поспела \Груша\. Висит он на ветке и с яблоком схож, Но красен, как рак, и, как бык, толстокож. И доверху полон рубиновых бус, Прозрачных и сочных, и сладких на вкус \Гранат\. - Что это? Как назовем одним словом? - Где растут фрукты? Какие фрукты еще можете назвать?
2. Д\и «Выращиваем сад»: предлагаю детям стать садовниками и разложить по порядку картинки с последовательностью выращивания урожая. По этой серии картинок рассказать, как мы вырастим сад. 3. Д\и «Что нужно убрать из корзинки?»: в двух корзинках находятся овощи и фрукты. Задание: разложить в одну корзинку овощи, в другую – фрукты. Объяснить, почему разложили именно так. 4. Физминутка «Собираем урожай»: Едем – едем мы домой на машине грузовой, Ворота отворяй, едет с сада урожай. Можно включить или заменить части занятия: - Выкладывание овощей и фруктов веревочками на полу (парами, подгруппами). - Пантомима «Покажи жестом» (красный помидор, желтая груша). - Д \ и «Наоборот»: (сладкий – горький, круглый - квадратный). - Опиши по схеме овощ или фрукт
Конкурс «Поделки из овощей» Фотоконкурс «Что выросло в моем огороде и саду» Придумывание новых загадок про овощи и фрукты Чтение стихов, рассказов про овощи и фрукты Сбор овощей и фруктов на своем огороде Развлечение «Что растет на грядке и в саду» Совместная работа с родителями
Ожидаемые результаты Умение различать овощи и фрукты по вкусу, внешнему виду и месту произрастания Понять значимость пользы для роста и развития человека Уметь разгадывать и загадывать загадки про овощи и фрукты
Спасибо за внимание!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск
Проект
Составитель: Акименко О.Н.
Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска
2016г.
Краткосрочный познавательный проект
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Тип проекта: познавательный, игровой.
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: Краткосрочный (сентябрь – октябрь).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Автор проекта: Акименко О.Н.
Цель проекта: Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах или фруктах. Совершенствовать познавательные способности детей, способствовать тому, чтобы дети стремились узнавать новую информацию о продуктах.
Развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности.
Задачи проекта:
Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.
Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.
Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.
Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).
5.Обогащать и развивать активный словарь детей.
Повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми.
Актуальность проблемы: Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
Умение классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей.
Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью. Проект объединит воспитателей родителей и детей в общей творческой работе.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
-Детские произведения: В. Сутеева «Яблоко», Ю. Тувима «Овощи», сказки разных народов;
-Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина) ;Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горького) .Материально – техническое:
Материалы для изготовления рукотворных книг (папки, бумага, изо-материал).
Диагностико – дидактический:
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
Образовательные:
Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получат практические навыки по приготовлению салатов.
Дети научатся классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Узнают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.
Родители грамотно и творчески отнесутся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Воспитательные:
Дети станут более выносливыми, жизнерадостными, здоровыми.
Дети узнают, и правильно будут придумывать названия салатов из овощей и фруктов.
Не будут привередничать во время еды.
Технические:
Изготовление ширмы «Овощи – фрукты – лучшие продукты».
Совместное изготовление пособий для игр.
Оформление фотоальбома, мини - книжек об овощах.
Пополнение игротеки играми по данной теме.
Конспекты занятий по ознакомлению с овощами – фруктами.
Оформление консультация для родителей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Воспитатели, дети Блиц – опрос с детьми
Воспитатели
Воспитатели Определение темы проекта Воспитатели
Формулировка цели и разработка задач Составление плана основного этапа проекта Воспитатели, дети Подбор книг для мини-библиотеки.
Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных для салата, кухонного инвентаря; беседа о здоровье; беседа о пользе овощей и фруктов. Воспитатели
Воспитатели, родители. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Воспитатели
Основной этап
Воспитатели, дети Беседы:
«Что нам осень принесла?»
«Овощи на нашем столе»
«Где и как растут овощи»
«Труд людей в огороде»
«Овощи и фрукты - самые полезные продукты», «Витамины». Воспитатели
Воспитатели, дети Занятие по ознакомлению с окружающим
«Что нам осень принесла?», «Фрукты и овощи», «Что растет в лесу?» Воспитатели
Воспитатели, дети Дидактические игры:
«Узнай на ощупь»,
«От какого овоща эта часть?»,
«Чудесный мешочек»,
«Что сажают в огороде»,
«Угадай по
описанию»,
«Сложи картинку», «Четвертый лишний»,
«Найди, что
покажу»,
«Отгадай овощ или фрукт на вкус».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин овощей», «Готовим с мамой обед».
Подвижные игры:
«Собери урожай», «У медведя во бору»,
«Огуречик- огуречик»,
«Урожай»,
«Картошка».
«Солнышко и дождик».
Пальчиковая гимнастика:
«Капуста», «Компот», «Варим щи».
Воспитатели
Воспитатели, дети Занятие по художественному творчеству:
Рисование: «Весёлые овощи». «Яблоко - спелое, красное, сладкое». «Яблоко и огурец». «На яблоне поспели яблоки».
Лепка «Яблоки и ягоды». «Яблоко и апельсин» (предметы круглой формы), «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла».
Аппликация: «Заготовки на зиму» Воспитатели
Воспитатели, дети Чтение художественной литературы
Ю. Тувим «Овощи»,
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»,
В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»,
Л.Н. Толстой «Косточка»,
М. Моравская «Апельсиновые корки»,
С. Черный «Загадка»,
Чтение и обыгрывание:
Сказка В. Сутеева «Яблоко».
Русские народные сказки:
«Репка», «Вершки и корешки».
Стихотворение-игра-считалка:
Г. Сапгир «Садовник».
Чтение и заучивание:
стихотворений об осени.
Отгадывание загадок:
об овощах и фруктах.
Пословицы, поговорки, потешки. Воспитатели
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. Музыка
Слушание:
Б. Можжевелова «Огородная хороводная», И.П.Чайковского «Времена года».
Разучивание:
песен об осени.
Психологический этюд:
«Танец осенних листочков».
Игра-хоровод:
«Урожай».
Слушание сказки:
«Репка».
Музыкальный досуг-праздник
«В гости к дедушке Винограду». Воспитатели, родители,дети. Работа с родителями.
Консультация: «В каких продуктах живут витамины».
Индивидуальные беседы «Правильное питание».
Совместная творческая деятельность:
- Выставка поделок из овощей и фруктов «Осенний калейдоскоп».
Воспитатели
Заключительный этап
Участники деятельности Содержание деятельности Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. - Познавательный досуг «В гости к дедушке Винограду»;- Оформление памятки в родительский уголок «Здоровая пища»;- Оформление папки - передвижка «Вкусные загадки»;- Оформление книги «Вкусные заготовки».Презентация «Овощи и фрукты» Воспитатели, родители.