Образцово-показательный лицей и коррекционная школа мало чем отличаются, когда речь идет о распределении социальных ролей. Каким бы ни был дружным класс, каким бы хорошим – классный руководитель, всегда есть среди учеников сильные и слабые, троечники и зубрилы, любимчики учителей и индивидуалисты. Разберемся, стоит ли переживать из-за этого расслоения, можно ли изменить образ ребенка в глазах сверстников и как научиться правильно использовать его.
Почему роли не равны
Француз Дидье Дезор двадцать лет назад опубликовал результаты опыта над крысами, определяющего социальные роли в коллективе. Шестерых пушистых питомцев помещали в клетку с водоемом, причем корм клали в ту часть, которая отделена водой. Через какое-то время группа разделилась: две крысы просто ждали, когда три других вернутся с кормом и отнимали его, а еще один индивидуалист отбивался от нападок агрессоров, сам плавал за кормом и сам его съедал. И так происходило каждый раз, даже если крыс было в десятки раз больше. Слушая рассказы детей о распределении социальных ролей в школе, начинаешь понимать смысл опыта, проведенного над крысами.
Ситуация обостряется неравенством в обществе. Для уравнивания социального положения родителей вводят школьную форму, которая должна стирать грань между богатыми и бедными. Но ситуации это не меняет. Дети стремятся выделиться если не при помощи одежды, то за счет модных канцелярских принадлежностей, обуви, рюкзаков и даже дорогих украшений. Поэтому в классе почти наверняка образуется элита и те, кто к ней не принадлежит.
Часто родители думают, что ребенок попадает в ту или иную группу именно из-за финансового состояния семьи, но на самом деле куда сильнее влияют особенности его личности и характера. Уверенный в себе, спокойный и независимый, если вспомнить опыт с крысами, скорее станет индивидуалистом, чем прогнется под других или сам будет кого-нибудь угнетать. А чем больше разных характеров, тем сложнее школьная иерархия, тем более многообразно распределение ролей.
Традиционные Кашинские краеведческие чтения.
«Рамки и маски».
(Социальные статусы и роли учеников 10«а» класса).
Выполнила: Охлопкова Юлия
ученица 10«а» класса
МОУ СОШ №3.
Руководитель: Голубева
Татьяна Михайловна.
Кашин 2008.
При изучении раздела «социология» на уроках обществознания мы познакомились с понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Выяснилось, что статус – это определённая позиция, место, которое занимает человек в социальной структуре общества. Можно сказать, что это место имеет определённые границы, т. е. очерчено рамкой. Любой человек занимает несколько позиций, т. е. участвует во множестве групп и организаций. Значит, каждого человека можно охарактеризовать статусным набором – совокупностью всех статусов, занимаемых индивидом.
От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков, да и сам обладатель статуса знает, чего ждут от него окружающие. Т. е. человек, занимая какое-либо место в обществе, играет роль в соответствии с обозначенными обществом рамками. Таким образом, статусная роль может быть названа «маской», которую человек обязан носить в пределах своих рамок.
После изучения темы, в октябре 2007 года в 10«а» классе была проведена анкета. В ней предлагалось каждому ученику назвать свои социальные статусы и написать те функции, которые ученики в соответствии с этим статусом выполняют. Вот каковы наши «рамки» и «маски».
Ответы были очень оригинальными и неожиданными. Если судить, в общем, то девочки оказались более откровенными, чем мальчики. У обеих сторон встречались статусы ученика, дочери, сына, друга, т. е. статусы семейные, формальные и неформальные. У мальчиков, например ролей ученика больше, чем у девочек: выполнять обязанности ученика, выполнять домашние задания, посещать уроки, поддерживать дисциплину, внимательно слушать на уроке, т. е. они считают, что учиться это их обязанность. Девочки, напротив, к статусу ученицы относятся, как к общественной деятельности: помогать учителям, участвовать в жизни школы. Статусы сына и дочери у участников анкеты почти одинаковы, ребята считают своих родителей примером для подражания, т. е. хотят учиться у них чему-нибудь, получать навыки поведения в обществе, прислушиваться к ним. У мальчиков роль пассивна – «чтить», «получать навыки». Они переносят активную часть роли на будущее: «помогать родителям в старости». А вот девушки активны уже сейчас: они «заботятся» о членах семьи, и помогают им.
Рассматривая статус друга, я обрадовалась тому, насколько серьёзно относятся ребята к дружбе, у обеих сторон роль друга такова: друг (или подруга) должен помогать в беде, уважать, проявлять внимание, понимание, сочувствие, проявлять организаторскую активность, выявлять и решать проблему. Но этим девочки не ограничились, они считают, что подруга должна также беречь секреты и…веселить!
Следующим по счету шёл статус девушки и главная её роль, оказывается, встречаться с парнем! Правда, прослушиваются нотки стремления быть женственной (как-никак 10 класс): следить за собой, быть похожей на девушку.
В будущем наши девушки, конечно же, будут мамами, и материнские черты прослеживаются в общении и заботе о братьях и сёстрах. Девочки помогают братьям и сестрам в учёбе, разбирают конфликты, гуляют с ними, учат грамоте и даже наказывают.
Все мы являемся гражданами РФ. А как к этому относятся ученики 10«а» класса? Мальчики посчитали, чтобы быть русским достаточно соблюдать обычаи, традиции страны. А о статусе «гражданин» мальчики не упоминали. Но девочки напротив очень патриотично отнеслись к этому, они считают, что настоящая гражданка РФ должна строго выполнять законы и… беречь Родину!
У каждого из нас есть увлечения, вот и ученики написали о тех ролях, в которых отражены эти увлечения. У мальчиков статус спортсмена требует защищать честь школы и города, помогать команде, работать над собой. А чтобы быть настоящим меломаном, нужно следить за миром музыки и слушать любимую группу.
У девушек настоящий музыкант должен хорошо играть на аккордеоне и играть главные партии на оркестре. Особенно меня заинтересовал статус творческой личности, она должна ориентироваться в литературе, выполнять чёрную работу, и что мне до сих пор не понятно – творческая личность должна совершенствовать язык и держать его за зубами.
Мы достигли такого возраста, что можем не только иметь хобби, но и зарабатывать деньги. Мальчики написали про себя, как про рабочего человека, который вовремя приходит на работу, добросовестно выполняет цели, поставленные руководством. Девочки опять же оказались более открытыми, они написали свою точную профессию и её функции. Например, медсестра – делать массаж дедушке, давать лекарства (и опять же проявляются материнские качества). Представитель фирмы должен собирать заказы, отправлять, разносить.
Это исследование показало, насколько по-разному видят свои статусы мальчики и девочки, и насколько разнообразны их роли.
Список используемой литературы:
1)Кравченко в социологию. Ученическое пособие для 10-11 классов. М., «Просвещение», 1996.
2), Салыгина. Человек в обществе.10 класс. «Вентана-Граф», 2004.
Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?
Учащиеся имеют право:
На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.
На свободу получения информации.
Быть выслушанным.
На свободу мысли, совести и религии.
На уважение человеческого достоинства.
На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.
На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.
На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком
Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.
На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.
На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).
На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.
На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?
Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.
Вопрос 4. Что определяет статус человека?
Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.
Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?
Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.
Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.
Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?
Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).
В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.
Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.
Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.
Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.
Вопрос 8. Что такое гендер?
Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?
Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.
В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.
Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.
На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.
Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.
Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».
Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.
Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?
Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.
Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.
Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).
Инфо
Среди педагогов и родителей бытуют разные мнения по поводу того, какую роль в жизни ребенка и его обучении играют одноклассники. Воспитание детей - сложный процесс, который очень часто вызывает разнобой мнений и дискуссий. Некоторые считают, что родители и учителя должны отслеживать то влияние, которое оказывают друзья и окружение на успехи детей в школе. Есть другие, которые считают, что одноклассники ребенка имеют исключительно положительное влияние на наши успехи. Хотя родители и учителя действительно часто могут быть правы, на мой взгляд, одноклассники чаще оказывают положительное влияние на успех ребенка, потому что ученики имеют много общего и проводят большую часть своего времени вместе.
Начнем с того, что одноклассники, как правило, имеют много общего, поэтому они могут дать друг другу полезные советы. Одноклассники имеют одних и тех же учителей, выполняют те же домашние задания и сталкиваются с подобными трудностями, поэтому они легко могут разобраться в подобных ситуациях. Когда у ученика возникают проблемы с хулиганами в школе, он, скорее всего, предпочтет обратиться за советом к своим одноклассникам, а не к родителям или учителям, потому что те могут предложить им больше сопереживания и сочувствия. Все потому, что одноклассники делятся общими социальными проблемы друг с другом. Таким образом, если у ученика возникают проблемы с учебой, он навряд ли сможет справиться с ними, спрашивая совета у своих родителей. Однако, если он обратится к однокласснику, они теперь смогут найти решение проблемы. Аналогично, если другой студент приходит к ним, они имеют больше возможностей, чтобы помочь с его проблемой. Это ситуация, в которой возраст не является важным фактором.
Кроме того, проводя вместе большую часть дня, одноклассники более доступны, чтобы помочь друг другу. Родители заняты работой и другими обязанностями, а вот одноклассники проводят весь день вместе. Для учеников проще обращаться за советом друг к другу, потому что у них уже есть базовое понимание проблем друг друга. Если ученик подходит к родителям с проблемой, родители часто не могут понять серьезности беспокойство ребенка. Все потому, что они заняты и имеют другую жизнь, другие заботы. Однако, одноклассники всегда готовы прийти на помощь друг другу и понять проблемы, которые кто-то из друзей сейчас переживает. Эта доступность делает одноклассников лучшими советчиками и составляет важный вклад в успехи ребенка в школе.
В завершение, есть много различных факторов, которые влияют на жизнь детей, но для успешного обучения в школе одноклассники играют важнейшую роль. Все это потому, что дети в классе делят почти все совместно, от учителей, к выполнению домашнего задания. Одноклассники всегда приходят на помощь друг другу, потому что они проводят много времени вместе. По этим причинам я считаю, что одноклассники ребенка оказывают важнейшее влияние на ее успехи в школе.
Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными . Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации , т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.
Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех , но и общественно полезна . Коллектив характеризуется общими ценностями , на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение , с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.
Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.
В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.
Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.
Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.
Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.
Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.
Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.
Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые . Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.
Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.