Энциклопедичный YouTube
1 / 4
✪ Храм Успения Пресвятой Богородицы, СПб
✪ Церковь Успения Пресвятой Богородицы
✪ Пасхальное Богослужение на подворье монастыря Оптина пустынь.
✪ История реставрации. Храм Успения Божией Матери. Геннадий Михайлович Журавлев
Субтитры
История подворья
Троицкое и Псковское подворья
Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году , по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого) , Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.
Киевское подворье
Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре . 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.
К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова . Во дворе - несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место », распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.
Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В -1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок . В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.
1900-1935 годы
В храме литургия служилась ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: ранняя - в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя - в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери - традиция заведённая ещё с 1870-х годов . Периодически акафист служил сам киевский митрополит.
Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году . 4 февраля Василеостровский райсовет предложил передать храм заводу «Метприбор» . Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.
После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение ленинградского митрополита.
После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО ; в самом храме - склад РККФ , в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.
В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна , здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов . После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.
Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.
Восстановление храма
В алтаре установлен престол из каррарского мрамора . Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.
До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во
Красивый храм на Васильевском острове привлекает внимание своей величественностью и красотой. Здесь издавна размещались монастырские подворья, и сегодня тут находится Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге. Сюда идут паломники, священнослужители, туристы, чтобы прикоснуться к святыням и ощутить мощную атмосферу соборности и веры.
Монастырь Оптина пустынь
Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь - Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место - подворье в Санкт-Петербурге.
Идея открытия Подворья
Подворье - это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь - подворье (СПб).
История открытия
Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли - состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге - как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой - это и есть подворье знаменитой обители.
Подворье сегодня
Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня - слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический центр «Оптина» проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем - гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.
Загородная усадьба подворья
В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой - набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 - теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.
Успенский собор - Оптинское подворье в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу , а позже .
Храм Успения Богородицы - великолепная церковь - украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.
Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.
Успенский храм подворья ныне - место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.
Подлинная гордость храма и подворья - мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора - профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.
Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом . История делается сегодня, и ее великий свидетель - храм Успения Пресвятой Богородицы.
Саша Митрахович 28.10.2018 10:07
Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.
Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.
Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего .
Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.
На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством и подлинным духовным центром на берегах Невы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы - Киево-Печерская лавра в миниатюре
В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.
Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте .
18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.
Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.
Саша Митрахович 28.10.2018 10:32
К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.
Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.
В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.
В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в .
На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.
1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.
Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.
Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.
Реставрация и возрождение
Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья .
Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.
15 сентября 2013 года произошло великое событие - чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на .
Сегодня весь комплекс подворья - объект культурного наследия федерального значения.
Саша Митрахович 28.10.2018 11:15
Храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина и всего Санкт-Петербурга. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.
Роспись интерьеров с 1902 по 1903 год выполняли московские художники Дьяконов, Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Федора Андреевича Соколова.
Существование внутри храма ледового катка нанесло большой ущерб интерьерам, в особенности настенной росписи. Замечательные росписи были попросту замазаны штукатуркой, белилами и масляной краской, причем местами наносилось до восьми слоев!
Холод и влага постепенно разрушали закрашенные ретивыми вандалами росписи на стенах Успенского храма. После возвращения его в 1991 году Русской православной церкви для спасения росписей пришлось создавать специальную группу художников-реставраторов, которые восстановили уникальные изображения. Для реставрационных работ в эту группу специально приглашались выпускники Российской академии художеств, хорошо понимающие академический характер настенной живописи православного храма.
March 5th, 2016
В последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста по набережной Лейтенанта Шмидта
к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.
День выдался серым, пасмурным, неласковым. 29 февраля. Редкий день).
Периодически шел снег.
Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..
И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...
" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."
Вот вышла на прогулку петербургская семья. Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)
Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.
Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)
Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)
А я нахожусь где-то тут...
За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)
Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.
На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.
Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского моста.
Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.
Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает
Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.
С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.
Захожу... Открываю тяжелые двери.
Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.
Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.
Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.
На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году
).Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».
На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.
Идет служба. Акустика великолепная! Чудо просто!
Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.
В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.
Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.
Доход был небольшим, поэтому в
1872 год у было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.
(фото из инета)
В
1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект, с
огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.
В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.
Видите его выше на снимке прошлых лет? Слева за часовенкой.
Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.
Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы
был заложен в 1895 году.Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.
В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем год у на купола были подняты кресты.
Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья
. Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.
(фото из инета)
Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.
После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна, Полина оказалась на улице.
Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.
Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений (а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..
Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.
После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.
Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
В ночь на 23 августа 1932 года
некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены
с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.
(вид на церковь с борта ледокола "Красин")
Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса
. Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.
Подворье фактически перестало существовать.
После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.
В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО , в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.
В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.
В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.
Представляете, какая площадь у храма?!
Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.
Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л. Белоусова и О.Протопопов.
После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.
Однако, состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.
В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.
Наместник монастыря
обратился к властям
Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья.
В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.
В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.
Вот такая история....
При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.
Интересный момент: при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения.
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку, мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами, над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди.
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь?....
Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)
На набережной Лейтенанта Шмидта стоит красивейшая Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Монументальное здание поражает кажущейся легкостью и простотой. Благодаря таланту архитектора, это строение удачно вписалось в облик помпезного Невского проспекта и Васильевского острова.
Славная история Успенской Церкви
На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.
На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.
Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.
На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.
Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.
К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.
В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.
Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение завода "Метприбор", но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.
В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.
Второе рождение и возрождение храма
В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.
В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.
Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.
В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.
Церковь стала островком духовной жизни в самом сердце Санкт-Петербурга. Городское месторасположение способствует ее обширной социальной и просветительской деятельности. Она проводит активную благотворительную работу.